бонифаций кто такой история
Бонифаций II (Bonifacius II) 29
22.IX.530 г. – 17.Х.532 г.
Бонифаций II, сын гота Сигибальда, был первым Папой германского происхождения (Liber Pontificalis). Но, родившийся в Риме, он с ранней юности связал свою жизнь с Римской Церковью.
Назначение его своим преемником св. Феликсом III и передача ему папского паллия вызвала раскол в римском обществе. Часть духовенства не признала каноничность выборов, в результате чего Церковь вновь была расколота схизмой. Антипапой стал избранный в Латеринском соборе в тот же день, что и Бонифаций II – 22 сентября 530 г., пользовавшийся большим авторитетом диакон Диоскор Александрийский, который в противовес Папе – готу, был совершенно определенно сторонником византийской ориентации. Но на этот раз раскол не был продолжительным: 14 октября Диоскор скончался, и все духовенство перешло в юрисдикцию Бонифация II.
На соборе 27 декабря 530 г. Папа осудил действия Диоскора, а шесть священников, бывших его приверженцами, принесли публичное покаяние в том, что они признавали антипапу. Укрепив свое положение, Бонифаций II решил также назначить себе преемника, и его выбор пал на диакона Вигилия. На соборе, созванном на следующий год в Риме, он заставил духовенство принести присягу и подписаться под тем, что его кандидат на кафедру св. Петра будет избран после его смерти. Но с течением времени Бонифаций все более укреплялся в мысли, что такое назначение преемника недопустимо вследствие своей явной неканоничности, ведь Римские Папы постоянно подчеркивали неправомерность назначения преемников на епископские кафедры, а св. Илар (461–468 гг.) специально писал в свое время об этом испанским епископам. Осознав, что такой метод предотвратить волнения и лишить возможности светскую власть оказывать влияние на выборы не может быть приемлемым, Бонифаций II созвал собор, на который помимо духовенства пригласил также сенаторов, признал, что назначение им преемника не соответствует церковному праву и торжественно сжег документ об избрании Вигилия перед гробницей апостола Петра. Бонифаций II ценой публичного признания своей неправоты вышел из затруднительного положения, таким образом обезоружив усиливавшуюся оппозицию. 30
Сочинения
Наиболее важное значение из сохранившейся переписки Бонифация II имеет послание от 25 января 531 г., в котором Папа утвердил решения II Оранжского собора (Южная Галлия), созванного св. Цезарием Арелатским июля 529 г. против полупелагианства. В каноны этого собора вошли, как уже упоминалось, так называемые «Capitula» предшественника Бонифация II – св. Феликса III. Южная Галлия, будучи духовной родиной полупелагианства, во многом оставалась приверженной этому учению, осужденному как заблуждение в понимании вопроса о соотношении благодати и свободы воли еще Папой св. Целестином I, решительно поддерживавшим позицию св. Августина (см. «История Римских Пап» т. I, с. 213).
В своем послании Бонифаций II подверг критике тех, кто считал, что все благие деяния должны быть приписаны благодати за исключением веры, которая, как они полагают, ей предшествуют, указав на непоследовательность их позиции, ибо в таком случае и благодать следует приписать вере, без которой она не дается, а вслед за этим и все благие поступки. Но все же, если любое благое деяние атрибутировать благодати, то ей же следует, и это более логично, приписать и веру.
Это послание еще раз подтвердило приверженность Апостольского Престола учению св. Августина, что было особо подчеркнуто и самим Бонифацием: «. так говорят многие Отцы, и среди них блаженной памяти епископ Августин» (PL. – Т. 65. – Col. 1790 ).
Бонифаций также укрепил этим посланием и авторитет своего викария в Галлии – Цезария Арелатского, что было отмечено жизнеописателем святого: «Блаженной памяти Папа Бонифаций, узнав о тех спорах, в которых принимал участие св. Цезарий, осудил мнение тех, кто выступал против епископа и утвердил его суждение своей апостольской властью.» (Vita Caesarii. 1, 1, 46. / PL. – Т. 66. – Col. 1023 ).
Вследствие того, что решения Оранжского собора 529 г. были признаны Папой consentanea catholicis Patrum regulis и утверждены его специальным посланием, то этот собор, в сущности, являвшийся всего лишь поместным, приобрел вероучительное значение для всей Церкви.
«. после Феликса [понтификат принял] Бонифаций. » (Anonymus Valesianus. Laterculus Pontificum Romanomm, 46).
Бонифаций скончался 17 октября 532 г. и был похоронен в соборе Святого Петра. На гробнице Бонифация II сохранилась надпись в стихах
Источник: Задворный В.Л. История Римских Пап. Том 2. От св. Феликса II до Пелагия II. — М.: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского в Москве, 1997. — 193 с.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Святой Бонифаций Кредитонский, апостол Германских земель. Часть 1
О бессмертный Бог, прибежище и помощь всем Твоим чадам! Прославляем Тебя за все, что Ты дал нам, за все, что Ты сделал для нас, и за все, что Ты есть для нас. Ты сила в нашей немощи. Ты свет в нашей тьме. В скорби нашей Ты утешение и мир. Невозможно сосчитать благости Твои; невозможно выразить Твою любовь. Благословляем Тебя за все Твои благодеяния. Да будем жить, помня, что Ты всегда рядом; да будем любить все, что любишь Ты; да будем служить Тебе каждый день нашей жизни; да будет все это через Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Молитва святого Бонифация
В своем плавании по океану этого мира наша Церковь словно корабль, бьющийся с различными житейскими невзгодами. Наша обязанность – не бросать этот корабль и вести его в верном направлении.
Святой Бонифаций, апостол Германских земель
С материальной стороны англо-саксонская цивилизация потерпела неудачу; ее главной заслугой, кажется, было «производство» святых и отправление их в другие страны… Основание новой эпохи положил величайший из них – святой Бонифаций из Кредитона, апостол Германии, так повлиявший на историю Европы, как ни любой другой англичанин.
Кристофер Досон. Создание Европы
Череда великих англичан… посеяла семена цивилизации в лесах Центральной Европы… Величайший из них – святой Бонифаций из Кредитона: кроме него ни один англичанин не оказал такого влияния на мир.
Сэр Артур Брайнт. История Англии
Святой Бонифаций Кредитонский |
Англия. 754 год от Рождества Христова. Один будущий святой пишет письмо другому будущему святому о появлении нового святого. Первый – архиепископ Кутберт Кентерберийский († 761; память 26 октября) пишет второму – Луллу, англичанину и архиепископу Майнца в Германии († 786; память 16 октября), о мученической смерти святого Бонифация. Архипастырь также писал, что Собор Английской Церкви постановил ежегодно отмечать 5 июня память о мученической кончине Бонифация. Кроме того, было решено почитать святого Бонифация третьим покровителем Английской Церкви после святых Григория Двоеслова († 604; память 12 марта) и Августина Кентерберийского († 604; память 26 мая). Ибо он принес свет Христов варварским народам, обитавшим в отдаленных и труднодоступных частях Европы, куда не смогли добраться даже римские легионы. Каким же был этот третий святой, просветивший Англию и затем отправившийся просвещать северо-западную Европу? Каким был этот странник по морям и горам, по лесам и глухим местам, посреди опасностей, которые могли исходить от язычников и разбойников, грабителей и лжебратьев? Что же это был за человек, так любивший свою родину и друзей, свой монастырь и братию, но оставивший это все ради того, чтобы в северо-западной Европе основать Церковь, строить там храмы и монастыри, проповедовать православную веру бесчисленным язычникам варварских племен и потом принять от их рук муки?
Крещение святого Бонифация |
Святому имя Бонифаций было дано не с рождения – он получил его перед тем, как начать свою миссию в Германии. В крещении ему дали имя Винфрид, что значит «друг мира», и, возможно, это указание на его смешанную – англо-кельтскую – кровь. Его отец был зажиточным англом, а мать, вероятнее всего, была кельтского происхождения. Родился святой Бонифаций примерно в 675 году в Кредитоне, что в Девоне – кельтской области, которая лишь незадолго до рождения Бонифация стала заселяться англами и была частью королевства Уэссекс. Его отец, возможно, имел торговое дело в Эксетере, что на границе Англии и кельтского мира, простиравшегося из Корнуолла далеко в Девон. В Эксетере кельты и англы жили бок о бок, но у каждого народа была своя Церковь.
Еще мальчиком родители отправили Винфрида обучаться в небольшой монастырь Эксетера. Здесь в святом разгорелся огонь веры. Но отец пожелал, чтобы Винфрид оставил обитель и занялся управлением их имениями, к чему его хорошо подготовило полученное в монастыре образование. Винфрид, однако же, чувствовал тягу к монашеской жизни и небесной науке, и отец наконец смягчился и дал позволение на постриг – это случилось при настоятеле Вулфхарде. В святом открылся, по словам составителя его жития Виллибальда, «дар к постижению божественных наук», и он желал совершенствовать свои знания и дальше. Со временем из провинциального Эксетера он перебрался в монастырь Нерслинга близ Саутгемптона, тоже в Уэссексе, но немного западнее (сейчас в графстве Хэмпшир). Здесь при настоятеле Вимберте Винфрид нашел то, что искал, и вскоре в совершенстве овладел латынью и получил некоторые познания в греческом. Он был поставлен руководить монастырской школой и стяжал славу учителя священных наук и монашеской жизни. И из других мест приходили к нему, как к знатоку Священного Писания, чтобы послушать его толкование священных текстов. Некоторые из сочинений Винфрида того времени сохранились до наших дней. Они написаны в манере святителя Альдгельма Шерборнского и Мальмсберийского († 709; память 25 мая), с которым Винфрид был, вероятно, знаком. Жизнь монаха Винфрида, «постигшего небесные истины», стала «образцом христианского жития и исполнения апостольского учения». Он жил в воздержании и молитве, строго следовал монашеским правилам, чему умело учил и других. В душе монах с самого рождения, Винфрид, когда достиг 30 лет – возраста, определенного канонами для рукоположения в пастыри, был посвящен в священнический сан.
Итак, в начале VIII века отец Винфрид был известен как преданный Церкви и одаренный многими дарами священнослужитель. Он принимал участие в церковных Соборах, его хорошо знал его правящий архиерей – епископ Винчестерский Даниил.
Но Винфрид горел желанием проповедовать Христа в Европе. Скорее всего, молодого подвижника вдохновляла на это миссия святителя Вилфрида Йоркского († 709; память 12 октября) во Фризию в 678–679 годах; немного позднее, в 690 году, с миссией туда отправились его ученики, одним из которых был иеромонах из Нортумбрии Виллиброрд, прославленный впоследствии как апостол Фризии († 739; память 7 ноября). Очевидно, что Фризия привлекла миссионеров, прежде всего, своей близостью – всего в 150 милях от восточного побережья Англии. Миссии благоприятствовало и то, что англы и фризы говорили тогда на схожих языках. Жившие на территории, расположенной между землями франков и англов, фризы были соседями тех и других. В то время Фризия занимала намного большую область, чем современная Фрисландия, – от севера Бельгии до Бремена в Германии, включая все побережье Нидерландов и другие районы.
Игумен Вимберт с неохотой, но все же благословил священника Винфрида (ему тогда было около 40 лет) проповедовать в Европе; снабдив его всем необходимым, он позволил двум или трем братиям сопровождать его. Весной 716 года эта маленькая компания отплыла из Лондона на фризском корабле. Прибыв в Вейк-бей-Дюрстеде, они застали его в бедственном положении. Архиепископ Виллиброрд был изгнан, а король фризов Радбод, ярый язычник, разрушал церкви и строил капища и все силы и средства направлял на борьбу с поддерживавшими христианство франками – главным врагом фризов. Винфрид смог поговорить с Радбодом (причем без какого-либо вреда для себя) и понял, что миссия сейчас невозможна, поскольку фризы воспринимали христианство как веру франков – своих главных врагов. И через несколько месяцев он оставил Фризию.
Но все было не так уж и плохо. Потому что Винфрид понял: корень проблемы – в испорченности нравов франкского духовенства, и, чтобы преуспеть в «бесплодной земле» фризов, он должен прежде исправить ситуацию во Франкской Церкви. Это означало, что для организации плодотворной миссии необходимы влияние и авторитет, признанные всей Западной Церковью.
Винфрид возвратился в Нерслинг и продолжил прежнюю монашескую жизнь. Через год умер настоятель Вимберт, и руководить монастырем избрали Винфрида. Но святой отказался, ибо сердце его жаждало новой миссии в Европе. Епископ Даниил принял отказ Винфрида, назначил новым настоятелем монаха Стефана, дал святому два рекомендательных письма и отправил его в Рим. Игумен Даниил, как и сам Винфрид, знал, что тот сможет снискать всеобщее признание франков только после того, как приобретет уважение папы.
Винфрид пересек Ла-Манш осенью 718 года и уже больше не возвращался в Англию. Спустя несколько недель он в первый раз встретился с другим будущим святым – папой Григорием II († 731), носившим то же имя, что и апостол англов святитель Григорий I. Было еще много встреч с папой: Григорий II испытывал усердие Винфрида. В мае 719 года папа нарек Винфрида новым именем – Бонифаций (Вонифатий) – в честь святого мученика Вонифатия Тарсийского († 307; память 19 декабря. Тарс – родина святителя Феодора Кентерберийского). В переводе с латыни имя Бонифаций означает «творящий благо». Папа поступил так же, как до него другой папа, изменивший в 695 году имя первого великого английского миссионера: святого Виллиброрда он нарек Климентом. С именем Бонифаций подвижник прожил до конца дней своих, и именно под этим именем его все и знают.
В мае 719 года Бонифаций отправился в Тюрингию – область в центральной Германии, далеко на восток от Рейна и франков. Жители Тюрингии говорили на языке, который был близок родному языку Бонифация – староанглийскому. В здешних лесах и горах Бонифацию предстояло нести апостольские труды. Папа Григорий уже давно мечтал о такой миссии, чтобы Церковь могла расшириться далеко на восток к языческим германским племенам. При этом Бонифацию не была вверена какая-то определенная территория – его миссией было проповедовать «в языческих краях».
Бонифаций выехал из Рима, пересек Альпы и Баварию и прибыл в Тюрингию. Он обнаружил, что здесь есть и христиане: они были крещены франкским духовенством и святым ирландским монахом Килианом; по преданию, последний принял здесь мученическую кончину около 689 года (память 8 июля). Но большинство жителей Тюрингии если и знали о Христе, то христианами в полном смысле этого слова не были; их скорее можно было назвать полухристианами. Здесь не было организованной церковной жизни, и от этого христианство, которое в те края принесли странствующие ирландские миссионеры, переплелось с язычеством и культами Тора и Одина. Будучи нечестивыми, тюрингцы принялись гнать и преследовать Бонифация. Увидев столь тяжкое положение дел, Бонифаций отправился на северо-запад, в землю франков, за помощью. Здесь он услышал, что во Фризии ситуация изменилась: Радбод умер, а архиепископ Виллиброрд вернулся. Бонифаций не стал задерживаться среди франков и поспешил во Фризию – «в языческие края», где он с самого начала желал трудиться ради Христа.
Здесь он между 719 и 722 годами и трудился вместе со своим земляком святителем Виллибрордом. Это было удачное соединение опыта одного, уже в преклонных летах, и энергии другого, еще молодого. На западе Фризии с центром в Утрехте они оба основали местную Церковь. Бонифаций проявил себя как блестящий организатор. Святитель Виллиброрд хотел сделать Бонифация епископом и своим главным помощником, но тот отказался.
В 722 году, с благословения архиепископа, святой Бонифаций, сделав во Фризии многое и еще большему научившись, двинулся на восток – в землю Гессен. Он слышал, что там условия для миссии были более благоприятными, чем в Тюрингии. Виллиброрд же продолжил свои труды в Утрехте. Он отошел ко Господу в глубокой старости в основанном им монастыре в Эхтернахе (ныне в Люксембурге). Это случилось в 739 году. Миссию Виллиброрда продолжили его последователи, среди которых был его двоюродный брат Беорнред, игумен в Эхтернахе, впоследствии епископ Санский в Галлии. Другим продолжателем его трудов стал англичанин Лиафвин, известный по своей миссии во Фризии; он принял мученический венец в Девентере († ок. 755; память 12 ноября). С ним вместе был и святой Маркеллин (память 14 июля), помогавший также и святому Бонифацию. Были и миссионеры из Нортумбрии: святые Плехельм (память 16 июля), Виро и Одгер († 753; память 8 мая); первые два стали епископами. Другой нортумбрийский миссионер, Виллехад, проповедовал на севере, закончив дни свои епископом Бремена (память 8 ноября). Его епархия включала земли фризов и саксов. Он преставился в 789 году. Это был последний из великих английских миссионеров того периода.
Гессен, пограничный с Тюрингией район, удобный для продвижения в центр Германии, был, как обнаружил Бонифаций, землей еще дикой. Этот край и стал первым, с которого святой начал миссию как Христов апостол, ибо, в отличие от Тюрингии и Фризии, эта область полностью населялась язычниками, что, впрочем, совсем не заботило франкского епископа Майнца, к чьей епархии относилась эта земля. И сюда пока еще не добрались странствующие ирландские монахи. Опыт Фризии подсказывал, что проповедь надо начинать с племенных вождей. Бонифаций так и поступил. Двух из них он обратил ко Христу; за ними последовали сотни и тысячи простых людей. Но у святого было слишком мало помощников. И он отправился в Рим, чтобы доложить об этом папе.
В начале ноября 722 года святой Бонифаций, сопровождаемый несколькими учениками, прибыл в Рим. И 30 ноября, в день памяти апостола Андрея Первозванного, Бонифаций, испытанный в правой вере, был рукоположен в епископа Зарейнского – его епархии отводились все германские земли, лежащие восточнее Рейна. Теперь святой подчинялся непосредственно Римскому папе. И у него была поддержка Римского первосвященника. Епископу Бонифацию была вверена власть над слабыми и порочными франкскими епископами и малограмотными и подчас еретическими проповедниками.
Папа написал для святого Бонифация пять писем с рекомендациями и советами. В них подробно объяснялось, как ему следовало проповедовать народам, жившим восточнее Рейна, а также говорилось о том, что всем клирикам и мирянам подобало жить по церковным канонам, и, к примеру, женившийся повторно не мог уже рукополагаться в священника.
В начале 723 года епископ Бонифаций прибыл ко двору франкского майордома Карла Мартелла и показал ему письма от папы. Мартелл не был истинным и верным христианином, но, как человек влиятельный, он мог обеспечить и действительно обеспечил политическую поддержку Бонифация и его защиту в Тюрингии и Гессене, которые были пограничными областями королевства франков.
Из древесины этого дуба святой Бонифаций построил часовню и освятил ее во имя апостола Петра. На том месте со временем вырос монастырь Фрицлар. Гессен был обращен ко Христу, и весть о Евангелии Христовом распространялась очень быстро. Языческие идолы уничтожались, святая вера насаждалась, люди принимали крещение. Такой успешной была миссия святого Бонифация, что в 724 году он уже вернулся из Гессена в Тюрингию.
Но не язычество стало одной из главных проблем святителя в Тюрингии, а противодействие франкских епископов – об этом мы узнаём из писем святителя в Рим. Было много проблем пастырского и практического характера, потому в эти годы епископ Бонифаций часто писал в Рим, обращаясь за советами.
Прогресс был медленным. Святому часто приходилось и материально помогать христианам. Нередко язычники-саксы переходили северную границу и вторгались в Тюрингию.
Бонифаций столкнулся с тремя проблемами, с которыми сталкиваются все миссионеры в любом месте и во все времена: языческая реакция, предательство неверных сторонников и отсутствие помощи от сильных мира сего. В Тюрингии имели место и сопротивление язычников, и жестокость и предательство франков, бывших христианами лишь номинально, и ереси странствовавших проповедников, и минимальная поддержка Карла Мартелла. Поддержка, если таковая и была, состояла лишь в том, что Мартелл мало шел на компромиссы с развращенным франкским епископатом. Но по мере расширения миссии Бонифация все сильнее ощущалась другая проблема: нехватка работников на ниве Христовой. И если его просьбы о помощи у франков почти не находили откликов, то ответ Англии на его призыв был ошеломляющим. О епископе Бонифации не забыли в его родном Уэссексе. Он переписывался с некоторыми из соотечественников, и часть этой переписки сохранилась до наших дней. В конце 720-х годов к нему приехали первые помощники из Уэссекса: чтецы, сочинители, ученые; в 730-е годы помощь потекла уже сплошным потоком, а в 740-е годы выходцы из Англии просто наводнили германские земли. Среди приехавших были будущие святые: Вигберт из Гластонбери, ставший впоследствии игуменом в Фрицларе († 738; память 13 августа); другой Вигберт и Лиафвин; верный Витта (или Альбин, епископ Бюрабурга; † ок. 760; память 26 октября); Эобан (епископ Утрехтский; † 754; память 5 июня) и Денехард; святой Бурхард из Мальмсбери, позднее ставший епископом Вюрцбурга († 754; память 14 октября); святой Лулл из Мальмсбери, бывший ученик Бонифация в Нерслинге, ставший впоследствии его преемником и архиепископом Майнцским; святой Маркеллин, а также святые братья, состоявшие в родстве и с Бонифацием, – Виллибальд и Винебальд. Одни из них были талантливыми проповедниками, другие – способными организаторами. Среди замечательных сестер, прибывших из Англии, были, к примеру, Кунихильда и ее дочь Бергита, приехавшие в Тюрингию; Кунитруда, приехавшая в Баварию; будущая святая Вальбурга († ок. 779; память 25 февраля) – сестра святых Винебальда и Виллибальда, ставшая настоятельницей в Хейденхайме, ее мощи до сих пор источают миро; будущая святая Фекла, игуменья Китцингемская († ок. 790; память 15 октября). И конечно же, прибыла родственница и духовный друг святого Бонифация святая Лиоба († ок. 780; память 28 сентября), ставшая игуменьей в Бишофсхайме. Духовный рост христиан центральной Германии стал возможен только благодаря всем этим миссионерам.
Начиная с 725 года миссия в Гессене и Тюрингии добивалась все больших результатов. Усердие и мудрость принесли свои плоды. Несколько раз происходили массовые крещения, когда сразу крестились сотни и даже тысячи человек. Строились церкви, часовни и монастыри. Как и во всем православном мире, монастыри играли ключевую роль: это были центры молитвенной жизни, здесь обучали и наставляли, давали примеры благочестивой жизни. Несмотря на набеги язычников-саксов и нападки полуязычников-франков, монастыри были настоящими маяками веры и культуры, разгонявшими светом Евангелия мрак язычества. Особенно значимыми были первые построенные англичанами монастыри: в Амёнебурге во имя архангела Михаила, а также во Фрицларе и Ордурфе. К 732 году уже была учреждена местная национальная Церковь. В монашеской жизни и учености она намного превосходила Церковь франков.
Святой Бонифаций – Апостол Германии
От святителя Бонифация до нас дошла пространная переписка, которую он вел с многими выдающимися деятелями своей эпохи, среди которых – папы, короли, епископы, настоятели монастырей, игуменьи, монахи, его духовные дети. Это эпистолярное наследие представляет собой бесценный памятник эпохи, удаленной от нас глубиной времен. Поистине, эти письма святителя пробиваются к нам, как луч солнца из глубины так называемых «темных веков», проливая свет на многие события той эпохи. Они позволяют нам составить более или менее ясное представление о том положении, в котором находилась в те годы Церковь в Западной Европе.
Его личность уже неоднократно была предметом исследования многих ученых на Западе – в первую очередь, в Германии и Англии. В то же время в отечественной историографии имя святого Бонифация до сих пор остается малоизвестным. За исключением нескольких словарных статей, помещенных, главным образом, в дореволюционных, малодоступных энциклопедических изданиях, на русском языке до последнего времени не существовало специальных работ, в которых бы рассматривалась его жизнь и миссионерское служение. В семинарских курсах Истории Древней Церкви его имя упоминается как бы вскользь и мимоходом, а оценки его миссионерской и церковно-организационной деятельности, как правило, субъективны и противоречивы.
Итак, среди отечественных историков Церкви рубежа XIX–XX вв. налицо в целом достаточно негативное отношение к деятельности Бонифация. Основной упрек, адресуемый ими этому святому, заключается в том, что в тех землях, где он проповедовал христианство, он содействовал также установлению подчиненной Риму иерархии. Один этот факт, по их мнению, перечеркивает все прочие заслуги святителя перед Церковью. Насколько справедлив подобный подход? Прежде чем ответить на этот вопрос, хотелось бы познакомить читателя с основными вехами жизни этого святого.
В 716 г. он предпринял свое первое путешествие во Фрисландию, где уже с кон. VII в. действовали англосаксонские миссионеры, в том числе святой Виллиброрд. Но этот первый опыт миссионерства потерпел неудачу. Фризский герцог Радбод, который только что отвоевал у франкского майордома Карла Мартелла (714-741) юго-западную часть страны, хотя и не стал препятствовать англосаксонскому миссионеру в проповеди христианства, но сам остался равнодушен к новой религии и не оказал поддержки миссии. Натолкнувшись на сильное сопротивление местного населения, Винфрид осенью 716 г. со своими спутниками вернулся в Англию.
В конце 717 г. в родном монастыре Винфрида Нурслинге умер аббат Винберт, и его преемником избрали Винфрида. Однако настоятелем монастыря он оставался недолго и вскоре, осенью 718 г., заручившись рекомендательным письмом епископа Винчестерского Даниила, Винфрид навсегда покинул свою родину. Вместе с группой товарищей он отправился в Рим, чтобы получить поддержку Римского престола и обеспечить тем самым проповеди христианства в германских землях прочную основу. С тех пор принцип непрерывной связи с Римской Церковью стал руководствующим для Винфрида во всей его дальнейшей деятельности.
МИССИОНЕР И ПРОПОВЕДНИК
Летом 719 г. он отправился в Тюрингию, которая считалась в Риме христианской страной. Однако положение там оказалось более сложным, чем предполагалось. Обращенные в христианство предшественником Бонифация, св. Килианом, государи, герцог Гоцберт и его сын Хетан II, были убиты, возможно, как раз из-за их попыток распространить христианскую веру среди своих подданных, которые предались язычеству или смешивали христианство с идолопоклонством. Бонифаций пытался побудить людей жить в соответствии с предписаниями христианской религии, однако не добился желаемого успеха, хотя и смог обратить нескольких язычников. Он решил отправиться ко двору франк. майордома Карла Мартелла, чтобы просить его о помощи, но по пути узнал о смерти фризского вождя Радбода и направился во Фрисландию. Здесь он провел три года, энергично помогая престарелому епископу Утрехта св. Виллиброрду.
Вскоре епископ Виллиброрд пожелал сделать Бонифация своим преемником. Однако он уклонился от этой чести, ссылаясь, на то, что без благословения папы не осмелится принять епископский сан. Бонифаций покинул Фрисландию и, последовав за армией Карла Мартелла, достиг Тюрингии и Гессена, где крестил многих местных жителей. С помощью двух вождей, обращенных им в христианство, Бонифаций учредил в 721 г. небольшой монастырь в Амёнебурге на р. Ом в Верхнем Гессене. По замыслу своего основателя обитель должна была стать своего рода миссионерским центром для подготовки духовенства из местных жителей.
Вскоре Бонифаций послал к папе Григорию II одного из своих учеников с письмом, где сообщал об успехах миссии и просил о дальнейшем руководстве. В ответ на это послание папа пригласил Бонифация посетить Вечный город, куда он отправился осенью 722 г. в сопровождении многочисленной свиты.
30 ноября 722 г. Бонифаций был рукоположен в сан епископа и принес клятву верности апостолу Петру и его преемнику. Впервые в истории папства рукоположение епископа неиталийского происхождения было совершено по чину, употреблявшемуся до этого исключительно для епископов римского митрополичьего округа. В этой клятве некоторые исследователи усматривают якобы уже тогда проявившуюся приверженность Бонифация «папизму», хотя в ней не содержится ничего противоречащего каноническим принципам Древней Церкви: Бонифаций клялся быть верным Римской Церкви, не иметь общения с епископами, которые не придерживались канонических предписаний и бороться с их деятельностью. Поставив Бонифация епископом, папа Григорий II отослал его назад с письмами, требующими повиновения новопоставленному епископу от духовенства его новой епархии в Тюрингии и Гессене. Кроме того, с письмом и просьбой о защите и помощи он обратился также и к Карлу Мартеллу, взявшего Бонифация под свою защиту.
Вернувшись в Гессен, Бонифаций с лихвой возместил ущерб, который Церковь понесла за время его отсутствия, когда многие жители этой страны перешли в язычество. Чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги, Бонифаций срубил в местечке Гисмар около города Фрицлар, дуб, посвященный богу грома Тору. На этом месте была возведена деревянная часовня, посвященная Спасителю. Для язычников это было зримым знаком того, что христианский Бог могущественнее и сильнее языческих богов.
УСТРОИТЕЛЬ ФРАНКСКОЙ ЦЕРКВИ И МУЧЕНИК ЗА ХРИСТА
После смерти в феврале 731 г. папы Григория II на престол Римской Церкви вступил папа Григорий III. Бонифаций поспешил отправить к новому папе посольство и принести уверения в своей преданности. В 732 г. Бонифаций вновь написал в Рим, упомянув среди прочего и о том, что работы стало слишком много для одного человека. Григорий III, оценив достигнутые Бонифацием успехи, отправил ему архиепископский паллиум, хотя и не назначил для митрополии постоянного центра. Кроме того, папа разрешил Бонифацию самостоятельно учреждать епархии и ставить на служение епископов.
В 737 г. Бонифаций в сопровождении многочисленных учеников в третий раз отправился в Рим, где был милостиво принят папой Григорием III. Папа наделил его полномочиями легата и поручил установить канонический порядок в церковной жизни Баварии. В Риме к нему присоединился Лулл, который впоследствии стал одним из его ближайших учеников и преемником на Майнцской кафедре.
По возвращении Бонифаций с помощью герцога Одилона и баварской знати начал работу по созиданию Баварской Церкви на канонических началах. Он по-новому определил границы епархий и назначил епископов на свободные кафедры: в Зальцбург, Фрайзинг и Регенсбург. Бонифаций основал самостоятельную гессенскую епархию с центром в Бюрабурге и назначил в нее епископом св. Витту. Были созданы также епархии в Айхштадте, куда в октябре 741 епископом был рукоположен св. Виллибальд, и Эрфурте. Новым епископом Вюрцбурга стал Бурхард.
Бонифаций обращал особое внимание на каноничность рукоположений духовенства и отстранял от служения неканонических клириков. Если рукоположенные неканоническим образом священнослужители были готовы признать, что они совершали свои упущения не по злой воле, и приносили покаяние в содеянном, то Бонифаций заново рукополагал их в священный сан.
В 741 г. умер Карл Мартелл. Власть над империей перешла к его сыновьям Карломанну и Пипину Короткому. Умершего 28 ноября 741 г. папу Римского Григория III сменил папа Захария. Святитель Бонифаций, завоевавший к этому времени огромный авторитет, заручился поддержкой Карломанна и приступил к реформе Франкской Церкви, в которой имело место сильное обмирщение духовенства. Осуществляя реформу Франкской Церкви, Бонифаций неоднократно стремился повысить уровень канонического сознания клира. Особенно строго Бонифаций относился к соблюдению духовенством целибата, предписывая наказывать священника за его нарушение бичеванием и даже тюремным заключением. Бонифаций сумел восстановить практику регулярного созыва Соборов, в которых принимал участие не только епископат, но и аристократия во главе с Карломанном и Пипином.
После смерти епископа Утрехта св. Виллиброрда (744) Бонифаций принял его епархию под свое управление. Примерно в то же самое время умер Рагенфрид, епископ Кёльнский. Папа Захария хотел учредить для Бонифация митрополию с центром в Кёльне (745), но этому воспротивилось местное духовенство. Тогда папа назначил Бонифация епископом Майнца и примасом Германии.
Много сделал Бонифаций для укрепления духовной жизни в монастырях, особенно в аббатстве Фульда, учрежденном в 744 г. под покровительством Бонифация его учеником св. Штурмием. Бонифаций ежегодно приезжал в Фульду, чтобы преподать наставление монахам, живущим по бенедиктинскому уставу, и провести несколько дней в молитве и богомыслии. По его просьбе папа Захария грамотой от 751 г. защитил аббатство от посягательств епископов Вюрцбурга или Майнца, подчинив его непосредственно Римскому престолу.
Получив благословение папы и согласие Пипина Короткого, Бонифаций летом 753 г. оставил Майнцское епископство своему ученику свт. Луллу и возглавил фризскую миссию. Он с успехом проповедовал на восточном берегу р. Зейдер (совр. Зее), пока не подвергся нападению разбойников, полагавших, что миссионеры имеют при себе сокровища. 5 июня 754 г. близ местечка Доккум на реке Борн святитель Бонифаций был убит вместе со своими спутниками (по разным версиям их было от 37 до 52). Он призывал своих учеников не сопротивляться язычникам и со смирением принять мученический венец. Новообращенные христиане вскоре нашли тела мучеников. Тело Бонифация было перенесено сначала в Утрехт, затем благодаря свт. Луллу в Майнц, а еще позже, согласно желанию, которое святитель неоднократно выражал на протяжении своей жизни, в аббатство Фульда. Гробница свт. Бонифация очень скоро стала местом поклонения.
СВЯТОЙ НЕРАЗДЕЛЕННОЙ ЦЕРКВИ
Святитель Бонифаций, без сомнения, может почитаться как святой единой, неразделенной Церкви. Вся многотрудная и подвижническая жизнь святителя, обращенные им в христианство народы, наконец, его мученическая кончина, его посмертное почитание и чудеса, совершавшиеся у его мощей, являются для нас неоспоримым свидетельством его святости. Но наличие крайних точек зрения, изложенных в начале статьи, заставляет нас сказать несколько слов о возможности почитания Бонифация в Православной Церкви.
Вплоть до ХХ столетия вопрос о почитании западных святых в Православной Церкви фактически не ставился. Только в последнее время, которое по значительности событий и явлений, происходящих в мире, сравнимо только с эпохой великого переселения народов, этот вопрос стал неожиданно актуален. Главным образом проблема почитания западных святых встала перед православными христианами, в силу разных исторических причин оказавшихся в Западной Европе. Одним их первых, кто обратил внимание на важность этой проблемы, был архиепископ Иоанн (Максимович), который долгие годы возглавлял одну из западно-европейских епархий Русской Православной Церкви Заграницей. В 1950 году архиепископ Иоанн выступил перед собором РПЦЗ с докладом о почитании западных святых.
Святитель Бонифаций совершал свое служение в эпоху, последовавшую за великим переселением народов. Ее отличительными чертами были политическая и экономическая нестабильность, франкская государственность находилась в стадии становления, в империи отсутствовала налаженная церковная структура. Следствием отсутствия церковной проповеди стала реакция язычества, которое во многих областях страны стало возвращать утраченные было позиции. Упадок нравственности духовенства вызвал значительное снижение его авторитета среди народа. Во Франкской Церкви в VII-VIII вв. стали весьма распространены симония, передача церковных должностей и санов по наследству, разврат и прочие порочные явления. Чтобы вести борьбу против этих злоупотреблений, нужно было иметь твердую опору, и Бонифаций нашел ее в лице папства каролингов.
Вполне очевидно, что тогда Рим обладал высочайшим авторитетом для большинства Церквей не только на Западе, но и на Востоке, а Римский епископ выступал как гарант и хранитель веры древней Церкви. Поэтому святитель Бонифаций стремился на христианизированных им землях устанавливать именно канонический порядок Римской Церкви, который закрепил бы достигнутые им успехи в проповеди христианства и создал бы необходимые условия для нормального развития христианской жизни.
[1] Бонифаций / Энциклопедический словарь. Т. IV. СПб, 1891. С. 370.
[2] Там же.
[3] Скорее всего, автором этой статьи был кто-либо из профессоров Санкт-Петербургской духовной академии. По крайне мере, все доктора церковной истории, указанные среди авторов этого тома энциклопедии, были профессорами СПбДА.
[4] Бонифаций / Православная богословская энциклопедия. Петроград, 1903. С. 942.
[5] Неофит Владимирович Малицкий (1871-?). Магистр церковной истории, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии.
[6] Бонифаций / Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1994. Т. I. С. 297.
[7] Прот. Иоанн Мейендорф. Цит. соч. С. 238.
[8] Там же. С. 238-239.
[9] Архиепископ Иоанн (Максимович). О почитании святых, просиявших на Западе (Доклад архиерейскому собору РПЦЗ) // Русский паломник. 1994. № 9. С. 58.
[10] Иеромонах Серафим (Роуз). Приношение православного американца М., 1998. С.105.
[11] См. Прот. Валентин Асмус. Седьмой Вселенский Собор 787 г. и власть Императора в Церкви / Regnum aeternum. М.,-Париж, 1996. С. 47.