Что нужно предоставить работодателю при электронном больничном листе
Электронный листок нетрудоспособности
С 1 июля 2017 года по желанию застрахованного лица и с его письменного согласия может быть сформирован электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН).
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) электронного листка нетрудоспособности, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями медицинского работника и медицинской организации, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования электронного листка нетрудоспособности.
Следовательно, ЭЛН признаются равнозначными листкам нетрудоспособности на бумажном носителе.
С 1 января 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2021 № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» выдача листков нетрудоспособности будет осуществляться в электронном виде.
Таким образом, с 1 января 2022 года основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам будет являться ЭЛН.
Напоминаем работодателям о необходимости обеспечения приема и оплаты ЭЛН, а также информировать своих сотрудников по вопросам получения электронных больничных.
Распечатка ЭЛН, талоны из медицинской организации и другие виды бумажных носителей для кадровой и бухгалтерской службы от работников получать не требуется.
Для приема ЭЛН на оплату достаточно получения только его номера – по телефону, по электронной почте.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2017 № 1567 утверждены Правила информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования электронного листка нетрудоспособности.
Для участия в информационном взаимодействии в целях формирования электронных листков нетрудоспособности страхователи могут использовать собственное доработанное программное обеспечение, программное обеспечение доступное для скачивания на сайте Фонда, а также Личный кабинет страхователя, размещенный в сети «Интернет» по адресу: https://lk.fss.ru.
При этом следует отметить, что Личный кабинет страхователя не является обязательным инструментом для обеспечения информационного взаимодействия страхователя и Фонда. Для получения сведений об электронных листках нетрудоспособности в личном кабинете осуществляется идентификация и аутентификация пользователей посредством Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).
В рамках информационного взаимодействия по электронным листкам нетрудоспособности страхователь запрашивает информацию в информационной системе Фонда по номеру СНИЛС своего работника и представленного им номеру электронного листка нетрудоспособности.
После получения сведений о сформированном листке нетрудоспособности, страхователь вносит в него сведения, необходимые для исчисления пособия, с указанием сведений о страхователе и застрахованном лице и подтверждает их усиленными квалифицированными электронными подписями главного бухгалтера, руководителя и страхователя (в том числе обезличенной).
Для работы с ЭЛН работодатель может использовать программы для ведения бухучета (1С, ПАРУС и др.), операторов ЭДО (СБИС, Контур, Такском и др.) либо скачать на сайте ФСС бесплатную программу (по ссылке https://lk.fss.ru/eln.html). Электронная подпись может быть использована та же, что и для сдачи отчетности.
Также обращаем внимание работодателей на новый сервис электронного взаимодействия с ФСС РФ для работодателей – «Социальный электронный документооборот» (СЭДО). С его помощью можно осуществлять взаимодействие с ФСС РФ в электронном виде, как для получения информации об ЭЛН, так и по работе в рамках механизма «Прямые выплаты».
Электронный больничный: инструкция для бухгалтера
Федеральный закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ наделил юридической силой электронные больничные листы. С 1 июля 2017 года у пациентов есть выбор: получать больничные в электронном или бумажном виде. Как бухгалтеру подключиться к электронному обмену больничными, оформлять и учитывать пособие по новым правилам?
Подготовка к работе
Шаг 1. Зарегистрируйтесь в системе
Чтобы работать с электронными больничными листками, организации потребуется завести личный кабинет в Единой интегрированной информационной системе «Соцстрах» ФСС на cabinets.fss.ru (далее — ЕИИС «Соцстрах»). Войти в него можно через учетную запись юрлица на портале Госуслуг.
Если у вашей организации нет подтвержденной учетной записи на Госуслугах, создайте ее в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА):
Если у вас обслуживающая бухгалтерия, читайте о том, как получать больничные сотрудников, в статье.
После регистрации в личном кабинете ЕИИС «Соцстрах» заполните информацию о своей компании и ознакомьтесь с инструкцией.
Для каждого участника системы предусмотрены свои функции личного кабинета:
Утвержден перечень данных, которые требуются для проведения медико-социальной экспертизы застрахованного и начисления пособия, а также сроки их сдачи (Постановление Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567).
Шаг 2. Перераспределите обязанности
Назначьте бухгалтера, ответственного за работу с электронными больничными, получите на него электронную подпись и обеспечьте доступ к ЕИИС «Соцстрах». Если нужно, обучите новым правилам работы тех бухгалтеров, которые раньше работали только с бумажными больничными.
Во многих сервисах разрабатываются новые возможности для работы с электронными больничными. Для работы с электронными больничными можно воспользоваться и бесплатной программой, которую ФСС предлагает скачать в Личном кабинете работодателя.
Шаг 3. Расскажите сотрудникам об изменениях
Как только компания подключилась к системе, расскажите сотрудникам, что у них есть право оформить больничный в электронном виде. Можно выпустить приказ под подпись или сделать рассылку по электронной почте.
Работник сам решает, в каком виде хочет оформить документ: в бумажном или электронном. Но у электронного больничного есть преимущества, донесите их до сотрудников:
Татьяна Огородникова, бухгалтер «Агентство Бонус»:
— ФСС сама прислала нам письмо с приглашением стать участником системы и заключила с нами соглашение об информационном взаимодействии. Оповещать сотрудников о возможности формировать больничные в электронном виде мы планируем в рассылках от имени директоров подразделений. От введения электронных листков нетрудоспособности однозначно ждем только позитивных изменений в работе: например, больше не придется отправлять сотрудника к врачу, чтобы переоформить документ из-за ошибки. Раньше такое случалось.
Оформление пособия
Шаг 4. Получите от сотрудника номер больничного
Врач поликлиники входит в систему ФСС и формирует в ней листок нетрудоспособности: вносит необходимые данные, копирует информацию из электронной медкарты. Также он запрашивает в системе уникальный номер электронного больничного.
Готовый больничный медучреждение выгружает в ЕИИС «Соцстрах».
Выдавая больничный пациенту, врач и медучреждение заверяют документ усиленными КЭП. На этом этапе сотрудник не увидит больничного, он только получит уникальный номер, который затем будут использовать медучреждение, работодатель и ФСС. Он должен передать этот номер бухгалтеру, который занимается начислением пособия.
Шаг 5. Заполните листок в личном кабинете
По этому номеру бухгалтер находит в личном кабинете в ЕИИС «Соцстрах» больничный лист сотрудника. Полученные из листка сведения (о периоде болезни и т.д.) нужно будет использовать для расчета и учета больничного листа.
Также нужно будет заполнить свою часть: наименование компании, средний заработок, стаж и т.д. Дополнения в листке нужно заверить электронной подписью, которую вы используете для сдачи электронной отчетности.
На этапе выплаты пособия
Шаг 6. Передайте сведения в ФСС для выплаты или возмещения пособия
Заполненный больничный мгновенно поступит в отделение ФСС по месту работы застрахованного. Эти сведения ФСС будет учитывать при начислении и проверке пособия.
Дальше сценарии работы по начислению и выплате пособий различаются в разных регионах России. Часть регионов участвует в пилотном проекте ФСС «Прямые выплаты», все они перечислены в Постановлении Правительства РФ от 21.04.2011 № 294. В этих регионах пособие выплачивает ФСС напрямую сотруднику. В остальных регионах пособие сотруднику начисляет и выплачивает работодатель. Рассмотрим сценарии работы бухгалтера в обоих случаях.
Зачетная система
Рисунок 1. Порядок действий при оплате пособия по нетрудоспособности при зачетной системе страховых взносов.
При зачетной схеме:
Прямые выплаты
Рисунок 2. Порядок действий при оплате пособия по нетрудоспособности в регионах, где действует пилотный проект «Прямые выплаты».
При прямых выплатах:
Отчитывайтесь за сотрудников через Контур.Экстерн. Загрузка данных в РСВ из СЗВ-М. Импорт данных из 2-НДФЛ 5.06. Нулевой РСВ в два счета. Бесплатно 14 дней.
Преимущество электронных больничных
Закон обязывает только медучреждения оформлять электронные больничные по требованию застрахованного. Штрафов для работодателя за то, что он не перешел на электронные больничные, пока не предусмотрено. Но в добровольном переходе на электронные больничные листы есть плюсы.
При заполнении бумажного больничного ошибаются и врачи, и работодатели. Ревизоры-консультанты ФСС ежегодно находят ошибки в более чем 2 000 000 бумажных больничных, в том числе и бухгалтерские ошибки при расчете пособия. Использование электронных больничных листов способно свести эти ошибки практически к нулю.
Новая система электронных больничных позволит свести на нет злоупотребления при оформлении листков нетрудоспособности. Работнику будет гораздо сложнее подделать электронный листок, а факт подделки легче доказать.
С переходом на электронные больничные не нужно будет тратить время на:
Меньше места для архивов
Если оформлен электронный больничный, у работодателя нет обязанности хранить бумажный аналог. То есть не нужно будет выделять специальные места для хранения бланков строгой отчетности.
Над материалом работали Наталья Потапкина, эксперт веб-сервиса Контур.Бухгалтерия,
Елена Кулакова, эксперт системы электронной отчетности Контур.Экстерн
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Пошаговое руководство по работе с электронными больничными листами
Изменились ли функции кадровика при введении виртуального больничного?
С появлением электронных больничных в работе кадровиков кардинальных изменений не произошло. В их функции по-прежнему входит заполнение в листке нетрудоспособности необходимых данных: о страховом стаже, условиях исчисления пособия и др. Перечень заполняемых кадровиком сведений в больничном листе устанавливается внутрифирменным локальным актом (регламентом, инструкцией, приказом).
В настоящее время кадровики могут столкнуться одновременно и с бумажными, и с электронными больничными листками, поэтому при их заполнении важно не забыть основные правила их оформления.
Эксперты КонсультантПлюс пошагово разъяснили правила работы с электронными больничными. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Для обеих форм больничного листа существует законодательно установленные ограничения и условия оформления.
Выписанный в бумажном виде больничный заполняется:
Содержание разделов и строк больничного листа см. здесь.
Для электронной формы больничного листа не имеет значения цвет чернил — вся информация заполняется на компьютере. Однако электронный больничный оформляется с некоторыми ограничениями:
Обязан ли работодатель принимать электронные больничные, читайте здесь.
Вне зависимости от формы листка нетрудоспособности в нем должны быть заполнены две основные части:
В последующих разделах остановимся на новой форме (электронной) больничного листка, что позволит детальнее изучить вопрос «Что такое электронный больничный и как он работает для кадровиков?».
Как работает электронный больничный лист
Возможность оформления электронного листка предусмотрена законом «О внесении изменений…» от 01.05.2017 № 86-ФЗ. Переходу к электронной форме взаимодействия работодателя и медучреждения с ФСС предшествовала масштабная информатизация системы здравоохранения, без которой наладить электронный документооборот не представлялось возможным.
Для оформляющего электронный больничный сотрудника медучреждения схема действий заключается в следующем:
Для сотрудника (пациента) предусмотрена следующая схема действий в процедуре получения электронного больничного:
О функциях работодателя в процедуре работы с электронным больничным см. далее.
Выбор системы работы с листками нетрудоспособности
Компания вправе выбирать схему работы с листками нетрудоспособности:
В настоящее время бумажный и электронный больничный листы имеют одинаковую юридическую силу, а работодателям предоставлено право выбора системы работы с ними.
Что делать, если работник принес электронный больничный (ЭБ), а ваша фирма еще не подключилась к системе работы с ЭБ, узнайте здесь.
Как оформить переход на электронные больничные читайте здесь.
Применение традиционной системы не избавляет работодателя от поддельных листков нетрудоспособности и необходимости хранения больничных.
Как распознать поддельный листок нетрудоспособности, узнайте из статьи «Действия работодателя с поддельным больничным листом».
Бумажные больничные могут содержать ошибки, допущенные как медучреждением, так и страхователем — это может служить препятствием для своевременной выплаты пособия.
В электронных больничных ошибки практически исключены (или минимальны и быстро исправимы), а существование поддельных листков нетрудоспособности невозможно в принципе. Помимо этого, исключена вероятность утери или порчи электронного листка нетрудоспособности.
Введение электронного больничного сохранило за работодателем обязанность по заполнению своего раздела больничного листа. Его содержание аналогично бумажной форме этого документа.
Учтите, что с 2021 года все регионы перешли на пилотный проект ФСС. То есть работодатель оплачивает только первые 3 дня болезни. Остальные дни оплачивает ФСС напрямую сотруднику. Для этого в фонд нужно отправить пакет документов на выплату пособия.
Как правильно это сделать, узнайте в КонсультантПлюс. Для этого получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Какими сведениями кадровику и бухгалтеру заполнить свой раздел бумажного больничного листа, узнайте из материала «Пример заполнения больничного листа работодателем».
Функции работодателя по работе с электронным больничным
Действия кадровиков по заполнению электронного больничного листа не описаны в федеральных нормативных актах. А отдельные фирмы не имеют в штатном расписании должности кадровика, и его функции выполняет бухгалтер или иной специалист. Количество и состав сотрудников, участвующих в оформлении электронного больничного, а также иные необходимые регламенты компания прописывает и утверждает на свое усмотрение.
При работе с электронными больничными работодателю необходимо учесть следующее:
Обязательно ли работать именно через личный кабинет на сайте ФСС, узнайте здесь.
Работодатель должен подготовиться к приему электронных больничных
Работодатель должен иметь технические возможности для того, чтобы обеспечить прием и обработку сформированного электронного больничного листа.
Как работнику сдавать электронный больничный работодателю
После того, как поликлиника закроет электронный больничный лист (ЭЛН), работник должен сообщить его номер своему работодателю.
Работодатель должен в информационной системе ЕИИС «Соцстрах» запросить ЭЛН по его номеру и СНИЛС работника.
Работник, который получил электронный листок нетрудоспособности избавляется от необходимости сдавать его в бухгалтерию или кадры, – достаточно просто сообщить работодателю номер ЭЛН.
Сделать это можно любым удобным для работника способом: посредством предоставления талона с номером ЭЛН, телефонной связи или информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Талон с номером ЭЛН, который работник получил от медицинской организации, не является основанием для назначения страховых выплат.
Он предназначен для представления сведений гражданину о сформированном ЭЛН (информация ФСС от 20.04.2020 «Листки нетрудоспособности. Электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН) (вопрос-ответ)».
Но прежде чем получить электронный больничный лист в поликлинике, работник должен выяснить, готова ли его организация принять такой больничный.
Поскольку может сложиться ситуация, что организация еще технически не готова к приему листов нетрудоспособности в электронном виде.
Для уточнения этого вопроса работник может обратиться в бухгалтерию или кадровую службу организации.
Что нужно сделать работодателю, чтобы подготовиться к приему электронных больничных
У работодателей, в связи с введением электронных больничных, появились некоторые обязанности.
Так, им необходимо проинформировать работников о своей готовности к формированию электронных листков нетрудоспособности.
На существование этой обязанности указала ФСС в информации от 20.04.2020 «Листки нетрудоспособности. Электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН) (вопрос-ответ)».
В случае технической неготовности работодателя к формированию ЭЛН, его работникам выдаются листки нетрудоспособности на бумажном носителе.
Информационное взаимодействие по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа осуществляется в системе ЕИИС «Соцстрах».
Порядок работы организации с электронным больничным заключается в том, что работодатель должен:
Для участия в формировании ЭЛН работодатели могут:
Возможность работы с электронным больничными реализована и в ряде бухгалтерских программ.
Помимо этого, для работы с ЭЛН руководителю и главному бухгалтеру организации потребуется получить усиленные квалифицированные электронные подписи.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
ФСС рассказал все об электронных больничных
ФСС РФ выпустил справочник об электронных листках нетрудоспособности.
Организационные вопросы
После того как электронный листок нетрудоспособности закрыт, сотрудник сообщает его номер своему работодателю. Компания запрашивает в инфосистеме ФСС ЕИИС «Соцстрах» документ по его номеру и СНИЛС сотрудника. Далее надо заполнить данные о работнике, компании, а также данные о стаже и заработке и отправить их в ЕИИС «Соцстрах», заверив квалифицированными ЭЦП главбуха, руководителя и работодателя-юрлица.
Сообщить номер электронного больничного граждане могут по телефону, e-mail или предоставить талон с номером. Однако ФСС РФ отмечает, что сам по себе талон с номером не является документом, на основании которого назначаются страховые выплаты. Он служит только для того, чтобы граждане узнали о сформированном листке.
2. Как и где проверяют подлинность больничного?
Чтобы проверить электронный больничный, можно обратиться в территориальное отделение ФСС РФ по месту регистрации компании или в региональное отделение по адресу медорганизации, чьи реквизиты указаны в больничном.
3. Зачем переходить на электронные больничные?
4. Можно ли получить больничный задним числом?
Следуя порядку выдачи листков нетрудоспособности, утвержденному Минздравом РФ, больничные выдает медработник после осмотра гражданина и записи о его здоровье в карте больного. Если граждане лечатся в поликлинике, то больничный выдается в день обращения. Если лечение происходит в больнице, то лист нетрудоспособности гражданин получает в день выписки. В исключительных случаях больничный можно получить за прошедшее время.
5. Что требуется для замены на российский больничный заграничных медицинских документов?
Иностранные документы, которые подтверждают болезнь гражданина, должны быть переведены на русский язык, а перевод нотариально заверен. Также для замены таких бумаг на российский больничный они должны быть легализированы, а записи в них должны подтверждать состояние здоровья гражданина.
Единственной формальностью для удостоверения подлинности документа является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
Чтобы заменить иностранный документ на российский больничный, заявитель может обратиться в медорганизацию либо лично, либо по доверенности.
6. Планирует ли ФСС РФ в дальнейшем полностью перейти на электронную документацию, а за отказ в оформлении цифровых больничных взыскивать штрафы?
Сейчас электронные больничные равнозначны бумажным. Если у работодателя есть техническая возможность принять документ в цифровом виде, а он отказывается это сделать, то это считается нарушением прав работника. Однако обязанности переходить только на цифру в законодательстве РФ нет.
Особенности работы с электронными больничными
В поле «Место работы — наименование организации» указывают название компании-работодателя, зарегистрированной как страхователь в региональном отделении ФСС РФ. Если подразделение не является работодателем застрахованного лица, то название такого подразделения в больничном не указывается. Если же договор у работника заключен с подразделением, то вписывается название подразделения.
8. Нужно ли распечатывать и хранить цифровые больничные вместе с традиционными БСО?
Так как электронные больничные имеют юридическую силу и хранятся в инфосистеме ФСС РФ, у работодателя нет необходимости распечатывать и хранить у себя копию электронного листка нетрудоспособности.
Информация для граждан
Данные об электронных больничных доступны в личном кабинете получателей услуг на сайте ФСС РФ. Для входа в кабинет можно воспользоваться логином и паролем с сайта госуслуг. Если работодатель гражданина находится в регионе, в котором проходит проект «Прямые выплаты», то в личном кабинете человек может получит информацию о расчете пособий и об их выплате.
10. Может ли безработный получить электронный больничный?
В формировании электронных больничных участвуют страховщик, страхователь и медорганизации. Так как у безработных граждан страхователя нет, им выдается обычный, бумажный больничный.
11. Что делать, если оформлен электронный больничный, а работодатель требует бумажный?
ФСС РФ напоминает, что электронные и бумажные больничные равнозначны, а форму выбирает пациент. Электронный больничный оформляется только с его письменного согласия. Однако если работодатель технически не готов принять электронный листок нетрудоспособности, то больничный оформляют в бумажном виде. Если документ уже оформлен в цифре, то с помощью специальной программы фонда «Подготовка расчетов для ФСС» можно распечатать бумажную копию. Кроме того, работодатели, работающие с рядом бухгалтерских программ, с середины прошлого года могут работать с электронными больничными. Эта возможность встроена непосредственно в программу.
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На онлайн-практикуме осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>