Что нужно ювелиру для работы
Уроки ювелирного дела для начинающих: бесплатные видео для самостоятельного обучения
Люди любили украшения с древних времен. Первобытные люди носили браслеты, кольца и колье, серьги для самовыражения, с целью подчеркнуть статус и богатство. С тех пор почти ничего не изменилось. Только технологии обработки материала и дизайн стали разнообразнее и профессиональнее.
Стать мастером ювелирного дела — посильная задача для каждого, кто любит рукоделие. Научиться моделированию украшений, освоить техники литья и инкрустации можно по бесплатным видео урокам для начинающих ювелиров. Учиться на можно с нуля и в домашних условиях.
Ювелирное моделирование
Работа ювелира разносторонняя и включает много умений и навыков. В последние годы, с появлением компьютерного 3D-моделирования, добавилась необходимость овладеть соответствующими компьютерными программами, навыками дизайна. Моделирование — путь от эскиза к модели.
Обзор горелок
Ювелирные горелки — бензиновые и газовые. Первый тип лучше для домашнего использования. Газовая модель предполагает обязательства по регулярной смене баллона. При выборе и покупке стоит обратить внимание на габариты и вес. Лучше выбирать миниатюрные и легковесные образцы, способные производить мощное пламя.
Инструменты и оборудование
Арсенал ювелира довольно широк. Многое реально сделать собственными руками.
Серебряное кольцо
Первый опыт в ювелирном мастерстве рекомендуют получать, создавая кольца. Возможные варианты — коктейльные, тринити, помолвочные и обручальные, перстни, печатки. Для продвинутых мастеров — незамкнутые, с цепочками или подвесками, на два-три пальца. Выбор материалов включает белое, розовое, желтое и красное золото, платину, серебро, титан, вольфрам, палладий, олово, медь.
Закрепка камня
Инкрустация предметов камнями — старинная техника с интересной историей. Инкрустировать можно любое изделие: подвески, сережки, браслеты, колье, часы.
Распространенные способы закрепить камень:
Литье
Существует несколько технологий изготовления ювелирки: штамповка, прокатка, волочение, литье. Последнее чаще всего используют при работе с золотом. Отливка авторских изделий состоит из следующих шагов.
Трубчатые серьги
Конго — общепринятое среди ювелиров название классических сережек в форме колец. Почему классических? На сегодня модель является самой универсальной: подходит для любого стиля (от хиппи до r&b), возраста (от подростка до леди в годах), пола и случая (офис, городская прогулка, деловая встреча, романтическое свидание). Простой вариант исполнения предполагает формование из полой трубчатой заготовки. При желании можно украсить камешками или дополнительными элементами, экспериментировать с толщиной, формой, диаметром и фактурами.
Золотые шарики
Шарики используют как детали для любых видов изделий. Или в качестве заготовок под серьги-пусеты. Отливать можно из серебра или золота. Технология одинакова, в результате должны получиться пустотелые сферические элементы. Изготовленную пластину потребуется прорубить просечкой или выпилить окружность, затем сформовать полусферу с помощью анки и пунзелей.
Швензы для серег
Швензами называют часть сережки, вставляемой в ухо. Обычно имеют форму крючка с застежкой (петля, английский, французский замки) или без. Даже если изделие сделано из дерева, пластика, бисера или проволоки, швенза всегда изготавливается из металла. Лучше использовать серебро, золото, медицинскую сталь, титан, не вызывающие раздражений и воспалительных процессов в местах прокола.
Плетение арабский бисмарк
Бисмарк — красивое, сложное и одно из самых прочных плетений, гарантирующих долговечность. Не случайно название сразу ассоциируется с железной натурой известного германского канцлера Отто фон Бисмарка. Хотя имя ювелира-создателя плетения осталось неизвестным. Существует несколько разновидностей: абината, московское, гламурное, одинарное. Цепочки и браслеты бисмарк выглядят солидно и идеально подходят к строгим деловым костюмам и повседневным комплектам. С вечерними изящными нарядами смотрятся менее гармонично, но также допустимы.
Сегодня ювелирное мастерство из ремесла превратилось в искусство. Занятие дает простор художественному и творческому самовыражению, дизайнерской мысли. Также развивает понятие о моде, истории, культуре и современных тенденциях
Как стать ювелиром: правильная инструкция
Сегодня мы предлагаем поближе познакомиться с профессией ювелира, а также разобраться в том, как же стать мастером в этом деле. Тем более что эта работа является очень интересной и к тому же высокооплачиваемой.
Что собой представляет профессия ювелир?
Большинство людей представляют специалистов в данном деле как мастеров, способных превратить кусок драгоценного металла в красивое украшение. Отчасти это мнение верно. Ведь данная профессия балансирует на грани ремесла и настоящего искусства. Так, есть ювелиры, которые могут воплотить в жизнь любой придуманный ими рисунок.
Существуют и мастера, специализирующиеся на выполнении только какой-либо одной операции: к примеру, огранке или закреплении камней. Сегодня в нашей стране насчитывается очень много талантливейших специалистов в этом деле, в связи с чем ювелирные изделия России являются востребованными во всем мире. Поэтому, делая первые шаги в освоении этой профессии, вам, бесспорно, есть к чему стремиться.
Конечно, размышляя над тем, как стать ювелиром, следует отдавать себе отчет в том, что не все смогут стать талантливыми дизайнерами. Однако в любом случае данная работа будет приносить вам не только удовольствие, но и неплохой доход.
Так, в среднем заработная плата мастеров в этом деле составляет порядка 35-70 тысяч рублей в месяц. Если же вы будете делать авторские украшения, которые будут пользоваться спросом, то, соответственно, сможете рассчитывать и на более высокий заработок.
Основные направления деятельности
Итак, если вы раздумываете о том, как стать ювелиром, то следует узнать о том, чем же конкретно вам предстоит заниматься. Так, к основным направлениям деятельности мастеров по созданию украшений относятся следующие пункты:
— процесс моделирования будущих изделий и изготовление их эскизов;
— отлив, обработка, а также монтировка металлических деталей будущего изделия;
— нанесение на изделие орнаментов, узоров, шрифтов;
— обработка и закрепление камней;
— работа с эмалевыми покрытиями, лакировкой, напылением и цветными глинами.
Где может работать ювелир?
У людей, обучившихся этой профессии, как правило, не возникает трудностей с трудоустройством. Они могут работать в частных ювелирных мастерских (причем не только занимающихся изготовлением украшений, но и их ремонтом), заводах, фабриках и других предприятиях ювелирной промышленности, ломбардах, магазинах, ювелирных лавках, а также экспертных бюро, занимающихся оценкой стоимости ювелирных изделий.
Хочу стать ювелиром: с чего начать?
Если вы задаетесь этим вопросом и желаете стать настоящим профессионалом в своем деле, то имеет смысл задуматься о поступлении в средне-специальное или же высшее учебное заведение по соответствующей специальности. В нашей стране это возможно сделать как на бесплатной, так и на платной основе.
В случае же если вы хотите просто уметь изготавливать украшения для себя и своих близких, лучше всего вам подойдут курсы ювелирного дела. Здесь вас научат азам профессии. Таким образом, вы сможете почувствовать себя настоящим мастером и без специального образования.
Как стать ювелиром в Москве?
Если вы проживаете в столице нашей Родины и хотите во всех тонкостях освоить эту интереснейшую профессию, то можете это сделать в целом ряде учебных заведений. Среди них можно выделить Московскую школу художественных ремесел, профессиональный лицей им. Карла Фаберже и Промышленный университет им. Строганова.
Личные качества, которыми должен обладать будущий ювелир
Мастером в этом деле, впрочем, как и в любом другом, невозможно стать без наличия определенных личных качеств. Если вы задаетесь вопросом: «Как стать ювелиром?», то вы должны быть креативны, обладать склонностью к работе руками, иметь хороший глазомер, развитую тактильную чувствительность и мелкую моторику.
Кроме того, будущий ювелир должен быть аккуратным, усидчивым, способным к долгой кропотливой работе, а также отличаться высокой устойчивостью внимания. Если вы обладаете всеми перечисленными качествами и готовы заниматься однообразной, монотонной, порой довольно скучной деятельностью, можете не сомневаться, что из вас выйдет настоящий мастер своего дела.
Советы будущему ювелиру
Если вы решили связать свою жизнь с этой профессией и всерьез задумываетесь о том, как стать ювелиром, то обратите внимание на несколько советов от профессионалов:
1. Начинайте с самых азов. Постепенно учитесь обращаться с разными металлами и не торопитесь приступать к работе с золотом. Запомните, что на первом этапе вашей главной задачей является знакомство с основными инструментами и принципами дизайна ювелирных изделий.
2. Изучайте историю ювелирного дела. Ведь это искусство является одним из древнейших на нашей планете. И изучение этапов его развития позволит вам лучше вникнуть в современные тренды. Наибольшее внимание заострите на золоте, его свойствах и методах работы с этим металлом.
4. Не ленитесь работать руками. Ведь помимо теоретических познаний вам потребуются и практические навыки, выработать которые можно только в ходе работы. Для того чтобы получить такие навыки, вам потребуется стажировка. Как правило, она длится от одного до пяти лет. Время обучения зависит о того, чему именно вы хотите научиться.
5. Обязательно выберите специализацию. Мало кому удается сочетать все направления ювелирного дела. После окончания обучения имеет смысл искать работу исключительно в соответствии с вашими навыками и интересами. Вы можете специализироваться на реставрационных работах, антиквариате или драгоценных камнях. Очень уважаемой и хорошо оплачиваемой является профессия оценщика ювелирных изделий. Однако такая работа требует большой усидчивости. Если же вы считаете себя творческим человеком, то имеет смысл попробовать реализовать себя в сфере дизайна ювелирных изделий.
Личный опытКак стать ювелиром и открыть собственный бренд
История марки необычных украшений Andrew.Jane.Jewelry
Andrew.Jane.Jewelry — ещё совсем молодая ювелирная марка из Петербурга. Мастерская и по совместительству шоурум бренда расположились в небольшом помещении с видом на Финский залив — в одном из зданий культурного кластера «Севкабель». Как признаются основатели, пара Женя Смирнова и Андрей Плужников, мастерская появилась ещё до самой марки: сначала там делали украшения на заказ. Но два года назад они решили открыть семейное дело. Благодаря опыту молодых людей получился бренд необычных украшений — с использованием чёрного дерева, серебра и позолоты. В специальном материале вместе с Always мы поговорили с соосновательницей проекта Женей и узнали, как появился Andrew.Jane.Jewelry, почему работать с любимым человеком не всегда просто и с чего начать молодому ювелиру.
От детских поделок до профессионального образования
С самого детства мне очень нравилось создавать что-то осязаемое — рисовать, мастерить поделки вроде украшений из бисера. Тогда я ещё не думала, что в дальнейшем вся моя жизнь будет связана с ювелирным делом, поэтому после школы поступила в техникум в родном городе, Обнинске, где отучилась на дизайнера широкого профиля. За три года мы изучили дизайн интерьера и ландшафтный дизайн, разработку фирменного стиля и многое другое. Больше всего мне нравилась живопись: быстро стало понятно, что мне нужно работать не за компьютером, а руками.
В Петербурге, уже с хорошей художественной базой, я поступила в лицей, где начала учиться ювелирному делу. Программа была узкоспециализированной: после учебы ты выходишь мастером, который будет работать на заводе. Поэтому важно было развиваться самостоятельно: я брала заказы и постоянно пробовала что-то новое. Работа со сторонними брендами в этом плане очень полезна, особенно если у вас совпадают ценности. Ты впитываешь разные знания, учишься на практике. Работа на заводе как эксперимент тоже важна — там ты доводишь ювелирные операции до автоматизма, потом можешь делать их буквально с закрытыми глазами.
Моей дипломной работой в лицее стал гребень из серебра и дерева. Мне было интересно создать совсем не типичное украшение. Гребень — это всё же аксессуар прошлых веков, но я постаралась приспособить его под наше время. В итоге получилась конструкция из двух частей: серебряная верхушка в форме изогнутого дерева со вставками из перламутра и нижняя часть из чёрного дерева с посеребрёнными кончиками. Я тогда впервые попробовала работать с этим материалом. А позже вернулась к нему, уже создавая украшения для собственной коллекции.
Свой бренд украшений из необычных материалов
Я хотела своё дело, у меня даже мысли не было, что я создам с кем-то общий проект. Но потом я познакомилась с Андреем — мы учились в параллельных группах лицея. Мы влюбились и решили рискнуть. К тому времени накопилось много идей. Нам хотелось делать действительно необычные ювелирные изделия — так мы решили сочетать чёрное дерево с серебром. У Андрея тоже был опыт работы с этим материалом (по первому образованию он резчик по дереву). В 2019 году мы сделали пробные изделия и поняли, что это очень круто выглядит.
Andrew.Jane.Jewelry появился прямо перед Новым годом. Мы сразу начали участвовать в маркетах и городских ярмарках. Поначалу украшения вызвали шок: дерево чаще всего воспринимается как что-то поделочное, не имеющее отношения к ювелирному мастерству. Мы много рассказывали, как устроен наш проект, писали о материалах в соцсетях, и со временем у покупателей появилось больше понимания.
Мы используем чёрное дерево, эбен, это ценные и прочные породы. Они, как винтажная мебель, со временем становятся только лучше. Материал, кстати, нашёлся почти случайно: мы оказались на заводе, где производили ширмы из чёрного дерева, и просто стали забирать у них лишние кусочки.
Собственная мастерская с видом на Финский залив
После череды маркетов случился карантин. Я выдохнула и поняла, что первые месяцы после запуска были очень напряжёнными. С другой стороны, я рада, что мы решились на запуск именно зимой. Отложи мы этот проект на следующее лето — а такие сомнения были, — стартовать и презентовать себя было бы гораздо сложнее.
С отменой всех мероприятий мы продолжили создавать новые украшения. Посмотреть на них теперь можно было в соцсетях или в мастерской. Кстати, собственная студия в «Севкабеле» появилась ещё до запуска бренда — мы въехали сюда, чтобы работать над частными заказами. Когда появился Andrew.Jane.Jewelry, стало понятно, что нужно какое-то стационарное место, чтобы человек мог прийти и вживую посмотреть, потрогать и примерить украшение. Это важно, особенно когда изделия такие необычные и тактильные, как наши. Поэтому в августе мы разделили мастерскую на две части: наше рабочее место и полноценный шоурум с большим красивым зеркалом и стендом.
Конечно, покупают и онлайн — как правило, когда у человека уже была возможность посмотреть на наши изделия вживую. Сейчас мы даже чаще отправляем посылки. География достаточно широкая: были заказы с Филиппин, из Австралии и Дании.
Распределение обязанностей и работа в паре
Мы оба очень активные и по натуре лидеры, поэтому сразу разграничили сферы ответственности. Нам важно, чтобы каждый отвечал за свою часть, а второй мог бы влезать в неё только по приглашению. Без чёткого разделения обязанностей мы бы не смогли существовать рядом.
Андрей контролирует документацию и технологию производства. Я тоже работаю за верстаком, а ещё отвечаю за дизайн, соцсети, общение с заказчиками и за всю красоту — вплоть до упаковки. Последнее — важная составляющая нашей концепции: хотелось сделать упаковку долговечной и надёжной, чтобы покупатели могли хранить в ней любимые украшения. В итоге мы остановились на прочных и стильных фанерных шкатулках на магнитном замке. К каждому заказу мы прикладываем маленький комплемент — полировальную салфетку для серебра и подписанную от руки открытку.
Конечно, иногда бывает сложно работать в паре. Особенно когда нет ресурса. Любимый человек на работе — это самый жёсткий и честный критик. Но в то же время для меня большое счастье работать с партнёром и иметь возможность делать что-то вместе.
Безграничная зона роста и ювелирное комьюнити
Собственный бренд для меня — это огромный шаг в саморазвитии. Конечно, классно набираться опыта и постепенно впитывать знания, работая в большой компании, но, когда ты сам ответственен за всё, у тебя появляется невероятная возможность раскрыть потенциал. Ты и ювелир, и дизайнер, и человек, который общается с аудиторией, и организатор съёмки, и тот, кто красит стены в мастерской. Это очень сильно подстёгивает. Чувствуешь себя при этом как вечный студент: сам ошибаешься — сам исправляешь, сам придумываешь — сам воплощаешь.
В России сейчас как никогда много возможностей развиваться в ювелирном деле: масса частных классов и курсов, где учат важным вещам вроде закрепки камней, огранки или 3D-моделирования. При этом сложилось сильное комьюнити мастеров. Я слежу за другими ювелирными брендами и дизайнерами. В Петербурге мы все друг друга знаем, общаемся и поддерживаем.
С другой стороны, появилось много похожих друг на друга минималистичных марок. Причём мало где украшения сделаны качественно — как будто многим не хватает технологических знаний. Вообще, если ты начинающий дизайнер или ювелир, нельзя пренебрегать базой. Важно понимать конструкцию изделия, как его изготовить, чтобы человеку было удобно и комфортно носить его. А дальше просто делаешь то, что твоё. Гнёшь свою линию и ищешь тех, у кого это откликается.
Делайте то, что любите
Ювелирное мастерство — один из способов воплотить в жизнь самые смелые творческие задумки. Например, использовать горный хрусталь или дерево, как Andrew.Jane.Jewelry, или придавать металлу необычные формы и создавать набирающие популярность украшения для лица.
Чтобы вдохновить девушек, которые не боятся браться за новое и хотят попробовать себя в креативной профессии, бренд Always запустил акцию, главный приз которой — НАСТОЯЩИЙ БРИЛЛИАНТ. Еще 18 победителей получат сертификаты сети ювелирных салонов «585*Золотой» на 4 тысячи рублей. Кроме того, все участницы получат гарантированный приз — видеоуроки по основам ювелирного дела для начинающих.
Чтобы принять участие в конкурсе, нужно купить любой товар из серии Always Platinum, отсканировать чек (на это есть четыре дня) и зарегистрировать его на сайте. Акция действует до 31 декабря.
Как всё устроено: мастерская ювелира
31 января отмечается Международный день ювелира. Чтобы выведать тонкости драгоценной профессии, мы отправились в ювелирную мастерскую.
«Если ювелира после смерти сожгут, от него останется золотой слиток граммов на 5», — шутит 24-летний Александр Токмаков, один из самых молодых ювелиров Тулы.
Как приходят в эту профессию, чем она опасна, как устроена ювелирная мастерская, что необычного просят заказчики и как создаются украшения, Саша рассказал корреспондентам Myslo.
Как становятся ювелирами
— Кем ты мечтал стать в детстве?
– Пожарным. Я считал, что это мужественная профессия и пожарных все уважают. Но потом узнал, что они получают копейки, и передумал. Занимался спортом — пауэрлифтингом, поэтому после школы решил поступить на факультет физкультуры. Но физруком тоже не стал: знакомый ювелир предложил пойти к нему подмастерьем, отец поддержал, сказал: «Иди, на еду всегда заработаешь».
Загорелся этой профессией сразу, как только увидел, как плавится металл, — это было очень красиво!
Целый год каждый день после занятий в университете шел в мастерскую, учился, потом начал выполнять несложные заказы. Через год мой учитель уехал в отпуск, оставив всю работу на меня. Волновался очень: страшно было работать без поддержки, боялся накосячить. Но справился, еще и денег заработал.
— Помнишь свою первую полностью самостоятельную работу?
– Да, храню ее до сих пор. Это пара обручальных колец из серебра. Они ужасны (смеется): на кольцах заметны швы, они неровные, не отполированы как следует.
— Насчет «заработаешь на еду»: у ювелира всегда есть работа?
– Да. Во-первых, в магазинных украшениях часто что-то рвется, гнется, ломается, и за ремонтом люди идут к ювелирам. Во-вторых, в мастерской есть возможность сделать украшение, которого ни у кого не будет. По любому эскизу, любой формы и размера.
Подвески в форме боксерских перчаток сделаны в подарок для чемпиона мира по боксу Александра Беспутина, который прошлым летом тренировался в Туле.
Опять же, ручная работа: даже два одинаковых кольца никогда не будут одинаковыми. У меня однажды был заказ из Израиля: девушка попросила обычные серьги-конго (кольца). Таких и в магазинах полно, но она хотела именно ручную работу.
Браслет плетения «Фараон» и замком «Коробка». Ювелир говорит, что это была самая сложная его работа за год.
— Какие таланты и качества нужны, чтобы работать ювелиром?
– Нужно обладать усидчивостью, трудолюбием и коммуникабельностью. Умение общаться очень важно — ты работаешь не только с металлами и камнями, а в первую очередь с людьми. Что касается таланта, то сегодня не обязательно быть художником, чтобы работать в ювелирной сфере: в наш век большинство изделий делается с помощью компьютерной 3D-модели.
Самые необычные и самые дорогие заказы
— Бывают заказы, которые тебя удивляют?
– Да. Например, была якорная цепь из серебра на 370 г, на ней собирался подтягиваться 100-килограммовый бодибилдер. Коллеги говорили, что ничего не выйдет, она порвется — но не порвалась.
Подвеску-аккордеон заказал клиент из другого города. «Благодаря этому заказу я запомнил, чем аккордеон отличается от баяна», — говорит Александр.
Однажды мне заказали медальон с пентаграммой, который я должен был закончить делать именно во вторник, — только в этот день есть какая-то особенная энергетика.
Иногда заказывают вещи, которые многим и в голову не придут, но я не удивляюсь: у всех свои тараканы, каждый живет как хочет. Поэтому я делаю, и если человек рад — я тоже радуюсь. Из самых необычных заказов был стержень из серебра для уретры. Заказчик написал, что доволен.
— Самые дорогие украшения, которые тебе заказывали или приносили в ремонт?
– Заказывали две большие цепи из золота 750 пробы за 550 тысяч рублей. А в ремонт приносили, например, браслет «Картье» за 1,2 млн — из украшения выпал бриллиант. С такими вещами работать волнительно, страшно повредить, испортить. Лучше вообще не знать, сколько это стоит.
Чем болеют ювелиры
— У ювелиров есть профессиональные болезни? Работа вредная?
– Не то чтобы вредная… Но свои «болячки» есть. От работы с мелкими деталями и постоянного напряжения глаз развивается астигматизм. Страдают руки, иногда стираются до мозолей и крови, а работать в перчатках неудобно.
Когда применяется наждачная бумага, в воздухе висит золотая и серебряная пыль, которой ты дышишь, и она никогда не выводится из легких.
Если ювелира после смерти сжечь, уверен, что останется граммов 5 чистого золота (смеется). Немного уменьшить этот вредный нюанс можно: поставить люстру Чижевского, завести в мастерской побольше цветов или держать окно открытым.
Как создаются украшения
— Сколько времени уходит на одно украшение?
– Смотря что делать. Пару обручальных колец можно изготовить за полчаса. Цепь на 100 г — часов за пять. А есть такие заказы, над которыми сидишь неделю. Я пять дней по семь часов провел над цепью плетения «Византия», или «Лисий хвост»: она собирается из множества колечек, очень сложная работа.
Так выглядит плетение «Лисий хвост».
— Какими инструментами работает ювелир?
– Их просто триллион. Многие из них всем знакомы — лобзик, газовая горелка, кусачки. Некоторые инструменты пришли из стоматологии, а из специальных есть печь, полировальный станок (его я сделал сам), ультразвуковая ванна для промывания изделий.
Часть инструментов, которыми работает ювелир.
— Как проходит процесс изготовления украшения?
– Всё начинается с эскиза, а дальше мы либо создаем 3D-модель и изготавливаем по ней изделие в специальной печи, либо делаем украшение вручную. Я больше люблю работать руками. Например, вот как происходит процесс изготовления кольца.
Сначала металл расплавляется в тигле.
Металл выливается в изложницу, начинаем формировать из него квадрат.
Металл нужно постоянно нагревать докрасна, чтобы он оставался пластичным. Готовый квадрат прокатывается в вальцах и соединяется в кольцо припоем. Чтобы этот полуфабрикат превратился в ровный круг, его обстукивают деревянной или текстолитовой киянкой, которая не оставляет следов на металле.
Размер кольца проверяется кольцемером или штангенциркулем.
Шлифовка убирает все изъяны и создает поверхность без царапин.
Затем полируем поверхность на полировальном станке. При полировке применяются пасты различной фракции, они делают поверхность зеркальной.
Финальный этап — промываем изделие в ультразвуковой ванне. Весь процесс изготовления кольца занял 25 минут.
— Было такое, что хотелось оставить себе украшение, сделанное для другого человека?
– Было. Большой кулон-секира на толстой цепи. Впервые в жизни мне было жалко отдавать заказ.
Та самая секира.
— Приходится переделывать вещь, если что-то не так?
– Случается, когда мне самому не нравится результат, переделываю, пока сам не буду доволен. А заказчик видит изделие несколько раз в процессе, на «полуфабрикатных» стадиях, и может внести свои коррективы.
— А бывает, что отговариваешь заказчика от каких-то нелепостей?
– Нет, никогда не навязываю свое мнение, могу только подсказать, но не отговаривать. Чего бы ни хотел человек, главное, чтобы украшение приносило ему радость.