Что обозначает бело синий флаг на флоте
Сигнальные флаги
Первые сигнальные флаги появились еще в IX веке, но их смысл зависел не от цвета или формы флага, а от его расположение на корабле.
В России первые специальные сигнальные флаги появились в 1696 году, а свод отечественных сигналов был создан в 1710 году.
Сигнальный флаг или их сочетание поднимается на стеньгах либо ноках реев и означает определенное слово или фразу. Расшифровка этих слов или словосочетаний происходит по наименованиям флагов, которые приведены в сводах сигналов. Таким образом, не было единой системы и применялись самые разные флаги и штандарты.
Позже был создан Международный свод сигналов, который предназначен для кораблей и торговых судов всех стран мира. Флаги этого свода впервые появились в 1857 году и до 1887 года составляли Систему кодовых сигналов для торгового флота. Но в 1901 году флаги составили Международный свод сигналов, который приняли все морские государства мира. В 1931 году свод сигналов был модифицирован международной комиссией и принял современный вид.
Существует пять различных комплектов сигнальных флагов, которые отличаются размерами.
Размеры сигнальных флагов различных комплектов
Комплект | Прямоугольные (длина,м.) | Прямоугольные (ширина,м.) | Прямоугольные с косицами (длина,м.) | Прямоугольные с косицами (ширина,м.) | Треугольные (длина, м.) | Треугольные (ширина, м.) | Вымпельные (длина, м.) | Вымпельные (ширина у шкаторины, м.) | Вымпельные (ширина у концов, м.) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2,7 | 2,4 | 3,2 | 2,4 | 3,6 | 2,4 | 6,0 | 1,7 | 0,4 |
2 | 2,1 | 1,8 | 2,4 | 1,8 | 2,7 | 1,8 | 4,5 | 1,3 | 0,3 |
3 | 1,35 | 1,2 | 1,6 | 1,2 | 1,8 | 1,2 | 2,5 | 0,9 | 0,2 |
4 | 0,7 | 0,6 | 0,8 | 0,6 | 0,9 | 0,6 | 1,2 | 0,38 | 0,1 |
5 | 0,5 | 0,35 | 0,63 | 0,35 | 0,7 | 0,35 | 0,75 | 0,25 | 0,06 |
Первый и второй комплекты используются на больших кораблях. Малые и средние корабли комплектуются третьим и четвертым комплектами, а на катерах и шлюпках используется пятый комплект.
Также к сигнальным флагам можно отнести водолазный флаг. Он применяется для предупреждения окружающих о том, что с корабля, вывесившего флаг, осуществляются подводные спуски водолазов. Используется несколько вариантов водолазного флага: Международный морской флаг «Альфа» и красно-белый Дайв-флаг.
Источники и литература
Галерея
«Кодекс сигналов торгового флота» Фредерика Марриата, 1817 г.
Международные морские сигнальные флаги
Международные морские сигнальные флаги (продолжение)
Морские флаги и их значения
Самое важное о Международном своде сигналов.
Находясь в порту или яхтенной марине, вы наверняка могли заметить внушительное количество флагов на различных лодках. Они предназначены вовсе не для украшения, а представляют собой Международный кодекс сигналов, основная цель которого заключается в том, чтобы обеспечить различные способы связи в различных ситуациях на воде.
Первый Международный свод сигналов был создан в 1855 году и опубликован в 1857 году. За него отвечал Британский совет по торговле, в нем насчитывалось 70 тысяч сигналов, 18 флагов и использовались общепринятые и международные сигналы. Последующие изменения были внесены во время Международной конференцией по радиотелеграфной связи, состоявшейся в Мадриде в 1932 г. Было добавлено еще шесть флагов для разных языков, включая французский, итальянский, немецкий, японский, норвежский и испанский. В 1969 году были добавлены дополнительные флаги для греческого и русского языков. Каждому буквенно-цифровому сигнальному флагу было присвоено значение в соответствии с Международным кодом.
То, что начиналось как ограниченная система связи, на протяжении веков превратилось во всеобъемлющую, международную сигнальную систему, функционирующую в военных и мирных целях. Сегодня морскими флагами пользуются и прогулочные суда, и чартерные яхты. Флаг судна — это, в первую очередь, внешнее выражение его государственной принадлежности. Все, кто находится на борту, обязаны подчиняться законам той страны, под флагом которой зарегистрирована лодка. Согласно Конвенции ООН, судно обязано плавать под флагом только одной страны и не имеет права менять флаг в течение плавания или после захода в порт.
Флаги сигнализируют о вашем статусе, предупреждении или необходимости судна. Каждый флаг в группе разноцветных и фигурных флагов имеет свое собственное значение. Морские флаги могут использоваться в сочетании с другим флагом или в одиночку. В случае опасности или сбоев в системах связи, флаги и знание их значений могут быть весьма полезными и ценными.
Alfa
У меня спущен водолаз; держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом.
Bravo
Я гружу, или выгружаю, или имею на борту опасный груз.
Charlie
Утвердительный ДА или «Значение предыдущей группы должно читаться в утвердительной форме».
Парусная регата: смена курса.
Delta
Держитесь в стороне от меня; я управляюсь с трудом.
Echo
Я изменяю свой курс вправо.
Foxtrot
Я не управляюсь; держите связь со мной.
Авианосцы: выполняются полеты.
Golf
Рыболовные суда: я выбираю сети.
Hotel
У меня есть на борту лоцман.
India
Международный код: я изменяю свой курс влево.
Код военно-морского флота: иду рядом.
Парусная регата: заканчиваем стартовое правило.
Juliett
У меня пожар и я имею на борту опасный груз; держитесь в стороне от меня.
Kilo
Я хочу связаться с вами.
Lima
Международный код: немедленно остановите ваше судно.
Парусная регата: проходи на расстоянии слышимости голоса или следуй за мной.
Mike
Международный код: моё судно остановлено и не имеет хода относительно воды.
Парусная регата: отметка отсутствует.
November
Международный код: отрицательный НЕТ или «Значение предыдущей группы должно читаться в отрицательной форме».
Парусная регата: оставить и отплыть.
Oscar
Papa
В гавани: Судно собирается в море: всем доложить о прибытии.
В море: Может быть использован рыболовными судами в значении «Мои сети зацепились за препятствие».
Quebec
Международный код: судно соответствует санитарным нормам; запросить разрешение в порт.
Код военно-морского флота: отзыв лодки; все лодки возвращаются на корабль.
Romeo
Международный код: нет.
Код военно-морского флота: подготовка к пополнению (в море).
Готовый дежурный корабль (в порту).
Sierra
Международный код: мои движители работают на задний ход.
Парусная регата: сократить курс.
Tango
Международный код: держитесь в стороне от меня; я произвожу парное траление.
Код военно-морского флота: не проходи впереди меня.
Uniform
Вы идёте к опасности.
Victor
Мне необходима помощь.
Whiskey
Мне необходима медицинская помощь.
X-ray
Международный код: приостановите выполнение ваших намерений и наблюдайте за моими сигналами.
Парусная регата: индивидуальный отзыв.
Yankee
Международный код: меня дрейфует на якоре / я поднимаю якорь.
Код военно-морского флота: судно имеет визуальную связь.
Парусная регата: надеть спасательные жилеты.
Zulu
Рыболовные суда: я вымётываю сети.
Парусная регата: 20% штрафных очков.
Андреевский флаг
Андреевский флаг представляет собой полотнище прямоугольной формы с отношением сторон 1 к 1,5. На белом фоне расположены две диагональные полосы синего цвета, которые образуют косой крест. Ширина полос в 10 раз меньше длины флага.
Происхождение символики
Название связано с именем Андрея Первозванного, который первым из апостолов последовал за Христом и сопровождал его во всех земных странствиях. Он присутствовал на Вознесении Христа, а в день Пятидесятницы получил по жребию в удел для проповедей земли Причерноморья и Балканы. Апостол побывал в Абхазии, Алании и Адыгее, после чего посетил Византий. Местами его пламенных проповедей стали Греция и Македония, Вифиния и Скифия. Апостол Андрей закончил свой земной путь в греческом городе Патры. Форму креста для распятия в виде буквы «Х» он выбрал сам, считая, что не достоин распятия на кресте той же формы как у Христа.
По преданиям Андрей Первозванный посетил Россию, дойдя до Новгорода, поэтому его считают сугубым святым покровителем нашей страны.
История
История флага насчитывает более 1000 лет. В 832 г. войско, состоявшее из скоттов и пиктов, разбило англов, и тогда король Ангус II провозгласил покровителем Шотландии Андрея Первозванного. Перед битвой облака на небе соединились в косой крест. Но это легенда, а первое достоверное свидетельство использования косого креста встречается на печати шотландской гвардии и относится к 1286 году. В 1606 году образовался союз Англии и Шотландии при вступлении шотландского короля Якоба IV на английский престол. Флагом союзного государства стал Union Jack, объединивший два креста – прямой английский и косой шотландский.
Его можно встретить на флагах многих стран, входивших в Британскую империю до ее распада в ХХ веке. Флаги многих городов также включают в себя косой крест.
История Андреевского флага в качестве морского флага России начинается в эпоху Петра I. Он лично работал над его созданием и перепробовал множество вариантов. Сохранился рисунок Петра, на котором триколор пересекал андреевский крест. По легенде, во время работы он заснул, а пробудившись увидел, что солнечные лучи, преломившись на слюдяном окне, образовали крест синего цвета.
Петр I утвердил Андреевский флаг военно-морским флагом России. Это случилось 11 декабря 1699 года.
С тех пор крестовый стяг стал символом и свидетелем морских побед России. Традиционным напутствием перед боем было: «С нами Бог и Андреевский флаг».
Второй случай произошел во время Цусимского сражения. На вторые сутки трагического для России морского сражения пять оставшихся русских кораблей оказались в окружении более 20 японских судов, и тогда контр-адмирал Николай Небогатов отдал приказ спустить флаги. Жизни более двух тысяч моряков были спасены, но трибунал приговорил Небогатова к расстрелу, который был впоследствии заменен на 10 лет заключения в крепости.
Эти два случая были единственными за два с лишним века использования Андреевского флага на российском военном флоте. Моряки свято чтили честь флага, пренебрегая своими жизнями, а неуважение, проявленное к флагу, считалось тяжким оскорблением и порой едва не приводило к войнам.
Так в 1910 году чуть не вспыхнула российско-австрийская война из-за того, что австрийцы не ответили на салют, отданный русской эскадрой, прибывшей в венгерский порт Фиуме. Австрийцы дважды оскорбили флаг, сначала при заходе кораблей в порт промолчали пушки в крепости, а затем не ответила на приветствие из традиционного 21 залпа и подошедшая вскоре в тот же порт австро-венгерская эскадра. Командующий Николай Маньковский потребовал, чтобы австрийцы дали салют в 8 часов утра при поднятии флагов русскими моряками, угрожая запереть в порту превосходящую по силам в десять раз австрийскую эскадру. Салют наутро австрийцами был отдан
Андреевский флаг в новейшей истории
После революции крестовый стяг на кораблях белогвардейцев продолжал развеваться до октября 1924 года, когда в североафриканском порту Бизерт флаги после признания Францией Советской России были спущены.
На гюйсе (носовом флаге) советских военных кораблей до 1932 года присутствовал андреевский крест.
Вернулся Андреевский флаг указом Ельцина от 21 июля 1992 года. С 2000 г. он стал официальным флагом ВМФ РФ.
eponim2008
Жизнь замечательных имен
Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя
Для чего нужны на кораблях цветные флаги?
На всех современных кораблях в специальном шкафчике хранится средство связи, которое то и дело, применяется даже в наш век, век тотальной радиосвязи и почти что всемирного Интернета. Это – набор сигнальных цветных флагов.
Флаги, поднимаемые на мачту, издавна использовались для подачи команд и передачи сообщений. Сигналы, которые подавали с помощью цветных флагов, различались от государства к государству и от флота к флоту. К началу 19-го века британское адмиралтейство, насколько могло, навело порядок. На всех кораблях Великобритании ввели единый универсальный флажный сигнальный код. Международный флажный код был, однако, принят только в 1900 году. После Первой мировой войны его доработали, и сейчас используется свод сигналов версии 1931 года. Существуют также национальные флажные коды, в том числе, российский, созданный на основе ци. Но принцип пользования этими кодами один и тот же.
Сигнальные флаги вывешиваются на мачтах вертикально и читаются сверху вниз. Флаги закрепляют на специальном тросе, сигнальном фале, и поднимают. Для этого требуется некоторое время. Кроме того требуется время и для того, чтобы сигнал заметили и прочли на соседних кораблях. Поэтому сигнальные флаги не используют для передачи быстро меняющейся информации. Для этого есть радио, радиотелеграф, семафорная азбука, в конце концов. Поднятые сигнальные флаги – вроде вывешиваемых на длительный срок объявлений: «двигаться с осторожностью», «ремонтные работы», «огнеопасно». Окружающие корабли обязаны просигналить о том, что они флажное сообщение, во-первых, увидели, а во-вторых, прочли.
Чтение сигнальных флагов – это отдельная наука. Международный свод включает 39 флагов: 26 буквенных, 10 цифровых и 3 заменяющих. Заменяющие флаги позволяют передавать сигналы, содержащие повторяющиеся символы, если на борту имеется только один набор сигнальных флагов. Заменяющий флаг №1 читается как самый верхний из уже вывешенных флагов, заменяющий флаг №2 читается как второй из вывешенных флагов. Заменяющий флаг №3 копирует третий сигнальный флаг. А более трех флагов на мачту не поднимают.
Наличие буквенных флагов совсем не означает, что с их помощью составляются какие-либо внятные сообщения, которые может прочесть любой, кто выучил 39-символьную флажную азбуку. Один, два или три флага на сигнальном фале – это код, значение которого следует искать в специальной кодовой книге. Так, флаг с двумя вертикальными полосами, белой и красной, соответствует английской букве «H». Но его появление на сигнальной мачте означает «У меня на борту лоцман». Поднятие флага, соответствующего английской букве «K» (желтая и синяя вертикальные полосы), вместе с одним из цифровых флагов означает, что капитан судна желает связаться со встречным кораблем одним из заранее обусловленных способов (семафорной азбукой, через мегафон, по радио и т. д.)
Впрочем, цифровые или буквенные флаги используют и по прямому назначению, если требуется передать имя корабля, географическое название или курс, которым должен следовать тот, кому сообщение адресуется.
Самое славное сообщение, переданное когда-либо с помощью цветных флагов – это обращение адмирала Нельсона (Horatio Nelson; 1758 – 1805) к морякам своего флота перед Трафальгарской битвой. Оно было вывешено на мачтах линейного корабля «Victory», которым командовал славный адмирал.
England expects that every man will do his duty (Англия ждёт, что каждый выполнит свой долг)
Если кто-либо из любопытных читателей отыщет эту фразу, представленную с помощью сигнальных флагов (Википедия им в помощь), и попытается сопоставить ее с современным Международным флажным кодом, его постигнет неудача. В чем причина? Дело в том, что в 1805 году на британском флоте действовал другой флажный код, предложенный адмиралом Ричардом Хау (Richard Howe; 1726 — 1799). В этом коде было всего 10 основных флагов и 5 вспомогательных. С их помощью были закодированы все слова и буквы боевого призыва одноглазого морского сокола Горацио Нельсона. Кстати, слова «duty» («долг») в сигнальной книге адмирала Нельсона не нашлось, поэтому сигнальщики на флагмане вывесили на мачту номера этих букв в английском алфавите (4, 21, 19, 24)
Цветные флаги международного свода сигналов иногда называют флагами расцвечивания. В общем-то, это название справедливо только в том случае, когда в честь праздника корабли вывешивают все имеющиеся у него на борту сигнальные флаги всех форм и всех расцветок. Получается очень красиво.
Описание флага ВМФ, символика и цвета стяга Военно-морского флота
На кормовом флагштоке российских военных кораблей принято поднимать Андреевский флаг, главному атрибуту ВМФ РФ более 300 лет. Белое полотнище с изображением синего креста Андрея Первозванного стало символом русского флота еще во времена правления Петра I. Великий царь-реформатор разработал символику для российских кораблей, которая используется и в настоящее время.
Как выглядит военно-морской флаг России
Знамя ВМФ РФ представляет собой белый холст с изображением синего косого креста. Такой флаг называется Андреевским. Две синие скрещенные линии — крест Андрея Первозванного. Во времена СССР главным символом ВМФ было белоснежное полотнище с голубой полоской внизу и советской символикой (звездой, серпом с молотом) в центре. Вскоре посла развала Советского Союза, в 1992, был утвержден новый военно-морской стяг РФ. Андреевский флаг, разработанный еще царем Петром I, опять стал главным морским символом России.
Историческая справка
Знамя военно-морского флота РФ имеет интересную историю. Дизайн морского флага придумал сам Петр I. В 1700 году великий царь-реформатор задумал реформировать ВМФ России.
Петр I разделил свой флот на три эскадры (авангард, кордебаталию, арьергард) и каждой вручил по кормовому стягу. Ранее все русские корабли поднимали на флагштоке бело-сине-красный триколор или триколор с изображением двуглавого орла, герба России.
В 1710 морское знамя еще раз изменилось. Царь-реформатор решил, что на кормовом флагштоке лучше смотрится белоснежное полотнище с изображением большого синего Андреевского креста. Правда, новый дизайн матросам не понравился. Дело в том, что две скрещенные линии, изображенные в центре, не доходили до кромки полотна.
Моряки прозвали такой крест «висящим». В 1712 (1720) произошло очередное изменение дизайна морского стяга. Концы скрещенных линий были доведены до всех 4 углов холста. Так получился Андреевский флаг, который стал главным атрибутом русского флота и использовался более 200 лет, с 1712 (1720) по 1917.
Раньше принято было делать морские флаги очень большими. Громадный стяг, который развеивался на ветру, издавал страшный грохот. Знамя грохотало и пугало неприятеля. Позже размеры морского атрибута стали меньше.
После Октябрьского переворота вся царская символика была отменена. В годы СССР была придумана советская атрибутика. С 1935 по 1991 главным символом ВМФ социалистического государства было белоснежное полотнище с голубой узкой полоской внизу и красной звездой, серпом с молотом в центре. После развала СССР морским атрибутом России опять стал Андреевский стяг. Новая символика была утверждена 21.06.1992. Пропорции холста — 2:3.
На протяжении девяти лет, с 1992 по 2001, две пересекающиеся линии на белом полотнище были голубыми. Согласно федеральному закону, принятому в 2001, они стали насыщенно-синими. Стяг ВМФ РФ приобрел исторический вид. Именно такой флаг подарил русскому флоту Петр I, великий царь-реформатор корабельного дела.
Символика
Военно-морской атрибут РФ представляет собой белоснежный холст с изображением двух скрещенных синих линий. Морская символика имеет особое значение. Композиция и цветовое решение отображают историю и традиции ВМФ России. Дизайну военно-морского стяга более 300 лет.
Расшифровка символов и цветового решения знамени ВМФ РФ:
Морской символ для российских кораблей придумал Петр I. Белоснежное полотнище хорошо было видно даже с дальнего расстояния. Белый цвет на флоте всегда считался символом мира и добрых намерений. Символика Андрея Первозванного служила в качестве защиты. Святой ученик Христа Спасителя испокон веков считался покровителем моряков и рыболовов.
Интересные факты
На военно-морском стяге ВМФ РФ изображен крест Андрея Первозванного. Этот символ появился на корабельном знамени благодаря Петру I. В 1700 году, раздумывая над дизайном нового атрибута для российского флота, царь-реформатор задремал прямо за рабочим столом.
Разбудил Петра I лучик солнца. Первое, что увидел царь, когда проснулся — две скрещенные лазоревые линии на белом листке бумаги. Луч солнца прошел через слюду, минерал, стоявший на царском столе, и нарисовал крестообразный рисунок.
Петр I понял, что это божий знак. Две скрещенные линии напоминали крест, на котором был распят Андрей Первозванный еще в 1 веке. Святой ученик Христа издревле почитался на Руси и считался защитником российских земель, покровителем моряков и рыбаков. Так символика Андрея Первозванного появилась на военно-морском знамени ВМФ России.