Что обозначает буква на поршне
Двигатель. Развесовка поршней и начало сборки.
Всем привет, в предыдущей записи обещал выложить описание развесовки поршней, но к сожалению вчера сделать не успел, т.к. у поршней оказалась слишком большая разница в весе между самым легким и тяжелым, порядка 5 грамм, столько снять с поршня не повредив геометрию очень трудно, поэтому пришлось выравнивать их вместе с пальцами.
Кстати не все знают что значат цифры и стрелки на днище поршня.
На примере моих:
Треугольник это ремонтный размер 82.4, если например квадрат это 82.8. Номинал 82мм либо без рисунка, либо просто выбито 82.
Буква А размерный класс поршня, для поршня 2110 есть пять классов (А, В, С, D, Е) через 0,01 мм. Т.е. если вы меняете ход поршня (замена колена) берем любой класс и точим под них блок, если меняете только поршни возможно что вам повезет и без расточки нанесете хонг и поставите номинальные поршни но уже другого класса.
Стрелка указывает ориентацию поршня, должна смотреть на привод ГРМ, проще говоря указывать на ремень(передний привод).
Цифра 1 указывает класс отверстия под поршневой палец. У поршней 2110 есть три класса через 0,004 мм. Класс маркируется краской на торце пальца:
синяя метка — 1,
зеленая — 2,
красная — 3.
Теперь самое важное, все поршни фирмы ТДМК точатся под 1 класс пальца, это значит что и отверстие в шатуне должно быть 1 класса, обращайте на это внимание. У меня шатуны были 1 класса, поэтому заказал поршни не задумываясь. (класс отверстия шатуна маркируется краской, либо выбит на бабышке верхней головки, у себя их сточил, поэтому не могу показать.)
Вот блок расточен, нужно купить пальцы, в городе еле нашел «синие», не путать пальцы 2108 и 2110, первые под запресовку, вторые плавающие, соответственно размеры разные. хотя классы маркируются так же.
Коробка порвалась около магазина, фирму к сожалению не запомнил, цена 240руб. вес у всех одинаковый.
На цифры пальцев не обращаем внимание, ставил для показа вам, потом их стер, и расставлял когда точил их подгонял вес поршней.
Дальше как с шатунами, взвешиваем поршни, ищем самый легкий и по нему точим все остальные. Точим до разницы 1-2г. При этом снимая только наплывы, и специальную бабышку. Нельзя точить юбку, силовые элементы а уж тем более сверлить отверстия в толстых частях поршня. Остальную разницу выводим в ноль с помощью точения пальцев. Точатся они тяжело(сталь закаленная), напильник не берет, поэтому шлифуем бруском или наждаком с торца пальца. То что палец стал короче на 0.5-1мм не страшно, на то он и плавающий.
Поршни я точил таким вот наборчиком для дрели, производства СССР, достались от деда.
Некоторые места снимал напильником и надфилем.
Вот что имеем в итоге:
Ну а теперь берем стопорные кольца 2110 (20руб за 10 штук) они же 21213-1004022-008 диаметром 25.5мм, вес одного взвесить не смог. насыпал 10 штук, полученный вес разделил на 10.
Ну теперь самое простое, берем мурзилку и собираем.
Цифры на шатуне должны как и стрелка смотреть на ремень ГРМ.
Собрал и сразу на весы, разница в погрешность весов 1г. значит все сделал правильно. Осталось докупить вкладыши, кольца и собирать.
Что означает маркировка на поршнях?
Основные размеры шатунно-поршневой группы даны на рис. 1, 2, 3.
Поршень — алюминиевый литой.
По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов (А, В, С, D, Е) через 0,01 мм. Наружная поверхность поршня имеет сложную форму.
Поэтому измерять диаметр поршня необходимо только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 55 мм от днища поршня.
По диаметру отверстия под поршневой палец поршни подразделяются на три класса (1, 2, 3) через 0,004 мм.
Поршневые кольца изготовлены из чугуна. Верхнее компрессионное кольцо — с хромированной бочкообразной наружной поверхностью.
Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа. Маслосъемное кольцо — с хромированными рабочими кромками и с разжимной витой пружиной.
На кольцах ремонтных размеров ставится цифровая маркировка «40» или «80», что соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 или 0,8 мм.
Классы диаметров поршня и отверстия под поршневой палец клеймятся на днище поршня (рис. 4).
По массе поршни сортируются на три группы: нормальную, увеличенную и уменьшенную на 5 г.
Этим группам соответствует маркировка на днище поршня: «Г», «+» и «—». На двигателе все поршни должны быть одной группы по массе.
Поршни ремонтных размеров изготавливаются с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром.
Увеличению на 0,4 мм соответствует маркировка в виде треугольника, а увеличению на 0,8 мм — в виде квадрата.
Стрелка на днище поршня показывает, как правильно ориентировать поршень при его установке в цилиндр. Она должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.
Поршневой палец — стальной полый, плавающего типа, свободно вращается в бобышках поршня и втулке шатуна.
В отверстии поршня палец фиксируется двумя стопорными кольцами.
По наружному диаметру пальцы подразделяются на три класса через 0,004 мм.
Класс маркируется краской на торце пальца: синяя метка — первый, зеленая — второй, а красная — третий класс.
Шатун — стальной, кованый. Шатун обрабатывается вместе с крышкой и поэтому они в отдельности невзаимозаменяемы.
Чтобы при сборке не перепутать крышки и шатуны, на них клеймится номер 2 (рис. 5) цилиндра, в который они устанавливаются. В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка.
По диаметру отверстия этой втулки шатуны подразделяются на три класса через 0,004 мм.
Номер класса 1 клеймится на крышке шатуна. По массе верхней и нижней головок шатуны подразделяются на классы, маркируемые либо буквой, либо краской на крышке шатуна.
На двигатель должны устанавливаться шатуны одного класса по массе.
Подгонять массу шатунов можно удалением металла с бобышек на верхней головке и на крышке до минимальных размеров 33 и 32 мм (рис. 6).
После удаления металла с крышки шатуна на ней необходимо клеймить классы шатуна по отверстию под поршневой палец и по массе.
Напоминалка для тех, кто самолично перебирает двигатель ВАЗ 2108-2112
После разборки двигателя тщательно очистите, промойте и просушите все детали.
1. Очистите головку поршня от нагара. Если на поршне есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, трещины, замените поршень. Прочистите канавки под поршневые кольца. Это удобно делать обломком старого поршневого кольца.
2. Прочистите отверстия для стока масла подходящим куском проволоки.
3. Проверьте зазоры между кольцами и канавками на поршне.
Номинальный зазор поршневых колец, мм:
верхнее компрессионное кольцо 1 — 0,04-0,075;
нижнее компрессионное кольцо 2 — 0,03-0,065;
маслосъемное кольцо 3 — 0,02-0,055.
Предельно допустимый зазор для всех поршневых колец — 0,15 мм.
4. Наиболее точно зазоры поршневых колец можно определить промером колец и канавок на поршне. Для этого замерьте микрометром толщину поршневого кольца в нескольких местах по окружности, затем…
5. …с помощью набора щупов измерьте ширину канавок также в нескольких местах по окружности. Вычислите средние значения зазоров (разница между толщиной поршневого кольца и шириной канавки). Если хотя бы один из зазоров превышает предельно допустимый, замените поршень с кольцами.
8. Если зазор меньше 0,25 мм, аккуратно сточите надфилем торцы поршневого кольца.
9. Проверьте зазоры между поршнями и цилиндрами. Зазор между поршнями и цилиндрами определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор между поршнями и цилиндрами равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый — 0,15 мм. Если зазор между поршнями и цилиндрами не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор между поршнями и цилиндрами был как можно ближе к номинальному. Если зазор между поршнями и цилиндрами превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера. Измерьте диаметр поршня на расстоянии 55 мм от его днища в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу.
Рис. 4.9. Места измерения зазоров цилиндра
10. Затем измерьте диаметры цилиндра в двух перпендикулярных плоскостях (см. рис. 4.9.) (вдоль В и поперек А блока цилиндров) и в четырех поясах (1, 2, 3 и 4). Для этого необходим специальный прибор — нутромер.
11. При замене деталей шатунно-поршневой группы необходимо подобрать поршни к цилиндрам по классу и одной группы по массе, а также поршневые пальцы к поршням по классу и шатуны по массе. Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними.
Для удобства подбора поршней к цилиндрам цилиндры и поршни в зависимости от диаметров делят на пять классов: А, В, С, D, Е (табл. 4.1).
В запасные части поставляются поршни номинального размера трех классов А, С, Е и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный — увеличенный на 0,4 мм, второй — на 0,8 мм.
По массе поршни разбиты на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г. На двигателе автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 должны устанавливаться поршни одной группы. Для поршней ремонтных размеров в запчасти поставляются кольца ремонтных размеров, увеличенных на 0,4 мм и на 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного размера выбито число «40», на кольцах второго ремонтного размера — «80».
Таблица 4.1 Номинальные размеры цилиндров и поршней
Класс Диаметр, мм
цилиндра поршня
А 82,00-82,01 82,00-82,01
В 82,01-82,02 82,01-82,02
С 82,02-82,03 82,02-82,03
D 82,03-82,04 82,03-82,04
Е 82,04-82,05 82,04-82,05
12. На блоке цилиндров группа цилиндров выбивается на нижней плоскости блока (привалочная плоскость под масляный картер) напротив каждого цилиндра. 13. На днище поршня выбиваются следующие данные:
1 — класс поршня по отверстию под поршневой палец;
2 — класс поршня по диаметру;
3 — стрелка, показывающая направление установки поршня;
4 — ремонтный размер (1-й ремонтный — треугольник, 2-й ремонтный — квадрат);
5 — группа по массе (нормальная «Г», увеличенная на 5 г «+», уменьшенная на 5 г «-»).
14. Поршневые пальцы с трещинами замените. Поршневой палец должен легко входить в поршень от усилия большого пальца руки. Вставьте поршневой палец в поршень. Если при покачивании поршневого пальца ощущается люфт, замените поршень. При замене поршня подберите к нему поршневой палец по классу
Таблица 4.2 Классы поршневых пальцев, поршней и шатунов
Размерная группа Модель двигателя ВАЗ 2108
Диаметр цилиндра, мм Диаметр поршня, мм
А 76,00-76,01 75,965-75,975
В 76,01-76,02 75,975-75,985
С 76,02-76,03 75,985-75,995
D 76,03-76,04 75,995-75,005
Е 76,04-76,05 75,005-75,015
Размерная группа Модель двигателя ВАЗ 21083
Диаметр цилиндра, мм Диаметр поршня, мм
А 82,00-82,01 81,965-81,975
В 82,01-82,02 81,975-81,985
С 82,02-82,03 81,985-81,995
D 82,03-82,04 81,995-82,005
Е 82,04-82,05 82,005-82,015
(табл. 4.2). Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1-, 2-, 3-й) через 0,004 мм. Класс поршневого пальца маркируется на его торце краской. Класс поршня по пальцу выбивается на днище поршня, класс шатуна по пальцу — на крышке шатуна.
15. Замените сломанные поршневые кольца и расширитель маслосъемного кольца.
16. Замените сломанные или треснувшие стопорные кольца, удерживающие поршневой палец. Концы стопорных колец должны находиться в одной плоскости. Погнутые кольца замените.
17. Замените погнутые шатуны. Замените шатун, если во втулке 1 верхней головки есть задиры и глубокие царапины. Замените шатун, если при разборке двигателя было обнаружено, что шатунные вкладыши провернулись в шатуне.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Шатуны обрабатывают совместно с крышками, поэтому их нельзя разукомплектовывать.
18. Вставьте поршневой палец в верхнюю головку шатуна. Если при покачивании поршенвого пальца ощущается люфт, замените шатун. Шатуны в сборе с крышками по массе верхней и нижней головки разделены на классы (табл. 4.3).
Таблица 4.3 Класс шатуна по массе верхней и нижней головки
Масса головок шатуна, г Маркировка
верхний нижний буквой краской
184+2 489±3 Ф Красный
495+3 Л Зеленый
501±3 Б
188+2 489+3 X
495±3 М
501+3 В
192+2 489±3 Ц
495±3 Н
501+3 Г Голубой
19. В двигателе автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 должны устанавливаться шатуны одного класса. Маркировка шатуна наносится на крышке шатуна: 1 — класс шатуна по массе (буква или краска), 2 — класс шатуна по поршневому пальцу.
20. Если на поверхностях, по которым работают сальники, есть глубокие риски, царапины, забоины, коленвал необходимо заменить.
22. Если на коренных и шатунных шейках коленвала 1 есть незначительные задиры, риски, царапины, нужно прошлифовать шейки коленвала до ближайшего ремонтного размера. Работу по шлифовке шеек коленвала рекомендуется выполнять в специализированной мастерской. После отполируйте шейки коленвала и притупите острые кромки фасок масляных каналов 2 абразивным конусом. Промойте коленвал и продуйте сжатым воздухом масляные каналы. Овальность и конусность всех шеек коленвала после шлифовки не должна превышать 0,005 мм. После шлифовки шеек коленвала установите вкладыши ремонтных размеров. 23. Если на рабочих поверхностях упорных полуколец есть задиры, риски и отслоения, замените полукольца. На полукольцах запрещается проводить любые подгоночные работы.
24. Измерьте осевой зазор коленвала. Для этого установите коленвал и упорные полукольца в блок цилиндров и затяните болты крепления крышек коренных подшипников (см. «Сборка двигателя»).
29. Тщательно прочистите и промойте масляные каналы коленвала.
30. Не рекомендуется выпрессовывать заглушки самостоятельно, для этого обратитесь в специализированную мастерскую.
31. Тщательно очистите поверхности блока цилиндров от остатков старых уплотнительных прокладок. Внимательно осмотрите блок. Если обнаружите трещины, блок надо заменить в сборе с крышками коренных подшипников.
32. Проверьте герметичность рубашки охлаждения блока цилиндров. Для этого заглушите отверстие под водяной насос (установив водяной насос с прокладкой) и залейте Тосол-А40 в рубашку охлаждения. Если в каком-нибудь месте заметна течь, значит, блок цилиндров негерметичен и блок цилиндров надо заменить.
33. Осмотрите цилиндры. Если на зеркале цилиндров есть царапины, задиры, раковины и пр., расточите цилиндры под ремонтный размер (эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской) или замените блок цилиндров. При различных дефектах глубиной более 0,8 мм блок цилиндров ремонту не подлежит и блок цилиндров надо заменить.
34. Очистите нагар в верхней части цилиндров. Если там образовался поясок вследствие износа цилиндров, снимите его шабером. Проверьте износ цилиндров, замерив диаметры цилиндров.
Параметры шатунно-поршневой группы двигателей ЗМЗ, УМЗ
Параметры шатунно-поршневой группы двигателей ЗМЗ, УМЗ
Размеры и маркировка по группам цилиндров, поршневой, шатунов, пальцев. Допуски и т.д. Может пригодится кому нибудь при ремонте и покупке запчастей.
Для моторов ЗМЗ 402, 24Д. Так же для УМЗ 417 все размеры, кроме наружных для гильз
Для моторов ЗМЗ 406
Для моторов ЗМЗ 405
В ЗМЗ 409 почти все размеры те же, за исключением выемки (лужа), она поглубже чем в 405, для компенсации степени сжатия, размер h увеличивается на поршнях 409. Так же компрессионная высотка у 409х H=34мм, против 38мм у 405
Для моторов УМЗ 421 евро-0
Для моторов 4216 Евро-3 выемка меньше, 5,5см3 против 12см3 Евро-0. для повышения степени сжатия. Размер h уменьшается на поршнях Евро-3.
ПАРАМЕТРЫ ПО ШАТУНАМ
Шатуны ЗМЗ 402 межцентровое расстояние головок L=168мм
Шатуны УМЗ 421 межцентровое расстояние головок L=175мм
Комментарии 167
Добрый день! Вчера оплатил заказанные поршни, бегом отвез их расточнику и только сегодня обратил внимание, что поршня на коробке нарисованы «втыковые», т.е. без лунок под клапана. Поршни Евро 3, 96,0, группа Д, завод ЗЗА, Заволжзкий завод автокомпонентов. Я что, купил что-то не то?
Если модель указана на коробке какая должна быть, то все должно быть ок. Рисунки часто унифицированны. То есть не всегда то что внутри. Смотрите описание
Сегодня измерил : размер а=3.2мм для змз405 евро0-2.
Хорошо что разобрался
Ага, обскакал все магазины в округе и на рынок сгонял, там всех кто работал задрал.
Короче почувствовал себя героем передачи «How it’s made» 😂
Извините, но вы случайно не знаете о геометрических размерах гильз 405 и 406 моторов? Не получается найти
Понятно, жаль. Просто интересно подошла бы гильза от 406 на 405 или 409 или 409 про. Хотя наверно нет. Было бы здорово иметь такой более технологичный (409 про) двигатель, но с объемом 2,3. 🙂
В чем бОльшая технологичность ЗМЗ про по отношению к 406?
В кастрировании двух опор распредвалов (5=>3) и, как следствие ускорившийся износ пастелей и шеек?
Причём применение более прочного сплава(чем ак9ч у 406) и более мягких пружин клапана ситуацию в корне не поменяло, зато позволило клапанам подвисать наглым образом и на оборотах выше 5тыс. уже заметно влиять на ухудшение наполнения. Правда с жёсткими пружинками наблюдалось чрезмерное продавливание гидрокомпенсаторов выше тех же 5-5.6 тыс.об, но хотя бы клапан не скачет по седлу…
Или может в использовании блоков полуоткрытого типа в замен закрытых блоков у 406 и 405/409 евро3(40524/40904)?
Или ещё что-то?
Унификация у моторов этого семейства очень высокая. Вам никто не мешает собрать 406 мотор с поршнями нового образца на тонких кольцах и накрыть его «трех-опорными» ГБЦ от ЗМЗ про, в которой якобы применены более жаропрочные клапана и сёдла (у некоторых требующие ремонта уже через 30ткм езды на газу), вместе с «прошными» же распредвалами и использовать зубчато-пластинчатые цепи от 40906(да, ненадёжно, зато как технологично!)
Извините, но вы случайно не знаете о геометрических размерах гильз 405 и 406 моторов? Не получается найти
Не получается, потому что 406/5/9 не имеют гильз. Ни мокрых, ни сухих, ни залитых. Никаких. Цельночугунный блок.
А не знаете шатуны у 406 и 409 одинаковой длины?
обозначения на поршнях тейкин.
Многие путаются в обозначениях на коробке поршней. Вношу ясность. Тойота рекомендует зазор для ремонтных поршней 3Y 0,075-0,095 мм, измерение диаметра в 24мм от днища поршня. На коробке Тейкин указано:M.P-21,5 mm, M.R.C-0.030 mm. Первый параметр, это расстояние от КРАЯ ЮБКИ до места измерения диаметра, т.е. измерение производится снизу вверх, а не от днища вниз, как у Тойоты.Отсюда и такой маленький зазор-0,030mm (M.R.C. это минимальный рекомендуемый зазор).
Toyota Town Ace 1993, двигатель бензиновый 2.0 л., 97 л. с., полный привод, автоматическая коробка передач — запчасти
Машины в продаже
Комментарии 18
А есть информация по поводу геометрических параметров или особенностей поршней Teikin? У меня на двигатель Тойота 4age 16 кл пришли Teikin и у них разница между нижним и верхним диаметром юбки поршня 0,03 мм, что, по словам токаря, мало /он сравнивает с поршнями под другие моторы, где эта разница 0,07 — 0,10/.
а что за параметры? у вас на коробке и в книге все есть.на моих тейкинах тоже разница в 3-4 сотки по местам измерения, получается как раз по минимальным зазорам(надо конечно чуть больше делать) что увас на коробке написано вообще? сфоткайте
Вот это для меня самое интересное. Если внизу округленно 81,50, то вверху должно быть 81,47 (81,50 — 0,03). Разжуйте мне, пожалуйста, как получить 81,395
дак уже разжевал)прочитайте еще раз внимательно.по тойоте вверху зазор от 0,095
Вот это для меня самое интересное. Если внизу округленно 81,50, то вверху должно быть 81,47 (81,50 — 0,03). Разжуйте мне, пожалуйста, как получить 81,395
подправил текст, так будет понятнее, перечитайте
По немногу соображаю. Если расточить до 81,50, то действительно получается как по книжке 0,105, только для этого m.r.c. должен быть 0.075, а не 0,03, как пишет teikin
тойотовский зазор вверху будет зависеть от выбранного вами зазора внизу по точке тейкин и формы поршня. говорю еще раз: замеряете поршень внизу, прибавляете минимальный зазор 0.03, это будет диаметр цилиндра после расточки и хона. измеряете поршень вверху и этот размер вычитаете из полученного диаметра цилиндра. это будет зазор по верху тойота.если он меньше 0.095( посмотрите точно в книге у себя), то прибавляете зазор внизу
Спасибо. Теперь понял: по Вашему первичный зазор Тойоты. Расточники не хотят на свой страх и риск выходить за рекомендуемый teikin зазор. Может поршни teikin ведут себя после нагрева по-другому из-за конструктивных особенностей или материала изготовления — хотелось бы знать. Ещё есть предположение, что маленькая конусность это брак, хотя на всех четырех поршнях одинаковый
он и есть первичный. думаю да, расширяются по разному.зазор тейкин, это МИНИМАЛЬНЫЙ рекомендуемый зазор.МЕНЬШЕ него нельзя
а что за параметры? у вас на коробке и в книге все есть.на моих тейкинах тоже разница в 3-4 сотки по местам измерения, получается как раз по минимальным зазорам(надо конечно чуть больше делать) что увас на коробке написано вообще? сфоткайте
Это вот зазор, который со слов расточников должен быть конусом с разницей 0,07 и больше. Может и это нормально, но они не решаются точить под свою ответственность: хотят моей команды