Что означает аккорд через дробь для гитары
Уроки игры на гитаре, аккорды и ноты для рок-гитары
В данной статье речь пойдет об аккордах Am/E, E/G#, Dm/F, C/G и других с дробью в своем составе. Если вы не новичок в игре аккордами на гитаре (о простых аккордах на гитаре для начинающих читайте здесь), то ниже изложенная информация поможет вам стать не просто хорошим аккомпаниатором, а экспертом в игре аккордами на гитаре.
В некоторых песенниках и брошюрах с аккордами иногда употребляются обозначения типа Am/C, E/H, Am/E, C7/B. За такими страшными на первый взгляд обозначениями аккордов кроется сущий пустяк, знание которого, тем не менее, существенно украшает игру, делает ее более выразительной, красивой и стильной. А музыкант, играющий так, существенно выделяется своим мастерством.
Аккорды с дробями — это, наверное, единственный случай, когда математика не усложняет жизнь музыканта, а упрощает ее. Итак, сколько же будет «Am разделить на C»?
Дробные аккорды. Определение
Для чего существуют аккорды с дробями
Я не буду много говорить по этому поводу. Просто предлагаю взять гитару в руки. Взяли? Тогда возьмите на ней аккорд Gsus4/add13.
Те, кто справился, закрывайте эту страницу в браузере — не думаю, что здесь вы почерпнете для себя что-то новое. А остальным предлагаю остаться со мной и взять вот такой аккорд.
Это и есть наш аккорд Gsus4/add13.
Присмотритесь внимательнее. Это знакомый каждому, даже начинающему, гитаристу аккорд C, взятый, правда, с басом G. Поэтому его можно записать не только как Gsus4/add13, но и как C/G. Согласитесь, что всегда легче сыграть какой-то простой аккорд и найти к нему модифицированный бас, чем распределять в уме на ноты такие аккорды, как Gsus4/add13.
Итак, аккорды с модифицированным басом значительно упрощают запись гармонии (аккордовой линии) любых композиций.
Для чего нужны дробные аккорды
Иногда линия баса в пьесах довольно активна и в условиях одиночной игры (без инструментов, которые бы вели басовую мелодию, — бас-гитары, фортепиано и проч.) ее приходится воспроизводить на гитаре используя именно такие дробные аккорды.
Чтобы понять разницу между простой аккордовой линией и линией с дробными аккордами сыграйте этот пример. Сначала обычными аккордами, потом аккордами с модифицированным басом.
Кстати, это аккорды к популярной песне «Куда уходит детство».
Итак, аккорды с дробями используют для украшения сопровождения, ведения более активной басовой линии в гитарном аккомпанементе.
Таблица аккордов с модифицированным басом (дробных аккордов)
С дробными аккордами вы можете ознакомиться по этой таблице, разделенной на две части. Чтобы почувствовать особенности аккордов, возьмите на гитаре каждый из приведенных аккорд с дробью и сыграйте его перебором. Примеры простых переборов можете найти на этой странице.
Схемы модифицированного баса для дробных аккордов
Но к этому можно подойти еще проще. Тем, кто знает как брать простые аккорды, надо просто выучить, где располагается басы на четвертой, пятой и шестой струнах гитары.
Для аккордов с модифицированными басами C, G, D, E, F, A, H.
Для аккордов с модифицированными басами #C, #F, #D, B, #G.
В заключение
Дробные аккорды (аккорды с дробями, аккорды с модифицированным басом) — это аккорды вида X/Y, где числителем (X) выступает буквенное обозначение аккорда, а знаменателем (Y) — бас, с которым этот аккорд нужно играть.
Все наиболее употребляемые аккорды с модифицированным басом можно изобразить с помощью одной удобной таблицы дробных аккордов.
Аккорды с дробью на гитаре
Если Вы, разучивая новую песню, остановились при виде аккорда с дробью или просто решили выяснить, что эта «математическая конструкции» делает в музыке, то это статья написана специально для Вас.
Что такое аккорды с модифицированным басом
Не секрет, что басы являются украшением любого музыкального произведения, особенно роковых композиций. Нет никакого смысла углубляться в понятия основного и переменного баса, достаточно знать, что в любом гитарном аккорде: Am или D, F или H#, бас обязательно присутствует. Однако бывают случаи, когда бас к аккорду следует еще и добавить. Именно такие аккорды и обозначаются пугающими, на первый взгляд, дробями. На самом деле ничего сложного аккорды с модифицированным басом, как их следует называть, не представляют.
Перед чертой указан сам аккорд, а за чертой — нужный басовый звук, т.е. расшифровать подобную запись можно по формуле — аккорд/бас. Например, запись C/E обозначает, что следует играть аккорд до-мажор © с басом ми (Е), а при записи Am/C — играем аккорд ля-минор (Am) с басом до © и т.п.
Следует понимать, что буква перед чертой — это аккорд, а буква за чертой — это лишь нота, при чем басовая, следовательно, брать ее надо исключительно на 4,5 или 6 струне. О соотношении нот в слоговой системе записи и нот, записанных латинскими буквами подробно описано на сайте U-rock.com.ua. Кто не знает, что до — это C могут ознакомиться с этим нюансом.
Возникает логичный вопрос, зачем нужны дробные аккорды? Ответ также прост, как и расшифровка дробной записи — они оживляют, делают разнообразнее и интереснее аккомпанемент в рок-музыке.
Басовое сопровождение придает песне особую уникальность и индивидуальность, а исполнители, применяющие аккорды с дробями на практике, выглядят уверенно и авторитетно.
Наиболее распространенные дробные аккорды
#1. Чтобы было еще понятнее, рассмотрим несколько наиболее распространенных дробных аккордов, начнем с уже упомянутого Am/C.
Взяв аккорд ля-минор (указательный палец — вторая струна на I ладу, средний и безымянный — третья и четвертая струны на II ладу), добавляем бас-ноту до ©, зажав мизинцем пятую струну на III ладу — получаем Am/C. Данный аккорд используется во многих песнях, например, «Дождь» группы ДДТ.
#2. Еще одним аккордом с модифицированным басом в данной композиции является Dm/H, однако его построение требует немного больших усилий, так как необходимо изменить положение среднего и безымянного пальцев по сравнению с аккордом Dm. Положение будет следующее:
• указательный палец прижимает 1-ю струну на I ладу;
• средний палец прижимает 5-ю струну на II ладу — это и будет бас-нота си (H);
• безымянный палец прижимает 3-ю струну на II ладу;
• мизинец прижимает 2-ю струну на III ладу.
#3. Также довольно распространенным является комбинация аккорда ля-минор с басом соль — Am/G, особенно при игре перебором. Так же, как и при построении аккорда Am/C, сначала следует взять Am, а затем мизинцем прижать шестую струну на III ладу, тем самым, добавив бас-ноту соль (G).
#4. Дробный аккорд C/G является, наверное, самым распространенным как среди новичков-гитаристов, так и среди профессионалов. Его построение аналогично аккорду до-мажор, однако место безымянного пальца на III ладу (5 струна) занимает мизинец, а сам безымянный палец прижимает на III ладу 6-ю струну, добавляя бас-ноту соль (G).
Стоит заметить, что многие гитаристы-любители, в том числе и автор данной статьи, применяют описанное положение пальцев даже при игре аккорда до-мажор ©, поскольку никакой негативной окраски от баса в данном случае нет.
#5. Еще один несложный для начинающего гитариста аккорд с дробью — Em/F#. Берем аккорд ми-минор (на II ладу средний и безымянный пальцы прижимают 4 и 3 струну соответственно), указательным пальцем прижимаем 6-ю струну на II ладу — нота F#.
Аккордов с дробью значительно больше, но здесь важен принцип их построения. Зная его и расположение нот на грифе гитары, Вы всегда сможете взять нужный аккорд и сыграть желаемую песню!
Ликбез → Пояснения к аккордам
Аккорды
Различных аккордов существует большое количество, а если учитывать то, что каждый из них можно взять несколькими способами, то не сложно и запутаться. На сайте Muzland.ru Вы найдёте более тысячи аппликатур наиболее используемых аккордов.
Запоминать всё не нужно, особенно если Вы изучите основы построения аккордов. Главное – запомнить основные, а дальше уже по ним ориентировать построение аккордов с дополнительными ступенями.
Много писать на эту тему не буду, так как на сайте работает система генерации аппликатур, и для каждой песни выводятся таблицы построения аккордов.
Более того, если Вас не устраивает вариант, предложенный по умолчанию, можно посмотреть другие варианты взятия того же аккорда (если они имеются в базе) – для этого нужно нажать на изображение аккорда.
На сайте представлены несколько подборов с максимально точной цифровкой аккордов, например, для песни Foolin’ Александра Рыбака. Это сделано из-за того, что песня выполнена в джазовой обработке и обойтись без специфичных аккордов очень сложно, чтобы не потерять важных моментов.
Такие произведения могут отображаться в трех вариантах – оригинальная версия, адаптированная версия и упрощённая версия. Оригинальная версия не сопровождается расшифровкой аппликатур.
Аккорды типа C/G, G/F#
Увидев такую запись и не найдя к ней расшифровки – не пугайтесь. Общая формула подобного обозначения – аккорд/бас, то есть необходимо взять аккорд, указанный до дробной черты, но не с тонической басовой нотой, как это обычно бывает, а с нотой, указанной после дробной черты.
Следует обратить внимание на то, что первая указываемая буква – это аккорд, а вторая – нота.
Всякий раз, когда Вы не можете сообразить, где эта нота расположена на грифе, нажимайте на изображение аккорда – в появившемся окошке обязательно будет вот эта подсказка:
Аккорды H, B и Bb – надо бы разобраться!
Существует два варианта обозначения аккордов си и си-бемоль. Первый из них: си – H, а си-бемоль – B; второй: си – B, си-бемоль – Bb. Из-за такой неоднозначности в этом вопросе периодически возникает неразбериха.
На сайте использован симбиоз этих двух вариантов. И это вовсе не для того, чтобы запутать все окончательно. На мой взгляд, в обозначении си как H, а си-бемоль как Bb есть некоторая положительная логика.
По крайней мере, взглянув на аккорд можно точно сказать, что он обозначает, невзирая на существующие варианты записи.
В англоязычной и испаноязычной версиях сайта аккорд си обозначается B, аккорд си бемоль – Bb. Такое обозначение более привычно для иностранных пользователей.
m_ludenhoff
Martin Ludenhoff
Перед начинающими обучаться игре на гитаре часто стоит задача освоения и запоминания аппликатурных форм и буквенно-цифровых обозначений различных аккордов. Это нужно для аккомпанемента, сочинительства, да и просто для более осознанного исполнения музыки по нотам, по слуху или «с рук». Кроме того, полезно знать некоторые термины, чтобы не «спотыкаться» о них при чтении различной литературы, особенно, если эти термины употреблены не совсем точно или не совсем уместно, что иногда встречается. Существует множество различных пособий, «таблиц аккордов» и т.п., касающихся этого вопроса. Как правило, попадаются громоздкие по объёму и потому трудные для запоминания таблицы или наборы примеров без систематического объяснения сути вопроса, т.е. строения аккордов. Не лучше ли самому научиться составлять такие таблицы аккордов? Ведь достаточно понять один раз, чтобы запомнить навсегда. Для того, чтобы освоить предлагаемый ниже материал, нужно лишь одно условие — необходимо немного знать нотную грамоту. Материал преподнесён очень сжато — читайте, не торопясь. По сути, это конспект традиционных учебников элементарной теории музыки (и немножко — учебников гармонии), сделанный по принципу «ничего лишнего», т.е. в основном только о строении аккордов.
Соотношение двух звуков по высоте называется интервалом. Единицей измерения интервала является тон. Один лад на грифе гитары равен 0,5 тона. Например, звук, взятый на пятом ладу первой струны, на один тон ниже звука, взятого на седьмом ладу той же струны. Названия интервалов и их величины:
прима | 0 тонов |
малая секунда | 0,5 тона |
большая секунда | 1 тон |
малая терция | 1,5 тона |
большая терция | 2 тона |
чистая кварта | 2,5 тона |
тритон | 3 тона |
чистая квинта | 3,5 тона (малая терция + большая терция) |
малая секста | 4 тона |
большая секста | 4,5 тона |
малая септима | 5 тонов |
большая септима | 5,5 тонов |
чистая октава | 6 тонов |
нона | октава + секунда |
децима | октава + терция |
ундецима | октава + кварта |
дуодецима | октава + квинта |
терцдецима | октава + секста |
Составные интервалы (больше октавы) могут называться «большими», «малыми» или «чистыми», в зависимости от тех простых интервалов, которые прибавляются к октаве для их получения.
Слова «уменьшенный» и «увеличенный», которые прибавляются к названию интервала, означают уменьшение или увеличение этого интервала на 0,5 тона. Например, «уменьшенная квинта» равна «увеличенной кварте» и тритону и равна 3 тонам. Если интервал бывает «большой» и «малый», а не просто «чистый», то «уменьшается» малый интервал, а «увеличивается» большой. Например, «увеличенная секунда» равна 1,5 тона, а «уменьшенная секунда» равна 0 тонов.
Важным является осмысленное правописание интервалов. Например, если мы говорим о малой терции от ноты «до», то обязательно записывается нота «ми-бемоль», но никак не «ре-диез», поскольку последняя является увеличенной секундой от «до». Несмотря на то, что увеличенная секунда равна малой терции, хаотичная запись может существенно осложнить восприятие нот. При отсчитывании интервала следует перебирать названия нот строго по порядку, приписывая знак альтерации уже после того, как название ноты определено. Таким образом, терцией (не важно, какой) от «до» всегда является «ми», т.к. терция — это «третья». До нужной величины (в данном случае — малой терции) мы «подгоняем» нашу терцию бемолем.
Равенство интервалов по их величине при различных названиях называется энгармонизмом интервалов. Например, увеличенная кварта и уменьшенная квинта энгармонически равны.
Аккордом в принципе можно назвать любое созвучие, но наибольшее распространение имеют аккорды, состоящие из трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям путём октавных переносов (о таких аккордах и пойдёт речь дальше). Например, «ля-до-ми» или «до-ми-ля». Естественно, аккорды могут содержать октавные удвоения, которые «не считаются». Например, вышеприведённый аккорд может содержать несколько «ля» в разных октавах (скажем, «ля-до-ми-ля»), но его суть от этого не изменится (как и от октавных перестановок звуков).
Аккорд получает своё название от своего самого нижнего звука после расположения этих звуков по терциям. Например, аккорд «до-ля-ми» называется «ля». Звуки аккорда имеют свои названия по интервалам от нижнего звука, который называется основным тоном аккорда. Следующий по высоте за основным тоном звук называется терцовым тоном или терцией аккорда, за ним идут квинтовый тон или квинта, септима, нона, ундецима и терцдецима. Например, аккорд «ми-ля-до-ми» взят с удвоенной квинтой. Некоторые звуки в аккорде могут быть, наоборот, пропущены. Например, аккорд «до-ля-до» взят с пропущенной квинтой.
Ещё одно примечание: уменьшенное и увеличенное трезвучия используются довольно редко.
Тон аккорда, соответствующий самому высокому звуку аккорда, определяет «мелодическое положение» аккорда. При этом не рассматривается взаимное положение остальных звуков и их удвоения. Например, аккорд «ля-до-ля-ми» находится в мелодическом положении квинты.
Различают мелодию и её аккордовое (гармоническое) сопровождение, аккомпанемент. По отношению к одновременно звучащему аккорду каждый звук мелодии может быть аккордовым или неаккордовым. Аккордовый звук является основным тоном, терцией, квинтой и т.д. того аккорда, который в данный момент звучит (или должен звучать). Неаккордовым является любой другой звук.
Задержание — неаккордовый звук, «оставшийся» от предыдущего аккорда и часто разрешающийся в аккордовый звук настоящего аккорда. Проходящий — неаккордовый звук, заполняющий интервал между аккордовыми звуками (иногда и двух разных аккордов) мелодическим движением по какой-либо гамме. Вспомогательный — это «проходящий» между повторениями аккордового звука. Предъём — неаккордовый звук, предвосхищающий звук следующего аккорда.
В музыкальных произведениях часто применяется четырёхголосное изложение, т.е. аккорды берутся в виде сочетаний из четырёх звуков. На гитаре, например, на правой руке используются для звукоизвлечения чаще всего четыре пальца. В четырёхголосии самый нижний звук аккорда называется басом, далее по порядку — тенор, альт и сопрано (мелодия). Тенор, альт и сопрано называются «верхними голосами».
Аккорд может иметь тесное, смешанное или широкое расположение. При тесном расположении каждый из трёх верхних голосов отстоит от своего соседнего на терцию или кварту (т.е. между ними нельзя вставить другие аккордовые звуки). При широком — на квинту, сексту или октаву. При смешанном — эти интервалы сочетаются. Как при тесном, так и при широком или смешанном расположении бас может находиться от тенора на любом расстоянии. Иногда аккорды в тесном расположении, у которых бас находится достаточно далеко от тенора, называют аккордами в широком расположении. Строго говоря, это не совсем верная терминология.
Буквенно-цифровые обозначения аккордов довольно разношёрстны и разнообразны в различных изданиях и странах, часто встречаются различные неточности. В общих чертах принципы обозначения следующие: мажорное трезвучие обозначается просто буквой без дополнительных пометок, минорное — с добавлением буквы «m». Остальные аккорды образуются как бы путём повышения или понижения тонов этих трезвучий и/или добавления дополнительных тонов, что обозначается в виде индекса соответствующими цифрами со знаками альтерации. Знаки альтерации могут заменяться на знаки «+» и «-«. Например, если к ля-минорному трезвучию добавить малую септиму (взятую от основного тона), а квинтовый тон понизить на полтона, получится полууменьшенный септаккорд, который может быть обозначен как Am 7b5 и т.п.
Иногда миноры также обозначаются просто строчной буквой. Например, «а» будет означать то же самое, что и «Am».
В рок-музыке часто используются чистые квинты, лишённые мажоро-минорной окраски. Такие аккорды обозначаются с помощью цифры 5. Например, аккорд A5 будет состоять из двух звуков — «ля» и «ми» (возможно, с октавными удвоениями). Такие аккорды иногда называют «квинт-аккордами», и их можно представить себе как трезвучия с пропущенными терциями.
Аппликатурные формы различных аккордов вы можете найти в огромном количестве источников, поэтому здесь подробно рассматривать этот вопрос нет смысла. Однако, имеет смысл подумать о том, как удобнее запоминать аппликатурные формы, которых существует довольно много (слишком много, чтобы пытаться их запомнить бессистемно). Для начала следует уяснить, что некоторые аккорды используются значительно чаще других — их и будет полезно запомнить в первую очередь. В популярной, рок- и классической музыке чаще всего используются: мажорные и минорные трезвучия, доминантсептаккорд, малый минорный, уменьшенный и полууменьшенный септаккорды. Остальные созвучия используются ощутимо реже.
Имеет смысл хорошенько запомнить три основные универсальные аппликатурные формы мажорных и минорных трезвучий (эти формы можно легко двигать по грифу, получая разные по фактической высоте созвучия), т.к. эти формы используются чуть ли не в каждом произведении огромного количества музыкальных жанров:
На первом рисунке изображено минорное трезвучие с основным тоном на пятой струне. Терция этого трезвучия расположена на второй струне. Если повысить эту терцию на полтона, получится мажорное трезвучие, которое также широко используется в этой аппликатурной форме.
На втором рисунке изображено мажорное трезвучие с основным тоном на шестой струне. Терция этого трезвучия расположена на третьей струне. Если понизить эту терцию на полтона, получится минорное трезвучие, которое также широко используется в этой аппликатурной форме.
На третьем рисунке изображено мажорное трезвучие с основным тоном на пятой струне. Терция этого трезвучия расположена на первой и четвёртой струне (она удвоена). Если понизить эту терцию на полтона, получится минорное трезвучие, которое также широко используется в этой аппликатурной форме, но не буквально, т.к. формально взять все ноты такого аккорда будет уже нельзя из-за слишком большой растяжки (на практике некоторые ноты в этом случае просто выкидываются).
Вообще, следует понимать, что на практике эти три приведённые аппликатурные формы часто используются не буквально, а «частично». Например, в первой аппликатурной форме первая и четвёртая струна представляют собой интервал октавы, и брать оба этих звука одновременно вовсе не обязательно. Таким же образом звук на третьей струне представляет собой октавное удвоение звука на пятой струне. Тщательно исследуйте самостоятельно эти три аппликатурные формы на предмет октавных удвоений и составьте множество вариантов аккордов, которые «вытекают» из них. Не забудьте, что «избавляться» можно не только от октавных удвоений, но даже и от квинтового тона трезвучия полностью. Таким образом, эти трезвучия могут быть взяты даже в двухзвучном изложении. После такого самостоятельного исследования эти формы должны стать для вас визуально узнаваемыми даже в сильно «обрезанном» виде, что и послужит прочной основой для запоминания аппликатурных форм аккордов в принципе. Ну, и не забудьте, что важное значение имеет то, каким получается самый нижний тон аккорда (бас), т.к. это определяет, взято ли трезвучие в основном виде или в обращении (и в каком именно обращении).
Далее модифицируйте эти формы так, чтобы получить не только трезвучия, но и аккорды других классов. Например, если в первой форме основной тон аккорда, расположенный на третьей струне, понизить на тон (на два лада), получится септима аккорда, что в результате даст малый минорный септаккорд. Если после этого повысить на полтона терцию, расположенную на второй струне, получится доминантсептаккорд, и т.д. Подобный способ исследования будет хорошим методом запоминания большого количества самых разных аппликатурных форм: воспринимайте аккорды других классов как «модифицированные» трезвучия, и через некоторое время вы начнёте хорошо визуально ориентироваться на грифе. Проверяйте и подкрепляйте свои исследования готовыми таблицами аппликатур аккордов, которые можно найти в Интернете и различной литературе.
Далее будет интересно сказать о некоторых свойствах довольно часто встречающегося созвучия — уменьшенного септаккорда. Поскольку уменьшенный септаккорд равномерно «заполняет» октаву малыми терциями, за его основной тон может быть формально принят любой из его звуков. Например, аккорд Ao может быть записан как Co, Ebo, Gbo — все эти аккорды будут состоять из одних и тех же по названию звуков (или энгармонически равных). Таким образом, получается, что формально существует только три разных (по составу звуков) уменьшенных септаккорда, а не двенадцать (по количеству звуков в хроматической гамме). Отсюда следует ещё один интересный вывод: если повысить или понизить все звуки уменьшенного септаккорда на малую терцию, мы получим тот же самый аккорд. Иными словами, если вы передвинете любую аппликатурную форму уменьшенного септаккорда на грифе на три лада в любом направлении любое количество раз, вы получите функционально тот же самый аккорд.
Ещё немного о «визуальной связке» различных аппликатурных форм. Уменьшенный септаккорд полезно представить себе как доминантсептаккорд с повышенным (на полтона) основным тоном. Таким образом, если вы возьмёте на грифе уменьшенный септаккорд, а затем понизите на полтона поочерёдно каждый из его звуков, вы получите четыре разных доминантсептаккорда, основным тоном каждого из которых будет пониженный в данный момент звук. Экспериментируйте и ищите такие «визуальные связки» между аккордами различных классов. Хорошая визуальная ориентация на грифе полезна для любого музыканта, независимо от его сферы деятельности (солист, аккомпаниатор, аранжировщик, композитор) и поможет даже при простом разучивании произведений по нотам (то, что хорошо понимаешь, на порядок легче и быстрее запомнить).
Некоторый интерес представляют аккорды, которые можно каким-либо способом взять с открытыми струнами. Например, это может быть важно при выборе тональности для переложения какого-либо произведения для классической (акустической) гитары.
Хроматический звукоряд состоит из 12 различных звуков: «до», «до-диез», «ре», «ре-диез» и т.д. Однако в мелодиях чаще всего используются не все из этих звуков, а только некоторые. Совокупность этих «некоторых» звуков с их взаимосвязями, отношениями и иерархией является ладом, который использует данная мелодия. Таким образом, звуки лада являются «кирпичиками», из которых строится мелодия.
В музыке различных времён и народов сформировались разнообразные лады с разным количеством и взаимоотношениями звуков. В современной музыке получили наибольшее распространение так называемые натуральный минорный и натуральный мажорный лады. Необходимо заметить, что одна и та же мелодия может в процессе своего развития менять лады, переходя из одного лада в другой.
Натуральный мажорный лад состоит из 7 звуков (ступеней) и выглядит следующим образом: «до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до». Натуральный минорный лад состоит также из 7 звуков (ступеней) и выглядит следующим образом: «ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля». Как видно, в натуральном мажорном ладу между парами ступеней 3-4 и 7-1 по полтона, а между всеми остальными — по тону. В натуральном минорном ладу между парами ступеней 2-3 и 5-6 по полтона, а между всеми остальными — по тону.
Если взять за первую ступень натурального мажорного лада ноту «до», то мы получим звукоряд (гамму), состоящий из звуков «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» без диезов и бемолей. Если наша мелодия использует этот звукоряд в качестве лада, то говорят, что мы играем в тональности «до-мажор». Таким образом, тональность — это фактическая конкретная высота звучания («мажор» — сокращённое условное название натурального мажорного лада). Если же взять за первую ступень натурального мажорного лада ноту «ре», то мы получим звукоряд (гамму), состоящий из звуков «ре, ми, фа-диез, соль, ля, си, до-диез» (чтобы соблюсти интервалы между ступенями этого лада). Как видно, при ключе придётся выставить два диеза, фа и до. Если же взять за первую ступень натурального мажорного лада ноту «ми», то мы получим четыре диеза при ключе (фа-до-соль-ре). Отсюда ясно, что количество знаков альтерации при ключе и то, к каким нотам они относятся, возникает далеко не случайно. Если диезов два, то это обязательно фа-до, если три, то это обязательно фа-до-соль и т.д.
Аналогично, если взять за первую ступень натурального минорного лада ноту «ре», мы получим один бемоль (си) при ключе в тональности «ре-минор». Иногда говорят, что тональности бывают «диезные» и «бемольные» (стоять вперемешку диезы и бемоли при ключе никогда не могут).
При составлении гамм (звукорядов) описанным выше способом названия нот идут всегда строго по порядку, а для получения необходимых интервалов между ступенями лада используются знаки альтерации.
Если в натуральном мажорном ладу назвать 6 ступень первой, 7 — второй, 1 — третьей и так далее, оставив все интервалы между ступенями неизменными, мы получим натуральный минорный лад. Отсюда ясно, что, например, гамма до-мажор состоит полностью из тех же самых звуков, что и гамма ля-минор (т.е. все все звуки будут без диезов и бемолей), только в другом порядке. Таким образом, по знакам при ключе тональности до-мажор и ля-минор отличаться не будут (знаков нет в обоих случаях). Такие пары мажорных и минорных тональностей называются параллельными тональностями. Ещё один пример: тональности ре-мажор и си-минор параллельны.
Тональности, отличающиеся только наклонением лада (минор или мажор), называются одноимёнными. Например, это ре-мажор (два диеза при ключе) и ре-минор (один бемоль при ключе).
Существуют две важные разновидности натурального минорного лада: это так называемый «гармонический минор», возникающий при повышении на полтона 7 ступени, и «мелодический минор», возникающий при повышении на полтона 6 и 7 ступеней. Существует также «гармонический мажор», возникающий при понижении на полтона 6 ступени. Если мелодия использует такие лады, это всегда отражается только случайными знаками альтерации в нотном тексте, и никогда — знаками при ключе.
Аккорды, сопровождающие мелодию, составляются чаще всего из звуков того лада, который использует мелодия. При составлении аккорда от какой-либо ступени лада (или при «построении» аккорда на этой ступени) звуки лада выбираются по терциям, начиная от этой ступени. Например, трезвучие на первой ступени натурального мажорного лада окажется обыкновенным мажорным трезвучием. Можно построить трезвучия, септаккорды, нонаккорды и т.д. от любой ступени любого лада, и каждый аккорд будет принадлежать к определённому виду (классу). Т.е., например, если строить септаккорды, где-то получится большой мажорный, а где-то — доминантовый септаккорд и т.д.
Для построения аккордов в миноре часто используется гармонический минорный лад, о чём и говорит его название. Если в музыкальном произведении какой-то аккорд где-то «выбивается» из структуры лада (состоит как бы «не из тех» нот), то это может говорить о временной смене лада или тональности, либо о специальном украшении гармонии.
Лад — это система взаимосвязей звуков, обусловленная тяготением части из них (неустойчивых) к другим звукам (устойчивым). Во всех выше рассмотренных ладах устойчивыми являются 1, 3 и 5 ступени, из них абсолютно устойчивая — 1. Остальные ступени являются неустойчивыми. Каждый неустойчивый звук тяготеет к соседнему устойчивому (к соседним устойчивым, если их два). Сила тяготений различна: 1 ступень обладает наибольшей силой притяжения как самая устойчивая; чем меньше интервал, отделяющий неустойчивый звук от устойчивого, тем сильнее тяготение. Ладовые тяготения определяют динамику развития мелодии.
Подробную информацию о различных ладах вы можете найти в Интернете, например, в Википедии.
Тональности, в которых можно интенсивно использовать открытые струны, считаются «гитарными»: до-мажор, ре-мажор, ми-мажор, соль-мажор, ля-мажор, ре-минор, ми-минор, ля-минор, си-минор.