деструктивная семья что это такое
Восемь отличий здоровой семьи от деструктивной
Понятие «деструкция» происходит от латинского слова «разрушение». Когда говорят о семейной деструкции, то подразумевают такой тип взаимодействия, который оказывает разрушительное воздействие на каждого из её членов.
Семья — это то место, где человек оказывается наиболее уязвимым. Он оставляет за порогом свои социальные маски и роли и становится более открытым как для поддержки, так и для удара. Потому семейные проблемы и конфликты представляют наиболее сильную угрозу для его психологического и эмоционального благополучия.
Деструктивная семья — это та семья, в которой человек чувствует себя среди своих хуже, чем среди чужих. Взаимоотношения между её членами критически нарушены, они медленно, но верно разрушают друг друга.
Однако семейную деструкцию бывает непросто распознать. Семья может вообще не иметь никаких общепринятых признаков «проблемной», а проявления разрушительного воздействия маскироваться под социально одобряемые действия.
Восемь отличий здоровой семьи от деструктивной
Семейная деструкция является одной из тяжелейших форм нарушений взаимоотношений между самыми близкими людьми. Это паттерн обычно передаётся из поколения в поколение и принимается не критически — «Все так живут». Тем не менее, не стоит недооценивать негативного влияния этого феномена на жизнеспособность семьи и личное развитие каждого из её членов. С каждой последующей межпоколенческой передачей деструктивные тенденции усиливаются. Человек не может самостоятельно сказать — «Стоп, больше так не будет». Он будет автоматически воспроизводить то, что было раньше, потому, что других моделей взаимодействия нет в его психическом пространстве. Сознательно он желает истинной любви и близости, но, не имея о них подлинного представления, идёт «туда, не знаю куда».
Дисфункциональная семья. 6 типов саморазрушающего поведения
Психологически здоровые люди знают, что они чувствуют. Они способны облечь свои чувства в слова и высказать их другим.
Функциональная и Дисфункциональная семья.
Признаки дисфункциональной семьи
2. Вакуум интимности. Изоляция семьи. Никто не ходит в гости.
3. Замороженность правил и ролей. «Не говори», «Не чувствуй», «Не доверяй», Чувства позволено проявлять только тем, кто в центре. Ребенок понимает, что высказывать эмоции небезопасно. Отрицательные эмоции накапливаются и замораживаются. Не умеют выражать горе, а соответственно и радость.
5. Недифференцированность «Я» каждого члена («Если мама сердится, то сердятся все»). Созависимое поведение.
6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены глухой стеной. Не отделяется человек от его поведения. Дети берут вину родителей на себя.
7. Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия.
8. Склонность к полярности чувств и суждений.
9. Абсолютизирование воли, контроля.
Признаки функциональной семьи:
1. Проблемы признаются и решаются
2. Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)
3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся
4. Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности
5. Родители делают то, что говорят
6. Ролевые функции выбираются, а не навязываются
7. В семье есть место развлечениям
8. Ошибки прощаются, на них учатся
9. Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.
Э. Ларсен приводит шесть категорий выработанного с детства саморазрушающего поведения:
1-я задача: понимать разницу между тем, что человек узнает в здоровой и дисфунциональной семье.
Следует понять, что на этом этапе нормально иметь глубинные проблемы. Это помогает принять себя и избавиться от стыда, вины и роли, которые являются причиной саморазрушающего поведения.
Выбор: либо выздоравливать, либо повторяться.
2-я задача: восстановление тонкого баланса между аффективной сферой и сферой мышления.
В функциональной семье: Человек имеет способность реально оценивать себя, других людей, ситуацию.
3-я задача: Восстановить историю детства, обсудить ее с другими.
4-я задача: понять связь межу поведением в детстве и во взрослом возрасте.
5-я задача: изменение стиля жизни.
Проблема в том, что часто сознательное понимание собственных действий блокируется отрицанием и чтобы через это прорваться, надо составить список своих достоинств и недостатков, которые выработались в детстве и опираться на него для большего осознания собственных действий.
6-я задача: поиск нового поведения.
Если человек вырос в дисфункциональной семье, он научился пользоваться паттернами поведения, которые неидентичный ему, т.к. наиболее мощный процесс формирования личности происходит до 10-ти лет (Т.Т. Горский, 2003). Поэтому, когда человек обнаруживает стиль поведения, который действительно подходит ему, оно кажется
естественным, легким, свободным. Но это может произойти только при освобождении от проблем детства. Качественное прохождение всех предыдущих стадий выздоровления обеспечивает такое качество, как «сознательная воля».
Дорога к исцелению.
«Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих, говорит Господь. Тебя называли отверженным, говоря «вот Сион, о котором никто не спрашивает.» (Иерем. 30:17).
Для того чтобы перемены начали происходить, обычно требуются три вещи:
Десять нижеследующих принципов не обязательно являются шагами к исцелению, которым мы должны следовать в точном порядке, но каждый из них является частью процесса исцеления, через который мы проходим, так как мы взываем к Господу: «Измени меня, я не могу больше быть таким, каков я есть! Я хочу быть более похожим на Тебя!»
Исцеление начинается с момента осознания необходимости в нем.
« Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть». (Откр. 3:17,18).
Самый большой барьер на пути к исцелению это гордость. Гордость стремится обвинить других и, в тоже время, оправдывает свои собственные ошибки. Таким образом, гордость заставляет человека признать необходимость измениться для других, но не для себя. Гордость также осуждает Бога и других, когда что-либо не получается. Гордость видит раны, нанесенные другими, и не хочет осознавать свои собственные слабости, ошибки и страдания. Гордость не любит брать на себя ответственность, когда дела идут плохо.
Берут свое начало в гордости! Гордость всегда ищет своего! (из книги «Смирение» Эндрю Мюррея).
Вопросы, которые следует задать себе, когда приходит боль, разочарование, или непринятие.
(Рим. 14:12, Мат. 5:23, 24, 1 Иоан. 2:11)
вовлеченным в эту ситуацию? (Еф. 4:29-32)
(Марк. 11:25-2б, Мат. 6:14, Лук. 23:43)
То, как мы справляемся с непринятием и то, как мы изменяемся по Божьей воле, показывает насколько безопасно мы чувствуем себя, пребывая в Отцовской любви.
Уровни исцеления сердца.
2. Секретная область сердца. Мысли. Та, часть, которую мы скрываем. Стимулируется чувством вины и стыда.
Исцеление: срывать маски, говорить открыто о своих проблемах, слабостях, говорить об этом духовно, а не душевно. Прислушиваться к людям, которые говорят со стороны, особенно к близким, даже, если это неприятно слушать.
3 уровня исцеления.
1. Изменение внешнего поведения.
2. Работа Духа Святого с мыслями.
3. Исцеление сердца. Разобраться в причинах, почему так происходит.
Деструктивная семья
В лекции «Деструктивная семья» Новикова В.В. рассуждает о том, что никто никого не может изменить, никто не может бороться с чьим-то выбором, но каждый человек может изменить сам себя. Это положение соотносится с темой лекции, в которой ключевым моментом является связь родителей и ребенка. Автор рассказывает о семейной системе терапии, раскрывает понятие деструкции.
Важным для дискуссии являются следующие вопросы: Что представляет собой деструктивная семья? Каковы могут быть причины деструкции? Являются ли алкоголизм и наркомания семейными заболеваниями? Какое влияние оказывает семья на выздоравливающего зависимого? Что такое «саботаж семьи»?
Задачи этой лекции:
1 часть. Проанализировать, чем отличаются здоровые правила семьи от нездоровых;
2 часть. Определить цели и задачи химически зависимого при выздоровлении. Указать, какова роль семьи при таких обстоятельствах.
Новикова использует наглядный материал, а именно таблицу, в которой показано соотношение здоровой семьи и семьи, которая находится в беде (деструктивная семья).
В таблице показан ряд признаков здоровой семьи и признаки деструктивной семьи. Автор дает анализ каждой ситуации и рассуждает о том, как взаимодействуют родители и ребенок. Откуда у ребенка страсс, страх, низкая самооценка ложь? Что из чего вытекает? Как семья может привить ребенку то или иное качество? Какая система воспитания приветствуется, а какая отрицается?
Кризис семьи как явление. Как кризис семьи влияет на мужчину и на женщину?
Наркоман как глава семьи, как центр мира. За что деструктивным семьям приходится платить?
Новикова в своей лекции самым важным отмечает родительскую функцию, которая состоит в том, что нужно научить ребенка, показать ему ролевой пример.
Проблемы отцов и детей начинаются с самого детства и развиваются на протяжении всей жизни и если эти проблемы не решаются, они приводят к деструкции семьи.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
МАЛООБЕСПЕЧЕННАЯ СЕМЬЯ
(малоимущая)
В характеристике семьи данной категории обязательно указывается по каждой семье:
Семья «Группы риска»
Семьи с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями, и это приводит к тому, что усугубляет неблагополучие ребенка в данной семье. Препятствует его нормальному развитию, отрицательно сказывается на физическом, психическом и нравственном здоровье. В основном это неполные семьи, каждый третий ребенок из такой семьи правонарушитель. Образовательный уровень родителя на 20% ниже чем в полной семье.
Распавшаяся семья – семья в которой один из родителей покинул семью, но продолжает поддерживать с ней контакты и супруги не разведены.
Распадающаяся семья – в семье острые конфликты между родителями, в который вовлечены дети. Назревает распад семьи.
Регидная псевдосолидарная – семья отличается наличием доминирующего лидера. Которому беспрекословно подчиняются все, в такой семье отсутствует эмоциональная теплота и царствует деспотизм.
Деструктивная – семья отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости.
Неблагополучная семья
Семья, в которой дети нуждаются в социально-педагогической и психологической помощи т.к. проживают в неблагоприятных условиях или оказались в экстремальной жизненной ситуации:
В неблагополучных семьях складываются отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка, нарушающие его права, лишающие защиты. Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов.
Педагогический коллектив школы и социально-психологическая служба в работе с неблагополучными семьями должны:
Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений. Криминологи выделяют следующие типы дисфункциональных, неблагополучных семей:
Псевдоблагополучная семья. Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений (держать всех в ежовых рукавицах»), применением физического наказания как основного средства воспитания.
Особый вред развитию личности ребенка и особенно подростка наносят частые физические наказания. Психологически этот вред заключается в следующем:
Систематическое физическое наказание в раннем детстве может привести к утрате отзывчивости, способности сочувствовать и сопереживать другим людям. По отношению к родителям часто вырабатывается негативном, который перерастает во враждебность.
Таким образом, отношения неблагополучной, дисфункциональной семьи отражаются на всех сферах жизнедеятельности ребенка: снижается школьная успеваемость, уличная компания заменяет родительский авторитет, в ней ребенок получает признание. Все это приводит к социальной и педагогической запущенности ребёка, иногда к задержкам психического развития и психическим отклонениям, следствием этого становятся употребление психоактивных веществ, правонарушении.
Проблемная семья . Проблемная семья является разновидностью неблагополучной семьи. Она характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. Господствующая в семье конфликтная ситуация создает постоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, подростков, и они стремятся как можно меньше находиться дома, «улизнуть» под любым предлогом на улицу, где и проводят (большую часть времени. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.
Аморальная семья. В ней наблюдаются такие отрицательные факторы, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются запрошенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер. Каждый из перечисленных факторов в отдельности способен исказить процесс социализации ребенка, но все имеете они практически исключают полноценное развитие личности. Так, исследования, проведенные среди осужденных несовершеннолетних, показали, что у этих ребят пьянствующих родителей в 6—7 раз больше, чем у законопослушных.
Такие семьи калечат детей не только нравственно, физически, но и интеллектуально. Дети не обеспечены оптимальными условиями для физического, интеллектуального и эмоционального развития. Исследователи отмечают, но в этих семьях формируются психопатические черты характера, своевременно не выявляются различного рода заболевания, родители причиняют детям травмы в результате побоев, выгоняют их из дома. Подростки вынуждены скитаться по улицам, по подъездам и вокзалам. В школу ими приходят плохо или совсем не подготовленными. У них часто отсутствуют нормальные условия для приготовления домашних заданий из-за скандалов, устраиваемых пьяными родителями. Вследствие этого они резко отстают в учебе. Нередко в классе их называют «тупицами», что порождает у них обиду, повышенную чувствительность и душевную ранимость, приводит к ожесточению и агрессии, такие ребята вступают в конфликты со сверстниками и учителями. Оказавшись в позиции изолированных или пренебрегаемых, они не находят поддержки среди одноклассников и педагогов, в семье и школе, они начинают искать товарищей па стороне, в уличных компаниях, где собираются точно такие же сверстники.
Криминогенная семья — такая семья, члены которой совершают преступления. Иногда приходится констатировать, что криминальная деятельность является основным видом деятельности конкретного лица или семьи в целом. Согласно криминологическим исследованиям, судимость одного из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4—Зраз. Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.
Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам «нормы-образцы», «нормы-принципы» антиобщественного поведения, порождает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает ее криминогенный потенциал.
В криминогенных и аморальных семьях дефекты социализации наиболее рельефно выступают в структуре общения. Между родителями и детьми отсутствуют или искажены эмоциональные связи, практически отсутствует социальный контроль, искажается процесс усвоения социальных ролей, норм-образцов и норм-принципов поведения, что в итоге приводит к формированию у детей и подростков деформированной структуры потребностей, ее примитивизации, таким образом, идет формирование делинквентной, асоциальной личности.
Формирование такой личности происходит, как правило, в виде реакции протеста против родителей, учителей, школы и даже против общества в целом. Это приводит к выбору референтной группы (эталонная группа) или лица с асоциальной направленностью, в отношениях с которыми подросток вынужден усваивать их ценности, поведение, роли, жаргон и пр.
Основные виды неблагополучных семейных отношений
Основные типы неправильного воспитания в неблагополучных семьях
ВЛИЯНИЕ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ НА ПОВЕДЕНИЕ И ХАРАКТЕР РЕБЕНКА
Типы неправильного воспитания
Деструктивная семья что это такое
Инструментарий
Программы обучения
«Ранние травмы души». Диагностика и терапия расстройств, связанных с нарушением привязанности
Издевательства над детьми (травля) со стороны сверстников: последствия, профилактика, психологическая помощь
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в подростково-молодежной среде
Скоро
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»
Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
«Рахимовские чтения — 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им. М. Акмуллы: преемственность поколений»
Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Дисфункциональная семья и отклоняющееся поведение ребенка
Автор
Большинство отклонений поведения несовершеннолетних (правонарушения, безнадзорность, употребление психоактивных веществ) имеют в своей основе один источник: социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье. Социально дезадаптированный ребенок, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили.
Согласно принятому определению, социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.
Главной причиной социальной дезадаптации, лежащей в основе отклоняющегося поведения несовершеннолетних, является дисфункциональность семьи. Семья – это основополагающая ячейка, где осуществляется социализация ребенка. Из всех дефектов социализации личности наиболее опасными являются семейные дефекты. Процесс социализации в семье предполагает усвоение ребенком образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей. Их поведение до определенного возраста становится эталоном для подражания. Усвоение родительских норм, образцов и моделей поведения позволяет подростку не искать заново решений в стандартных ситуациях, а вести себя как бы автоматически, в соответствии с принятыми в данной среде и усвоенными личностью шаблонами.
Будучи первичной малой группой, семья отличается следующими признаками:
Нарушения тех или иных функций семьи (а именно: воспитательной, хозяйственно-бытовой, эмоциональной, первичного социального контроля) влечет за собой деформацию семейных отношений.
Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи могут стать хозяйственно-бытовые отношения между членами семьи, конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи (Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 1999).
Нарушение функций семьи делает её дисфункциональной, создающей условия десоциализации ребенка.
Процесс социализации приобретает особо острые формы в подростковом возрасте. Родительские требования и дисциплинарное воздействие влияют на стремление ребенка освободиться от родительской опеки именно в подростковом возрасте. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. В западной психологии (М. Клее, 1991) отмечают, что эмансипация осуществляется через последовательное замещение роли родителей группой сверстников в процессе социализации. Семья постепенно теряет свою привлекательность и притягательность по сравнению с группой сверстников, которая отныне является носителем системы ценностей, норм поведения и источником определенного статуса.
Криминологи выделяют 5 типов дисфункциональных семей (Г. Г. Шиханцев, 1998).
1. Псевдоблагополучная семья – это семья, применяющая неправильные методы воспитания.
Подобная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений (держать всех в «ежовых рукавицах»), применением физического наказания как основного средства воспитания, наносящего особый вред развитию личности ребенка.
Накапливающаяся у него обида, раздражительность, злобность вымещаются на доступных ему людях и, прежде всего, на сверстниках. У него развивается агрессивное поведение, болезненная чувствительность, легко ранимое самолюбие. По отношению к родителям или другим значимым взрослым (например, к учителю) часто вырабатывается негативизм, который перерастает во враждебность (Шиханцов Г. Г., 1998).
2. Неполная семья – это семья, отличающаяся дефектами в структуре.
Наибольший эмоциональный дискомфорт испытывают мальчики, воспитывающиеся без отцов. Отец нужен мальчику, и особенно в подростковом возрасте, как образец для подражания, для формирования мужской роли поведения. Именно у отца мальчик учится таким качествам, как мужество, смелость, решительность, благородство, уважительное отношение к женщине. В семьях без отца возрастает опасность феминизации мальчиков, которые бессознательно боятся этого и начинают демонстративно проявлять маскулинность в поведении: они склонны к агрессивности, драчливости, грубости.
Разводу предшествует общее ухудшение семейных отношений. Ребенок становится свидетелем скандалов между родителями, видит сцены грубости, унижения, насилия. В этих условиях он чувствует себя отчужденным в семье и иногда старается как можно больше времени проводить вне дома. Возникает бесконтрольная, криминогенно опасная ситуация, так как роль воспитателя берет на себя улица.
3. Проблемная семья характеризуются постоянной конфликтной атмосферой.
Проблемная семья является разновидностью неблагополучной семьи. Она характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией родителей и детей. Господствующая в семье конфликтная ситуация создает постоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, и они стремятся как можно меньше находиться дома, «улизнуть» под любым предлогом на улицу, где и проводят большую часть времени.
Проблемные семьи во многих случаях сами создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.
В ней наблюдаются такие отрицательные факторы, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачность, озлобленнность.
Каждый из перечисленных факторов в отдельности способен исказить процесс социализации ребенка, но все вместе они практически исключают полноценное развитие личности. Так, исследования, проведенные среди осужденных несовершеннолетних, показали, что по статистике в 6-7 раз больше малолетних правонарушителей являются выходцами из аморальных семей, чем из законопослушных семей.
Такие семьи калечат детей не только нравственно, физически, но и интеллектуально. В этих семьях формируются психопатические черты характера, своевременно не выявляются различного рода заболевания, родители причиняют детям травмы в результате побоев, выгоняют их из дома. Подростки вынуждены скитаться по улицам, по подъездам и вокзалам. Школу они посещают плохо или приходят совсем неподготовленными. У них часто отсутствуют нормальные условия для приготовления домашних заданий из-за скандалов, устраиваемых пьяными родителями. Вследствие этого они резко отстают в учебе. Нередко в классе их называют «тупицами», что порождает у них обиду, повышенную чувствительность и душевную ранимость, приводит к ожесточению и агрессии, такие ребята вступают в конфликты со сверстниками и учителями.
Оказавшись в позиции изолированных или пренебрегаемых, они не находят поддержки среди одноклассников и педагогов, в семье и школе. Они начинают искать товарищей на стороне, в уличных компаниях, где собираются точно такие же сверстники, где созданы условия для криминогенного формирования личности.
5. Криминогенная семья – это такая семья, члены которой совершают преступления. Согласно криминологическим исследованиям, судимость одного из членов семьи увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи и, прежде всего, несовершеннолетними, в 4-5 раз. Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми членами семьи.
Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует несовершеннолетним нормы-образцы, нормы-принципы антиобщественного поведения, порождает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает ее криминогенный потенциал.
В криминогенных и аморальных семьях между родителями и детьми отсутствуют или искажены эмоциональные связи, практически отсутствует социальный контроль, искажается процесс усвоения социальных ролей, норм-образцов и норм-принципов поведения, что в итоге приводит к формированию у детей и подростков деформированной структуры потребностей, ее примитивизации, таким образом, идет формирование делинквентной, асоциальной личности.
Формирование такой личности происходит, как правило, в виде реакции протеста против родителей, учителей, школы и даже против общества в целом. Это приводит к выбору референтной группы (эталонная группа) или лица с асоциальной направленностью, в отношениях с которыми несовершеннолетний вынужден усваивать их ценности, поведение, роли, жаргон и пр.
Выводы
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на раннее совершение правонарушений.