для чего использовали колесницы

Колесница

Колесница появилась на рубеже бронзового века вслед за изобретением колеса еще до приручения лошади, и сперва в нее запрягали ослов. После доместикации лошадей также только впрягали в колесницу и только затем стали ездить на них верхом. В Древнем мире колесничие составляли привилегированный род войска. Колесницами управляли цари, богатые и благородные люди, поэтому она очень быстро превратилась в сакральный божественный символ.

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

Как правило, колесница являлась солярным символом, где кони выступают в качестве духовного средства передвижения. Коляски, запряженные белыми или золотыми конями, а зачастую и грифонами, являются атрибутами небесных богов, которые перевозят Солнце. Так, в начале ХХ в. при раскопках в датском Трунхольме была обнаружена датируемая бронзовым веком статуэтка — колесница, на которой был закреплен солнечный диск. Греческий солнечный бог Гелиос ездил по небу на колеснице, которую выкрал его сын Фаэтон. Однако он слишком приблизился к Земле и превратил в пустыню часть Африки.

В качестве возниц подобных колесниц часто выступают герои или победители, что делает колесницу символом битвы. Масть ездового животного является олицетворением намерений того, кто правит повозкой: белые кони, например, являются символом духовности. Также солярная колесница зачастую бывает запряжена белыми лебедями. Повозка с конями является атрибутом греческого бога войны Ареса, а в колесницу римского Нептуна запряжены дующие в раковины тритоны либо кони с рыбьими хвоста ми.

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

Скандинавская богиня плодородия, любви и красоты Фрейя приехала на похороны бога Бальдра в повозке, запряженной кошками, а у кельтской богини охоты Фидас была колесница, запряженная оленями.

В Индии колесница трактовалась как символ «передвижения» существа в его проявлении: возница олицетворял саму личность человека, кони являлись физическими силами жизни, поводья символизировали интеллект и волю возничего, дышло представляло мировую ось, а два колеса — Небо и Землю, соединенные ею. Также повозка является атрибутом некоторых богов-громовержцев (например, колесница Тора, которую тянули два волшебных козла), что первоначально указывало на их связь с Солнцем.

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

В Советском Союзе тачанка — колесница с закрепленным на ней пулеметом — стала символом Гражданской войны и победы в ней Красной Армии.

Колесница Шивы

Колесница появилась в Индии вместе с приходом племен ариев, которые принесли в эту страну свою культуру. Это транспортное средство является непременным атрибутом многих индийских богов, в том числе и Шивы.

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

Колесница фараонов

Древние египтяне познакомились с колесницами во время вторжения в их страну племен гиксосов и вскоре переняли этот вид вооружения. Колесница стала транспортным средством фараона, символом его военной мощи и непобедимости. Египетских царей часто изображали на колеснице повергающим своих врагов. Богато украшенные колесницы даже клали в усыпальницы фараонов, чтобы они могли служить своим хозяевам и после смерти.

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

Колесницы Эллады

Как и в других странах Древнего мира, в Элладе до появления конницы колесницы были непременным атрибутом военной знати, а также богов. Посейдон, сотворив коней, запряг их в колесницу. На конной колеснице ездил по небу и бог-громовержец Зевс.

Первые изображения греческих колесниц можно найти на фресках Кносского дворцана Крите. Они получили широкое распространение в микенской Греции, однако использовались в войне больше как транспортное средство. Описывая в «Илиаде» подвиги героев, Гомер отмечает, что перед непосредственной встречей с неприятелем воины спускались с колесниц. В то же время уже тогда получили распространение скачки на колесницах, которые стали так популярны в античном мире и Византийской империи.

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

Триумфальная колесница

После появления кавалерии как рода войск социальный, а следовательно, и сакральный статус колесницы еще более повысился. Состязания на колесницах стали составной частью Олимпийских игр. Подобные спортивные состязания у греков переняли этруски, а за нимии римляне. Римляне заимствовали у этрусков и обычай триумфального возвращения войска с победой. Глава войска ехал на триумфальной колеснице, запряженной четверкой лошадей. Эта триумфальная колесница стала символом победы. В европейских городах XIX в. скульптурные изображения таких колесниц помещали на триумфальные арки.

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

Библейские колесницы

В Ветхом Завете колесница часто упоминается как символ славы и власти. Также колесницами пользовались хананеи и филистимляне, враги древних евреев в Палестине. Сами евреи приняли на вооружение колесницы только при царе Сауле.

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

После разделения государства древних евреев в Израиле было создано самое мощное колесничное войско в Восточном Средиземноморье. Саваофа иногда называли богом колесниц, и само слово «меркава» приобрело мощное сакральное значение. Именно так называется танк, стоящий на вооружении в современной армии Израиля.

В книгах пророков описана огненная колесница, которая несомненно связана с солярным культом. Пророк Илия был унесен на небо огненной «колесницей Израиля», которая была истолкована как знак, что Бог хранил своих верующих. Апокрифы рассказывают о путешествии пророка Еноха на небо в огненной колеснице. Наконец, подобная колесница явилась пророку Иезекиилю.

Источник

Колесница

Колесница — большой колёсный экипаж, использовавший как движущую силу скаковых животных.

Содержание

История [ ]

Изобретение колесниц [ ]

На самом деле, дикие предки лошади размером, как раз, с крупного осла и были, — около 120 см в холке. И за первые 3000 лет разведения лошадей ни чего для исправления такого положения дел предпринято не было. Лошади использовались, как вьючные животные, и увеличивать их рост не требовалось.

Впрочем, упущение, в силу которого колесничные лошади могли быть приняты за ослов, было исправлено очень быстро. В начале II тысячелетия колесницы стали использоваться и в Египте, и на Египетских рисунках уже видны рослые лошади. За 4-5 веков рост колесничных лошадей был доведен до 160 см.

Египетские колесницы [ ]

В Египте строили колесницы несколько иного вида, — более легкой конструкции, явно более быстрые, часто с одноместной коляской, запряженной одним или двумя крупными конями.

У египтян, да и, вообще, у большинства народов колесницы долгое время выполняли только представительские функции.

Впрочем, вскорости за представительскими, в Египте появились и настоящие боевые колесницы. Причем произошло это весьма неприятным для египтян образом.

Самой крупной колесничной битвой в истории считается Битва при Кадеше (1299 г. до н.э.), в которой со стороны египтян и хеттов участвовало пять тысяч колесниц.

Колесницы в Европе [ ]

На Ближнем Востоке к середине I тысячелетия до н. э. колесницы потеряли свое значение, но в Индии македонцев встретили вполне укомплектованные и многочисленные колесничные отряды, — в армии царя Пора имелось 300 колесниц на 30000 войска, но индийские и были двухместными, не имели серпов, не бронировались и стремились действовать обстрелом.

В Китае сильные трехместные колесницы использовались до конца II века до нашей эры. Причем, основным способом атаки был именно наезд.

Колесницы в бою [ ]

Транспорт [ ]

Стрельба из несущейся колесницы явно превышала человеческие возможности. Максимум, можно было освободить одну руку для метания дротиков по курсу. Гонки на колесницах даже по треку, — не то, что по полю, — считалась в античном мире экстремальным спортом.

Десант [ ]

Когда римляне высадились в Британии, колесницы кельтов либо оказывали на легионы моральное воздействие, «с громом и треском» разъезжая вдоль строя римлян и «устрашая их грозным видом боевых коней», либо останавливались и обстреливали римлян из луков, либо же с них высаживались британские вожди и нападали на какой-то римский отряд. Если к этому отряду направлялось подкрепление, колесницы возвращались и эвакуировали десантников. Таким образом, по словам Цезаря, «сочетались устойчивость пехоты с подвижностью кавалерии».

На таран (во всяком случае на сомкнутый порядок манипул ) варварские колесницы не шли. А с появлением на сцене римской конницы «с громом и треском» обращались в бегство, реализуя свое превосходство в скорости. Обладающий лучшей маневренностью всадник легко мог зайти колеснице в хвост, а колесничный расчет не мог в движении даже защищаться.

Хотя, дольше всего использовались колесницы самого примитивного типа, в древности, пока этот род войск сохранял главенствующее значение на поле боя, колесницы подверглись многим усовершенствованиям. Так, еще в XIV веке до н. э. хетты ввели в экипаж третьего человека, — щитоносца. При стрельбе с остановок лучник и возница оказывались прикрытыми, а эффективность десанта удваивалась.

Таран [ ]

Начиная с шумеров, цивилизованные народы, у которых воин в полном вооружении не являлся редкостью, а лук считался игрушкой, использовали колесницы преимущественно для тарана. Колесницы действующие наездом составляли главную силу армий до середины I тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке и до I века до н. э. в Китае.

Серпоносные колесницы [ ]

За несколько столетий до новой эры ассирийцы сделали и еще одно усовершенствование штурмовых колесниц. На ступицах колес своих трехместных колесниц они стали устанавливаться ножи, — так появились «серпоносные» колесницы. Серпы оказывали на противника сильное моральное воздействие и увеличивали протяженность фронта, на котором пехота поражалась наездом.

Однако, когда дела персов стали совсем плохи, они раскопали арсеналы и вывели для последней битвы при Гавгамелах 100 бронированных серпоносных колесниц.

Позже, серпоносные колесницы в небольшом количестве встречались на вооружении армий генуэзских государств, но либо не использовались, либо использовались неудачно.

Роль колесниц в армии [ ]

Количество колесниц в составе армий могло сильно разниться. В Китае и Индии одна колесница приходилась на 100 солдат. В Ассирии — на 200. В Египте конца II тысячелетия — на 50. В сухопутной армии Карфагена — даже одна на 20 солдат. Есть указания, что у хеттов колесница приходилась даже на 10 человек, но это маловероятно.

Колесницы по своему времени представляли собой достаточно дорогостоящие и технологичные изделия. В Ассирии имелся царский завод по производству колесниц, причем стратегические материалы (главным образом дерево разных пород) свозились со всего известного ассирийцам мира. Только ценой подобных затрат удавалось сочетать прочность конструкции с ее легкостью, позволявшей размещать в коляске трёх человек, вместо 1-2 у менее изощрённых народов.

Источник

Боевые колесницы Древнего мира – прототип современной военной техники

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

Боевые колесницы… Их использовали в большом количестве в странах Древнего мира, в частности, Древнего Востока – в Египте, Ассирии, Персии, Риме, Греции. Воины на таких колесницах составляли специальные отряды, которые выступали впереди или на флангах пехоты. Основной задачей таких отрядов была дезорганизация войск противника с целью их дальнейшего разгрома кавалерией и пехотой. И очень часто именно по количеству колесниц судили в общем о могуществе армии.

По мнению современных историков, первые колесницы были построены в 2300 году до нашей эры на территории Месопотамии, однако никаких документальных подтверждений этим догадкам не существует. К тому же, если внимательно рассмотреть сохранившиеся барельефы, то складывается впечатление, что в первых повозках были запряжены вовсе не лошади, а скорее ослы. Такое предположение вполне имеет право на жизнь, поскольку первые лошади, которые были похожи на современных, появились только во втором тысячелетии до нашей эры. Уже ассирийские и египетские воины использовали в своих колесницах лошадей, рост которых составлял около 160 сантиметров, а вес – около 500 килограммов.

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

Со временем колесницы совершенствовались, появлялись новые их виды. Вскоре появились боевые и грузовые колесницы. По мнению некоторых историков, кроме колесниц существовали собственно и повозки, но они были изобретены не только в Месопотамии, но и на Кавказе. Но при этом необходимо отметить, что и конструкция, и названия деталей и частей были идентичными, что дает право предполагать, что центр их создания был единым.

В Древнем мире строительству колесниц уделяли большое значение. Об этом свидетельствует, к примеру, тот факт, что для их изготовления в Египте использовали такие породы дерева, как береза, вяз, сосна, ясень. Но такие деревья не растут в данной местности, а доставить их по тем временам считалось не простой задачей.

К тому же, в отдельных местностях колесницы делали на заказ. Так, археологи обнаружили большое количество колесниц на острове Крит (около 500 колесниц). Но если внимательно изучить рельеф острова, то становится понятно, что использовать такое средство передвижения в условиях гористой местности невозможно. Поэтому, согласно предположению немецкого ученого Г.Бокиша, повозки с Крита экспортировали в другие государства.

Необходимо подчеркнуть и то, что изобретение колесниц произвело настоящий фурор в военном деле. По сути, они стали основой большого количества армий, решая при этом исход не только отдельных битв и сражений. От них зависели судьбы целых государств.

Были известны колесницы нескольких видов: с двумя колесами с одной или двумя лошадьми в упряжке, с двумя или четырьмя колесами и четверкой лошадей в упряжке. Колесницы древних греков отличались тем, что кузов их был расположен на невысоких колесах. В передней части располагались перила для закрепления вожжей. Задняя часть повозок была открыта. Это давало возможность воинам заскакивать и соскакивать на ходу. Такая колесница называлась троянской. Существовала еще сложная колесница, которую называли персидской. Она отличалась значительно большими размерами, с каждой стороны были приделаны перила, к осям крепились ножи, а к дышлу – копья.

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

Наибольшее распространение использование колесниц получило в Египте и Хеттском царстве, которые находились в состоянии постоянной войны друг с другом, поэтому вынуждены были постоянно совершенствовать свою военную мощь. И вот, наконец, наступил решающий момент в их противостоянии. По одним данным, решающее сражение произошло в 1296 году, по другим – в 1312 году до нашей эры.

К этому времени в распоряжении обоих государств были мощные армии, а также усовершенствованные виды боевых колесниц. Именно они сыграли решающую роль в исходе битвы. Битва при Кадеше стала первой битвой, ход которой возможно проследить до мельчайших подробностей благодаря записям летописца Рамсеса II, а также увидеть, какая роль была отведена колесницам.

Между колесницами египтян и хеттов существовали определенные различия, египетские повозки были более маневренными, в то время как хеттские – более мощными.

И сейчас совершенно не важно, кто одержал победу в той битве, ученые склоняются к мысли, что она закончилась «в ничью», поскольку в дальнейшем правители двух государств заключили договор о ненападении и оказании помощи в случае необходимости. Главное – это то, какую роль сыграли боевые колесницы, и как дальше происходило их совершенствование. Уже через некоторое время их везли не две, а четыре, шесть лошадей. Кроме того, они превратились в серпоносные.

Серпоносные колесницы, по свидетельствам историков, появились примерно в 479-401 годах до нашей эры. Основная их задача, в отличие от простых боевых колесниц, заключалась в том, чтобы оказывать психологическое воздействие на пехоту противника в ходе лобовой атаки на поражение. Понятно, что новый вид повозок требовал создания нового вида войск, в которых бойцы были бы бесстрашными, не боялись идти на прямое столкновение с врагом даже при отсутствии поддержки своих войск.

Впервые серпоносные квадриги были использованы в битве при Кунаксе, которая произошла между претендентами на престол Ахаменидской империи царем Артаксерксом II и его братом Киром Младшим. Именно исходя из описаний этого сражения, можно представить себе, как выглядела данная колесница. У нее были большие колеса, которые вращались вокруг оси, длина которой была рассчитана на 4 лошади. К каждой оси крепились серпы длиной порядка 90 сантиметров. Кроме того, к низу оси крепилось еще два вертикальных серпа.

В дальнейшем серпоносные квадриги использовались уже в битве при Даскелиоке между персами и греками в 395 году до нашей эры, а также в битве при Гавгамелах между Александром Македонским и Дарием III.

Поэтому и не удивительно, что со временем боевые колесницы все реже стали использовать в битвах, а позже они и вовсе исчезли из боевых построений.

Источник

Колесница

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

Колесни́ца — большая двухколёсная повозка, использующая как движущую силу скаковых животных.

Содержание

История

Изобретение колесниц

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

Колесницы были древнейшим видом военной техники вообще, а также использовались в Олимпийских играх. Как свидетельствуют изображения на Штандарте из Ура, появились они около 2600 лет до нашей эры.

Для создания боевых колесниц требовались две инновации: приручение лошади и изобретение лёгких колёс со спицами, позволяющее создавать быстроходные повозки.

Самым ранним вариантом «боевой колесницы» был транспортный возок-арсенал, возимый на поле боя за командиром и лучшими воинами. Но достаточно быстро «прото-колесничие» оценили преимущества передвижения на поле боя перед собственно рукопашной схваткой — они сели в кузова, которые продолжали возить возницы-щитоносцы. В момент рукопашной возницы держали повозку возле места боя и подавали своим «рыцарям» новое вооружение взамен сломанного (медь, камень и непрочное дерево легко ломались). Для повышения мобильности возничих так же начали усаживать в кузова запряжек. Это была первая функция боевых колесниц — транспортная.

Тогда же появилась и третья функция боевых колесниц — ударная. Она появилась в середине третьего тыс. до н. э. как ответ на появившуюся месопотамскую протофалангу. ударные колесницы имели двухместный кузов и были двухосными, в отличие от более ранних одноосных. Они включали такой характерный элемент конструкции, как высокий щит, защищавший спереди экипаж из двух человек. К колеснице крепилась коробка с запасом дротиков.

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

Отметим, что после установления в XXIII в. до н. э. власти династии Аккаде, в связи с изменением структуры армии в Междуречье превалирующими функциями боевых запряжек стали стрелковая и транспортная.

Честь изобретения классических колесниц (на колёсах со спицами) приписывается ранним индо-европейским племенам, кочевавшим на юге России. Именно из этой степной зоны распространились они по всему миру — в Митанни, Китае и Европе. Самые ранние классические колесницы были обнаружены в захоронениях индоевропейских племен на территории Южного Урала. Как известно, арии хоронили своих воинов вместе с лошадьми прямо в колесницах.

Арийский способ боя, с достаточно большей долей вероятности можно реконструировать как смесь транспортной и стрелковой функций, благо высокая скорость запряжек (в Иране на рубеже 3 — 2 тысячелетия изобрели колесо со спицами (по крайней мере, самое раннее изображение такого колеса именно оттуда)) этому весьма способствало. Судя по археологическим данным «раннебалканский» вариант применения колесниц имел достаточно глубокие «шумерские» корни — боевые запряжки через Малую Азию в Южную Европу попали именно в варианте двуосников, да и позднее кельты — прямые наследники Баденской культуры, помимо одноосных «восточных» типов колесниц до самого позднего времени использовали двуосные «боевые телеги», причём в ударном варианте [2] ).

Египетские колесницы

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

для чего использовали колесницы. Смотреть фото для чего использовали колесницы. Смотреть картинку для чего использовали колесницы. Картинка про для чего использовали колесницы. Фото для чего использовали колесницы

Отсутствие в «арийской» традиции ударного элемента обусловлена отсутствием в этот период цели для подобных колесниц — в Евразии первой половины второго тыс. до н. э. практически не было строёв, подобных фаланге. Исключение составлял Египет со своей знаменитой пехотой, но туда не добрался даже отголосок шумерских двуосников. Поэтому новое изобретение ударной колесницы в этом регионе случилось только через тысячу лет.

При гиксосских фараонах, и после свержения этой династии, главной силой египетского войска стали двухместные колесницы, подобные тем, что в ту пору составляли и ядро месопотамских армий, перевооружённых на «арийский» лад.

15 мая 1468 года до н. э. состоялась первая документированная битва в истории — Мегиддо где египетский фараон Тутмос III сражался против ханаанских царей. Блестящий полководец, Тутмос III, лично возглавляя размещенные по центру боевые колесницы, наголову разбил разрозненные сирийско-палестинские войска. Оружейные реформы проведённые Тутмосом III были весьма значительны: лучники в колесницах обладали высокой мобильностью и точностью, он также поставил на вооружение модифицированные луки и стрелы, пробивавшие почти любую броню того времени. [5]

Самой крупной колесничной битвой в древней истории считается Битва при Кадеше (1299 г. до н. э.), в которой со стороны египтян, хеттов и сирийцев участвовало до семи тысяч колесниц.

Именно поэтому звезда «классических» колесниц начала постепенно клонится к упадку: «западно-арийский» вариант быстрее, «восточно-арийский» медленнее.

С военной точки зрения отказываться от колесниц было полной бессмыслицей, но когда в Греции, а затем и в Италии исчезла социальная группа, выезжающая в битву на колесницах, умерли и сами колесницы. И тут даже дело не в появлении классической фаланги — в той же Италии классическое манипулярное построение создавалось именно для взаимодействия с собственными колесничими частями,-а в ближнем бою легион великолепно перистраивался в единый строй,- а исключительно в социально-экономических причинах.

На Ближнем Востоке апофеозом колесниц стало время Новоассирийского царства, когда в грандиознейших битвах сходилась масса колесниц в два, а то и в три раза большая, чем под Кадешем — например в битве при Каркаре (8-й в. до н. э.) только со стороны антиассирийской коалиции было почти 1500 колесниц, не считая остальных сил (более 4000 всадников и около 10000 пехоты). Судя по некоторым данным, именно ассирийцы, воюя с египтянами, вновь изобрели ударные запряжки, но уже на принципиально ином уровне. Основным типом колесниц ассирийцев были запряжки четвернёй с увеличенным в размерах корпусом, в которых размещалось 3-4 воина, причём один из них обязательно был щитоносцем. Подобное «утяжеление» запряжек произошло ещё у противников Египта хеттов.

Похожая тенденция наблюдалась и в центральной Индии, но там тяжёлые запряжки начали увеличивать в высоту и ставить позади традиционных индийских пехотных «цепей» (как по другому назвать этот строй, когда на один погонный метр фронта приходится 3-4 пехотинца).

Но помимо тяжёлых стрелковых запряжек как в Индии, так и в Китае продолжали использоваться и лёгкие, тактически соединённые со всадниками, как это практиковалось и в кельтской Британии. Надо заметить, что тандем: лёгкие запряжки — конница существовал также у лидийцев и в Урарту.

Надо отметить, что в Греции колесничая традиция не подверглась полному забвению — на севере в Беотии и Фессалии колесничие формироваия просуществовали по крайней мере до персидского нашествия (Плутарх, Жизнеописание Пелопида), да и позднее, на примере Киренаики, Эней-тактик (4 в. до н. э.) настоятельно советовал создавать колесничие отряды, но не для действий в бою как раньше, а для быстрого оперативного манёвра, когда непосредственно в сражении, из кузовов колесниц оглоблями вперёд создается подобие засеки, а воины, вместе с возницами, выстраиваются в единую фалангу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *