для чего нужен датчик неровной дороги на приоре 16 клапанов
Датчик неровной дороги.Теория
Не так давно на наших ВАЗах, ГАЗах и даже УАЗах стали устанавливать датчик неровной дороги. Назначение, устройство и принцип действия ДНД вызывают интерес у многих автолюбителей. Информация об этом датчике в печатных СМИ и во «всемирной паутине» отрывочна, нередко противоречива, или просто взята «от фонаря».
Все вышеизложенное – общая информация о датчике неровной дороги. Думаю, что она была интересна всем автомобилистам: от опытных профессионалов до милых, симпатичных блондинок, недавно получивших водительские права. Далее – информация для специалистов автосервиса и больших любителей ремонтировать свой автомобиль самостоятельно.
ДНД представляет собой акселерометр, принцип его работы основан на пьезоэффекте и аналогичен принципу работы датчика детонации. Датчик устанавливается в подкапотном пространстве на кузове автомобиля и регистрирует колебания кузова в вертикальной плоскости. Точнее, в датчике происходит преобразование ускорений, возникающих при движении по неровным дорогам в пропорциональный сигнал напряжения постоянного тока.По амплитуде сигнала ДНД контроллер определяет моменты, когда автомобиль движется по неровной дороге, и на это время запрещает распознавание пропусков воспламенения. Как уже было сказано выше, ДНД жестко закреплен на кузове или на специальном кронштейне в подкапотном пространстве, обычно, в районе правой передней стойки. Обнаружить его не трудно, он на виду. Через 3-выводной разъем он подключен к системе управления двигателем. Снять и установить датчик совсем не трудно. Труднее его продиагностировать. ДНД – изделие достаточно надежное. Я в своей практике еще ни разу не встречал конкретно неисправного ДНД, Мои уважаемые коллеги диагносты тоже ни разу не жаловались на проблемы с этим датчиком. Это же хорошо! Но если вдруг все-таки проблемы возникнут, то контроллер зажжет лампочку неисправности при наличии следующих кодов ошибок:P1606 — цепь датчика неровной дороги, выход сигнала из допустимого диапазона. Р1616 – цепь датчика неровной дороги, низкий уровень сигнала. Р1617 – цепь датчика неровной дороги, высокий уровень сигнала.
Естественно, что сначала надо будет проверить разъем и цепь (проводку) датчика, недежность соединения и целостность элементов. Далее провести проверку конкретно по каждому проводу (на примере Лады Калины с контроллером М7.9.7. По другим а/м – аналогично):
1-й контакт разъема, серо-белый провод идет на 32-й контакт 81-пинового коннектора ЭБУ. Это напряжение питания датчика. На контакт подается стабилизированное напряжение 5 В. Его не трудно проверить при помощи мультиметра.
2-контакт разъема, зеленый провод идет на 17-й контакт ЭБУ. Вход логического заземления. Должен «прозваниваться» с массой автомобиля. Примечание: по питанию и массе ДНД подключен параллельно ДПДЗ.
Технические характеристики датчика следующие:
• Номинальное напряжение питания датчика 5 В.
• Ток потребления не более 20 мА.
• Диапазон рабочих температур от минус 40 до плюс 105 градусов.
• Диапазон давлений окружающей среды от 84 до 106,7 кПа (630 — 800 мм рт. ст.).
• Выходное сопротивление датчика не более 300 Ом.
• Диапазон измеряемого ускорения от плюс 49,05 (ускорение, направленное вверх) до минус 49,05 м/с2 (ускорение, направленное вниз).
Особенности функционирования датчика неровной дороги в Лада Приора
Появление такого электронного устройства в системе электрооборудования транспортного средства, как датчик неровной дороги, обусловлено развитием всего комплекса мирового автомобилестроения, систем безопасности движения и экологичности автомобиля в частности.
Принцип работы прибора
С введением специальной комиссией Евросоюза обязательных параметров Euro-2 и Euro-3 в электронике ТС стала обязательным к использованию система пропусков (воспламенения) зажигания, как функция при программировании ЭБУ. В «мозги» бортового компьютера были интегрированы и алгоритмы ее диагностики. С ее помощью для предотвращения излишней токсичности неотработанного горючего была инсталлирована программа отключения цилиндров с дефектами системы впрыска. Это происходит с помощью блокирования подачи горючего через систему инжекторов.
С помощью превентивной блокировки такой функции прекращается попадание в окружающую среду несгоревшего горючего, не страдает функционал достаточно дорогих датчиков кислорода и комплекса катализаторных элементов. На транспортных средствах, оборудованных комплексом дополнительных электронных устройств, придаваемых к комплектации Euro-3 и следующих генераций, добавляется датчик неровной дороги ВАЗ к комплексу контроля над интервалами системы зажигания.
Этот индикатор позиционируется, как единственное устройство в электронике транспортного средства, которое не влияет напрямую на управленческую функцию Приоры со стороны электронного бортового комплекса. При такой постановке вопроса часто российские автолюбители задают вопрос, зачем нужен в автомобиле датчик неровной дороги.
Такое устройство несет на себе функцию защиты при передвижении по участкам дорожного полотна с явно выраженными неровностями (ухабами, рытвинами и др.). По импульсам, испускаемым прибором, контроллер может на некоторое время приостановить процесс идентификации интервалов в системе зажигания с выключением неработающих цилиндров.
Многие, даже уже опытные водители, часто спрашивают: датчик неровной дороги, где находится, на основании чего функционирует, и как производит измерения, посылаемые в виде импульсов в электронный блок бортового управления. При возникновении вопросов, где стоит датчик неровной дороги, надо учитывать, что прибор такого типа должен фиксировать колебания кузова, находясь с ним в жестком соединении.
Штатный прибор дислоцируется в силовом отсеке транспортного средства на брызговике крыла с правой части. Как правило, он крепится на особом выступе и подсоединен к бортовому компьютеру через трехпиновый контакт. Найти, датчик неровной дороги и произвести его замену не представляет особых усилий.
Он действует на основе применения пьезоэффекта по аналогии с датчиком детонации силовой установки, т.е. происходит трансформация сигналов на ускорение, которые появляются в системе при движении по дорожному полотну с неровностями. Такой импульс преобразуется в значение напряжения постоянного тока, находящийся в прямой пропорции к предыдущему сигналу. Именно так контроллер идентифицирует позицию, когда транспортное средство передвигается по дороге со сложным рельефом и дает команду на отключение функции прекращения возгорания горючей смеси.
При передвижении по дорожному полотну с неровностями и выбоинами переменный нагрузочный эффект переменного типа существенно влияет на угловую скорость вращения коленвала технического средства. Частотные импульсы, передаваемые при вращении коленвала технического средства, выступают в роли аналогового сигнала, которые возникают при совершении интервалов возгорания воздушно-топливной смеси.
Электронный датчик неровной дороги в Приоре производит замеры величины колебаний кузовной части транспортного средства и транслирует полученный импульс на контроллер. При превышении допустимого уровня импульсных параметров контролирующие детектор выводит из действия показатели интервалов возгорания системы впрыска.
Замена устройства
Технические характеристики датчика:
Проверку АЦП импульса датчика датчика неровной дороги ваз можно провести с помощью прибора ДСТ-2М или его аналогов. Анализу и диагностике подвергается показатель BSMW в виде изменения ускорения g. Если датчик подвергнуть слабому ударному воздействию щёлчком или стуком, то налицо происходит смена значений ускорения с разным диапазоном, от мгновенного до небольшого значения. В принципе, этот прибор весьма чувствителен, изменения наблюдаются даже по раскачке кузова.
Коды ошибок датчика неровной дороги ВАЗ:
Для демонтажа датчика неровной дороги Приора потребуется отвертка с крестообразным навершием:
На этом процедуру можно считать оконченной.
Датчик неровной дороги автомобиля Лада Приора
Современные автомобили не могут обходиться без большого количества датчиков и сенсоров. Некоторые из них отвечают за безопасность, другие — за слаженную работу всех систем. Есть устройства, обеспечивающие приемлемый уровень комфорта для экипажа.
Разумеется, инженеры и конструкторы автомобилей знают об этих системах все. А как простому владельцу разобраться в назначении и тем более продиагностировать любой из этих приборов?
Например, для чего нужен датчик неровной дороги автомобиля Приора? Обеспечение комфорта — явно не приоритет в таком классе автомобилей. Сообщать водителю о колдобинах бессмысленно, он сам это почувствует. Истинное назначение прибора — экология. Звучит несколько странно, но это так.
Как информация о неровностях делает автомобиль экологичнее
LADA Приора оснащена вполне современным 16-клапанным двигателем, который соответствует нормам экологической безопасности Евро 3 и Евро 4. Это значит, что выброс в систему отработанных газов несгоревшего топлива должен быть исключен.
Система работает достаточно просто:
Это приводит к потере мощности и нестабильной работе мотора. Но где же экология? Как датчик неровной дороги на Приоре влияет на стандарты Евро 3 (4)?
Прибор помогает продлить срок службы систем нейтрализации токсичных выбросов в отработанных газах. При нестабильной работе ДВС и попадании несгоревшего топлива в выхлопную систему, лямбда зонды и каталтизаторы стремительно изнашиваются. Электронный блок управления двигателем сравнивает показания нескольких датчиков, определяя истинную причину детонации. В случае, когда датчик детонации и неровной дороги работают синхронно, отключения подачи топлива не происходит, и двигатель работает в штатном режиме.
Где находится датчик неровной дороге на Приоре
Для получения достоверной информации о рельефе проезжей части, сенсор располагается в самой чувствительной зоне: точке крепления передней подвески. Конкретно на Приоре — это опорная чаша амортизатора.
Для справки: на переднеприводных автомобилях концерна ВАЗ (в том числе на ЛАДА Приора) передняя подвеска выполнена по схеме Макферсона.
Все удары от дорожного покрытия передаются на поворотную платформу стойки. Именно в этой зоне и располагается датчик неровной дороги.
Учитывая простоту схемы подвески в автомобилях эконом класса, на датчик передаются даже небольшие удары и вибрации.
Симптомы неисправности
Для неопытного владельца Приоры признаки неисправности могут показаться странными. Двигатель вдруг начинает глохнуть при проезде неровностей. Вспомним принцип работы экологичной системы управления: появляются вибрации — ЭБУ прекращает подачу топлива. Неисправный датчик неровной дороги не выдает сигнал, и модуль управления принимает любые толчки за детонацию от пропусков зажигания.
Проверка с помощью мультиметра практически невозможна. Диагностика осуществляется с помощью автомобильного сканера в движении.
Видео по теме
Зачем нужен и где находится датчик неровной дороги Лада Приора
Благодаря системе пропусков предотвращена чрезмерная токсичность бензина на автомобиле данной марки. Ведь блокируется подача горючего за счет системы инжекторов.
Что такое датчик и как его заменить
За счет тех импульсов, которые прибор испускает, контроллер может приостановить идентификацию интервалов в системе зажигания.
Многих интересует место нахождения датчика. Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, что он призван фиксировать колебания кузова, будучи с ним в крепком соединении. Данный прибор находится в силовом отсеке, на брызговике крыла. Прикрепляется он обычно на выступе и подключается к бортовому компьютеру.
Если вышеуказанные показатели уклоняются от нормы, то датчик требует замены. Это главные признаки неполадок в системе. Безусловно, всем важно знать, как проверить, исправен ли данный прибор. Для этого необходимо обращать внимание на коды ошибок. В инструкции к автомобилю основные указаны, поэтому с ними можно всегда ознакомиться. Итак, процесс демонтажа датчика на Приоре состоит из таких этапов:
В целом схема подключения несложная. Если вы разбираетесь в своем автомобиле, то выполнить эту процедуру вам не составит труда. В противном случае у вас всегда есть возможность обратиться в технический сервис, где мастера быстро и качественно заменят датчик на новый.
Зачем нужен датчик неровной дороги и как он работает?
Добрый день. В сегодняшней статье я расскажу вам зачем нужен датчик неровной дороги, как проявляется его неисправность и почему он появился на всех автомобилях несколько лет назад.
Краткий ответ.
Датчик неровной дороги нужен для временного отключения системы диагностики пропусков зажигания в цилиндрах, чтобы лишний раз не загоралась лампа «проверьте двигатель».
Как работает механизм проверки на пропуски зажигания?
В любом инжекторном двигателе, оснащенном распределенной системой впрыска топлива имеется самодиагностика на пропуски зажигания.
Работает она очень просто — скорость вращения двигателя за один оборот в любом случае остается довольно стабильной.
Проверка скорости вращения двигателя осуществляется датчиком положения коленчатого вала. Он формирует импульсы в моменты, когда мимо него проходят зубья на шкиве.
Если датчик фиксирует, что двигатель вращается не равномерно, выполняется проверка на случайные или постоянные пропуски зажигания в конкретном цилиндре и на основании этого зажигания контрольная лампа и фиксируется код ошибки.
Как работает датчик неровной дороги?
Датчик неровной дороги, в зависимости от конкретной модели автомобиля, закреплен на лонжерон, раму или элементы подвески. Работает он по принципу пьезоэлемента — при деформировании вырабатывает электрические импульсы, т.е. точно так же как и датчик детонации.
Если уровень деформации пьезоэлемента выше допустимого уровня, на выходе датчика появляется сигнал о движении по неровной дороге.
Зачем нужен датчик неровной дороги?
Все предельно просто — при движении по неровной дороге возможна ситуация кратковременного отрыва колеса от поверхности, естественно, это мгновенно приведет к изменению скорости вращения двигателя. Так как точность определения скорости вращения двигателя очень высока, малейшее отклонение приводит к фиксации ошибки «пропуск зажигания».
При наличии сигнала с датчика неровной дороги, контроль ошибок временно отключается, а на некоторых автомобилях, смещается, и момент зажигания в сторону запаздывания, для более надежного воспламенения смеси.
Когда и почему на автомобилях появился датчик неровной дороги?
С ужесточением экологических требований, особенно после массового внедрения стандарта евро 2 и нейтрализаторов (катализаторов) отработавших газов. Все автомобили получили датчик неровной дороги.
Все дело в том, что не сгоревшее топливо очень быстро приводит в негодность катализатор. Соответственно, если двигатель фиксирует пропуски зажигания в конкретном цилиндре, топливоподача в нем отключается, и делается это именно для сохранности катализатора.
Если пропуски зажигания фиксируются, случайным образом, в разных цилиндрах – зажигается сигнальная лампа «проверьте двигатель».
Если пропуски зажигания фиксируются в разных цилиндрах, но при этом есть сигнал с датчика неровной дороги, сигнальная лампа не зажигается.
Заключение.
На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что статья, «зачем нужен датчик неровной дороги, и как он работает?» полностью ответила на вопрос.
Если у вас есть замечания или если вы хотите дополнить статью — пишите комментарии.