для чего нужен ведомый самолет
Ведущий и ведомый в авиации
Умение летать в паре, является основой группового боя. Летчика уверенно летающего в паре, можно допускать к полетам в составе группы.
Что такое пара в авиации
Ведущий должен учитывать, что ведомому нужен резерв для выполнения маневров, поэтому, обычно, командир летит не на полной тяге. Ведомый всегда должен иметь запас по энергии, для того чтобы при необходимости сократить расстояние до ведущего. Поэтому пикирование ведомый должен выполнять не так круто, как ведущий, и на выходе из пике оказаться выше. При этом, ведомый не должен находиться слишком близко к ведущему, т.к. в этом случае он не сможет защитить командира.
Работа в паре требует отличного понимания между ведущим и ведомым.
Ведомый должен правильно понимать действия ведущего. А командир, уметь оценивать положение ведомого, который находится позади. Как правило, для достижения хорошего взаимопонимания, летчики летаю одним составом пары в течение долго времени, навыки постоянно оттачиваются в тренировках.
Полет парой в Worl of warplanes
Наш сайт посвящен играм об авиации, поэтому нашим постоянным читателям будет интересно узнать, можно ли летать парой в авиа симуляторах. В World of warplanes можно вполне успешно действовать парой, для этого вам потребуется создать звено.
В WoWp можно реализовать описанные выше действия, причем в игре следовать правилам полет в паре будет гораздо проще, чем в реальной жизни.
Для полета в паре лучше использовать два одинаковых легких или тяжелых истребителя. В World of warplanes можно успехно действовать в составе пары из двух штурмовиков, или штурмовика и истребителя прикрытия.
Звено в War Thunder
В игре War Thunder вы, также, можете создать звено и летать парой. Лучшего результата можно достигнуть, играя на одинаковых самолетах, оыбчно для этих целей используются легкие истребители, например P-39. Для установления хорошего взаимопонимания играть в звене в War Thunder лучше со связью. Назначьте ведущего и ведомого, действуйте по указанной выше тактике, и ваша пара будет обеспечивать команде победу.
В War Thunder вы можете успешно действовать в паре, состоящей из двух легких истребителей, из штурмовика и самолета прикрытия, или бомбардировщика и высотного истребителя прикрытия.
Почему истребители летают парами?
Истребители обычно летают парами. Не поодиночке, не по трое, а именно парами. Почему? Сейчас разберёмся.
Как и всякое новое дело, тактика воздушного боя приобретала форму постепенно. Поначалу, в отсутствие опыта, приходилось идти путём проб и ошибок. Первые сражения самолётов происходили по-всякому, но чаще всего один на один. Просто самих самолётов тогда было не очень много и занимались они в основном разведкой, летая поодиночке.
Потом, когда появились истребители — специализированные самолёты для уничтожения себе подобных, — быстро стало ясно, что один в поле не воин. Но и принцип «чем больше, тем лучше» тоже не работает — управлять большой стаей машин без связи нереально, координировать действия друг с другом лётчики тоже не могут, в итоге больше мешают товарищам, чем помогают. Нужно было найти баланс, промежуточный вариант.
Им стало звено — три истребителя. Один — ведущий, то есть главный. Два ведомых — его помощники, прикрывающие от вражеских атак и оказывающие огневую поддержку. Управлять ведомыми, когда их всего двое, ведущему было довольно просто — в большинстве случаев хватало принципа «делай как я, лети за мной, стреляй во всех, кто попытается сесть мне на хвост». Для этого даже рации не нужно. Такая тактическая схема сложилась ещё в годы Первой мировой и продержалась несколько десятилетий.
Но в итоге практика показала, что и три самолёта — это многовато. Даже при наличии рации. Ведомому надо не только следовать за ведущим и присматривать за его хвостом, но и одновременно следить за вторым ведомым, чтобы не столкнуться с ним и не оказаться на линии его огня. В итоге два ведомых больше создавали лишнюю нагрузку друг на друга, чем помогали. Кроме того, так как из звена активно воюет только ведущий, получается, что непосредственным уничтожением врага (то есть прямой обязанностью истребителя) занимается лишь каждый третий самолёт.
Так что со временем от тактики звеньев отказались и перешли на работу парами — ведущий и один ведомый. Это и оказалось оптимальным числом. Как выяснилось, пара оказывается сильнее тройки за счёт большей свобода манёвра. А если говорить о крупных формациях, то начинает играть роль и превосходство в огневой мощи — ведь врага атакует уже каждый второй истребитель. Советская авиация перешла к действиям парами во время войны, проанализировав результаты уже состоявшихся воздушных сражений.
В наши дни ситуация поменялась — появились компьютеры, берущие на себя значительную часть управления самолётом, а вооружение больше не требует приближаться к цели на дистанцию «когда видны заклёпки на обшивке» и притом непременно с хвоста. Истребители продолжают действовать парами, но скорее по традиции. Какой будет идеальная тактика воздушных боёв современности, как обычно, покажет практика. Источник
Советский огненный таран 22 июня: Немецкий врач о его эффективности
Пятнадцать артиллеристов уже мертвы… Еще девять очень сильно обожженных солдат
Огненный таран – когда подбитый и загоревшийся самолет таранил наземную цель противника, советские летчики начали применять уже в первые дни войны. Самым известным из них (но далеко не единственным) стал огненный таран, который совершил экипаж капитана Гастелло 26 июня 1941 года.
А насколько результативным мог быть такой жертвенный подвиг советских летчиков по оценке немцев? Военному врачу Генриху Хаапе «посчастливилось» узнать, что происходит с немецкой колонной, в которую врезался горящий советский бомбардировщик, уже 22 июня. Описал это Хаапе в мемуарах «Оскал смерти. 1941 год на Восточном фронте. ».
Его часть успешно наступала в Литве: «Большинство пограничных застав русских уже взяты штурмом и объяты бушующим пламенем. Защитники лишь нескольких отдельных блиндажей все еще продолжают отважно и отчаянно защищаться, но и они вскоре будут окружены и разбиты».
Избежать излишнего «головокружения от успехов» Генриху Хаапе помогла гибель офицера: «В нашем батальоне — один погибший офицер. Это совсем еще молоденький лейтенант Шток, его жизнь оборвана пулей русского снайпера. Тело было обнаружено на вытоптанном кукурузном поле… Произошло это за какие-то считаные доли секунды — за тот ничтожно крохотный промежуток времени, который потребовался маленькой свинцовой пуле, чтобы долететь из дула русской снайперской винтовки до его сердца».
Выстрел в сердце вражеского офицера – это работа подлинного профессионала, настоящего «ворошиловского стрелка». Надо отметить, что такие искусные стрелки, выбивающие германских офицеров и унтер-офицеров, по немецким воспоминаниям часто портили им впечатление от действительно крупных успехов первых дней войны и заставляли задуматься о будущем.
Хаапе писал: «Я с пронзительной ясностью осознал вдруг, что нашему батальону предстоит еще столько всего такого, что воспоминания о молодом лейтенанте Штоке и о его тонких пальцах пианиста будут постепенно просто вытеснены огромным количеством других, не менее трагических событий». Предчувствия его не обманули…
А стремительное немецкое наступление продолжалось. Воздушную атаку советских бомбардировщиков успешно отразили немецкие истребители: «109-е устремились на них, как ястребы на стаю голубей! Атаковали они со стороны солнца, на пикировании. Проведя первую атаку, они ушли «горкой» вверх, набирая высоту для следующей атаки, и так, раз за разом, начали методично, одного за другим, отправлять на землю все до одного бомбардировщики.
Первый из них, охваченный пламенем, перешел в беспорядочное падение и устремился вниз, вскоре за ним таким же факелом последовал второй. У третьего самолета оторвало одну плоскость, и он тоже, кувыркаясь, устремился к земле. Помню, меня тогда еще поразило, насколько медленно они падали. От самолета, оказавшегося без крыла, отделились две человеческие фигурки, а вот над ними раскрылись и купола парашютов.
Наши истребители продолжали свои атаки до тех пор, пока в небе кроме них не осталось больше ни одного самолета. Вся вышеописанная схватка заняла, самое большее, десять минут».
Вот только образцово-показательная расправа Ме-109 с шедшими без прикрытия истребителей советскими бомбардировщиками неожиданно обернулась для немцев ощутимыми потерями на земле:
«Проезжавший мимо нас на мотоцикле вестовой крикнул нам, что один из бомбардировщиков рухнул прямо на артиллерийскую колонну. Там требовалась срочная медицинская помощь. Я припустил галопом в указанную мне сторону и, когда прибыл на место, узнал, что пятнадцать артиллеристов уже мертвы. За зарослями придорожных кустов лежало еще девять очень сильно обожженных солдат. Ожоги пятерых из них были столь ужасны, что я почти не надеялся, что они протянут более одного-двух дней.
Оценив обстановку, я отправил посыльного за санитарной машиной — для всех девятерых нужны были носилки, а я тем временем быстро занялся оформлением оперативных медицинских карточек на каждого из них: школьный учитель из Дуйсбурга, слесарь из Эссена, шахтер из Хамборна, портной из Динслакена, лесничий из Липперлянда, вагоновожатый трамвая из Оснаблрюка и трое студентов из Мюнстера. Сдать их с рук на руки санитарной команде я смог только через пару часов».
Вероятность того, что бомбардировщик случайно так удачно «рухнул» на немецких артиллеристов невелика. Гораздо более вероятно, что неизвестный пилот сумел точно направить на цель свою подбитую машину. Так или иначе, пятнадцать немецких артиллеристов погибли, а девять – были сильно обожжены. То есть при удачном падении на немецкую колонну сбитый советский бомбардировщик мог причинить врагу чувствительные потери. Генрих Хаапе тому свидетель…
zihuatanexo
zihuatanexo
5 октября 1941 г. 55ИАП
Майор Иванов уточнил задание, подчеркнул, что надо разведать подход новых сил противника. Он дал конкретные указания о выполнении задачи.
— Полетишь парой. Ведомым с тобой пойдет Комлев, — закончил Виктор Петрович.
— Комлев? Но он еще не вошел по-настоящему в строй после возвращения из госпиталя.
— Может быть, вернемся к Барышникову? Я с ним очень серьезно поговорил.
— Нет! С таким ведомым на разведку лететь нельзя.
— Ты знаешь, что все опытные летчики задействованы в штурмовых ударах.
— Все понятно! Разрешите идти и готовиться к вылету!
Назначение Степана Комлева ведомым меня беспокоило. Молодой летчик был сбит в воздушном бою в Молдавии, получил ранение. Три месяца он лечился. Все это, конечно, сказалось на летной форме. Я также считал, что он еще полностью не избавился от психологического потрясения, которое получил в бою. Следовало бы дать ему возможность восстановить технику пилотирования самолетом, а также полетать на боевые задания в составе шестерок.
(из воспоминаний Александра Покрышкина)
http://militera.lib.ru/memo/russian/pokryshkin-1/07.html
В этом вылете разведчики встретили группу «мессершмиттов», а результате короткого воздушного боя Степан Комлев с задания не вернулся — вероятнее всего, он был сбит вражескими истребителями.
Точно восстановить картину воздушного боя и судьбу Степана Комлева не смог прояснить и ведущий Александр Покрышкин, так как сам произвел вынужденную посадку в расположении своих войск и вместе с наземными войсками, буксируя самолет автомашиной, пробирался на свой аэродром.
Приходится только сожалеть, что такой опытный летчик, как Александр Иванович, не смог заметить, что стало с его ведомым, а ведь это имеет важное значение для доброго имени самого Степана Комлева — сгорел ли он в воздушном бою, сражаясь с врагом, или исход был другим. Осталось верить тому, что он не струсил, увидев «мессов», и сражался с фашистами насмерть.
В том, что Степан пошел на разведку с Покрышкиным, нет ничего особенного. В этот период не считались с тем, кто будет ведущим, а кто ведомым, — звенья и группы комплектовались каждый раз непосредственно перед вылетом. Бывало и так, что летчик совершал один вылет в качестве ведущего, [305] а в следующий шел уже ведомым. Конечно, это не касалось молодых пилотов, а только «старичков», которые уже прошли фронтовую школу и которых осталось не так много.
По наряду на боевое задание в паре с Александром должен был лететь я, автор этих строк, но на самолете Степана Комлева — мой истребитель был неисправен и находился в ремонте. Но Комлев решил по-иному, не желая передавать свой самолет — в этот полет вместо меня пойдет он, а потом я слетаю вместо него, как только будет восстановлен мой самолет. На том и порешили, но он не вернулся.
(из воспоминаний Викентия Карповича)
http://militera.lib.ru/memo/russian/karpovich_vp/09.html
Боль в ране все сильнее давала знать. Госпиталь долго искать не пришлось: он был тут же, на площади….. Врач расспросил, как я получил ранение. Выслушав, распорядился перевязать и сделать укол от столбняка. Медицинские сестры, делая перевязку, обмолвились, что вчера к ним тоже доставили раненого летчика. Он сел около Полог.
— Как его фамилия, где он сейчас? — спросил я. Одна из сестер пошла посмотреть книгу раненых в приемном отделении.
— Это был младший лейтенант Комлев, — сообщила она. — Вечером его отправили в тыл.
— Вы что, знаете его? — спросил врач.
— Это мой напарник. Выходит, обоим нам со Степаном досталось.
— Ваш товарищ был легко ранен и послушался нас, поехал подлечиться. А вы упрямы и не хотите лечь,- упрекнули меня.
Младший лейтенант Степан Кириллович Комлев родился в 1918 году в деревне Кодуково Бушевского района Витебской области, мой земляк-белорус, друг и товарищ по совместной учебе в Минском аэроклубе и Борисоглебскому военному училищу, которое он окончил в 1938 году. Нам пришлось вместе проходить службу в авиачастях, в одной эскадрилье; так получалось, что, будучи холостяками, и жить приходилось в одной комнате на частной квартире. Степан участвовал в боях с первого дня Великой Отечественной войны, дрался с врагом смело и дерзко. За два с половиной месяца боевых действий совершил около ста боевых вылетов, участвовал в воздушных боях, на его счету два лично сбитых самолета, имел ранение. Степан считался одним из отважных летчиков, с ним летали с доверием старшие и младшие, и не случайно, что он был частым напарником Александра Покрышкина. За успешные боевые действия представлялся к ордену Красного Знамени, но не был награжден только потому, что не вернулся с боевого задания, пропал без вести. Никто не видел последних минут его жизни, как его горящий самолет направился к земле и врезался в [306] нее, похоронив вместе с летчиком и его заслуги, но он навсегда остался в памяти товарищей.
(из воспоминаний Викентия Карповича)
Когда я вернулся в полк летчики и техники тут же окружили нас, попросили рассказать о мытарствах. Пришлось снова мысленно пройти дни и ночи этой тяжелой недели, рассказать о пережитом. Вспоминаю, а сам думаю о ведомом. Знают о нем что-либо? Не выдержал, спросил. Но в полку ничего не было известно о Степане Комлеве.
(Из воспоминаний Александра Покрышкина)
Русская «Валькирия»: ведомый БПЛА «Гром»
Дефицит наших БПЛА
С момента начала вооружённого конфликта между Азербайджаном и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой (НКР) тема беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) не сходит со страниц профильных изданий. Ранее БПЛА отлично показали себя в конфликтах в Сирии и в Ливии, успешно уничтожая наземные цели и иногда даже выигрывая в противостоянии с новейшими российскими зенитными ракетно-пушечными комплексами (ЗРПК) «Панцирь».
В России длительное время существовало достаточно серьёзное отставание в разработке и принятии БПЛА на вооружение. Особенно это касается высотных БПЛА дальнего радиуса действия типа HALE (High Altitude Long Endurance), предназначенных для полетов на высотах более 14 000 метров, и класса MALE (Medium Altitude Long Endurance), – на высотах 4 500–14 000 метров.
Переломный 2020
Несмотря на ситуацию с коронавирусом COVID-19, существенно повлиявшую на реализацию множества проектов по всему миру, 2020 год может стать переломным в части оснащения российских вооружённых сил БПЛА разных типов.
В первую очередь это принятие на вооружение 20 апреля 2020 года комплекса «Орион», включающего БПЛА, которые можно отнести к нижнему порогу класса HALE. Также в 2020 году предположительно завершены испытания более тяжёлого БПЛА «Альтаир»/«Альтиус-У» (последнее обозначение «Альтиус-РУ»), что позволяет осторожно ожидать его появления на вооружении в 2021 году.
Испытания проходит тяжёлый БПЛА С-70 «Охотник», в конструкции которого широко используются технологии снижения заметности. По заявлению руководителя Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) в августе 2020 года, «Охотник» должен быть принят на вооружение в 2024 году.
Ну и наконец, на выставке «Армия-2020» были показаны макеты перспективных БПЛА «Сириус», «Гелиос» и «Гром», проектируемых специалистами Группы «Кронштадт».
Основные проблемы
Основными проблемами при создании отечественных БПЛА является отсутствие необходимых высокоэкономичных двигателей и бортовой электроники.
Ещё более существенным ограничительным фактором, затрудняющим эксплуатацию БПЛА на большом удалении от пункта управления, является отсутствие отечественных глобальных систем высокоскоростной помехозащищённой спутниковой связи.
Особенно это проявляется при эксплуатации БПЛА класса HALE и MALE.
Перспективы
Вместе с тем, есть определённый класс БПЛА, для которых отсутствие систем спутниковой связи не является критичным недостатком. Это БПЛА, управление которыми осуществляется с борта пилотируемых летательных аппаратов и с которыми указанные БПЛА работают в рамках решения одной задачи. Из российских проектов на решение этой задачи ориентированы вышеупомянутые БПЛА «Охотник» и БПЛА «Гром».
БПЛА «Охотник», разрабатываемый компанией «Сухой», это сложная и дорогая машина массой порядка 20 тонн.
Его сложность и стоимость могут быть сопоставимы с таковой у истребителя пятого поколения Су-57.
Задачи, которые он может решать, и возможная тактика его применения вполне заслуживают отдельной статьи.
Учитывая задержки с реализацией проекта самолёта Су-57, можно ожидать, что и сроки создания БПЛА «Охотник» также будут смещены как минимум на несколько лет.
В этой статье мы рассмотрим концептуально куда более простой БПЛА «Гром» и его зарубежные аналоги (проекты которых собственно были анонсированы раньше него).
Программа Skyborg
Реализуемая военно-воздушными силами (ВВС) США программа Skyborg имеет своей целью создание ведомого БПЛА для пилотируемых боевых самолётов. Отличительной чертой БПЛА, создаваемых по программе Skyborg, должна стать высокая интеллектуализация борта. Фактически ВВС США хотят получить автономного робота, способного взять на себя не только риск, но и частичное осуществление анализа и обработки информации. В перспективе такие БПЛА должны полностью заменить человека.
Презентация программы Skyborg.
Пока искусственный интеллект далёк от возможностей человеческого мозга ведомые БПЛА могут выполнять не менее важные задачи. Осуществлять разведку и постановку помех. Наносить удары по наземным, а в перспективе и по воздушным целям. Жертвуя собой, вскрывать системы противовоздушной обороны (ПВО) противника.
Разнообразие ставящихся перед БПЛА задач может создать противоречие.
С одной стороны, для взлома системы ПВО нужны недорогие БПЛА (которые при необходимости сами могут быть использованы в качестве боеприпаса – своего рода крылатой ракеты).
С другой стороны, для решения сложных задач (к примеру, противостояния высокотехнологичным пилотируемым истребителям противника) БПЛА должны иметь соответствующий технический уровень, что неизбежно повлияет на удорожание их стоимости.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что в рамках реализации программы Skyborg могут быть созданы сразу несколько БПЛА, предназначенные для решения разных задач.
С лета 2020 года над программой Skyborg работают компании Boeing, General Atomics Aeronautical Systems, Kratos Unmanned Aerial Systems и Northrop Grumman Systems, с каждой из которых были заключены контракты на сумму порядка 400 миллионов долларов.
XQ-58 Valkyrie
Компания Kratos Unmanned Aerial Systems разрабатывает БПЛА XQ-58 Valkyrie. Его основное назначение – разведка и прорыв ПВО противника. Таким образом, это прямой аналог БПЛА «Гром».
Длина корпуса БПЛА XQ-58 Valkyrie составляет около 9 метров. Размах крыльев около 7 метров. Максимальная скорость 1 050 километров в час. Потолок 13 715 метров. Перегоночная дальность порядка 3 900 километров.
Корпус БПЛА XQ-58 Valkyrie выполнен с применением технологий малозаметности и ориентирован на преодоление наземной ПВО – минимальная эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) должна быть в передней-нижней полусфере.
Испытательный полёт прототипа БПЛА XQ-58 Valkyrie.
Вооружение размещается во внутренних отсеках на четырёх точках подвески грузоподъёмностью по 250 кг. На БПЛА XQ-58 Valkyrie должны быть установлены оптические и радиолокационные средства разведки, система дистанционного управления и автопилот.
Одним из важнейших критериев разработки БПЛА XQ-58 Valkyrie компания Kratos Unmanned Aerial Systems называет максимальное снижение стоимости его производства и технического обслуживания. БПЛА XQ-58 Valkyrie создаётся на базе воздушной мишени. Предполагается, что его стоимость составит 2–3 млн долларов.
Loyal Wingman
БПЛА Loyal Wingman («Верный Ведомый») разрабатывается компанией Boeing Airpower Teaming System по заказу ВВС Австралии. Предполагается, что он будет использоваться в качестве ведомого с самолётами тактической авиации F-35A и F/A-18F, самолетами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Boeing EA-18G, противолодочными самолётами Boeing P-8A и самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) E-7A Wedgetail.
Учитывая практически одинаковые требования, нет сомнений, что БПЛА Loyal Wingman в том или ином варианте примет/принимает участие в программе Skyborg.
БПЛА Boeing Loyal Wingman крупнее БПЛА XQ-58 Valkyrie – его длина составляет почти 12 метров. Дальность полёта должна составить не менее 3700 километров, которая будет обеспечиваться высокоэкономичным турбореактивным двигателем, используемым в «гражданских» самолётах. БПЛА Boeing Loyal Wingman выполнен по технологии малой заметности. В носовой части он оснащён отсеком длиной 2,6 метра для размещения оборудования разного типа.
Презентация БПЛА Boeing Loyal Wingman
В некоторых источниках говорится о том, что во внутреннем отсеке будут размещаться только модульные средства разведки, связи или РЭБ. При этом вооружение будет располагаться на внешней подвеске. Что несколько странно, учитывая большие габариты БПЛА Loyal Wingman по сравнению с БПЛА XQ-58 Valkyrie и снижение характеристик малозаметности при таком способе размещения вооружения.
Среди заявленных целей БПЛА Loyal Wingman – выполнение разведки и нанесение ударов по наземным целям, РЭБ и использование его в качестве ложной цели.
БПЛА Barracuda
Из машин данного класса можно ещё вспомнить БПЛА Barracuda германо-испанской разработки. Эта машина обладает более скромными характеристиками. При длине порядка 8 метров и собственной массе 2 300 кг полезная нагрузка составляет 300 кг, практический потолок до 6 000 метров, радиус действия 200 километров. Основной задачей БПЛА Barracuda является ведение разведки. Хотя не исключается его применение и для выполнения ударных задач.
БПЛА «Гром»
Как уже говорилось выше, макет БПЛА «Гром» был представлен на выставке «Армия-2020» группой «Кронштадт». Внешне БПЛА «Гром» напоминает БПЛА XQ-58 Valkyrie. Что неудивительно. Учитывая, что создаются они для решения одинаковых задач. Однако по габаритам он превышает и «Валькирию», и «Верного Ведомого». Длина 13,8 метров. Размах крыла 10 метров. Как и его американские визави, БПЛА «Гром» реализуется с учётом технологий снижения заметности.
Скорость полёта БПЛА «Гром» должна достигать 1 000 километров в час, крейсерская – 800 километров в час. Практический потолок составит 12 000 метров. Предположительно, на БПЛА «Гром» будет установлен турбореактивный двигатель АИ-222-25, используемый на учебном самолёте Як-130.
В статье Найти авианосец: на замену Ту-95РЦ мы говорили о том, что указанный двигатель уже рассматривался к применению в БПЛА «Зонд-1» и «Зонд-2» КБ «Сухой». Судя по всему, это наиболее экономичное отечественное решение из доступных российским разработчикам БПЛА.
Вообще, для российского учебного самолёта Як-130, оснащённого двумя двигателями АИ-222-25, заявлена дальность полёта 2 000 км. А для его китайского аналога Hongdu L-15, оснащённого аналогичными форсированными двигателями АИ-222-25Ф, заявлена дальность полёта 3 100 км, при меньшей максимальной взлётной массе последнего.
С учётом вышеизложенного, можно предположить, что для БПЛА «Гром» вполне может быть достигнута перегоночная дальность порядка 3 000–3 500 километров.
Максимальная масса полезной нагрузки БПЛА «Гром» составляет 2 000 кг. Что предположительно больше, чем у БПЛА XQ-58 Valkyrie и БПЛА Loyal Wingman. В качестве вооружения может использоваться разнообразное управляемое вооружение: управляемая ракета Х-38МЛ, корректируемые авиационные бомбы КАБ-500С и КАБ-250ЛГ, перспективная авиационная управляемая ракета «Изделие 85» с многоспектральной головкой самонаведения.
Можно отметить, что (по сравнению с американской программой Skyborg) БПЛА «Гром» больше ориентирован на выполнение ударных функций в роли «беспилотного штурмовика». О выполнении таких задач как РЭБ, вынесенная оружейная платформа авиационного вооружения или ретрансляция связи речи пока не идёт. Возможно, эти задачи будут возложены на более крупный, сложный и дорогой БПЛА «Охотник» или реализованы впоследствии.
Нужны ли российским ВВС БПЛА типа «Гром»?
С одной стороны, такие БПЛА неизбежно будут дороже, чем более простые решения типа БПЛА «Орион». С другой стороны, по мере развития ПВО, ориентированного на уничтожение БПЛА, низкоскоростные решения с поршневыми моторами могут стать слишком лёгкой мишенью. Хотя реактивные БПЛА скорее всего будут более заметны в ИК и акустическом диапазонах. В конечном итоге, скорее всего эксплуатироваться будут все типы БПЛА, каждый из которых займёт свою нишу.
Вызывает вопрос взаимодействие БПЛА «Гром» с пилотируемыми боевыми самолётами. (Когда на БПЛА, разрабатываемые по программе Skyborg, возлагаются функции РЭБ, ретрансляции связи или вынесенной оружейной платформы при работе против воздушных целей, то они будут требовать от пилотов тактической авиации минимального вмешательства. С другой стороны, при атаке наземных целей пилоту будет необходимо уделять БПЛА куда больше времени, что может поставить под угрозу самого «ведущего»). Насколько будет автоматизирован БПЛА «Гром» и не станет ли он обузой для его «ведущего»?
С учётом вышеизложенного концепция «тактический пилотируемый самолёт + БПЛА-штурмовик» может быть поставлена под сомнение. Именно в части поражения наземных целей. Поскольку использование ведомых БПЛА в качестве носителя средств РЭБ, вынесенных средств разведки или вооружения может быть крайне эффективным. Но в нашем случае это скорее всего будет связка Су-57 + БПЛА С-70 (Охотник).
По мнению автора, наилучшим решением для уничтожения наземных целей стало бы использование самолётов-разведчиков Ту-214Р в качестве пункта управления БПЛА, в том числе и БПЛА типа «Гром».
Ту-214Р сейчас является самым современным самолётом-разведчиком ВВС РФ. Он оснащён многочастотным радиотехническим комплексом МРК-411 с радиолокационными станциями бокового и кругового обзора разработки ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга, а также оптико-электронной системой высокого разрешения «Фракция». Предполагаемая дальность обнаружения целей РЛС в активном режиме составляет 250 километров, дальность обнаружения РЛС противника в пассивном режиме радиотехнической разведки составляет до 400 километров.
Предположительно, внутренние объемы Ту-214Р позволят разместить оборудование для управления БПЛА «Гром». Сложно сказать, сколько операторов БПЛА можно разместить в Ту-214Р. Вероятное их количество может составить не менее восьми человек. В этом случае Ту-214Р может осуществлять обнаружение целей как собственными средствами разведки, так и средствами разведки БПЛА, а затем оперативно осуществлять их уничтожение.
В ударную группу могут входить БПЛА типа «Гром» с различной полезной нагрузкой и задачами (ударные БПЛА, БПЛА с оборудованием РЭБ, с противорадарным вооружением, с ложными мишенями, с дополнительным подвесным разведывательным контейнером и т.д.), что позволит гибко выстраивать тактику атаки.
Карусели БПЛА
БПЛА «Гром» смогут действовать на удалении до 250 километров от самолёта Ту-214Р и более, если позволят системы связи. Может быть реализован режим налётов «волнами», когда БПЛА «Гром» будут базироваться на аэродроме. Автоматически или под управлением наземного БПЛА будут осуществлять взлёт и выдвигаться на автопилоте в зону патрулирования Ту-214Р. Под управлением операторов на борту Ту-214Р наносить удары по противнику и автоматически возвращаться на аэродром базирования для заправки, обслуживания и перезарядки. Параллельно с аэродрома будет выдвигаться вторая «волна» БПЛА. Получится что-то типа «танковой карусели», применяемой российскими ВС во время Чеченской войны.
В случае, если системы связи и управления БПЛА «Гром», «Орион», «Альтаир» и прочих унифицированы, то авиационный пункт управления на базе Ту-214Р может задействовать для решения боевых задач БПЛА разных типов, используя их сильные стороны. Если же такая унификация не предусмотрена, то реализовать её надо уже сейчас, пока российские ВС ещё не насыщены БПЛА.
Если же размещение пункта управления БПЛА в силу каких-либо причин на Ту-214Р невозможно (например, из-за высокой стоимости разведывательного оборудования и/или его значительных габаритов, не позволяющих разместить системы связи и управления БПЛА), то может быть создано специализированное решение на базе самолётов Ту-214ПУ (пункт управления) или Ту-214СУС (самолётный узел связи). Плюсом этих машин является увеличенная за счет установки дополнительных топливных баков под полом кабины дальность полёта, составляющая до 10 500 километров. Также может быть увеличено количество операторов БПЛА.
Высокоинтенсивное огневое воздействие
Сочетание самолёта-разведчика/самолёта управления БПЛА со скоростными БПЛА типа «Гром» (и БПЛА других типов) позволит осуществлять высокоинтенсивное огневое воздействие на противника практически без риска потерь пилотируемых боевых самолётов (разумеется, при обеспечении прикрытия пункта управления от авиации противника). Одним из преимуществ связки Ту-214Р + БПЛА «Гром» является отсутствие необходимости в наличии высокоскоростных помехозащищённых спутниковых каналов связи.
Это решение может «закрыть» эпоху реактивных штурмовиков типа Су-25 и фронтовых бомбардировщиков типа Су-24/Су-34, а также существенно уменьшить потребность в использовании сложных и дорогих истребителей пятого поколения Су-57 для атаки наземных целей.