для чего нужен vegas pro
Так почему же Sony Vegas?
В этой статье я хочу пояснить, почему когда-то, решая какую же выбрать программу для монтажа видео, я остановилась на Sony Vegas Pro.
На сегодняшний день существует огромное количество программ, позволяющих работать с видеофайлами: Sony Vegas Pro, Adobe Premiere Pro, Edius, Corel Video Studio, Pinnacle Studio, Windows Movie Maker, AVS Video Editor, Magix Movie Edit Pro и еще много-много других.
В их числе есть как серьезные профессиональные видеоредакторы, так и программы любительского уровня, а также для совсем новичков.
Однако есть одно НО :
— одни из них слишком просты, но способны выполнять лишь ограниченное количество действий.
— другие же наоборот: уж слишком сложны для начинающих и способны только отпугнуть.
Как же быть новичку при таком многообразии программ?
Когда-то я тоже довольно долго определялась с выбором подобного программного обеспечения. И я выбрала для себя самый оптимальный вариант — Sony Vegas Pro.
На самом деле преимуществ у данного видеоредактора много. Особенно для новичков, которые не хотят разбрасываться временем и желают не просто научиться разрезать-склеивать видео, а освоить довольно серьезную монтажную программу (а это, поверьте, не так уж и сложно).
Ну а теперь давайте поговорим о самом Sony Vegas…
Sony Vegas Pro – это профессиональное программное обеспечение для нелинейного видео- и аудиомонтажа от компании Sony (под этой маркой Sony Vegas выпускается, начиная с 5-й версии).
В ранних версиях она называлась Vegas Movie Studio, а позже «переросла» в Sony Vegas Pro различных версий (8, 9, 10 и т.д.).
Итак, в чем же ее основные преимущества:
Продолжать еще можно долго, но, думаю, Вы уже убедились в огромных возможностях Sony Vegas.
Что ж, если подвести краткий итог сказанного, то можно заключить следующее:
Sony Vegas Pro, несмотря на то что является профессиональной программой для видеомонтажа, интуитивно понятна и довольно проста и легка в усвоении (в отличие от того же Adobe Premiere Pro).
Она обрабатывает цифровое видео любого типа и в ней есть всё для того, чтобы смонтировать полноценный видеоролик, фильм, клип или увлекательную презентацию.
Sony Vegas позволяет:
— разрезать и склеивать видео;
— проводить цветокоррекцию;
— накладывать различные эффекты и фильтры;
— использовать футажи
— и многое-многое другое.
Ну а итоговый файл, в зависимости от его назначения, Вы можете сохранить в нужном Вам размере и формате.
Подробнее о форматах видео Вы можете прочесть здесь.
Ну а у меня на этом пока всё. Рада была видеть Вас на своем сайте – оставайтесь всегда на связи!
Описание программы Sony Vegas pro
Sony Vegas – это программа, работающая исключительно с мультимедийными данными – видеофайлами, аудиофайлами. Программа открывает большие возможности в редактировании этих программ и их монтажа.
Программа предлагает пользователям работу с многочисленным числом аудиодорожек, также и видео-элементов.
Sony Vegas имеет эффективные инструменты для обработки подобных файлов, с помощью этой программы можно обрабатывать множество файлов, причем они могут быть все разных формантов. Для более хорошей обработки звука и видео можно устанавливать на разрывах дорожки эквалайзер с компрессором. Также программа может синхронизировать с помощью Midi Time Code, поэтому получается тридцати двух разрядный звук, его дискредитация составляет 192 кГц.
Sony Vegas может использовать файлы MPEG и AC3 прямо с камкордера, также позволяет изменить форматы файлов, по умолчание Vegas переделывает файлы в такие форматы как MPEG-4 или WMV, AVC.
На данный момент Sony Vegas pro имеет лучший конвертор, а длительность конвертирования зависит от выбранного вами формата.
Программа поддерживает множество файлов и форматов, также может их изменять. Sony Vegas обладает большими функциями и современными возможностями, что позволяет программе быть одной из самых популярных среди другим утилит для монтажа. Также программа поддерживает многоядерную обработку, что существенно уменьшает время на обработку аудио- и видеофайлов.
Этот пакет для работы с аудиофайлами имеет очень удобный интерфейс, который достаточно просто освоить (в сравнении с другими подобными программами для монтирования), интерфейс делит дорожки на аудио и видео, также можно создавать по несколько дорожек на типы файлов. Таким образом разобраться с программой и ее основными функциями можно за три – четыре часа.
Sony Vegas имеет инструмент для открытия 3D файлов, также способен использовать различные стереоэффекты. Новая (последняя) версия программы обладает улучшенной системой субтитров и возможностью стабилизировать видео, которое было снято на телефон или видеокамеру.
В общем, Sony Vegas pro очень удобная и многофункциональная программа для работы с аудио- видеофайлов, для их редактирования и монтажа. Разобраться в ее работе очень просто, поэтому через день после установки можно спокойно монтировать видео и изменять их форма, позже уже будет получаться делать спецэффекты и прочее.
Просмотры: (6547)
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Сони Вегас Про как пользоваться и основные операции для новичков
В статье собраны самые основные операции и команды, которые помогут человеку, впервые столкнувшемуся с данной программой (после загрузки и настройки) быстро понять «где что лежит» и как этим пользоваться. Текст сопровождается скриншотами и видео. Начать хочу с команды важной, самой востребованной, спасающей положение очень часто.
Скачать и установить + настройки Сони Вегас Про 15
1. Требования к компьютеру
2. Последовательность действий
Первое — сначала скачать и установить кодеки.
Второе — скачать и установить программу.
Третье – настроить программу и проект (нужно настраивать при вставке первого видео или картинки, или аудио).
Так более правильно. Если в ходе дальнейшей работы вдруг случились какие-то сбои в распознавании видео, то кодеки можно еще раз переустановить, не удаляя предшествующую версию. По сути – произвести обновления.
Настроить проект можно по-разному. В этом руководстве я рекомендую настроить так, чтобы можно было получить качественное видео на выходе и размещать его на YouTube.
3. Где скачать и как установить кодеки.
4. Где скачать и как установить программу.
5. Настройки программы.
6. Настройка проекта
Перед тем, как начать монтировать, настройте свой проект для публикации на YouTube. Желательно, чтобы вы использовали видео Hd или FullHD. Настройки проекта расположены вверху слева в окне превью.
Частые вопросы по интерфейсу во время работы:
Настройки интерфейса
Интерфейс: в статье на сайте полностью описано, как настроить интерфейс под себя. Например, сделать светлыми, а не черными рабочие области, удалить ненужные окна, восстановить вид «по умолчанию» и т.д.
Как вернуть вид «по умолчанию».
Вернуть вид интерфейса по умолчанию – при нажатой кнопке ALT на клавиатуре дважды нажать англ. D (русск В)
Сони Вегас Про дорожка разделилась на а и б
В этом случае правой кнопкой мышки кликайте по «заголовку» дорожки и снимите галочку с команды Expand Track Layers. Вид дорожки восстановится.
2. Основные действия и команды
1. Команда отмены действий
Для того, чтобы не бояться что-то «испортить», помните, что всегда есть возможность отмены последних действий.
Кнопка отмены расположена в верхнем меню.
2. Загрузка и движение файлов на таймлайн
Как загрузить в Sony Vegas видео, аудио, изображения.
Для загрузки и дальнейшей работы достаточно просто перетянуть мышкой нужный файл на таймлайн – нужная дорожка добавится автоматически и файл сам встанет на нее.
Далее мышкой можно сдвинуть медиа в любое место дорожки или даже перетянуть файл на другую дорожку выше или ниже.
3. Как в Sony Vegas разделить видео и аудио дорожки, чтобы работать с ними по отдельности
4. Разрезать видео (аудио) и удалить фрагмент
Поставьте курсор в место, где нужно разрезать файл и нажмите на клавиатуре S. В этом месте файл будет разрезан. Все отдельные фрагменты мышкрй можно двигать на дорожке, менять местами, переносить на другие дорожки.
Чтобы удалить часть файла разрежьте в нужных местах и с клавиатуры нажмите DEL или правой клавишей мыши вызовите контекстное меню и выберите команду «Delet (Удалить)».
5. Как обрезать видео в Сони Вегас Про: укоротить, видео (аудио или продолжительность картинки в кадре)
1 вариант. Потяните мышкой за край файла, сдвигая границу в нужную сторону до необходимой длины. Файл автоматически «свернет» то, что сдвигаете. Если сдвинули границу дальше, чем нужно, просто потяните ее назад.
2 вариант. Поставьте курсор в то место, где должна быть новая граница файла. Нажмите S и удалите отрезанный кусок (см. пункт выше).
6. Вставить картинку или видео (аудио) между отдельными кусками видео (аудио).
Если нужно вставить картинку или видео в целый (не разрезанный) фрагмент, то сначала нужно разрезать (см. выше как) его в том месте, где предполагается сделать вставку.
Затем раздвинуть полученные куски медиа и перетащить видео (аудио) или картинку в образовавшееся место на дорожке.
Все отдельные фрагменты можно двигать по дорожке, менять местами и т.д. обычным перетаскиванием мышкой.
7. Sony Vegas переходы: Как сделать простые переходы одного видеофрагмента (аудио) в другой
На одной дорожке расположите видео (аудио) файлы в нужной последовательности.
Для перехода сдвиньте рядом стоящие фрагменты так, чтобы один оказался частично на другом. Появятся скрещенные линии перехода (голубая и белая).
Длительность перехода регулируется сдвигом фрагментов. Чем больше они заходят друг на друга, тем длиннее (дольше в кадре) будет переход одного видео (аудио) в другое. Число кадров указывается, не ошибетесь.
8. Sony Vegas переходы: использование Transitions (с разными эффектами)
Выберите во вкладке Transitions нужный переход и перетяните его мышкой на участок смены фрагментов, про которые говорится в п.6.
Если полученный результат не нравится, выберите другой переход и перетяните его на дорожку. Предыдущий удалять не обязательно, в приоритете будет последний наложенный переход.
9. Sony Vegas переходы: Плавное и/или с эффектами появление видео (картинки) в кадре
Чтобы видео (картинка) плавно появилась в кадре или плавно ушла из него, нужно в верхнем левом (при входе) или в верхнем правом (при выходе) найти маленький синий маркер.
Наведите на него курсор так, чтобы появился значок перехода – треугольник. Потяните его в сторону и появится линия перехода.
На картинках показано выполнение на входе. Аналогично делается в конце файла для выхода.
Вкладка Transitions используется для красивого повеления или ухода (влет и вылет). Перетащите выбранный переход мышкой точно также, как показано в п. 7. Видео будет появляться с выбранными эффектами Transitions.
Если захотите сменить переход на другой, то удалять предыдущий не обязательно, новый будет в приоритете.
10. Sony Vegas Pro увеличить громкость, усиление и затухание аудио.
Выполняется точно также, как в п.8, только без наложения перехода. Просто сдвиг треугольничка в начале или конце выбранного фрагмента.
Снизить или повысить громкость можно по-разному.
Первое – потянуть мышкой за верхнюю границу (есть синий маркер-полоска) звуковой дорожки на таймлайн вниз/вверх. Так меняется громкость у конкретного файла. Другие остаются без изменений.
Второй вариант – на панели управления дорожкой (на картинке голубым цветом) сдвинуть ползунок уровня громкости. Так меняется громкость всей дорожки, то есть у всех файлов, расположенных на данном аудиотреке.
Максимально возможную громкость выставить можно в микшере в окне Master Bus
Сони Вегас Про как сохранить видео проект и рендеринг проекта
Понятия «Сохранение» и «Рендер» — разные.
Сохранить проект значит сохранить именно в формате проекта, в самой программе, чтобы потом можно было загрузить этот проект и продолжить в нем работу.
Рендер проекта – это вывод результатов редактирования уже в формат видео, Вы получаете ролик, который можно загружать в соцсети и т.д.
11. Сони Вегас Про Как сохранить проект
Кнопка сохранения расположена в верхнем меню (иконка дискеты) и в выпадающем меню при клике на «Файл». Если хотите сохранить существующий проект с другим именем, то воспользуйтесь «Save As/Сохранить как».
12. Рендер проекта
Перед ренедером проверьте настройки проекта. Уточните разрешение. Команда рендера проекта расположена во вкладке «файл»: «Render as»
Сони Вегас Про в каком формате сохранять видео лучше? Вернее, рендерить.
Тема рендера слишком большая, чтобы уместить в основных правилах, поэтому выбирайте наиболее распространенный формат ренедра, Sony AVC/MVC и вариант INERNET 1280 на 720 и частота кадров 30.
Если у вас выделен фрагмент проекта для рендера (когда хотите получить не все, что «натворили», а только часть проекта, которая выделена желтыми маркерами), то проверьте, стоит ли галочка во вкладке настроек рендера, как показано ниже.
В других частных случаях может потребоваться другой формат. Например, при сохранении Альфа канала – файлов с возможностью делать прозрачным фон.
13. Как выделить фрагмент для рендера
Если нужно отрендерить только часть проекта, то необъодимо выделить эту часть маркерами.
Кликните по какому либо фрагменту видео и появившиеся желтые маркеры перетащите в те точки, какими хотите ограничить рендер.
Выделение можно менять.
4. Наиболее часто используемые операции и команды для оформления видео или изображения (применимо к титрам)
Эффекты часто еще называют пресетами или плагинами. Перед выбором пресета нужно кликнуть фрагмент, к которому будут применены эффекты.
1. Яркость, контраст
Вкладка Video FX, далее Brightness and Contrast (Яркость и контраст) и выбор эффекта из предложенных. Появится окно настроек, где можно изменить установленные по умолчанию значения.
2. Как сделать прозрачный фон в Сони Вегас Про
Частый вопрос — как сделать видео прозрачным в Сони Вегас.
На фрагменте (видео, картинка) потяните мышкой горизонтальную линию вниз/вверх, тем самым меняя прозрачность. Процент прозрачности указан в маленьком окошке при движении линии.
3. Размытость
Вкладка Video FX, далее Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) и выбор эффекта из предложенных. Появится окно настроек, где можно изменить установленные по умолчанию значения.
4. Виньетка или затемнение краев экрана
5. Титры и текст
1. Вставка шаблонных титров
Вкладка Media Generations, далее Titles&Text (Заголовки и текст) и выбор из предложенных. Появится окно настроек, где можно изменить текст, выбрать начертание, цвет, размер, положение текста в кадре и т.д.
2. Появление и исчезновение, эффекты
К тексту применимы все возможности, что и к другим медиа – переходы, появление и исчезновение из кадра, яркость, контраст, прозрачность и т.д.
6. Движение медиа-элементов в кадре с помощью Pan/Crop
1. Формат для видео YouTube
Кликните Pan/Crop. В открывшемся окне выберите соотношение сторон 16 к 9.
2. Изменение масштаба просмотра в окне Pan/Crop
Для изменения масштаба просмотра кликните по картинке и покрутите колесико мышки.
3. Установка синхронизации картинки в ПанКроп и в окне Превью.
Синхронизация позволяет видеть в окне превью все изменения, которые вы делаете в ПанКроп. Показывается именно то место, на котором стоит курсор-ползунок на таймлайн.
Для синхронизации кнопка Sinc Cursor должна быть синего цвета. Кликните по кнопке, если она отключена.
4. Увеличение и уменьшение картинки
Потяните за угловые маркеры и изображение или видео будут уменьшаться или увеличиваться. Чтобы соотношение сторон сохранялось, меняте размер при нажатой кнопке CTRL.
Если кнопка синхронного отображения активна, то в окне превью вы будете видеть все изменения.
Работа с проектом – важные правила
Проект содержит не сами файлы, а только указывает путь к этим файлам, которые используете.
Готовое видео вы уже отредактировать не сможете, это отдельный файл без дорожек. Если хотите что-либо изменить, то возвращайтесь в проект, то есть в программу сони вегас. И в ней меняете все, что нужно.
На этом краткое знакомство с основными командами и операциями закончено. Данная «Шпаргалка» поможет вам, если вдруг забудете, как выполняется та или иная операция, где искать кнопки, вкладки и т.д.
Помните, что это только сотая, если не меньше, часть возможностей Вегаса. С остальными лучше знакомиться в ходе работы, так как для разных задач используются разные операции.
Документ подготовлен для новичков, желающих освоить Сони Вегас.
Все скриншоты и описание сделаны на основе Vegas Pro 15 и могут отличаться в других версиях. Но суть сохраняется, поэтому вам будет легко разобраться и с другими вариантами.
Вы можете скачать весь материал со скриншотами в формате пдф, оплатив символическую сумму на развитие проекта. Кнопка ниже.
Видеоредактор Sony Vegas. Часть 1
1. Введение
Видеоредактор Sony Vegas изначально разрабатывался компанией Sonic Foundry как многодорожечный профессиональный аудио-редактор для высококачественного микширования и обработки неограниченного количества звуковых дорожек. С самой первой версии пользовательский интерфейс программы был весьма продуман и функционален при своей простоте и наглядности, и, благодаря этому, практически не изменился до сих пор.
Впоследствии в программу была добавлена возможность совмещения не только звука, но неограниченного количества дорожек с видеоматериалом, а затем группа разработчиков была приобретена компанией Sony. Начиная с пятой версии, программа выпускается уже под этой маркой, равно как и остальные программные продукты Sonic Foundry (стоит отметить, также весьма известные и качественные: профессиональный звуковой редактор Sound Forge и программа для создания музыки Acid).
Лирическое отступление. Не секрет, что определенная группа потребителей «органически не переносит» имя Sony, будучи недовольной маркетинговой политикой этой корпорации. Не вдаваясь в подробности причин такого отношения (зачастую субъективных), отметим, что к программным продуктам Sony такое отношение не имеет под собой никаких оснований. Как уже было сказано выше, изначально эти продукты разрабатывались другой компанией, заложившей основы высокого качества, и, к счастью, Sony продолжает их развитие не в ущерб качеству, устойчивости и функциональности, постоянно осваивая новые технологии и возможности редактирования видео.
Перечисленные недостатки для большинства любителей домашнего видеомонтажа, скорее всего, несущественны, и с лихвой перекрываются достоинствами, в особенностью удобством, устойчивостью в работе, стабильностью и качеством получаемого результата. Тем, кому немаловажно иметь качественный и удобный инструмент для монтажа видео, предлагаем приступить к чтению описания работы с программой.
2. Начало работы
В данной статье для определенности описывается работа с SD-видео в формате DV (видео, снятое видеокамерами MiniDV и Digital8), но в целом стиль работы никак не зависит от формата видео, и все приведенные сведения справедливы и для других форматов (в частности, HDV, MPEG2, либо видео, захваченного ТВ-тюнерами или прочими устройствами захвата). Кроме того, поскольку интерфейс программы почти не изменяется, начиная с 4-й, а то и 3-й версии, то большинство рекомендаций справедливо для любой версии программы.
В нашей стране большинство видеокамер соответствуют ТВ-стандарту PAL, поэтому после запуска программы Sony Vegas создадим проект такого формата. Для этого вызовем меню File/New, и в появившемся окне создания нового проекта New Project выберем в списке Template (шаблон) формат PAL DV:
В случае, если требуется создать проект другого формата (например, HDV), нужно выбрать соответствующий шаблон в списке Template.
Желательно сразу включить опцию Start all new projects with these settings, и все последующие проекты будут сразу создаваться с указанными настройками. Рекомендуется также указать следующие параметры звука в закладке Audio:
Для удобства отображения меток времени лучше выбрать формат Time & Frames в закладке Ruler:
После этого можно нажать кнопку OK и приступить к работе над созданным проектом. Созданный проект рекомендуется сразу же сохранить командой меню File/Save As…
3. Описание главного окна
Те, кто ранее уже работали или хотя бы пробовали работать со старыми версиями Vegas, при первом запуске 8-й версии программы могут обнаружить, что главное окно выглядит непривычно: монтажный стол (или таймлиния, timeline) находится в нижней части главного окна, а не в верхней. Чтобы это изменить, нужно открыть окно настроек (меню Options/Preferences), выбрать закладку Display и отключить опцию Display timeline at bottom of main window. После этого монтажный стол будет расположен в верхней части окна программы.
Таково содержимое окна программы по умолчанию. Главное удобство интерфейса программы заключается в том, что практически любую секцию можно «перетащить» мышью за заголовок и поместить в другом месте окна, изменив её размер, как удобно пользователю. При наличии двух мониторов любую секцию также можно «перетащить» на второй монитор, что дополнительно повышает удобство работы. Если же какая-то секция не нужна, ее можно закрыть нажатием крестика в ее верхнем правом углу, а при необходимости — показать заново с помощью команд меню View.
Если видео, которое нужно смонтировать, уже находится на жестком диске, следующий раздел можно пропустить. Если же видео еще нет на жестком диске, его можно ввести с устройства видеозахвата либо с цифровой видеокамеры.
4. Захват видео
Захват по умолчанию осуществляться с автоматической разбивкой видео на сцены. Начало очередной сцены определяется моментом запуска съемки камерой, а конец — остановки съемки. При этом каждая сцена будет помещена в отдельный видеофайл (для формата DV это файл с форматом контейнера AVI, для HDV — с форматом MPEG2 Transport Stream, файл с расширением m2t).
Для DV/HDV-камер захват видео осуществляется автоматически — программа сама запустит камеру по запуску ввода и остановит по окончанию записи на кассете (естественно, ввод при необходимости можно остановить и вручную). Следует отметить, что для цифровых видеокамер осуществляется фактически не захват, а просто копирование видео- и звуковых данных «как есть» в цифровом виде, без какой-либо обработки, пересжатия и потерь качества.
По окончанию захвата программа предложит добавить все полученные файлы в окно с исходными файлами проекта (Project Media), откуда они легко могут быть добавлены на монтажный стол простым перетаскиванием мышью.
Следует отметить, что для современных видеокамер на жестком диске (HDD), DVD и Flash не требуется захват видео как таковой. Данные с носителя видеокамеры можно перенести в компьютер простым копированием либо с DVD-диска, либо с камеры как съемного дискового носителя, подключив ее по интерфейсу USB. Иногда это осуществляется с помощью программного обеспечения, прилагаемого к камере. Подробнее о том, как это сделать для конкретной камеры, обычно написано в руководстве пользователя и/или в описании программного обеспечения, идущего в комплекте.
Для DVD-камер Sony скопировать видео в компьютер и монтажный проект Vegas можно с помощью команды меню File/Import/DVD Camcorder Disc.
Модуль захвата позволяет также вывести видеофайл обратно на ленту камеры (при условии, если формат файла точно соответствует формату камеры, и в ней не заблокирован цифровой вход). Для этого в меню View нужно переключиться в режим Print to Tape, а затем воспользоваться командами меню Transport/Print to Tape.
Если нужно вывести на ленту результат монтажа проекта, то для этого в основной программе Sony Vegas нужно воспользоваться командами меню Tools/Print Video to Tape (для DV-камеры) или Tools/Print Video to HDV Tape (для HDV-камеры).
Однако, для ввода HDV рекомендуется пользоваться именно встроенными средствами. Различные источники сообщают, что HDV-файлы, введенные с помощью программы HDVSplit, могут вызвать проблемы при монтаже и даже выход Sony Vegas из строя, т.к. HDVSplit генерирует не совсем корректные m2t-файлы. Надеемся, что в будущих версиях программ это будет исправлено.
5. Встроенный учебник
В 8-й версии Vegas появился замечательный встроенный учебник по работе с программой. Это не просто руководство пользователя в виде статичного текста, как в большинстве других программ. Это набор интерактивных уроков, позволяющих изучить устройство элементов интерфейса программы в действии, а также основные приемы работы, применяемые в монтаже (причем, эти приемы могут пригодиться и при работе с другими программами). Если читатель знает английский язык, то этот учебник может существенно облегчить освоение программы.
Учебник вызывается командой меню Help/Interactive Tutorials. В появившемся окне нужно выбрать урок по названию (например, An Overview of Vegas — общий обзор элементов программы), и далее он будет представлен в виде последовательности страниц с инструкциями, с переходом между ними кнопкой Next. Наглядность этих инструкций повышается за счет того, что если в тексте упоминается какой-либо элемент окна программы, то он обводится красной рамкой. Причем, если элемент был выключен (скрыт), то будет предложено осуществить действие (например, вызвать пункт меню), которое позволяет этот элемент активировать (показать).
Кроме того, в некоторых шагах пользователю предлагается самому осуществить различные действия: нажать какую-либо кнопку, щелкнуть по заголовку окна, вызвать команду меню, осуществить действие с клипом на видеодорожке и т.п. И урок не будет продолжен, пока пользователь не осуществит требуемое действие. Поскольку тут же приводятся пояснения, для чего это нужно, и что получится в результате, процесс освоения программы становится простым и наглядным, а действия — легко запоминающимися. Можно сказать, что учебник представляет собой не просто набор инструкций, а виртуального учителя, на примере показывающего нужную последовательность действий.
Для многих главным недостатком учебника (да и самой программы) является то, что он, к сожалению, представлен только на английском языке. Надеемся, что следующие разделы данной статьи помогут в какой-то мере компенсировать этот недостаток, и позволят разобраться в основах использования Vegas для быстрого и эффективного видеомонтажа.
6. Начало монтажа
Новичкам, не знакомым с общими основами нелинейного монтажа, рекомендуется перед чтением данного раздела изучить статью «Основы монтажа для начинающих».
Когда программа запущена, первым делом следует в секции проводника (Explorer) найти папку с исходными видеофайлами (например, введенными с видеокамеры). При выборе файла щелчком мыши программа пытается получить информацию о формате файла, и если это удается (т.е. формат поддерживается программой), то ниже показывается формат видео и/или звука, а также их длительность:
Если формат файла не поддерживается, то надписи с информацией о формате не появляется, а если возникли проблемы при определении формата, то в поле формата появляется надпись: «Stream attributes could not be determined». Обычно это означает, что для формата видео или звука в файле не установлено соответствующего кодека (Vegas, как и другие монтажные программы, поддерживает кодеки стандарта Video for Windows для видео и Audio Compression Manager для звука, но не поддерживает DirectShow-декодеры). Для файлов формата MPEG2 должен быть установлен и зарегистрирован MPEG-плагин компании MainConcept. В последних версиях Vegas для поддержки MPEG-файлов необходимо предварительно установить программу DVD Architect.
Иногда бывает, что кодеки установлены, но формат AVI-файла без каких-либо очевидных причин в программе не распознается. Такое случается, если заголовки в файле не совсем корректны (не полностью соответствуют стандарту Video for Windows). Это можно исправить, если открыть AVI-файл в программе VirtualDub и сохранить в новый в режиме прямопотокового копирования (выбрать Direct Stream Copy в меню Video и Audio). После такой операции файл обычно открывается успешно (конечно, при наличии нужных кодеков для видео и звука в системе).
Если выбрать сразу много файлов в секции Explorer, и перетянуть их мышью на монтажный стол, то они будут автоматически добавлены на дорожки в виде последовательности клипов. Таким образом можно осуществить простейший монтаж «встык» с перекрытием клипов — по месту стыковки клипы будут перекрываться друг с другом «внахлест». Величину перекрытия можно задать в окне Options/Preferences, закладка Editing, с помощью параметра Amount группы Cut-to-overlap conversion — он определяет, на сколько кадров видеоклипы будут перекрываться (если указать 0, то перекрытия не будет). Также нужно разрешить автоматическое перекрытие — включить опцию Automatically overlap multiple selected media when added. При этом можно указать, какой тип перехода будет использован между видеоклипами, выбрав его в списке Video default группы Envelope fade types. По умолчанию выбран тип перехода Smooth («перетекание», по-другому называется Dissolve), наиболее часто используемый при монтаже.
На видеодорожки можно помещать и изображения из графических файлов (поддерживаются все распространенные графические форматы: BMP, GIF, JPEG, PNG и другие). При добавлении изображения автоматически формируется видеоклип с неподвижной картинкой, длительность которого по умолчанию задается параметром New still image length в том же окне настроек. Если задана ненулевая величина перекрытия клипов (см. выше), то клипы, полученные из картинок, также будут автоматически перекрываться друг с другом на заданную величину. Таким образом, задав нужную длительность, перекрытие и тип перехода, можно одним движением мыши получить слайд-шоу из картинок, «перетянув» их из секции проводника на видео-дорожку. Если же автоматическое перекрытие не нужно, отключите соответствующую опцию.
После того, как нужные файлы помещены на дорожки, можно перейти к собственно монтажу видео и звука.
7. Основы монтажа
В основном монтаж осуществляется так же, как и в других подобных программах: вертикальный курсор, перемещаемый курсором мыши или клавишами «влево/вправо», определяет текущую позицию на монтажном столе от начала проекта (то есть, от начала видеоматериала, который получится в результате монтажа). Соответствующий этой позиции кадр показывается в окне предпросмотра Video Preview, а при нажатии «пробел» или кнопки «Play» запускается воспроизведение с этой позиции. Изменить масштаб просмотра проекта можно нажатием клавиш «вверх/вниз», либо с помощью колеса мыши. При нажатой клавише «Shift» колесо мыши осуществляет прокрутку окна проекта влево-вправо с сохранением текущей позиции времени в проекте, а при нажатых клавишах «Shift» и «Ctrl» — перемещает текущую позицию аналогично клавишам «влево/вправо».
Выбор нужного клипа (в программе клипы условно называются «событиями», или Events) осуществляется щелчком мыши по ним. Если нужно выбрать одновременно несколько клипов, то нужно щелкнуть по ним последовательно с зажатой клавишей «Shift». Чтобы исключить клип из выборки, нужно щелкнуть по нему еще раз вместе с «Ctrl».
Длительность эффекта определяется тем, насколько вы «перетянули» мышь вправо от начала клипа — после этого отпустите левую кнопку. Теперь в месте, где эффект заканчивается, имеется вертикальная линия — ее можно «перетягивать» мышью влево-вправо, изменяя длительность эффекта (величина показывается во всплывающей подсказке «Fade Offset»). Попробуйте воспроизвести клип с начала и посмотреть, как выглядит эффект, и подберите его длительность по своему замыслу.
Точно так же осуществляется применение эффекта FadeOut, только применяется он на правом верхнем крае прямоугольника клипа, и мышь нужно перемещать влево. Эффекты FadeIn/FadeOut могут независимо применяться и к звуку, задавая плавное изменение громкости звука от тишины до нормальной громкости, и наоборот.
Затем переместите (щелчком мыши по нужному месту, или клавишами «влево/вправо») текущую позицию (вертикальный курсор) влево от конца первого клипа к тому моменту, где должно начаться «перетекание», — например, на секунду раньше конца первого клипа:
Щелкните мышью по середине второго клипа и, зажав левую кнопку мыши, потяните клип влево так, чтобы его начало «наложилось» на конец первого клипа. Перемещайте клип до тех пор, пока его начало не «прилипнет» к текущей позиции, точно встав на нужное место:
Поверх перехода будет показана его длительность в секундах. Обратите внимание, что нужно перемещать именно весь второй клип, а не его левый край. Это тоже даст эффект перехода одного клипа в другой, но результат будет другим, т.к. длительность второго клипа изменится.
По умолчанию между клипами применяется эффект плавного перехода «Cross Dissolve», которого обычно достаточно в большинстве случаев (помимо простоты, он наименее навязчиво выглядит). Можно выбрать форму профилей перехода (как будет изменяться прозрачность для видео и громкость для звука в процессе перехода), нажав правую кнопку мыши над переходом, и выбрав нужное сочетание профилей в подменю Fade Type (всего доступно 25 вариантов).
Если же хочется применить другой эффект перехода, то довольно богатый их выбор («заворот листа», «шторки» и прочие) имеется в закладке «Transitions» внизу главного окна:
Слева находится список типов переходов, справа — некоторые типовые наборы эффектов (Presets, предустановки) для выбранного перехода. Если подвести курсор мыши к какой-либо иконке, то ее анимация наглядно продемонстрирует, как именно выглядит выбранный эффект. Буквами A и B условно показаны соответственно первый и второй клипы, между которыми осуществляется переход.
Чтобы применить какой-либо эффект, сначала осуществите «наложение» двух клипов друг на друга (см. выше), затем выберите нужный эффект в окне Transitions, и «перетяните» мышью иконку эффекта на переход между клипами. Это можно осуществлять сколько угодно раз, применяя разные эффекты перехода, чтобы выбрать наиболее подходящий. Некоторые типовые переходы можно быстро применить, установив текущую позицию на переход между клипами, и нажимая клавиши «/», «*», «-» на малой (цифровой) клавиатуре, либо, нажав правую кнопку мыши над переходом, выбрать нужный переход в подменю Transition.
Если подвести курсор мыши к крестообразной иконке в правой части перехода между клипами на дорожке (появится надпись «Transition Properties»), то щелчок по ней позволяет вызвать окно настроек параметров перехода:
У каждого типа перехода свои параметры, и в рамках данной статьи невозможно описать их все. Отметим только, что изменение параметров переходов позволяет получить неограниченное разнообразие эффектов. Настроенный набор параметров можно сохранить в Preset, и в окно выбора эффектов будет добавлена соответствующая иконка, позволяющая быстро применить сохраненный эффект.
Перечисленный набор операций (перемещение, разрезание, удаление, «подрезка» клипов, применение FadeIn/FadeOut, а также переходы между клипами) составляют основу практически любого, даже простейшего нелинейного монтажа.
Во второй части статьи мы рассмотрим более сложные операции, осуществляемые при монтаже. Обычно они требуются реже, но часто ставят в тупик начинающих, которым приходится применять такие операции впервые.