для чего нужны границы государств

Государственная граница

для чего нужны границы государств. Смотреть фото для чего нужны границы государств. Смотреть картинку для чего нужны границы государств. Картинка про для чего нужны границы государств. Фото для чего нужны границы государств

для чего нужны границы государств. Смотреть фото для чего нужны границы государств. Смотреть картинку для чего нужны границы государств. Картинка про для чего нужны границы государств. Фото для чего нужны границы государств

Государственная граница — линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) страны, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета.

Содержание

Виды границ

для чего нужны границы государств. Смотреть фото для чего нужны границы государств. Смотреть картинку для чего нужны границы государств. Картинка про для чего нужны границы государств. Фото для чего нужны границы государств

для чего нужны границы государств. Смотреть фото для чего нужны границы государств. Смотреть картинку для чего нужны границы государств. Картинка про для чего нужны границы государств. Фото для чего нужны границы государств

для чего нужны границы государств. Смотреть фото для чего нужны границы государств. Смотреть картинку для чего нужны границы государств. Картинка про для чего нужны границы государств. Фото для чего нужны границы государств

для чего нужны границы государств. Смотреть фото для чего нужны границы государств. Смотреть картинку для чего нужны границы государств. Картинка про для чего нужны границы государств. Фото для чего нужны границы государств

Линии, отделяющие сухопутную территорию одного государства от сопредельной территории другого государства, являются государственной границей на суше.

Линии, отделяющие территориальные воды от вод открытого моря, то есть линии внешнего предела территориальных вод, а также линии, разграничивающие территориальные воды между двумя соседними государствами, являются морскими государственными границами.

Воображаемая плоскость, проходящая по линии государственной границы перпендикулярно земной поверхности, служит границей воздушного пространства соответствующего государства.

Установление границ

Государственная граница устанавливается, как правило, на основе договоров между сопредельными государствами, а там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, — внутренними законодательными актами прибрежных государств в соответствии с международным правом.

Территориальное разграничение между государствами осуществляется поэтапно, в ходе делимитации и демаркации границы.

В межгосударственной практике известны орографические, геометрические и географические государственные границы.

Орографическая граница — линия, проведённая по естественным рубежам с учётом рельефа местности, в основном по горному водоразделу и руслу рек.

Геометрическая граница пересекает местность без учёта её рельефа (минуя населённые пункты).

Географическая линия проходит через определённые географические координаты (может совпадать с параллелью или меридианом). Географические границы, проведённые по параллелям и меридианам, встречаются в Африке и Америке, где они устанавливались государствами-метрополиями для колоний.

Согласно действующему Закону о государственной границе РФ, прохождение государственной границы РФ обычно устанавливается:

Источник

Государственные границы: понятие, принципы ее прохождения

Государственная граница — это конкретная линия, а также проходящая по этой линии специальная вертикальная поверхность, которая осуществляет функцию по определению государственной территории, пространственного предела суверенитета государственного характера.

Стоит отметить, что прохождение границы устанавливается:

Порядок установления границ

Важно знать, что все границы государственного характера устанавливаются в конкретном договорном порядке.

Во время начальных этапов решается вопрос о делимитации, то есть. принадлежности юридической направленности той или иной территории. Сама делимитация по большей части предполагает определение в договорном порядке общего направления прохождения государственной границы с обозначением ее на карте. Например, во второй статье договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе (2003 года) отмечается «Российско-украинская государственная граница проходит таким образом, что это в свою очередь четко указано в описании прохождения государственной границы между Российской Федерацией и Украиной (показано в приложение 1) и изображено сплошной линией, которая имеет красный цвет для более четкой отметки на картах государственной границы между Российской Федерацией и Украиной (приложение 2). Карты, а также описания государственной границы, которые в свое время прилагаются к настоящему договору, выступают в качестве его неотъемлемой части».

Источник

Государственные границы. Понятие, виды и способы установления

для чего нужны границы государств. Смотреть фото для чего нужны границы государств. Смотреть картинку для чего нужны границы государств. Картинка про для чего нужны границы государств. Фото для чего нужны границы государств для чего нужны границы государств. Смотреть фото для чего нужны границы государств. Смотреть картинку для чего нужны границы государств. Картинка про для чего нужны границы государств. Фото для чего нужны границы государств для чего нужны границы государств. Смотреть фото для чего нужны границы государств. Смотреть картинку для чего нужны границы государств. Картинка про для чего нужны границы государств. Фото для чего нужны границы государств для чего нужны границы государств. Смотреть фото для чего нужны границы государств. Смотреть картинку для чего нужны границы государств. Картинка про для чего нужны границы государств. Фото для чего нужны границы государств

для чего нужны границы государств. Смотреть фото для чего нужны границы государств. Смотреть картинку для чего нужны границы государств. Картинка про для чего нужны границы государств. Фото для чего нужны границы государств

для чего нужны границы государств. Смотреть фото для чего нужны границы государств. Смотреть картинку для чего нужны границы государств. Картинка про для чего нужны границы государств. Фото для чего нужны границы государств

Значение границ государства состоит в том, что они обозначают пределы принадлежащей ему территории со всеми ее ресурсами, являющимися материальным условием существованием всякого общества. Государственные границы определяют также пределы территориального верховенства государства. Четкое разграничение принадлежащих государству ресурсов и пределов его верховной власти имеет существенное значение для предотвращения конфликтов между государствами и развития мирного сотрудничества. Безопасность государственных границ во многом обеспечивает безопасность самого государства и его территории.

Ст. 1 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» указывает, что «Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации».

Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории.

Сухопутные границы устанавливаются на основании договоров между сопредельными государствами и согласно этим договорам обозначаются на местности. Как правило, границы проводятся с учетом географических особенностей местности (горы, реки и т.п.) – это орографические границы. Границы могут проводиться также по прямой линии от одной точки до другой – геометрические; могут совпадать с параллелями и меридианими – астрономические. Также на практике применяется комбинированный способ установления государственных границ, включающий в себя несколько вышеперечисленных.

Водные границы подразделяются на речные, озерные, границы других водоемов и морские. Границы по рекам устанавливаются по договоренности между сопредельными государствами. Чаще всего они проводятся по тальвегу – линии наибольших глубин судоходной реки, посередине главного фарватера или посередине несудоходной реки; на озерах и иных водоемах – по прямой линии, соединяющей выходы границы к берегам озера или иного водоема.

Морскими границами государства являются внешние пределы его территориальных вод или линия размежевания территориальных вод смежных или противолежащих государств. Внешние пределы территориальных вод устанавливаются законодательством прибрежного государства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила, что каждое государство имеет право устанавливать ширину своих территориальных вод до предела, не превышающего 12 морских миль.

Современные границы в большинстве случаев представляют собой линии, точно обозначенные на карте и на местности. Как правило, такие границы устанавливаются по договору между сопредельными государствами и называются договорными. В этих случаях прохождение линии границы подробно описывается в таком международном договоре и соответствующее этому описанию положение линии границы наносится на карту, которая служит неотъемлемой частью договора.

Кроме договорных, существуют т.н. исторически сложившиеся границы, точное положение которых не определялось и не закреплялось в договоре сопредельных государств, но которые длительное время соблюдались на практике и были так или иначе признаны сопредельными государствами. Такое признание создает международно-правовой обычай относительно положения данной границы и на этой основе делает ее юридически обязательной для сопредельных государств.

От государственных границ следует отличать демаркационные линии, которые устанавливаются при неокончательно урегулированном вопросе о границе между сопредельными государствами или после прекращения военных действий до подписания мирного договора, когда необходимо разграничить воюющие стороны. Такие линии установлены между Индией (штат Кашмир) и Пакистаном (1949 г.) и в ряде других регионов мира.

Международные договоры обычно содержат положения:

— о прохождении и обозначении государственной границы на местности;

для чего нужны границы государств. Смотреть фото для чего нужны границы государств. Смотреть картинку для чего нужны границы государств. Картинка про для чего нужны границы государств. Фото для чего нужны границы государств

— об уходе за пограничными знаками;

— о совместных комиссиях по проверке границы;

— о пограничных уполномоченных (комиссарах);

— о порядке пользования пограничными водами и пересекающими границу железными и шоссейными дорогами;

— а также положения об охоте, лесном и сельском хозяйстве и горном деле вблизи государственной границы.

В целях обеспечения необходимого порядка в приграничных районах государства могут создавать в них специальный пограничный режим, который регулируется в основном внутренними законами.

Для упрочения добрососедских отношений и развития мирного сотрудничества сопредельных государств важное значение имеет своевременное урегулирование различных пограничных инцидентов на основе взаимного согласия сторон. В международной практике для этих целей применяется институт пограничных комиссаров (пограничных представителей).

Государственные границы могут изменяться, как подчеркнуто в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, «в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности». Современное международное право выделяет три основания для изменения границ:

1) во-первых, это осуществление народами и нациями своего права на самоопределение: образование новых независимых государств на бывших зависимых территориях, объединение двух или нескольких государств или разделение существующего государства;

2) во-вторых, это обмен участками территории между сопредельными государствами в целях установления более удобного прохождения линии границы на местности;

3) в-третьих, это небольшие изменения положения линии границы при ее редемаркации.

Порядок установления Государственной границы.

Современная международная практика выработала два основных этапа установления государственной границы – делимитацию и демаркацию.

Делимитация – это определение по соглашению между правительствами сопредельных государств общего направления прохождения государственной границы и нанесение ее на географическую карту. Делимитация завершает процесс дипломатических переговоров относительно государственной границы и закрепляется в договорах между сопредельными государствами. Делимитация проводится на правительственном или дипломатическом уровне. В результате делимитационной работы договаривающиеся государства составляют общее описание прохождения линии государственной границы и наносят ее на карту.

Демаркация – это проведение линии государственной границы на местности и обозначение ее соответствующими пограничными знаками. Работа по демаркации – это перенос на местность результатов делимитации государственной границы. При проведении границы на местности должны соблюдаться соответствующие положения соглашений о делимитации. Материалы делимитации госграницы служат правовым основанием для демаркации. О всех действиях по демаркации составляются специальные документы – протоколы с описанием прохождения линии границы, положения пограничных знаков, а также схемы и снимки этих знаков.

К демаркации границы предъявляются определенные требования: она должна обеспечить точность, ясность, прочность и наглядность, т.е. видимость прохождения границы во всякое время года, притом с возможно большего расстояния. Обозначение границы ясно видимыми пограничными знаками должно способствовать возможности проверки прохождения линии границы сопредельными странами.

По установившейся практике проведение государственной границы на местности осуществляется специальными смешанными комиссиями, создаваемыми на основе договоров сопредельных государств о делимитации. В виде исключения в таких комиссиях могут принимать участие и представители третьих государств.

В задачи демаркационных комиссий обычно входит: 1) проведение линии государственной границы на местности и составление крупномасштабных карт; 2) установление и обозначение пограничных знаков; 3) составление подробных протоколов-описаний прохождения линии границы с соответствующими схемами, фотоснимками, приложениями и т.п.

Линия государственной границы, подлежащая демаркации, разбивается на участки (секторы). Для работы на каждом из них создается подкомиссия из состава делегаций обеих сторон. Состав российской делегации в подкомиссии состоит из: 1) председателя, 2) членов (обычно двух), 3) секретаря, 4) технической группы, 6) команды по установлению столбов и 6) команды обеспечения.

Обычно работа смешанной демаркационной комиссии делится на три стадии: подготовительную, полевую и заключительную.

На подготовительной стадии работы российская делегация в смешанной комиссии: 1) собирает все материалы, характеризующие прохождение линии границы, 2) изучает и систематизирует их, 3) знакомится с договорами, приложенными к ним картами, документами о расположении пограничных знаков, инструкциями, а также 4) определяет состав делегаций в подкомиссиях и обеспечивает их утверждение.

Полевая стадия работы – это проведение линии границы непосредственно на местности и обозначение ее пограничными знаками.

Заключительной стадией работы смешанной комиссии является составление и подписание документов и демаркационных карт по описанию прохождения линии границы и расположения пограничных знаков. Основным итоговым документом демаркации границы, как было сказано выше, является протокол-описание линии границы, который должен быть точным и достаточно подробным, чтобы исключить возможность возникновения споров и различных толкований.

Все подлежащие подписанию итоговые документы демаркации составляются в четырех экземплярах: два на русском и два на языке сопредельного государства. Российская сторона получает по одному экземпляру на русском и иностранном языках. С подлинных экземпляров каждая сторона изготавливает необходимое количество копий, которые заверяются, как правило, секретарем каждой делегации.

Редемаркация – это проверка и уточнение в соответствии с соглашениями между государствами прохождения ранее демаркированной линии границы, а также восстановление разрушенных или утраченных пограничных знаков, замена знаков одного типа знаками другого типа и постановка дополнительных знаков. При редемаркации оформляются те же документы, что и при демаркации.

При редемаркации возможны небольшие изменения линии границы по взаимному соглашению сопредельных государств.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Общая правовая характеристика различных видов территорий.

2. Понятие государственной территории.

3. Способы изменения состава государственной территории.

4. Виды государственных границ.

5. Понятие режима государственной границы и его содержания.

6. Делимитация, демаркация и редемаркация границы.

Источник

Для чего нужна государственная граница?

Цель охраны государственной границы — недопущение противоправного изменения прохождения границы, обеспечение соблюдения режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.

Какие функции выполняет государственная граница?

Если быть точным, то государственная граница выполняет такие функции, как:

Для чего нужна граница?

Чтобы люди четко знали, где они находятся и по каким правилам надо жить, придуманы государственная границы – это линии, которые отделяют одну страну от другой. Есть и другие причины, по которым нужны границы между странами. Налоги и распределение благ. Безопасность.

Что такое внешняя граница?

Условная линия, разделяющая смежные области, владения, участки, являющаяся пределом какой-л. территории; черта раздела.

Какие существуют виды границ?

Государственные границы делятся на сухопутные, речные, озерные, морские и воздушные. Государственная граница на суше — линия, отделяющая территорию одного государства от другого.

Что такое Орографическая граница?

В межгосударственной практике известны орографические, геометрические и географические государственные границы. Орографическая граница — линия, проведённая по естественным рубежам с учётом рельефа местности, в основном по горному водоразделу и руслу рек.

Что такое барьерная граница?

«Функцию границы ослаблять или прекращать взаимодействие между географическими объектами (районами) называют барьерной, способствовать такому взаимодействию — контактной» [8, с.

Что означает слово граница?

Грани́ца — это реальная или воображаемая линия в пространстве или во времени, отделяющая один объект (тело, процесс или состояние) от другого; одна и та же определённость, разделяющая два «нечто». Граница может быть пространственной, временной, качественной или количественной.

Что определяют государственные границы?

Государственная граница Российской Федерации (далее — Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного …

Когда появились государственные границы?

Когда начали появляться границы?! А собственно с тех пор как диаграмма начала вести себя правильно, с тех пор и начали появляться границы, то есть реально границы стали появляться с условного 1824 года что и зафиксировала диаграмма.

Какие типы границ вам известны?

Какие бывают границы

Как устанавливаются сухопутные границы?

Сухопутные границы устанавливаются в два этапа: первый — делимитация (описание их в договоре и максимально точное обозначение на карте, прилагаемой к договору) и второй — демаркация (обозначение границ на местности и описание этого процесса в специальном протоколе).

Какие типы границ выделяют в географии?

Границы между литосферой, гидросферой и атмосферой также относятся к географическим. Границы выполняют несколько функций. Две обычно выделяемые основные: барьерная или разделительная (естественные труднопреодолимые преграды, государственные границы) и контактная или соединительная.

Источник

Для чего нужны границы государств

Государственная граница — линия (и проходящая по этой линии вертикальная поверхность), определяющая пределы территории государства (суши, вод, недр и воздушного пространства) и соответственно пределы действия государственного суверенитета.

Теория исследований границ называется лимология — одно из направлений политической географии.

Государственные границы делятся на сухопутные, речные, озерные, морские и воздушные.

Государственная граница на суше — линия, отделяющая территорию одного государства от другого. Такие линии определяются этими сопредельными государствами, как правило, в договорном порядке и в соответствии с заключенными договорами устанавливаются на местности.

Орографические границы – границы, проводимые с учетом естественных преград — гор, рек, озер, морей и т. д. Геометрические границы устанавливаются путем проведения прямых линий, соединяющих две точки. Примером может служить карта Африки. Астрономические границы проводятся по параллелям и меридианам.

Речные и озерные границы устанавливаются, так же как и сухопутные, по договоренностям. По судоходным рекам граница обычно проводится по середине главного фарватера или по линии наибольших глубин. На несудоходных реках и ручьях границы проводятся либо по середине реки, либо по середине ее главного рукава. Так как речные границы подвержены изменениям, в договорах иногда такие ситуации обговаривают (договоры СССР с Венгрией, Польшей, Румынией и Финляндией), либо устанавливают границу, независимо ни от каких будущих изменений. На пограничных озерах и водоемах границу устанавливают прямыми линиями, соединяющими выходы государственной границы к берегам водоема.

Морская граница устанавливается либо внутренним актом государства с соблюдением международных норм, либо по соглашению с приграничным/противолежащим государством. Ширина территориальных вод колеблется от 3 до 12 морских миль.

Исключениями являются нейтральные международные реки (Дунай), нейтральные международные проливы (Гибралтарский, Ла-Манш, Магелланов), международные каналы (Суэцкий, Панамский — нейтральные, а также Кильский и Коринфский), исторические заливы — территория конкретного государства (Гудзонов залив — территория Канады, Варангер-фьорд — Hорвегии).

Воздушная граница — воображаемая вертикальная плоскость, проходящая через линии сухопутной и водной границ. Высотный предел до сих пор международным правом не определен, он составляет по разным мнениям 90–110 километров.

Возникновение понятия «государственная граница» связывают с возникновением института государства. Границы определяли территорию, которую государь охранял и расширял, эта территория составляла объект налогового (даннического) обложения в пользу того или иного государя. Как неизбежное следствие, вслед за оформлением государств, следовало разграничение территорий, границы которых защищались с помощью силы. В отличие от современного мира, находящегося в рамках международного права, границы не были четкими и определенными, они часто пересматривались по итогам военных действий.

Существенный вклад в институционализацию границ в эпоху феодальной раздробленности внесло взимание таможенных платежей за транзит по территории государства/княжества.

Развитие понятий в русском языке

Термин «граница» начинает употребляться в российских документах с первой половины XIV века. В договорной грамоте Новгорода с Ливонским орденом от 28 января 1323 года говорится: «чтобы у каждого осталась его граница, как это исстари было». Однако понятие «государственная граница» оказывается зафиксированным гораздо позже — в конце XVIII — начале XIX века.

К концу первой четверти XVIII века на Руси сформировалась терминология организационных структур, обеспечивающих защиту и охрану границ государства: «застава», «засада», «караул», «станица», «стража», «таможня».

В 1847 году в «Словаре церковно-славянскаго и русскаго языка» «граница» определяется как «пределъ, рубежъ, отделяющий одну землю от другой. Границы государства. Старинное то же, что грань, порубежный знакъ». Здесь присутствует и термин «пограничник», старинное «граничник».

Определение линии границы

В процессе установления государственной границы обычно различают два этапа: делимитация и демаркация.

Делимитация (от лат. delimitatio — установление границ) включает в себя составление подробного описания прохождения линии границы (через какие реки она проходит, на каком расстоянии от такого-то селения, в каком направлении и т. д.) и нанесение линии на карту.

«С сих пор Восточная граница между двумя Государствами, начиная от слияния рек Шилки и Аргуни, пойдет вниз по течению реки Амура до места слияния сей последней с рекою Уссури. Земли, лежащие по левому берегу (на Север) реки Амура, принадлежат Российскому Государству, а земли, лежащие на правом берегу (на Юг), до устья реки Уссури, принадлежат Китайскому Государству. Далее от устья реки Уссури до озера Хинкай (Ханка) граничная линия идет по рекам Уссури и Сунгача. Земли, лежащие по Восточному (правому) берегу реки, принадлежат Российскому Государству, а по Западному (левому) — Китайскому Государству. Затем граничная между двумя Государствами линия, от истока реки Сунгача, пересекает озеро Хинкай и идет к реке Бэлэн-хэ (Тур), от устья же сей последней, по горному хребту, к устью реки Хубиту (Хубту), а отсюда по горам, лежащим между рекой Хуньчунь и морем, до реки Ту-мынь-дзян. Здесь также земли, лежащие на Востоке, принадлежат Российскому Государству, а на Западе Китайскому. Граничная линия упирается вреку Ту-мынь-дзян на двадцать китайских верст (ли), выше впадения ее в море». Текст Пекинского договора, который позволил возникнуть разногласиям между Россией и Китаем, осложнившимся вооруженным конфликтом из-за отсутствия подробного описания линии границы.

В ходе делимитации стороны согласовывают основные принципы определения и описания государственной границы: учет взаимных интересов, уважение территориальной целостности, взаимопонимание и взаимоуступчивость, соответствие международным нормам, а также историческим, юридическим и географическим документам.

По завершению переговоров подписывается Соглашение (Договор) о прохождении границы между государствами с приложением составленных карт. Как правило, эти договоры являются бессрочными. На этом процесс юридического оформления государственной границы завершен и стороны приступают к демаркации.

Демаркация — обозначение прохождения линии государственной границы на местности при помощи установления пограничных знаков, а на воде — при помощи поплавков, буев. Работы по демаркации осуществляются смешанной комиссией из представителей граничащих государств. По итогам работ стороны подписывают протокол с подробным описанием линии прохождения границы, с картами и протоколами о каждом установленном знаке. Эти документы также являются приложениями к пограничному договору.

Редемаркация — процесс совместной проверки, при необходимости замены разрушенных или установки новый пограничных знаков.

Режим государственной границы — вопросы содержания границы, пересечения людьми и транспортными средствами, перемещение через границу товаров и животных, ведение на границе хозяйственной и промысловой деятельности, разрешение инцидентов и т. д. Режим государственной границы устанавливается внутренним законодательством.

для чего нужны границы государств. Смотреть фото для чего нужны границы государств. Смотреть картинку для чего нужны границы государств. Картинка про для чего нужны границы государств. Фото для чего нужны границы государств

Соседние государства могут заключать между собой соглашения об упрощенном порядке пересечения линии границы жителями приграничных территорий. Специальные пропуска выдаются в случаях постоянной или сезонной работы или учебы на сопредельной территории, в случаях владения недвижимостью, для свиданий с родственниками, посещений мест захоронений, исполнений религиозных обрядов и по другим уважительным причинам.

От государственных границ стоит отличать демаркационные линии. Они появляются в результате военного конфликта и последовавшего за ним перемирия. В прошлом веке такие линии появились, разделяя на два государства Корею в1949году и Вьетнам в 1954 году. Линия перемирия была проведена также в Индокитае и в Палестине.

Ни одна из сторон не рассматривает эту линию в качестве государственной границы. Обычно линия разделяет вооруженные силы сторон конфликта. Вдоль нее устанавливаются демилитаризованные зоны.

Границами Италии окружены два маленьких государства — Ватикан и Сан-Марино. Граница Ватикана представляет собой высокую средневековую крепостную стену длиной 3,2 километра с несколькими воротами, которые обязательно закрываются на ночь. Граница Сан-Маринопредставляетсобой въезд— арку с мачтой и с надписью «Benvenuti nell’ antica terra della liberta» (Добро пожаловать на античную землю свободы!).

В 2000 году был открыт мост через пролив ›ресунд — рукотворная сухопутная граница между Швецией и Данией.

Княжество Монако своих границ и таможни не имеет.

В некоторых случаях по различным причинам границы разделяют напополам не только народы, но и города. Так было с Берлином до воссоединения двух Германий, так живут и многие другие города.

Для большинства недавно разделенных городов характерно нарушение их нормальной жизнедеятельности и хозяйства: часто у них был один источник водозабора, единая транспортная система, возможно, одна коммунальная инфраструктура, общие коммунальные службы.

Разделенный город Валга/Валка расположен на границе Эстонии и Латвии. Валга и Валка являлись единым городом с самого начала существования (1286). В нем проживали эстонцы и латыши. В1920 году, когда Эстония и Латвия получили независимость, город Валга/Валка был разделен, в границах СССР вновь слит и вновь разделен в 1991 году.

На территории Эстонии, на границе с Россией, есть еще один похожий город— Нарва. Российская часть города по другую сторону реки называется Ивангород. Граница также проходит посередине плотины водохранилища, что существенно затрудняет ее обслуживание.

Через плотину прошла государственная граница Узбекистана и Туркменистана.

Киргизия и Узбекистан после распада СССР разделили город Кара-Суу по каналу: граница проходит через базар. На одном берегу канала — киргизская часть торжища, на другом — узбекская. Город в Узбекистане назывался Ильичевск, а недавно переименован в Карасу.

На границе Чехословакии и ФРГ был разделен не только город Железна Руда/Айзенштайн, но пополам был поделен единственный вокзал.

Российско-украинская граница проходит как раз по улице Дружбы народов, расположенной на территории сросшихся городков Чертково и Меловое. Напополам здесь разделен мясоперерабатывающий комбинат, который де юре принадлежит России. Когда в 2000 году здесь определяли линию границы, то поделили пополам даже дома.

Разделенный город Хапаранда/Торнио расположен на границе Швеции и Финляндии на Полярном круге. Торнио был основан в 1621 году, когда Финляндия принадлежала Швеции. В 1809 году, когда Швеция потеряла территорию Финляндии, и она отошла России, между Швецией и Финляндией была проведена граница. Граница была определена не по этническому, а по территориальному принципу вдоль реки Торне. В1821 году рядом с Торнио со стороны Швеции был основан город Хапаранда.

В 1918 году Финляндия получила независимость. Граница все еще существовала, и на разных берегах реки финский язык уже несколько отличался. К концу Второй мировой войны северная часть Финляндии была полностью разрушена, в то время как соседняя шведская территория оказалось нетронутой. Неравенство жизненных стандартов людей по разные стороны границы было очевидным. Это расхождение привело к уменьшению контактов между двумя городами.

В городах проживают три крупные этнические группы: шведы, финны и торнедалингары (tornedalingar). В Торнио живут лишь финны, в то время как в Хапаранда ситуация более сложная. Большинство жителей Хапаранда называет себя шведами, включая tornedalingar, но около 30 процентов населения являются этническими финнами. 25 процентов населения все еще имеют финское гражданство. Большая группа финнов переселилась в Хапаранда относительно недавно из других районов Швеции, где многие работали еще с семидесятых годов. Люди, которые называют себя tornedalingar, также говорят по-фински, хотя некоторые из них полагают, что говорят на собственном языке. Tornedalingar — выходцы из Финляндии, исторически они долго были оторваны от других финнов. Сегодня они считают себя шведами, но имеют свой язык и культуру и приводят доводы в пользу особого социального и политического положения.

В течение последнего десятилетия административная и политическая граница между Хапаранда и Торнио практически исчезла. С 1994 года Финляндия и Швеция являются членами Европейского Союза, и хотя некоторые ограничения по пересечению границы формально еще существуют, однако и люди и товары могут пересекать границу свободно.

Большинство стран ЕС входят в Шенгенскую зону, внутри которой существует полная свобода передвижения граждан. Шенгенские соглашения представляют собой совокупность двух документов: Соглашения об отмене визового контроля на внутренних границах и Конвенции о порядке вступления этого Соглашения в силу. Оба документа действуют с марта 1995 года.

Последними к соглашениям присоединились в 2001 году Норвегия, Исландия (не входят в ЕС), Швеция, Дания и Финляндия.

Внешняя граница любой страны-участницы является общей внешней границей всей этой группы государств. Однако у каждой страны остается собственный визовый режим пограничный контроль. Это положение плохо сказывается на перспективах союза как свободного безопасного пространства.

Так, например, Испания на протяжении многих лет имела безвизовое соглашение с Колумбией. Под нажимом ЕС в апреле прошлого года она прекратила его действие. Вопрос о полной унификации визового режима и пограничного контроля сейчас включен в тему обсуждения саммитов ЕС.

В июле 2000 года Германия временно вышла из зоны Шенгенского соглашения. Этот шаг был связан с визитом иранского президента. Затем в июле прошлого года Австрия и Италия временно вышли из зоны на неделю — на время прохождения Европейского экономического саммита и во время встречи G7 в Генуе; Австрия ввела пограничный и таможенный контроль в аэропортах и на границах с Германией и Италией, а Италия — только в аэропортах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *