форма обратной связи персональные данные

Владельцам сайтов: изменения в законе
о персональных данных

Почти все владельцы сайтов обрабатывают персональные данные — например, собирают почтовые адреса для рассылки.

1 июля 2017 года вступают в силу изменения в законе о персональных данных, из-за которых в разы вырастут штрафы. Максим Лагутин, эксперт по персональным данным в компании Б-152, рассказывает, на кого это повлияет и как избежать штрафов.

форма обратной связи персональные данные. Смотреть фото форма обратной связи персональные данные. Смотреть картинку форма обратной связи персональные данные. Картинка про форма обратной связи персональные данные. Фото форма обратной связи персональные данные

Сейчас по статье 13.11 есть только одно нарушение со штрафом 10 000 рублей для юрлиц. После 1 июля их станет семь и общий штраф может составить до 295 000 рублей.

Почему сейчас? Все штрафы, которые вступают в силу с 1 июля, являются наиболее частыми нарушениями, которые Роскомнадзор выявлял в течение последних пяти лет. Ужесточение нашего законодательства связано с ужесточением законодательства в Евросоюзе.

Например, если в форме обратной связи нет ссылки на соглашение на обработку персональных данных, компания должна будет заплатить 50 000 рублей. Если на сайте нет политики конфиденциальности, ИП оштрафуют на 10 000 рублей, компанию — на 30 000 рублей.

Хостинг и база данных с персональными данными должна располагаться на территории России. Об этом прямо говорят данные проверок Роскомнадзора (снова LinkedIn) и закон № 242-ФЗ, который обязывает записывать, хранить, обновлять и извлекать персональные данные граждан РФ с использованием баз данных на территории России с 1 сентября 2015 года.

Это касается иностранных компаний с юрлицом в России и без него, а также российских компаний, которые пользуются иностранными хостинг-провайдерами, дата-центрами и облачными платформами. Все осложняется тем, что требования Роскомнадзора до конца не ясны, приходится догадываться самим.

Если вы не понимаете, где хранить данные и что делать, обратитесь с запросом в Роскомнадзор или Минкомсвязи. И возможно у вашего хостинг-провайдера есть готовые решения на такой случай.

форма обратной связи персональные данные. Смотреть фото форма обратной связи персональные данные. Смотреть картинку форма обратной связи персональные данные. Картинка про форма обратной связи персональные данные. Фото форма обратной связи персональные данные

Какая информация должна быть в соглашении об обработке персональных данных

Согласно ч.4 ст. 9 закона 152-ФЗ «О персональных данных» в соглашении обязательно должна быть следующая информация:

Также нужно указать информацию о том, как физическое лицо может отозвать свое согласие на обработку персональных данных (ч.2 ст. 9 152-ФЗ «О персональных данных»).

Источник

Форма обратной связи на сайте и обработка персональных данных

Как только мы разместили на сайте раздел, где пользователь может оставить свои персональные данные (ФИО, номер телефона, e-mail), мы фактически становимся оператором по обработке персональных данных.

1. Помогите разобраться, что попадает под понятие «Персональные данные». Если только имя + телефон или только имя и емейл? Какое необходимое и достаточное условие для идентификации?

1. Имя плюс телефон либо мейл в любом сочетании — это уже персональные данные.

2. Если поля удаляете, то, получается, предоставление данных не является необходимым. Что значит — «напишите ваши контактные данные». Если Вы все равно требуете идентификацию, то требуете и персональные данные, т.е. удаление полей ничего не меняет.

3. Далеко не всегда письмо дает информацию о том, кто написал, ведь можно в качестве имени указать что угодно. Если будет реально имя, то Вы тем самым храните персональные данные, т.е. осуществляете их обработку. В то же время, Вы не определяете цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Таким образом, оператором Вы в таком случае не являетесь.

Коллеги в целом уже ответили на Ваш вопрос, я бы хотел дополнительно от себя еще раз обратить внимание на полный перечень требований законодательства по персональным данным.
Действующее законодательство, и в первую очередь 152-ФЗ устанавливает ряд требований, касающихся обработки персональных данных.
Основные требования:
1. На своем сайте Вы должны разместить Политику конфиденциальности. При этом нужно обратить внимание, что подойдет не каждая политика, то есть вариант «взять у конкурента» (который, как правило, сам откуда-то «взял») или просто «с интернета» не самый лучший, поскольку многие политики сделаны некачественно и основное — Вам нужна Политика, которая конкретно будет подходить под Вас.

К Политике есть ряд требований. Если говорить о самых общих моментах (перечень не исчерпывающий), то Политика должна содержать:

1.1. Перечень персональных данных, которые Вы обрабатываете.
1.2. Сведения о способах обработки персональных данных.
1.3. Должно быть прописано, что, проставляя галочку о согласии с политикой конфиденциальности Пользователь тем самым Пользователь дает свое согласие на обработку его персональных данных, указанных в Политике конфиденциальности.
1.4. Цели использования персональных данных.
1.5. Принципы обработки персональных данных, которыми Вы руководствуетесь.
1.6. Меры, применяемые для защиты персональных данных.
1.7. Очень важный момент, про который многие забывают – если в процессе использования персональных данных, эти данные становятся доступны третьим лицам, в том числе в автоматическом режиме, например, лицам, которые просто помогают Вам в управлении сайтом, маркетинговому партнеру и т.д., то об этом обязательно (!) должно быть указано в политике. Это частая ошибка, которая приводит к тому, что Вам могут вменить незаконное разглашение персональных данных, несмотря на то, что Вы даже не думали ничего не нарушать. С этим мне неоднократно приходилось сталкиваться лично, Роскомнадзор за это активно штрафует.
1.8. Также в политику конфиденциальности нужно обязательно включить положение о том, что Вы вправе в любой момент изменить условия политики конфиденциальности в одностороннем порядке. Про это тоже часто забывают.
1.9. Еще нужен ряд положений, которые касаются того, что мол проставлением отметки Пользователь подтверждает, что он согласен со всеми условиями Политики конфиденциальности, что положения ему ясны и т.д.
1.10. Также в Политике отдельное внимание должно быть уделено файлам cookie, про это тоже часто забывают, хотя это тоже важный момент.
Это самый общий ряд требований, при этом стоит отметить, что каждый пункт должен быть сформулирован грамотно и должен учитывать конкретно Ваши нюансы.

2. На сайте должно быть Пользовательское соглашение (либо договор-оферта, либо лицензионное соглашение – в принципе это все одно и тоже).
Стоит отметить, что с одной стороны ничто не мешает «запихать» положения о персональных данных (политику конфиденциальности) в пользовательское соглашение. Однако лично я рекомендую эти документы разделять, поскольку мне лично уже приходилось сталкиваться с тем, что Роскомнадзор при проверке сайта нескольких моих клиентов просто не разглядел положения про персональные данные в пользовательском соглашении и повесил штраф. И хотя все это дело мы успешно оспорили, но лишний раз «давать повод» я не рекомендую, лучше перестраховаться.

В ситуации же когда Политика сделана отдельно, то ее пропустить уже невозможно и соответственно риск того, что кто-то просто не разглядит эти пункты в пользовательском соглашении, отпадают. Плюс ко всему если делать нормальную качественную политику конфиденциальности, то она получается не на 1 и не на 2 страницы, не говоря уже о пользовательском соглашении и если все совмещать, то Пользовательское соглашение вполне вероятно получится чрезмерно раздутым, что не очень удобно и при этом не стоит также забывать, что на Вас лежит обязанность по доведению до клиентов всей необходимой информации о реализуемых товарах/услугах и для целей выполнения этой обязанности делать плохо читаемые раздутые и неструктурированные документы не самая лучшая идея (например, по банкам есть судебная практика когда суды не признают написанное в документах мелким шрифтом, что мол нельзя в таком виде доводить информацию до клиентов, здесь может быть применена та же логика).
Что касается требований к Пользовательскому соглашению (договору-оферте, лицензионному соглашению), то это предмет отдельного разговора, требований очень много и здесь они уже полностью зависят конкретно от Вашей ситуации и как следствие их нужно каждый раз обсуждать отдельно. Общая цель Пользовательского соглашения – расписать условия предоставления доступа к сервису и/или условия продажи товаров/услуг, описать предмет договора, права и обязанности сторон, порядок расчетов, порядок разрешения споров, ограничить Вашу ответственность (настолько, насколько это позволяет закон, частая ошибка – вопросам ответственности в Пользовательском соглашении изначально уделяют очень мало внимания и возвращаются к ним только после того как столкнутся с конкретной претензией от клиента или еще хуже с судебным иском, я всегда рекомендую все риски (настолько насколько это позволяет закон) закрывать изначально при подготовке документации).
Также в Пользовательском соглашении можно прописать условие о договорной подсудности по месту Вашего нахождения (кстати в способе описания условия о договорной подсудности очень часто допускаются ошибки, и суды потом признают пункт о договорной подсудности не согласованным, если хотите, чтобы в случае чего судебные споры были по месту Вашего нахождения (не во всех случаях применимо), то нужно к описанию этого пункта подойти максимально ответственно и с учетом судебной практики).

3. Помимо непосредственно наличия самих документов, есть требования к самому сайту, а именно:

3.1. На сайте на абсолютно всех формах обратной связи, через которые может быть осуществлена передача персональных данных, должно быть окошечко, в котором Пользователи проставляют отметку о согласии с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением. Частая ошибка – делается политика конфиденциальности, а в окошечке Пользователь просто дает согласие с «обработкой персональных данных», а не с условиями Политики конфиденциальности и как следствие в этом случае фактически у Вас не будет подтверждения, что Пользователь согласился соблюдать условия политики конфиденциальности. Надо понимать, что цель политики конфиденциальности – в том числе получение от Пользователя согласия с обработкой его персональных данных, поэтому еще отдельно брать с него согласие на саму обработку уже не нужно, только согласие с политикой конфиденциальности.
3.2. Без проставления отметки о согласии с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением Пользователь не должен иметь возможности отправить Вам свои персональные данные. Это касается в том числе случаев даже если он Вам передает только имя, номер телефона или адрес электронной почты (это все относится к персональным данным – ст. 3 152-ФЗ).
4. Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение касаются урегулирования вопросов обработки персональных данных Ваших клиентов/Пользователей сервиса. Однако если у Вас есть работники, то дополнительно также нужно, чтобы был комплект документов, регулирующих вопросы обработки персональных данных Ваших сотрудников. Основным документом, который выполняет эту задачу является положение об обработке персональных данных, либо часто его называют положением о коммерческой тайне (хотя коммерческая тайна это другое, многие называют его именно так, а в содержании все равно прописывают вопросы обработки персональных данных), название тут не принципиально, строгих требований к нему нет, главное содержание. Я как правило предпочитаю объединять эти документы в один общий и именовать его «Положение о коммерческой тайне и обработке персональных данных» и в нем сразу урегулировать как вопросы коммерческой тайны, так и вопросы обработки персональных данных. Что касается требований к содержанию положения, то оно должно включать в себя:
4.1. Информацию о том, какие данные сотрудников обрабатываются.
4.2. Цели обработки персональных данных.
4.3. Порядок ознакомления сотрудников компании с положением.
4.4. Порядок и сроки уведомления работниками работодателя об изменении своих персональных данных.
4.5. Меры по защите персональных данных.
4.6. Порядок доступа отдельных работников к персональных данным сотрудников компании.
4.7. Порядок хранения персональных данных.
4.8. Условия предоставления третьим лицам персональных данных сотрудников компании.

Стоит отметить, что данное положение представляет собой локальный нормативный акт работодателя (ст. 8 Трудового кодекса РФ) и к нему применяются соответствующие требования, в частности: 1. Данное положение должно быть утверждено приказом единоличного исполнительного органа (директора) компании. 2. Работники должны быть ознакомлены под подпись с содержанием указанного положения (п.6 ч.1 ст. 18.1 152-ФЗ).

5. Помимо приказа об утверждении положения, регулирующего вопросы обработки персональных данных, также у Вас должен быть принят приказ о назначении ответственного за обработку персональных данных (ст. 22.1 ФЗ № 152-ФЗ). Чаще всего им выступает сам директор компании, но это не обязательно. Каких-либо специфичных требований к приказу здесь нет, требования к нему общие – такие, как и к любому другому внутреннему приказу.
6. Помимо указанных документов также, как правило, Вы должны направить уведомление в Роскомнадзор об обработке персональных данных (не путать с регистрацией в Роскомнадзоре).
Уведомление направляется по онлайн форме — https://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/notification/form/и плюс должно быть продублировано в письменном виде по обычной почте.

Здесь частая ошибка – люди считают, что они подпадают под исключение и им не нужно направлять уведомление в Роскомнадзор.
С точки зрения закона действительно далеко не все компании должны направлять уведомление в Роскомнадзор. Например, если Вы обрабатываете персональные данные только своих контрагентов по договорам, то у Вас нет обязанности по направлению уведомления в Роскомнадзор (это лишь один пример, исключений больше).
Однако на сегодняшний день позиция Роскомнадзора такова, что уведомление нужно направлять практически всегда, поскольку практически всегда компании помимо обработки данных, которые подпадают под исключение о необходимости направления уведомления, также осуществляют иные формы обработки персональных данных. Например, если Вы храните персональные данные потенциальных или бывших клиентов (в маркетинговых, рекламных или иных целях) – то это уже не подпадает под исключение, поскольку у Вас с ними нет действующего договора. Поскольку, как правило, все хранят данные о тех клиентах, которые обратились, но еще не заключили договор или с которыми у Вас уже закончились договорные отношения, то в любом случае с точки зрения закона Вы уже не подпадаете под исключение и как следствие должны направить уведомление в Роскомнадзор по указанной выше форме.
Многие к сожалению, ошибочно полагают, что они подпадают под исключение и им не нужно направлять уведомление в Роскомнадзор, за что потом Роскомнадзор их привлекает к ответственности.

7. Необходимо отметить, что приведенные выше требования касаются ситуации, когда Вы обрабатываете данные граждан РФ в соответствии с 152-ФЗ. Однако не стоит забывать, что если Сервис ориентирован также на международный рынок, в частности на европейских клиентов или клиентов из США, то тут возникают дополнительные требования. Особое внимание следует в этом случае обратить на Регламент №2016/679 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных» General Data Protection Regulation (GDPR), который вступил в силу с 25.05.2018 г. Описывать все его требования в данном случае я думаю не совсем уместно, так как это тема отдельного полноценного разговора, но суть в том, что если Вы ориентированы на европейский рынок, то Ваша политика конфиденциальности должна быть составлена в полном соответствии со всеми требованиями GDPR. В отношении других стран также следует обратить внимание на местное законодательство, в частности, для работы с гражданами США, например, обязательно следует учесть требования Children’s Online Privacy Protection Act (COPPA).

В целом нюансов и требований в части иностранного законодательства много, но их следует прорабатывать уже индивидуально и смотреть на кого ориентирован сервис.

8. Также еще частной ошибкой является хранение персональных данных граждан РФ на зарубежных сервисах, что запрещено законом (ст. 18 152-ФЗ). Хранить персональные данные граждан РФ можно только на российских серверах, про это ни в коем случае нельзя забывать.

Что касается ответственности, то за любое нарушение установленного законом порядка сбора, хранения или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет за собой ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ (там большой перечень видов нарушений, всего 7 частей в данной статье). При этом каждое нарушение рассматривается отдельно и, соответственно наказание за каждое нарушение также назначается отдельно, максимальный размер штрафа на текущий момент – 75000 руб.
Также если речь идет о нарушении обязанностей по хранению и использованию персональных данных работников, то может грозить ответственность по ст. 5.27 КоАП, здесь помимо штрафа уже предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Также непредставление в органы Роскомнадзора уведомления об обработке персональных данных влечет ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.

Помимо прочего стоит отметить, что Роскомнадзор неоднократно обращал внимание, что существует и уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни – ст. 137 УК РФ.
Стоит отметить, что в целом это основной набор требований по 152-ФЗ, однако не стоит забывать, что в зависимости от ситуации набор требований может расширяться или наоборот сужаться. При этом стоит обратить внимание, что если, например, есть требование о наличии на сайте политики конфиденциальности, то это не значит, что к нему можно подходить формально и использовать любую политику, так как просто наличие формальной бумажки на сайте с названием «политика конфиденциальности» не имеет ничего общего с выполнением требований законодательства об обработке персональных данных.
(. ) Также обращаю ваше внимание, что, если что-то останется непонятным БОЛЕЕ ПОДРОБНУЮ УСТНУЮ ИЛИ ПИСЬМЕННУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ по ЛЮБЫМ вопросам обработки персональных данных, в том числе по требованиям 152-ФЗ, GDPR, COPPA, Вы всегда можете получить, обратившись ко мне в чат (кнопка «общаться в чате» возле фотографии аккаунта).

(. ) Также обратившись в чат ЛЮБОЙ может получить ПОМОЩЬ В РАЗРАБОТКЕ НЕОБХОДИМОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, касающейся исполнения требований российского и/или иностранного законодательства в сфере обработки персональных данных, в том числе помощь в разработке Политики конфиденциальности, Пользовательского соглашения (договора-оферты, лицензионного соглашения), положения о коммерческой тайне и обработке персональных данных, заполнении уведомления в Роскомнадзор, проведении аудита сайта/мобильного приложения на предмет соответствия требованиям законодательства о персональных данных. Буду рад помочь.

Источник

Всё, что нужно знать о персональных данных

Формы обратной связи, соцсети, иностранные сервера и рога оленя

Статья про закон о персональных данных неожиданно для нас вызвала много вопросов у читателей. Неожиданно, потому что закону уже больше десяти лет. За нарушение этого закона и сейчас могут штрафовать: его нужно было соблюдать и год назад, и сегодня. Просто с 1 июля 2017 года всё станет серьезнее.

Вот что вы спрашивали о персональных данных.

Консультируйтесь с юристом

Статья в Тинькофф-журнале не заменяет помощь квалифицированного юриста. Если вы не знаете, что делать с персональными данными и как всё оформить, обратитесь за профессиональной помощью.

Объясните вкратце для тех, кто не в курсе

В России есть закон о персональных данных. Чтобы собирать, обрабатывать и хранить данные о сотрудниках, подписчиках на рассылку и посетителях сайта, нужно почти всегда получать их согласие, а сами данные хранить в России.

За нарушение закона штрафуют. С 1 июля штрафы увеличатся до 75 тысяч рублей, а у Роскомнадзора будет побольше полномочий.

Зачем придумали этот закон? Это очередной способ пополнить кормушку. Теперь и сайт нет смысла делать, будут еще штрафовать каждый месяц

Закон о персональных данных нужен тем, чьи данные собирают, обрабатывают и хранят. Цель закона — защитить интересы и права этих людей.

Нормы защиты персданных придумали не в России. Правила их обработки ООН описала еще в 1948 году во Всеобщей декларации прав человека. В 1981 году Совет Европы принял конвенцию по обработке персональных данных. А Россия ее ратифицировала и в 2006 году разработала свой закон.

В Европе паранойя по поводу персданных уже давно

Конституция гарантирует каждому человеку неприкосновенность частной жизни, тайну переписки и телефонных переговоров. Даже без закона о персональных данных нельзя обрабатывать, хранить и распространять информацию о человеке без его согласия.

Отдельная глава про персональные данные есть в трудовом кодексе: работодатели не могут свободно распоряжаться информацией о сотрудниках.

Однако персональные данные оставляют постоянно: чтобы оформить заказ в интернет-магазине, взять кредит в банке, устроить ребенка в детский сад, зарегистрироваться в соцсети или подписаться на рассылку. Когда человек оставляет свои данные, он должен быть уверен, что его адрес не разместят в открытом доступе, а телефон не передадут кому-то без разрешения. А тот, кто обрабатывает персональные данные, хочет гарантий, что на него не подадут в суд за рекламную рассылку.

Недавно мы рассказывали, как мошенники смогли получить чужой НДФЛ. Это произошло в том числе из-за того, что кто-то нарушил правила обработки персональных данных.

Закон о персональных данных прописывает для всех правила игры. Он заставляет всех принимать дополнительные предосторожности, но и защищает он тоже всех.

У меня есть сайт. Я не ИП и не юрлицо — просто человек. Нужно ли соблюдать закон о персональных данных в таком случае?

Например, девушка создала форум для беременных, чтобы потом размещать там рекламу. При регистрации участники указывают информацию о себе. Эта девушка — оператор персональных данных. Она получает сведения о других людях и что-то с этими данными делает: систематизирует по возрасту и интересам, проверяет активность пользователей, использует для рассылки, приглашений или просто хранит.

Любое из этих действий — это обработка персональных данных. Любой, кто это действие производит, — оператор.

У меня есть электронные почты друзей, список контактов в телефоне, аккаунты разных людей в соцсетях. Получается, я тоже оператор и должен получать согласие этих людей на то, чтобы хранить и удалять их данные?

Это исключение действует, только если не нарушаются права этих людей. Например, их данные не оставляют в банке как контакты для связи при оформлении кредита, не публикуют в общем доступе без разрешения или не передают рекламодателям.

Форма обратной связи тоже попадает под действие закона?

Если в ней человек может ввести свои персональные данные — то да, попадает.

Если посетитель сайта указывает в форме свое имя, фамилию, телефон и электронную почту — это персональные данные. Тот, кто эти данные получает, обрабатывает и хранит, считается оператором персональных данных и должен соблюдать закон.

А если получаешь только имя без фамилии и номер телефона, это тоже попадает под персональные данные? А если только номер телефона?

По закону персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. Это определение ничего не дает и не проясняет.

Если понимать буквально, то персональными данными можно считать что угодно. Юристы спорят по этому поводу уже много лет.

Сам по себе логин — это вроде бы не персональные данные. По набору символов нельзя понять, что это за человек и даже какого он пола.

Но если на аватарку человек поставит свою настоящую фотографию или при регистрации укажет почту, где в названии будет его фамилия с инициалами, а в доменном имени — название компании, то в совокупности это уже персональные данные.

Никто толком не знает, какие данные персональные

В законе нет никаких исключений по теме сайта, организационно-правовой форме и набору данных.

Чтобы не рисковать, лучше сделать так.

Я делаю сайт для клиента, обрабатываю и храню данные на своей стороне. При этом владелец сайта не обязан быть оператором персональных данных?

Владелец сайта обязан быть оператором персональных данных и соблюдать закон. По закону можно собирать персональные данные и передавать их кому-то на обработку. Владелец сайта может передать данные клиентов вебмастеру, интернет-магазин — сервису рассылки.

Чтобы так делать, владелец сайта должен получить у посетителей разрешение и объяснить им, кому и зачем он передаст их данные.

Тот, кому он передаст данные на обработку, отдельное разрешение получать не должен, а соблюдать закон — должен.

Отвечать за соблюдение закона перед посетителями сайта будет его владелец.

А как они поймут, что я храню и обрабатываю данные, чтобы выписать штраф? Это в российском дата-центре можно маски-шоу устроить и вынести сервер, а за границей такие номера не проходят

Роскомнадзор узнает о нарушениях двумя способами:

Например, вы получили рассылку, на которую не подписывались, или вам звонят менеджеры из интернет-магазина, хотя вы не соглашались на рекламный обзвон. Или автосалон без разрешения передал ваш телефон страховому агенту, и теперь вам пытаются впарить каско. Можно потребовать удалить данные из базы, пожаловаться в Роскомнадзор и возместить ущерб через суд. Для этого нужно быть уверенным, что согласия не было, а данные передали незаконно. Иногда согласие получают через договор присоединения или законно передают данные, чтобы выполнить условия договора.

Сначала читать, потом подписывать

Если Роскомнадзор обнаружит нарушения, сайт могут заблокировать, а компанию оштрафуют.

По закону операторы обязаны хранить персональные данные на российских серверах. Есть несколько исключений, но это частности. Любой интернет-магазин или сервис по подписке должен хранить базу с персональными данными граждан в России.

Потом можно передавать эти данные за границу. Это законно, но при определенных условиях. Иначе нельзя было бы бронировать гостиницы и покупать билеты на самолет за границей.

Роскомнадзор может потребовать предоставить подтверждение по поводу места хранения баз данных. Например, договор с дата-центром, хостингом или документы на собственный сервер. Если выяснится, что персональные данные хранятся с нарушениями и не в России, будут проблемы.

А если у нас сайт на английском?

Вот какие признаки используют, чтобы это понять:

Как определять гражданство посетителя, закон не объяснил. Операторам предложили решать эту проблему самостоятельно. А если четкой позиции и инструментов нет, стоит соблюдать закон в отношении всех персональных данных, которые собрали на территории России.

Дублировать те же документы на иностранных языках для россиян нет смысла. Но эти правила придумали не в России. Есть конвенция Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера. Так что, если собираете данные иностранцев, подумайте, как соблюдаете закон той страны, резидентами которой они являются.

В Европе за однократное нарушение правил обработки персональных данных штрафуют на сотни тысяч евро. В России максимальный штраф с 1 июля 2017 года — 75 тысяч рублей.

Могу ли я не регистрироваться в Роскомнадзоре, если поменяю поле в форме обратной связи с «Ваше имя» на «Ваша компания»?

Если это на самом деле название компании и телефон офиса, такая информация не попадает под действие закона. Но если сайт собирает почтовые адреса и телефоны сотрудников компаний, чтобы потом делать по ним рассылку или передавать их третьим лицам, могут быть проблемы как со стороны этих сотрудников, так и от Роскомнадзора.

В Роскомнадзоре должны зарегистрироваться все операторы персональных данных. Исключения только для случаев, перечисленных в п. 2 ст. 22 закона о персональных данных.

Вот публикую я пост в Фейсбуке и упоминаю своего друга — значит, я данные обрабатываю? Кэш поста хранится на телефоне, значит, я данные храню? А если сделаю репост в Твиттер, то я их еще и предоставляю третьей стороне. И как с этим жить?

Это не нарушение закона. В этом случае оператором персональных данных выступает социальная сеть. Каждый, кто там зарегистрировался, дал согласие на публикацию, обработку и использование его данных.

Все пользователи Фейсбука согласились на обработку данных о своем местоположении, используемых устройствах, друзьях, интересах, платежах, посещенных сайтах и связях с другими людьми. И даже на то, что Фейсбук может получить доступ к адресной книге на любом устройстве и потом использовать эти данные.

Вы уже разрешили Фейсбуку делать с вашими персданными что угодно

Все согласились на то, что эти данные Фейсбук передает своим партнерам и рекламодателям. И на то, что любой пользователь может ссылаться, упоминать и отмечать на фотографиях кого захочет в рамках их настроек безопасности. Это законно и за это отвечает Фейсбук, а не пользователи.

Так устроена любая соцсеть и общедоступные справочники.

Если на столбе объявление «Куплю рога оленя, 8 800…, Геннадий», то этот столб можно оштрафовать?

Нет, столб оштрафовать нельзя. Юридическим лицом он тоже не является. А люди, которые читают такие объявления и записывают номера телефонов, чтобы продать рога, не операторы персональных данных и не попадают под действие закона.

Если телефон Геннадия запишет микрофинансовая организация и начнет присылать ему рекламу быстрых займов, то ее можно привлечь к ответственности. Геннадий не давал ей согласия на обработку персональных данных для рассылки рекламы.

Человека, который случайно увидел телефон Геннадия, записал его в телефонную книгу или даже позвонил Геннадию с предложением купить рога, привлечь к ответственности нельзя.

То есть если человек специально опубликовался для каких-то рекламных целей, то это не считается персональными данными? На «Авито», например

Если человек передает свои персональные данные какому-то ресурсу, даже с рекламной целью, этот ресурс должен соблюдать закон. Он должен предупредить пользователя, зачем собирает персональные данные, что будет с ними делать, где публиковать, кому передавать.

Чтобы подать объявление на «Авито», нужно зарегистрироваться и подтвердить номер телефона. Без регистрации объявление подать нельзя.

«Авито» объясняет, что использует данные, чтобы размещать их на сайте, информационных ресурсах, передавать своим партнерам, проводить конкурсы и проверять личность пользователя. Еще «Авито» может передавать данные пользователей за границу и отдавать их на обработку каким-то третьим лицам и честно об этом пишет. Это законно.

Нет такого правила, что если человек сам разместил данные в общем доступе на каком-то ресурсе, то с ними можно делать что угодно: распространять, обрабатывать и хранить у себя без разрешения.

Единственное исключение для общедоступных данных: оператор таких данных может не подавать уведомление в Роскомнадзор. Но получать согласие, обеспечивать безопасность и удалять данные по требованию их владельца он обязан.

Как правильно получить согласие на обработку персональных данных на сайте? Можно взять шаблон с сайта какой-то крупной компании?

Нельзя брать любое соглашение и использовать его на своем сайте, но можно посмотреть, как сделали другие, и использовать этот опыт.

Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Молчание или отсутствие возражений на обработку персональных данных — это не согласие.

Конкретной формы, в которой его нужно получать от посетителя и клиента, нет. Это может быть ссылка на пользовательское соглашение в ответном письме или галочка в форме регистрации.

Согласие должно быть осознанным и информированным

Главное, чтобы можно было доказать, что это согласие получено и посетитель понимал, на что он соглашается.

У каждого оператора должны быть цели. Интернет-магазин собирает данные об адресах, чтобы доставить товар; сервис по подписке просит указать электронную почту, чтобы отправлять письма; медицинский центр систематизирует данные о состоянии здоровья; школа — данные о семье.

Собирать, обрабатывать и хранить можно только те персональные данные, которые соответствуют цели. У «Ламоды», «Главреда», «Библио-глобуса» и детского сада цели не могут быть одинаковыми. А если собирать лишние данные, за это могут оштрафовать.

Получить согласие на обработку персональных данных недостаточно. Нужно соблюдать семь принципов обработки и правильно оформлять внутренние документы.

Лучше сделать это один раз и с помощью юриста, чем платить штрафы государству и возмещать моральный вред.

Ясно. Судя по всему, я оператор персданных. Что мне конкретно делать?

Изучите закон. Он сложный, там много непонятного, а какие-то вопросы вообще не объясняются. Если не можете разобраться сами, попросите юриста, которому доверяете.

На некоторые вопросы отвечает Минкомсвязи — эти разъяснения тоже лучше изучить лично. Можно там же задать вопрос по своей ситуации или написать в Роскомнадзор.

Разместите на сайте пользовательское соглашение, политику конфиденциальности, оферту или еще какой-то документ, откуда посетитель поймет, какие данные вы собираете, что с ними делаете, куда передаете, как храните и когда удаляете. Внимательно относитесь к формулировкам: они пригодятся в суде.

Формируйте базу с персональными данными на российских серверах. Потом можете передавать данные за границу, если это законно, обоснованно и безопасно.

Обеспечьте техническую безопасность данных и защитите их от утечки.

Оформите внутренние документы. Их много. Это приказы, распоряжения, инструкции и подписки. Это нужно сделать один раз, но правильно. При проверке Роскомнадзор имеет право их потребовать и проверить.

Подайте уведомление в Роскомнадзор, если не попадаете под исключения из ст. 22 закона о персональных данных. Если попадаете под исключения, оформите документы так, чтобы это было понятно при визуальной проверке и к вам не придрались.

Заверьте страницы сайта с документами по поводу персональных данных у нотариуса, чтобы вас не обвинили в их отсутствии или изменении формулировок.

Если у вас нет сайта, вы тоже можете быть оператором персональных данных. Необязательно собирать их автоматизированным способом и через интернет. Когда вы берете на работу сотрудника, вы тоже обрабатываете персональные данные. Правильно оформляйте документы.

Закон о персональных данных — это не страшно

Это нормальная мировая практика. Чтобы его соблюдать, не нужно тратить много денег. И бояться штрафов тоже не нужно. Если один раз всё правильно оформить и аккуратно относиться к информации о других людях, вам ничего не грозит.

Каждый из нас — субъект персональных данных. Этот закон защищает и наши данные тоже. И если кто-то его нарушит, можно подать в суд, заблокировать сайт-нарушитель, потребовать удалить информацию о себе и даже получить компенсацию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *