форма оплаты труда в автосервисе
Формы и системы оплаты труда
Оплата труда и заработная плата
ТК РФ в ст.129 синонимизирует понятия «оплата труда» и «заработная плата» и определяет их как совокупность из трёх элементов:
1. вознаграждения за труд | основная (обязательная) часть |
2. компенсационных | |
3. стимулирующих выплат | дополнительная часть |
Однако стоит учесть, что не все составляющие обязательны к выплате сотруднику.
Заработок за месяц не может быть ниже уровня МРОТ, установленного Правительством, и включает в себя надбавки за сложность работы и особые условия (работы в выходные дни и т.п.). А вот стимулирование остаётся на усмотрение работодателя и начисляется, только если сотрудник качественно выполнил свою работу, по мнению работодателя.
В итоге получается, что понятие оплаты труда шире, чем понятие заработной платы, т.к. представляет собой перечень всех элементов, из которых впоследствии собирается заработная плата конкретного работника.
Каким образом выплачивать заработную плату каждый работодатель решает самостоятельно, учитывая минимальные установления ТК.
Ст. ст. 23 и 132 ТК устанавливают невозможность дискриминации работников при равной квалификации, выработке и качестве работы труда. Это значит, что нельзя устанавливать различную оплату за одинаковый труд.
Соответственно работодатель должен применять единые параметры при назначении заработной платы. Вариация таких параметров представляет собой систему оплаты труда. Она должна базироваться на нормах законов и не ухудшать положение работника по сравнению с ними.
Формы оплаты труда
Не стоит путать понятие «система оплаты» и «форма оплаты» — они не идентичны, хотя в литературе и заменяют друг друга.
Система – это совокупность правил оплаты труда. Форма – это одно из этих правил.
Ст. 131 ТК РФ закрепляет две формы, в которых может быть оплачен труд:
Системы оплаты труда
Система оплаты труда – это документально оформленная «инструкция» о том, как начислять заработную зарплату сотруднику за конкретно отработанный период, содержащая полный перечень параметров начисления и удержания денежных средств.
Работодатель в зависимости от характера хозяйственной деятельности с помощью заработной платы может повысить выработку и/или снизить издержки. Для этого надо выбрать рациональные системы оплаты труда.
Существует 3 основных системы, подразделяющиеся на множество видов. Для наглядности все они представлены в таблице ниже.
1. Тарифная система
Тарифная система оплаты труда
Тарифная СОТ самая распространённая, применяется и госорганами, и коммерческими организациями. В её основе лежит ранжирование заработной платы сотрудников в зависимости от их квалификации, стажа работы, приобретённых навыков, выработки, условий и характера труда. В государственных учреждениях применяется Единая тарифная сетка. В коммерческих – схожие с ней документы, утверждённые с учётом мнения профсоюзного органа.
Тарификация регулируется законодательно для многих отраслей деятельности. Например, для работников сферы образования установлена индивидуальная тарифная СОТ в соответствии с Постановлением Правительства от 05.08.2008 за № 583.
Выделяют два вида тарифной системы: сдельную и повременную.
Повременная форма оплаты труда
Повременная СОТ применяется на тех предприятиях, где нет необходимости или возможности нормировать выработку. В рабочие функции сотрудников не входит производство товаров или услуг, поэтому оптимально – выплачивать заработную плату за время, а не за объем работы. Практически весь административно-хозяйственный персонал «сидит» на этой СОТ. Оплата труда будет производиться исходя из квалификации сотрудника и фактически отработанного времени в учётном периоде.
Особенности расчёта зарплаты при разных видах повременной СОТ
При простой повременной СОТ оплачивается время, отработанное в периоде. Периодами могут признаваться: часы, дни, месяцы и вариации этих периодов.
При премиальной – к зарплате за время добавляется премия за качество работы, исчисляемая в % от оклада по ставке. Премия может носить разовый характер или применяться на постоянной основе.
При окладной – работник вправе рассчитывать на ежемесячную зарплату в том размере, как она установлена в трудовом договоре. При достижении определённой квалификации (определяемой субъективно работодателем) оклад может быть повышен.
Сдельная система оплаты труда
Сдельная СОТ применяется организациями, которые предоставляют услуги, выполняют работы или же производят товар. Их прибыль напрямую зависит от скорости работы сотрудников, поэтому выгодно платить не за единицу времени, а за единицу выработки. Формула выплаты такова: сколько сделал – столько получил. Количество продукта умножается на цену за единицу (на сдельную расценку). Такая СОТ стимулирует сотрудников постоянно повышать выработку и качество работы. Второй показатель не менее важен, т.к. расчёт зарплаты производится по итогам периода строго после анализа работы. Т.е. если Петров произведёт 200 деталей, из которых 100 будут негодными, оплатят только 100.
Основанием начисления заработной платы будут документы, подтверждающие выполнение сотрудников личного производственного плана. Для того, чтобы облегчить подсчёт и минимизировать ошибки необходимо тщательно продумать систему учёта показателей сотрудников.
Как оплачивается труд при разных видах сдельной СОТ
При прямой — оплата производится за количество единиц выработки по одинаковой цене за каждую.
При прогрессивной – сдельная расценка повышается за каждую единицу сверх плана.
При премиальной – к зарплате, рассчитанной по прямой сдельной системе, добавляется премия за выполнение плана, сжатие сроков, отсутствие брака, экономность расхода материала и т.п.
При косвенной оплачивается труд вспомогательного персонала, размер оплаты установлен в процентах от зарплаты основного работника.
При аккордной зарплата начисляется за комплексное выполнение плана в общем, единица выработки в этом случае роли не играет. Различают:
Бестарифная система оплаты труда
Бестарифная СОП напоминает опционную систему в стартапах. Есть фонд оплаты труда и сотрудники. Предположим – 100 тысяч рублей и 10 человек. Работодатель устанавливает, что:
Доля может ранжировать сотрудников по объёму участия в работе либо быть одинаковой для всех.
В трудовом договоре, естественно, пропишут 10 тыс.рублей – зарплата в месяц. Упоминать % нельзя по ТК, да и не очень-то выгодно для фирмы.
После оглашения условий работы можно не устанавливать дополнительного стимулирования, работники сами будут стремиться к увеличению дохода компании. Такая модель применима к небольшим, начинающим компаниям, которые не будут выходить на биржу, но хотят заинтересовать работников, не имея денег на премии.
Смешанная система оплаты труда
Смешанная СОТ объединяет в себе тарифной и бестарифной СОТ – у сотрудника есть определённый оклад, но в данном случае он напрямую зависит от успешности его работы: от количества продаж, от качества разработок, от отработанного времени и т.п.
Чем больше выработка, тем больше оклад. И наоборот. Отличие от тарифной в том, что уменьшается вся зарплата вплоть до МРОТ.
Как начисляется зарплата при разных видах смешанной СОТ
Система плавающих окладов предполагает пересчёт оклада ежемесячно по результатам труда за прошлый период.
При комиссионных расчётах сотрудник может рассчитывать на процент от прибыли фирмы в общем, либо от каждой единицы выработки. Эта СОТ очень часто применяется в страховых компаниях.
Оплата труда в дилерской сети очень близка к оплате по гражданско-правовому договору, однако имеет место и в трудовом праве. Сотрудник обязан реализовать некую массу товаров компании, которую он закупает за собственный счёт. Разница между закупочной ценой и ценой продажи третьим лицам и является заработной платой лица.
Зарплата и премия для ремонтных рабочих атп: рекомендации по выбору оптимальных форм
«Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте», 2011, NN 3, 4, 6
Практика показала, что неправильный выбор формы оплаты и способов премирования ремонтных рабочих АТП может привести к печальным последствиям. Например, если премирование производится за выполнение планового коэффициента выпуска автомобилей на линию, некоторые рабочие начинают как можно скорее «выталкивать» на линию автомобили, не задумываясь о качестве ремонта. В статье даны рекомендации по применению наиболее прогрессивных форм и систем оплаты труда и материального стимулирования ремонтно-обслуживающих рабочих АТП.
Выбор формы оплаты: каждому свое
Как сдельная, так и повременная оплата может быть индивидуальной или бригадной (коллективной).
В настоящее время на автотранспортных предприятиях применяются различные системы оплаты труда и условия премирования ремонтных рабочих. Ведь формы организации технического обслуживания и ремонта автомобилей не во всех предприятиях одинаковы.
Если на одних автотранспортных предприятиях наиболее эффективной формой оплаты труда ремонтных рабочих являются сдельно-премиальная система оплаты труда по укрупненным расценкам за техническое обслуживание автомобиля или косвенная сдельная система оплаты труда по расценкам за автомобиле-день (смену) работы подвижного состава на линии, то на других предприятиях, где надлежащим образом поставлены учет и контроль за выполнением нормированных заданий, дает положительные результаты повременно-премиальная система оплаты труда.
Практика показала, что механический подход в выборе системы оплаты труда ремонтных рабочих не дает положительного результата. Поэтому каждое предприятие при выборе системы оплаты труда должно исходить из конкретных условий организации ремонта и технического обслуживания, производственных и других условий работы предприятия.
В данной работе рассматриваются формы оплаты и премирования труда, которые обеспечивают материальную заинтересованность ремонтных рабочих в сокращении срока пребывания автомобилей и прицепов в ремонте, в строгом соблюдении графика выпуска автомобилей на линию и их бесперебойной работе, в выполнении в полном объеме технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.
Анализ применения систем оплаты труда
В настоящее время на многих автотранспортных предприятиях премирование всех ремонтно-обслуживающих рабочих производится за выполнение и перевыполнение планового коэффициента выпуска автомобилей на линию.
Как показала практика, эта система премирования не учитывает в полной мере качество и своевременное проведение ремонтов, предусмотренных графиком, технических обслуживаний N N 1 и 2.
Примечание. Многое зависит от оснащенности АТП. ГУП «Центроргтрудавтотранс» был обследован ряд грузовых и пассажирских АТП, работающих в условиях рынка, и проведен анализ эффективности применяемых систем оплаты труда рабочих, занятых производством технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Обследование показало, что на АТП, где применяется рациональная технология технического обслуживания и ремонта, рабочие места оснащены на основе типовых проектов, труд ремонтных рабочих нормируется и осуществляется строгий контроль за использованием рабочего времени, применяемые системы оплаты труда, как правило, дают положительные результаты. Так, перевод на сдельно-премиальную оплату труда по укрупненным нормам времени за единицу ТО ремонтно-обслуживающих рабочих двух пассажирских автоколонн Московской области позволил коэффициент технической готовности автобусов довести до 0,912. При росте производительности труда ремонтных рабочих их количество, приходящееся на 1 автомобиль, составляет 0,7 чел. Кроме того, резко снизилось привлечение водителей к участию в ремонте.
Более того, создается такая обстановка, при которой ради выполнения планового коэффициента выпуска зачастую автомобили не ставятся по графику в ТО-2, а при текущем ремонте быстрее «выталкиваются» на линию.
Премирование всех ремонтных рабочих за выполнение и перевыполнение планового коэффициента выпуска автомобилей на линию в начале действия данного премиального положения оказывает некоторое влияние на рост коэффициента выпуска, однако в дальнейшем из-за вышеперечисленных недостатков это влияние не наблюдается.
Анализ показывает, что применяемая в ряде автотранспортных предприятий система премирования за выполнение и перевыполнение планового коэффициента выпуска автомобилей на линию положительных результатов не дала.
Сдельно-премиальная система оплаты труда ремонтных рабочих по укрупненным нормам и сдельным расценкам за единицу ТО-1 и ТО-2 в целом дает положительные результаты.
Однако на тех автотранспортных предприятиях, где размер премии за выполнение нормированных заданий и качественных показателей неощутим, а механизации трудоемких процессов и внедрению мероприятий организации труда не уделяется должного внимания, как правило, сокращения численности ремонтных рабочих не происходит.
Перевыполнение норм выработки в этом случае происходит за счет неоправданного завышения норм времени или невыполнения обязательного объема работ, что ведет к снижению качества обслуживания и неоправданно высокому заработку.
Несовершенные системы оплаты труда сказываются и на закреплении рабочих кадров.
Премиальные положения, применяемые на большинстве автотранспортных предприятий, не предусматривают стимулирования ремонтных рабочих за техническое обслуживание и ремонт автомобилей, осуществляемые без привлечения водителей.
Можно с уверенностью сказать, что отсутствие зависимости премирования рабочих от результатов труда превращает премию в механическую надбавку к заработной плате и приводит к снижению производительности труда рабочих.
Как показывает анализ действующих систем оплаты труда ремонтно-обслуживающих рабочих на автотранспортных предприятиях, не нашли должного применения доплаты рабочим за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, а также за выполнение обязанностей отсутствующих рабочих. Доплата рабочим за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ должна производиться в случаях, когда работник в течение установленной продолжительности рабочего дня обеспечивает качественное и своевременное выполнение обязанностей по основной и совмещаемой работе или увеличенного объема работ.
Доплата производится за счет экономии фонда заработной платы, полученной от высвобождения численности работников.
Размер доплаты за совмещение профессий или увеличение объема работ устанавливается в зависимости от сложности характера и объема дополнительно выполняемых работ, качества применяемых нормативов, степени использования рабочего времени.
Как показывает практика, экономически обоснованные системы оплаты труда в сочетании с четкой организацией работы технической службы являются мощным рычагом в повышении технико-экономических показателей работы предприятия, стабилизации кадров ремонтно-обслуживающих рабочих.
Сдельная оплата труда
Сдельная оплата труда включает несколько разновидностей, которые отличаются принципами построения и условиями наиболее эффективного их применения.
Из различных сдельных систем сдельно-премиальная оплата труда по укрупненным нормам времени и расценкам за единицу технического обслуживания и косвенно-сдельная оплата труда нашли наиболее широкое распространение на автотранспортных предприятиях отрасли.
Сдельно-премиальная система оплаты труда ремонтных рабочих
При прямой сдельно-премиальной системе оплаты труда рабочих, занятых техническим обслуживанием автомобилей, начисления производятся по нормам времени и сдельным расценкам за единицу технического обслуживания.
Сдельные расценки определяются умножением нормы времени на тарифную ставку соответствующего разряда работ. Нормы времени на единицу технического обслуживания N 1 и N 2 по каждой марке автомобиля устанавливаются исходя из нормативов трудоемкости технического обслуживания и условий производства данного конкретного предприятия (структуры ремонтной службы, типов подвижного состава и др.) по согласованию с комитетом профсоюза и утверждаются коллективным договором.
Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта установлено, что если одновременно с ТО-2 рабочие выполняют сопутствующие ремонты, то их суммарная трудоемкость не должна превышать 20%. Перечень сопутствующих ремонтов утверждается руководителем предприятия или главным инженером. Трудоемкость ТО-2 и сдельные расценки с учетом сопутствующих ремонтов, соответственно, увеличиваются.
Аналогичным порядком определяется сдельная расценка и за выполнение одного технического обслуживания N 2.
Преимущество этой системы заключается в том, что она материально заинтересовывает ремонтных рабочих выполнять установленное плановое задание меньшей численности рабочих, сократить или полностью исключить участие водителей в ремонте, так как начисленный заработок за производство технического обслуживания делится на фактическое количество рабочих, участвующих в работе.
Недостатком прямой сдельно-премиальной системы является то, что она неэффективна для оплаты труда рабочих, занятых текущим ремонтом автомобилей.
Затруднения в применении данной системы оплаты труда вызваны тем, что на текущем ремонте автомобилей оплата труда рабочих может производиться по сдельным расценкам за выполнение отдельных ремонтных операций, укрупнение расценки практически невозможно из-за разнородности выполняемых работ.
Недостатком является и то, что при оплате труда рабочих по сдельным расценкам за выполнение отдельных ремонтных операций они больше заинтересованы в ремонте автомобилей, чем в работе автомобилей на линии. Кроме того, при этой системе большая часть рабочего времени как рабочих, так и мастеров уходит на оформление нарядов.
Практика показала, что для рабочих, занятых текущим ремонтом, косвенно-сдельная система оплаты труда может быть использована в большинстве автотранспортных предприятий достаточно эффективно. Она дает возможность заинтересовать рабочих в улучшении качества технического обслуживания и ремонта подвижного состава, в сокращении сроков выполняемых работ, численности рабочих-ремонтников и количества водителей, привлекаемых к ремонту.
Вместе с тем практика показывает, что косвенная сдельная система оплаты труда имеет ряд существенных недостатков. Данная система не исключает такой ситуации, когда одинаковому по затратам труда ремонтных рабочих объему работ может соответствовать как большее, так и меньшее количество дней работы автомобилей на линии.
Количество дней, отработанных автомобилем на линии, не отражает достаточно объем трудовой деятельности ремонтных рабочих. Простои автомобилей происходят по различным причинам, и только часть из них является результатом плохой работы ремонтных рабочих. Как показывают обследования, коэффициент выпуска автомобилей на линию всегда значительно ниже коэффициента технической готовности, что убедительно говорит об отсутствии вины ремонтных рабочих в простое автомобилей. Кроме того, в связи с различной квалификацией и опытом водителей количество дней работы автомобиля на линии будет неодинаково. Из вышеизложенного следует, что применение той или иной системы оплаты труда ремонтных рабочих должно исходить из конкретных условий, сложившихся на данном автотранспортном предприятии.
Косвенная сдельная система оплаты труда
При применении указанной системы оплаты труда ремонтных рабочих особенно важна правильная организация нормирования труда, расчета и систематического пересмотра сдельных расценок.
автомобиле-час работы подвижного состава на линии;
автомобиле-день (смена) работы подвижного состава на линии;
1000 км пробега подвижного состава.
Выбор конкретного показателя определяется спецификой условий работы каждого предприятия (вид перевозок, структура парка, постоянство клиентуры и т.д.). Например, при достаточно высокой стабильности среднечасового или среднесуточного пробега целесообразно использовать автомобиле-час или автомобиле-день (смену) работы подвижного состава на линии, если же суточный (сменный) пробег подвержен значительным колебаниям, то более правильно применять в качестве показателя результатов работы 1000 км пробега подвижного состава.
На принятый показатель оценки результатов работы устанавливается сдельная расценка, для расчета которой могут быть использованы Типовые нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава автомобильного транспорта.
Основой для расчета сдельных расценок является расценка на один километр пробега подвижного состава по каждой марке подвижного состава (R). Формула, приведенная ниже, может быть использована для расчета расценок для любых типов и марок автомобилей.
Сдельные расценки на 1 км пробега подвижного состава определяются на основе нормативной трудоемкости по ТО-1, ТО-2 и ТР, исчисленной на 1 км пробега, и средневзвешенной тарифной ставки исходя из разрядов работ на эти виды обслуживания и ремонта с учетом удельного веса тяжелых и вредных работ.
Пользуясь этой расценкой, можно определить величину сдельной расценки на:
Нормативная трудоемкость технического обслуживания и ремонта (в нормо-часах) и расценки (в руб.) на 1 км пробега подвижного состава
Следует иметь в виду, что рассчитанные таким образом сдельные расценки являются максимально допустимыми, поэтому в каждом конкретном случае следует принять поправочные коэффициенты (категории условий эксплуатации, модификации подвижного состава, природно-климатических условий, пробега с начала, эксплуатации, размеров предприятия). Порядок применения этих коэффициентов рассматривается в положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Включение в сдельные расценки различного рода премий, доплат не рекомендуется.
Если на предприятии применяются более совершенная технология и организация производства и труда (т.е. применяются диагностическое оборудование, поточные линии, внедрена механизация трудоемких процессов на техническом обслуживании и ремонте подвижного состава и прочее), обеспечивающие рост производительности труда и сокращение потерь рабочего времени, то в этом случае администрация предприятия по согласованию с комитетом профсоюза обязана утвердить местные, более прогрессивные нормативы расчета расценок. Эти нормативы должны быть рассчитаны на основе технических данных о производительности оборудования, результатов анализа затрат рабочего времени с учетом применения передовых приемов и методов труда.
Общая сумма заработной платы рабочих ремонтной зоны определяется путем умножения сдельной расценки, установленной по каждой марке автомобиля (прицепа, полуприцепа), на количество автомобиле-часов, отработанных на линии автомобилями соответствующих марок, с последующим суммированием полученных результатов.
Пример расчета заработной платы
Ежедневно отдел эксплуатации должен представлять работнику, выполняющему основные операции по начислению и первичному распределению зарплаты, данные по форме (см. табл. 2).
Графы формы заполняются при таксировании путевых листов отработавших на линии автомобилей. В них проставляется количество автомобилей каждой марки, отработавших определенное количество часов за истекшие сутки. Правильность заполнения граф 1 и 2 подтверждается подписью начальника отдела эксплуатации. Нормировщик, к которому поступает эта форма, заполняет графы 3, 4, 5.
Графа 3 заполняется следующим образом: суммируются произведения числа автомобилей, отработавших определенное количество часов, на количество часов, ими отработанных.
Так, количество автомобиле-часов, отработанных автомобилями ЗИЛ-4331 (колонна N 2), определяется следующим образом:
2 x 6 + 14 x 7 + 32 x 8 + 5 x 9 = 411 а/м-ч.
После заполнения данной формы в распоряжении нормировщика оказывается общая сумма заработной платы, начисленная по сдельным расценкам.
ЗП = 6104,00 + 7002,50 = 13 106,50 руб.
Вторым этапом при коллективной косвенной сдельной системе оплаты труда является определение удельного веса каждого участка (бригады) в общей сумме заработной платы.
Общая сумма заработной платы, начисленная рабочим ремонтной зоны, распределяется между производственными участками (бригадами) пропорционально нормативной трудоемкости и среднему разряду работ, выполняемых рабочими данного участка (бригады) с учетом условий труда. Сумма заработной платы, начисленная данному участку, должна быть уменьшена на сумму заработной платы водителей, участвующих в выполнении работ по данному участку. Рекомендуемое примерное распределение общей суммы заработной платы рабочих по видам работ и специальностям, в %.
Таким образом, например, % общей суммы заработной платы для кузнеца в целом на ТО и ремонте грузовых автомобилей составит:
2,16 + 4,68 + 0,46 = 7,30;
Сумма, начисленная на производственный участок (бригаду), распределяется между рабочими участка (бригады) пропорционально отработанному времени каждым из них и тарифным ставкам присвоенных разрядов.
Участок текущего ремонта
В заключение с помощью этого коэффициента определяется фактический заработок по сдельным расценкам каждого рабочего участка (бригады).
Так, заработная плата электросварщика VI разряда составит 6234 x 1,25 = 7795 руб.; а кузнеца V разряда 6384 x 1,25 = 7980 руб. и т.д.
При этом в целях создания дополнительной материальной заинтересованности в достижении более высоких показателей по результатам личного труда руководитель АТП по согласованию с профсоюзной организацией имеет право при корректировании индивидуальной сдельной заработной платы внутри бригады учитывать выполнение трудовых норм каждым рабочим и дифференцировать расчетный коэффициент, как это сделано в нашем примере в отношении слесаря-регулировщика: К = 1,39 и газосварщика: К = 1,1.
Повременная оплата труда
Повременная оплата труда включает несколько разновидностей.
Простая повременная оплата основана на исчислении заработной платы рабочему по часовой (дневной) тарифной ставке присвоенного ему разряда, перемноженной на число фактически отработанных табельных часов (дней). Ввиду недостаточного стимулирующего влияния на количество и качество труда повременщика эта система практически не применяется.
Наиболее широкое распространение среди разновидностей повременной оплаты получила повременно-премиальная система. При этой системе помимо тарифного заработка рабочий получает премию за достижение определенных количественных и качественных показателей.
Руководители предприятий и организаций по согласованию с комитетом профсоюза могут производить оплату труда рабочих-повременщиков по тарифным ставкам рабочих-сдельщиков при условии их работы по межотраслевым, отраслевым и другим технически обоснованным нормативам трудовых затрат (нормированным заданиям, нормам обслуживания и нормативам численности). Установление нормированных заданий имеет своей целью обеспечение высокого уровня производительности труда рабочих-повременщиков и позволяет конкретизировать их трудовые функции и результаты труда.
Выдача нормированных заданий и хорошо поставленный учет их выполнения способствуют более эффективному использованию рабочего времени, ускорению темпов роста производительности труда, высвобождению численности рабочих и повышению качества выполняемых работ.
Нормированное задание представляет собой установленный объем работ, который должен выполнить рабочий или группа рабочих за определенный период времени или время, в течение которого необходимо выполнить заданный объем работ на основе межотраслевых и отраслевых и других технически обоснованных норм времени на ремонт и техническое обслуживание подвижного состава.
В зависимости от специфики производства объем выполняемых работ, устанавливаемый нормированным заданием, может быть выражен в трудовых (нормо-часах) или натуральных показателях, например в количестве деталей, узлов или агрегатов, подлежащих ремонту и сдаче на склад.
Применение нормированных заданий в условиях повременной оплаты труда позволяет не только поставить заработок рабочего в зависимости от величины проработанного времени, но и увязать его с качественными и количественными характеристиками вложенного труда. Тем самым создаются условия для ликвидации уравнительности в оплате труда, труд рабочего-повременщика приближается по напряженности к труду рабочего-сдельщика, появляется возможность стимулирования производительности труда.
Нормированное задание является основным документом для нормирования и учета объема работ, выполняемых производственной бригадой или отдельными рабочими. Нормированные задания должны задаваться до начал работы в чел.-часах и натуральных измерителях (количество агрегатов, узлов и т.д.).
При выдаче нормированных заданий рекомендуется определять объемы работ каждому исполнителю (бригаде) в соответствии с установленными нормами, нормативами и количеством рабочих дней (часов) в планируемом периоде.
Нормированное задание целесообразно выдавать ежедневно. При невозможности установления ежедневного задания оно может выдаваться на более длительный период.
По окончании каждой работы инженер по труду, нормировщик, начальник (мастер) производственного участка (цеха) проставляют в задание нормированное время на фактически выполненный объем.
Процент выполнения нормированного задания и премия по бригаде определяются ежедневно. После окончания работ все нормированные задания рабочего-повременщика (бригады) сдаются инженеру по труду и заработной плате, который регулярно заносит в справку (см. табл. 1) по каждому рабочему процент премии за выполнение и перевыполнение нормированного задания по числам месяца, а после окончания месяца производит расчет среднего процента премии к тарифу за отработанное время и размер премии за месяц.
Справка к начислению премии ремонтно-обслуживающим рабочим-повременщикам по итогам работы за ________ 20__ год
«__» __________ 200_ год
Инженер по труду и заработной плате __________ (подпись)
Бухгалтер __________ (подпись)
Форма нормированных заданий устанавливается в зависимости от характера выполняемых работ бригадами рабочих или отдельными рабочими.
Опыт показал, что по степени стабильности и повторяемости работ и соответственно методам установления нормированных заданий рабочие-повременщики могут подразделяться на 2 группы:
По характеру выполняемых работ ремонтно-обслуживающих рабочих автотранспортных предприятий также можно разделить на две группы:
Нормированное задание рабочему (бригаде)
Мастер _____________ (подпись)
Нормировщик __________ (подпись)
Примечание: в пример расчета нормированного задания заложена продолжительность рабочего дня 8 часов.
Нормированное задание рабочему (бригаде)
Количество человек в бригаде ______ Участок ТР
Мастер _____________ (подпись)
Нормировщик __________ (подпись)
Примечание: в пример расчета нормированного задания заложена продолжительность рабочего дня 7 часов.
В данной таблице предусмотрено премирование ремонтно-обслуживающих рабочих за выполнение нормированного задания в размере 20% от тарифной ставки за фактически отработанное время, а за каждый процент перевыполнения нормированного задания размер премии увеличивается на 2,5%.
Процент выполнения нормированного задания определяется как отношение фактически выполненного объема работы в чел.-часах к заданному объему работы в чел.-час.
В случае отвлечения рабочих в связи с производственной необходимостью на другие работы, объем нормированного задания и сроки его выполнения подлежат корректировке.
Премирование ремонтных рабочих Общие правила
Премирование ремонтных и других рабочих АТП производится как из фонда заработной платы (ФЗП), так и из фонда материального поощрения (ФМП). Показатели премирования и размеры премий по профессиям и группам рабочих устанавливаются руководителем предприятия по согласованию с комитетом профсоюза дифференцированно с учетом поставленных перед ними задач и условий производства.
Максимальные размеры премий, выплачиваемых рабочим за счет ФЗП, не должны превышать 40% сдельного заработка (для сдельщиков) или тарифной ставки за фактически отработанное время (для повременщиков). Премии, выплачиваемые за счет ФМП, предельными размерами не ограничиваются, но рекомендуется их выплачивать в пределах части средств этого фонда, выделенных по смете на премирование рабочих.
Для ремонтных рабочих, занятых ежедневным техническим обслуживанием, первым и вторым техническими обслуживаниями, текущим ремонтом автомобилей, следует применять дифференцированные показатели условия и размеры премий по различным профессиям и группам рабочих в зависимости от сложности и условий производственной деятельности.
При разработке премиальных систем следует учитывать: состояние организации труда и производства, структуру технической службы, взаимоотношения между отдельными подразделениями технической службы, состояние подвижного состава, форму оплаты труда, уровень требований к качеству выполняемой работы отдельных групп рабочих.
Премиальные системы должны быть разработаны таким образом, чтобы их применение обеспечивало: устранение узких мест по ремонту и техническому обслуживанию, непрерывное повышение производительности труда, сокращение численности ремонтных рабочих, повышение качества выполняемых работ, снижение затрат по заработной плате на единицу пробега подвижного состава, т.е. было бы экономически обоснованным.
Как при сдельной, так и при повременной форме оплаты труда должна устанавливаться такая система премирования, при которой премия выплачивалась бы не как гарантированная надбавка к заработной плате, а как заслуженное вознаграждение за качественное и своевременное выполнение работ.
На ряде автотранспортных предприятий премирование ремонтно-обслуживающих рабочих производится за увеличение выпуска подвижного состава на линию. При введении этого показателя премирования целесообразно дифференцировать размер премии за выполнение и перевыполнение плана выпуска подвижного состава на линию. Более высокие размеры премий за выполнение и перевыполнение плана выпуска подвижного состава на линию следует установить на таких автотранспортных предприятиях, где при прочих равных условиях плановый коэффициент выпуска подвижного состава на линию выше.
Показатели премирования
Система премирования за выполнение и перевыполнение плана выпуска автомобилей на линию или количество дней работы автомобиля после ремонта содержит в себе элемент уравниловки. Размеры премий, установленные по отдельным участкам, дифференцированы только по трудоемкости выполняемых работ и не зависят от уровня производительности труда на каждом участке.
Основной задачей рабочих, занятых техническим обслуживанием автомобилей, является обеспечение выполнения установленного плана технического обслуживания и выполнение норм установленного задания по пробегу.
В связи с этим для рабочих, занятых техническим обслуживанием автомобилей, целесообразно установить премирование за выполнение заданий по количеству технических обслуживаний (нормированное задание) и за выполнение нормативного межремонтного пробега автомобилей без заявочных ремонтов и сходов с линии.
Бригаде ремонтных рабочих, обеспечившей гарантированный пробег автомобилей без схода с линии после проведенных ТО-1 и ТО-2 может начисляться премия (по материалам ОТК и отдела эксплуатации) в размере, установленном руководителем предприятия по согласованию с комитетом профсоюза, и исчисленном в процентах к сумме сдельных заработков или тарифных ставок за фактически отработанное бригадой время.
Например, за выполнение сменного (дневного) плана (нормированного задания) технического обслуживания N 1 премия установлена в размере 30% тарифной ставки и за обеспечение установленного задания по пробегу дополнительно: за пробег
Автомобили, не прошедшие установленного задания по пробегу, считаются браком и исключаются из расчета на выплату премии за выполнение дневного задания по количеству технических обслуживаний.
Аналогичное стимулирование количественных и качественных показателей устанавливается и для рабочих бригад, занятых техническим обслуживанием N 2.
Примерное распределение премии по участкам текущего ремонта в зависимости от нормативного простоя автомобилей в ремонте и расчет премии приведены в таблицах 4 и 5.
Распределение премии по участкам в зависимости от простоя автомобилей в текущем ремонте, руб.
Расчет премий в зависимости от нормативного простоя автомобилей
Премирование ремонтных рабочих в этом случае производится:
а) за выполнение плана по установленному нормативу оборотного фонда агрегатов, узлов и деталей;
б) за сдачу отремонтированных агрегатов, узлов и деталей ОТК с первого предъявления.
Конкретные размеры премии по пп. «а» и «б» устанавливаются исходя из экономической целесообразности и конкретных условий, сложившихся на предприятии.
Премирование производится по итогам работы за день.
Задание по неснижаемому запасу каждому рабочему или бригаде (участку) доводится техническим отделом предприятия по установленной номенклатуре.
Непременными условиями для применения данной системы премирования являются следующие:
Участие водителей в техническом обслуживании и в текущем ремонте автомобилей отрицательно сказывается на всей деятельности автотранспортного предприятия, поэтому очень важно на техническом обслуживании и текущем ремонте автомобилей установить такую систему премирования ремонтных рабочих, которая бы стимулировала выполнение и перевыполнение бригадой ремонтных рабочих установленного задания без участия водителей.
Общий размер премии в данном случае составит:
Допустим, что при тех же показателях работы этого участка в ремонте участвовали 2 водителя. Размер премии за этот день будет снижен на:
Широкое распространение на автотранспортных предприятиях получило премирование ремонтных рабочих, выполняющих техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей, за сдачу продукции или выполненной работы отделу технического контроля с первого предъявления. Этот показатель премирования может вводиться самостоятельный как вид поощрения, так и в сочетании с премированием за количественные результаты работы. Как показала практика, следует считать сданными с первого предъявления те автомобили, которые отработали в последующий после обслуживания и ремонта день без заявочных ремонтов.
Шкала премирования за каждый сданный автомобиль, агрегат отделу технического контроля с первого предъявления может выглядеть следующим образом (см. табл. 6).
Шкала премирования
Обязательным условием премирования по данному показателю является выполнение установленного нормированного задания по количеству технических обслуживаний, узлов, агрегатов, деталей и т.д.
Для большинства применяемых систем премирования общим недостатком является то, что при распределении начисленной суммы премии между рабочими пропорционально заработку по тарифу или отработанному времени труд каждого конкретного члена бригады не может получить должной оценки, что вносит элемент уравниловки в расчете заработной платы.
На каждом предприятии, где распределение общебригадной премии решено производить с применением коэффициента трудового участия, должно быть разработано специальное положение, определяющее: участки производства, бригады, где могут использоваться КТУ, на основе которых будут оцениваться достижения (упущения) в работе отдельных членов бригады; количественная оценка этих критериев; права и обязанности бригадиров, советов бригад, мастеров в распределении премий.
В положении об использовании КТУ должны быть предусмотрены следующие обязательные условия:
Размеры коэффициентов устанавливаются решением бригады (ее собранием или советом бригады) ежемесячно по результатам работы за прошлый месяц.
Увеличение КТУ может производиться за следующие отличия в работе.
Снижение КТУ может производиться за следующие упущения в работе:
Диапазон колебаний минимальных и максимальных коэффициентов устанавливается решением бригады. При распределении с применением КТУ коллективной премии диапазон колебаний может допускаться от 0 (т.е. полного лишения отдельных работников премии) до 1,5.
Недопустимо внедрение КТУ административными методами, т.е. без согласия членов бригады, а также установление неизменных размеров КТУ на длительное время.
Пример 3. Распределение бригадной премии с применением КТУ (табл. 7).
Распределение бригадной премии с применением КТУ
Примечание: процент премии к тарифу за отработанное время рассчитывается как среднеарифметическая величина от суммы премии за выполнение и перевыполнение нормированного задания по числам месяца.
Всего заработок по тарифу 29 789,00 руб.
Премия бригаде начислена в сумме 9415,00 руб.
Распределение суммы премии производится с учетом тарифного заработка и КТУ:
(5351 x 1,4) + (3781 x 1,0) + (4670 x 0,8) + (4301 x 1,2) + (3891 x 0,8) + (4301 x 0,7) + (3494 x 1,1) = 30 136,5.
Подлежащая распределению сумма делится на сумму произведений тарифного заработка каждого члена бригады на присвоенный коэффициент: 9415: 30 136,5 = 0,312.
Сумма премии каждого рабочего определяется как произведение тарифного заработка с учетом КТУ и доли премии, приходящейся на 1 руб. Сумма премии каждому рабочему составит:
Как видим, многообразие производственных требований предопределяет множество показателей и условий премирования, предусматриваемых действующими системами оплаты труда рабочих. Показатели премирования должны отражать конкретные производственные требования, которых необходимо добиться рабочему для получения премий соответствующего размера.
Премирование ремонтных и других рабочих АТП производится как из фонда заработной платы (ФЗП), так и из фонда материального поощрения (ФМП). Показатели премирования и размеры премий по профессиям и группам рабочих устанавливаются руководителем предприятия по согласованию с комитетом профсоюза дифференцированно с учетом поставленных перед ними задач и условий производства.
Максимальные размеры премий, выплачиваемых рабочим за счет ФЗП, рекомендуется не превышать 40% сдельного заработка (для сдельщиков) или тарифной ставки за фактически отработанное время (для повременщиков). Премии, выплачиваемые за счет ФМП, предельными размерами не ограничиваются, но рекомендуется выплачивать в пределах части средств этого фонда, выделенных по смете на премирование рабочих.
Для ремонтных рабочих, занятых ежедневным техническим обслуживанием, первым и вторым техническими обслуживаниями, текущим ремонтом автомобилей, следует применять дифференцированные показатели условия и размеры премий по различным профессиям и группам рабочих в зависимости от сложности и условий производственной деятельности.
При разработке премиальных систем следует учитывать: состояние организации труда и производства, структуру технической службы, взаимоотношения между отдельными подразделениями технической службы, состояние подвижного состава, форму оплаты труда, уровень требований к качеству выполняемой работы отдельных групп рабочих.
Премиальные системы должны быть разработаны таким образом, чтобы их применение обеспечивало: устранение узких мест по ремонту и техническому обслуживанию, непрерывное повышение производительности труда, сокращение численности ремонтных рабочих, повышение качества выполняемых работ, снижение затрат по заработной плате на единицу пробега подвижного состава, т.е. было бы экономически обоснованным.
Премирование может быть использовано как для стимулирования количественных показателей выполнения и перевыполнения плана выпуска подвижного состава на линию, сокращения количества единиц подвижного состава, простаивающих определенное время в ремонте, против установленного норматива, выполнения дневных заданий по количеству технических обслуживаний, нормированных заданий, количества неснижаемого запаса агрегатов и запасных частей, сокращения сроков и трудоемкости ремонта, так и для стимулирования качественных показателей работы: обеспечение выполнения и перевыполнения нормы гарантийного межремонтного пробега, сдача автомобиля после технического обслуживания и ремонта ОТК с первого предъявления, сокращение сходов автомобилей с линии по технической неисправности и др. Как при сдельной, так и при повременной форме оплаты труда должна устанавливаться такая система премирования, при которой премия выплачивалась бы не как гарантированная надбавка к заработной плате, а как заслуженное вознаграждение за качественное и своевременное выполнение работ.
На ряде автотранспортных предприятий премирование ремонтно-обслуживающих рабочих производится за увеличение выпуска подвижного состава на линию. При введении этого показателя премирования целесообразно дифференцировать размер премии за выполнение и перевыполнение плана выпуска подвижного состава на линию. Более высокие размеры премий за выполнение и перевыполнение плана выпуска подвижного состава на линию следует установить на таких автотранспортных предприятиях, где при прочих равных условиях плановый коэффициент выпуска подвижного состава на линию выше.
На многих автотранспортных предприятиях в качестве показателя премирования ремонтных рабочих используется такой показатель, как количество дней, отработанных автомобилями на линии. Общая сумма премии за день работы автомобиля на линии в целом по автотранспортному предприятию определяется как произведение суммы премии за день работы на линии и количества дней работы технически исправных автомобилей на линии.
Система премирования за выполнение и перевыполнение плана выпуска автомобилей на линию или количество дней работы автомобиля после ремонта содержит в себе элемент уравниловки. Размеры премий, установленные по отдельным участкам, дифференцированы только по трудоемкости выполняемых работ и не зависят от уровня производительности труда на каждом участке.
Для рабочих производственных участков, выполняющих комплекс работ по техническому обслуживанию (ТО-1 и ТО-2) и текущему ремонту автомобилей, показатели премирования должны устанавливаться отдельно.
Основной задачей рабочих, занятых техническим обслуживанием автомобилей, является обеспечение выполнения установленного плана технических обслуживаний и выполнения норм установленного задания по пробегу.
В этой связи для рабочих, занятых техническим обслуживанием автомобилей, целесообразно установить премирование за выполнение заданий по количеству технических обслуживаний (нормированное задание) и за выполнение нормативного межремонтного пробега автомобилей без заявочных ремонтов и сходов с линии.
Бригаде ремонтных рабочих, обеспечившей гарантированный пробег автомобилей без схода с линии после проведенного ТО-1, ТО-2, может начисляться премия (по материалам ОТК и отдела эксплуатации) в размере, установленном руководителем предприятия по согласованию с комитетом профсоюза и исчисленном в процентах к сумме сдельных заработков или тарифных ставок за фактически отработанное бригадой время.
Например, за выполнение сменного (дневного) плана (нормированного задания) технического обслуживания N 1 премия установлена в размере 30% тарифной ставки и за обеспечение установленного задания по пробегу дополнительно.
Автомобили, не прошедшие установленного задания по пробегу, считаются браком и исключаются из расчета на выплату премии за выполнение дневного задания по количеству технических обслуживаний.
Аналогичное стимулирование количественных и качественных показателей устанавливается и для рабочих бригад, занятых техническим обслуживанием N 2.
В качестве показателей премирования рабочих участков текущего ремонта автомобилей может быть использован установленный по этим участкам норматив простоя определенного количества автомобилей в ремонте на момент конца выпуска автомобилей на линию.
Примерное распределение премии по участкам текущего ремонта в зависимости от нормативного простоя автомобилей в ремонте и расчет премии приведено в таблицах N N 3 и 4.
В ряде автотранспортных предприятий рабочим, занятым ремонтом агрегатов, узлов и деталей для сдачи на промежуточный склад, устанавливается сдельно-премиальная система оплаты труда по укрупненным нормам времени и расценкам за каждый агрегат, узел или деталь.
Премирование ремонтных рабочих в этом случае производится:
а) за выполнение плана по установленному нормативу оборотного фонда агрегатов, узлов и деталей;
б) за сдачу отремонтированных агрегатов, узлов и деталей ОТК с первого предъявления.
Конкретные размеры, премии по п. п. «а» и «б» устанавливаются исходя из экономической целесообразности и конкретных условий, сложившихся на предприятии.
Премирование производится по итогам работы за день.
Задание по неснижаемому запасу каждому рабочему или бригаде (участку) доводится техническим отделом предприятия по установленной номенклатуре.
Непременными условиями для применения данной системы премирования являются:
Широкое распространение на автотранспортных предприятиях получило премирование ремонтных рабочих, выполняющих техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей, за сдачу продукции или выполненной работы отделу технического контроля с первого предъявления. Этот показатель премирования может вводиться как самостоятельный вид поощрения, так и в сочетании с премированием за количественные результаты работы. Как показала практика, следует считать сданными с первого предъявления те автомобили, которые отработали в последующий после обслуживания и ремонта день без заявочных ремонтов.
Шкала премирования за каждый сданный автомобиль, агрегат отделу технического контроля с первого предъявления может выглядеть следующим образом: обязательным условием премирования по данному показателю является выполнение установленного нормированного задания по количеству технических обслуживаний, узлов, агрегатов, деталей и т.д.
Шкала премирования за каждый сданный автомобиль, агрегат отделу технического контроля
Для большинства применяемых систем премирования общим недостатком является то, что при распределении начисленной суммы премии между рабочими пропорционально заработку по тарифу или отработанному времени труд конкретно каждого конкретного члена бригады не может получить должной оценки, что вносит элемент уравниловки в организацию заработной платы.
В тех случаях, когда по решению большинства членов бригады распределение премии с учетом только присвоенных разрядов и отработанного времени может привести к нарушению принципа оплаты в соответствии с количеством и качеством труда, затраченного каждым рабочим, при распределении общебригадной суммы премии могут использоваться коэффициенты трудового участия (КТУ).
На каждом предприятии, где решено распределение общебригадной премии производить с применением коэффициента трудового участия, должно быть разработано специальное положение, определяющее: участки производства, бригады, где могут использоваться КТУ, на основе которых будут оцениваться достижения (упущения) в работе отдельных членов бригады; количественную оценку этих критериев; права и обязанности бригадиров, советов бригад, мастеров в распределении премий.
В положении об использовании КТУ должны быть предусмотрены следующие обязательные условия:
Размеры коэффициентов устанавливаются решением бригады (ее собранием или советом бригады) ежемесячно по результатам работы за прошлый месяц.
Увеличение КТУ может производиться за следующие отличия в работе:
Снижение КТУ может производиться за следующие упущения в работе:
невыполнение производственных заданий и норм выработки;
допущение брака в работе по вине рабочего;
невыполнение распоряжений бригадира и техперсонала, повлекшее снижение выработки в бригаде;
нарушение трудовой дисциплины;
диапазон колебаний минимальных и максимальных коэффициентов устанавливается решением бригады. При распределении с применением КТУ коллективной премии диапазон колебаний может допускаться от 0 (т.е. полного лишения отдельных работников премии) до 1,5.
Недопустимо внедрение КТУ административными методами, т.е. без согласия членов бригады, а также установление неизменных размеров КТУ на длительное время.
Всего заработок по тарифу 29 789,00 руб.
Премия бригаде начислена в сумме 9415,00 руб.
Распределение суммы премии производится с учетом тарифного заработка и КТУ.
(5351 x 1,4) + (3781 x 1,0) + (4670 x 0,8) + (4301 x 1,2) + (3891 x 0,8) + (4301 x 0,7) + (3494 x 1,1) = 30 136,5.
Подлежащая распределению сумма делится на сумму произведений тарифного заработка каждого члена бригады на присвоенный коэффициент:
9415 / 30 136,5 = 0,312.
Сумма премии каждого рабочего определяется как произведение тарифного заработка с учетом КТУ и доли премии, приходящейся на 1 руб.
Сумма премии каждому рабочему составит:
Пример распределения бригадной премии с применением КТУ
Как видно из данного раздела, многообразие производственных требований предопределяет множество показателей и условий премирования, предусматриваемых действующими системами оплаты труда рабочих. Показатели премирования должны отражать конкретные производственные требования, которых необходимо добиться рабочему для получения премий соответствующего размера.
Каждая премиальная система должна быть экономически обоснована, и премиальные выплаты не могут превышать экономии, получаемой в результате введения премиальной системы. Периодический пересмотр показателей и уровней премирования служит залогом высокой действенности и стимулирующей роли любой премиальной системы.