формами руководства физической культурой и спортом в россии являются

Историческая эволюция организационных форм управления физической культурой и спортом в России

формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Смотреть фото формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Смотреть картинку формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Картинка про формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Фото формами руководства физической культурой и спортом в россии являются формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Смотреть фото формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Смотреть картинку формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Картинка про формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Фото формами руководства физической культурой и спортом в россии являются формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Смотреть фото формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Смотреть картинку формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Картинка про формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Фото формами руководства физической культурой и спортом в россии являются формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Смотреть фото формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Смотреть картинку формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Картинка про формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Фото формами руководства физической культурой и спортом в россии являются

формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Смотреть фото формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Смотреть картинку формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Картинка про формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Фото формами руководства физической культурой и спортом в россии являются

Типы организаций, выделяемые по взаимодействию подразделений

(самостоятельная подготовка студентов)

В каждой организации физкультурно-спортивной направленности существует разделение труда. При этом главное внимание уделяется разделению труда на отдельные функции и установлению соответст­вия работников органов управления предоставляемым им полномо­чиям. Разделение труда в организации формально закрепляется в образовании структурных подразделений, каждое из которых выпол­няет конкретные задания. Такие подразделения называют службами, отделами, управлениями, секторами, отделениями и т.п.

Следовательно, каждая организация имеет внутреннюю структуру, выражающуюся в наличии структурных подразделений.

Структурные подразделения, как и спортивная организация, час­тью которой они являются, представляют собой группы людей, дея­тельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели.

В рассматриваемом аспекте отдельные структурные подразделения больших, сложных многоцелевых организаций можно рассматривать в качестве самостоятельных физкультурно-спортивных организаций. Например, кафедру физического воспитания вуза правомерно считать организацией.

Разделение организации на подразделения образует ее внутреннюю структуру, которая носит название иерархической. С позиций внутри-организационного взаимодействия подразделений в теории менедж­мента выделяют несколько типов организаций: линейные, функцио­нальные, линейно-функциональные, матричные, целевые и др.

Линейная структура образуется в результате построения структуры спортивной организации, в которой звенья нижележащих уровней управления находятся в непосредственном подчинении у руководите­ля вышестоящего уровня. Каждое подразделение возглавляет руководи­тель, наделенный полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненным ему персоналом и сосредоточивший в сво­их руках все функции управления. Решения руководителя организа­ции, передаваемые по цепочке «сверху вниз», обязательны для выпол­нения всеми нижестоящими звеньями. На этой основе создается ие­рархия руководителей данной организации. Линейная структура ха­рактерна для организаций с небольшой численностью персонала.

Функциональная структура – результат увеличивающейся сложно­сти управления и развития специализации. Функциональная структу­ра основана на разделении управленческого труда персонала аппарата организации и предполагает создание в ней наряду с линейными еще и функциональных подразделений. Каждое функциональное подразде­ление (либо исполнитель) специализировано на выполнении отдель­ных видов управленческой деятельности. Выполнение указаний руко­водителя функционального подразделения в пределах его компетенции обязательно для всех других подразделений. Такое взаимодействие подразделений создает двойное подчинение для исполнителей.

Линейно-функциональная (штабная) структура возникает в резуль­тате синтеза линейной и функциональной структур управления. При этой структуре функциональные подразделения утрачивают права при­нятия решений и руководства нижестоящими подразделениями. Они лишь помогают линейному руководителю в выполнении отдельных функций управления. При данной структуре линейные звенья принимают решения и организуют их выполнение, а функциональные зве­нья планируют, координируют, информируют, т.е. выступают в каче­стве своего рода штаба.

формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Смотреть фото формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Смотреть картинку формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Картинка про формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Фото формами руководства физической культурой и спортом в россии являются

При такой организационной структуре руководитель новой програм­мы работ взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоян­ными членами своей группы и с другими работниками функциональ­ных подразделений, которые подчинены ему временно и по ограни­ченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосред­ственным руководителям подразделений, отделов, служб.

Переход к матричной структуре обычно охватывает не всю организа­цию, а лишь часть ее. При этом успех организации с матричной струк­турой в значительной мере зависит от того, в какой степени руководи­тели новых проектов обладают профессиональными качествами ме­неджеров и могут выступать в целевой группе лидерами.

В заключение следует отметить, что в менеджменте зарубежного спорта типологии спортивных организаций уделяется пристальное внимание. С обзором результатов этой работы заинтересованный чи­татель может ознакомиться в книге М.Е. Кутепова «Менеджмент в за­рубежном спорте».

(самостоятельная подготовка студентов)

Зарождение организованного, целенаправленно управляемого физ­культурного движения в России относится к началу XVIII века, к пет­ровской эпохе, когда в 1718 году Петр I создал «Гражданский Невский флот» и утвердил специальный нормативный документ — регламент его деятельности.

Основные вехи исторической эволюции организаций физкультурно-спортивной направленности в России можно проследить по хро­нологической таблице (табл. 4).

Анализ исторического опыта свидетельствует, что организационная структура управления физической культурой и спортом в досоциалис­тической России носила мозаичную форму, включавшую слабо свя­занные между собой Канцелярию Главнонаблюдающего за физичес­ким развитием народонаселения Российской Империи, Российский олимпийский комитет, около 800 спортивно-гимнастических обществ, каждое из которых организовывало занятия одним или несколькими видами спорта, школы для занятий спортом, территориальные спор­тивные клубы, кружки и клубы спорта на заводах, фабриках, в учеб­ных заведениях и т.п.

Таблица 4. Хронология основных событий эволюции организации управления физической культурой и спортом в России

1718 г. – создание Петром I «Гражданского Невского Флота» и регламента его деятельности;

1827 г. – создана школа плавания на Неве. Тренер Гризье; 1846 г. – создан Санкт-Петербургский Императорский речной яхт-клуб; 1846 г. – создано «Общество любителей мореплавания»; 1882 г. – учреждено Русское гимнастическое общество в Москве; 1911 г. – учрежден Российский олимпийский комитет во главе со Срезнев­ским В.И.;

1913 г. – решением царя учреждается «Канцелярия Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи» — первый в истории России общероссийский орган государственного управления физической культурой. Канцелярию возглавил генерал В.Н. Воейков. Это стало началом формирований государственной формы управления физиче­ской культурой и спортом в России.

1918 г., 7 мая – образован Центральный отдел всеобщего военного обучения при Реввоенсовете.

1923 г., 27 июня – образован Высший Совет физической культуры при ВЦИК.

1930 г., 1 апреля – образован Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР

1936 г., 21 июня – образован Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР

1951 г. – образован Олимпийский комитет СССР

1953 г., 15 марта – Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР преобразован в главное управление физического воспитания и спорта Министерства здравоохранения СССР

1954 г., 11 февраля – вновь образован Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР

1959 г., 8 января – образован Союз спортивных обществ и организаций СССР

1968 г., 17 октября – образован Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР

1986 г., 10 апреля – образован Государственный комитет СССР по физической культуре и спорту. Преобразование Спорткомитета из органа при Совете Министров в Государственный комитет Совета Министров существенно повысило его правовой статус в системе государственных органов управления

1989 г., 1 декабря — образован Всероссийский олимпийский комитет

1991 г. – распад СССР, ликвидация всесоюзных органов управления физической культурой и спортом

1992–1994 гг. – формирование федеральных органов управления физичес­кой культурой и спортом в Российской Федерации.

В СССР была создана централизованная система государственного управления физической культурой и спором, а также система доброволь­ных физкультурно-спортивных обществ, образуемых по отраслевому принципу. В 1983 постановлением ВЦСПС добровольные спортивные общества профсоюзов были преобразованы в союзно-республиканские, а их перечень сокращен до 8 обществ. С этого времени в стране продол­жили функционировать добровольные физкультурно-спортивные обще­ства «Буревестник», «Водник», «Локомотив», «Спартак», «Труд», «Тру­довые резервы», Урожай» и «Юность». Продолжали также действовать ВФСО «Динамо» и Спорткомитет Министерства обороны.

После распада СССР и начала перехода России на рыночные отно­шения начался новый этап в организации управления физической культурой и спортом, особенности которого рассматриваются в после­дующих разделах.

Самостоятельная работа студентов:

1. Виды физкультурно-спортивных организаций по иерархическому уровню управления.

2. Виды физкуль-спортивных организаций по внутреннему строению.

3.Выучить основные понятия по теме (Глоссарий):

3.2. Спортивная организация.

3.3. Юридическое лицо.

3.4. Функции спортивной организации.

3.5. Основная классификация спортивных организаций в РФ.

Источник

Формы организации и управления физической культурой и спортом в России

Физическая культура и спорт в России, история их формирования и развития, современные достижения и оценка достижений. Формирование федеральных структур управления отраслью. Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций, их профессионализация.

РубрикаСпорт и туризм
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления15.06.2014
Размер файла28,0 K

формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Смотреть фото формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Смотреть картинку формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Картинка про формами руководства физической культурой и спортом в россии являются. Фото формами руководства физической культурой и спортом в россии являются

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

физический спорт культура управление

Что изучает история физической культуры и спорта? Каков её предмет, какие основные понятия определяют её как научную и учебную дисциплину?

Остановимся на рассмотрении этих положений.

История физической культуры и спорта (История ФК и С) включает в себя три основных дефиниции: история, физическая культура, спорт.

Термин физическая культура (иногда её называют телесная культура) был впервые употреблён в Англии и США в 90-х гг. 19 века. В России термин физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.

Под этим термином подразумевается соревновательная деятельность, подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с этой деятельностью. Спорт как часть физической культуры своей специфической направленностью дополняет и углубляет её.

Составной частью предмета истории ФК и С выступают историография и источниковедение, степень и уровень изучения, которых определяют её достижения как учебной дисциплины. В процессе своего формирования предмет истории физической культуры и спорта впитал в себя сведения из гражданской и военной истории, этнографии и археологии, истории педагогики и медицины, истории культуры. Предмет истории тесно связан с научными дисциплинами, изучающими физическую культуру и спорт с социологических, теоретико-педагогических, медико-биологических и спортивно-педагогических позиций.

История физической культуры и спорта имеет большое воспитательное и образовательное значение. Она призвана решать следующие основные задачи:

— показать с научных позиций становление, состояние и развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества;

— раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества на разных этапах его развития;

— способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию патриотизма и интернационализма, исторического самосознания и критического мышления;

— формировать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста физической культуры и спорта;

— способствовать повышению общей педагогической культуры, расширению умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и спорта.

В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в академиях и институтах физической культуры, истории ФКиС отводится важное место. Она принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогает будущим специалистам лучше познать свою профессию, повышать педагогическую культуру, непосредственно подготавливает их к практической деятельности.

1. Физическая культура и спорт в России

Пятый съезд народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. признал за союзными республиками статус суверенных государств как субъектов международного права. Каждая из союзных республик, таким образом, получала право стать членом Организации Объединённых Наций и вместе с тем приобретала соответствующий юридический статус для вступления в спортивные международные объединения.

8 декабря 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии в Беловежской Пуще объявили о роспуске Советского Союза. При этом было провозглашено образование Содружества Независимых Государств (СНГ). В конце 1991 г. началась ликвидация всесоюзных структур государственного управления страной, в том числе и физкультурным движением.

На фоне разрушения государственных и общественных союзных структур управления физической культурой и спортом, сопровождающегося резким сокращением финансирования спорта и, как следствие, отъездом многих талантливых тренеров и спортсменов за рубеж, необходимо было срочно решить ряд проблем, от которых зависело дальнейшее существование отечественного спорта. В первую очередь предстояло сформировать новые государственные и общественные органы управления физической культурой и спортом в стране.

2. Формирование федеральных структур управления физической культурой и спортом

Комитет содействия олимпийскому движению. Создание новой государственной системы руководства физической культурой и спортом в стране началось с образования Комитета содействия олимпийскому движению при Правительстве Российской Федерации, утверждённого Указом Президента России Б.Н. Ельцина 28 ноября 1991 г. Этот Комитет был ориентирован на подготовку спортсменов страны к участию в Олимпийских играх (Зимних и Летних) 1992 г.

Вместе с ним активную подготовку к Олимпийским играм осуществлял Всероссийский олимпийский комитет, созданный 1 декабря 1989 г.

Буквально накануне Зимних Олимпийских игр в Альбервилле, 25 января 1992 г., в Москве встретились Президент РФ Б.Н. Ельцин и Президент МОК Х.А. Самаранч. Главным в повестке дня встречи было участие стран СНГ в Олимпийских играх 1992 г. и перспективы развития спорта в России.

Комитет по физической культуре. Новые структуры государственного управления физической культурой и спортом появились уже в 1992 г. Созданный накануне Игр-92 Комитет содействия олимпийскому движению выполнил свои организационные функции, и к концу 1992 г. был преобразован в Комитет Российской Федерации по физической культуре.

Комитету вменялось в обязанность решение важнейших задач, связанных с разработкой и внедрением государственных программ физического воспитания населения, подготовкой и повышением квалификации специалистов; осуществление организационных, научно-информационных, методических и пропагандистских мероприятий, связанных с развитием массовой физической культуры; руководство развитием науки и внедрением научных исследований в физкультурно-спортивную практику.

При непосредственном участии Комитета РФ по физической культуре в марте 1993 г. были приняты Основы законодательства РФ «О физической культуре и спорте». Этот документ являлся по существу основой, фундаментом законотворческой деятельности регионов России, установив основные принципы правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта.

Государственный Комитет по физической культуре и туризму. 1 июня 1994 г. был подписан Указ Президента РФ о создании Государственного Комитета по физической культуре и туризму (Госкомитет по ФК и Т).

Совместно с Олимпийским комитетом России Госкомитет по ФК и Т был призван участвовать в подготовке спортивного резерва в системе ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, училищах олимпийского резерва, осуществлять развитие туризма в стране, руководить подготовкой и использованием физкультурных кадров, поддерживать и контролировать подведомственные научно-исследовательские институты федерального значения.

В стране настойчиво продолжался поиск путей совершенствования системы управления физической культурой и спортом. Но он долгое время был затруднён отсутствием нормативно-правовой базы в таких направлениях практической работы, как развитие в стране профессионального спорта, финансирование элитного и массового спорта и других разделов, связанных с дальнейшим подъёмом физической культуры и спорта в стране.

Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В 1999 г. закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ 29 апреля.

Закон впервые в нашей стране чётко устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта и олимпийского движения в России. Закон определяет меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта, в том числе ежегодное финансирование физкультурно-массовой и спортивной работы, создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех видов и типов.

В Законе указывается, что основу физического воспитания населения Российской Федерации составляет Всероссийский комплекс «Физкультура и здоровье». В Законе чётко разграничены компетенции, функции, права и обязанности между органами государственной власти по ФК и С и Олимпийским комитетом России в области спорта.

Государственный комитет Российской федерации. Менее чем через год после избрания на пост Президента РФ В.В. Путина (26 марта 2000 г.), в связи с формированием нового правительства и изменениями в структуре федеральных органов исполнительной власти, 17 мая 2000 г. Министерство по ФКС и Т было преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. В июне 2000 г. председателем Комитета был назначен П.А. Рожков.

3. Создание Олимпийского комитета России

Всероссийский олимпийский комитет (ВОК) был сформирован, когда Россия ещё была составной частью СССР. Учредительный съезд состоялся 1 декабря 1989 г., на нём был принят Устав Комитета, основные положения которого, несмотря на некоторые внесённые со временем изменения, действуют и поныне.

После распада СССР и обретения Россией статуса суверенного государства Олимпийское собрание России 6 марта 1992 г. избрало первого президента Всероссийского олимпийского комитета. Им стал В.Г. Смирнов, бывший до этого президентом НОК СССР.

С августа 1992 г. ВОК стал называться Олимпийским комитетом России (ОКР). В сентябре этого же года 101 сессия МОК объявила о полном признании Олимпийского комитета России.

Перед ОКР стоят следующие основные задачи:

— всемерное развитие олимпийского движения в стране;

— содействие распространению спорта для всех;

— пропаганда физической культуры и спорта среди народа, используя все средства массовой информации;

— повышение престижа российского спорта на международной арене;

— защита интересов спортсменов, тренеров, спортивных судей, ветеранов спорта;

— содействие внедрению достижений научно-технического прогресса в практику работы спортивных организаций.

Коллективными членами ОКР являются 45 всероссийских федераций по летним и зимним олимпийским видам спорта, 23 всероссийские федерации по неолимпийским видам спорта, 89 территориальных физкультурно-спортивных организаций, 19 федеральных ведомственных организаций, содействующих олимпийскому движению и 12 Олимпийских академий. Для более тесного и результативного взаимодействия со всеми этими организациями в аппарате ОКР созданы соответствующие управления и подразделения.

Олимпийский комитет России постоянно расширяет международные спортивные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья.

В настоящее время два члена ОКР представляют страну в Международном олимпийском комитете. Это В.Г. Смирнов и Ш.А. Тарпищев.

4. Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций

После распада СССР в декабре 1991 г. по инициативе спортивной общественности России был проведён внеочередной съезд профсоюзных спортивных организаций бывших республик СССР. Цель его была одна: поддержать и укрепить спортивные связи, сложившиеся между республиками за долгие десятилетия, сохранить накопившейся опыт профсоюзной спортивной работы.

Эти организации призваны были развивать спорт для всех и координировать основные направления физической культуры, спорта и туризма суверенных государств, установить связи и сотрудничество с государственными, профсоюзными и общественными органами, поддерживать взаимодействие этих организаций с Международным и Национальными олимпийскими комитетами.

За пять лет существования МКСО и КСОР значительно окрепли. В 1992 г. МКСО объединяла 13 спортивных организаций из бывших союзных республик СССР.

Россия входит в состав МКСО своими отраслевыми спортивными организациями «Локомотив», «Атомспорт», «Урожай», Студенческий спортивный союз, «Наука», «Спартак», «Россия» и др.

Значительное место в спортивном движении Российской Федерации занимает физкультурно-спортивное общество профсоюзов «Россия». В его Уставе была сформулирована главная цель: «Оздоровление россиян средствами физической культуры и спорта».

Экономические трудности не мешают обществу регулярно проводить среди занимающихся спартакиады российских чиновников, отраслевые турниры связистов, металлургов, автомобилистов, фестивали по национальным видам спорта.

Каждая из этих организаций активно приобщает россиян к занятиям физической культуры и спортом. Особенно большую роль играет Центральный спортивный клуб армии, который в мае 1998 г. отметил свой 75-летний юбилей.

Все спортивные организации России, в том числе физкультурно-спортивные общества, активно участвуют во всех спортивных мероприятиях, проводимых Госкомитетом по ФКиТ и ОКР.

Наиболее массовыми из них были: «Лыжня России», Всероссийский олимпийский день бега, «Праздник Севера» в Мурманске, Фестиваль спорта народов Поволжья в Йошкар-Оле, I Сибирские спортивные игры инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и многие другие.

5. Развитие спортивной науки

В основном научно-исследовательские проблемы решались в четырёх научно-исследовательских институтах физической культуры и спорта Госкомспорта СССР, в 9 проблемных лабораториях институтов физической культуры и в 23 (с тремя филиалами) институтах физической культуры.

После распада СССР положение спортивной науки в России во многом изменилось в худшую сторону. В результате экономических трудностей резко сократилось бюджетное финансирование физической культуры в целом. Из данных, озвученных на парламентских слушаниях в июле 1996 г. Комитетом Государственной Думы по туризму и спорту, следует, что в 1996 г. на развитие физической культуры и спорта в России на душу населения расходовалось примерно в 25-30 раз меньше, чем в 1990 г.

Трудности в госфинансировании привели к значительному сокращению численности специалистов, занимающихся научными проблемами. Часть из них выехала за рубеж и трудится там, в научных подразделениях, часть изменила свой профессиональный профиль.

Кроме недофинансирования отрицательное влияние на развитие спортивной науки в стране имели постоянные изменения в структуре руководящих физкультурных органов страны и руководителей отрасли, бесконечные преобразования в аппарате главного органа управления, отсутствие федеральной программы развития физической культуры и спорта, сокращение научных контактов спортивных учёных бывших союзных республик.

Положение усугублялось ещё и тем, что большинство российских научных лабораторий оснащено аппаратурой, приобретённой ещё в 60-70-е гг., информационное научное пространство России значительно отстаёт от международного уровня.

И всё же, несмотря на эти негативные явления, спортивная наука в России продолжала развиваться. В основе её лежат крупнейшие разработки фундаментальной науки в области важнейших проблем спортивной деятельности. К ним следует отнести: теории построения спортивной тренировки, пути повышения качества тренировочного процесса (Л.П. Матвеев, В.М. Зациорский, И.П. Ратов); исследование средств оптимизации работы различных систем организма при выполнении спортивных нагрузок разной интенсивности (В.А. Рогозкин, Р.Д. Сейфулла, Ф.А. Иорданская).

В 1996 г. на Всероссийском совещании руководителей научных организаций в области физической культуры и спорта подведены итоги развития спортивной науки и обсуждены основные направления научных исследований в области спорта, туризма и санаторно-курортного дела на период до 2000 г. Эти основные направления были рассмотрены и утверждены Постановлением Коллегии Госкомитета ФКиТ России.

Названные направления научных исследований охватывают пять основных проблем:

— формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека;

— человек в экстремальных условиях двигательной деятельности;

— организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы физической культуры, спорта, туризма и санаторно-курортного комплекса;

— теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;

— основные проблемы спортивного и олимпийского движения.

6. Подготовка спортивных резервов

Основной формой подготовки спортивных резервов в постсоветской России является сложившаяся и проверенная система разнообразных детско-юношеских спортивных учреждений и соревнований, истоки которой уходят своими корнями в историю отечественной школы спорта 30-х гг. ХХ в. Главным звеном этой системы выступают спортивные школы разных профилей.

К середине 1998 г. в России функционировало 4635 спортивных школ всех типов: специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР), детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы- интернаты спортивного профиля (ШИСП).

Во всех спортивных школах России занималось 2,5 миллиона юных спортсменов по олимпийским и неолимпийским видам спорта.

Несмотря на скудное финансирование, усилиями спортивной общественности были возобновлены массовые спортивные турниры на приз «Золотая шайба» им. А.В. Тарасова, в которых на 67 территориях России принимали участие тысячи юниоров 10-17 лет. Зимой 1999 г. пришёл первый крупный успех. Наши юниоры выиграли первенство мира по хоккею с шайбой на турнире в Канаде.

Для создания спортивного резерва в Москве ещё в 1988 г. была создана беспрецедентная спортивная организация. Под эгидой Московского комитета образования сформировано Московское городское физкультурно-спортивное общество (МГФСО), которое в 1998 г. привлекло более миллиона юношей им девушек. С 1992 г. МГФСО выполняет функции не только организатора физического воспитания в учреждениях образования, но и проводит работу по высшему спортивному мастерству. В этих целях используется высококвалифицированная многоступенчатая преемственная система подготовки спортсменов высокого класса.

Не случайно при проведении в Москве Всемирных юношеских игр 1998 г. под патронажем МОК функции Исполнительной дирекции этих Игр были возложены на МГФСО. В 1997 г. в спорте высших достижений России было задействовано более 46,7 тысяч спортсменов. Они являлись основным резервом сборных команд страны.

Выдающиеся спортсмены имели возможность получать профессиональное образование в 32 училищах олимпийского резерва, созданных в 22 регионах России. Совершенствование талантливых спортсменов, кроме того, осуществлялось в 64 школах высшего спортивного мастерства, функционировавших в 36 регионах страны. Во всех этих элитных учебных заведениях занималось более 4 тысяч спортсменов высокого класса, из которых около 30% становятся кандидатами в сборные команды страны в качестве основного или резервного состава.

7. Спорт, соревнования, спартакиады

После распада СССР, несмотря на экономические и финансовые трудности, в России развивались все олимпийские и многие неолимпийские виды спорта, сохраняя во многом прежние традиции.

На чемпионате Европы по лёгкой атлетике в Хельсинки (август 1994) Россия среди 47 стран выиграла эти состязания, завоевав 25 медалей, из которых 10 золотых, значительно опередив Германию, ставшую второй.

В 1995 г. сборная команда России по тяжёлой атлетике выиграла в командном зачёте чемпионат мира в Гуаньчжоу. Среди супертяжеловесов лучшим стал А. Чемеркин.

В сезоне 1996 г. неплохо выступили представители России в зимних видах спорта. Начало 1999 г. было удачным для юниоров: выступая в Канаде на чемпионате мира по хоккею с шайбой, они стали первыми. Хоккеистов поддержали наши фигуристы. На чемпионате Европы в Праге и чемпионате мира в Хельсинки они завоевали золотые медали во всех видах фигурного катания. На хельсинском льду Мария Бутырская (одиночное катание) впервые в российском спорте стала чемпионкой мира, а Алексей Ягудин (одиночное катание), Елена Бережная и Антон Сихарулидзе (парное катание), Анжелика Крылова и Олег Овсянников (танцевальные пары) подтвердили успех отечественной школы фигурного катания.

Наиболее значительным спортивным событием в жизни России последних лет стала Спартакиада трудящихся (1997). Финалу Спартакиады предшествовали широкие отборочные соревнования во всех регионах России, которые начинались за два года до финальных стартов в Москве. О значимости Спартакиады свидетельствовал тот факт, что её Оргкомитет возглавлял председатель правительства Российской Федерации В.С. Черномырдин. Результаты Спартакиады трудящихся-97 превзошли все самые оптимистические прогнозы. А в июне 2000 г. в Москве прошли финальные соревнования уже второй Спартакиады.

Успешно выступили на международной арене и наши баскетболисты, ставшие в 1994 серебряными призёрами чемпионата мира в Торонто.

8. Развитие спорта инвалидов

Учредительная конференция Федерации спорта инвалидов при Госкомспорте СССР состоялась в Таллине в июне 1988 г. Председателем Федерации был избран В.И. Дикуль. Уже в следующем году начинают повсеместно создаваться спортивные клубы инвалидов.

С распадом СССР резко сократилось финансирование инвалидного спорта со стороны как государственных, так и профсоюзных организаций. Однако трудности эти не помешали Российской Федерации укомплектовать в 1992 г. команду СНГ инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата для выступления в Барселоне в IX Летних Паралимпийских играх. Были показаны неплохие результаты в плавании, лёгкой атлетике и стрельбе из лука. В 1994 г. сборная Российской федерации впервые выступила самостоятельной командой в VI Зимних Паралимпийских играх в Лиллехаммере (Норвегия).

Результаты выступления российских спортсменов-инвалидов в значительной степени активизировали внимание общественности к проблемам спорта. В регионах страны были созданы комитеты, комиссии, ассоциации спортсменов- инвалидов. Разработаны первые учебные программы подготовки педагогов соответствующего профиля. Постепенно была налажена подготовка кадров по адаптивной физической культуре.

Значительную поддержку инвалидному спорту оказывает Олимпийский комитет России, Международная и Российская конфедерации спортивных организаций «Профспорт». В 1998 г. Совет по делам инвалидного спорта при Президенте РФ рассмотрел вопрос «О состоянии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди инвалидов в Российской Федерации». Совет отметил некоторые достижения и значительные трудности в развитии сорта среди инвалидов.

9. Профессионализация спорта

Одной из насущных проблем современного российского спорта, которая требовала своего решения, стала проблема его профессионализации. Эта тенденция закономерна, она связана с рядом объективных условий развития современного спорта.

Профессионализация спорта, прежде всего результат его многозатратности, которая диктуется длительным учебно-тренировочным процессом во многих видах спорта, активно продолжающимся 10-15 лет. Для большого спорта становится всё более характерной ранняя спортивная специализации. Во многих видах занятия начинаются в возрасте 4-6 лет. Они активно протекают многие годы с двух- и трёхразовыми тренировками в день, сопровождаются высочайшими психологическими и физическими нагрузками.

Подготовка спортсменов высокого класса требует дорогостоящего материально-технического обеспечения. Активно выступающий спортсмен требует и соответствующего материального стимулирования, так как иного источника дохода в силу огромной занятости спортом он иметь не может.

Профессионализацию спорта в России значительно осложняют трудности, возникшие в процессе строительства рыночной экономики. Слабая материальная база отечественного спорта, недостаточное финансовое обеспечение спортсменов высокого класса и тренеров привели к весьма широко распространившейся практике заключения ими контрактов с зарубежными клубами, ассоциациями и другими организациями и отъезд для выступления за рубежом. Уже в 1989-1990 гг. группа ведущих хоккеистов СССР дебютировала в Национальной Хоккейной Лиги США. Их было всего 10 человек. К 2001 в зарубежных спортивных организациях задействованы тысячи наших спортсменов.

Крупнейшие промышленные зарубежные фирмы широко спонсируют учебно-тренировочные сборы россиян, обеспечивают их инвентарём и оборудованием, финансируют участие в крупнейших международных соревнованиях за рекламу своей продукции нашими спортсменами.

Таким образом, профессиональный спорт в Российской Федерации получил официальное законное признание. Для спортсмена-профессионала занятия спортом признаются теперь основным видом деятельности, за которую он в соответствии с контрактом получает заработную плату и / или иное денежное вознаграждение, а также обеспечивается различными формами социального и медицинского страхования. Для защиты своих прав спортсмены профессионалы по желанию могут объединяться в профессиональные союзы.

История учит, что развитие физической культуры и спорта представляет собой объективный, закономерный процесс в жизни человеческого общества.

Этот процесс происходит не по произволу людей, а в силу действия объективных законов, вытекающих из материальных и духовных условий существования того или иного общественного строя. История физической культуры и спорта показывает, как на различных ступенях развития человечества изменения, происходящие в области физической культуры и спорта, обусловливаются определённым образом производства, политикой, культурой, идеологией, наукой, военным делом. В духовном творчестве народа ведущие общественные деятели, педагоги, врачи и учёные черпают свои идеи, средства и формы, создавая научные системы и методы физической культуры и спорта.

История физической культуры и спорта показывает, что в силу теоретика педагогических дисциплин, изучаемых в физкультурных учебных заведениях, её принадлежит значительное место. Она относится к профилирующим, мировоззренческим дисциплинам, позволяющим будущим специалистам лучше познать свой предмет.

Учебная практика убедительно свидетельствует, что улучшение воспитания историей требует постоянного совершенствования форм и методов учебной работы, программ и учебно-методических пособий, повышение качества учебников и другой литературы на исторические темы, широкой пропаганды исторических знаний, используя все средства массовой информации. Требуется более глубокий подход к всестороннему анализу истории физической культуры и спорта в России, всеобщей истории физической культуры и спорта, с более глубоких научных позиций предстоит исследовать основные тенденции международного спортивного и олимпийского движения на разных этапах его развития.

Список использованной литературы

2. «Терминология спорта» Толковый словарь спортивных терминов. М.: СпортАкадемПресс, 2001 г.

3. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. М.: Физкультура и спорт, 1963 г.

4. «Российская газета». №87 от 6 мая 1999 г., №97 от 20 мая 2000 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Система физической культуры и спорта в РФ. Физкультурно-оздоровительная работа и развитие достижений. Пропаганда физической культуры и спорта. Права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, их социальная защита.

контрольная работа [44,0 K], добавлен 08.09.2009

Возникновение физических упражнений у восточных славян. Спорт как составляющая физической культуры. Этапы развития физической культуры в России. Советская система физического воспитания. Государственная система управления физической культурой и спортом.

реферат [23,6 K], добавлен 25.07.2010

Организационно-правовые формы коммерческих физкультурно-спортивных организаций. Индивидуальное предпринимательство. Организационно-правовые формы некоммерческих физкультурно-спортивных организаций. Фонды. Объединение юридических лиц.

контрольная работа [28,7 K], добавлен 01.03.2007

дипломная работа [1,2 M], добавлен 05.12.2010

Возникновение и становление управленческих отношений в сфере физической культуры в дореволюционной России. Управление спортом в советский период. История развития спортивного менеджмента в государстве: историческая эволюция и современное состояние.

курсовая работа [478,4 K], добавлен 19.12.2014

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *