формами руководства физической культурой и спортом в россии являются
Историческая эволюция организационных форм управления физической культурой и спортом в России
Типы организаций, выделяемые по взаимодействию подразделений
(самостоятельная подготовка студентов)
В каждой организации физкультурно-спортивной направленности существует разделение труда. При этом главное внимание уделяется разделению труда на отдельные функции и установлению соответствия работников органов управления предоставляемым им полномочиям. Разделение труда в организации формально закрепляется в образовании структурных подразделений, каждое из которых выполняет конкретные задания. Такие подразделения называют службами, отделами, управлениями, секторами, отделениями и т.п.
Следовательно, каждая организация имеет внутреннюю структуру, выражающуюся в наличии структурных подразделений.
Структурные подразделения, как и спортивная организация, частью которой они являются, представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели.
В рассматриваемом аспекте отдельные структурные подразделения больших, сложных многоцелевых организаций можно рассматривать в качестве самостоятельных физкультурно-спортивных организаций. Например, кафедру физического воспитания вуза правомерно считать организацией.
Разделение организации на подразделения образует ее внутреннюю структуру, которая носит название иерархической. С позиций внутри-организационного взаимодействия подразделений в теории менеджмента выделяют несколько типов организаций: линейные, функциональные, линейно-функциональные, матричные, целевые и др.
Линейная структура образуется в результате построения структуры спортивной организации, в которой звенья нижележащих уровней управления находятся в непосредственном подчинении у руководителя вышестоящего уровня. Каждое подразделение возглавляет руководитель, наделенный полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненным ему персоналом и сосредоточивший в своих руках все функции управления. Решения руководителя организации, передаваемые по цепочке «сверху вниз», обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. На этой основе создается иерархия руководителей данной организации. Линейная структура характерна для организаций с небольшой численностью персонала.
Функциональная структура – результат увеличивающейся сложности управления и развития специализации. Функциональная структура основана на разделении управленческого труда персонала аппарата организации и предполагает создание в ней наряду с линейными еще и функциональных подразделений. Каждое функциональное подразделение (либо исполнитель) специализировано на выполнении отдельных видов управленческой деятельности. Выполнение указаний руководителя функционального подразделения в пределах его компетенции обязательно для всех других подразделений. Такое взаимодействие подразделений создает двойное подчинение для исполнителей.
Линейно-функциональная (штабная) структура возникает в результате синтеза линейной и функциональной структур управления. При этой структуре функциональные подразделения утрачивают права принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями. Они лишь помогают линейному руководителю в выполнении отдельных функций управления. При данной структуре линейные звенья принимают решения и организуют их выполнение, а функциональные звенья планируют, координируют, информируют, т.е. выступают в качестве своего рода штаба.
При такой организационной структуре руководитель новой программы работ взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами своей группы и с другими работниками функциональных подразделений, которые подчинены ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб.
Переход к матричной структуре обычно охватывает не всю организацию, а лишь часть ее. При этом успех организации с матричной структурой в значительной мере зависит от того, в какой степени руководители новых проектов обладают профессиональными качествами менеджеров и могут выступать в целевой группе лидерами.
В заключение следует отметить, что в менеджменте зарубежного спорта типологии спортивных организаций уделяется пристальное внимание. С обзором результатов этой работы заинтересованный читатель может ознакомиться в книге М.Е. Кутепова «Менеджмент в зарубежном спорте».
(самостоятельная подготовка студентов)
Зарождение организованного, целенаправленно управляемого физкультурного движения в России относится к началу XVIII века, к петровской эпохе, когда в 1718 году Петр I создал «Гражданский Невский флот» и утвердил специальный нормативный документ — регламент его деятельности.
Основные вехи исторической эволюции организаций физкультурно-спортивной направленности в России можно проследить по хронологической таблице (табл. 4).
Анализ исторического опыта свидетельствует, что организационная структура управления физической культурой и спортом в досоциалистической России носила мозаичную форму, включавшую слабо связанные между собой Канцелярию Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской Империи, Российский олимпийский комитет, около 800 спортивно-гимнастических обществ, каждое из которых организовывало занятия одним или несколькими видами спорта, школы для занятий спортом, территориальные спортивные клубы, кружки и клубы спорта на заводах, фабриках, в учебных заведениях и т.п.
Таблица 4. Хронология основных событий эволюции организации управления физической культурой и спортом в России
1718 г. – создание Петром I «Гражданского Невского Флота» и регламента его деятельности;
1827 г. – создана школа плавания на Неве. Тренер Гризье; 1846 г. – создан Санкт-Петербургский Императорский речной яхт-клуб; 1846 г. – создано «Общество любителей мореплавания»; 1882 г. – учреждено Русское гимнастическое общество в Москве; 1911 г. – учрежден Российский олимпийский комитет во главе со Срезневским В.И.;
1913 г. – решением царя учреждается «Канцелярия Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи» — первый в истории России общероссийский орган государственного управления физической культурой. Канцелярию возглавил генерал В.Н. Воейков. Это стало началом формирований государственной формы управления физической культурой и спортом в России.
1918 г., 7 мая – образован Центральный отдел всеобщего военного обучения при Реввоенсовете.
1923 г., 27 июня – образован Высший Совет физической культуры при ВЦИК.
1930 г., 1 апреля – образован Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР
1936 г., 21 июня – образован Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР
1951 г. – образован Олимпийский комитет СССР
1953 г., 15 марта – Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР преобразован в главное управление физического воспитания и спорта Министерства здравоохранения СССР
1954 г., 11 февраля – вновь образован Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР
1959 г., 8 января – образован Союз спортивных обществ и организаций СССР
1968 г., 17 октября – образован Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР
1986 г., 10 апреля – образован Государственный комитет СССР по физической культуре и спорту. Преобразование Спорткомитета из органа при Совете Министров в Государственный комитет Совета Министров существенно повысило его правовой статус в системе государственных органов управления
1989 г., 1 декабря — образован Всероссийский олимпийский комитет
1991 г. – распад СССР, ликвидация всесоюзных органов управления физической культурой и спортом
1992–1994 гг. – формирование федеральных органов управления физической культурой и спортом в Российской Федерации.
В СССР была создана централизованная система государственного управления физической культурой и спором, а также система добровольных физкультурно-спортивных обществ, образуемых по отраслевому принципу. В 1983 постановлением ВЦСПС добровольные спортивные общества профсоюзов были преобразованы в союзно-республиканские, а их перечень сокращен до 8 обществ. С этого времени в стране продолжили функционировать добровольные физкультурно-спортивные общества «Буревестник», «Водник», «Локомотив», «Спартак», «Труд», «Трудовые резервы», Урожай» и «Юность». Продолжали также действовать ВФСО «Динамо» и Спорткомитет Министерства обороны.
После распада СССР и начала перехода России на рыночные отношения начался новый этап в организации управления физической культурой и спортом, особенности которого рассматриваются в последующих разделах.
Самостоятельная работа студентов:
1. Виды физкультурно-спортивных организаций по иерархическому уровню управления.
2. Виды физкуль-спортивных организаций по внутреннему строению.
3.Выучить основные понятия по теме (Глоссарий):
3.2. Спортивная организация.
3.3. Юридическое лицо.
3.4. Функции спортивной организации.
3.5. Основная классификация спортивных организаций в РФ.
Формы организации и управления физической культурой и спортом в России
Физическая культура и спорт в России, история их формирования и развития, современные достижения и оценка достижений. Формирование федеральных структур управления отраслью. Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций, их профессионализация.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.06.2014 |
Размер файла | 28,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
физический спорт культура управление
Что изучает история физической культуры и спорта? Каков её предмет, какие основные понятия определяют её как научную и учебную дисциплину?
Остановимся на рассмотрении этих положений.
История физической культуры и спорта (История ФК и С) включает в себя три основных дефиниции: история, физическая культура, спорт.
Термин физическая культура (иногда её называют телесная культура) был впервые употреблён в Англии и США в 90-х гг. 19 века. В России термин физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.
Под этим термином подразумевается соревновательная деятельность, подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с этой деятельностью. Спорт как часть физической культуры своей специфической направленностью дополняет и углубляет её.
Составной частью предмета истории ФК и С выступают историография и источниковедение, степень и уровень изучения, которых определяют её достижения как учебной дисциплины. В процессе своего формирования предмет истории физической культуры и спорта впитал в себя сведения из гражданской и военной истории, этнографии и археологии, истории педагогики и медицины, истории культуры. Предмет истории тесно связан с научными дисциплинами, изучающими физическую культуру и спорт с социологических, теоретико-педагогических, медико-биологических и спортивно-педагогических позиций.
История физической культуры и спорта имеет большое воспитательное и образовательное значение. Она призвана решать следующие основные задачи:
— показать с научных позиций становление, состояние и развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества;
— раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества на разных этапах его развития;
— способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию патриотизма и интернационализма, исторического самосознания и критического мышления;
— формировать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста физической культуры и спорта;
— способствовать повышению общей педагогической культуры, расширению умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и спорта.
В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в академиях и институтах физической культуры, истории ФКиС отводится важное место. Она принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогает будущим специалистам лучше познать свою профессию, повышать педагогическую культуру, непосредственно подготавливает их к практической деятельности.
1. Физическая культура и спорт в России
Пятый съезд народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. признал за союзными республиками статус суверенных государств как субъектов международного права. Каждая из союзных республик, таким образом, получала право стать членом Организации Объединённых Наций и вместе с тем приобретала соответствующий юридический статус для вступления в спортивные международные объединения.
8 декабря 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии в Беловежской Пуще объявили о роспуске Советского Союза. При этом было провозглашено образование Содружества Независимых Государств (СНГ). В конце 1991 г. началась ликвидация всесоюзных структур государственного управления страной, в том числе и физкультурным движением.
На фоне разрушения государственных и общественных союзных структур управления физической культурой и спортом, сопровождающегося резким сокращением финансирования спорта и, как следствие, отъездом многих талантливых тренеров и спортсменов за рубеж, необходимо было срочно решить ряд проблем, от которых зависело дальнейшее существование отечественного спорта. В первую очередь предстояло сформировать новые государственные и общественные органы управления физической культурой и спортом в стране.
2. Формирование федеральных структур управления физической культурой и спортом
Комитет содействия олимпийскому движению. Создание новой государственной системы руководства физической культурой и спортом в стране началось с образования Комитета содействия олимпийскому движению при Правительстве Российской Федерации, утверждённого Указом Президента России Б.Н. Ельцина 28 ноября 1991 г. Этот Комитет был ориентирован на подготовку спортсменов страны к участию в Олимпийских играх (Зимних и Летних) 1992 г.
Вместе с ним активную подготовку к Олимпийским играм осуществлял Всероссийский олимпийский комитет, созданный 1 декабря 1989 г.
Буквально накануне Зимних Олимпийских игр в Альбервилле, 25 января 1992 г., в Москве встретились Президент РФ Б.Н. Ельцин и Президент МОК Х.А. Самаранч. Главным в повестке дня встречи было участие стран СНГ в Олимпийских играх 1992 г. и перспективы развития спорта в России.
Комитет по физической культуре. Новые структуры государственного управления физической культурой и спортом появились уже в 1992 г. Созданный накануне Игр-92 Комитет содействия олимпийскому движению выполнил свои организационные функции, и к концу 1992 г. был преобразован в Комитет Российской Федерации по физической культуре.
Комитету вменялось в обязанность решение важнейших задач, связанных с разработкой и внедрением государственных программ физического воспитания населения, подготовкой и повышением квалификации специалистов; осуществление организационных, научно-информационных, методических и пропагандистских мероприятий, связанных с развитием массовой физической культуры; руководство развитием науки и внедрением научных исследований в физкультурно-спортивную практику.
При непосредственном участии Комитета РФ по физической культуре в марте 1993 г. были приняты Основы законодательства РФ «О физической культуре и спорте». Этот документ являлся по существу основой, фундаментом законотворческой деятельности регионов России, установив основные принципы правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта.
Государственный Комитет по физической культуре и туризму. 1 июня 1994 г. был подписан Указ Президента РФ о создании Государственного Комитета по физической культуре и туризму (Госкомитет по ФК и Т).
Совместно с Олимпийским комитетом России Госкомитет по ФК и Т был призван участвовать в подготовке спортивного резерва в системе ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, училищах олимпийского резерва, осуществлять развитие туризма в стране, руководить подготовкой и использованием физкультурных кадров, поддерживать и контролировать подведомственные научно-исследовательские институты федерального значения.
В стране настойчиво продолжался поиск путей совершенствования системы управления физической культурой и спортом. Но он долгое время был затруднён отсутствием нормативно-правовой базы в таких направлениях практической работы, как развитие в стране профессионального спорта, финансирование элитного и массового спорта и других разделов, связанных с дальнейшим подъёмом физической культуры и спорта в стране.
Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В 1999 г. закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ 29 апреля.
Закон впервые в нашей стране чётко устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта и олимпийского движения в России. Закон определяет меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта, в том числе ежегодное финансирование физкультурно-массовой и спортивной работы, создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех видов и типов.
В Законе указывается, что основу физического воспитания населения Российской Федерации составляет Всероссийский комплекс «Физкультура и здоровье». В Законе чётко разграничены компетенции, функции, права и обязанности между органами государственной власти по ФК и С и Олимпийским комитетом России в области спорта.
Государственный комитет Российской федерации. Менее чем через год после избрания на пост Президента РФ В.В. Путина (26 марта 2000 г.), в связи с формированием нового правительства и изменениями в структуре федеральных органов исполнительной власти, 17 мая 2000 г. Министерство по ФКС и Т было преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. В июне 2000 г. председателем Комитета был назначен П.А. Рожков.
3. Создание Олимпийского комитета России
Всероссийский олимпийский комитет (ВОК) был сформирован, когда Россия ещё была составной частью СССР. Учредительный съезд состоялся 1 декабря 1989 г., на нём был принят Устав Комитета, основные положения которого, несмотря на некоторые внесённые со временем изменения, действуют и поныне.
После распада СССР и обретения Россией статуса суверенного государства Олимпийское собрание России 6 марта 1992 г. избрало первого президента Всероссийского олимпийского комитета. Им стал В.Г. Смирнов, бывший до этого президентом НОК СССР.
С августа 1992 г. ВОК стал называться Олимпийским комитетом России (ОКР). В сентябре этого же года 101 сессия МОК объявила о полном признании Олимпийского комитета России.
Перед ОКР стоят следующие основные задачи:
— всемерное развитие олимпийского движения в стране;
— содействие распространению спорта для всех;
— пропаганда физической культуры и спорта среди народа, используя все средства массовой информации;
— повышение престижа российского спорта на международной арене;
— защита интересов спортсменов, тренеров, спортивных судей, ветеранов спорта;
— содействие внедрению достижений научно-технического прогресса в практику работы спортивных организаций.
Коллективными членами ОКР являются 45 всероссийских федераций по летним и зимним олимпийским видам спорта, 23 всероссийские федерации по неолимпийским видам спорта, 89 территориальных физкультурно-спортивных организаций, 19 федеральных ведомственных организаций, содействующих олимпийскому движению и 12 Олимпийских академий. Для более тесного и результативного взаимодействия со всеми этими организациями в аппарате ОКР созданы соответствующие управления и подразделения.
Олимпийский комитет России постоянно расширяет международные спортивные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья.
В настоящее время два члена ОКР представляют страну в Международном олимпийском комитете. Это В.Г. Смирнов и Ш.А. Тарпищев.
4. Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций
После распада СССР в декабре 1991 г. по инициативе спортивной общественности России был проведён внеочередной съезд профсоюзных спортивных организаций бывших республик СССР. Цель его была одна: поддержать и укрепить спортивные связи, сложившиеся между республиками за долгие десятилетия, сохранить накопившейся опыт профсоюзной спортивной работы.
Эти организации призваны были развивать спорт для всех и координировать основные направления физической культуры, спорта и туризма суверенных государств, установить связи и сотрудничество с государственными, профсоюзными и общественными органами, поддерживать взаимодействие этих организаций с Международным и Национальными олимпийскими комитетами.
За пять лет существования МКСО и КСОР значительно окрепли. В 1992 г. МКСО объединяла 13 спортивных организаций из бывших союзных республик СССР.
Россия входит в состав МКСО своими отраслевыми спортивными организациями «Локомотив», «Атомспорт», «Урожай», Студенческий спортивный союз, «Наука», «Спартак», «Россия» и др.
Значительное место в спортивном движении Российской Федерации занимает физкультурно-спортивное общество профсоюзов «Россия». В его Уставе была сформулирована главная цель: «Оздоровление россиян средствами физической культуры и спорта».
Экономические трудности не мешают обществу регулярно проводить среди занимающихся спартакиады российских чиновников, отраслевые турниры связистов, металлургов, автомобилистов, фестивали по национальным видам спорта.
Каждая из этих организаций активно приобщает россиян к занятиям физической культуры и спортом. Особенно большую роль играет Центральный спортивный клуб армии, который в мае 1998 г. отметил свой 75-летний юбилей.
Все спортивные организации России, в том числе физкультурно-спортивные общества, активно участвуют во всех спортивных мероприятиях, проводимых Госкомитетом по ФКиТ и ОКР.
Наиболее массовыми из них были: «Лыжня России», Всероссийский олимпийский день бега, «Праздник Севера» в Мурманске, Фестиваль спорта народов Поволжья в Йошкар-Оле, I Сибирские спортивные игры инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и многие другие.
5. Развитие спортивной науки
В основном научно-исследовательские проблемы решались в четырёх научно-исследовательских институтах физической культуры и спорта Госкомспорта СССР, в 9 проблемных лабораториях институтов физической культуры и в 23 (с тремя филиалами) институтах физической культуры.
После распада СССР положение спортивной науки в России во многом изменилось в худшую сторону. В результате экономических трудностей резко сократилось бюджетное финансирование физической культуры в целом. Из данных, озвученных на парламентских слушаниях в июле 1996 г. Комитетом Государственной Думы по туризму и спорту, следует, что в 1996 г. на развитие физической культуры и спорта в России на душу населения расходовалось примерно в 25-30 раз меньше, чем в 1990 г.
Трудности в госфинансировании привели к значительному сокращению численности специалистов, занимающихся научными проблемами. Часть из них выехала за рубеж и трудится там, в научных подразделениях, часть изменила свой профессиональный профиль.
Кроме недофинансирования отрицательное влияние на развитие спортивной науки в стране имели постоянные изменения в структуре руководящих физкультурных органов страны и руководителей отрасли, бесконечные преобразования в аппарате главного органа управления, отсутствие федеральной программы развития физической культуры и спорта, сокращение научных контактов спортивных учёных бывших союзных республик.
Положение усугублялось ещё и тем, что большинство российских научных лабораторий оснащено аппаратурой, приобретённой ещё в 60-70-е гг., информационное научное пространство России значительно отстаёт от международного уровня.
И всё же, несмотря на эти негативные явления, спортивная наука в России продолжала развиваться. В основе её лежат крупнейшие разработки фундаментальной науки в области важнейших проблем спортивной деятельности. К ним следует отнести: теории построения спортивной тренировки, пути повышения качества тренировочного процесса (Л.П. Матвеев, В.М. Зациорский, И.П. Ратов); исследование средств оптимизации работы различных систем организма при выполнении спортивных нагрузок разной интенсивности (В.А. Рогозкин, Р.Д. Сейфулла, Ф.А. Иорданская).
В 1996 г. на Всероссийском совещании руководителей научных организаций в области физической культуры и спорта подведены итоги развития спортивной науки и обсуждены основные направления научных исследований в области спорта, туризма и санаторно-курортного дела на период до 2000 г. Эти основные направления были рассмотрены и утверждены Постановлением Коллегии Госкомитета ФКиТ России.
Названные направления научных исследований охватывают пять основных проблем:
— формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека;
— человек в экстремальных условиях двигательной деятельности;
— организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы физической культуры, спорта, туризма и санаторно-курортного комплекса;
— теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
— основные проблемы спортивного и олимпийского движения.
6. Подготовка спортивных резервов
Основной формой подготовки спортивных резервов в постсоветской России является сложившаяся и проверенная система разнообразных детско-юношеских спортивных учреждений и соревнований, истоки которой уходят своими корнями в историю отечественной школы спорта 30-х гг. ХХ в. Главным звеном этой системы выступают спортивные школы разных профилей.
К середине 1998 г. в России функционировало 4635 спортивных школ всех типов: специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР), детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы- интернаты спортивного профиля (ШИСП).
Во всех спортивных школах России занималось 2,5 миллиона юных спортсменов по олимпийским и неолимпийским видам спорта.
Несмотря на скудное финансирование, усилиями спортивной общественности были возобновлены массовые спортивные турниры на приз «Золотая шайба» им. А.В. Тарасова, в которых на 67 территориях России принимали участие тысячи юниоров 10-17 лет. Зимой 1999 г. пришёл первый крупный успех. Наши юниоры выиграли первенство мира по хоккею с шайбой на турнире в Канаде.
Для создания спортивного резерва в Москве ещё в 1988 г. была создана беспрецедентная спортивная организация. Под эгидой Московского комитета образования сформировано Московское городское физкультурно-спортивное общество (МГФСО), которое в 1998 г. привлекло более миллиона юношей им девушек. С 1992 г. МГФСО выполняет функции не только организатора физического воспитания в учреждениях образования, но и проводит работу по высшему спортивному мастерству. В этих целях используется высококвалифицированная многоступенчатая преемственная система подготовки спортсменов высокого класса.
Не случайно при проведении в Москве Всемирных юношеских игр 1998 г. под патронажем МОК функции Исполнительной дирекции этих Игр были возложены на МГФСО. В 1997 г. в спорте высших достижений России было задействовано более 46,7 тысяч спортсменов. Они являлись основным резервом сборных команд страны.
Выдающиеся спортсмены имели возможность получать профессиональное образование в 32 училищах олимпийского резерва, созданных в 22 регионах России. Совершенствование талантливых спортсменов, кроме того, осуществлялось в 64 школах высшего спортивного мастерства, функционировавших в 36 регионах страны. Во всех этих элитных учебных заведениях занималось более 4 тысяч спортсменов высокого класса, из которых около 30% становятся кандидатами в сборные команды страны в качестве основного или резервного состава.
7. Спорт, соревнования, спартакиады
После распада СССР, несмотря на экономические и финансовые трудности, в России развивались все олимпийские и многие неолимпийские виды спорта, сохраняя во многом прежние традиции.
На чемпионате Европы по лёгкой атлетике в Хельсинки (август 1994) Россия среди 47 стран выиграла эти состязания, завоевав 25 медалей, из которых 10 золотых, значительно опередив Германию, ставшую второй.
В 1995 г. сборная команда России по тяжёлой атлетике выиграла в командном зачёте чемпионат мира в Гуаньчжоу. Среди супертяжеловесов лучшим стал А. Чемеркин.
В сезоне 1996 г. неплохо выступили представители России в зимних видах спорта. Начало 1999 г. было удачным для юниоров: выступая в Канаде на чемпионате мира по хоккею с шайбой, они стали первыми. Хоккеистов поддержали наши фигуристы. На чемпионате Европы в Праге и чемпионате мира в Хельсинки они завоевали золотые медали во всех видах фигурного катания. На хельсинском льду Мария Бутырская (одиночное катание) впервые в российском спорте стала чемпионкой мира, а Алексей Ягудин (одиночное катание), Елена Бережная и Антон Сихарулидзе (парное катание), Анжелика Крылова и Олег Овсянников (танцевальные пары) подтвердили успех отечественной школы фигурного катания.
Наиболее значительным спортивным событием в жизни России последних лет стала Спартакиада трудящихся (1997). Финалу Спартакиады предшествовали широкие отборочные соревнования во всех регионах России, которые начинались за два года до финальных стартов в Москве. О значимости Спартакиады свидетельствовал тот факт, что её Оргкомитет возглавлял председатель правительства Российской Федерации В.С. Черномырдин. Результаты Спартакиады трудящихся-97 превзошли все самые оптимистические прогнозы. А в июне 2000 г. в Москве прошли финальные соревнования уже второй Спартакиады.
Успешно выступили на международной арене и наши баскетболисты, ставшие в 1994 серебряными призёрами чемпионата мира в Торонто.
8. Развитие спорта инвалидов
Учредительная конференция Федерации спорта инвалидов при Госкомспорте СССР состоялась в Таллине в июне 1988 г. Председателем Федерации был избран В.И. Дикуль. Уже в следующем году начинают повсеместно создаваться спортивные клубы инвалидов.
С распадом СССР резко сократилось финансирование инвалидного спорта со стороны как государственных, так и профсоюзных организаций. Однако трудности эти не помешали Российской Федерации укомплектовать в 1992 г. команду СНГ инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата для выступления в Барселоне в IX Летних Паралимпийских играх. Были показаны неплохие результаты в плавании, лёгкой атлетике и стрельбе из лука. В 1994 г. сборная Российской федерации впервые выступила самостоятельной командой в VI Зимних Паралимпийских играх в Лиллехаммере (Норвегия).
Результаты выступления российских спортсменов-инвалидов в значительной степени активизировали внимание общественности к проблемам спорта. В регионах страны были созданы комитеты, комиссии, ассоциации спортсменов- инвалидов. Разработаны первые учебные программы подготовки педагогов соответствующего профиля. Постепенно была налажена подготовка кадров по адаптивной физической культуре.
Значительную поддержку инвалидному спорту оказывает Олимпийский комитет России, Международная и Российская конфедерации спортивных организаций «Профспорт». В 1998 г. Совет по делам инвалидного спорта при Президенте РФ рассмотрел вопрос «О состоянии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди инвалидов в Российской Федерации». Совет отметил некоторые достижения и значительные трудности в развитии сорта среди инвалидов.
9. Профессионализация спорта
Одной из насущных проблем современного российского спорта, которая требовала своего решения, стала проблема его профессионализации. Эта тенденция закономерна, она связана с рядом объективных условий развития современного спорта.
Профессионализация спорта, прежде всего результат его многозатратности, которая диктуется длительным учебно-тренировочным процессом во многих видах спорта, активно продолжающимся 10-15 лет. Для большого спорта становится всё более характерной ранняя спортивная специализации. Во многих видах занятия начинаются в возрасте 4-6 лет. Они активно протекают многие годы с двух- и трёхразовыми тренировками в день, сопровождаются высочайшими психологическими и физическими нагрузками.
Подготовка спортсменов высокого класса требует дорогостоящего материально-технического обеспечения. Активно выступающий спортсмен требует и соответствующего материального стимулирования, так как иного источника дохода в силу огромной занятости спортом он иметь не может.
Профессионализацию спорта в России значительно осложняют трудности, возникшие в процессе строительства рыночной экономики. Слабая материальная база отечественного спорта, недостаточное финансовое обеспечение спортсменов высокого класса и тренеров привели к весьма широко распространившейся практике заключения ими контрактов с зарубежными клубами, ассоциациями и другими организациями и отъезд для выступления за рубежом. Уже в 1989-1990 гг. группа ведущих хоккеистов СССР дебютировала в Национальной Хоккейной Лиги США. Их было всего 10 человек. К 2001 в зарубежных спортивных организациях задействованы тысячи наших спортсменов.
Крупнейшие промышленные зарубежные фирмы широко спонсируют учебно-тренировочные сборы россиян, обеспечивают их инвентарём и оборудованием, финансируют участие в крупнейших международных соревнованиях за рекламу своей продукции нашими спортсменами.
Таким образом, профессиональный спорт в Российской Федерации получил официальное законное признание. Для спортсмена-профессионала занятия спортом признаются теперь основным видом деятельности, за которую он в соответствии с контрактом получает заработную плату и / или иное денежное вознаграждение, а также обеспечивается различными формами социального и медицинского страхования. Для защиты своих прав спортсмены профессионалы по желанию могут объединяться в профессиональные союзы.
История учит, что развитие физической культуры и спорта представляет собой объективный, закономерный процесс в жизни человеческого общества.
Этот процесс происходит не по произволу людей, а в силу действия объективных законов, вытекающих из материальных и духовных условий существования того или иного общественного строя. История физической культуры и спорта показывает, как на различных ступенях развития человечества изменения, происходящие в области физической культуры и спорта, обусловливаются определённым образом производства, политикой, культурой, идеологией, наукой, военным делом. В духовном творчестве народа ведущие общественные деятели, педагоги, врачи и учёные черпают свои идеи, средства и формы, создавая научные системы и методы физической культуры и спорта.
История физической культуры и спорта показывает, что в силу теоретика педагогических дисциплин, изучаемых в физкультурных учебных заведениях, её принадлежит значительное место. Она относится к профилирующим, мировоззренческим дисциплинам, позволяющим будущим специалистам лучше познать свой предмет.
Учебная практика убедительно свидетельствует, что улучшение воспитания историей требует постоянного совершенствования форм и методов учебной работы, программ и учебно-методических пособий, повышение качества учебников и другой литературы на исторические темы, широкой пропаганды исторических знаний, используя все средства массовой информации. Требуется более глубокий подход к всестороннему анализу истории физической культуры и спорта в России, всеобщей истории физической культуры и спорта, с более глубоких научных позиций предстоит исследовать основные тенденции международного спортивного и олимпийского движения на разных этапах его развития.
Список использованной литературы
2. «Терминология спорта» Толковый словарь спортивных терминов. М.: СпортАкадемПресс, 2001 г.
3. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. М.: Физкультура и спорт, 1963 г.
4. «Российская газета». №87 от 6 мая 1999 г., №97 от 20 мая 2000 г.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Система физической культуры и спорта в РФ. Физкультурно-оздоровительная работа и развитие достижений. Пропаганда физической культуры и спорта. Права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, их социальная защита.
контрольная работа [44,0 K], добавлен 08.09.2009
Возникновение физических упражнений у восточных славян. Спорт как составляющая физической культуры. Этапы развития физической культуры в России. Советская система физического воспитания. Государственная система управления физической культурой и спортом.
реферат [23,6 K], добавлен 25.07.2010
Организационно-правовые формы коммерческих физкультурно-спортивных организаций. Индивидуальное предпринимательство. Организационно-правовые формы некоммерческих физкультурно-спортивных организаций. Фонды. Объединение юридических лиц.
контрольная работа [28,7 K], добавлен 01.03.2007
дипломная работа [1,2 M], добавлен 05.12.2010
Возникновение и становление управленческих отношений в сфере физической культуры в дореволюционной России. Управление спортом в советский период. История развития спортивного менеджмента в государстве: историческая эволюция и современное состояние.
курсовая работа [478,4 K], добавлен 19.12.2014