формирование сознательного отношения к труду
Статья «Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста»
Формирование положительного отношения к труду.
Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба. Чтобы обеспечить развитие личности, мотивации и способности детей необходимо развивать трудовую деятельность ещё с дошкольного возраста. Согласно ФГОС в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» мы формируем у каждого ребёнка трудовые навыки и трудолюбие.
Главной целью трудового воспитания является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
У детей необходимо формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества;
Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
Развивать творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Трудовое воспитание строиться с учетом следующих принципов:
Это поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и полноценного проживания ребенком всех этапов детства;
Необходимость формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности,
учитывая принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
принцип развивающего образования (системности и последовательности);
принцип новизны — это использование новейших информационных технологи);
принцип интеграции т.е. взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий .
Мотив, цель, планирование, трудовые действия, результат- это и есть компоненты трудовой деятельности.
Мотивы могут быть разные:
1)потребность в положительной оценке взрослых;
3) потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; Моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.
Научить ребёнка планированию, т.е. уметь предвидеть предстоящую работу непросто. Вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию, они опираются на приобретенный навык данный воспитателем, дети отбирают материалы, инструменты, готовят рабочее место и решают, что и в какой последовательности будут делать.
Осуществление цели и достижение результата происходит при помощи трудовых действий. Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную посуду, игрушки, подмести, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.
Что бы формировать у детей позитивные установки к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Необходимо создавать эмоционально- положительную обстановку и мотивацию трудовой деятельности с учётом нагрузки, состояния здоровья, интересов и способностей ребёнка; подготовить оборудование для труда и создание в группе трудовой атмосферы; быть партнёрами, а также поощрять детей в процессе и по результатам труда .
В своей работе я использую: наглядные, словесные и практические методы, а также приёмы такие как:
Дидактические, настольные, с/р игры
Рассматривание картин, иллюстраций, картинок
Художественные средства (изо, музыка, художественная литература)
Использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий)
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.
Мы учим детей навыкам самообслуживания: умываться, раздеваться, одеваться – одним словом ухаживать за собой, что является жизненной необходимостью.
Окружающая нас природа сама по себе побуждает к участию в уходе за растениями, выращиванию растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.
Во второй половине дня широко использую ручной труд. Он развивает конструктивные способности детей, творческую фантазию. Дети с удовольствием ремонтируют книги, разбирают природный материал, занимаются художественным трудом.
Для полноценного воспитания трудовой деятельности у дошкольников я использую следующие формы: поручения; дежурства; коллективный труд. Рассмотрим подробно все аспекты каждой из форм.
Поручения – самое приятное и эффективное средство воспитания и развития трудовых качеств. Детям очень нравится, когда им дают поручения взрослые, а для того, чтобы получить похвалу, они будут стараться выполнить поручение хорошо, быстро и правильно. Поручения бывают трех видов: индивидуальные, групповые, общие.
Коллективный труд, по способу организации делится на общий труд и совместный труд.
Общий труд- это труд, который выполняют несколько детей (или все дети) по единой цели. Форма организации – объединения в подгруппы и индивидуальный труд.
Совместный труд – труд по подгруппам. В каждой подгруппе своё дело, результат одного ребенка зависит от другого.
Неизменным остаётся одна из форм работы по трудовому воспитанию – это ознакомление детей с трудом взрослых и их профессиями. Посещение библиотеки, магазина, пищеблока, медицинского кабинета. А также знакомство с работой плотника; мальчикам очень нравиться попробовать себя в этой роли.
Еще один важный аспект: привлечение родителей к трудовому воспитанию детей. Нет ничего лучше, как личный пример родителей и других взрослых членов семьи. Мы проводим родительские собрания, беседы, консультации, дни открытых дверей, оформляем тематические стенды.
Организовываем мастер- классы, субботники, привлекаем родителей к участию в жизни ДОУ (выставки, конкурсы).
Трудовое воспитание на сегодняшний день выступает одним из главных средств воспитания личности. Оно многофункционально и несет множество положительных результатов, и потому не может замещаться иными видами деятельности. Трудовое воспитание может быть задействовано в различных видах и формах, которые преимущественно определяются возрастом детей, их индивидуальными особенностями, требованиями образовательной программы и другими факторами.
Воспитание в этом направлении не может осуществляться изолированно от других видов деятельности, и также не может быть возложено исключительно на педагогов. Переплетение трудового воспитания с другими его видами, совместная деятельность родителей и воспитателей, а также следование основным методическим рекомендациям, предъявляемым к этому виду деятельности, несомненно, способствуют формированию всесторонне развитой личности, чувствующей и реализующей свою полезность в обществе.
«Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия на уроках сельскохозяйственного труда и тепличного дела»
Трудолюбие — это свойство личности, которое характеризуется положительным отношением к процессу трудовой деятельности. Оно является одной из главных характеристик поведения человека в процессе его деятельности.
Просмотр содержимого документа
««Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия на уроках сельскохозяйственного труда и тепличного дела»»
«Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия на уроках сельскохозяйственного труда
Трудолюбие — это свойство личности, которое характеризуется положительным отношением к процессу трудовой деятельности. Оно является одной из главных характеристик поведения человека в процессе его деятельности. Трудолюбие проявляется в активности, инициативности, добросовестности, старании, увлеченности и удовлетворенности процессом труда. Совмещает в себе волевые качества, проявляемые в желании и умении быть полезным обществу, творчество, организованность и ответственность перед другими людьми за свои действия и поведение.
Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия на уроках с/х труда и тепличного дела осуществляется, прежде всего, в процессе учебных занятий. Учебный материал по сельскохозяйственному труду содержит немало примеров и фактов, позволяющих раскрывать благотворное влияние труда на человека, его чувства и моральное формирование.
Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений воспитанников; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в нашей работе. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида.
На уроках сельскохозяйственного труда ребята 5-9 классов изучают научные основы животноводства, садоводства, растениеводства. Для закреплений знаний к каждому разделу прилагается практическая работа. По темам растениеводства ребята выполняют практические работы на пришкольном участке. Учебно-опытный участок является неотъемлемой частью учебно- воспитательного процесса в нашем центре. Посильная работа на нем учит уважительно относиться к труду, опытническая работа дает возможность лучше усвоить материал по природоведению, биологии, сельскохозяйственному труду: знакомит с систематикой растений, влиянием разных факторов на рост и развитие растений. По темам животноводства ребята посещают МТФ и СТФ центра. Где учатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: заготовки, хранения, подготовки кормов к скармливанию; первичной переработки продукции животноводства.
При выполнении практических работ учащиеся показывают сформированный уровень умений и навыков в соответствии с их возможностями. Для меня это один из способов выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков. Зная особенности ребят мне легче организовать учебный процесс.
Также уроки труда способствуют развитию и укреплению физического развития личности. Учитель должен заботиться о сохранении здоровья учащихся. Я всегда слежу, чтобы ребята, работая на улице, имели соответствующую погодным условиям одежду, правильно подбирали рабочий инвентарь.
Уроки тепличного дела для 10-11 классов направлены на работу в школьной теплице, формируют у учащихся трудовые навыки и умения по выращиванию растений в защищённом грунте и уходу за ними. При этом ребята получают первоначальные знания о профессии, которой они могут воспользоваться во взрослой жизни и быть готовыми к самостоятельной жизни, к ведению собственного хозяйства, а значит, им не придется задумываться, как заработать честным трудом денег, для содержания себя и своей семьи.
К примеру, выполняя практическую работу с 10-11 классом по выращиванию лука на зеленное перо гидропонным методом на опилках было видно, что ребята понимали, значимость своих действий, тактично выполняли этапы работы. В течение выгонки ребята ухаживали за луком, поливали, удаляли луковицы, которые не смогли прорасти. Интересовались дальнейшими планами на ближайшее время, а это выращивание цветочной и овощной рассады. И уже, когда во второй раз проводили посадку лука на зеленое перо, приятно было смотреть как, ребята безошибочно, самостоятельно, повторили все этапы. Была видна, сплоченность классного коллектива, заинтересованность в том, чтобы их труд принес пользу школе. В дальнейшем, я уверена, что кто-то из выпускников воспользуется полученными знаниями и умениями в дальнейшем.
Я пришла к выводу, что единообразия в требованиях не должно быть. Надо считаться с состоянием здоровья ребенка и его желанием выполнять работу. Чаще давать возможность ученику выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию и выполнению работ. Для меня главное, чтобы ребенок с желанием выполнял работу.
Уроки с/х труда и тепличного дела формируют у учащихся готовность и способность к активному участию в созидательном труде. Моя задача, как учителя, заключается в формировании знаний, умений и навыков в работе, формирование определенных качеств личности, которые необходимы для становления сознательного отношения к труду, морально-волевых и эмоциональных факторов, отражающих положительное отношение к систематической трудовой деятельности, воспитание трудолюбия.
Для этого на своих уроках использую следующие методы трудового обучения и воспитания:
Объяснение – сообщаю правила поведения и последовательность выполнения различных трудовых приемов и операций.
Инструктаж – провожу инструктаж непосредственно перед началом работы.
Индивидуальные задания – применяю с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях воспитанников их склонностях и способностях.
Профориентационая беседа – она должна всегда быть логически связана с изучаемым материалом. Изучение воспитанниками более глубоких сведений способствует осмыслению воспитанниками знаний о труде, мире труда и людях трудовых профессий.
Социально-значимые акции – с общественно-значимым смыслом, где воспитанники могут проявить свое личное отношение к труду. Такая форма может увлечь воспитанников общим делом, идеей, дает возможность показать свои трудовые умения и навыки другим людям. Хотя, это пока в рамках нашего центра, но, тем не менее, ребята помогают и не отказывают в просьбе работникам центра.
Использую такие группы методов, как:
*Приучение +Упражнение (это многократное повторение, многократное обучение и научение (как мы приучаем ребенка мыть руки, умываться, точно так же необходимо упражнять и приучать ребёнка выполнять трудовые операции).
*Убеждение + внушение (умственно отсталому ребёнку необходимо внушение веры в собственные силы, в то, что он сможет справиться с порученными заданиями нарастающей сложности, приобрести дело по душе и заниматься им в дальнейшем, быть полезным).
*Метод постановки перспективы (нацеливаю на будущее)
Использую пошаговую технику по формированию трудовых умений:
Шаг 2: «На один минус два плюса». Не скуплюсь на похвалу. Есть дети, которые нуждаются в дополнительной стимуляции (Вахтин С.- 11 класс). Необходимо всегда признавать их достижения.
Шаг 4: «Система поощрений» — аплодисменты, выставки работ, звёзды (наклейки, награды), экраны чистоты с картинками и др.
Для нас трудовиков хорошим подспорьем в воспитании трудолюбия и в формировании мотивации трудовой деятельности детей является ежегодно проводимая «Неделя труда». Цели, которой привитие трудолюбия и любви к природе; расширение профинформации обучающихся и пропаганда специальностей (включающая встречи со специалистами разных профессий); привития ответственного отношения к труду. И, конечно же, помогает выявить обучающихся с высоким уровнем трудовых умений и навыков через конкурс мастерства, выпуск стенгазет, тематические воспитательские часы, выставки поделок и творческих работ.
Главными задачами трудового обучения детей с ОВЗ являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.
Ребенок с нарушением интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.
Формирование сознательного отношения к труду
Библиографическая ссылка на статью:
Муминова Д.А. Формирование сознательного отношения к труду у учащихся // Психология, социология и педагогика. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/04/8142 (дата обращения: 21.11.2021).
Как известно из древних времен и кузнец, гончар, плотник и представители других профессий стремились обучать своему ремеслу других, то есть передавали секреты своей профессии. “Для человека и сорока профессий мало”, “ Моя профессия- мой почёт” эти народные пословицы появились на свет как результаты усердной трудовой деятельности.
Бухара, Фергана, Самарканд, Сурхандарья, Кашкадарья, Самарканд, Коканд, Самарканд, Наманган и Ташкент издавна славятся своими ремесленниками. Десятки изделий в различных сферах деятельности выпускаются в этих областях для экспорта в заграницу. Сюда можно включить следующие изделия: украшения, вышивки, гончарство, кузнечные изделия, мужская одежда, производство обуви, кулинария, мебель и т.д. Но в связи с социальным развитием некоторые из этих сфер деятельности были на грани исчезновения и только независимость Республики Узбекистан дала возможность их вновь возродить и перенимать профессии наших предков подрастающими поколениями.
В связи с этим, основная цель обучения и трудового воспитания в колледже учащихся это вооружение их необходимыми знаниями на основе науки и техники, привитие им уважения и любви к национальным ремеслам, которые требуют от учителя педагогического мастерства в ознакомлении и объяснении с особенностями этих профессий.
Естественно, что чувство любви к труду и профессии у учащихся не возникает само собой. Эти качество формируются в образцовом показателе родителей в семье, а в школе через проведение уроков труда, различных мероприятий, кружков и т.д. По нашему мнению формирование таких качеств возможны путём широкого разъяснения о традициях трудолюбия народов Востока, которые ценятся на протяжении веков
Эти разъяснительные работы могут проводиться в форме различных мероприятий: беседы, встречи, общие обсуждения с учащимися.
Для исследования уровня сформированности трудолюбия у учащихся профессионального колледжа, мы провели диагностическое исследование:
№1 анкетирование –выявляющий этап в начале исследования,
№1 анкетирование – формирующий этап в конце исследования
В исследовании участвовали 30 учащихся 1-го курса профессионального колледжа города Намангана. С целью изучения уровня сформированности трудолюбия среди учащихся колледжа мы разработали анкету из 7 вопросов, которые были заданы в 1 этапе исследования.
1.Какие рассказы и пословицы вы знаете о труде?
2.По своему ли желанию вы выбрали свою профессию в данном профессиональном колледже? И почему?
3.Кому говорят: Достиг своего счастья благодаря своей профессии?
4.Что необходимо сделать для достижения благополучия в семье?
5. Кому говорят: Его труд пошёл на смарку?
6. Что необходимо сделать человеку для достижения своих желаний и мечты?
7. Какие пословицы о трудолюбии вы знаете?
Таблица №1.Показатели проведенного исследования
Участвовали 30 учащихся | 1.в начале эксперимента | 2.в конце эксперимента | ||||||
№ | Вопросы | Выс | Сред | Низ | Выс | Сред | Низ | |
1 | Какие рассказы и пословицы вы знаете о труде? | 1 | 3 | 26 | 10 | 12 | 8 | |
2 | По своему ли желанию вы выбрали свою профессию в данном профессиональном колледже? И почему? | 7 | 4 | 19 | 15 | 10 | 5 | |
3 | Кому говорят: Достиг своего счастья благодаря своей профессии? | 3 | 2 | 25 | 20 | 8 | 2 | |
4 | Что необходимо сделать для достижения благополучия в семье? | 4 | 10 | 16 | 25 | 5 | — | |
5 | Кому говорят: Его труд пошёл на смарку? | 3 | 8 | 19 | 20 | 6 | 4 | |
6 | Что необходимо сделать человеку для достижения своих желаний и мечты? | 6 | 10 | 10 | 23 | 7 | — | |
7 | Какие пословицы о трудолюбии вы знаете? | 2 | 4 | 24 | 20 | 8 | 2 |
Согласно №2 таблице можно определить, что поставленная в эксперименте нами цель выполнена. И при диагностике после нашего формирующего эксперимента мы получили следующие результаты:Согласно таблице №1. Показатели проведенного исследования на заданные вопросы из 30 учащихся 8 участвовали активно, которые составляют 27% из всех 100 % присутствующих на мероприятии. Затем было проведено аналитическая беседа по определению термина «трудолюбие», «сознательное отношение к труду». Также были рассмотрены следующие аспекты: «Я и моя профессия», «Какую пользу я могу привести обществу и себе?», «Каковы мои жизненные ценности и место труда в данном списке?». Посредством разъяснительной работы мы организовали (беседы, встречи, общие обсуждения) и провели формирующий эксперимент, где были получены следующие результаты.
Этапы эксперимента | Позитивные ответы |
1 этап | 27% – 8учеников |
2 этап | 57%- 17 учеников |
Таблица №2.Этапы эксперимента
По проделанной работе можно сделать следующие выводы: работа по формированию трудолюбия у учащихся должна планироваться и проводиться и посредством разъясняющих мероприятий, встреч, аналитической работы, которые дадут позитивные результаты. С помощью педагогической диагностики необходимо целенаправленно оценивать уровень формирования трудолюбия у студентов колледжа.
Одним из основных условий человечности это духовно-нравственное воспитание, приобретение профессии и при воспитании гармонично развитой личности они считаются одной из основных факторов.
Подготовка учащихся к сознательному выбору профессии это основная задача школы реализуются с учётом 2-х факторов:
Последнее связано с профессиональным самосознанием личности
При профессиональной пропаганде в школах широко используются следующие виды и формы мероприятий: лекции, беседы, конференции, встречи, вечера, дискуссии, организация специальных радиопередач, оформление стенгазет или уголков.
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
© 2021. Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика».