формой социальной организации первобытного общества была

Социальная организация в первобытном обществе, ее формы

формой социальной организации первобытного общества была. Смотреть фото формой социальной организации первобытного общества была. Смотреть картинку формой социальной организации первобытного общества была. Картинка про формой социальной организации первобытного общества была. Фото формой социальной организации первобытного общества была формой социальной организации первобытного общества была. Смотреть фото формой социальной организации первобытного общества была. Смотреть картинку формой социальной организации первобытного общества была. Картинка про формой социальной организации первобытного общества была. Фото формой социальной организации первобытного общества была формой социальной организации первобытного общества была. Смотреть фото формой социальной организации первобытного общества была. Смотреть картинку формой социальной организации первобытного общества была. Картинка про формой социальной организации первобытного общества была. Фото формой социальной организации первобытного общества была формой социальной организации первобытного общества была. Смотреть фото формой социальной организации первобытного общества была. Смотреть картинку формой социальной организации первобытного общества была. Картинка про формой социальной организации первобытного общества была. Фото формой социальной организации первобытного общества была

формой социальной организации первобытного общества была. Смотреть фото формой социальной организации первобытного общества была. Смотреть картинку формой социальной организации первобытного общества была. Картинка про формой социальной организации первобытного общества была. Фото формой социальной организации первобытного общества была

формой социальной организации первобытного общества была. Смотреть фото формой социальной организации первобытного общества была. Смотреть картинку формой социальной организации первобытного общества была. Картинка про формой социальной организации первобытного общества была. Фото формой социальной организации первобытного общества была

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Каждая из них отражает разные взгляды и суждения различных групп, слоев на этот процесс. Споры о происхождении государства и права, их сущности продолжаются и по сей день. Вместе с тем понятно следующее: для выяснения природы государства, его особенностей надо иметь представление об обществе догосударственного периода, его специфике.

Первобытное стадо. По свидетельству историков самой ранней и достаточно приспособленной к природным условиям догосударственной формой социальной жизни было первобытное стадо. Такое объединение называют “предобществом”. Оно было частью природы, приспосабливалось к ней, кочевало в поисках пищи. Первобытное стадо представляло собой замкнутую социальную группу, в рамках которой существовало естественное разделение труда между мужчинами и женщинами. Неразвитые орудия труда и низкие производительные способности людей обусловили необходимость объединения для выживания и присваивающую форму хозяйства. Все члены такой общности были равны в своих возможностях, не было социального неравенства. Занимались первобытные люди собирательством, охотой и рыболовством, т.е. присваивали то, что давала природа. Управление столь примитивными коллективами осуществлялось совместно всем взрослым населением. Приоритетная роль в таком сообществе принадлежала вождю (вожаку), обладавшему элементами властвования.

Родовая община. Более высокой формой социальной организации была родовая община, группа лиц, состоящих в родстве друг с другом и не допускающих брачных отношений между собой.. Род возник на высшей ступени дикости, когда люди стали обладать полезными для человека навыками, качествами, могли создавать искусственные жилища и орудия труда. В основе жизнедеятельности общины лежит производство. Произошел переход от присваивающей формы хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящей, возникли новые виды деятельности (выращивание растительной пищи, приручение диких животных, керамическое производство, металлообработка и др.).

Как видно, родовая община (род) – это более устойчивая общность, объединение людей. Таким путем постепенно складывается своеобразная общественно-экономическая формация – первобытнообщинный строй.

Первичной хозяйственно-производственной единицей был род. Следует отметить, что родосновная организация (группа лиц) первобытнообщинного строя, объединенная кровным родством, общностью имущества и труда. Все члены рода были связаны коллективным трудом, общим имуществом, на основе которого велось общее хозяйство. Собрание взрослых членов рода осуществляло управление делами родовой общины.

Племя и союзы племен. Более сложной формой организации, чем родовая община, были племена и союзы племен. Племя трактуется в литературе как этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком.

Племя представляло собой объединение нескольких родов, связанных кровнородственными отношениями. Для племен характерны общность территории, наличие некоторых элементов хозяйства, определенное самосознание, обычаи и культы, как регуляторы поведения людей и др.

Следовательно, в основе племени лежит не только родство, но и территориальные связи. Функцию управления этой социальной общности осуществлял совет старейшин (совет племени).

Образование союзов племен, завоевания и переселения вели к смешению племен и возникновению более крупных этнических общностей. Объединение нескольких племен для решения какой-либо задачи представляет собой племенной союз. Чаще всего племенные союзы возникали для отражения какой-либо опасности. Названным формам жизни и производства соответствовали определенная организация первобытной власти и социальные нормы.

Источник

Теория государства и права. Вопросы и ответы

формой социальной организации первобытного общества была. Смотреть фото формой социальной организации первобытного общества была. Смотреть картинку формой социальной организации первобытного общества была. Картинка про формой социальной организации первобытного общества была. Фото формой социальной организации первобытного общества была

Подготовка и сдача экзамена по учебной дисциплине «Теория государства и права» предполагают систематическое и последовательное изучение ее содержания. В период непосредственной подготовки к экзамену студенту важно вспомнить круг изучаемых вопросов, актуализировать их в своей памяти и максимально эффективно подготовиться к сдаче экзамена. Предлагаемое вниманию студентов пособие способствует решению этой задачи. Содержание, цели, структура изложенного материала соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования. Для студентов бакалавриата и специалитета высших учебных заведений. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Вопросы и ответы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Вопрос 3. Власть и формы социальной организации в первобытном обществе

Власть есть атрибут бытия человека. Она присутствует везде и всегда независимо от периода и этапов развития человеческого общества. Власть присутствовала в догосударственном состоянии организации жизни человека. Она имеет биологические, природные основы и свойственна не только людям. Зоологическая структура природного мира основана на власти: кто-то лидер и доминирующий член сообщества, кто-то вынужден подчиняться и признавать стороннее лидерство.

История человечества знает достаточно длительный период, когда государства еще не было. Этот период иногда называют доисторическим, полагая, что история цивилизованного человечества начинается с момента образования первых государств. Взгляд на догосударственное состояние человечества и его развитие, которое привело к государствам, означает признание эволюционного пути развития человечества: развитие от примитивных, простых форм к более сложным. Первобытное общество прошло, как признается в литературе, несколько этапов: 1) ранний, этап праобщины (первобытного стада); 2) средний, этап родовой общины; 3) поздний, этап первобытной соседской общины и появления условий образований государств. При этом особое значение имели неолитическая революция способствующая переходу от присваивающей к производящей экономике, развитие и совершенствование орудий труда, появление скотоводства и земледелия.

В любом случае сложно отрицать наличие догосударственного состояния — строя, не имевшего атрибутов государства и специальных созданных им приспособлений для функционирования управленческой сферы. При этом принято считать, что труд стал основой развития человека. Необходимость хозяйственной, добывающей, изначально организующей жизнь первобытного человека деятельности служила условием выживания человеческих первобытных сообществ. Выживание возможно лишь при совместных усилиях, действиях, которые совершаются сообща и выражаются в добывании пищи, поддержании среды обитания, защите от стихий природы и внешних всевозможных воздействий. Вряд ли возможно классифицировать характер этой жизни, проводя полные аналогии с государственно организованным обществом. По существу, два основных компонента имеют общее с будущей государственной организацией: 1) человек, оснащенный инстинктами, природными свойствами, включая начала разума, биологическими свойствами, и оттого формирующий приемлемые и возможные формы своего бытия; 2) власть, имеющая природные и биологические основы и сопровождающая человека на протяжении всей его жизни. Сочетание и соотношение человека, его деятельности, организаций, которые он создает, и власти при обязательном участии верований, постепенно проявляющихся в признании надчеловеческих сил, и формирует пространство государства.

Власть в первобытном обществе характеризовалась тем, что она была:

общественной по существу и по форме (негосударственной, не организованной специально для управления) и представляла самоуправление — управление самими и для себя с целью, возможно, и не осознаваемой в полной мере, но состоящей в воспроизводстве основных форм жизнедеятельности;

традиционно-авторитетной, что особенно стало проявляться на более поздних этапах развития первобытного строя, когда признание и уважение заслуг определенных членов сообщества стали проявляться все сильнее;

семейной, родовой, общинной (воплощением как общественных усилий в виде, например, родовых собраний, так и сформировавшихся в дальнейшем персональных первобытных институтов власти в виде, например, старейшины, вождя или жреца).

Основными формами социальной организации власти в первобытном обществе были:

1) род или родовая община. Здесь люди образовывали союз не по принципу территории, но на основе родственных связей, совместном труде и имуществе;

2) фратрии (братства) — союз нескольких родов, которые имеют общие родственные отношения. Формировались не у всех родов;

3) племя — объединение первобытных людей, состоящее из нескольких родов, имеющее определенную территорию под предводительством вождя;

4) союз племен — объединение нескольких племен, позволявшее более эффективно организовывать жизнь первобытных людей в условиях появившейся специализации труда, освоения новых территорий, осуществления защиты от возможных нападений, ведения войн. Союзы племен свойственны в большей степени этапу позднего первобытного строя.

Первобытнообщинный строй имел родоплеменную форму организации, в рамках которой реализовывались первичные нормы социального взаимодействия в условиях полного отсутствия дифференциации между людьми или группами людей — мононормы (А. И. Першиц). Концепция мононорм подвергается критике, так как предлагает понимание нерасчлененных норм, единых для всех. Конечно, это нормы, которые не имели современного понимания структуры; первобытный человек не мог различать свои обязанности и права, дифференцировать нормы по сфере действия, но он был способен считать какой — либо объект, чаще всего животное, священным, неприкосновенным и понимать, что сверхъестественные силы могут наказывать.

Вряд ли целесообразно проводить какую-либо аналогию между мононормами первобытного строя и современными нормами — правилами поведения, реализация которых опирается на принудительную силу государства, его повсеместного регулирования. Наличие мононорм сложно как опровергнуть, так и подтвердить. Если возможно говорить о нормах поведения первобытного общества, то в любом случае они были едиными лишь на определенном временном интервале, в рамках раннего этапа развития первобытного общества. Вместе с тем невозможно исключить действие норм (независимо от того, считаются ли они мононормами), предлагающих определенные правила поведения и состоящих в том, что они:

• выражали необходимость выживания, организации возможной совместной деятельности первобытного человека, регулировали прежде всего жизнеобеспечивающие отношения;

• отражали место человека как неотделимой и ничем не защищенной от природного воздействия части природы;

• не имели письменного характера (на ранних этапах развития), отражались набором знаков, символ;

• присутствовали в сознании и подсознании первобытного человека, ориентирующегося в силу необходимости на определенные образцы поведения;

• реализовывались в виде:

обычая — никем специально не устанавливаемого, но одобряемого определенным сообществом людей правила поведения, повторенного многократно и ставшего привычкой совершения именно таких, а не других действий;

религиозной нормы — исходящего из веры в надчеловеческие силы, в Бога определенного правила поведения, диктуемого верой;

первобытной нормы, сформированной на основе представлений о хорошем, плохом, добре, зле и близкой к религиозной норме;

табу — запрета на совершение какого-либо действия исходя из представлений о надчеловеческих силах, невозможности нарушения чего-либо священного;

ритуала — формы выражения символического характера природы человека, принципиально отличающего его наряду с разумом от животного мира;

мифа, предложенного совместными усилиями членов сообщества на основе опыта и веры, представлений о чем-либо и порождающего определенный вариант поведения.

Таким образом, власть в первобытном обществе, являясь атрибутом жизни человека, имеет биологические основания. На основе совместной по необходимости, для целей выживания, деятельности человек постепенно приобретал черты социальности. Власть в первобытном обществе имеет характерные черты и регулируется в соответствующих формах; существуют формы социальной организации жизнедеятельности догосударственного общества.

Источник

формой социальной организации первобытного общества была. Смотреть фото формой социальной организации первобытного общества была. Смотреть картинку формой социальной организации первобытного общества была. Картинка про формой социальной организации первобытного общества была. Фото формой социальной организации первобытного общества была

Первобытное общество – наиболее древняя и наиболее продолжительная стадия развития человечества. Конкретной периодизации нет, потому что регионы развивались неравномерно, но существует общая археологическая периодизация, в которой выделяют 3 основных периода: каменный век, медно-каменный век и железный век. Также выделяют юридическую периодизацию, согласно которой развитие подразделяется на этапы присваивающей и производящей экономики, переход между этими этапами объясняется сменой формы труда.

Формирование родовой общины

Современный человек появился 35-40 тыс. лет назад, в эпоху позднего палеолита. Человеческое стадо трансформируется в родовой строй, жизнь людей становится более организованной.

Родовой строй в процессе своего развития пережил две стадии: матриархат и патриархат. Чем более организованными и развитыми становились люди, тем больше была их потребность в построении социальных связей. Обмен женщинами и неконтролируемые связи в рамках стада модифицировались в более фиксированные брачные связи, постепенно сформировалось старшинство поколений, родовые и родоплеменные общности. Групповой брак трансформировался в парный брак, кровосмешение было запрещено, поскольку из-за него рождались неполноценные дети.

Характеристика родовой общины

Для социального устройства характерны род и племя. Родовая община – первая форма социального объединения. Союз выстраивался на базе кровного родства, коллективного труда и общей собственности. Во главе общины находились наиболее уважаемые и опытные ее члены.

Родовая община имела не территориальный, как государство, а личный характер – в основе развития взаимоотношений было кровное родство. В этот же период выделяют и более крупные объединения – племена, состоящие из нескольких родов и отличающиеся общностью культуры, обычаев, языка и исторического прошлого.

Особенностью родовой общины был кочевой образ жизни: люди не привязывались к одному конкретном месту – они переезжали в новую местность, брали от нее все, что она могла дать, и переезжали.

Власть в родовой общине

Частной собственности не было – все имущество находилось в общественной собственности. Неравенства еще не существовало: разделение труда осуществлялось исключительно по половозрастному признаку. Постепенно начинала зарождаться власть: одни люди подчинялись другим. Власть в первобытном обществе распространялась, в большинстве своем, на племя и основывалась на авторитете; была сконцентрирована в руках старейших представителей племени, коих все представители рода добровольно признавали; полномочия правящих лиц регулировались нормами морали и обычаями. Власть имела временный характер, была сменяемой. Источником власти была община, формировавшая органы общественного самоуправления.

На начальном этапе управление базировалось на принципах естественного самоуправления. В те времена существовали три основных органа осуществления власти: вождь, совет старейшин и собрание членов общины, которое посредством голосования решало все возникающие в общине проблемы. Лица, числящиеся в этих институтах, могли быть отстранены от выполнения своих обязанностей общиной, действовали они также строго под ее контролем. Власть в первобытном обществе историки называют потестарной, поскольку формировалась она на основе авторитета.

Управлял делами общины лидер, избирающийся посредством голосования, которое проводил совет старейшин. Он также мог быть отстранен в любой момент.

За религиозную составляющую жизни отвечал жрец. Верили люди в силы природы и животных, придавали им мистическое значение.

Источник

Социальная организация первобытного общества

В науке существует множество теорий о появлении государства. Причины такого множества можно объяснить следующим образом:

1) формирование государства у разных народов шло различными путями, что обусловило разную трактовку условий и причин его возникновения;

2) неодинаковым мировоззрением исследователей;

3) сложностью процесса формирования государства, что вызывает трудности в адекватном восприятии данного процесса.

Как известно, государство существовало не всегда. Земля образовалась при­близительно 4,7 млрд. лет назад, жизнь на Земле — около 3,5— 5 млрд. лет назад, люди на Земле появились около 2 млн. лет назад, человек как разумное существо оформился примерно 40 тыс. лет назад, а первые государственные образования — около 5 тыс. лет назад.

Таким образом, сначала появилось общество, которое в процессе своего раз­вития пришло к необходимости создания таких важных общественных ин­ститутов, как государство и право.

Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охваты­вающей эпоху от появления человека до образования государства, было пер­вобытное общество. Этот этап важен для понимания процесса формирования государства, поэтому рассмотрим его подробнее.

В настоящее время благодаря достижениям в области археологии и этногра­фии наука располагает обширной информацией о данном периоде человече­ства. Одним из существенных достижений науки является периодизация пер­вобытной истории, позволяющая четко обозначить:

а) о каком обществе идет речь;

б) временные рамки существования первобытного общества;

в) социальную и духовную организацию первобытного общества;

г) формы организации власти и нормативные регуляторы, использованные человечеством, и т.д.

Периодизация позволяет прийти к выводу, что общество никогда не было статичным, оно неизменно развивалось, двигалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации, в частности обще­историческую, археологическую, антропологическую.

Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, ее разложение пришел к формированию государства.

В период присваивающей экономики человек довольствовался тем, что дава­ла ему природа, поэтому занимался главным образом собирательством, охо­той, рыболовством, а в качестве орудий труда использовал также природные материалы — камни и палки.

Формой социальной организации первобытного общества была родовая об­щина, т.е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая община объединяла несколько поко­лений — родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчи­ками пиши, знатоками обычаев, ритуалов (лидеры). Таким образом, родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Се­мейные общины объединялись в более крупные образования — в родовые объединения, племена, союзы племен. Данные образования также были ос­нованы на кровном родстве. Целью таких объединений были защита от внешнего нападения, организация походов, коллективная охота и др.

Особенностью первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фик­сированная система половозрастного разделения труда, т.е. строгое распре­деление функций по жизнеобеспечению общины. Постепенно на смену груп­

повому браку пришел парный брак, запрет кровосмешения, поскольку оно вело к рождению неполноценных людей.

На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного самоуправления, т.е. той формы, которая соответство­вала уровню развития человека.

В первобытной общине существовали следующие институты власти:

а) лидер (предводитель, вождь);

в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни.

В первобытном обществе существовали выборность и сменяемость первых двух институтов власти, т.е. лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои функции под контролем общины. Совет старейшин формировался также путем выборов из числа наиболее уважаемых членов общины, по их личным качествам.

Управление делами общины осуществлял лидер, избираемый общим собра­нием общины или советом старейшин. Его власть не была наследственной. В любой момент он мог быть смешен. Он также участвовал наряду с другими членами общины в производственной работе и никаких льгот не имел. Ана­логично было положение и членов совета старейшин. Религиозные функции выполнял жрец, шаман, деятельности которого придавалось большое значе­

ние, поскольку первобытный человек был частью природы и непосредствен­но зависел от природных сил, верил в возможность их задобрить, чтобы они были благосклонны к нему.

Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его су­ществования характерны следующие особенности:

1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, муж­чины и женщины обладали равными правами голоса;

2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на про­фессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ;

3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;

4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена об­щины назначалась кровная месть.

Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе — это вы­борность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Власть при родовом строе носила последовательно демократиче­ский характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо имуще­ственных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства, единства потребностей и интересов всех членов. Данный этап в развитии человечества на этом основании нередко называют первобытным коммунизмом.

Источник

2.1 Социальная организация первобытного общества

Социальная организация первобытного общества

В науке существует множество теорий о появлении государства. Причины такого множества можно объяснить следующим образом:

1) формирование государства у разных народов шло различными путями, что обусловило разную трактовку условий и причин его возникновения;

2) неодинаковым мировоззрением исследователей;

3) сложностью процесса формирования государства, что вызывает трудности в адекватном восприятии данного процесса.

Как известно, государство существовало не всегда. Земля образовалась приблизительно 4,7 млрд лет назад, жизнь на Земле — около 3,5–5 млрд лет назад, люди на Земле появились около 2 млн. лет назад, человек как разумное существо оформился примерно 40 тыс. лет назад, а первые государственные образования — около 5 тыс. лет назад.

Таким образом, сначала появилось общество, которое в процессе своего развития пришло к необходимости создания таких важных общественных институтов, как государство и право.

Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления человека до образования государства, было первобытное общество. Этот этап важен для понимания процесса формирования государства, поэтому рассмотрим его подробнее.

В настоящее время благодаря достижениям в области археологии и этнографии наука располагает обширной информацией о данном периоде человечества. Одним из существенных достижений науки является периодизация первобытной истории, позволяющая четко обозначить:

а) о каком обществе идет речь;

б) временные рамки существования первобытного общества;

в) социальную и духовную организацию первобытного общества;

г) формы организации власти и нормативные регуляторы, использованные человечеством, и т. д.

Периодизация позволяет прийти к выводу, что общество никогда не было статичным, оно неизменно развивалось, двигалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации, в частности общеисторическую, археологическую, антропологическую. Юридическая наука использует археологическую периодизацию, которая выделяет в развитии первобытного общества два главных этапа: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики, между которыми лежал важный рубеж неолитической революции. На этой периодизации основана современная теория происхождения государства — потестарная, или кризисная.

Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, ее разложение пришел к формированию государства.

В период присваивающей экономики человек довольствовался тем, что давала ему природа, поэтому занимался главным образом собирательством, охотой, рыболовством, а в качестве орудий труда использовал также природные материалы — камни и палки.

Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т. е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая община объединяла несколько поколений — родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев, ритуалов (лидеры). Таким образом, родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Семейные общины объединялись в более крупные образования — в родовые объединения, племена, союзы племен. Данные образования также были основаны на кровном родстве. Целью таких объединений были защита от внешнего нападения, организация походов, коллективная охота и др.

Особенностью первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система половозрастного разделения труда, т. е. строгое распределение функций по жизнеобеспечению общины. Постепенно на смену групповому браку пришел парный брак, запрет кровосмешения, поскольку оно вело к рождению неполноценных людей.

На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного самоуправления, т. е. той формы, которая соответствовала уровню развития человека. Власть носила общественный характер, поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти, и ее члены непосредственно осуществляли всю полноту последней.

В первобытной общине существовали следующие институты власти:

а) лидер (предводитель, вождь);

в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни.

В первобытном обществе существовали выборность и сменяемость первых двух институтов власти, т. е. лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои функции под контролем общины. Совет старейшин формировался также путем выборов из числа наиболее уважаемых членов общины, по их личным качествам.

Управление делами общины осуществлял лидер, избираемый общим собранием общины или советом старейшин. Его власть не была наследственной. В любой момент он мог быть смещен. Он также участвовал наряду с другими членами общины в производственной работе и никаких льгот не имел. Аналогично было положение и членов совета старейшин. Религиозные функции выполнял жрец, шаман, деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный человек был частью природы и непосредственно зависел от природных сил, верил в возможность их задобрить, чтобы они были благосклонны к нему.

Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие особенности:

1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса;

2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ;

3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;

4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть.

Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе — это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Власть при родовом строе носила последовательно демократический характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства, единства потребностей и интересов всех членов. Данный этап в развитии человечества на этом основании нередко называют первобытным коммунизмом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 1.1 Первобытно-общинный строй и родоплеменная организация общества

§ 1.1 Первобытно-общинный строй и родоплеменная организация общества Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной

3 КРИЗИС ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

3 КРИЗИС ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА Первобытно-общинная форма устройства общества характеризовалась отсутствием классовой структуры, государства и четких правовых норм. Экономическая жизнь первобытной общины основывалась на коллективной

СТАТЬЯ 94. Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества

СТАТЬЯ 94. Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников. При этом ему должна быть выплачена стоимость части

Статья 94. Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества

Статья 94. Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества 1. Участник общества с ограниченной ответственностью вправе выйти из общества путем отчуждения обществу своей доли в его уставном капитале независимо от согласия других его участников или

Статья 94. Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества

Статья 94. Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников. При этом ему должна быть выплачена стоимость части

СТАТЬЯ 94. Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества

СТАТЬЯ 94. Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества 1. Участник общества с ограниченной ответственностью вправе выйти из общества путем отчуждения обществу своей доли в его уставном капитале независимо от согласия других его участников или

Статья 12. Внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции

Статья 12. Внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции 1. Внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции осуществляется по решению общего собрания акционеров, за

Статья 14. Государственная регистрация изменений и дополнений в устав общества или устава общества в новой редакции

Статья 14. Государственная регистрация изменений и дополнений в устав общества или устава общества в новой редакции 1. Изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13

Статья 71. Ответственность членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и (или) членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей организации или управляющего

Статья 71. Ответственность членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и (или) членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей

Статья 84.8. Выкуп ценных бумаг открытого общества по требованию лица, которое приобрело более 95 процентов акций открытого общества

Статья 84.8. Выкуп ценных бумаг открытого общества по требованию лица, которое приобрело более 95 процентов акций открытого общества 1. Лицо, указанное в пункте 1 статьи 84.7 настоящего Федерального закона, вправе выкупить у акционеров – владельцев акций открытого общества,

Статья 87. Заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества или аудитора общества

Статья 87. Заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества или аудитора общества По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) общества или аудитор общества составляет заключение, в котором должны

2.5 Нормативная система первобытного общества

2.5 Нормативная система первобытного общества В обществе присваивающей экономики существовала нерасчлененность мифологического и традиционно-бытового регулятора, зачаточного права и морали. Отечественный этнограф А. И. Першиц назвал регуляторы этого этапа

Глава 6. Социальные нормы первобытного общества

Глава 6. Социальные нормы первобытного общества 6.1. Саморегуляция как признак человечестваОдним из вопросов, будоражащих умы ученых вот уже на протяжении многих и многих веков, является вопрос: чем человек отличается от животного. Надо сказать, что несмотря на множество

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *