формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос

Контроль и оценка результатов обучения ФГОС всех уровней

«Контроль и оценка результатов

обучения по ФГОС всех уровней образования»

Земцова Ольга Геннадьевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Красноподгорная СОШ им. П.М. Волкова»

Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

Контроль и оценка результатов обучения

Контроль и оценка результатов обучения регламентируются ФГОС и направлены на освоение образовательных программ и достижение результатов по трем направлениям: личностных (мотивированность обучения, стремление к саморазвитию, развитие самостоятельности и личной ответственности и т.д.), метапредметных (освоение обучающихся универсальных учебных действий), предметных (изучение учебных предметов) результатов общего образования. Комплексный подход к результатам позволяет обеспечить качество обучения.

Планируемые результаты определяются на уровнях:

1) Стандарта, предметной программы;

2) проектирования учебных курсов.

Перед началом учебного года все составляют рабочие программы, в которых прописывают предметные, метапредметные, личностные результаты.

На уровне проектирования рабочих программ планируемые результаты представлены с учетом содержания изучаемого предмета, возраста школьников.

В соответствии с дифференцированным подходом в обучении планируемые результаты формируются на двух уровнях: базовом («выпускник научится») и повышенном («выпускник получит возможность научиться»). Большое место в характеристике планируемых результатов занимают умения школьников, как связующая категория между планируемым результатом и видами заданий, с помощью которых он может быть достигнут. В каждом разделе на базовом уровне «выпускник научится» выделяют общие планируемые результаты:

— определять место исторических событий во времени;

— использовать историческую карту как источник информации;

— применять знание фактов для характеристики основных событий;

— описывать условия существования, основные занятия и образ жизни людей;

— раскрывать характерные черты норм государственного устройства, положения основных групп населения, религиозных верований.

На повышенном уровне «Выпускник получит возможность научиться» также есть общие для всех разделов умения.

Перед каждым уроком, составляя технологическую карту урока, учитель определяет УУД, которые будут сформированы у обучающихся и каковы формы контроля (оценивания) будут проводиться на уроке.

Виды контроля обучения : текущий (различные виды проверочных работ), промежуточный, административный (письменные и устные контрольные работы), итоговая (ОГЭ, ЕГЭ) аттестация; предметные олимпиады, конференции, тестирование и др.

Объективность. Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, установленным критериям оценивании знаний, умений.

Систематичность. Систематичность заключается в проведении диагностического контролировании всех обучаемых с первого и до последнего дня пребывания в ОУ.

Гласность. Принцип гласности требует оглашения процедуры, условий, критериев, результатов оценивания.

Текущая оценка проводится после выполнения обучающимся каждого учебного действия, работы, предусмотренной в процессе освоения всего модуля, а итоговая оценка проводится по завершению освоения всего модуля.

Итоговая оценка, носит комплексный характер, т.к. позволяет оценить посредством интегрированного практического задания освоенные обучающимся умения и компетенции.

Для оценки знаний можно использовать следующие формы и методы:

Собеседование – это один из наиболее известных способов получения ин-формации непосредственно от обучаемых.

Задание в тестовой форме – единица контрольного материала, сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестными. Подстановка правильного ответа вместо неизвестного компонента превращает задание в истинное высказывание.

Как оценивать результаты образования по ФГОС?

Алгоритм действий учителя:

1. Определить, что будет оцениваться: должно быть не репродуктивное воспроизведение знаний и умений по образцу, а их использование в новой ситуации.

2. Определить способ оценивания результатов образования по ФГОС: уровневая или балльная шкала, иное.

3. Определить качественные характеристики каждого уровня (или балла), с помощью которых и будет производиться оценка.

4. Провести начальную диагностику уровня развитости каждого результата (метапредметных умений), чтобы было с чем сравнивать.

5. Спроектировать (прогнозировать)минимальный и оптимальный результаты, которых может достичь ребенок по каждому из формируемых умений или компетенций, обязательно в зоне ближайшего развития каждого ученика.

6. Осуществить текущую (или промежуточную, конечную или итоговую) оценку овладения предметными, метапредметными или личностными результатами образования по ФГОС.

7. Определить (по анализу расхождений прогноза и реально достигнутого) причины неуспеваемости или недостижения прогнозированных выбранных метапредметных или личностных результатов.

8. Определить направление и перечень мероприятий (это должна быть взаимосвязанная система мер) по ликвидации дефектов обучения, воспитания и развития конкретного ребенка.

Применять интерактивные технологии оценивания

(Разнообразные методы, формы и средства контроля, например, крестики-нолики)

К методам интегрированной оценки можно отнести проекты, портфолио, комплексные практические задания и т. д.

При оценке предметных результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуации и овладение определенными способами действия.

Сегодня на основной и средней ступенях обучения:

1. Ученик сам формулирует проблему.

2. Ученик сам находит решение.

3. Ученик сам решает.

4. Ученик сам оценивает правильность решения.

Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи: устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

· Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

· Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

· Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так. », «что нужно сделать, чтобы. ») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.

В обучении оценивается результат. А у нас сегодня началась тема, завтра мы проводим самостоятельную работу и ставим за неё отметки. Вы уверены, что дети что-то уже усвоили? Результата-то нет.

А вот процесс оценивать словесно можно: «не получается», «стараемся, давайте», «вернёмся к этому», «повторим это…»

Идёт ОБУЧЕНИЕ. Отметки-то тут причём? Баллы-то тут причём? Это во- первых.

Во- вторых. Вот Петя поднял руку, ответил вам на вопрос, а вы ему: «Молодец, садись». А рядом с ним сидит Олечка, которая думает про себя: «Почему Петя молодец? А я по-другому думаю». Для неё и всех остальных вы ничего не доказали. Если хотите оценить в процессе, скажите, почему согласны, почему не согласны. Но это ПЛОХОЙ путь. Педагогический путь плохой, потому что вы должны сказать: «Ты так думаешь? Давай послушаем других». И путём размышлений, путём сталкивания мнений, показать ему прав он или не прав. И в конце на себя обратить внимание и сказать: «Ой, а вы знаете, я тоже с Петей была согласна, хотела сразу сказать, но решила послушать, что вы скажете».

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

«Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.

Приведу пример. Учитель проводит диктант, перед сдачей предлагает его проверить. Ученик находит в своей работе ошибки и исправляет их. В соответствии с инструкцией учитель снижает оценку на балл. Проанализируем эту ситуацию. Ученик сам нашел ошибки, что означает наличие у него навыка самоконтроля. Естественно, в данном случае требуется не наказание, а поощрение. Но найдется учитель, который скажет: «Ученик должен сразу писать без ошибок». Однако процесс перехода умения в навык (а именно этого требует педагог) достаточно трудный и неровный, поэтому тот факт, что ученик еще не может сразу применить правило написания, скорее, его беда, а не вина. И пока у школьника не сформирован тот или иной навык, он должен иметь право на исправление ошибки, на совместный с педагогом анализ причин своих неудач. Кроме того, непедагогична эта ситуация еще и потому, что у школьника формируется негативное отношение к действию самоконтроля, безразличное отношение к оцениванию («Зачем искать у себя ошибки, если учитель все равно снизит отметку?»). Противоречие, образующееся при такой ситуации, отрицательно отражается на всем учебно-воспитательном процессе.

В своей работе мы используем различные формы и методы оценивания: письменные и устные работы, проекты, самостоятельные работы, творческие работы, самоанализ, наблюдение, самооценка. Школьники пишут рефераты, эссе, учебно-исследовательские работы, создают презентации, проекты.

Итоговая проверка достижения учащимися планируемых результатов по истории осуществляется в следующих основных формах: развернутые устные ответы на вопросы; работа с историческими источниками, картой; развернутый письменный ответ по теме – эссе. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Многие школьники пишут работу на историческую или обществоведческую тему, исследуя актуальные проблемы истории и жизни общества.

В конце года во всех школах для 5,6 классов проводятся Всероссийские проверочные работы по основным предметам (русский язык, история, обществознание).

Тест, как инструмент педагогического мониторинга успешно используется для контроля качества обучения, осуществляется плавный переход от тестовых заданий с единичным выбором ответа, к более сложным:

· заданиям с несколькими вариантами ответа;

· альтернативным заданиям, содержащим некие утверждения, которые ученик должен оценить, как истинные или ложные, используя слова «да», «нет»;

· заданиям на восстановление соответствия;

· заданиям на группировку информации;

· заданиям на определение последовательности;

· заданиям на исключение лишнего.

Основные требования, предъявляемые к тестам — это надежность, объективность. Иногда, очень трудно соотнести ключ к тестам в пятибалльную систему оценивания и на помощь приходят стандартные принципы ЕГЭ: задание с выбором одного ответа 1 балл, 2 балла за усложненное задание группы «В», за задания группы «С» — по 3 балла.

Рефлексия — стадия анализа и творческой переработки информации. Именно ее методы позволяют оценить деятельность ученика за урок.

Прием «Обшее-уникальное» развивает способность выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух или более явлений и фактов.

Одним из самых сложных заданий для учащихся является написание эссе (по русскому языку, литературе, истории, обществознанию). В основном оно применяется в старшей школе. Но подготовка к нему идет с основной школы в виде написания творческих сочинений.

Часто на уроках предметов гуманитарного цикла применяем систему накопительных баллов, т.е. оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла, за замеченную и объясненную ошибку – 2 балла и т.д. Это увеличивает работоспособность класса, так как каждому хочется получить положительную оценку, кроме того, такой прием дает шанс немотивированным на учебу учащимся получить хорошую оценку.

На уроках ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

В рамках урока обучающиеся учатся самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки»

1.Какова была цель задания ( задачи)?

2.Удалось получить результаты (решить, ответить)?

3.Правильно или с ошибками?

4.Самостоятельно или с чей-то помощью?

5.Какую себе поставишь отметку?.

7. Каков был уровень задания?

При выполнении итоговых творческих композиций по искусству или изобразительному искусству объявляется конкурс на лучший рисунок. Разработанные критерии помогают определить лучшие работы. Оценивание проходит открыто. За лучшие работы дети награждаются грамотами. Не каждый ученик готов публично давать самооценку, следовательно, необходимо учитывать, что таким детям нужна психологическая помощь, и по возможности первое время не вызывать их, пока ребята не преодолеют психологический барьер. Если ученики начинают из лишне критично оценивать ответ, работу своего товарища, то учитель может вовлечь их в диалог при условии, что это не обидит отвечающего, а дети при этом аргументированно анализируют ответ по сути задания.

«Отзыв о творческой композиции». Это одна из форм учебной деятельности, способствующей формированию адекватной самооценки обучающихся на уроках изобразительного искусства. Примерный план отзыва о композиции может включать следующие параметры: название, тема; сюжет, какими могли бы быть другие варианты в данной теме; почему выбрана эта тема, что хотелось в ней выразить (содержание); какие выразительные средства были использованы (композиция, перспектива, светотень, цвет). Применение оценочного инструментария при самооценке творческих работ формирует аналитические и оценочные умения, а именно: умение внимательно выслушивать объяснения учителя, четко осознавать цели своей работы, контролировать соответствие выполняемой работы поставленной цели, самостоятельная проверять полученный результат; осуществлять самоконтроль при выполнении задания на разных этапах, объективно оценивать правильность и качество завершенной работы; давать самооценку уровня овладения учебными умениями. При работе с использованием системы самооценивания очень важно, чтобы учитель обсудил вместе с детьми критерии успешности выполнения творческой работы. Независимо от форм фиксации оценки главное выдержать принцип ухода от сравнивания личностных качеств детей на уровне «ты хуже, а ты лучше». Здесь необходимо оценивать учащегося по уровню достижения им поставленных на уроке целей и задач, имея при этом ввиду, что каждый ребенок индивидуален и имеет свое видение, отличное от взрослых, на решение предлагаемой темы.

Итоговая работа по иностранному языку состоит из двух частей: письменной (аудирование, чтение, письмо и языковые навыки – лексические и грамматические) и устной (монологическая и диалогическая речь).

Обратите внимание на оценивание умений диалогической речи по иностранным языкам.

Планируемым результатом диалогической речи является умение вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.

Как мы оцениваем диалогическую речь:

Критерии достижения планируемого результата:

1. Поставленная коммуникативная задача решена: в диалоге прозвучали:

· первый ученик: вопросы о том, как добраться до места назначения и сколько это займёт времени (продемонстрировано умение запрашивать информацию);

· второй ученик: сообщение о том, как добраться до места назначения и сколько это займёт времени (продемонстрировано умение сообщать информацию).

2. Учащийся продемонстрировал умения речевого взаимодействия:

— способность начать, поддержать и закончить разговор, используя этикетные речевые клише, принятые в англоязычных странах, в соответствии с предложенной ситуацией общения;

— способность выражать просьбу, благодарность, извинение;

3. Лексика использована в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. В речи учащегося отсутствуют лексические ошибки, в том числе затрудняющие понимание.

4. Грамматические средства использованы в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. В речи учащегося отсутствуют грамматические ошибки, затрудняющие понимание;

5. Речь учащегося понятна: отсутствуют фонематические ошибки, правильно произнесены практически все звуки в потоке речи, соблюден ритмико-интонационный рисунок фраз.

6. Объем диалога соответствует требуемому (5 реплик с каждой стороны).

Система оценивания по всем предметам требует индивидуального подхода к ученику. Одни ученики отлично решают тесты, используя интуицию, другие обладают хорошей устной речью, но не могут реализовать ее письменно и в тестах.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Смотреть фото формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Смотреть картинку формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Картинка про формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Фото формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос

формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Смотреть фото формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Смотреть картинку формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Картинка про формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Фото формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос

Содержимое разработки

формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Смотреть фото формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Смотреть картинку формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Картинка про формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Фото формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос

КОНТРОЛЬ И АТТЕСТАЦИЯ

(устный или письменный)

Дипломная работа / проект

Защита курсовой работы / проекта

формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Смотреть фото формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Смотреть картинку формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Картинка про формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Фото формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос

отметки, баллы, рейтинг

анализ, экспертиза, интерпретация результатов наблюдения

ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЮ :

При соблюдении ряда требований контроль дает необходимый учебный и воспитательный эффект, поэтому он должен быть:

Ко всем студентам предъявляются одинаковые требова­ния в отношении объема, качества знаний, уровня сформирован­ности умений, но в ряде случаев необходимо принимать во вни­мание такие индивидуальные качества студентов, как природную медлительность, робость, застенчивость, излишнюю самоуверен­ность, физические недостатки;

экономичным по затратам времени преподавателя и студентов, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоя­тельную оценку в сравнительно короткий срок;

педагогически тактичным и осуществляться в спокойной, деловитой обстановке. Не следует торопить студентов с ответом или прерывать вопросом. Все замечания, указания и оценки необходимо делать в тактичной и доброжелательной форме.

формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Смотреть фото формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Смотреть картинку формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Картинка про формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Фото формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос

Сумма показателей оценки и выбранные формы и методы контроля в совокупности должна позволять однозначно диагностировать сформированность соответствующих общих и профессиональных компетенций и готовность к ПД

Задачи итоговой аттестации по профессиональному модулю (ПА по ОПОП) и ГИА : оценка овладения

Источник

Формы, методы и средства контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС

формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Смотреть фото формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Смотреть картинку формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Картинка про формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос. Фото формы и методы контроля и оценки результатов обучения в спо фгос

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

1. Основные требования к процессу контроля и оценки образовательных результатов

В соответствии с требованиями стандарта нового поколения контроль результатов обучения определяется как процесс сопоставления достигнутых результатов обучения с заданными в целях обеспечения качества подготовки обучающихся.

Эффективности учебного процесса способствуют следующие функции контроля:

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений обучающихся, сформированности компетенций.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки обучающихся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях обучающихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе, что является основанием для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности обучающихся, в развитии их творческих способностей.

Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным обучающимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты обучающихся, контроль ориентирует их в затруднениях и указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений, компетенций.

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у обучающихся ответственного отношения к изучению дисциплины, аккуратности, честности, твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Выделенные функции контроля подчеркивают его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

Основными функциями отметки, применяемой в массовой педагогической практике, являются: контролирующая, констатирующая, уведомляющая.

Понимание «оценки» в модульно-компетентностном подходе несколько отличается от принятого в традиционном обучении. При традиционном подходе процедура оценивания ориентирована на определение степени усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с предъявляемыми требованиями. С введением стандарта нового поколения формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся сформированность профессиональных компетенций и развитие общих компетенций, а также обеспечивающих их освоение умений и знаний. Наиболее подходящими в этом случае являются практикоориентированные формы оценки и контроля.

Эффективность обучения зависит от процесса оценки. Оценка в обучении, основанном на компетенциях, должна являться объективным показателем освоенных компетенций и быть направлена на достижение максимального результата: освоения вида профессиональной деятельности и приобретение профессионального опыта. Поэтому процесс обучения, основанный на компетенциях, не завершается оценкой, а сопровождается процессом оценивания. В процессе освоения модуля акцент ставится на практикоориентированное обучение, больший процент учебного времени отводится на практические занятия, лабораторные работы, учебную и производственную практики. В ходе выполнения этих работ проводится текущая оценка конкретных осваиваемых компетенций и сформированных умений указанных в рабочей программе дисциплины, профессионального модуля. По итогам освоения модуля, на экзамене (квалификационном), обучающимся выдается комплексное практическое задание, которое позволяет оценить все освоенные компетенции.

Необходимо отметить, что оценка должна отражать реальный уровень компетенций. В этом случае наиболее эффективна демонстрация требуемых умений и знаний в ходе выполнения практических заданий по каждому показателю оценки результата профессиональных и общих компетенций модуля [1].

Требования к организации процесса контроля, как одного из главных компонентов качества образования, основаны на важнейших принципах контролирования:

Объективность. Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность контролирующих, или диагностических процедур, означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов.

Систематичность. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Систематичность заключается в проведении диагностического контролировании всех обучаемых с первого и до последнего дня пребывания в ОУ ПО.

Наглядность Принцип наглядности заключается в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям.

Гласность. Принцип гласности требует оглашения процедуры, условий, критериев, результатов оценивания.

К педагогическим требованиям, предъявляемым к контролю относят:

— индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого обучающегося) нельзя допускать подмены результатов обучения отдельных обучающихся итогами работы коллектива и наоборот;

— систематичность, размеренность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

— разнообразие форм проведения контроля;

— всесторонность контроля (освоения компетенций, профессионального практического опыта, умений, знаний);

— объективность контроля (исключения субъективных и ошибочных суждений и выводов);

— дифференцированный подход (учитываются индивидуальные личностные качества);

— единство требований со стороны преподавателей.

Свести до минимума влияние человеческого фактора и обеспечить объективность контроля позволяют четко установленные методы и критерии оценки, соответствующие каждой конкретной компетенции.

Поэтому основу оценки компетенций составляют следующие принципы:

— оценка основана на четких критериях;

— критерии формулируются для каждого показателя оценки результата компетенции, критерии оценки формулируются в терминах результатов деятельности/задач модуля;

— при оценке учитываются представленные свидетельства освоения компетенций обучающимися [2].

Характерными видами оценки при модульно-компетентностном подходе являются текущее и итоговое оценивание. При этом диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.

Текущая оценка проводится после выполнения обучающимся каждого учебного действия, работы, предусмотренной в процессе освоения всего модуля, а итоговая оценка проводится по завершению освоения всего модуля. Итоговая оценка, носит комплексный характер, т. к. позволяет оценить посредством интегрированного практического задания освоенные обучающимся умения и компетенции предусмотренные модулем [3]. Причем в ходе контроля сформированности профессиональных компетенций обучающегося учитывается способность переносить знания, умения и навыки на новые ситуации, готовность организовывать и планировать деятельность, умение справиться с нестандартными ситуациями, способность эффективно общаться с другими людьми и др.

К методам интегрированной оценки можно отнести проекты, портфолио, комплексные практические задания и т. д.

2. Виды и инструменты оценки, используемые при модульно-компетентностном подходе к обучению

Объект оценивания определяет способ оценки, от которого, в свою очередь, зависит рекомендуемая форма, метод и инструмент контроля и оценки. В таблице 1 приведены основные объекты, соответствующие им способы, формы, методы, инструменты контроля и оценки [4].

Виды и инструменты оценки

Рекомендуемые формы, методы и инструменты контроля и оценки

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *