формы и виды деятельности учащихся на внеурочной деятельности по фгос
Внеурочная деятельность по ФГОС в школе
Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации учащихся и развитие их интересов. Данный вид деятельности призван реализовать требования ФГОС начального и среднего образования.
Внеурочная деятельность по ФГОС в школе представляет сбой проведение и организацию вне учебных занятий определенных видов деятельности учеников, способствующих наиболее разностороннему развитию их индивидуальных способностей.
Внеурочная деятельность — это совокупность разных видов внеучебной, внеурочной активности, при реализации которых учащиеся наиболее успешно осваивают основную образовательную программу, достигают личностных и метапредметных результатов.
Внеурочная работа как неотъемлемая часть образовательного процесса
К особенностям внеурочной деятельности в школе относится возможность образовательного учреждения самостоятельно ее планировать. Ученикам предоставляется обширный выбор занятий, направленных на их умственное и духовное развитие.
Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Государственного образовательного стандарта и является неотъемлемым элементом школьного образования в целом, ставящим задачу перед педагогическим коллективом, организовать развивающую среду для обучающихся.
Заинтересованность школы во внеурочной деятельности в рамках ФГОС проявляется, прежде всего, не во включении вышеназванной деятельности в учебные программы, а в новых взглядах на образовательные результаты, т.е. урочная и внеурочная деятельность должны иметь определённую связь, но не подменять друг друга. Значимость внеучебной деятельности для образовательного процесса поистине высока, так как она способствует достижению личностных результатов, интересов и потребностей ребенка при том, что он сам выбирает ее.
Участвуя в различных видах внеурочной работы, ребенок проявляет интерес к разнообразной деятельности, совершенствует свои знания и навыки, проявляет свои индивидуальные особенности и учится при этом жить в коллективе, а именно, проявлять заботу о товарищах, сотрудничать с другими школьниками. Внеучебная деятельность в школе, будь она спортивная, творческая, познавательная, игровая или трудовая, способствует коллективному взаимодействию школьников, что в свою очередь производит определенный воспитательных эффект.
Цели, задачи и принципы организации внеурочной деятельности в школе
Анализ внеурочной деятельности в начальной и основной школе позволяет прийти к выводу, что главной ее целью является помощь в обеспечении достижения результатов, которые запланированы образовательной программой.
Внеурочная деятельность школьников направлена на создание условий, которые обеспечат интеллектуальное и творческое развитие, сформируют правосознание и добровольческую инициативу учащихся, их способность на социально значимую деятельность.
Основными целями внеурочной деятельности в школе являются:
Задачи
Организация внеурочной деятельности в школе способствует решению ряда важных задач, основными из которых являются:
Принципы организации
Для успешного достижения поставленных целей в построении внеурочной деятельности в школе необходимо соблюдение следующих принципов:
5 направлений внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в условиях ФГОС должна опираться на заданные направления развития личности учащихся. Таких направлений пять.
Направления внеурочной деятельности:
Формы работы и виды занятий внеурочной деятельности
Формы работы и виды занятий внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.
В нашей школе внеурочная деятельность организуется по таким направлениям развития личности :
2) Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности реализовывается через функционирование кружка «Занимательный русский язык», который позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамматики. С целью формирования и развития математических способностей учащихся, элементов логической и алгоритмической грамотности в план внеурочной деятельности начальной школы введен курс «Занимательная математика» во всех классах.В 1-2 классах проводятся часы внеурочной деятельности «Изучаем родной язык и литературу».
3) Общекультурное направление внеурочной деятельности представлено кружком декоративно-прикладного творчества «Планета мастеров», занятия в котором позволят достигнуть успехов в овладении умением создавать поделки из различных материалов, познакомиться с историей возникновения декоративно-прикладного искусства. С целью реализации творческого потенциала учащихся в план внеурочной деятельности начального образования включен курс «Наш театр». В 1 во 2классах с целью реализации проекта «Кадетский класс» обучающиеся знакомятся с интересными фактами истории России, родного края на занятиях внеурочной деятельности «История России».
5) Социальное направление и проектная деятельность интегрированы в программе кружка «Нескучный час», цель которого – формирование коммуникативных навыков; навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); привлечение младших школьников в активную социальную деятельность по актуальным направлениям, организация работы в рамках школьной программы духовно-нравственного воспитания «Музей». Проводятся занятия курса «Азбука безопасности», задача которого заключается в овладении учащимися основными правилами безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Включен курс «Психология общения», направленный на формирование у учащихся умений взаимодействовать в социуме, уходить от конфликтных ситуаций, формировать свое Я.
При организации внеурочной деятельности столь важно не только задумываться над содержанием, но и обязательно над методикой проведения, формой. Прежде всего, формы должны отличаться от форм проведения уроков и других обязательных мероприятий.
Для того, чтобы заинтересовать учащихся и привлечь их к внеурочной деятельности, необходимо проводить ее в необычной форме. И формы должны быть разнообразны.
Особенностью внеурочной деятельности является занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств младшими школьниками во время работы, широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.
Во внеурочной деятельности могут использоваться следующие формы работы:
· творческие игры, праздники, конкурсы, концерты, тематические викторины;
· экскурсии в музеи и на выставки города,
· участие в школьных, городских, Российских конкурсах.
В организации внеурочной деятельности с младшими школьниками большое значение имеют развлекательно- познавательные мероприятия, помогающие детям хорошо отдохнуть, сплотить коллектив.
Желательно использовать нестандартные формы, так как эти занятия проводятся во второй половине дня, когда работоспособность снижается, дети устают.
В настоящее время существуют различные нестандартные творческие формы организации внеурочной деятельности.
+ она развивает познавательный интерес;
+ ребята используют различные формы работы: дискуссии, изучение литературы, сбор информации и т.п.;
+ в процессе этой деятельности происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, от её результата;
+ знания находят практическое применение;
+ устанавливается связь с жизненным опытом детей;
+ в групповых проектах школьники овладевают умением сотрудничать, слышать друг друга, оказывать взаимопомощь.
В ходе работы над проектом нужно стараться на всех его этапах помогать в поиске источников информации, поощрять и поддерживать энтузиазм участников проекта, помогать при появлении трудностей, поддерживать обратную связь.
2. КВН проводится в форме соревнований между командами.
Этапами являются задания для команд: приветствие, разминка, практические задания, поединок капитанов и другие. Вопросы и задания по содержанию могут носить познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.
3. Викторины и конкурсы
Предполагает индивидуальную или групповую работу.
Эти занятия красочные, на них применяется разнообразная наглядность, элементы игр, во время проведения таких занятий дети активны.
5. Занятия, опирающиеся на фантазию: сказки.
Такой вид нетрадиционных занятий может быть построен по литературным сказкам, по русским народным сказкам, или учитель сам сочиняет новую сказку. Как и в любой сказке, на таком занятии должны быть положительные и отрицательные герои.
Они могут быть построены по аналогии с одноименными телевизионными играми «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час» и другие.
7. Виртуальные экскурсии
Виртуальные путешествия могут быть многообразными и соответствовать запросам учащихся с самыми разными интересами. Внеурочное занятие в форме виртуального путешествия предполагают организацию разнообразной деятельности обучающихся, способствующую расширению кругозора, развитию любознательности, формированию всего комплекса универсальных учебных действий.
Одной из инновационных форм внеурочной деятельности, направленной на формирование умений работать в команде является флешмоб.
Флешмоб-акции, проводимые в школе, влияют на эмоциональное состояние учащихся, помогают им преодолевать психологические барьеры (скованность, боязнь общественного мнения), вырабатывают умение самоорганизации, дают возможность знакомиться со сверстниками и выстраивать отношения, преодолевать стереотипы поведения, делать жизнь ярче и разнообразнее.
Чтобы удержать интерес младших школьников, нужно постоянно их удивлять, вносить что-то новое в их деятельность. С помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить познавательный интерес школьников.
Необходимо всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми.
Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. На сегодняшний день учитель получил возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя новые технологии. Жизнь не стоит на месте, поэтому современный учитель должен постоянно совершенствоваться и идти в ногу со временем.
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач :
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Структура внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
учебный план образовательного учреждения;
дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
Направления, виды и формы внеурочной деятельности.
Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.
Направления внеурочной деятельности:
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
Методички Педсовета
01 января 2020 • 11:35
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:
Структура внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
Направления, виды и формы внеурочной деятельности
Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.
Направления внеурочной деятельности:
Виды внеурочной деятельности:
Формы внеурочной деятельности:
Формы внеурочной деятельности по направлениям:
Спортивно-оздоровительное:
Общекультурное:
Общеинтеллектуальное:
Духовно-нравственное:
Социальное:
Формы внеурочной деятельности по видам:
Словесно-логические
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.
Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.
Образно-художественные формы
Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.
Трудовые формы внеурочной деятельности
В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.
Игровые (досуговые) формы работы
Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.
Психологические формы
В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.
Результаты внеурочной деятельности
Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом
Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.
Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:
Литература:
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.
Формы организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО
Формы организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО
Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса школы. Внеурочная деятельность, как и работа обучающихся в масштабах уроков ориентирована на достижение последствий освоения основной образовательной программы. Хотя сначала – это достижение личных и мета предметных последствий. Это описывает и специфику внеурочной работы, в процессе которой обучающийся не столько и даже не столько обязан выяснить, сколько научиться работать, ощущать, брать на себя решения и другие. Внеурочная работа нацелена на создание условий для неформального общения детей одного класса или же учебной параллели, имеет воплощенную воспитательную и социально-педагогическую тенденцию. Внеурочная работа – это превосходная возможность для организации межличностных взаимоотношений в классе, между обучающимися и потрясающим управляющим с целью создания ученического коллектива.
Цель внеурочной работы в школе – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:[5,87]
выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков у обучающихся в избранном направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.
Формы внеурочной деятельности, используемые в начальной школе:
поисковые и научные исследования
общественно полезные практики;
Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность случайной регуляции работы, стремительная утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей трудоемки статические нагрузки, ограничения двигательного режима, стремительное переключение с 1-го вида работы на иной и так далее. Также, для первоклассников еще довольно важны виды работы, которыми они занимались в дошкольном детстве, во-первых, игровая деятельность.
Потому, внедрение таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.п. приобретает особенное значение для формирования умения обучаться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление станет способствовать формированию логического мышления на первых шагах обучения в школе
Формы организации внеурочной деятельности
ОФП, Футбол, Хореография
Хор, Цветоводство, Музей
Основным нормативным правовым документом, характеризующим внеурочную деятельность, считается федеральный государственный образовательный стандарт. В требованиях к структуре главной образовательной программы изначального совокупного образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общественное, обще интеллектуальное, общекультурное). Призвано:
1. обеспечить подходящую адаптацию малыша в школе;
2. понизить учебную нагрузку обучающихся;
3. значительно улучшить условия для развития ребенка;
4. принять к сведению возрастные и персональные отличительные черты обучающихся.
Разновидности образовательных программ внеурочной деятельности:
• групповые образовательные программы, предполагающие поочередный переход от воспитательных результатов первого уровня к последствиям третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности. Данные программы могут быть сквозные, когда воспитатели начинают действовать по ним с детьми с первого по 4 класс. Акцентируя внимание на планируемых результатах, согласно с которыми, меняется и содержание программы.
При исследовании групповых образовательных программ внеурочной деятельности, нужно было предусматривать последующее:
— групповые программы могут быть 2 разновидностей:
«А» – когда все содержание работы по программе подразумевает работу части (группы) педагогического коллектива по 1 направлению, к примеру, художественно-эстетическому, тогда и каждый преподаватель разрабатывает 1 – 2 модуля («Оригами», «Батик», «Вышивка шелковыми лентами», фольклорный кружок, театральная студия и др.). Групповые программы имеют все шансы реализовываться как в отдельности взятом классе, но и в свободных объединениях подростков одновозрастной группы. Число групп, их наполняемость, время занятий и периодичность проведения определяются локальным актом образовательного учреждения. Этот вариант быть может реализован в образовательных учреждениях, в которых присутствует подсистема дополнительного образования ребят или же работающих в одну смену и имеющих грамотные кадры для организации данного вида работы.
При исследованию групповых программ нужно было принимать во внимание, что к ним пишется 1 пояснительная записка, в которой отражается вся особенность работы по всем модулям программы, все другие разделы программы пишутся любым воспитателем, сообразно содержанию работы в масштабах собственного модуля (см. пункт «Примерные требования к оформлению и содержанию образовательных программ внеурочной деятельности»).[16, 84]
• тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблематичном поле и использующие при всем при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т. п.);
• образовательные программы, направленные на достижение результатов определённого значения (образовательная программа, обеспечивающая 1 уровень последствий; образовательная программа, обеспечивающая 1-ый и второй значения последствий; образовательная программа, обеспечивающая 2 и 3 уровни результатов).
Эти программы могут иметь возрастную привязку, к примеру:
При реализации внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения имеют все шансы возникнуть трудности, в случае если оно действует в 2 или же в 3 смены. При ее организации нужно будет принимать во внимание последующее:
— присутствие учреждений дополнительного образования детей и согласование взаимовыгодного сотрудничества (УДО могут спланировать собственный образовательный процесс под заказ школы).
Впрочем при организации внеурочной деятельности надо принять к сведению, что:
— учреждения дополнительного образования ребят находятся вне ФГОСа;
— у них есть собственные лицензионные нормы охвата детей и конкретное число ставок педагогических сотрудников и «брать» более они не имеют возможности;
— разделяются на всевозможные виды (станция – сможет действовать исключительно по 1 направлению, Центр по 4 фронтам, Дом по 5 фронтам, Дворец по 10 фронтам. В следствии этого сможет сложиться ситуация, когда они не сумеют организовать внеурочную работа по всем фронтам;
— УДО присутствуют в разных ведомствах Детские школы искусств, Музыкальные школы, Детские эстетические центры (Сфера культуры) либо Станция техников, путешественников, ДЮСШ, Дома творчества, ДД(Ю)Т (Сфера образования). УДО сферы культуры исполняют собственную деятельность за конкретную оплату, а внеурочная работа в масштабах ФГОС обязана предоставляться даром.
Дополнительное образование детей представляет реализацию дополнительных образовательных программ по конкретным фронтам работы художественно-эстетическое, эколого-биологическое, естественно-научное, технологическое и другие. Воспитатель вспомогательного образования разрабатывает дополнительную образовательную программу по соответствующему направлению работы.
Вывод. Внеурочная деятельность предоставляет большой выбор форм деятельности, которые способны развивать детей после учебы в нравственном, эмоциональном, спортивном, оздоровительном стиле.
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО
Характеризуя условия успешности в организации внеурочной деятельности подростков, научные работники Российской академии образования считают сознательно актуальным выделение итогов и результатов данной работы. Под эффектом внеурочной деятельности понимается то, что стало конкретным результатом участия подростка в деятельности (к примеру, подросток приобрел какое-то знание, пережил и прочувствовал что-то как значение, приобрел опыт деяния). Результат же определяется как следствие результата; то, к чему привело достижение эффекта.[11, 104] К примеру, обретенное познание, пережитые чувства и дела, совершённые действия развили человека как личность, содействовали формированию его компетентности, идентичности.
При всем этом, образовательные результаты внеурочной деятельности подростков имеют все шансы быть 3-х уровней.
1-ый уровень последствий – приобретение подростком общественных знаний (о социальных нормах, о приспособлении сообщества, о общественно одобряемых и неодобряемых формах поведения в сообществе и т.д.), понимания общественной действительности и повседневной жизни. Для достижения этого уровня итогов специальное значение имеет взаимодействие учащегося со собственными учителями (как правило в дополнительном образовании) как ценными ему носителями общественного знания и ежедневного опыта.
2 уровень результатов – формирование положительных взаимоотношений подростка к базовым ценностям сообщества (человек, семья, Отечество, природа, мир, познания, труд, культура), ценностного отношения к общественной действительности в целом. Для достижения этого значения последствий специальное значение имеет равноправное взаимодействие подростка с иными подростками на уровне класса, школы, другими словами в защищенной, дружественной ему про социальной среде. Конкретно в такой близкой общественной среде ребенок получает (либо не получает) первое фактическое доказательство приобретенных общественных познаний, начинает их предпочитать (или же отвергает).
3-ий уровень последствий – получение подростком опыта самостоятельного общественного воздействия. Для достижения этого уровня результатов отличительное значение имеет взаимодействие подростка с общественными субъектами за пределами школы, в открытой социальной среде.
Исключительно в самостоятельном общественном действии, «действии для людей и на людях», которые совсем не обязательно позитивно настроены к действующему, подросток на самом деле становится (но не просто узнаёт про то, как стать) деятелем, гражданином, независимым человеком.
Достижение всех 3-х значений итогов внеурочной деятельности преумножает возможность появления образовательных результатов данной работы (результатов воспитания и социализации детей), а именно:
— формирования коммуникативной, этической, общественной, гражданской компетентности подростков;
— формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (русской), народной, культурной, гендерной и другие.
Требования ФГОС к организации ВУД подростков:
— Внеурочная деятельность срабатывает в вариативную часть Учебного намерения начальной школы и на нее отводится более 10 часов в неделю.
— Среднее учебное заведение имеет право сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать данные часы.
— Часы, отводимые на внеурочную работа, применяются по желанию учеников.
— Аудиторных занятий не может быть более 50%.
— Все виды внеурочной деятельности обязаны быть строго нацелены на воспитательные последствия.
Учебный проект начальной школы включает для каждой группы продлённого дня до 10 часов внеурочной деятельности, дозволяющей совершать программу воспитания и социализации подростков через немного направлений, реализация которых даст возможность достигнуть получения тех итогов в обучении и воспитании подростков, которые отнесены в долгосрочной программе модернизации русского образования. Заинтересованность средние учебные заведения в решении трудности внеурочной работы (ВУД) разъясняется не столько включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и свежим взором на образовательные последствия. В случае если предметные итоги достигаются в ходе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личных итогов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов жителя нашей планеты, удельный авторитет внеурочной деятельности во много раз выше, поскольку учащийся подбирает ее как следует из личных интересов, мотивов.
Реализация программы воспитания и социализации младших подростков станет содействовать:
– овладению обучающимися согласно с возрастными возможностями различными видами работы (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), мастерством приспособиться к окружающей естественной и общественной среде, поддерживать и усиливать свое самочувствие и физическую культуру;
— формированию у обучающихся верного отношения к окружающему миру, этических и моральных норм, эстетических эмоций, стремления принять участие в многообразной творческой деятельности;
– формированию познаний, умений и приемов работы, характеризующих степень готовности обучающихся к последующему обучению, развитие простых навыков самообразования, контролирования и самооценки.
Следовательно, актуальность внеурочной деятельности обусловливается:
— мировыми и русскими тенденциями перемены условий формирования личности;
— потребностью создания системы воспитания, более полно удовлетворяющей интересам страны, сообщества, обучающихся и их родителей;
— особенностью младшего школьного возраста, обеспечивающего действенное воспитательное действие.
Недопонимание термина «внеурочная деятельность» порождает множество проблем при реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Рассмотрим это понятие подробнее. Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы общеобразовательной организации. Внеурочная деятельность служит достижению основных целей, задач и планируемых результатов ООП каждого из уровней образования.
Важно понимать, что по целям, задачам и содержанию обучения образовательная деятельность в рамках реализации ООП каждого уровня общего образования делится на учебную и внеучебную.
Внеучебная (по содержанию) деятельность по форме организации является внеурочной, осуществляется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальные практики, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, военно-патриотические объединения и т. д.).
В результате введения ФГОС возникает синергетический эффект учебной и внеучебной деятельности (в т. ч. урочной и внеурочной деятельности) учащихся. Карта реализации основных разделов ООП через урочную и внеурочную деятельность представлена в статье.
Вывод. Между тем, внеурочные занятия, безусловно, должны отличаться от урочных по ряду существенных признаков. Проведение внеурочных занятий должно обеспечивать снижение общей перегрузки младших школьников. На каждом уровне общего образования предлагается свой вариант использования часов внеурочной деятельности: в начальной и средней школе определена максимально возможная нагрузка школьников – до 1350 и 700 ч соответственно; для основной школы общеобразовательная организация самостоятельно определяет объем. Как правило, общий объем распределяется по годам и неделям, при этом отсутствие минимальной границы нагрузки обусловливает вариативность подходов к решению задачи внеурочной деятельности.