формы методической работы по экологическому образованию дошкольников

Семинар «Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию»

формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Смотреть фото формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Смотреть картинку формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Картинка про формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Фото формы методической работы по экологическому образованию дошкольников Кристина Понасенко
Семинар «Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию»

Семинар

«Формы и методы работы в ДОУ

по экологическому воспитанию»

1. Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОУ: формы и методы» + показ презентации (выступление старшего воспитателя Понасенко К. Ф.).

Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.

Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.

Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание.

Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний.Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.

Задачи экологического воспитания и образования детей:

1. Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;

2. Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;

3. Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;

4. Воспитание самостоятельности через общение с природой;

5. Воспитание эстетических чувств;

6. Воспитание любви к природе, родине;

7. Развитие воображения, мышления, внимания, речи.

Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится

• специально организованное обучение в форме занятий;

• совместная деятельность взрослого с детьми;

• свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы по экологическому воспитанию и образованию:

• Проведение экологических праздников

• Наблюдения на прогулках

Работа с родителями

• Труд в уголке природы

• Организация исследовательской деятельности

• Экскурсии в природу

Словесные методы:

• рассказы воспитателя,

Занятия по экологии бывают:

• занятия-наблюдения за животными и растениями;

• занятия по классификации представлений о природе;

• занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными;

• занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы;

• занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе;

На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей,которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:

• решение проблемных ситуаций;

работа с моделями;

• постановка проблемных вопросов;

• участие детей в уходе за растениями;

• выполнение заданий из рабочих тетрадей и т. д.

В детском саду применяются следующие виды игр:

1. Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных.

2.Предметные игры: (с листьями, семенами, цветами)«Чудесный мешочек», «Узнай, что в руке», «Вершки и корешки».

3. Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы

4.Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Четвертый лишний».

5. Игровые упражнения на определение различных предметов по качествам и свойствам,развитие наблюдательности: «Найди по листочку дерево», «Принеси желтый листочек» и т. д.

6. Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Земля, вода, огонь, воздух» и т. д.

7. Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни (сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д.

8.Игры-задания проводятся как итог наблюдений:

• сказки-кроссворды о животных;

• отгадай загадки и узнай героев;

• найди ошибки у художника, поэта;

• может так быть или нет и др.

Словесные методы:

Чтение художественной литературы:

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Основоположниками советской детской природоведческой книги являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Интересны сказки В. В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др.

Литература для чтения и рассказывания детям:

Н. Акимушкин «Это все кошки»;

Н. Акимушкин «Это все собаки»;

В. Бианки «Рыбий дом»;

В. Бианки «Наши птицы»;

Г. Ганейзер «На лугу»;

Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»;

Ю. Дмитриев «Рассказы моей полянки»;

М. Д. Махлин «О тех, кого не любят»;

А. Михайлов «Вот так куколка!»;

Н. Осипов «В воде и у воды»;

Е. Пермяк «Чижик-пыжик»;

М. М. Пришвин «Золотой луг»;

Е. Серова «Наши цветы»;

Н. Сладков «Грачи прилетели»;

Н. Сладков «От зари до зорьки»;

Н. Сладков «Пестрые крылья»;

Н. Сладков «Солнцеворот»

Г. Скребицкий «Четыре художника»;

К. Д. Ушинский «Четыре желания»;

Г. Снегирев «Кто сажает лес»;

В. Чаплина «В зоопарке»;

Э. Шин «Сказки, найденные в стране» и др.

Пословицы, поговорки, загадки, стихи о природе.

Рассказ воспитателя:

Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований.

Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамический сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего взрослого возраста должна быть не более 10 – 15 мин.

Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателями перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке в лесу и др.) другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах, для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.

Для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе.

Можно классифицировать по разным принципам:

1. По характеру объектов,используемых в экспериментах и в наблюдениях:

— с объектами неживой природы;

— объектом которых является человек.

2.По месту проведения опытов и наблюдений:

— в групповой комнате;

3.По количеству детей:

— индивидуальные (1 – 4 ребенка);

— коллективные (вся группа).

4.По причине их проведения:

— поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5.По характеру включения в педагогический процесс:

— эпизодические (проводимые от случая к случаю);

— кратковременные (от 5 до 15 минут);

— длительные (свыше 15 минут).

7.По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

— многократные, или циклические.

— заключительные и итоговые.

9.По характеру мыслительных операций:

— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10.По характеру познавательной деятельности детей:

— иллюстративные (детям все известно, и наблюдение, и эксперимент только подтверждают знакомые факты);

— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

— решение экспериментальных задач.

11.По способу применения:

Демонстрационными называются наблюдения и эксперименты, при которых имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт («демонстрирует его», а дети следят за ходом и результатами.

Фронтальными называются такие наблюдения и эксперименты, при которых имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.

Работа с родителями

Большое место в системе экологическогообразования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей:

• проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др. ;

• выезды с детьми на природу;

• участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;

• совместное озеленение территории детского сада;

• тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;

• наглядная информация;

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реально осуществления в семье необходимо проводить анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования необходимо выносить на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.

Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.

2. Проведение диагностики педагогов по теме «Экологическое воспитание дошкольников» (Старший воспитатель Понасенко К. Ф.).

3. Выступление из опыта работы «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» (воспитатель Андриянова С. В.).

• Иванова А. А. Программа экологического образования дошкольников Живая экология. – М. : Сфера, 2009. Иванова А. И.Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : Сфера, 2010.

• Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. – М. : АРКТИ, 2005.

• Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа. – М. : Гном, 2013.

Материалы интернет сайтов

Источник

Формы и методы работы по экологическому воспитанию в ДОУ

формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Смотреть фото формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Смотреть картинку формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Картинка про формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Фото формы методической работы по экологическому образованию дошкольников Кузенкова
Формы и методы работы по экологическому воспитанию в ДОУ

Консультация на педагогический совет на тему: «Формы и методы работы по экологическому воспитанию в ДОУ«

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества. В это время закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть и взрослого населения страны — работники сферы дошкольного воспитания и родители детей.

Методы работы с детьми по экологическому воспитанию.

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателей и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В экологическом воспитании детей широко используются следующие методы обучения: наглядные, практические, словесные.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе. В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда – при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию

Организованная образовательная деятельность (занятия)

Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, а также развитию

Экологические акции. Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

Ознакомление детей с природой в повседневной жизни. Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводятся в тесной связи с работой в повседневной жизни. Педагоги широко используют для экологического воспитания детей прогулки. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагоги знакомят воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада, организуют разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность.

А также в группах детского сада необходимо создать соответствующую предметно-развивающую среду, которая предусматривает построение вариативного развивающего пространства, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, участников совместной деятельности. Она должна быть доступной, т. е. обеспечивать свободный доступ воспитанников к материалам, пособиям, объектам природы. Безопасной, т. е. все ее элементы должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования. И включать в себя не только природный уголок, но и центр познавательной активности для экспериментирования с различными материалами, наблюдения за природными явлениями и объектами неживой природы.

Труд детей в природе. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.

• Анкетирование, проведение опросов

• Родительские собрания, мастер-классы, консультации;

• Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

• Участие в тематических выставках, смотрах-конкурсах.

• Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке детского сада, озеленение территории детского сада;

• Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов,

Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.

Заключение. Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее. А в заключение хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу.

формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Смотреть фото формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Смотреть картинку формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Картинка про формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Фото формы методической работы по экологическому образованию дошкольниковФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Смотреть фото формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Смотреть картинку формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Картинка про формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Фото формы методической работы по экологическому образованию дошкольниковФотоотчет об опыте работы по экологическому воспитанию ко Дню Земли Землю нужно охранять, Всячески оберегать, Горы, речки и поля – Это все наша Земля! 22 апреля на всей планете отмечается международный.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями по экологическому воспитанию» 2017 год обьявлен годом «Экологии в России». Подобную задачу было решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Смотреть фото формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Смотреть картинку формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Картинка про формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Фото формы методической работы по экологическому образованию дошкольниковСамоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы) Катастрофическое ухудшение экологической обстановки состоит в ряду самых актуальных проблем современности. В дошкольном детстве закладываются.

формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Смотреть фото формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Смотреть картинку формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Картинка про формы методической работы по экологическому образованию дошкольников. Фото формы методической работы по экологическому образованию дошкольниковОпыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *