формы морального стимулирования работников физкультурно спортивных организаций
Рекомендации для руководителей организаций по активному применению форм и методов морального и материального стимулирования работников, ведущих здоровый образ жизни, занимающихся физической культурой и спортом
Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси
для руководителей организаций по активному применению форм и методов морального и материального стимулирования работников, ведущих здоровый образ жизни, занимающихся физической культурой и спортом
Настоящие Рекомендации выработаны во исполнение пункта 9 Протокола поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 21 апреля 2016 г. при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, от 21 июня 2016 г. № 19.
Укрепление здоровья населения названо в числе приоритетных задач на текущую пятилетку в Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы (далее – Основные положения), которые были одобрены резолюцией пятого Всебелорусского народного собрания.
Большое внимание в Основных положениях уделено развитию физической культуры и спорта, отмечена важность приобщения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, внедрения новых форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди всех слоев населения.
Здоровый образ жизни по сути становится фактором экономического роста.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» организации могут способствовать реализации работниками права на занятие физической культурой посредством:
проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы со своими работниками и членами их семей;
строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений;
создания структурного подразделения (введения должностей специалистов), осуществляющего деятельность по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;
содействия объединению работников в клубы по физической культуре и спорту;
осуществления иной деятельности, не запрещенной законодательством, способствующей реализации работниками права на занятие физической культурой.
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта, профсоюзы содействуют деятельности организаций, направленной на реализацию их работниками права на занятие физической культурой.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия могут проводиться организациями самостоятельно или с привлечением соответствующих специалистов в сфере физической культуры и спорта.
В свою очередь, спортивно-массовые мероприятия могут быть:
официальными: они проводятся в соответствии с республиканским и местными календарными планами проведения спортивно-массовых мероприятий. Республиканский календарный план проведения спортивно-массовых мероприятий утверждается Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, а местные календарные планы – местными исполнительными и распорядительными органами;
неофициальными: они проводятся в соответствии с решениями их организаторов.
Порядок проведения на территории Республики Беларусь спортивно-массовых мероприятий, формирования состава участников спортивно-массовых мероприятий, их направления на спортивно-массовые мероприятия и материального обеспечения определен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 сентября 2014 г. № 903.
Основным инструментом стимулирования работников, ведущих здоровый образ жизни, занимающихся физической культурой и спортом, является установление нанимателем для таких лиц дополнительных (сверх предусмотренных законодательством) гарантий и льгот.
Трудовой кодекс Республики Беларусь позволяет нанимателю предусматривать для работников любые дополнительные гарантии и льготы сверх того, что уже предусмотрено законодательством.
Эти гарантии и льготы могут закрепляться:
в коллективном договоре (при наличии в организации первичной профсоюзной организации);
в ином локальном нормативном правовом акте, принятом нанимателем и распространяющемся на всех работников организации (положение об оплате труда, положение о премировании, положение о трудовых и социальных отпусках и др.);
в индивидуальных трудовых договорах (контрактах).
Кроме того, соответствующие гарантии и льготы могут предусматриваться в тарифных (отраслевых) соглашениях, заключаемых в отдельных отраслях экономики с участием соответствующих профсоюзов (их объединений), объединений нанимателей, а также органов государственного управления.
Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2016 – 2018 годы является основой для заключения тарифных (отраслевых) соглашений, а также коллективных договоров.
Генеральное соглашение рекомендует включать в коллективные договоры, заключаемые в организациях, положения о (об):
выделении нанимателями средств на содержание и ремонт спортивных объектов;
отчислении нанимателями денежных средств профсоюзным организациям на социально значимые цели (в том числе для проведения культурно-массовых, спортивных мероприятий, пропаганды здорового образа жизни) в размере не менее 0,15 процента от фонда заработной платы;
применении мер морального и материального поощрения работников, участвующих в спортивных мероприятиях.
Примерный перечень мер морального стимулирования.
1. Награждение победителей и призеров спортивно-массовых мероприятий почетными грамотами (дипломами), медалями, кубками, знаками организаторов спортивно-массовых мероприятий и т. п.
2. Широкое освещение спортивных соревнований и их победителей (призеров) в средствах массовой информации, в том числе местных и ведомственных, на сайтах организаций, доведение соответствующей информации до трудовых коллективов (на общем собрании, по заводскому радио, на информационных стендах и т. п.).
3. Оборудование в местах общего пользования (вестибюли и т. п.) или иных местах постоянного или временного сбора трудового коллектива (комнаты релаксации и т. п.) «Уголков спортивной славы» или других подобных мест демонстрации спортивных наград (кубков, дипломов и т. д.), завоеванных работниками (командами).
Примерный перечень мер материального стимулирования.
1. Приобретение за счет средств организаций или на паритетных началах с профсоюзными организациями абонементов на занятия спортом (на посещение спортивных залов, бассейнов, теннисных кортов и др.) либо полное или частичное возмещение расходов работников на приобретение абонементов.
2. Оборудование в организации специализированных помещений (физкультурно-спортивных сооружений) для занятия спортом и предоставление их работникам и членам их семей в пользование; аренда таких помещений у других организаций для своих сотрудников; бесплатное обеспечение таких помещений (сооружений) спортивным инвентарем, а работников – спортивной формой, их регулярное обновление.
3. Дополнительное поощрение (премирование) работников, например, за:
ведение здорового образа жизни (в том числе отказ от курения, нормализацию веса), регулярное прохождение диспансеризации, вакцинации;
отсутствие в течение календарного года периодов временной нетрудоспособности (за исключением случаев ухода за больным членом семьи, в том числе за больным ребенком, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, протезирования, осуществляемого в рамках оказания медицинской помощи в стационарных условиях протезно-ортопедической организации, карантина, а также случаев нетрудоспособности, связанной с полученными травмами, трудовым увечьем или профессиональным заболеванием);
Возможно также премирование за снижение показателя заболеваемости текущего года по сравнению с показателем заболеваемости предшествующего года.
участие в спортивно-массовых или физкультурно-оздоровительных мероприятиях, победу в них, содействие в их организации и проведении;
Премирование по любому из вышеприведенных оснований может носить как единовременный характер (например, за участие в конкретном спортивном соревновании, за получение нагрудного значка за выполнение нормативов Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь (далее – значок ГФОК) и т. п.), так и осуществляться с определенной периодичностью (например, ежемесячные или ежеквартальные выплаты некурящим работникам либо ежегодные выплаты за отсутствие в течение календарного года периодов временной нетрудоспособности или снижение показателя заболеваемости).
4. Сохранение заработной платы за периоды участия в спортивно-массовых или физкультурно-оздоровительных мероприятиях, оплата (возмещение) расходов на проезд к месту их проведения и обратно, иных расходов, связанных с их проведением (в том числе расходов на оплату труда методистов и тренеров), выделение собственного автотранспорта для перевозки участников мероприятий.
5. Вручение ценных подарков (призов), подарочных сертификатов, выделение льготных путевок на отдых и оздоровление и т. п. работникам, ведущим здоровый образ жизни, участвующим в спортивно-массовых или физкультурно-оздоровительных мероприятиях (в том числе награжденным значком ГФОК).
6. Оплата дополнительных медицинских осмотров работников, услуг по вакцинации работников; возмещение работникам произведенных ими расходов на вакцинацию.
Примерный перечень иных мер стимулирования.
2. Предоставление возможности в рабочее время пройти диспансеризацию, вакцинацию.
3. Предоставление дополнительных (поощрительных) отпусков с сохранением среднего заработка лицам, ведущим здоровый образ жизни, участвующим в спортивно-массовых или физкультурно-оздоровительных мероприятиях (в том числе награжденным значком ГФОК).
Например, отсутствие в течение года периодов временной нетрудоспособности или снижение заболеваемости в текущем году по сравнению с предшествующим годом может поощряться как премированием (см. выше), так и предоставлением дополнительных дней отпуска или одной из указанных мер.
4. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий: производственной гимнастики (занятий физической культурой на рабочем месте), лечебной физической культуры (ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК, включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий.
5. Организация лекций, тренингов по управлению стрессом, оборудование информационных стендов по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни.
Рекомендации для руководителей организаций по активному применению форм и методов морального и материального стимулирования работников, ведущих здоровый образ жизни, занимающихся физической культурой и спортом
Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси
для руководителей организаций по активному применению форм и методов морального и материального стимулирования работников, ведущих здоровый образ жизни, занимающихся физической культурой и спортом
Настоящие Рекомендации выработаны во исполнение пункта 9 Протокола поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 21 апреля 2016 г. при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, от 21 июня 2016 г. № 19.
Укрепление здоровья населения названо в числе приоритетных задач на текущую пятилетку в Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы (далее – Основные положения), которые были одобрены резолюцией пятого Всебелорусского народного собрания.
Большое внимание в Основных положениях уделено развитию физической культуры и спорта, отмечена важность приобщения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, внедрения новых форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди всех слоев населения.
Здоровый образ жизни по сути становится фактором экономического роста.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» организации могут способствовать реализации работниками права на занятие физической культурой посредством:
проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы со своими работниками и членами их семей;
строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений;
создания структурного подразделения (введения должностей специалистов), осуществляющего деятельность по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;
содействия объединению работников в клубы по физической культуре и спорту;
осуществления иной деятельности, не запрещенной законодательством, способствующей реализации работниками права на занятие физической культурой.
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта, профсоюзы содействуют деятельности организаций, направленной на реализацию их работниками права на занятие физической культурой.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия могут проводиться организациями самостоятельно или с привлечением соответствующих специалистов в сфере физической культуры и спорта.
В свою очередь, спортивно-массовые мероприятия могут быть:
официальными: они проводятся в соответствии с республиканским и местными календарными планами проведения спортивно-массовых мероприятий. Республиканский календарный план проведения спортивно-массовых мероприятий утверждается Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, а местные календарные планы – местными исполнительными и распорядительными органами;
неофициальными: они проводятся в соответствии с решениями их организаторов.
Порядок проведения на территории Республики Беларусь спортивно-массовых мероприятий, формирования состава участников спортивно-массовых мероприятий, их направления на спортивно-массовые мероприятия и материального обеспечения определен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 сентября 2014 г. № 903.
Основным инструментом стимулирования работников, ведущих здоровый образ жизни, занимающихся физической культурой и спортом, является установление нанимателем для таких лиц дополнительных (сверх предусмотренных законодательством) гарантий и льгот.
Трудовой кодекс Республики Беларусь позволяет нанимателю предусматривать для работников любые дополнительные гарантии и льготы сверх того, что уже предусмотрено законодательством.
Эти гарантии и льготы могут закрепляться:
в коллективном договоре (при наличии в организации первичной профсоюзной организации);
в ином локальном нормативном правовом акте, принятом нанимателем и распространяющемся на всех работников организации (положение об оплате труда, положение о премировании, положение о трудовых и социальных отпусках и др.);
в индивидуальных трудовых договорах (контрактах).
Кроме того, соответствующие гарантии и льготы могут предусматриваться в тарифных (отраслевых) соглашениях, заключаемых в отдельных отраслях экономики с участием соответствующих профсоюзов (их объединений), объединений нанимателей, а также органов государственного управления.
Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2016 – 2018 годы является основой для заключения тарифных (отраслевых) соглашений, а также коллективных договоров.
Генеральное соглашение рекомендует включать в коллективные договоры, заключаемые в организациях, положения о (об):
выделении нанимателями средств на содержание и ремонт спортивных объектов;
отчислении нанимателями денежных средств профсоюзным организациям на социально значимые цели (в том числе для проведения культурно-массовых, спортивных мероприятий, пропаганды здорового образа жизни) в размере не менее 0,15 процента от фонда заработной платы;
применении мер морального и материального поощрения работников, участвующих в спортивных мероприятиях.
Примерный перечень мер морального стимулирования.
1. Награждение победителей и призеров спортивно-массовых мероприятий почетными грамотами (дипломами), медалями, кубками, знаками организаторов спортивно-массовых мероприятий и т. п.
2. Широкое освещение спортивных соревнований и их победителей (призеров) в средствах массовой информации, в том числе местных и ведомственных, на сайтах организаций, доведение соответствующей информации до трудовых коллективов (на общем собрании, по заводскому радио, на информационных стендах и т. п.).
3. Оборудование в местах общего пользования (вестибюли и т. п.) или иных местах постоянного или временного сбора трудового коллектива (комнаты релаксации и т. п.) «Уголков спортивной славы» или других подобных мест демонстрации спортивных наград (кубков, дипломов и т. д.), завоеванных работниками (командами).
Примерный перечень мер материального стимулирования.
1. Приобретение за счет средств организаций или на паритетных началах с профсоюзными организациями абонементов на занятия спортом (на посещение спортивных залов, бассейнов, теннисных кортов и др.) либо полное или частичное возмещение расходов работников на приобретение абонементов.
2. Оборудование в организации специализированных помещений (физкультурно-спортивных сооружений) для занятия спортом и предоставление их работникам и членам их семей в пользование; аренда таких помещений у других организаций для своих сотрудников; бесплатное обеспечение таких помещений (сооружений) спортивным инвентарем, а работников – спортивной формой, их регулярное обновление.
3. Дополнительное поощрение (премирование) работников, например, за:
ведение здорового образа жизни (в том числе отказ от курения, нормализацию веса), регулярное прохождение диспансеризации, вакцинации;
отсутствие в течение календарного года периодов временной нетрудоспособности (за исключением случаев ухода за больным членом семьи, в том числе за больным ребенком, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, протезирования, осуществляемого в рамках оказания медицинской помощи в стационарных условиях протезно-ортопедической организации, карантина, а также случаев нетрудоспособности, связанной с полученными травмами, трудовым увечьем или профессиональным заболеванием);
Возможно также премирование за снижение показателя заболеваемости текущего года по сравнению с показателем заболеваемости предшествующего года.
участие в спортивно-массовых или физкультурно-оздоровительных мероприятиях, победу в них, содействие в их организации и проведении;
Премирование по любому из вышеприведенных оснований может носить как единовременный характер (например, за участие в конкретном спортивном соревновании, за получение нагрудного значка за выполнение нормативов Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь (далее – значок ГФОК) и т. п.), так и осуществляться с определенной периодичностью (например, ежемесячные или ежеквартальные выплаты некурящим работникам либо ежегодные выплаты за отсутствие в течение календарного года периодов временной нетрудоспособности или снижение показателя заболеваемости).
4. Сохранение заработной платы за периоды участия в спортивно-массовых или физкультурно-оздоровительных мероприятиях, оплата (возмещение) расходов на проезд к месту их проведения и обратно, иных расходов, связанных с их проведением (в том числе расходов на оплату труда методистов и тренеров), выделение собственного автотранспорта для перевозки участников мероприятий.
5. Вручение ценных подарков (призов), подарочных сертификатов, выделение льготных путевок на отдых и оздоровление и т. п. работникам, ведущим здоровый образ жизни, участвующим в спортивно-массовых или физкультурно-оздоровительных мероприятиях (в том числе награжденным значком ГФОК).
6. Оплата дополнительных медицинских осмотров работников, услуг по вакцинации работников; возмещение работникам произведенных ими расходов на вакцинацию.
Примерный перечень иных мер стимулирования.
2. Предоставление возможности в рабочее время пройти диспансеризацию, вакцинацию.
3. Предоставление дополнительных (поощрительных) отпусков с сохранением среднего заработка лицам, ведущим здоровый образ жизни, участвующим в спортивно-массовых или физкультурно-оздоровительных мероприятиях (в том числе награжденным значком ГФОК).
Например, отсутствие в течение года периодов временной нетрудоспособности или снижение заболеваемости в текущем году по сравнению с предшествующим годом может поощряться как премированием (см. выше), так и предоставлением дополнительных дней отпуска или одной из указанных мер.
4. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий: производственной гимнастики (занятий физической культурой на рабочем месте), лечебной физической культуры (ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК, включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий.
5. Организация лекций, тренингов по управлению стрессом, оборудование информационных стендов по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни.
8.3. Стимулирование труда физкультурных работников
Нормирование труда физкультурных работников органически связано с его стимулированием. Различают материальные и моральные стимулы. Материальные стимулы – это формы поощрения работника, ведущие к заин- тересованности в присвоении части общественного продукта. Способами реализации материальных стимулов являются такие формы поощрения, как заработная плата, доплата к ней, премии, выплаты из общественных фондов потребления.
Моральные стимулы – это формы поощрения работника, связанные с удовлетворением его духовной потребности в признании коллективом его участия в труде на общую пользу.
Для сферы физической культуры и спорта характерно широкое приме- нение моральных стимулов к труду физкультурных работников в целях раз- вёртывания спортивно-массовой работы и обеспечения роста спортивного мастерства. Среди форм морального поощрения можно выделить две основ- ные группы.
К первой группе относятся формы морального поощрения, применяемые государственными органами. Это правительственные награды: медали «За выдающиеся спортивные достижения», «За долголетнюю и плодотворную работу», значок «Отличник физической культуры и спорта», почётные звания «Заслуженный работник физической культуры», «Заслуженный учитель Рос-сийской Федерации» и др.
Ко второй группе относятся формы морального поощрения, применяе- мые непосредственно физкультурными коллективами: объявление благодар-ности, награждение Почётной грамотой, вымпелом, дипломом и т.д. Эффек-тивность моральных стимулов возрастает, если их дополняет материальное стимулирование. Например, такое стимулирование следует при присвоении почётного звания «Заслуженный тренер Российской Федерации».
Материальное и моральное стимулирование осуществляется не только по отношению к штатным физкультурным работникам, но и по отношению к активистам, выполняющим свои обязанности в сфере физической культуры и
спорта на общественных началах (тренеры-преподаватели, инструкторы по
проведению производственной гимнастики и др.).
8.4. Оплата труда физкультурных работников
Материальное стимулирование физкультурных работников осуществля-
ется двумя способами. Во-первых, в форме распределения производственных
благ по труду в зависимости от его количества и качества и, во-вторых, неза-
висимо от затраченного труда, из общественных фондов потребления.
Необходимое соотношение между мерами труда и потребления физкуль-турных работников достигается планомерно, с помощью разработки плана по труду, который является органической частью общего плана работы физкуль-турных и спортивных организаций. Этот план включает в себя:
— определение численности работающих как в целом, так и отдельным категориям;
— фонд заработной платы основного состава работающих и размеров внештатного фонда;
— среднюю заработную плату, включая премии из фонда материального поощрения (это относится к тем спортсооружениям, предприятиям и ор-ганизациям, где предусмотрено образование фонда Материального поощре-ния);
— мероприятия по повышению эффективности труда физкультурных работников.
При расчете численности работающих выявляется, какой объем работ может быть выполнен имеющимися работниками и каковы должны быть раз-меры привлекаемой рабочей силы в целом и по отдельным группам. При этом следует использовать предусмотреть возможность экономии средств фонда заработной платы для выполнения запланированного объема.
Фонд заработной платы планируется исходя из учета численности ра-ботников, а также размера средней заработной платы. В фонд заработной платы входят премии для ряда категорий работников, доплаты.
Численность работников и фонд заработной платы утверждаются выше- стоящими организациями. Вносить изменения в численность работающих может только организация, утверждающая штаты и фонд заработной платы.
Хотя фонд заработной платы нештатного состава определяется также вышестоящей организацией, конкретные направления использования этого фонда определяют сами физкультурные организации.
Часть фонда расходуется по разделу учебно-спортивной работы на оп-лату тренеров, работающих на условиях почасовой оплаты; на оплату об-служивающих работников; на проведение спортивных мероприятий и на
выплату компенсаций участникам спортивных соревнований и тренировоч-
В школах и учебных заведениях на обязательные занятия физической культурой по учебному плану отводится 6-8% учебного времени. Примерно
такая же часть фонда заработной платы школ и учебных заведений расходу-
ется на оплату труда преподавателей физического воспитания.
Размеры фонда заработной платы физкультурных работников определя- ются, прежде всего, той частью национального дохода, которую общество может выделить на эти цели. Поэтому одним из условий формирования фон- да заработной платы для физкультурных работников является рост произво-дительности общественного труда.
Отставание уровня оплаты труда физкультурных работников от оплаты труда работников других отраслей народного хозяйства может ослабить ма-териальные стимулы привлечения и закрепления кадров. Поэтому в фонде за-работной платы должны быть предусмотрены доплаты за выполнение слож-ного труда и достижение высоких конечностей результатов.
Фонд заработной платы исчисляется по средним окладам и тарифам ра-ботников данной организации. Должностные оклады работников, для кото-рых они предусмотрены в минимальных и максимальных размерах, установ-лены в пределах фонда заработной платы.
При расчёте размера ставок заработной платы тренеров-преподавателей по спорту и должностных окладов инструкторов-методистов учитываются: уровень образования, стаж тренерско-преподавательской работы, квалифика- ция, категория, почётное звание и др.
В сфере физической культуры и спорта находят применение две формы оплаты труда: повременная и сдельная. Наибольшее распространение получи- ла повременная форма оплаты. В этом одна из особенностей организации оплаты труда в сфере физической культуры и спорта. Ограниченные возмож-ности применения сдельной оплаты объясняются трудностями определения конечного результата труда и его связи с затратами. Вместе с тем в целях стимулирования качества труда повременная оплата тренеров-преподавате- лей сочетается со сдельной.
Регулирующей основой организации оплаты труда являются тарифные условия. Они включают: размеры месячных ставок; коэффициент для учёта образования, стажа, достижений в работе; квалификационные и должностные требования к различным категориям работников. Регулирование тарифных условий проводится в централизованном порядке, что обеспечивает реализа- цию принципа равной оплаты за равный труд и способствует закреплению кадров физкультурных работников.
Тарифные условия не остаются неизменными. Вместе с упорядочением заработной платы, периодически проводимым в народном хозяйстве, изменя- ются и тарифные условия оплаты труда физкультурных работников.
Достижение высокого уровня образования и присвоение квалификаци-онной категории стимулируются повышением размеров месячной тарифной ставки. Месячные тарифные ставки являются основой исчисления заработ- ной платы тренерам – преподавателям по спорту.
Доплаты к месячным ставкам заработной платы устанавливаются стар-шим тренерам-преподавателям по спорту (эта должность вводится там, где в физкультурной организации работает не менее двух тренеров-преподавате- лей) во время их работы на учебно-тренировочных сборах по подготовке спортсменов к участию во всероссийских и международных соревнованиях, старшим тренерам-преподавателям и тренерам-преподавателям при присвое- нии почётных званий «Заслуженный мастер спорта РФ», «Заслуженный тре- нер Российской Федерации».
Труд старших тренеров-преподавателей и тренеров-преподавателей по спорту, имеющих среднее специальное физкультурное образование и почёт- ное звание «Мастер спорта», оплачивается по ставам заработной платы ука- занной категории работников, имеющих высшее образование.
Старшим инструкторам-методистам и инструкторам-методистам долж- ностные оклады выплачиваются за 41 час работы в неделю. За часы занятий, проводимых сверх пределов установленной продолжительности рабочей не-дели, инструктор-методист получает дополнительную оплату из расчёта ставки тренера-преподавателя по спорту.
Оплата труда физкультурных работников зависит от качества и резуль-татов их труда. Одним из способов определения соответствия оплаты труда его конечным результатам является периодическая аттестация тренеров-пре-подавателей и инструкторов-методистов с присвоением им квалификацион- ной категории.
Квалификационные категории присваиваются тренерам-преподавателям в соответствии с требованиями, предусмотренными квалификационными ха-рактеристиками должностей физкультурных работников. При этом учитыва- ются достигнутые результаты спортсменов. Для тренеров-преподавателей введены три квалификационные категории: высшая, I и II. Для аттестации тренеров-преподавателей и присуждения им квалификационных категорий создаются постоянные квалификационные комиссии, образуемые при коми-тетах и департаментах по физической культуре и спорту.
Оценка деятельности тренеров-преподавателей, необходимая для прис-воения спортивной категории, определяется с помощью ряда показателей, та- ких как количество подготовленных спортсменов, итоги участия в соревно-ваниях, разработка и внедрение в практику новых методов спортивной тренировки.
Тренеру-преподавателю второй квалификационной категории необхо-димо иметь высшее образование, стаж работы в качестве тренера-преподава- теля по спорту не менее 3 лет и обеспечить подготовку:
— спортсмена, занявшего одно из первых трех мест на чемпионатах республик Российской Федерации;
— городов Москвы и Санкт-Петербурга;
— первенствах ДСО и ведомственных физкультурных организациях;
— спортсмена занявшего 4-6-е места на первенстве Российской Федера- ции;
— одного мастера спорта Российской Федерации;
— или трех кандидатов в мастера спорта, или шести спортсменов пер-вого разряда.
Первая квалификационная категория может быть присвоена тpенерам-преподавателям по спорту с высшим образованием и стажем работы в ка-честве тренера-преподавателя по спорту не менее 5 лет, обеспечившим под-готовку:
— участника олимпийских игр;
— спортсмена, занявшего 3-е призовое место в личном первенстве на чемпионата и соревнованиях на Кубок Европы;
— или спортсмена, занявшего 2-3-е места на чемпионатах и соревнова- ниях на Кубок мира и Европы среди юношей и девушек старшего возраста;
— или рекордсмена мира, Европы среди юношей и девушек старшего возраста;
— или одного мастера спорта Российской Федерации международного класса;
— или трех мастеров спорта Российской Федерации.
Высшая квалификационная категория может быть присвоена тренерам-преподавателям по спорту, имеющим высшее образование, стаж работы в качестве тренера преподавателя по спорту не менее 10 лет, обеспечившим подготовку:
— спортсмена, занявшего одно из первых шести призовых мест в ко-мандных соревнованиях на олимпийских играх;
— спортсмена, занявшего одно из первых трех призовых мест в личном первенстве на чемпионатах и соревнованиях на Кубки мира;
—«спортсмена, занявшего первое место в составе команды чемпионатах и соревнованиях на Кубки мира;
— спортсмена, занявшего одно из первых двух призовых мест в личном первенстве на чемпионатах u соревнованиях на Кубки Европы;
— победителям чемпионатов и соревнований на Кубки мира и Eвропы среди юношей и девушек старшего возраста; или рекордсмена мира и др;
— двух мастеров спорта Российской Федерации международного класса;
— двух гроссмейстеров Российской Федерации по шахматам и шашкам.
Размеры тарифных ставок устанавливают исходя из показателей, харак-теризующих результаты тренера-преподавателя по спорту, уровень его обра-зования и стаж работы. Несомненно, что последние два фактора являются важнейшими для формирования кадров высококвалифицированных физкуль-турных работников, так как при присвоении квалификационных категорий содействуют материальной заинтересованности физкультурных работников, повышению уровня образования, а также закреплению кадров.
Хорошо работающим тренерам, добивающимся высоких результатов в подготовке спортсменов, но не имеющие высшего специального образова-ния, квалификационная категория может быть присвоена в порядке исклю-чения при выполнении требований по подготовке спортсменов.
При отсутствии высшего образования и соответствующего стажа ра-боты, тренеры-преподаватели но со средним спортивным образованием, имеющие звания «Заслуженный тренер РФ», «Заслуженный мастер спорта РФ», «Гроссмейстер РФ» или «Мастер спорта РФ международного класса», приравниваются по квалификации к тренерам-преподавателям, имеющим высшее образование.
К числу важнейших показателей, характеризующих результаты деятель-ности инструкторов-методистов, относится уровень организации спортивно-массовой работы, охват занятиями физической культурой и спортом.
Квалификационные комиссии рассматривают результаты работы тре-неров преподавателей по спорту не реже одного раза в 4-года, а инструкто-ров-методистов не реже одного раза в 5 лет, и принимают решения о прис-воении, повышении или снижении квалификационной категории.
Для определения размеров ставок заработной платы тренеров-препо- давателей по спорту и должностных окладов инструкторов-методистов еже-годно на 1 сентября составляют тарификационные списки. В них вносятся все данные о тренерах преподавателях, инструкторах методистах, необходи- мые для начисления заработной платы.
Составленные тарификационные списки вместе с заверенными копиями документов об образовании, стаже и квалификационной категории представ-ляются в вышестоящую организацию. Установленная тарификацией заработ- ная плата выплачивается. независимо от числа календарных рабочих дней в месяцы.
Ежегодное составление и утверждение тарификационных списков для определения размеров заработной платы не означает её постоянства в тече- ние года.
Размер заработной платы может быть изменен в следующих случаях:
— при достижении стажа тренерско-преподавательской работы, дающего право, на повышение месячной ставки заработной платы (оклада);
— при получении высшего образования, при присвоении квалификацион- ной категории, званий «Заслуженный мастер спорта РФ», «Заслуженный тренер РФ» в связи с изменением нагрузки (уменьшением или увеличением), в связи с пребыванием на учебно тренировочных сборах (подготовки спорт-сменов к международным соревнованиям).
Например, тренеру-преподавателю, имеющему высшее образование, стаж тренерско-преподавательской работы 12 лет, установлена нагрузка 36 час в неделю, При месячной ставке за 24 часа в неделю установлена в размере 600 рублей. Размер его заработной платы в месяц составит:
Если тренеру-преподавателю присваивается звание «Заслуженный тре-нер РФ», то его месячная ставка за 24 часа учебно-тренировочных занятий в неделю устанавливается в 720 руб. (600+120). Размер его месячной ставки при 36 час. учебно-тренировочной нагрузке в неделю составит:
Месячные ставки заработной платы являются исходными при исчисле
нии размеров почасовой оплаты, которая оплачивается Почасовая оплата
производится за тренерско-преподавательскую работу, проведенную в часы замещения отсутствующих работников (по болезни или другим причинам) тре- нерами-преподавателями или другими категориями работников.
Размер почасовой оплаты определяется путем деления суммы месячной ставки заработной платы, установленной за 24 часа тренерско-препода-вательской работы в неделю, на 101,6% (корректирующий коэффициент).
Сдельная оплата труда в сфере физической культуры и спорта вводится на уборке и обслуживании зданий, на ремонтных, машинописных, стеногра-фических, копировальных и других работах при наличии утвержденных норм трудовых затрат.
Сдельная оплата в большей мере, чем повременная, содействует повы-шению эффективности труда, выполнению большего объема работы за одно и то же рабочее время. Она применяется там, где можно соизмерить затраты и результаты труда.
Часовые тарифные ставки на сдельных работах выше, чем на повре-менных. Объясняется это более высоким уровнем интенсивности труда на сдельных работах.
В последние годы в сфере физической культуры и спорта проводятся мероприятия по совершенствованию повременной формы оплаты труда. Они направлены на усиление заинтересованности работников в увеличении объё-ма работ с меньшей численностью персонала.
Доплаты могут быть уменьшены или отменены при пересмотре или же при ухудшении качества работы, при заполнении вакансий.