формы общественного контроля общественные организации родительский контроль описание опыта
Общественный контроль: перспективы законодательного закрепления
23 апреля 2014 года Госдума в первом чтении приняла внесенный Президентом РФ законопроект «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» 1 (далее – законопроект). В соответствии с документом, специально созданные негосударственные структуры будут осуществлять общественный контроль за деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих публичные полномочия (далее – органов и организаций). Прежде всего, право осуществлять такой контроль получат общественные палаты и общественные советы. Законопроект получил положительные заключения Правительства РФ и Общественной палаты РФ (далее – ОП РФ).
Стоит отметить, что на данный момент общественный контроль общественными палатами и общественными советами уже осуществляется в соответствии с нормами отдельных законодательных и подзаконных актов. Среди них, в первую очередь, Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. № 481 и ряд других. Общественные советы созданы почти при всех федеральных министерствах и ведомствах. Тем не менее, детальное правовое регулирование подобного контроля в настоящий момент отсутствует.
При этом очевидно, что большинство людей все еще слабо представляет суть и механизмы общественного контроля, зачем он нужен и как отражается на жизни рядового гражданина или организации. В связи с этим, сильно не вдаваясь в детали законопроекта (которые еще будут существенно дорабатываться ко второму чтению), попытаемся понять, зачем нужен общественный контроль и по какой схеме он в перспективе будет работать в России.
Назначение общественного контроля
Основная задача любого демократического государства – обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина. При этом власть не может добросовестно и эффективно выполнять свои обязанности при отсутствии обратной связи и контроля со стороны своего «работодателя» – общества. Власти, как и любому работнику, нужно четко ставить задачу, следить процессом и итогами ее деятельности. Бесконтрольная власть подвержена коррупции, работает нерационально и злоупотребляет инструментами принуждения. Общественный контроль – это как раз тот механизм, который позволяет обществу контролировать власть, как на этапе принятия, так и на этапе реализации решений и оценки полученного результата.
Общественный контроль в США и западноевропейских странах представляет достаточно широкий набор инструментов, который строится, прежде всего, вокруг принципов прозрачности государственной власти и участия общества в ее работе. Они обеспечиваются путем принятия государством специальных нормативных актов о раскрытии информации, контроля со стороны граждан, некоммерческих организаций, советов, комитетов при государственных органах. Также существенную роль играют волонтерские движения, общественные инициативы, голосования, обсуждения, петиции, экспертизы, журналистские расследования. Иногда к инструментам общественного контроля в качестве его своеобразного итога относят выборы и референдумы. При этом само словосочетание «общественный контроль» на Западе практически не употребляется.
В России также существует ряд законов и подзаконных актов, содержащих инструменты общественного контроля, например:
Кто сможет осуществлять общественный контроль
На данный момент в российском законодательстве отсутствует понятие общественного контроля. В законопроекте под ним понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за действиями органов и организаций, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
Законопроект содержит перечень субъектов общественного контроля:
При этом для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, могут создаваться:
Стоит отметить, что наблюдательные комиссии на данный момент уже работают в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Решения о создании, прекращении деятельности, о назначении членов наблюдательных комиссий принимаются Советом ОП РФ. Наблюдательные советы, общественные инспекции и прочие организационные структуры общественного контроля также, по-видимому, будут создаваться и регулироваться отдельными федеральными и региональными законами.
Граждане получат возможность участвовать в осуществлении общественного контроля в качестве общественных контролеров, общественных инспекторов и общественных экспертов, которые будут привлекаться субъектами общественного контроля. Негосударственные некоммерческие организации также вправе участвовать в осуществлении общественного контроля, а также быть организаторами таких его форм, как общественный мониторинг, общественное обсуждение.
Таким образом, несмотря на возможность участия в общественном контроле граждан, негосударственных некоммерческих организаций и специальных организационных структур, система общественного контроля замкнута на общественные палаты и общественные советы, так как только они, согласно законопроекту, являются субъектами общественного контроля. Соответственно, чтобы получить статус официальных результатов общественного контроля, материалы журналистских расследований или правозащитных некоммерческих организаций должны будут пройти через их «фильтр».
Иосиф Дискин, председатель Комиссии ОП РФ по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов Российской Федерации:
«Расследуйте, приходите в субъекты общественного контроля, которые придадут вашим расследованиям, после проверки изложенных фактов, законную фазу. Есть закон о СМИ, где есть права и обязанности. К сожалению, в позиции СМИ далеко не всегда доминируют общественные интересы, а чаще интересы самих журналистов, мнения и суждения самих журналистов, а также часто лоббистские теневые влияния. Поэтому для того, чтобы гарантировать, что эти сообщения СМИ и расследования – это есть общественный интерес, за этим стоит общественный интерес, а не интерес частный, для этого нужен специальный фильтр».
Стоит отметить, что вопрос о расширении перечня субъектов общественного контроля вызвал споры, в том числе и среди членов ОП РФ. Так, в ходе прошедших в ней слушаний в марте текущего года, ряд экспертов выступили за включение в перечень субъектов общественного контроля некоммерческих организаций. Например, председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева-Солдунова отметила, что к общественному контролю обязательно должны быть допущены некоммерческие организации и другие общественные объединения. Аналогичную позицию высказала и председатель Комиссии ОП РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева.
«Тот список, который содержится в законе, даже при заявленных принципах, уж очень куцый. Что делать тем гражданам, которые, может быть, даже не самостоятельно, но объединившись в некие профильные НКО, уже ведут деятельность по защите прав граждан?», – заметила она.
Стоит отметить, что в первой версии законопроекта, подготовленной ОП РФ совместно с Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет), круг субъектов общественного контроля был шире – в него входили граждане и общественные организации. Также в указанной версии содержалось положение о механизмах функционирования средств электронной демократии в деятельности субъектов общественного контроля, определялись их полномочия и обязанности государственных органов и должностных лиц при взаимодействии с ними. Президиум Совета решил поддержать текущую редакцию законопроекта только в том случае, если будут восстановлены перечисленные положения.
Полномочия субъектов общественного контроля
Общественный контроль не является инструментом принуждения, с его помощью невозможно приказать власти совершать необходимые обществу действия. Однако можно обратить внимание государства на проблемы, недостатки в его работе и в какой-то мере повлиять на принимаемые решения. Общественный контроль возможен, прежде всего, тогда, когда власть этого хочет или как минимум, не препятствует работе соответствующих институтов. Тем не менее, несмотря на «добровольность» данного института, законопроектом для субъектов общественного контроля все-таки предусмотрен ряд норм, которые не должны позволить органам и организациям уклоняться от взаимодействия с субъектами общественного контроля.
Так, субъекты общественного контроля смогут обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций. Также они будут вправе запрашивать у органов и организаций необходимую информацию и посещать их в случаях, предусмотренных федеральным и региональным законодательством.
Помимо этого, они вправе подготавливать по результатам общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы и организации. Последние должны будут рассмотреть его и дать обоснованный ответ в установленный законодательством срок. Также субъекты общественного контроля вправе передать итоговый документ в СМИ. Материалы, полученные в ходе общественного контроля, могут быть направлены Уполномоченному по правам человека в РФ, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по правам коренных малочисленных народов в субъектах РФ и в органы прокуратуры.
Итоговый документ может быть направлен в органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые контролируют органы и организации, в отношении которых проводился общественный контроль. Они должны рассмотреть итоговый документ и направить субъектам общественного контроля обоснованные ответы. Срок ответа – не позднее 30 дней со дня его получения документа, а в случаях, не терпящих отлагательства – незамедлительно.
В свою очередь, на органы и организации планируется возложить ряд обязанностей при взаимодействии с субъектами общественного контроля. В частности, в случаях, предусмотренных федеральным или региональным законодательством – они будут обязаны учитывать содержащиеся в итоговых документах предложения, рекомендации и выводы, в том числе, при оценке эффективности подведомственных им органов и организаций, принимать меры по защите прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций.
Наряду с этим, некоторые формы общественного контроля (например, общественная экспертиза проектов нормативных актов) в перспективе могут стать обязательными для проведения.
«Считаю, что все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое «нулевое», чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества», – заявил Президент РФ Владимир Путин в ходе Послания Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2013 года.
Стоит отметить, что на данный момент в ОП РФ уже проводятся так называемые «нулевые» чтения, в ходе которых законопроекты обсуждаются с участием заинтересованных граждан и организаций еще до рассмотрения Госдумой. По итогам такого обсуждения в нижнюю палату и заинтересованные министерства и ведомства направляются рекомендации.
Как видно из описанного выше, субъекты общественного контроля, по крайней мере в нынешней редакции законопроекта, не получат каких-то значимых полномочий. Кроме того, большинство из предоставляемых им прав не безусловны и содержат оговорки о «случаях, предусмотренных законодательством». Тем не менее, общий правовой статус субъектов общественного контроля несколько шире, чем у рядовых граждан и организаций. Кроме того, законопроектом предусматривается ответственность за воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля и его участников (конкретные составы, судя по всему, появятся в КоАП РФ).
Формы общественного контроля
Законопроект предусматривает открытый перечень форм, в которых может осуществляться общественный контроль. Обозначим те, которые прямо указаны в законе:
Иосиф Дискин, председатель Комиссии ОП РФ по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов Российской Федерации:
«Общественная экспертиза, общественные слушания и общественный контроль позволяют на стадии принятия законов и исполнения законов и нормативных актов находить действия, противоречащие общественным интересам, в том числе интересам рядового гражданина и требовать их корректировки».
Результаты общественного контроля
Определение и обнародование результатов общественного контроля, согласно законопроекту, осуществляются путем подготовки и направления в органы и организации итогового документа, подготовленного по результатам общественного контроля. Такими документами могут быть:
Ряд прав по итогам общественного контроля получают и негосударственные некоммерческие организации. На основании результатов общественного контроля они смогут:
Вероятно, законодательное закрепление в российском законодательстве понятия общественного контроля, его целей, задач и принципов, четкого перечня его субъектов и форм сыграет положительную роль. Разрозненные на данный момент, а нередко и просто отсутствующие в нормативно-правовом поле элементы общественного контроля будут выстроены в четкую и понятную, в том числе рядовым гражданам, систему. Однако излишнее регулирование может привести и к чрезмерной стандартизации и ограничениям.
На данный момент, согласно законопроекту, общественные палаты и советы являются единственными субъектами общественного контроля, оставляя позади граждан, негосударственные некоммерческие организаций и СМИ. Подобный подход можно расценить как намерение государства контролировать сам общественный контроль, и не выпускать его за рамки заранее очерченного круга структур. С учетом того, что субъекты общественного контроля не получат каких-то серьезных полномочий, необходимость таких ограничений остается под вопросом.
При этом одни из самых важных с точки зрения соблюдения прав человека и гражданина сфер – деятельность правоохранительных органов, судебной системы, вооруженных сил, а также выборы и референдумы – из планируемой сферы действия закона выводятся. Одновременно более узко, чем, скажем, в США или Европе, понимается сам институт общественного контроля. Например, непосредственные формы общественного контроля в виде петиций и коллективных обращений граждан (в том числе, через Интернет), журналистских расследований, отношений, связанных с раскрытием органами и организациями информации, под определение общественного контроля не попадают.
Иосиф Дискин, председатель Комиссии ОП РФ по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов Российской Федерации:
«Президент РФ внес закон и никаких сомнений в том, что его примут, нет. Ситуация изменится не в раз, это не происходит мгновенно, но в вместе с этим законом будут правки еще в десятки законов. В результате будет меняться, в том числе, КоАП РФ, который повышает ответственность чиновников за взаимодействие с системой общественного контроля. Больше гласности, больше общественной экспертизы, под общественным контролем появляется правовая основа».
Документы по теме:
Новости по теме:
1 Текст законопроекта № 471327-6 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» размещен на официальном сайте Госдумы.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
О проведении мероприятий по родительскому контролю.
О проведении мероприятий по родительскому контролю
Родительский контроль является одним из важнейших инструментов позволяющих обеспечить соблюдение образовательными организациями, операторами питания требований законодательства по организации здорового и безопасного питания в школах.
Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю напоминает, что формы и методы родительского контроля определены методическими рекомендациями МР 2.4.018-20 «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях» (далее Методические рекомендации), разработанными в 2020 году Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Организация родительского контроля может осуществляться в форме анкетирования родителей и детей и участии в работе общешкольной комиссии. Обязанности по организации общественного контроля за питанием обучающихся возлагаются на специальную комиссию из числа представителей родительского комитета и педагогических работников.
Порядок проведения мероприятий по родительскому контролю за организацией питания обучающихся, в том числе регламентирующего порядок доступа законных представителей обучающихся в помещения для приема пищи, регламентируется локальным нормативным актом общеобразовательной организации.
При проведении мероприятий родительского контроля за организацией питания детей в организованных детских коллективах оценивается:
— соответствие реализуемых блюд утвержденному меню;
— санитарно-техническое содержание обеденного зала (помещения для приема пищи), состояние обеденной мебели, столовой посуды, наличие салфеток и т.п.;
— условия соблюдения правил личной гигиены обучающимися;
— наличие и состояние санитарной одежды у сотрудников, осуществляющих раздачу готовых блюд;
— объем и вид пищевых отходов после приема пищи;
— наличие лабораторно-инструментальных исследований качества и безопасности поступающей пищевой продукции и готовых блюд;
— вкусовые предпочтения детей, удовлетворенность ассортиментом и качеством потребляемых блюд по результатам выборочного опроса детей с согласия их родителей или иных законных представителей;
— информирование родителей и детей о здоровом питании.
Итоги мероприятий родительского контроля могут явиться основанием для обращений в адрес администрации образовательной организации, ее учредителя и (или) оператора питания, органов контроля (надзора).
В целях оказания практической помощи по осуществлению родительского контроля специалистами Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю совместно с родительскими комитетами и муниципальными органами управления образованием Приморского края в мае текущего года были проведены мероприятия по организации родительского контроля. Мероприятиями охвачено 25 общеобразовательных организаций Приморского края, расположенных 8 муниципальных образованиях края: Дальнегорском, Спасском, Партизанском, Уссурийском городских округах, Кавалеровском, Партизанском, Чугуевском, Хорольском муниципальных районах.
Кому нужен общественный контроль
Этот вопрос очень актуален, постараюсь объяснить насколько он важен, и почему. В течении 3 лет работы 6 состава Общественной палаты РФ будучи заместителем председателя комиссии по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами, я занималась анализом имеющегося законодательства, практиками общественного контроля, посещая регионы нашей страны, анализировала также активность граждан и открытость власти что называется «на местах». Пришла к следующим выводам.
На сегодня очень важно объединить и активизировать общественность на осуществление общественного контроля. Так как общество также должно нести ответственность за создание комфортной среды проживания. Власть обязана это осуществлять, а контролировать правильность и законность деятельности власти в этом направлении лежит на обществе.
Как сказал наш Президент РФ В.В.Путин, историю нужно знать для того, чтобы правильно развиваться. И с этим не возможно не согласиться. Всегда наши предки были неравнодушны к жизни других людей, несли ответственность за то, чтобы комфортно было жить не только им, но и другим людям.
Равнодушие захватило людей в перестройку, люди иногда боятся, особенно на муниципальном уровне, указать на недостаток в деятельности властных структур, опасаясь, что потом им это «аукнется», человеку будет некомфортно жить. Таких примеров очень много. Власть иногда просто не понимает, что благодаря общественным советам, да и просто общественникам, им будет легче решать поставленные перед ними задачи, легче контролировать работу подрядной организации (если нет откатов, конечно).
Немного теории, которая просто необходима.
Субъектами общественного контроля являются: Общественная палата РФ, Общественная палата Вологодской области, общественные советы при департаментах, муниципалитетах, общественные советы по независимой оценке качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной защиты. (ст.9 ФЗ)
Согласно ст.3 ФЗ в осуществлении общественного контроля имеют право принимать:
2. Участие гражданина в осуществлении общественного контроля является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в осуществлении общественного контроля, а также препятствовать реализации его права на участие в осуществлении общественного контроля.
3. Граждане участвуют в осуществлении общественного контроля в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
4. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
5. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации могут являться организаторами таких форм общественного контроля, как общественный мониторинг, общественное обсуждение, а также принимать участие в осуществлении общественного контроля в других формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
6. В случаях, предусмотренных федеральными законами, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в отдельных сферах общественных отношений, могут быть наделены указанными федеральными законами дополнительными полномочиями по осуществлению общественного контроля.
7. Особенности осуществления общественного контроля профессиональными союзами и общественными объединениями потребителей могут устанавливаться соответствующими федеральными законами.
У некоторых граждан и НКО, общественных организаций и объединений сложилось неверное представление о том, какова их роль в деятельности по осуществлению общественного контроля. Ссылаясь на ст.3 ФЗ они утверждают, что так же являются субъектами общественного контроля, что является заблуждением. Это приводит к тому, что власть на них не реагирует. Важно понимать, что подняв очень актуальный вопрос (обратившись с заявлением) на уровне общественного совета, Общественной палаты региона, каждый человек способен на многое.
В настоящее время роль субъектов общественного контроля увеличивается. Эффективность власти напрямую зависит от ее открытости, взаимодействия с общественными советами в рамках общественного контроля. Это на практике показала созданная на площадке субъекта общественного контроля – Общественной палаты Вологодской области СИСТЕМА общественного контроля за содержанием, использованием и ремонтом дорог. Национальный проект «Безопасные и качественные дороги» реализуется на очень высоком уровне, общественные контролеры не просто в постоянном диалоге с властью, они даже благодарят за качество восстановленных дорог, как руководство департамента дорожного хозяйства и транспорта правительства области, так и подрядную организацию, работавшую в этом направлении. Так вот бывает, обращение со словами благодарности губернатору было подписано жителями целого села. Это не заказ, не игра, это правда.
Для того, чтобы была создана система общественного контроля необходимо действовать строго в соответствии с действующим законодательством.
Теперь о самой системе общественного контроля.
Необходимо объединить активных граждан, работающих единолично, помочь им понять правильность процедуры общественного контроля, сделать единым информационное поле для всех общественных советов. Опыт такого объединения в субъектах имеется, нужно этим опытом делиться.
Самая эффективная процедура начала общественного контроля в одном из направлений во всей области, крае такова: на площадке Общественной палаты региона выстраивается диалог с профильным департаментом (министерством): делаются запросы по финансовой обеспеченности и контролю за расходованием денежных средств с подрядными организациями (и власть не сможет в этом запросе отказать) и т.д., проводится круглый стол, выявляются точные направления общественного контроля на основании законодательной базы, проводится пленарное заседание Общественной палаты региона.
Запускается общественный контроль, о чем ставится в известность власть и население.
Речь идет прежде всего о контроле за работой власти с подрядчиками, иными партнерами, по подбору подрядчика, расходованию денежных средств, качеству выполненных работ и т.д., составляются акты проверок, проводится опрос граждан (мониторинг).
Общественные советы по независимой оценке качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной защиты работают по своим направлениям, у них стандарты, критерии все определены. Главное, чтобы в больницах, школах, домах культуры и других учреждениях были телефоны этих общественных советов и оператора, собирающего информацию. В наше время это особенно актуально и важно. Пока информационное поле в этом направлении общественного контроля очень заужено.
Объединив усилия комиссий профильных направлений Общественной палаты региона, общественных советов профильных департаментов, общественных советов муниципалитетов, а так же общественных советов по независимой оценке качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной защиты, реально создать эффективно действующую систему общественного контроля по всем направлениям. Не формальную.
Должны быть проведены обучающие семинары, а также на сегодняшний день должен быть выстроен диалог с общественными советами по независимой оценке качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной защиты.
Как указано во всех федеральных законах (образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты) руководители государственных и муниципальных организаций этих направлений деятельности несут ответственность за непринятие мер по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг их организациями, в соответствии с трудовым законодательством. В трудовых договорах с руководителями указанных организаций в показатели эффективности работы руководителей включаются результаты независимой оценки качества условий оказания услуг этими организациями и выполнения плана по устранению недостатков, выявленных в ходе такой оценки.
В настоящее время на самом высоком уровне речь идет о личной ответственности чиновника за невыполнение задач, поставленных в нац.проектах и в послании Президента РФ. Такая ответственность должна лежать на руководителе чиновничьего аппарата любого звена, как приведено выше.
Нужна горячая линия, куда граждане могут сообщить о той или иной ситуации, которая может быть разрешена в рамках общественного контроля, что снимет ту или иную напряженность, позволит решить проблему в выстроенном диалоге с властью, поможет власти.
В принятии объектов по реализации градостроительных советов в регионах принимают участие общественники, важно, чтобы они были делегированы либо общественным советам муниципалитета, либо общественным советом профильного департамента (решение общественного совета должно прилагаться к акту приемки)
Вывод таков: неформальный общественный контроль нужен и власти, и обществу.
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.