формы общественного сознания культура и цивилизация

Тема 1.3 Культура и цивилизация

Тема 1.3 Культура и цивилизация

Норматив по теме

Термины: цивилизация, интровертность, техногенная, глобализация

Культура и цивилизация

Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений.

В широком смысле под циви­лизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью.

Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности.

В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.

Известный рос­сийский историк М. А. Барг так определил цивили­зацию: «…Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политиче­ские и духовно-этические проблемы».

Различные ци­вилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производ­ственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация ха­рактеризуется не столько производственным бази­сом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимо­связи с окружающим миром.

формы общественного сознания культура и цивилизация. Смотреть фото формы общественного сознания культура и цивилизация. Смотреть картинку формы общественного сознания культура и цивилизация. Картинка про формы общественного сознания культура и цивилизация. Фото формы общественного сознания культура и цивилизация

формы общественного сознания культура и цивилизация. Смотреть фото формы общественного сознания культура и цивилизация. Смотреть картинку формы общественного сознания культура и цивилизация. Картинка про формы общественного сознания культура и цивилизация. Фото формы общественного сознания культура и цивилизация

Освальд Шпенглер (1880-1936), немецкий историк, философ

Культура — э то качественное своеобразие, особенность каждого народа, а цивилизация — это унифицирование, приведение к единым стандартам посредством распространения продуктов НТП.

Шпенглер О. считал, что если пришла цивилизация, то культура умирает.

Типы цивилизаций

В современной теории цивилизаций распростране­ны как

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.

2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.

7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

формы общественного сознания культура и цивилизация. Смотреть фото формы общественного сознания культура и цивилизация. Смотреть картинку формы общественного сознания культура и цивилизация. Картинка про формы общественного сознания культура и цивилизация. Фото формы общественного сознания культура и цивилизация

Макс Вебер (1864-1920),немецкий социолог

Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая

Современные цивилизации

Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

Характерные черты:

1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;

2) как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом изменившие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства;

3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества— индустриальное общество и постиндустриальное общество.

Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Источник

Общественное сознание: понятие, основные элементы, формы

формы общественного сознания культура и цивилизация. Смотреть фото формы общественного сознания культура и цивилизация. Смотреть картинку формы общественного сознания культура и цивилизация. Картинка про формы общественного сознания культура и цивилизация. Фото формы общественного сознания культура и цивилизация

Приветствую Вас, друзья!

Развитие и само существование человека невозможны вне общества, а потому каждый в определенной мере зависим от мнения социума. Но где именно заканчивается граница индивидуального мышления, и начинается сфера мышления общественного? И можно ли сохранить собственные индивидуальные особенности, находясь при этом внутри социума? Попробуем разобраться в этих непростых, но интересных вопросах: узнаем, что такое общественное сознание, рассмотрим формы и уровни общественного сознания, разберем основные элементы общественного сознания. Начнём.

Что такое общественное сознание?

Общественное сознание — это собранная воедино масса идей, взглядов и оценочных суждений, характерных для конкретного социума в масштабе понимания им собственного бытия. Фундаментом этого феномена стало сознание отдельных индивидуумов. Однако общественное сознание не способно функционировать как простая совокупность множества сознаний членов конкретного социума (ведь каждый человек по-своему уникален, неповторим и отличен от других), оно является качественно новым образованием, синтезирующим в себе все взгляды, идеи и суждения, характерные для сознаний людей, живущих в определенном обществе.

Формирование общественного сознания происходило одновременно с формированием общественного бытия, а суть сознания заключена в осмыслении бытия социума с его одновременным творческим преобразованием. На начальных этапах становления социума общественное мышление находилось под значительным влиянием бытия, затем это воздействие стало опосредованным — через государственные, религиозные и юридические институты с обратным непосредственным воздействием уже сознания на бытие. Так общественное мышление поспособствовало перестройке бытия.

Описываемый феномен впитывает в себя всю духовную составляющую социума, фиксируемую в языке и иных формах культуры. Он состоит из множества сознаний отдельных личностей, но не способен отражать сознание конкретного индивидуума, при том, что не всякое индивидуальное сознание объективно может входить в общий массив сознания социума.

Формы общественного сознания

Для общественного сознания характерна достаточно сложная и объемная внутренняя структура, с перечнем различных уровней и форм. Формами общественного сознания называют разнообразные методы по освоению окружающей действительности, и в интеллектуальном, и в моральном аспекте (т.е. политическую деятельность, моральные и юридические нормы, науку, сферу искусства). Следовательно, к формам общественного мышления можно отнести:

Как видно из вышеизложенного, для форм общественного сознания характерно многообразие, сравнимое лишь с многообразием осмысливаемых человеком социальных процессов.

Уровни общественного сознания

В состав общественного сознания входят идеи, настроения, духовные ценности, знания, нормы и принципы, на которых выстраивается деятельность по самопознанию социумом самого себя. Как отдельный человек, так и общество нуждается в самопознании, необходимом для выстраивания гармоничных и бесконфликтных отношений внутри него. Схемы подобных общественных компромиссов вырабатываются на протяжении десятилетий и даже столетий, на них влияет как мифология и обыденные представления людей об окружающем мире, так и научно построенные философские теории и концепции. Отталкиваясь от глубины воспроизводимого в общественном мышлении общественного бытия, выделяют обыденный и теоретический уровни общественного сознания.

Обыденный уровень

Обыденный уровень состоит из знаний, представлений и оценок, сформированных людьми спонтанно, в процессе их повседневной жизнедеятельности и общения, этот уровень достаточно поверхностен и повседневен. Наиболее распространенной формой его выражения стало устное народное творчество, в особенности — различные поговорки и пословицы, которыми богат народный фольклор.

Еще одной очень распространенной формой выражения общественного мышления на обыденном уровне стала мифология. В мифах описывались все стороны человеческой жизни, и по своей сути любой миф представляет собой не разъяснение чего-либо, а повествование, своеобразный рассказ. Поскольку люди не могли объяснить многочисленные неурядицы, происходящие вокруг них с научной точки зрения, при объяснении текущих событий они ссылались либо на действие неподконтрольных им скрытых сил, либо на проявление судьбы.

Теоретический уровень

Теоретический уровень общественного сознания объединяет в себе широкий пласт собранных на протяжении истории человечества знаний о социуме и происходящих внутри него процессах. Первые попытки осмыслить и объяснить эти процессы с научной точки зрения можно встретить в работах древних философов и в ряде религиозных текстов. Следующим шагом в данном направлении стало появление в позапрошлом столетии социологии — науки, занимающейся изучением общества. В наши дни существует уже целая научная отрасль, названная обществознанием, в состав которой входит перечень дисциплин, достаточно полно и досконально изучающих самые различные стороны жизни и функционирования социума — в частности, политическую, экономическую, культурную, правовую, религиозную и иные сферы общественного бытия.

Еще одной разновидностью теоретического познания и осознания общества является идеология. Идеология рассматривает все происходящие внутри социума события с точки зрения определенных принципов и идей, выражающих ценности политического, классового или религиозного характера. Этот факт вызывает у многих людей определенную неприязнь к идеологии, которую нередко называют искаженным общественным сознанием.

Элементы общественного сознания

В зависимости от функций, возлагаемых на общественное мышление, а также от общих направлений его реализации, в нем выделяют несколько фундаментальных компонентов. К компонентам обыденного сознания следует отнести эмпирические познания и общественную психологию, на теоретическом уровне таковыми являются уже научные познания и идеология. Данные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, они оказывают значительное влияние на жизнь человека и социума.

Под эмпирическими знаниями понимается совокупность знаний, умений и навыков, сформированных людьми на базе их личного опыта, а затем проверенных на практике. К такому типу знаний относят рецепты народной медицины, или, к примеру, предсказания погоды по определенным приметам и изменениям в окружающей среде. Подобные навыки и знания были многократно проверены нашими предками, искавшими им подтверждения в действительности, а потому нет смысла совсем списывать их со счетов.

Общественная психология входит в состав обыденного сознания, она отражает окружающую нас действительность, глядя на нее сквозь призму какой-либо социальной, религиозной или этнической группы, класса либо общественного союза. Основной функцией общественной психологии является как фиксирование, так и отражение потребностей определенных групп, входящих в состав социума, а также передача накопленного ими опыта следующим поколениям.

Идеология занимает ключевое место и в жизни отдельного индивидуума, и в жизни социума в целом. Задачей идеологии является теоретическое выражение и последующее обоснование идей и позиций, высказываемых различными общественными силами, дополнительно на нее возлагается еще и познавательная функция, что роднит ее с общественной психологией. Идеология призвана объединять членов общества, давать им ощущение общности, принадлежности к чему-то большему, нежели обычное человеческое бытие.

Связь между общественным и индивидуальным мышлением

Индивидуальное мышление конкретного человека отличает большая, нежели у общественного, степень яркости и многообразия, но в мировоззренческом плане оно является менее масштабным и объемным, поскольку отдельный индивидуум просто не в состоянии охватить всю духовную сферу жизнедеятельности социума.

Основой общественного мышления всегда выступало мышление индивидуальное, при этом каждый человек является носителем целой совокупности различных традиций и взглядов, как современных, так и уходящих корнями в глубины столетий. Соответственно, элементы общественное мышления постоянно проникают в сознание отдельного человека и трансформируются в нем уже в элементы собственного сознания данного индивидуума, формируя его собственное мышление. А значит, и индивидуальное сознание человека также всегда является продуктом общественного сознания.

Итоговый вывод прост: индивидуальное и общественное сознание тесно и неразрывно связаны, они не только постоянно влияют друг на друга, но и взаимно дополняют друг друга.

Заключение

Таким образом, общественное сознание является одной из важнейших составляющих жизнедеятельности любого человека. В нем находят свое отражение и специфические черты личности, и ее стремление к самореализации, и вклад, вносимый отдельным индивидуумом в развитие социума. На общественное мышление влияет целый ряд факторов, как отрицательного, так и положительного характера, что может иногда лишать его необходимой сбалансированности и устойчивости. Но общественное сознание отличает большая гибкость и способность к адаптации, эти качества позволяют ему тесно взаимодействовать с окружающим миром, параллельно создавая новые связи.

Источник

Основные формы общественного сознания

формы общественного сознания культура и цивилизация. Смотреть фото формы общественного сознания культура и цивилизация. Смотреть картинку формы общественного сознания культура и цивилизация. Картинка про формы общественного сознания культура и цивилизация. Фото формы общественного сознания культура и цивилизация формы общественного сознания культура и цивилизация. Смотреть фото формы общественного сознания культура и цивилизация. Смотреть картинку формы общественного сознания культура и цивилизация. Картинка про формы общественного сознания культура и цивилизация. Фото формы общественного сознания культура и цивилизация формы общественного сознания культура и цивилизация. Смотреть фото формы общественного сознания культура и цивилизация. Смотреть картинку формы общественного сознания культура и цивилизация. Картинка про формы общественного сознания культура и цивилизация. Фото формы общественного сознания культура и цивилизация формы общественного сознания культура и цивилизация. Смотреть фото формы общественного сознания культура и цивилизация. Смотреть картинку формы общественного сознания культура и цивилизация. Картинка про формы общественного сознания культура и цивилизация. Фото формы общественного сознания культура и цивилизация

формы общественного сознания культура и цивилизация. Смотреть фото формы общественного сознания культура и цивилизация. Смотреть картинку формы общественного сознания культура и цивилизация. Картинка про формы общественного сознания культура и цивилизация. Фото формы общественного сознания культура и цивилизация

1) Мораль – ФОС, представляющая собой совокупность норм, правил, принципов поведения и направленная на регуляцию общественных отношений. Специфика морали как способа регуляции жизнедеятельности общества заключается в том, что соблюдение моральных норм носит несанкционированный, добровольный характер, является внутренней потребностью человека и контролируется общественным мнением и совестью как формой самоконтроля.

2) Религия – представления о мире, основанные на вере в сверхъестественное и проявляющиеся в виде иллюзий. Религия как ФОС проявляется в религиозной психологии, основанной на эмоциях, и религиозной идеологии – учении о Боге и его отношении к миру. Объединяющим элементом этих уровней религиозного сознания служит вера.

3) Искусство как ФОС – это средство отражения мира в форме художественных образов. Искусство – не только ФОС, но и деятельность общества по производству художественных ценностей, и результаты этого производства – художественные образы. Специфическая функция искусства – эстетическая.

4) Наука – ФОС, отражающая действительность в рациональной форме, виде системы знаний о природе, обществе и человеческом мышлении.

5) Философия – ФОС, объединяющая в себе научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира и направленная на постижение наиболее общих закономерностей бытия и на формирование целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

6) Политическое сознание представляет собой идеи, отражающие интересы больших социальных групп, их отношения друг к другу и к политическим институтам общества.

7) Право – ФОС, совокупность взглядов, установок, убеждений, отражающих жизнь с точки зрения прав и обязанностей участников общественных отношений и представляющих собой одну из важнейших форм регуляции взаимоотношений людей в обществе.

8) Экологическое сознание – совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающая процесс соотношения общества и природы и направленная на сохранение и совершенствование природной среды как важнейшего фактора жизнедеятельности общества.

Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности и отличаются по ряду признаков:

1) по объекту познания. Например, политическое сознание отражает отношения между государствами, нациями, социальными слоями по поводу власти, философия отражает всеобщие закономерности бытия, а наука – отдельные области природной и социальной действительности;

2) по формам отражения. Наука отражает действительность в форме понятий, гипотез, законов, а искусство – в форме художественных образов;

3) по выполняемым функциям. Основной функцией науки является познавательная, искусства – эстетическая, мораль – воспитательную и регулятивную и т.д.

Проблемы и перспективы развития современной цивилизации. Глобализация и ее роль в жизни общества.

В развитии человеческой цивилизации принято выделять несколько этапов:

— доиндустриальное общество, в котором доминировало производство продуктов сельского хозяйства, основанного на использовании ручного труда, а также ремесленничество;

— индустриальное общество, главной экономической характеристикой которого является промышленное производство;

— постиндустриальное общество, главной характеристикой которого является приоритетное развитие сферы услуг, которые начинают превалировать над объемами промышленного производства (начало формирования этого типа общества относят к середине ХХ в.);

— информационно-техническое общество, в котором производство информации, его техническое обеспечение и оказание информационных услуг преобладают над всеми другими видами социально-экономической активности людей (переход к этому типу характерен для современной цивилизации).

Для современного общества характерны следующие особенности:

1) небывалый научно-технический прогресс и связанное с этим резкое ускорение темпов общественного развития;

2) масштабность и радикальность изменений, происходящих в мире и в жизни общества;

3) возрастание антропогенного влияния на природу: в современном мире возможности человека сопоставимы с силами природы;

формы общественного сознания культура и цивилизация. Смотреть фото формы общественного сознания культура и цивилизация. Смотреть картинку формы общественного сознания культура и цивилизация. Картинка про формы общественного сознания культура и цивилизация. Фото формы общественного сознания культура и цивилизация

4) неуклонный рост численности населения :

— к началу нашей эры на Земле было около 200 млн. человек,

— через 13 веков это число удвоилось (400 млн.),

— в начале XIX в. – 800 млн. (для удвоения понадобилось 6 веков),

— в начале ХХ в. – 1,7 млрд.,

— к началу ХХI в. – свыше 5,6 млрд.

5) глобализация процессов, происходящих в мире. Под глобализацией понимается процесс объединения всех сфер человеческой деятельности в масштабах всего человечества. Этот процесс охватывает экономику, технологию, торговлю, культуру, политические институты.

Процессы глобализации являются объективными, они вызваны особенностями современного этапа общественного развития. В то же время они несут в себе множество противоречий.

С одной стороны, глобализация привела к расширению связей между государствами и народами во всех сферах жизнедеятельности (яркий пример тому – международные экипажи космических кораблей); к формированию целого ряда международных организаций, деятельность которых направлена на совместное решение задач и проблем современного человечества (среди них ООН, целью которой является поддержание и укрепление мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами (в ее составе около 200 государств); ЕЭС, ее главная задача – экономическое развитие и укрепление сотрудничества между европейскими странами; Римский клуб – международная организация ученых и бизнесменов, созданная для изучения проблем и перспектив развития человечества в эпоху научно-технического прогресса и др.).

С другой стороны, в настоящее время процессы глобализации направляются мировыми банками и финансовыми корпорациями, что привело к поляризации общества: к углублению пропасти между богатством и бедностью, к доминированию отдельных стран в мировом сообществе (по данным ученых, в настоящее время 15% населения планеты диктуют свою волю остальным 85%). Это вызвало, с одной стороны, явление международного терроризма, а с другой – движение антиглобализма. Кроме того, установка на экономический прогресс, на повышение материального уровня привела к утрате гуманитарных ценностей, к духовному кризису современного общества.

Противоречия глобализации стали причиной возникновения ряда глобальных проблем – затрагивающих не отдельные страны и регионы, а человечество в целом и требующих для своего решения объединения усилий всего мирового сообщества.

Все глобальные проблемы можно разделить на три группы:

1) проблемы, порожденные взаимоотношениями общества и природы и связанные с ограниченностью возможностей природной среды выносить нагрузки антропогенного характера (экологическая проблема, проблема сырьевых и энергетических ресурсов и др.);

2) проблемы, связанные с отношениями между государствами и народами (проблема мировых войн и угрозы термоядерной катастрофы и др.);

3) проблемы, в основе которых взаимоотношения между индивидом и обществом (демографическая проблема, проблемы общественного здоровья и образования и др.).

Одной из самых острых глобальных проблем является экологическая, которая объединила в себе широкий круг вопросов, затрагивающих различные аспекты взаимоотношений общества и природной среды: охрану водного и воздушного бассейнов, охрану почв, сохранение растительного и животного мира, влияние загрязненной среды на здоровье человека и др. Особое место в этом ряду занимают проблемы социально-экологические, предполагающие выработку оптимальной стратегии во взаимоотношениях общества и природы, формирование экологического сознания.

В современной науке формируется новая дисциплина – глобалистика. Это наука, которая изучает наиболее общие закономерности развития человечества и конструирует модели управляемого жизнеспособного мира. Глобалистика диктует необходимость общечеловеческого, планетарного подхода к решению проблем современного общества. Основной вопрос глобалистики состоит в определении пределов возможности биосферы выносить нагрузки антропогенного воздействия.

Главную задачу современного общества глобалистика определяет как переход к ноосферной цивилизации, т.е. управляемого человеческим разумом научно и духовно организованного этапа развития человечества в условиях ограниченных возможностей природной среды. В качестве основы перехода к новому этапу развития предлагается модель устойчивого развития, которая призвана обеспечить баланс между удовлетворением экономических потребностей общества, повышением уровня его материального благосостояния и сохранением окружающей среды.

Человек и исторический процесс. Личность и массы, их роль в истории.

Вопрос о движущих силах и направлении исторического процесса является центральным в таком разделе философского знания, как философия истории. Этот термин ввел в научный оборот в XVIII в. французский просветитель Вольтер, который видел в истории не проявление божественной воли, а творчество самих людей. Наиболее значительные философские концепции истории представлены в философии Гегеля и в марксизме.

Гегель рассматривал историю человечества как закономерный процесс, имеющий внутренние причины развития. Историческая закономерность, в отличие от природной, может реализовать себя только в результате сознательной деятельности людей. Преследуя свои частные интересы, достигая своих субъективных целей, люди, сами того не сознавая, реализуют объективные исторические закономерности. Мировой дух движет историю, воплощаясь в деятельности миллионов людей.

Ступени истории – это этапы самопознания Абсолютной идеи. При этом каждая ступень находит свое выражение в духовной жизни определенного народа, который и реализует эту ступень в своей истории. Гегель выделял три таких ступени и соответственно три исторических типа общества: восточный мир, античность, германский мир. Целью развития абсолютного духа, по Гегелю, является достижение свободы, в том числе и свободы личности.

В марксизме получило обоснование материалистическое понимание истории. К. Марксом был предложен формационный подход к пониманию исторического процесса, в основе которого – идея об определяющей роли материального производства в жизни общества.

История человечества рассматривается в марксизме как закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций – ступеней развития общества, а переход от одной из них к другой, по Марксу, осуществляется в ходе социальной революции, которая приводит к качественным изменениям во всей системе социальных отношений. В то же время Маркс полагал, что законы истории действуют как тенденции, выражающие лишь общие направления развития социальной системы, и могут модифицироваться под влиянием конкретных исторических условий.

Вопрос о роли в истории народных масс и отдельных личностей в философской мысли решался относительно однозначно.

Любая личность, так или иначе участвуя в жизни общества, является субъектом исторического процесса. Объединяясь в различные социальные группы, индивиды становятся реальной решающей силой истории. Однако такая оценка не умаляет роли в истории отдельных личностей, выдающихся исторических деятелей. Став во главе государства, армии, политической партии и т.д., личность может оказывать значительное влияние на ход исторических событий, положительное или отрицательное. Поэтому обществу далеко не безразлично, в чьих руках сосредоточена власть.

Платон считал, что мир тогда станет счастливым, когда во главе государств станут мудрецы. Цицерон говорил, что значение предводителя народных масс состоит в том, что он чувствует свою ответственность и поэтому способен остановить ослепленный страстью народ от бессмысленных действий. Гегель называл всемирно-историческими личностями тех выдающихся людей, которые выражают волю Мирового духа. Они являются не только политическими деятелями, но и духовными руководителями, понимающими, что нужно для истории и ведущими за собой массу людей.

Большое внимание уделял вопросу о роли народных масс и личности в истории русский марксист Г.В. Плеханов. Творцами истории он считал народные массы. По мнению, великий человек велик прежде всего тем, что его личные качества делают его наиболее способным для служения общественным потребностям своего времени. Его деятельность становится выражением естественного хода вещей, но не может изменить объективный ход событий.

Проблема свободы и ответственности личности.

Свобода – одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человеческого бытия в мире. Свобода состоит в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения.

Свобода личности может быть рассмотрена в различных аспектах: философском, религиозном, этическом, социальном, политическом, экономическом. Философский аспект связан, прежде всего, с трактовкой свободы воли. Воля – это сознательное и свободное стремление человека к осуществлению своих целей, которые представляют для него определенную ценность.

В решении этого вопроса сложились две основные точки зрения, которые сложились в древности и получили выражение на различных этапах развития философской мысли. Философский детерминизм исходит из того, что существующие в мире универсальные причинно-следственные связи определяют (детерминируют) мысли людей и мотивы их поступков. Индетерминизм либо полностью отвергает причинную обусловленность всего сущего, либо предполагает разрыв причинно-следственных связей природного мира и сферы сознания.

Следовательно, мотивы поступков возникают самопроизвольно и зависят только от свободной воли человека. Индетерминизм в отношении к проблеме свободы служит основой для волюнтаризма – направления, признающего примат воли как слепой, неразумной силы над другими проявлениями духовной жизни человека. Эта точка зрения приводит к оправданию своеволия и произвола. Идеи волюнтаризма содержатся в христианской догматике, в учениях Канта, Фихте, Шопенгауэра, Ницше.

Позиция детерминизма основана на признании диалектической взаимосвязи личности и общества, общества и природной среды. Поэтому проблема свободы здесь тесно переплетается с проблемой необходимости.

Одним из первых к этой проблеме обратился Спиноза, который определил свободу как познанную необходимость. Существующий в мире порядок причинно обусловлен и не зависит от воли человека, поэтому чем яснее и полнее человек понимает и принимает необходимость, тем в большей степени он становится свободным. Но для этого человек должен подчинить эмоции разуму, т.к. только разум может раскрыть перед ним его собственные возможности.

Гегель считал, что история человечества представляет собой прогресс в сознании свободы. Соотношение свободы и необходимости он рассмотрел через сопоставление понятий «необходимость» и «случайность». Случайность существует объективно в самих вещах и является формой выражения необходимости. В каждой необходимости есть случайность, т.е. в необходимости всегда присутствует свобода.

В марксистской философии свобода трактуется, во-первых, как познанная необходимость, а во-вторых, как практическое использование результатов этого познания (т.е. как умение принимать решения, основываясь на знании дела). Свобода здесь рассматривается прежде всего как свобода выбора. Однако свобода человека ограничена строго детерминированной системой реальных возможностей, лишь в пределах этих возможностей человек может делать свой выбор.

Таким образом, концепция детерминизма не умаляет свободы человека, но ограничивает ее рамками социальных и природных связей, нравственными и правовыми нормами.

В современных условиях ускоренного развития цивилизации, развития демократии проблема свободы и ответственности личности приобретает особое значение. Ответственность – это категория, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу.

Его несвобода выражается в отношении к внешнему миру, который диктует человеку выбор форм и способов деятельности; в существовании факторов, ограничивающих его возможности: уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей и т. д.; в зависимости от существующего общественного строя и др.

Свобода человека проявляется в выборе своего жизненного пути, возможности распоряжаться собственной судьбой; в возможности действовать в соответствии со своими интересами и убеждениями и др.

Границами свободы человека являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также необходимость заботиться о состоянии природы как естественной основы существования общества.

Большое значение проблема свободы и ответственности личности имеет в медицинской деятельности.

Свобода в деятельности врача проявляется в ряде факторов, важнейшими из которых являются следующие:

— выбор методов и путей познания процессов жизнедеятельности организма человека, исследования причин и признаков болезни;

— определение возможности использования тех или иных физических, химических, биологических факторов и технических средств для предупреждения, обнаружения и лечения заболеваний;

— соотношение полученных знаний с личными убеждениями, ценностными установками.

В то же время в медицинской деятельности свобода значительно ограничена требованиям долга – профессионального и нравственного. Медицина – единственный вид деятельности, представители которой дают клятву верности своему профессиональному долгу и моральным принципам. Кроме того, свобода врача ограничена особенностями объекта деятельности – это зачастую человек страдающий, с надломленной болезнью психикой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *