формы организации образовательного процесса чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках

Учебная (урочная и внеурочная) и внеучебная деятельность в контексте реализации ФГОС общего образования

формы организации образовательного процесса чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках. Смотреть фото формы организации образовательного процесса чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках. Смотреть картинку формы организации образовательного процесса чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках. Картинка про формы организации образовательного процесса чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках. Фото формы организации образовательного процесса чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках

Учебная (урочная и внеурочная) и внеучебная деятельность в контексте реализации ФГОС общего образования

Недопонимание термина «внеурочная деятельность» порождает проблемы при реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»).

Основная образовательная программа любого уровня образования в соответствии с требованием федерального государственного стандарта общего образования реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189).

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с ее типом, видом, целями и задачами, а также запросами всех участников образовательного процесса (федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897). Важно понимать, что по целям, задачам и содержанию обучения образовательная деятельность в рамках реализации основной образовательной программы каждого уровня общего образования делится на учебную и внеучебную.

Учебная (по целям, задачам и содержанию) деятельность по форме организации подразделяется на:

урочную – учебные занятия в рамках учебного плана по предметным областям, организуемые в классно-урочной форме;

внеурочную – учебные занятия в формах, отличных от классно-урочной, проводимые в рамках учебного плана по предметным областям, по программе формирования и развития универсальных учебных действий, программе коррекционной работы, программе формирования ИКТ-компетенций, программе учебно-исследовательской и проектной деятельности, другим подпрограммам основной образовательной программы общего образования; научно-практические конференции, школьные научные общества, поисковые и научные исследования и т. д.

Внеучебная (по содержанию) деятельность по форме организации является внеурочной деятельностью, осуществляется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в формах экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований, общественно полезных практик, социальных практик, художественных студий, спортивных клубов и секций, юношеских организаций, краеведческой работы, военно-патриотических объединений и т. д.).

На каждом уровне общего образования предлагается свой вариант использования часов внеурочной деятельности: для начального и среднего (полного) образования определена максимально возможная нагрузка обучающихся – до 1350 и до 700 ч соответственно; для основного общего образования образовательная организация самостоятельно определяет такой объем. Как правило, общий объем распределяется по годам и неделям (например, на уровне начального общего образования – до 10 ч в неделю), при этом отсутствие минимальной границы нагрузки обусловливает вариативность подходов к решению задачи внеурочной деятельности.

Внеурочные занятия должны отличаться от урочных по ряду существенных признаков:

существенный акцент на формирование метапредметных и личностных результатов;

практико-деятельностная основа внеурочных занятий;

выбор учащимися видов деятельности в рамках внеурочных занятий;

свободное передвижение по кабинету (местности), в котором проводится внеурочное занятие;

отсутствие отметочной формы оценивания, накопление портфолио достижений;

проектная организация взаимодействия в ходе внеурочного занятия;

выполнение педагогом иных функций: тьютора, фасилитатора, навигатора, руководителя проекта.

Проведение таких внеурочных занятий будет обеспечивать снижение общей перегрузки обучающихся, т. к. одним из педагогических рисков в работе по ФГОС общего образования является перегрузка учащихся. Причина ее – проведение внеурочных занятий в той же форме, что и классно-урочных. Учащиеся сидят за теми же партами, где 20–30 мин назад проходил урок, на внеурочных занятиях используются те же самые формы и методические приемы организации учебного процесса. Родители обучающихся называют подобные внеурочные занятия «второй сменой».

Для реализации программы курсов внеурочных занятий предполагается как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий (аудиторных, внеаудиторных), так и возможность организации занятий крупными блоками (походы, экспедиции, экскурсии, коллективно-творческие дела и т. д.). Возможно использование части часов внеурочной деятельности в период каникул – для организации тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Карта реализации разделов основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность

Источник

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе А.С.Трунаева

«Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».

Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы пришли с вами продуктивно поработать на педагогическом совете. Давайте поприветствуем друг друга аплодисментами!

Сегодня на педсовет мы все пришли в одежде разного цвета, давайте узнаем, почему сегодня вы отдали предпочтение какому-то одному цвету, и что это означает:

Желтый цвет воспринимается как светящийся и теплый, так как он сильно ассоциируется с солнечным светом. Этот цвет искрится оптимизмом, он символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность.

Белый цвет символизирует чистоту. Те, кто другим тонам предпочитает чистый белый, обычно отличаются аккуратностью во всем, они осторожны и проницательны, критичны и несколько суетливы. Белый также означает самодостаточность.

Посмотрите, какие мы все с вами индивидуальные, у всех у нас разный характер, но объединяет нас то, что мы любим свою работу, любим детей и пришли на этот педагогический совет.

Школа для ребёнка – это не просто учреждение, где он получает набор определённых знаний по разным предметам, школа – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли.

Задача школы – поддержать ребёнка, развить его способности и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Стандарты нового поколения основаны на формировании общих и предметных компетенций у обучающихся. Процесс формирования компетенций у обучающихся представляет собой образование сложного интегрального продукта, задачу создания которого, невозможно решить средствами только одного какого – либо предмета.

Необходимо выстроить целостную педагогическую систему, способную объединить усилия педагогов по реализации компетентностного подхода.

«Внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.

Внеурочная деятельность – это осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования».

Ещё Антон Семёнович Макаренко мечтал о создании системы, предметом которой стало бы воспитание «неразложимого человека»: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетической суммой влияний, которым он подвергается».

Это актуально и сегодня: интеграция урочной и внеурочной деятельности даст возможность решать прямые педагогические задачи.

В связи с ускорением темпов развития общества возрастает потребность в людях, способных к любым изменениям, нестандартно и качественно решать существующие проблемы

Наиболее явным на сегодняшний день является требование к возможности человека мобильно переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро и успешно овладевать новыми знаниями, умениями, способами действий.

Проблема создания образовательной среды через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, поиск содержания, методов, стимулирующих развитие компетентностей учащихся, является открытой проблемой.

Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости; сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.

Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведенного времени и определенного контингента школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание. Структурная единица этих занятий – урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе.

К урочным занятиям можно отнести занятия,

проводимые по нормативным учебным программам, а также большинство факультативных занятий по учебным предметам.

Данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся.

Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности, которая ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.

Внеурочная деятельность – это образовательная активность, которая выходит за рамки учебного занятия (урока) и может проходить вне класса, но направлена она на освоение материала, заложенного в основной образовательной программе

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, общественно полезные практики и других. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга

Построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно целесообразной деятельности.

Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей.

Усвоение предметных знаний и способов их употребления. Освоение общеучебных умений и навыков, как универсальных способов деятельности и познания.

Освоение возрастного нормативного пространства.

Построение пространства саморазвития.

Социализация детей, формирование социально-адаптированной личности

Индивидуализация, «выращивание» свободной, самобытной личности.

Опора на общечеловеческий опыт познания.

Опора на личный опыт практической жизнедеятельности ребенка

Адаптирующее и корректирующее образование

Развивающее и реабилитирующее образование

Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся, формирующих социальный опыт обучающихся.

В основе интеграции лежат следующие принципы:

Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о возможности выбора направления деятельности и темпов продвижения ребенка по конкретной программе, форм предоставления результатов своего труда, степени участия в коллективных делах.

Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

Возможность свободного самоопределения и самореализации. Обязательная связь свободы с воспитанием ответственности и умения соотносить свою свободу со свободой других людей.

Усиление внимания к формированию личностных качеств.

Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Создание условий для участия детей в создании конкретного творческого продукта.

Интеграция урочных и внеурочных занятий может осуществляться на разных уровнях.

Низкий уровень интеграции характеризуется полным отсутствием целенаправленности связи урочных и внеурочных занятий. Эти виды занятий функционируют независимо друг от друга. Например, если использовать на уроке дополнительный учебный материал, получаемый школьниками на внеурочных занятиях. Или, наоборот, в ходе кружковой работы ученики используют знания, умения и навыки, полученные на уроках.

Средний уровень интеграции характеризуется целенаправленной, но односторонней связью внеурочных занятий с урочными, или, наоборот, урочных занятий с внеурочными. Например, можно запланировать изготовление наглядных пособий, творческих заданий, докладов и т.п. со школьниками на кружковых занятиях, чтобы в дальнейшем применить их в урочной работе.

Высокий уровень интеграции достигается тогда, когда целенаправленно спланированы связи между урочными и внеурочными занятиями.

Важно именно в школе выявить интересы детей, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

На основе Рабочего учебного плана составлен план внеурочной деятельности. Согласно расписанию проводятся занятия факультативных занятий, ИГЗ.

С целью развития детского творчества, выявления юных талантов, поддержки творческой деятельности доступны следующие виды и направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное: спортивные секции «Баскетбол», «Волейбол»; художественно-эстетическое и военно-патриотическое:

кружок изобразительного творчества «Пчелки» (руководитель Федина Л. Г.);

кружок патриотического мировоззрения «Наследие» (руководитель Федина Л. Г.);

кружок декоративно-прикладного творчества «Рукодельница» (руководитель Иващенко В.В.).

Также во внеурочную деятельность относится и посещение различных спортивных секций, художественной и музыкальной школ.

Подготовка и проведение интеллектуальных олимпиад, конкурсов, викторин, конференций все проводится во внеурочное время.

Ожидаемые результаты интеграции урочной и внеурочной деятельности.

повышение качества обучения;

повышение роли индивидуальных достижений в развитии учащихся;

повышение степени удовлетворения социальных потребностей.

Системная работа по интеграции урочной и внеурочной деятельности создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения.

Результат урочной и внеурочной деятельности – развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Ключевой фигурой в реализации задач обучения и воспитания в школе был и остаётся учитель

Перед принятием решения педсовета я хотела бы вас познакомить с одной притчей

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

Верно! – удивился человек.

Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ. Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

Меня больше радуют твои перышки.

Расширить систему внеурочной деятельности (внутришкольные конкурсы, ученические конференции, семинары и т. д.) с целью предоставления учащимся свободы выбора.

Обеспечить обмен и открытость информации о результатах урочной и внеурочной деятельности через интерактивные ресурсы (школьный сайт,ВК)

Пропагандировать и популяризировать успехи учащихся в урочной и внеурочной деятельности (ученические портфолио). Продолжить работу с одарёнными учащимися и работу по учету их индивидуальных достижений.

Источник

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности –

условие повышения качества образовательных результатов.

В связи с переходом на ФГОС изменяются требования к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное обновление форм, методов и содержания образования.

В современной общеобразовательной школе существует ярко выраженное противоречие , кроющееся в содержании учебно-воспитательного процесса: обязательное освоение федерального государственного образовательного стандарта, ориентирующего педагогов, с одной стороны, на достижение школьниками обязательных результатов обучения и, с другой – на свободное творческое развитие личности ребёнка.

Проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно-воспитательного процесса.

Как показал практический опыт, именно интеграция школьных и внешкольных занятий способствует созданию полноценных условий для совместной работы педагогов и воспитанников. В условиях интеграции формируется у учащихся творческий стиль жизнедеятельности и саморазвитие личности.

Анализируя исходные условия, содержание требований государства, потребности детей, учитывая высокий уровень образовательных запросов социума, пришли к выводу, что для поддержания конкурентоспособности, организации эффективного образовательного процесса, успешного развития и социализации обучающихся необходимо разработать и внедрить модель образовательного пространства школы, используя свои преимущества, накопленный опыт в интеграции урочной и внеурочной деятельности.
К урочным занятиям относятся занятия, проводимые по нормативным учебным программам, а также большинство факультативных занятий по учебным предметам. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся, для учета личностных особенностей педагогов и школьников, региональных возможностей и потребностей, для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей, для их эффективной социальной адаптации, для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.

Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, работников детских учреждений дополнительного образования, культурных и спортивных учреждений. Внеурочные занятия проводятся как в школе, так и вне ее.

Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга

Построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно целесообразной деятельности.

Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей.

Усвоение предметных знаний и способов их употребления. Освоение общеучебных умений и навыков, как универсальных способов деятельности и познания.

Освоение возрастного нормативного пространства.

Построение пространства саморазвития.

Социализация детей, формирование социально-адаптированной личности

Индивидуализация, «выращивание» свободной, самобытной личности.

Опора на общечеловеческий опыт познания.

Опора на личный опыт практической жизнедеятельности ребенка

Адаптирующее и корректирующее образование

Развивающее и реабилитирующее образование

Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, формирующих социальный опыт младших школьников .

В основе интеграции лежат следующие принципы:

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о возможности выбора направления деятельности и темпов продвижения ребенка по конкретной программе, форм предоставления результатов своего труда, степени участия в коллективных делах.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации. Обязательная связь свободы с воспитанием ответственности и умения соотносить свою свободу со свободой других людей.

4. Усиление внимания к формированию личностных качеств.

5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Создание условий для участия детей в создании конкретного творческого продукта.

Интеграция урочных и внеурочных занятий может осуществляться на разных уровнях.

Низкий уровень интеграции характеризуется полным отсутствием целенаправленности связи урочных и внеурочных занятий. Эти виды занятий функционируют независимо друг от друга. Например, если использовать на уроке дополнительный учебный материал, получаемый школьниками на внеурочных занятиях. Или, наоборот, в ходе кружковой работы ученики используют знания, умения и навыки, полученные на уроках.

Средний уровень интеграции характеризуется целенаправленной, но односторонней связью внеурочных занятий с урочными, или, наоборот, урочных занятий с внеурочными. Например, можно запланировать изготовление наглядных пособий, творческих заданий, докладов и т.п. со школьниками на кружковых занятиях, чтобы в дальнейшем применить их в урочной работе.

Высокий уровень интеграции достигается тогда, когда целенаправленно спланированы связи между урочными и внеурочными занятиями. Учителю целесообразно составить первоначально календарно-тематический план уроков по предмету, а затем, изучив возможности интеграции урока с различными формами внеурочных занятий, осуществить параллельное планирование таковых в соответствии с составленным планом проведения урочных занятий.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных). Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Поэтому важное место в организации внеурочной деятельности детей занимает создание условий для духовного становления личности, подготовки ребенка к предстоящему жизненному самоопределению, формирование у него активной гражданской позиции, готовности учащегося к самостоятельному нравственному выбору, становление у него системы ценностей и способности реализовать их в практической деятельности, потребность в самосовершенствовании, самореализации в социально и личностно значимой деятельности, формирование у младшего школьника определенного отношения к окружающему миру и к самому себе, и др.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Младших школьников интересует причины вещей и явлений, особенности устройства окружающего мира. Каждая новая глобальная тема предполагает возвращение к уже пройденной, но уже в другом «ключе», на новом витке спирали. Урок-исследование рассчитан на два часа (два спаренных урока). Работа ведется в группах. Как показала практика, это позволяет формировать универсальные учебные действия. Выбрать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Формируется индивидуальная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Проследить преемственность урочной и внеурочной деятельности можно на любом предмете. Возьмем уроки литературного чтения. В каждом курсе есть раздел посвященный разным видам сказок. Как известно сказка – это один из самых интересных жанров произведений. И одно из самых увлекательных заданий это проигрывания сказки или фрагмента из сказки по ролям. Одного урока недостаточно чтобы подготовится и проиграть всем группам. Большую часть проделанной работы можно плавно перенести на внеурочную деятельность.

В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения, которые можно применять в каждой предметной линии. Можно ли осуществить проект за один урок? Конечно, нет. На уроке невозможно выполнить всю работу только часть, например, составили план работы и инструкцию, распределили роли в группе, если это групповой проект. А остальная работа переходит во внеурочную деятельность. Во время выполнения проектов и исследовательских работ у детей формируются все виды универсальных учебных действий.

Подготовка и проведения интеллектуальных марафонов, олимпиад, викторин, конференций все проводится во внеурочное время.Также во внеурочную деятельность относится и посещение различных спортивных секций, художественной и музыкальной школы.

После выше изложенного можно сказать что, урочные и внеурочные занятия школьников в педагогическом процессе генетически взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет успешно интегрировать различные виды и формы нормативных и самодеятельных занятий, изобретаемых участниками педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально).
Внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *