формы осуществления внешнеэкономической деятельности

Организация ВЭД на предприятии

Бизнес с зарубежными партнерами — перспективное направление. Поэтому многие компании со временем задумываются о выходе на международный рынок. Расскажем, как организовать внешнеэкономическую деятельность на предприятии.

Оценка рисков

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Перед началом внешнеэкономической деятельности (ВЭД) оцените все возможные риски. Самый очевидный из них — валютный. Изменение стоимости валюты может принести вам доход, а может — и серьезные расходы.

Политические риски. В них включены все возможные форс-мажорные обстоятельства: изменения законов стран импортеров и экспортеров, санкции, дефолт в стране вашего партнера и так далее.

Транспортные риски. С грузом при транспортировке может случится все — от транспортной аварии до потери продукции в пути. Этот риск и момент его перехода полностью описываются в контракте по правилам Инкотермс-2010.

Шаг 1. Подготовка кадров

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Внешняя деятельность сложнее внутренней. Ваш менеджер по ВЭД должен обладать специальными навыками:

Хорошо, если у специалиста уже есть опыт ВЭД со страной, с которой вы собираетесь сотрудничать. Он будет знать специфику и менталитет ваших будущих партнеров, что повысит шансы на заключение выгодных контрактов.

Шаг 2. Выбор контрагента

формы осуществления внешнеэкономической деятельности. Смотреть фото формы осуществления внешнеэкономической деятельности. Смотреть картинку формы осуществления внешнеэкономической деятельности. Картинка про формы осуществления внешнеэкономической деятельности. Фото формы осуществления внешнеэкономической деятельности

Проанализируйте рынок, используя все доступные каналы информации: от интернета до заказа анализа рынка. Если вы планируете продавать или покупать товар, найдите надежного покупателя или поставщика и проведите с ним переговоры.

Уделите внимание изучению национальных особенностей ваших партнеров, чтобы расположить их к себе. Скажем, планируя вести бизнес с Японией, узнайте больше о них: японцы сдержанны, терпеливы и отдают много внимания традициям и прошлому опыту. На встречи с ними не опаздывайте, будьте спокойны и вежливы. На обсуждении не делайте упор на большое количество предложений, японцы любят конкретику. Совсем иначе придется вести дела с американцами, так как они более экспрессивны.

Шаг 3. Подбор кода ТН ВЭД

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Любой груз, пересекающий таможню, должен быть кодирован по классификатору Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Код состоит из 10 цифр и используется при декларировании и взимании таможенных пошлин. Классификатор содержит 21 раздел, в каждом есть подразделы.

Внимательно выбирайте коды. Неверный выбор затянет нахождение на таможне. При затруднении в выборе кода обращайтесь к опытным специалистам.

Шаг 4. Таможенные платежи

Предварительный расчет таможенных платежей нужен, чтобы приблизительно знать свои затраты. К таким платежам относятся:

Ставка таможенной пошлины определяется исходя из ТН ВЭД. Пошлиной облагаются все товары, которые перемещаются через границу. Для наложения пошлины используется таможенная стоимость или физические характеристики товара (шт, кг, ед и т.д.).

Таможенный сбор рассчитывается от стоимости ввозимого товара. Перечень операций, которые не облагаются сбором, есть в статье 47 ФЗ от 03.08.2018 года № 289-ФЗ “О таможенном регулировании в РФ”.

НДС при ввозе взимается по ставкам 0%, 10% и 18% (с 2019 года — 20%), зависит от группы импортируемых товаров. Ставка НДС при экспорте 0%.
Акцизы затрагивают только определенные группы товаров: кофе, табак, алкоголь, сигары, автомобили и т.д.

Для отдельных видов товаров есть тарифные льготы. Основанием для ее представления служит:

Например, при ввозе товаров, произведенных в странах СНГ, вас полностью освободят от таможенных пошлин. Для этого нужно соблюсти 3 условия. Во-первых, товар происходит из страны СНГ. Во-вторых, отправитель — участник ВЭД, созданный и зарегистрированный в стране СНГ. В-третьих, у вас должен быть сертификат происхождения, подтверждающий производство товара на территории страны СНГ.

По цели ввоза товара, например, освобождены от пошлин материалы образовательного, научного и культурного характера.

Шаг 5. Сопутствующие расходы

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Рассчитав таможенные платежи, приступайте к прогнозированию расходов по ВЭД. Учтите, что помимо оплаты стоимости товара по контракту и его доставки вам нужно приобрести лицензию или сертификат на товар. Для этого обращайтесь в сертифицирующие органы, которые подскажут порядок получения лицензий и разрешений и необходимый набор документов.

При привлечении таможенного брокера для оформления импортных и экспортных операций, учтите затраты на оплату его услуг в составе расходов. При выборе таможенного брокера ориентируйтесь на его опыт и компетентность в отношении ввоза или вывоза выбранной вами продукции.

Шаг 6. Подготовка и заключение контракта ВЭД

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Все предыдущие шаги помогут вам определиться — готовы ли вы начинать ВЭД или нет. Если вас все устроило, значит пора заключать контракт с выбранным ранее поставщиком.

Положения иностранного контракта регулируются таможенным законодательством. Форма и структура иностранного договора близка к аналогичному документу на внутреннем рынке. Отразите в договоре все положения сделки, опишите технические характеристики товара и его количество, зафиксируйте условия доставки и момент перехода права собственности и рисков от поставщика покупателю. Возможные условия поставки товаров закреплены в Инкотермс-2010. Ознакомится с ним можно в нашей вводной статье о ВЭД.

Важно! Контракт сразу составляется на 2-х языках: русском и официальном языке государства партнера.

Важно! До заключения контракта откройте валютный счет для расчетов с иностранным контрагентом.

Шаг 5. Оформление товара на таможне и регистрация участника ВЭД

Это самый ответственный этап. Таможенное оформление происходит во взаимодействии с иностранным партнером. Оформлять груз вы можете самостоятельно, а можете заключить договор с брокером. Брокер поможет сэкономить время и деньги на таможне, кроме того, проволочки могут подпортить вашу репутацию в глазах иностранного партнера.

В соответствии со статьей 10 главы 3 ФЗ от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования ВЭД”, любое российское или иностранное лицо обладает правом осуществления ВЭД с обязательной регистрацией в таможне. Для регистрации подайте в таможенный пункт, где будет происходить оформление, следующие документы:

После регистрации вы получите учетную карточку участника ВЭД. При подаче всех необходимых документов вас поставят на учет в течение 5 дней. Поэтому регистрацию начинайте заранее, а не в день доставки груза на таможню.

Производственная кооперация — путь развития ВЭД

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Кооперация в составе ВЭД — форма сотрудничества между иностранными партнерами, занятыми в связанных между собой направлениях бизнеса. Компании, ведущие ВЭД, объединяются с целью развития деятельности и защиты своих интересов. Производственная кооперация с иностранными контрагентами чаще всего встречается в научно-технической, инвестиционной и сервисной отраслях.

Одновременно с организацией импорта или экспорта вам нужно будет начать вести бухгалтерский учет ВЭД. Для правильного учета, расчета зарплаты и отчетности воспользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия. Один месяц доступа бесплатен для всех новых пользователей.

Источник

СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие внешнеэкономической деятельности

Под внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) понимают сферу самостоятельного производства, организационно-экономической и коммерческой деятельности предприятий, связанную со взаимодействием с зарубежными партнерами. Осуществляется она на уровне предприятия, с полной самостоятельностью в выборе партнера, внешнего рынка, ассортимента позиций товара, в определении цены и стоимости контракта, объемов и сроков поставки.

Основными участниками ВЭД являются:

■ производители-экспортеры, работающие без посредников (промышленные предприятия и объединения, производственные кооперативы, консорциумы, совместные предприятия),

■ организации-посредники (агенты-представители, брокеры, маклеры комиссионеры, консигнаторы, агенты-поверенные, торговые агенты, дистрибьюторы, дилеры),

■ отраслевые объединения (импортные закупки, мероприятия по организации специализированных выставок, информационно-рекламная работа, посредничество во внешнеторговых перевозках и хранение грузов),

■ смешанные общества (создаются производителями экспорт-ной продукции за границей, выполняя следующие функции: торгово-сбытовая, предпродажная, производственная деятельность, предоставление услуг, торговые дома),

■ многофункциональные компании (ассоциации), занимающиеся торгово-посреднической, коммерческой, производственной деятельностью,

■ трейдинговые компании (сбыт кофе, какао), которые выполняют большое количество функций. Основными задачами данных организаций является: оказание услуг участникам ВЭД в изучении мировых рынков, правовое обеспечение внешнеторговых сделок, организация рекламных мероприятий, выработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности, проведение семинаров, конференций, консультаций и т.д.;

2) по характеру внешнеторговых операций:

3) по организационно-правовым формам:

■ государственные, муниципальные предприятия, объединения.

Формы внешнеэкономической деятельности

Различают две основные формы государственного регулирования ВЭД:

1) тарифная (экономическая);

2) нетарифная (административная).

Тарифная система представляет собой систему налогов и сборов.

Тарифное регулирование включает:

■ таможенную пошлину (экспортную или импортную);

Таможенная пошлина — основной вид платежа, регулирующий ВЭД. Сумма пошлины рассчитывается исходя из объема перевозимого товара и ставок пошлины (таможенный тариф).

Законодательная база по взиманию пошлин — это Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) и Федеральный закон от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее — Закон о таможенном тарифе). Таможенный тариф может быть установлен в следующих вариантах: в денежном варианте на физическую единицу (евро) — это тариф в процентах и в евро — это смешанный тариф. Средний уровень ставок около 20%. В развитых странах — 5—6%. Величина ставки определяется законом Российской Федерации (иногда пересматривается с учетом экономической политики).

Для России таможенные пошлины — это существенная добавка к бюджету. Ставки таможенной пошлины дифференцированы по видам товаров. Для того чтобы найти ставку для конкретного товара, надо знать его квалификацию по тарифной номенклатуре ВЭД (ТН ВЭД СНГ содержит 99 групп). Например: 44 группа — древесина и изделия из нее, 94 группа — мебель (существует дальнейшая квалификация: 44.1,44.2, 44.3 и т.д.).

Стран, с которыми Россия заключила договор о взаимном благоприятствовании в торговле, — 128 (базовые ставки базируются на соглашении по тарифам и торговле).

Развивающиеся страны — их 144 (ставка льготная — 75% от базовой ставки).

Наименее развитые страны — 47 государств Африки и Азии (ставка нулевая).

Режим преференции по всем товарам:

■ одежда, обувь из синтетических материалов.

■ зона свободной торговли;

■ валютный и политический союз.

Прочие страны облагаются пошлинами по удвоенной базовой ставке. Сумма экспортных пошлин устанавливается по относительно небольшому числу товаров примерно 50-ти наименований. В развитых странах экспортные пошлины практически отменены.

Таможенный сбор определяется по двум направлениям:

■ за оформлением документов (единая ставка 0,15% от таможенной стоимости);

■ другие услуги таможни (расценки устанавливает таможня) — например, за хранение, контроль и т.д.

Таможенные сборы поступают на нужды самой таможни в отличие от таможенной пошлины, которая уходит в федеральный бюджет.

При экспорте НДС не взимается. Взимание тарифных платежей определяется видом таможенного режима. При некоторых видах режима платежи не взимаются.

Нетарифное регулирование представляет собой систему разрешительно-запретительных мер (прямое вмешательство государства).

Нетарифные формы государственного регулирования внешне-экономической деятельности можно разделить на три группы:

1) меры прямого ограничения;

2) таможенные и административные формальности;

3) прочие нетарифные методы.

Меры прямого ограничения. К ним относятся лицензирование и квотирование.

Лицензирование. Лицензирование предполагает, что на экспорт и (или) импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

■ введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

■ реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

■ предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например, вооружения, военной техники).

Квотирование. Квота — это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды). В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые добровольные ограничения экспорта. Добровольное ограничение экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров или взаимное обязательство ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей.

Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):

■ пограничный налог, которым облагаются товары за факт пере-сечения границы; ■ сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;

■ другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т.п.).

Особой разновидностью импортного налога являются скользящие

импортные сборы, широко применяемые в странах Европейского союза (ЕС) в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки к таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

Импортные депозиты представляют собой денежный залог под оплату таможенных пошлин, который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара.

Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Российской Федерации. Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.

Если сертификат о происхождении товара не является надлежащим образом оформленным (имеются подчистки, помарки или незаверенные исправления, отсутствуют необходимые подписи или печати, сведения в сертификате не позволяют установить их отношение к декларируемым товарам, в сертификате неоднозначно указаны страна происхождения товаров либо критерии, на основании которых сделан вывод о стране происхождения товаров, если указание таких критериев является обязательным в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации) либо если были обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения, таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения (согласно ТК РФ).

Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль, содержатся в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон о валютном регулировании и валютном контроле) и других нормативных актах.

Важной составной частью валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

В Российской Федерации органом государственной власти, ответственным за обеспечение устойчивости рубля, является Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Он устанавливает официальный курс рубля по отношению к ведущим иностранным валютам, который используется для решения задач, связанных с таможенными платежами и сборами, обязательной продажей валютной выручки. Официальный курс устанавливается с учетом рыночного курса рубля, показателем которого могут служить котировки на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Банк России, являясь активным участников торгов на ММВБ и используя свои резервы национальной и иностранных валют, также оказывает существенное влияние на формирование рыночного курса рубля. Таким образом осуществляется влияние государства в лице Банка России на рыночный и официальный курс рубля, который в существенной мере будет определять поведение экспортеров, импортеров, инвесторов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

К числу мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отнести различные мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 № 164- ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Закон о регулировании ВЭД) Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами Российской Федерации мероприятия (включая их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности:

■ кредитование участников внешнеторговой деятельности;

■ функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов;

■ организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них; ■ проведение кампаний, в том числе рекламных, по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки. Ранее была разработана федеральная про-грамма развития экспорта, которая включала пять основных направлений:

— специальные мероприятия в поддержку экспорта;

— меры общеэкономического характера.

Законодательство в области внешнеэкономической деятельности

предоставляет большие возможности предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность находится под влиянием регулирующего и координирующего воздействия государственной власти и органов ее управления.

Управление внешнеэкономической деятельностью РФ. Специфика, функции

Управление как общее и универсальное понятие означает воздействие на субъекты, а через них — на результаты их деятельности. Содержание управления определяется его сферой (ВЭД, промышленность, транспорт и др.), а также уровнем (государственный, региональный, отраслевой) предприятия. Управление в любой сфере и на любом уровне охватывает многообразие отношений и находится под воздействием совокупности объективных и субъективных факторов. Характер управления, его методы, принципы определяются конкретными экономическими, политическими, социальными условиями соответствующего этапа развития страны.

Усиление централизованного государственного управления ВЭД и монополизации этой сферы относится к 1930-м гг., когда существовало незначительное количество всесоюзных экспортно-импортных объединений, каждое из которых было монополистом-экспортером или монополистом-импортером того или иного товара.

Государственное управление, основанное на принципе монополии, осуществлялось административными методами. При таком управлении производитель не был заинтересован в экспортной деятельности. Стремление к увеличению и расширению импорта часто было необоснованным, не было четкого распределения функций между министерствами и ведомствами, ответственными за организацию и осуществление внешнеэкономических связей.

При оценке результатов экспортной деятельности не учитывался конечный результат, были слабы стимулы и недостаточна ответственность участников производства за поставки продукции для зарубежного потребителя. Прямые связи между производителями и потребителями практически отсутствовали; не было четкой концепции ВЭД с отражением стратегических целей, приоритетов, средств их достижения, что тормозило развитие этой сферы деятельности, а подчас наносило прямой ущерб государственным интересам.

В условиях рынка характер государственного воздействия на экономику в целом и ВЭД в частности меняется: оно принимает форму регулирования, т.е. создания определенных условий, обеспечивающих эффективное функционирование экономики в целом и ее составных частей с использованием главным образом экономических методов.

Необходимость государственного регулирования ВЭД признана и подтверждена практикой хозяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики. Эти меры осуществляются как правомочными государственными учреждениями, так и общественными организациями. Целью регулирования является стабилизация и приспособление внешнеэкономического комплекса страны к изменившимся условиям международного разделения труда (МРТ), мирового рынка и форм международного сотрудничества, решения национальных стратегических и тактических задач.

Функцией государственного регулирования является прежде всего разработка концепций развития ВЭД. Концепция (стратегия) — это обший замысел развития внешнеэкономической сферы деятельности, включающий определение целей развития, задач, направлений достижения результатов и эффективности указанной сферы. Разработка концепции включает выбор внешнеэкономической политики, наиболее приемлемой на данный период развития, с учетом специфических условий внутреннего развития, а также международной экономической конъюнктуры.

Внутренние и внешние факторы всегда обусловливали два подхода во внешнеэкономической политике: свободу торговли и протекционизм. Под свободой торговли понимают свободу при принятии решений но вопросам внешней торговли самими предпринимателями внутри страны, а также неограниченный доступ на национальные рынки зарубежных товаров. Протекционизм предполагает вмешательство государства во внешнеэкономическую, в том числе и в первую очередь во внешнеторговую деятельность, осуществление различных ограничений по отношению к зарубежным товарам с целью поддержки национального производства. Во все времена и во всех странах эти два подхода существуют одновременно, различно только их соотношение, преобладание одного или другого, что также определяется внутренними и внешними факторами.

В современных условиях внешнеэкономическая политика — это система мероприятий государственной власти, направленных на наиболее благоприятное развитие экономических, научно-технических, производственных и других связей с зарубежными странами, углубление и расширение участия страны в МРТ с целью решения стратегических задач ее социально-экономического развития.

Каждая страна решает эти задачи в соответствии с конкретно-историческими условиями своего развития. Например, США, на протяжении нескольких десятков лет занимавшие ведущее положение в мировом хозяйстве, ведут сейчас борьбу за сохранение своих позиций: поощряется ввоз наукоемких товаров производственного назначения; стимулируется приток иностранных капиталов, которые используются главным образом для оплаты технической модернизации экономики. Решающую роль во внешнеэкономических связях страны играют транснациональные корпорации, имеющие во всем мире сеть предприятий, объединенных кооперационными связями. Американское правительство в последние годы очень интенсивно поддерживает ВЭД малых и средних предприятий.

Япония по причине крайней бедности природных ресурсов традиционно ориентируется на импорт необходимых топливных и сырьевых материалов. Ее успехи в экономии всех видов ресурсов позволили сократить традиционный импорт, а «сэкономленные» платежи экспортировать как капитал для увеличения производства готовой продукции за рубежом.

Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы. На формирование внешнеэкономической политики влияют объединения представителей капитала (национальные ассоциации промышленников, отраслевые объединения предпринимателей), транснациональные корпорации, малый и средний бизнес, торговые палаты и другие общественные объединения.

Государственное регулирование ВЭД обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики, обусловленное необходимостью каждого государства считаться с между-народными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при регулировании внешнеэкономической деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ГАТТ — Генеральное соглашение о та-рифах и торговле), ВТО (Всемирная торговая организация), ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).

Границы государственного регулирования ВЭД определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, а с другой — правилами международных организаций. Это не такая простая задача, если учесть, что предметом регулирования ВЭД являются:

■ стимулирование национальных экспортеров:

■ осуществление различных организационных мер для укрепления ■ позиций национальных экспортеров на мировых рынках;

■ содействие росту заграничных капиталовложений национальными фирмами.

Кроме того, все государства используют различные методы ограничения действий конкурентов своих национальных фирм, например, препятствование их проникновению на внутренний рынок, более жесткие условия для их функционирования, запреты, повышенные экологические требования и т.д.

Образование региональных интеграционных группировок привело к тому, что наряду с регулированием на национальном уровне начало осуществляться регулирование ВЭД внутри региональных группировок, т.е. на региональном уровне. Так, в конце 50-60-х гг. XX в., после образования на основе Римского договора Европейского экономического сообщества (ЕЭС), начался процесс унификации, гармонизации нормативной базы стран — членов ЕЭС, осуществления единообразных форм оказания финансового и организационного содействия экспортерам, малому и среднему бизнесу, проведения единой антимонопольной политики. Так начала складываться политика коллективного протекционизма.

Отдельные государства, а также региональные интеграционные группировки для поддержки своих экспортеров активно используют политические средства. Так, США и ЕС заключили Соглашение о сотрудничестве по вопросам политики в области конкуренции. С обострением конкуренции на мировом рынке расширяется арсенал использования замаскированных средств поддержки своих экспортеров. Таким образом, выход российских экспортеров на рынки любой страны предполагает хорошее знание не только норм права, но и реальной практики государства по поддержке своих производителей и ограничению проникновения импортеров.

Вопросы по материалам лекции:

1. Каково определение понятия «внешнеэкономическая деятельность»?

2. Каковы основные участники, регулирующие ВЭД?

3. Какие формы государственного регулирования ВЭД существуют?

4. Что понимают под нетарифными формами государственного регулирования ВЭД?

5. В чем особенности системы управления ВЭД?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *