формы психологической коррекции для помощи личности попавшей под влияние деструктивных культов

Психологическая помощь людям попавшим под влияние дейструктивных культов.

Содержание
Введение
1. Понятие «деструктивного культа»
2. Факторы, увеличивающие риск попадания человека под влияние деструктивного культа
3. Отрицательное влияние деструктивных культов на человека
4. Психологическая помощь людям, попавшим под влияние деструктивных культов
Заключение
Список литературы

Жертвой деструктивного культа может стать практически любой человек. Наиболее уязвимыми для культовой вербовки считаются люди в состоянии дезадаптации, обусловленной особенностями семейного воспитания, индивидуально-психологическими и личностными свойствами, а также социально-экономическим кризисом нашего общества.
Вовлечение в деструктивные культы представляет собой сложный, многогранный процесс. Несмотря на то, что многие люди проявляют интерес к культовым группам или индивидуально-психологически предрасположены к вступлению в подобные организации, их вовлечение происходит обманным путем и без осознанного согласия, так как перед ними на стадии вовлечения никогда полностью не раскрывается доктрина группы. Примитивизм вовлечения в секты является действенным способом обращения личностей, которые испытывают неудовлетворенность собой, своим положением и большие затруднения в отношениях с другими людьми.
Многие современные внеконфессиональные течения используют неэтичные методики манипулирования сознанием своих адептов, чтобы контролировать их мысли, чувства, поведение, используя это как средство содействия целям лидеров. При этом манипулирование сознанием строго маскируется. Введение адептов в трансовые состояния посредством коллективных богослужений и различных медитационных техник позволяют программировать сознание адептов в соответствии с целями лидеров, не встречая сопротивления со стороны самих адептов.
Таким образом, весь комплекс воздействия на адептов может настолько изменить их сознание, в результате чего абсолютно истинная и полезная информация, которая идет не от членов организации, не принимается, а ложная, но идущая от единоверцев, принимается как аксиома. Все это формирует и усиливает иррациональные верования и убеждения.
Полная идентификация с членами группы, примитивная идеализация лидеров, девальвация реальных жизненных ценностей и замещение их ценностями группы, мотивация своего поведения иррациональными доводами, уход от реальности и отчуждение сопровождаются регрессией, дереализацией, деперсонализацией, галлюцинациями и бредом, что позволяет сделать вывод об усилении дезадаптации.
Для возвращения адептов деструктивных культов к нормальной жизнедеятельности необходим комплекс социальных, психологических и психотерапевтических реабилитационных мер. Реабилитация адептов религиозных сект должна представлять собой динамическую систему различных воздействий и мероприятий, направленных на восстановление их психического и физического здоровья, личного и социального статуса.
Список литературы

Волков Е. Н. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1997. – № 1. – С. 102-109.
Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2003. – 813 с.
Краткий словарь современных понятий и терминов / Под ред. В.А. Макаренко. – М.: Республика, 1993. – С. 218.
Кривельская Н. В. Секта: угроза и поиск защиты. – М.: Фонд «Благовест», – 1999. – 268 с.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1972. – С. 268.
Романов А. В. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы // Журнал Практического Психолога. 2000. – №2. – С. 38.
Советский Энциклопедический Словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 4-изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – С. 677.
Хассен С. Освобождение от психологического насилия. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. – 2001. – 400 с.
Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер. – 2000. – 270 с.

1 Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1972. – С. 268.
2 Советский Энциклопедический Словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 4-изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – С. 677.

1 Краткий словарь современных понятий и терминов / Под ред. В.А. Макаренко. – М.: Республика, 1993. – С. 218.

1 Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2003. – С. 51.
1 Романов А. В. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы // Журнал Практического Психолога. 2000. – №2. – С. 38.

1 Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер. – 2000. – С. 74.

1 Кривельская Н. В. Секта: угроза и поиск защиты. – М.: Фонд «Благовест», – 1999. – С. 62..
1 Волков Е. Н. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1997. – № 1. – С. 103.

1 Волков Е. Н. Указ. соч. – С. 105.
1 Чалдини Р. Указ. соч. – С. 138.

1 Кривельская Н. В. Указ. соч. – С. 127.

1 Дворкин А. Л. Указ. соч. – С. 213.

1 Хассен С. Освобождение от психологического насилия. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. – 2001. – С. 81.

Источник

Формы психологической коррекции для помощи личности попавшей под влияние деструктивных культов

Актуальность исследования проблемы религиозной зависимости в подростковом возрасте обусловлена тем, что в настоящее время многие люди подвергаются различным воздействиям представителей тоталитарно-деструктивных культов, которые крайне опасны, так как разрушают психическое и физическое здоровье человека. А подростки – это одна из наиболее уязвимых категорий, подверженных попаданию под влияние сектантов. На данный момент в России нет официальной статистики, но по разным оценкам, количество людей, попавших под их влияние составляет от 800 000 до 1,5 млн. [8]. Вместе с тем на основании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» [3] необходимо проведение профилактической работы, способствующей выработке устойчивых форм социально приемлемого поведения личности в ситуации вовлечения в разного рода организации, в том числе, религиозной направленности.

Заметим, что под зависимостью понимается подчиненность другим (другому) при отсутствии самостоятельности, свободы. В этом случае человек не может сам принимать решения и выполнять что- либо по своей воле. При этом надо различать понятия «зависимость» от понятия «религиозная зависимость», которая представляет собой одну из распространённых форм зависимости, опасной тем, что может нанести как материальный, так и моральный ущерб человеку [4]. Религиозная зависимость состоит в том, что люди группируются по определённым признакам, а именно: имеют ограниченный круг общения, отсутствие цели в жизни, потерю связей в ближайшем окружении (семья, друзья), чрезмерное увлечение религиозной литературой, верят в свою избранность. Так или иначе, но все их интересы становятся непосредственно связаны с религиозным опытом.

Среди известных исследователей проблемы можно назвать А.Л. Дворкина, изучавшего антисектантские движения, идейные основы сектантства [1], С.А. Хассена разрабатывавшего вопросы борьбы с культовым контролем сознания, особенности освобождения от психологического насилия [6].

Следует отметить, что на религиозно зависимых людей оказывает воздействие предрасположенность к зомбированию – повышенная внушаемость, при которой люди начинают верить и попадать под влияние религиозных сект (тоталитарные религиозные организации, основанные на жестком эсхатологическом учении, отличающиеся крайним фанатизмом адептов и высоким уровнем преданности лидеру, который провозглашается живым богом) [5]. Тоталитарные секты целенаправленно формируют у людей синдром зависимости и контролируют сознания.

Секта устанавливает над человеком контроль в разных направлениях, а именно:

1. Информационный контроль, при котором сектанты намеренно искажают реальность, чтобы завлечь новых людей. Методы при этом используют разнообразные: организуют и проводят тренинги, лекции, семинары, просмотр фильма, обучение языкам и другим видам деятельности, раздают книги.

2. Контроль мышления, состоящий в том, что сектанты уверяют своих адептов в том, что могут помочь решить все проблемы, и что обучении в секте – это своеобразный свет в конце тоннеля.

3. Эмоциональный контроль – проявляется в том, что сектанты усыпляют бдительность человека, постоянно его хвалят. Чаще всего под влияние таких служителей культа попадают люди, находящиеся в депрессии или трудной жизненной ситуации.

На первый взгляд, сектанты ничем не отличаются от обычных людей, но и их все-таки можно узнать по ряду признаков: они могут на улице предлагать любые услуги, такие, как: бесплатное изучение иностранного языка, проведение семинаров на религиозную тематику, раздавать бесплатно книги и буклеты, ходить по квартирам и предлагать разные услуги и т.д. Люди, вступая в контакт с представителями сект, попадают на уловку, как только они начинают беседовать, и не подозревают, что их сознание уже контролируют. А если человек находится в состоянии депрессии, то сектанты используют другие подходы, предлагая эмоциональную поддержку в форме прохождения психологических тренингов.

Сложность противостояния психологическому воздействию состоит в том, что не каждый человек может сказать: «Нет!» в ситуации, когда ему навязывают что-либо. Поэтому педагогам необходимо формировать у детей и подростков такие личностные особенности, которые позволят им проявить твердость в критической ситуации, а именно:

— смысложизненные ориентиры, учитывая, что «смысл жизни не задан человеку при рождении, его надо обретать в процессе самой жизни, и процесс этот, как правило, сложный и длительный, а подчас, драматичный» [7, с.14];

— нормативно-ценностные основы как «определенную систему отношений и установок личности, позволяющую осваивать общечеловеческие ценности, познавать и улучшать окружающий мир и реализовать свой личностный потенциал» [2, с.125];

— развивать умения противостоять групповому давлению;

— научить разрешать конфликтные ситуации оптимальными способами;

— ориентировать подрастающую личность на формирование привычек здорового образа жизни.

Реализовать всё это можно через такие формы, как:

— ролевые и деловые игры, направленные на формирование уверенности, ролевого поведения;

— беседы, диспуты о здоровом образе жизни;

В любом случае педагоги не должны оставаться равнодушными к тому, что и как воздействует на их воспитанников и проявлять всё свое педагогическое мастерство, развивая личностные качества у детей и подростков, которые будут способствовать их успешной социализации.

Источник

Вопрос. Психологическое консультирование лиц, попавших под воздействие деструктивных тоталитарных культов.

Вопрос.

Игротерапевтические методы коррекции аддикций детей и подростков

План ответа:

Методы коррекционной работы с детьми и подростками.

Игротерапия.

Показания к применению.

Методы игротерапии

Сегодня существует множество различных психокоррекционных упражнений, используемых в групповой работе с детьми и подростками, однако все они являются конкретным воплощением какого-либо метода из следующих направлений: игротерапии, арттерапии (изобразительная, сказко-, музыко-и т. д.), поведенческой терапии (различного вида тренинги, психогимнастика), социальной терапии. Рассмотрим Игротерапевтические методы.

Игротерапия — наиболее популярный метод, ис­пользуемый в работе с детьми, так как ближе все­го отвечает задачам развития.Известный отечественный психолог О. А. Карабанова в качестве основных психологических механиз­мов коррекционного воздействия игры выделяет:

· моделирование системы социальных отноше­ний в наглядно-действенной форме в особых иг­ровых условиях, исследование их ребенком и его ориентировка в этих отношениях;

· изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцен­тризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного Я в игре и возрастает мера социальной компетентности и спо­собности к разрешению проблемных ситуаций;

· формирование наряду с игровыми отношени­ями реальных отношений, т. е. равноправных парт­нерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития;

· организацию поэтапной отработки в игре но­вых, более адекватных способов ориентировки ре­бенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение;

· организацию ориентировки ребенка на вы­деление переживаемых им эмоциональных состо­яний, обеспечение осознания их благодаря вер­бализации и» соответственно, осознания смысла проблемной ситуации в целом и формирования ее новых значений;

· формирование способности ребенка к про­извольной регуляции деятельности на основе под­чинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведе­ние в игровой комнате. [1]

Показания к применению Игротерапии, и психогимнастики [2]

· трудности коммуникации: низкий уровень коммуникативной компетентности, несформированность коммуникативных действий и операций, не­умение согласовывать свои действия с партнерами, отсутствие адекватных способов разрешения кон­фликтных ситуаций, необщительность, замкнутость (при условии сформированности потребности в об­щении), социальная изолированность, низкий социо­метрический статус;

Социализация детей как социальная проблема

· социальный инфантилизм — низкий уровень сформированности широких социальных мотивов, не­удовлетворительная или неадекватная ориентировка в системе социальных норм и правил, неотчетливые и размытые представления о социальных ролях и системе социально одобряемых отношений;

· трудности произвольной регуляции ребенком поведения и деятельности: трудности принятия и сохранения цели, отсутствие или низкий уровень развития способности планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, неумение конт­ролировать свои действия и предвидеть их послед­ствия, неспособность правильно оценить результаты действия и внести необходимые коррективы в де­ятельность, неспособность действовать в соответствии с заданным образцом и правилом; импульсивность и ненаправленность, «полевой» тип поведения и деятельности, чрезмерная зависимость от взрослого, проявляющаяся в сверхпослушании, конформности и безоговорочном признании авторитета взрослого во всех сферах жизнедеятельности;

[1]- Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники. /О. Н. Истратова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007./ стр.7-8

[2]- Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники. /О. Н. Истратова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007./ стр.16-17

· нарушения поведения — умеренная агрессив­ность, вредные привычки (сосание пальца, грызение ногтей и пр.), отказ от пищи, трудности кормле­ния, воровство (в тех случаях, когда совершается только дома);

· трудности эмоционального развития — не­адекватная или неполная ориентировка ребенка в эмоциональных состояниях и чувствах как само­го себя, так и другого человека; трудности обозна­чения чувств и переживаний в речи и трудности осознания эмоциональных состояний; неспособность к эмпатии при наличии потребности в общении с другим человеком, несформированность социаль­ных эмоций;

· трудности личностного развития — трудно­сти формирования Я-концепции, неадекватные пред­ставления о своих качествах, способностях и воз­можностях, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, неадекватная полоролевая идентификация (как правило, у мальчиков);

· фобические реакции — страх определенных объектов, действий и событий, реакция их избега­ния, высокая ситуативная и личностная тревож­ность. Отметим, что при наличии фобий и страхов индивидуальная игротерапия часто оказывается не­эффективной. Это связано с тем, что индивидуаль­ная игротерапия предоставляет ребенку возможность избегания «опасных» объектов и событий благода­ря свободе выбора сюжета игры и его развития, неограниченному выбору игрушек, игровых пред­метов и игровых действий. По сравнению с груп­повой формой индивидуальная игротерапия лишает ребенка возможности наблюдать модель «бесстрашного» поведения сверстников в отношении объектов и событий, вызывающих страх и тревогу»

Тема «Ребёнок с нарушением коммуникативного поведения в семье»

Методы игротерапии. [3]

Из психоанализа пришли такие важные методики исследования психической сферы ребенка, как тесты «Дом — дерево — человек», «Кинетический рису­ нок семьи» и т. д. Это стало первым направлением игровой психотерапии.

Второе крупное направление в развитии игровой психо­терапии возникло в 1930-х гг. с появлением работы Дэвида Леви, в которой развивались идеи «терапии отреагирования» (abreaction therapy) — структурированной игровой терапии для работы с детьми, пережившими какое-либо психотравмируюшее событие. Леви основывал свой подход на убеждении, что игра предоставляет детям возможности отреаги­рования психических травм.

Курс игровой психотерапии строится, по Д. Леви, в три этапа:

1-й этап — установление контакта: свободная игра ребенка, его знакомство с игровой комнатой и психотерапевтом;

2-й этап — введение в игру ребенка какой-либо ситуации, напоминающей психотравмирующее событие (с помощью специально подобранных игрушек).

В процессе разыгрывания психотравмирующей ситуации ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли по­ страдавшего в активную, деятельную роль;

3-й этап — продолжение свободной игры ребенка. Д. Леви рекомендует директивный принцип, в соответствии с которым инициатива в игровых ситуациях принадлежит врачу психотерапевту. Важна тщательная техническая и методическая подготовка сеансов игровой психотерапии.

Заранее составляется план ролевой игры с учетом возраста и особенностей психоэмоционального состояния ее участников, а также конечной цели психотерапии; перед игрой распреде­ляются роли среди детей и т. д.

Третье значительное направление в игровой психотерапии возникло с появлением исследований Джесси Тафт и Фредерика Аллена в 1930-х гг.

Это — игровая терапия отношений, основное внимание в которой уделяется лечебной силе эмоциональных отношений между терапевтом и пациентом. Аллен и Тафт подчерки­ вали необходимость отношения к ребенку как к личности.

Развивая эти принципы, Вирджиния Экслайн (1947) раз­ работала систему недирективной игровой психотерапии у детей. В. Экслайн рассматривала игру как средство макси­ального самовыражения ребенка, позволяющее ему полностью раскрыть свои эмоции при невмешательстве взрослых в процесс его игровой активности. Изучая эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в различных игровых ситуациях, психотерапевт старается понять его личностные особенности. Вместе с тем психотерапевт вводит определен­ные ограничения, если игровая активность ребенка выходит за рамки допустимого.

[3]- Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. С.А. Игумнов — М.: Изд-во Института психотерапии, 2000 / стр. 14-16

В процессе недирективной игровой психотерапии психотерапевт:

1)наблюдает за процессом игры ребенка (как тот играет, как подходит к игровому материалу, что выбирает, чего из­ бегает? Каков основной стиль его поведения? Трудно ли ему переключиться? Хорошо или плохо организовано его поведение? Каков основной сюжет игры?);

2)рассматривает содержание игры (проигрываются ли темы одиночества, агрессии, воспоминания? Много ли «не­счастных случаев» происходит в ходе игры?);

Игровая психотерапия с детьми

3)оценивает навыки общения ребенка (чувствуется ли контакт с ребенком, пока он занят игрой? Оказывается ли ребенок вовлеченным в игру, или он не в состоянии во что-нибудь вовлечься?).

В. Оклендер (1997) советует «возвращать ситуации к ребенку и событиям его жизни»: «А ты когда-нибудь дрался, как эти два солдатика?»

Психотерапевту не следует прерывать течения игры; ему лучше дождаться естественной паузы, чтобы задать свои вопросы или вмешаться с комментариями.

В настоящее время многие зарубежные психотерапевты используют комбинированный подход, сочетая в процессе игровой психотерапии принципы психодинамической, не­ директивной (клиент-центрированной психотерапии, в понимании К. Роджерса и В. Экслайн) и «терапии отреагирования», нередко в сочетании с медикаментозным лечением.

По словам Н. Б. Уэбб (1991), «комбинацию нескольких видов лечения следует в большинстве случаев рассматривать как лучшую программу, соответствующую сегодняшнему дню».

вопрос. Психологическое консультирование лиц, попавших под воздействие деструктивных тоталитарных культов.

План ответа.

Примеры похожих учебных работ

Игра как средство эмоционального развития детей с отклонениями в развитии

Особенности экспрессивной речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития

21. Специфика семейного общения и развитие эмоциональных отношений в браке

Психодинамическая терапия как метод психотерапии

Коррекция самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии

Источник

Статьи

Психотерапия — это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач-клиницист любого профиля, общаясь с больным, неизбежно оказывает на него психотерапевтическое воздействие.

Что такое психокоррекция? Кто занимается ПК, на кого и на что она направлена? Основные методы используемые в психокоррекционной практике с детьми и подростками. Некоторые методы ПК работы со взрослыми.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из наиболее актуальных проблем современной педиатрии и неврологии, поскольку количество больных с ЧМТ в мире ежегодно увеличивается на 2%, из них 1,5 млн. погибает и 2,5 млн. становится инвалидами [1,2,3]. Распространенность ЧМТ в Европе составляет 150–300 (в среднем 235) на 100 000 населения, в США 200-610 на 100 тысяч, в России – 630 на 100 000 населения

В настоящее время в РФ проживает более 166 тысяч детей-инвалидов с нарушениями психических функций (включая умственную отсталость, речевые расстройства, другие психологические расстройства), что составляет 32,8% от общего количества детей-инвалидов, определяя высокую социальную значимость данной проблемы.

Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся внезапным (в течение минут, реже – часов) появлением очаговой неврологической симптоматики (двигательных, речевых, чувствительных, координаторных, зрительных и др. нарушений) и/или общемозговых нарушений (изменения сознания, головная боль, рвота и др.), которые сохраняются более 24 часов или приводят к смерти больного в более короткий промежуток времени вследствие причины цереброваскулярного происхождения [1,2,3]. Заболеваемость инсультом у детей составляет, в среднем, 2-3 на 100 тыс. в год, при этом 40% всех случаев приходится на возраст до года [4,5,6,7].

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде, или вследствие аномалии его развития, и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психо-речевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекци. Распространенность ДЦП в России составляет: 1,6-6 на 1000 доношенных детей, 9-40 на 1000 недоношенных

Магнитотерапия широко применяется в медицине. Магнитное поле обладает противовоспалительным действием, уменьшает отек тканей, способствует более быстрому заживлению ран, повышает устойчивость к вредным воздействиям на организм (радиации, химиотерапии).

Первые психотропные средства были созданы в середине 20 века, в 1952 году. Тогда врачи отметили эффективность аминазина при лечении страха, возбуждения, эмоциональной напряженности. С тех пор было синтезировано и изучено большое количество его аналогов, каждый из которых имеет свои особенности и сферу применения.

Сексуальная жизнь во многом определяет качество жизни человека. Распространенность эректильной дисфункции (ЭД) среди мужчин всех возрастов составляет 15–17%, у мужчин старше 45 лет достигает 40%, прогрессируя с возрастом и охватывая 75–80% к 80 годам.

Кардинальным отличием современной методики ЭСТ является использование современной анальгезии и физиологично действующих кортокоимпульсных аппаратов (конвульсаторов). Эти характерные особенности модифицированной ЭСТ, сделав методику гораздо более безопасной и эффективной, обеспечили ей признание во всем мире как адекватного инструмента в терапевтическом арсенале психиатрии, наркологии и неврологии.

В наше время термин «депрессия» вышел далеко за рамки профессиональных кругов и пустился в свободное плавание, подменяя собой и грусть, и разочарование, и отчаяние, и боль потери, и усталость, и еще великое множество состояний, свойственных здоровому человеку.

Что должно послужить сигналом для обращения к психиатру? Как помочь близкому?

Не будем описывать все многообразные жизненные явления, вызывающие ту или иную психическую реакцию или состояние. Давайте углубимся в химию процесса. Рассмотрим, что создает наше настроение и обуславливает поведение изнутри. Что такое нейромедиаторы, и как они работают.

Несмотря на то, что средство не новое, оно остается уникальным для решения целого ряда терапевтических задач в мировой психиатрии.

Элекстростимуляция головного мозга (транскраниальная элекстростимуляция)

ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) существенно влияет на работу синапсов в головном мозге и улучшает функционирование нервных клеток.

Негативные кардиоваскулярные эффекты психотропных препаратов встречаются в 75 % случаев их применения, особенно опасно улинение интервала QT

Тест Равена предназначен для изучения логичности мышления. Его относят к «культрно-независимым» невербальным тестам.

Шизофрения — это не стиль жизни, не способ общения с окружающим миром, не исключительный взгляд на действительность, не особенность характера, не дурное воспитание. Шизофрения — это заболевание.

Дети 2-3 лет боятся чего-то конкретного (животных, чудища, живущего в шкафу, темноты). В 4 года страхи начинают терять свою конретность и становятся более «смысловыми» (страх воды, высоты).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *