формы работы во внеурочной деятельности с одаренными детьми

Формы внеурочной работы с одаренными детьми

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

городского округа город Стерлитамак

Формы внеурочной работы с одаренными детьми

учитель математики

высшей категории

Иванова Елена Алексеевна.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам образовательное учреждение обязано организовать внеурочную деятельность с учащимися, в том числе с одаренными и талантливыми детьми. Внеурочная деятельность с одаренными учащимися в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, так как внеурочные формы и методы работы обладают широкими возможностями выявления и развития детской одаренности учащихся.

Внеурочная деятельность позволяет наиболее продуктивно осуществлять воспитание и развитие одаренных детей в свободное от обучения время, используя внеурочную деятельность как ресурс, позволяющий достичь нового качества образования.

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Она в полной мере способствует реализации требования ФГОС и включается в образовательную программу школы. Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей, в общеобразовательном учреждении могут быть организованы разнообразные формы внеурочной деятельности.

Рассмотрим некоторые из них.

Её основными задачами является создание дополнительных возможностей для развития юных талантов. Через творческие мастерские оказывается учебно-методическая помощь детям и преподавателям, обеспечивается расширение кругозора учащихся и совершенствование педагогического мастерства преподавателей, работающих с одаренными детьми, создаются условия для обмена педагогическим опытом.

Занятия одаренных детей в творческих мастерских стимулируют всплеск активности и повышают интерес к предметам, происходит творческое осмысление учебного материала, саморазвитие ученика и развитие креативности.

Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.

В соответствии с ФГОС факультативные занятия в школах становятся основной формой дифференциации обучения.

Факультативные занятия- это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение и углубление знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.

Факультативы выполняют важные функции в развитии одаренности. Одна из них это предметно-повышающая функция. Одаренные учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам.

Для факультативов, направленных на углубление знаний, учащихся по дисциплинам учебного плана, преемственность в целях, содержании и технологиях обучения имеет важное педагогическое значение, поскольку она предопределяет высокий уровень учебных достижений и личностного развития учащихся.

Также факультативные занятия выполняют общеобразовательную ( создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций) и профориентационную (предоставляют учащимся большие возможности для «профессиональных проб», что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению) функции.

Систематические занятия учащихся в предметном кружке способствует повышению качества их знаний, развитию одаренности, воспитанности. Общность интересов школьников в предметном кружке создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психику и характер одаренных детей.

Интеллектуальные марафоны и игры.

Интеллектуальные марафоны и игры – это еще одна форма внеклассной работы с одаренными детьми, при которой в интеллектуальную активность учащихся вносятся соревновательные элементы.

Интеллектуальные игры позволяют разнообразить обычную школьную жизнь. Дети – эмоциональны и впечатлительны, создание вокруг обычных занятий атмосферы праздника, неординарного события надолго остается в их памяти. Конкурсы дают учащимся возможность заявить о себе, проявить свои способности – память, знания, умение логически мыслить, не терять самообладания в сложных моментах – не в обычных условиях типового урока, а в атмосфере общего внимания и заинтересованности.

Основной функцией интеллектуальных игра является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.

Ролевая стратегия развивается по сценарному и импровизированному направлениям.

Ученические конференции как индивидуальная форма внеклассной работы

носит тематический характер. В процессе её подготовки учащиеся на основе широкого круга источников, готовит доклады, сообщения, видеофильмы, серии стендов и альбомов по той или иной проблематики. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников.

Ученические конференции призваны вырабатывать у учащихся мастерство лектора. Это связано не только с интеллектуальным, содержательным обеспечением доклада, но и с развитием речи учащихся, ее правильности, выразительности, яркости, естественности, правильности интонации, простоты, научности, доступности, четкости.

Важнейшим средством развития одаренности ребенка является проведение предметных олимпиад. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.

Участие одаренных детей в олимпиадах помогает учителю показать значимость изучаемых предметов в школе, обогащает качество обучения, позволяет спланировать индивидуальную работу с талантливыми учениками и показать родителям перспективы развития их ребенка.

Олимпиады подводят итог всей внеклассной работы по изучаемым предметам и дают возможность сравнивать качество подготовки и развития учащихся.

Именно олимпиады позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.

Кроме того, олимпиады способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся, так как некоторые ученики не выделяются на уроках: они старательно изучают программный материал, не выходя за его рамки. Но во время олимпиады такие ученики часто проявляют свои способности при решении нестандартных заданий.

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.СПб. ТОО «Динамит», 1996.

2. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Слуцкой Г.Б.Одаренные дети. М.: Прогресс, 2001.

4.Одаренные дети и педагогические условия их развития.

Источник

Формы внеурочной работы с одарёнными детьми

ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам образовательное учреждение обязано организовать внеурочную деятельность с учащимися, в том числе с одаренными и талантливыми детьми. Внеурочная деятельность с одаренными учащимися в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, так как внеурочные формы и методы работы обладают широкими возможностями выявления и развития детской одаренности учащихся.

Внеурочная деятельность позволяет наиболее продуктивно осуществлять воспитание и развитие одаренных детей в свободное от обучения время, используя внеурочную деятельность как ресурс, позволяющий достичь нового качества образования.

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Она в полной мере способствует реализации требования ФГОС и включается в образовательную программу школы. Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей, в общеобразовательном учреждении могут быть организованы разнообразные формы внеурочной деятельности.

Рассмотрим некоторые из них.

Её основными задачами является создание дополнительных возможностей для развития юных талантов. Через творческие мастерские оказывается учебно-методическая помощь детям и преподавателям, обеспечивается расширение кругозора учащихся и совершенствование педагогического мастерства преподавателей, работающих с одаренными детьми, создаются условия для обмена педагогическим опытом.

Занятия одаренных детей в творческих мастерских стимулируют всплеск активности и повышают интерес к предметам, происходит творческое осмысление учебного материала, саморазвитие ученика и развитие креативности.

Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.

В соответствии с ФГОС факультативные занятия в школах становятся основной формой дифференциации обучения.

Факультативы выполняют важные функции в развитии одаренности. Одна из них это предметно-повышающая функция. Одаренные учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам.

Для факультативов, направленных на углубление знаний, учащихся по дисциплинам учебного плана, преемственность в целях, содержании и технологиях обучения имеет важное педагогическое значение, поскольку она предопределяет высокий уровень учебных достижений и личностного развития учащихся.

Также факультативные занятия выполняют общеобразовательную (создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций) и профориентационную (предоставляют учащимся большие возможности для «профессиональных проб», что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению) функции.

Систематические занятия учащихся в предметном кружке способствует повышению качества их знаний, развитию одаренности, воспитанности. Общность интересов школьников в предметном кружке создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психику и характер одаренных детей.

Интеллектуальные марафоны и игры.

Интеллектуальные марафоны и игры – это еще одна форма внеклассной работы с одаренными детьми, при которой в интеллектуальную активность учащихся вносятся соревновательные элементы.

Интеллектуальные игры позволяют разнообразить обычную школьную жизнь. Дети – эмоциональны и впечатлительны, создание вокруг обычных занятий атмосферы праздника, неординарного события надолго остается в их памяти. Конкурсы дают учащимся возможность заявить о себе, проявить свои способности – память, знания, умение логически мыслить, не терять самообладания в сложных моментах – не в обычных условиях типового урока, а в атмосфере общего внимания и заинтересованности.

Основной функцией интеллектуальных игра является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.

Ролевая стратегия развивается по сценарному и импровизированному направлениям.

Ученические конференции как индивидуальная форма внеклассной работы носит тематический характер. В процессе её подготовки учащиеся на основе широкого круга источников, готовит доклады, сообщения, видеофильмы, серии стендов и альбомов по той или иной проблематики. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников.

Ученические конференции призваны вырабатывать у учащихся мастерство лектора. Это связано не только с интеллектуальным, содержательным обеспечением доклада, но и с развитием речи учащихся, ее правильности, выразительности, яркости, естественности, правильности интонации, простоты, научности, доступности, четкости.

Важнейшим средством развития одаренности ребенка является проведение предметных олимпиад. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.

Участие одаренных детей в олимпиадах помогает учителю показать значимость изучаемых предметов в школе, обогащает качество обучения, позволяет спланировать индивидуальную работу с талантливыми учениками и показать родителям перспективы развития их ребенка.

Олимпиады подводят итог всей внеклассной работы по изучаемым предметам и дают возможность сравнивать качество подготовки и развития учащихся.

Именно олимпиады позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.

Кроме того, олимпиады способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся, так как некоторые ученики не выделяются на уроках: они старательно изучают программный материал, не выходя за его рамки. Но во время олимпиады такие ученики часто проявляют свои способности при решении нестандартных заданий.

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб. ТОО «Динамит», 1996.

2. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Слуцкой Г.Б. Одаренные дети. М.: Прогресс, 2001.

4.Одаренные дети и педагогические условия их развития.

Источник

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Формы и методы работы с одарёнными детьми

в урочной и внеурочной деятельности

чество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном

или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людь-

ми.Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы»Одаренные дети».

очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов призна-

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает спо-собность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, уме-

ние ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружаю-

щих к одаренному ребенку. Маленькие»вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые

события, предпочитают игры,требующие активизации умственных

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопреде-ленностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают

предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Не могут четко развести реальность и фантазию.

Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые

им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.

страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, воз-

никшему вокруг них.

Если исходить из идеи Б.Ф. Ломова о выделении трех функций психики, то модель ключевых компетентностей можно изобразить в ви-де пирамиды, вершинами которой являются:интеллектуальная, коммуникативная и информационная компетентности.

При этом деятельность педагогов предусматривает:

— реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

— создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих

раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

— изучение факторов психолого-педагогического содействия процес-

сам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;

— внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации

всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что

является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;

— управление процессом развития интеллектуальных способностей

Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуя

сь с его «самостью»выбрать цели, содержание, методы, формы обуче-

ния.Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где

срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают,развивают.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

— на осознании самоценности каждого школьника как уникальной,

— на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

— на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

— на понимании природы творческого саморазвития как интеграль-

ной характеристики «самости», изначальными компонентами кото-

рой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорга-низация, самоуправление, творческое самосовершенствование и

самореализация личности школьника.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения,изучения психологических особеннос-тей, речи,памяти, логического мышления. Работа с одаренными и

способными учащимися, их поиск,выявление и развитие должны

стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

— Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречают-

ся в дошкольном и младшем школьном возрасте).

деленной области науки (подростковый образ).

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в уче-

нии, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резерва-

ми (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Принципы педагогической деятельности

в работе с одаренными детьми:

— принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

— принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

— принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

— принцип создания условий для совместной работы учащихся при

минимальном участии учителя;

— принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия успешной работы с одаренными

1) Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и

усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования поло-

жительной мотивации к учению.

2) Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

3) Признание коллективом педагогов и руководством школы того,

что реализация системы работы с одаренными детьми является

одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь

учителей, обладающих определенными качествами:

учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.

Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер по-мощи, поддержки, быть недирективным;

Учитель верит в собственную компетентность и возможность ре-шать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за

принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

Учитель считает окружающих способными самостоятельно реша-ть свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

Учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

— увлечен своим делом;

— способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

— интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

проводником передовых педагогических технологий;

— психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспи-тательного процесса;

— знатоком во всех областях человеческой жизни.

Формы работы с одаренными учащимися:

— групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

— кружки по интересам;

— занятия исследовательской деятельностью;

— участие в олимпиадах;

— работа по индивидуальным планам;

— сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

Некоторые проблемы развития одаренных детей.

Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного челове-

ка, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей.

— создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Чтобы достичь этой цели,необхо-димо провести целый ряд мероприятий,направленных на изучение

начальных условий деятельности. К ним можно отнести: вычлене-

ние критериев одаренности, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития. Дальнейшая

работа с талантливыми учащимися будет включать в себя разработ

ку теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий, а также действия по анализу и систематизации педагогической деятельности.

— воспитание уравновешенного интеллигентного представителя

общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из

Педагогические программы развития одаренных детей необходи-

мо строить исходя из того, что обе эти задачи должны решаться одновременно. На построение таких программ оказывают влияние не то-лько общие требования педагогики и психологии,но и личность, ха-рактер ребенка, то есть они в значительной степени должны носить индивидуальный характер.

торства, повышенную требовательность и нетерпимость.

Учитывая неоднозначность взглядов на одаренность и ее проявления, а также тот факт, что одно и то же слово определяет различные понятия в быту и науке, затруднительно дать всеобъемлющее и точное

определения этого явления.

Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. В стандарт-ных жизненных ситуациях в качестве источников можно использо-вать рассказы, замечания и суждения преподавателей,родителей,

сверстников и друзей, а также результаты различных тестов.

Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Довольно часто

Такие случаи единичны, чаще встречается нестабильность интересов, что приводит к ситуации, когда ребенок не знает, кем хочет ста

ть в будущем. Обычно одаренные дети проявляют повышенную требовательность к себе и другим,нетерпимость к нарушителям собственных канонов.Такие особенности поведения и сознания позволяют

одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов, что, с

интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возника-

Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобст-ва не только другим, но,зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это

проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличност-

ной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора,руководителя в раннем возрасте, они, тем самым,вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недо-вольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают

склонны к командованию,управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми.

Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению

Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми являет-ся создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение

конфликтных ситуаций. Важно отметить,что гиперопека таланта

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *