формы радиостанций и их характеристика

Основные форматы современных коммерческих радиостанций

Вы будете перенаправлены на Автор24

Формат радиовещания – это жанровое содержание, стиль и направление подачи материала на радиостанции.

Форматы радиовещания

Программная политика любой коммерческой радиостанции – это важнейший фактор ее успеха. Современные радиостанции стараются выпускать в эфир те новости и музыку, которые привлекут как можно большую аудиторию, интересующую рекламодателей. В данном случае речь идет не о большом объеме слушателей, а об определенных характеристиках аудитории – уровне дохода, потребительском поведении, покупательских привычках, стиле жизни и т.д.

Каждая радиостанция предлагает тот тип вещания, который на первый взгляд кажется единственно оригинальным. Однако, при классификации радиостанций по типу радиовещания основой является соотношение в эфире музыки и информации. Выделяют четыре типа радиовещания:

Под форматом радиовещания понимается концепция радиостанции, которая включает в себя содержание, вещательные ритмы, эстетические нормы, манеру работы ведущих, а также иные специфические особенности организации радиопередач. Формат представляет собой определенные рамки, некий концептуальный режим вещания, отражающий предпочтения целевой аудитории.

Готовые работы на аналогичную тему

На радиорынке выбор того или иного формата связан с возможностью радиостанции привлечь определенный тип рекламы при помощи создания своей аудитории. Следование конкретному формату радиовещания на сегодняшний день является экономической основой радиоиндустрии.

Главный признак определения целевой аудитории – это возраст и социальный статус слушателей, к примеру, 25-35 лет – активно работающее население, 15-25 лет – учащиеся, молодежь.

Можно выделить следующие основные критерии, которые определяют формат радиостанции:

Как показывает практика, основу деятельности большей части коммерческих радиостанций составляют не более 20 форматов. Конечно же, существуют варианты их реализации, зависящие от национальных условий, музыкальных и культурных традиций страны, положения радиовещания в СМИ. Между тем деятельность всех радиостанций основывается на нескольких базовых программных концепциях, представленных ниже.

Adult Contemporary. Данный формат предназначен для взрослого населения и предполагает трансляцию современной популярной музыки. Существует несколько подформатов, каждый из которых рассчитан на конкретную аудиторию. Например, АС 45 плюс транслирует в основном музыку великих исполнителей для женской аудитории 25-54 лет и т.д..

Adult Top 40. Хиты настоящего времени с консервативным уклоном. Данный формат используют радиостанции, стремящиеся быть «хитовыми» на своем рынке и не потерять при этом взрослых слушателей.

Mainstream CHR. Формат основан на современных хитах, спрограммированных на активную аудиторию населения в возрасте 18-34 года.

EHR. Формат европейского хит-радио, в котором большая часть хитов исполняется европейскими певцами и музыкальными группами.

NHR. Формат национального хит радио, в котором преобладают разные направления популярной национальной музыки.

Modern AC. Это ниша, которая объединяет в себе форматы Hot AC и Alternative, рассчитана на зрелую, но молодящуюся аудиторию.

Rhythmic CHR. Pop-формат, основой которого являются современные хиты в стиле R&B и Dance. Достаточно популярен среди молодежи.

Alternative Rock. Передовые направления современной рок-музыки в сочетании с альтернативным роком прошлых лет.

Active Rock. Сочетание классического рока и нового рока. Аудиторией данного формата являются мужчины 18-49 лет.

Также выделяется такой формат, как новости и/или разговорное радио, который является альтернативой музыкальному радио, т.к. в основу положены речевые программы. Программная специфика данного формата – это сочетание новостных выпусков с ответами на телефонные звонки слушателей в прямом эфире.

Тенденции развития радиоиндустрии

В развитии современного радиорынка России выделяются следующие основные тенденции, определяющие поведение важнейших игроков:

В заключение следует отметить, что радио в современном мире остается самым доступным и дешевым средством массовой информации, а единственным источником доходов коммерческих радиостанция является размещение рекламы.

Источник

Формы радиостанций и их характеристика

Статья о духовной близости и судьбоносном предназначении двух гениев рус.

формы радиостанций и их характеристика. Смотреть фото формы радиостанций и их характеристика. Смотреть картинку формы радиостанций и их характеристика. Картинка про формы радиостанций и их характеристика. Фото формы радиостанций и их характеристика

формы радиостанций и их характеристика. Смотреть фото формы радиостанций и их характеристика. Смотреть картинку формы радиостанций и их характеристика. Картинка про формы радиостанций и их характеристика. Фото формы радиостанций и их характеристика

формы радиостанций и их характеристика. Смотреть фото формы радиостанций и их характеристика. Смотреть картинку формы радиостанций и их характеристика. Картинка про формы радиостанций и их характеристика. Фото формы радиостанций и их характеристика

формы радиостанций и их характеристика. Смотреть фото формы радиостанций и их характеристика. Смотреть картинку формы радиостанций и их характеристика. Картинка про формы радиостанций и их характеристика. Фото формы радиостанций и их характеристика

формы радиостанций и их характеристика. Смотреть фото формы радиостанций и их характеристика. Смотреть картинку формы радиостанций и их характеристика. Картинка про формы радиостанций и их характеристика. Фото формы радиостанций и их характеристика

формы радиостанций и их характеристика. Смотреть фото формы радиостанций и их характеристика. Смотреть картинку формы радиостанций и их характеристика. Картинка про формы радиостанций и их характеристика. Фото формы радиостанций и их характеристика

формы радиостанций и их характеристика. Смотреть фото формы радиостанций и их характеристика. Смотреть картинку формы радиостанций и их характеристика. Картинка про формы радиостанций и их характеристика. Фото формы радиостанций и их характеристика

формы радиостанций и их характеристика. Смотреть фото формы радиостанций и их характеристика. Смотреть картинку формы радиостанций и их характеристика. Картинка про формы радиостанций и их характеристика. Фото формы радиостанций и их характеристика

формы радиостанций и их характеристика. Смотреть фото формы радиостанций и их характеристика. Смотреть картинку формы радиостанций и их характеристика. Картинка про формы радиостанций и их характеристика. Фото формы радиостанций и их характеристика

формы радиостанций и их характеристика. Смотреть фото формы радиостанций и их характеристика. Смотреть картинку формы радиостанций и их характеристика. Картинка про формы радиостанций и их характеристика. Фото формы радиостанций и их характеристика

формы радиостанций и их характеристика. Смотреть фото формы радиостанций и их характеристика. Смотреть картинку формы радиостанций и их характеристика. Картинка про формы радиостанций и их характеристика. Фото формы радиостанций и их характеристика

формы радиостанций и их характеристика. Смотреть фото формы радиостанций и их характеристика. Смотреть картинку формы радиостанций и их характеристика. Картинка про формы радиостанций и их характеристика. Фото формы радиостанций и их характеристика

формы радиостанций и их характеристика. Смотреть фото формы радиостанций и их характеристика. Смотреть картинку формы радиостанций и их характеристика. Картинка про формы радиостанций и их характеристика. Фото формы радиостанций и их характеристика

формы радиостанций и их характеристика. Смотреть фото формы радиостанций и их характеристика. Смотреть картинку формы радиостанций и их характеристика. Картинка про формы радиостанций и их характеристика. Фото формы радиостанций и их характеристика

формы радиостанций и их характеристика. Смотреть фото формы радиостанций и их характеристика. Смотреть картинку формы радиостанций и их характеристика. Картинка про формы радиостанций и их характеристика. Фото формы радиостанций и их характеристика

формы радиостанций и их характеристика. Смотреть фото формы радиостанций и их характеристика. Смотреть картинку формы радиостанций и их характеристика. Картинка про формы радиостанций и их характеристика. Фото формы радиостанций и их характеристика

Типологические признаки периодических изданий рассматривались в теории журналистики рядом исследователей многие годы. Однако по отношению к радиовещанию четко выраженной позиции по этому вопросу до сих пор не высказано. Деление на виды радиовещания обычно производилось по одному или нескольким признакам, чаще всего по формату вещания. Например, попытку классифицировать радиостанции мы находим в работе В. Сухаревой. За основу она берет четыре признака: аудитория, программная политика, принцип формирования сетки вещательного дня и манера ведения эфира. В учебном пособии «Система средств массовой информации» под редакцией Я.Н. Засурского также содержится попытка классифицировать современное российское радиовещание. Предлагается следующая схема деления радиостанций.

По типам собственности:

— государственное радиовещание, включающее центральные общероссийские каналы и муниципальные радиостанции;

— радиостанции, принадлежащие некоммерческим и прочим организациям;

— коммерческие и частные радиостанции, которые, в свою очередь, делятся на франчайзинговые, местные, частные медиа-холдинги;

— радиостанции со смешанным типом собственности, акционерные общества с участием государственных структур.

По охвату аудитории:

— общенациональные и центральные;

— региональные радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области) и крупные города страны;

— локальные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов, сельских районов и т.п.

По тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам:

— радиостанции универсального, или общего, характера;

— музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные станции, которые, в свою очередь, делятся по музыкальному формату.

Возможно, наконец, деление по рейтингу радиостанции, который отражает реальное отношение аудитории к тому или иному каналу, степень популярности станции у слушателей.

Однако совершенно очевидно, что признаков, разделяющих радиостанции на виды и типы, гораздо больше, и только в совокупности и взаимосвязи их рассмотрения возможно точное описание типа радиостанции.

Типологический анализ предполагает определение типологических признаков, присущих данному типу СМИ. Принимая деление типологических признаков на типоформирующие, вторичные и формальные, предложенное А.И. Акоповым для периодических изданий, попробуем перенести эти понятия на радиовещание.

На наш взгляд,типоформирующими признаками для него будут следующие.

1. Владелец радиостанции, то есть, тот, кто финансирует вещание и получает разного рода прибыль. Согласно этому признаку можно выделить государственные, муниципальные, корпоративные, частные радиостанции.

3. Аудитория. Имеется в виду ориентация на интересы той или иной категории населения.

Определяется по месту жительства, возрасту, социальному положению, уровню образования, профессии и т. д. Разумеется, каждая радиостанция стремится охватить как можно больше аудитории, но «радио для всех» не бывает. Аудиторию той или иной радиостанции условно можно разделить на:

б) потенциальную, включающую тех, кто может быть слушателем этой радиостанции при определенных обстоятельствах;

в) заинтересованную, объединяющую тех, кто финансирует деятельность радиостанции и принимает участие в ее работе;

г) случайную, в составе которой те, кто случайно включил передачу радиостанции и остался на этой частоте.

Таким образом, первая группа признаков отвечает на вопросы: кто, для кого и с какой целью осуществляет вещание. Все эти три признака неразрывно связаны друг с другом и в совокупности создают тип радиостанции.

1. Формат вещания. В это понятие входят: правильно выстроенная структура программирования вещания, точно подобранная музыкальная стратегия и манера ведения передач, наличие соответствующих этических и эстетических норм работы творческого коллектива.

2. Диапазон вещания. Правильно выбранный диапазон обеспечивает доступность радиостанции тому слушателю, на которого она ориентирована. В последние годы происходит увеличение числа радиостанций, вещающих в FM-диапазоне.

3. Состав творческого коллектива. В зависимости от поставленных целей он формируется из профессиональных радиожурналистов, специализирующихся в определенной области, людей, обладающих хорошо поставленной подвижной речью. Естественно, что радиостанция, имеющая большой спектр информационных передач, не обойдется без работников, имеющих журналистское образование. А радиостанция, дающая в эфир аналитику, без специалистов в конкретной анализируемой области. Музыкальные эфиры могут с успехом вести люди, обладающие только хорошими актерскими способностями.

4. Жанровая политика. Использование тех или иных жанров должно быть обоснованным. Неверно стремиться охватить все существующие жанры вещания, так как некоторые из них обладают специфическими особенностями и могут оттолкнуть целевого слушателя. Еще важней выстроить соотношение жанров в вещательной сетке. Перенасыщение ее одним жанром ведет к монотонности и однообразию вещания.

1. Объем вещания. Определяется по количеству часов вещания в том или ином промежутке времени (от круглосуточного до нескольких часов в неделю), а также «возрастом» радиостанции, то есть сроком выхода в эфир.

2. Территория вещания. Можно реально измерить территорию в квадратных километрах, но проще обратиться к издавна принятым определениям: городское, всероссийское, всемирное и т. п.

Таким образом, используя все вышеперечисленные признаки, мы сможем получить наиболее целостное представление о современном радиовещании, при создании классификации наиболее верно определить тип каждой конкретной радиостанции или группы радиостанций, а также выстроить конкретную модель радиостанции того или иного типа.

Источник

Тема 4. Виды и формы радиовещания. Структура и формат радиостанции.

Общественно-политическое вещание: комплекс передач, в которых освещается деятельность государственных органов власти, общественных организаций, актуальные проблемы внутренней и международной жизни, политические, экономические, социальные вопросы, формируется и отражается общественное мнение.

Пропагандистское вещание подразумевает знакомство и в какой-то степени внедрение в сознание людей определенной идеологии, будь то идеология коммунизма, капитализма, демократии, фашизма и т.д.

Художественной вещание, как правило, включает в себя элементы художественного отражения действительности, будь то литература, музыка, драма и т.д. Для передач такого рода характерно использование особых изобразительных средств, эмоциональность, культурно-просветительский характер.

Информационное вещание сегодня выходит на первый план в деятельности любой радиостанции.

В эфире ежедневно звучат различные типы информационных программ: информационные, информационно-аналитические, информационно-музыкальные, информационно-развлекательные, информационно-рекламные.

Информационные программы обладают рядом типологических признаков: постоянное место в эфире в вещательной сетке, постоянный объем звучания, фирменное оформление, присутствие ведущего, жанровое разнообразие, наличие анонсирования.

За последние годы в информационном вещании в целом произошли значительные изменения: повысилась оперативность, снизился объем официальных сообщений, увеличился объем рекламы, повысилась роль местного, регионального вещания, расширилась тематика, появилась большая свобода ведущего.

Выпуск новостей, безусловно, стал ведущей формой радиопередачи.

Форма передачи, или форма вещания — это совокупность разных жанров и жанровых образований, объединенных в определенной последовательности и образующих некую целостность.

Выпуск новостей основная форма информационного вещания.

Обычно информационный выпуск занимает 5-15 минут. В каждом выпуске звучит значительное число сюжетов, сообщений и по форме и по содержанию. Выделяют два вида выпуска новостей: общего характера, или универсальные — выпуски, включающие информацию на разные темы и тематические. По периодичности различают запланированные и экстренные. По формам подачи — текстовые и со звуковыми включениями.

Можно выделить три основные принципа построения, или верстки выпуска новостей: принцип учета социальной важности события, принцип тематического единства, «географический» принцип.

Другая форма радиопередачи – радиожурнал — своеобразное периодическое радиоиздание, в котором объединены материалы разных жанров: информационные, аналитические, художественные. Основной принцип объединения — тематическое единство.

Серия (или цикл) — это совокупность передач, тесно связанных друг с другом темой, концепцией, общими ведущими, главными действующими лицами, и выходящих в эфир на протяжении определенного периода.

Канал — форма вещания, имеющая достаточно большую длительность во времени и четкую композицию, включающая передачи разных жанров и видов, объединенных темой, личностью ведущего, авторской концепцией («Отражение» на Радио России, «молодежный канал» на Юности и т.д.).

Организационная структура радиостанции.

Традиционная структура предполагает сложную организацию работы с наличием нескольких редакций по направлениям: информационного, общественно-политического, молодежного, художественного вещания и т.д. При этом используется традиционный принцип тематического планирования — соответствие содержания передач дня, недели, месяца календарю исторических событий и пропагандистско-рекламных мероприятий. При этом формируется сетка вещания, т.е. расписание передач на день, неделю, месяц, даже на квартал. Такой принцип программирования приводит к многочисленным совпадениям и повторам в течение одного радиодня, что обедняет содержание передач.

Несколько иной принцип планирования — горизонтальный, в основе которого всеохватность, т.е. желание удовлетворить потребности всей потенциальной аудитории, быть «всем для всех» (например, Маяк).

Принцип организации работы на коммерческом радио можно определит тремя понятиями: целесообразность, окупаемость, мобильность. Структура максимально гибкая, штат невелик, зачастую один работник совмещает несколько функций. На информационно-музыкальных радиостанциях, осуществляющих специализированное, узкое вещание используют стратегию вертикального программирования, т.е. удовлетворение запросов и желаний достаточно узкой, выбранной аудитории. В этом случае говорят о «формате» радиостанции.

Формат радиостанции — это концепция радиостанции, включающая в себя содержание, ритмы вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории.

Сегодня существует более сотни форматных разновидностей. Условно их можно поделить на:

Разговорные форматы. News/Talk — «Эхо Москвы».

Общие новостные форматы. News, All-News («только новости»).

Понятие «формат» пришло в Россию с Запада, поэтому большинство исторически сложившихся там форматов у нас претерпевают значительные изменения. Сочетание традиционных типов вещания с современными западными веяниями — в этом и заключается специфика современной российской радиожурналистики.

Источник

Классификации радиостанций (по типам вещания по типу собственности, по формату и пр.)

Классификация по форме собственности

1. Государственное радиовещание. К государственному радио относятся радиостанции, которые содержатся на средства всего общества. В их основную задачу в условиях рыночной экономики в идеале входит удовлетворение нужд всего общества, которые по тем или иным причинам не могут быть удовлетворены частными аудиовизуальными средствами массовой информации. На практике это выливается в процветавшую и ранее государственную монополию, т.е. эти радиостанции стремятся взять на себя непосильную ношу отвечать в рамках эфира одной отдельно взятой радиостанции (например, «Радио России» или «Маяк») на запросы всех и вся и при этом самим оставаться оценщиками качества своей же собственной продукции.

2. Полугосударственное и некоммерческое частное радиовещание. К этому типу радиовещания относятся радиостанции, которые финансируются частично государством, частично спонсорами (владельцами), частично за счет рекламы. В их задачу не входит (либо входит в очень малой степени в качестве вспомогательной) коммерческая деятельность как таковая. Они изначально являются нерентабельными с финансовой точки зрения. Подобные аудиовизуальные средства массовой информации призванные, в первую очередь, удовлетворять культурные, социальные, этнические, религиозные и пр. потребности определенного, достаточно узкого круга слушателей, сталкиваются с серьезными трудностями в области увеличения своего рейтинга, и, следовательно, в области финансирования.

Если коммерческие радиостанции, живущие, в основном, за счет рекламы, стремятся убедить нас в необходимости так или иначе потратить наши деньги, некоммерческое радио является инструментом влияния на наши взгляды и на наше мнение. При этом оно практически не обращает внимания на то, слушают его или нет, т.е. на свой рейтинг и тот факт, интересны его программы для самой широкой публики или нет.

3. Коммерческое радиовещание. Частное коммерческое радиовещание имеет своей целью исключительно зарабатывание денег, поэтому все программы этих аудиовизуальных средств массовой информации направлены на удовлетворение вкусов различных целевых аудиторий, чаще всего совсем невзыскательных.

Классификация по типам радиовещания

Этот принцип классификации очень часто путают с форматом, но это совсем не формат. При классификации по типу радиовещания за основу берется соотношение в эфире информации и музыки.

Под этот тип вещания подпадают и чистые ток-шоу радиостанции, которые становятся все более популярными особенно в США. В их эфире обсуждаются различные проблемы общего характера, проводятся интерактивные опросы, звучат телефонные разговоры с радиослушателями.

2. Информационно-музыкальное вещание. Здесь соотношение информации и музыки где-то 60-70% к 30-40%, т.е. 60-70% информации, 30-40% музыки.

3. Музыкально-информационное вещание. Здесь соотношение информации и музыки меняется на противоположное: 30-40% информации и 60-70% музыки.

Под типы радиовещания, указанные в пунктах 2 и 3, подпадает большинство государственных и некоммерческих частных радиостанций.

4. Музыкальное вещание. Количество информации, включая короткие рубрики, выпуски новостей и рекламу, не превышает 10-25% эфирного времени. Остальное — музыка! Под этот тип вещания можно подвести подавляющее большинство музыкальных коммерческих радиостанций.

Классификация по формату вещания

Главным признаком определения целевой аудитории является возраст и, как следствие, социальный статус слушателей, например: 25-35 лет, 15-25 лет и т.д., т.е. активное работающее население, учащиеся и молодежь и т.д.

Основными критериями, определяющими формат, являются стилистика звучащей в эфире музыка и имидж эфира, зависящий от многих факторов, в первую очередь таких, как так называемая «музыкальная одежда» эфира, т.е. джинглы, музыкальные заставки и шумы, манера работы ди-джеев (ведущих музыкальных программ), форма подачи музыкального материала, его компановка и микширование (см. ниже).

Форматирование музыкальных радиопрограмм восходит к 50-ым годам, и началось оно в США, стране-законодательнице мод в сфере радиобизнеса, поэтому все нижеприведенные форматы и субформаты заимствованы из североамериканской классификации.

АС (Adult Contemporary) — современная музыка для взрослых. Самый распространенный формат. Его основная целевая аудитория — 20-45 лет. У этого формата есть субформаты:

Soft AC — мягкий АС с преобладанием спокойных, лирических песен и относительно малым количеством горячих хитов (тип — «Радио 7» или «Лав Радио» — здесь и далее ссылка на московские радиостанции), с целевой аудиторией 25-45 лет,

Hot AC — горячий АС с преобладанием более ритмичной музыки и чуть большим количеством горячих хитов (тип «Радио Монте Карло»), с целевой аудиторией 20-30 лет,

Кстати, АС в качестве приставки, обозначающей более старшую целевую аудиторию, появляется и в других форматах, что мы увидим чуть ниже.

CHR (Contemporary Hit Radio) — современное хитовое радио с целевой аудиторией 12-25 лет. Здесь также можно выделить несколько субформатов:

CHR/Pop — с преобладанием хитов в стиле поп (тип «РДВ»),

CHR/Rhythmic — с преобладанием ритмичной танцевальной музыки, (тип «Европа Плюс»),

Modern Rock oriented CHR — с преобладанием композиций в стиле современный рок и поп-рок (тип «Максимум», «Наше Радио»),

а также ряд других очень узконаправленных стилевых разновидностей формата CHR.

Rock — Рок-радиостанции, в эфире которых преобладают композиции в стилях рок-н-рол и рок с целевой аудиторией 18-35 лет. Это достаточно узкий формат, но у него тоже есть несколько субформатов:

AR (Active Rock) — активный рок и рок-н-рол с достаточно большим каталогом классических песен в этом стиле 70-х — 90-х годов (с некоторой натяжкой к этому формату можно отнести «Открытое Радио»),

AOR (Album Oriented Rock) — с преобладанием не попавших в хит-парады малоизвестных альбомных песен, в основном, известных исполнителей (мне неизвестны российские радиостанции, работающие в этом формате),

Modern Rock — Mainstream Rock — современный рок — рок в стиле мейнстрим, т.е. ориентированный на средний вкус («Ультра»), этот формат во многом пересекается с Modern Rock oriented CHR, отличается же он в первую очередь более консервативным неконформистским отбором музыкального материала, сюда же можно отнести и очень узконаправленный Rock Alternative (альтернативный рок).

А теперь несколько видов форматов, которые представлены в отечественном радиоэфире или очень мало, или не представлены совсем:

Classical — классическая музыка (тип — самое первое «Радио Классика» с очень узкой целевой аудиторией без возраста),

Oldies — ретроформат с целевой аудиторией от 45 лет (тип «Радио Ретро»),

NAC/Smooth Jazz — мягкий джазовый формат с целевой аудиторией 30-45 лет (вечерний эфир на «МВ»),

Alternative — альтернативная музыка с целевой аудиторией 18-25 лет и его субформат:

Alternative AC — с целевой аудиторией 25-35 лет,

Urban — преимущественно «черная» музыка в стиле урбан и рэп с целевой аудиторией 14-20 лет и его субформат:

Urban AC — для более «старших товарищей»,

Country — кантри — народная североамериканская музыка,

Folk — фолк — народная стилизованная музыка,

Christian — музыка религиозного содержания, в том числе и в современной обработке,

EZ (Easy Listening) — фоновый, ненавязчивый, мягкий формат с расслабляющей, успокаивающей музыкой (сейчас — «До-Радио»),

Шансон — новый российский формат, по форме нечто среднее между folk и country, а по содержанию фактически результат, мягко говоря, специфического развития нашего общества последние 80 лет — смесь лагерной (блатной) музыки, бардовской песни, так называемого городского романса и песен в стиле группы «ДДТ».

Существует еще целый ряд очень узких специфических форматов, свойственных, скорее, североамериканскому радиорынку, поэтому разговор о них — тема особой статьи.

Понятие «формат радиостанции»

Радиоформат или формат программирования описывает содержание эфира радиостанции. Форматы часто определяют маркетинговую направленность. Такие форматы, как «музыкальное радио», «информационное радио», «радио общения», «радио погоды» подразумевают основной жанр радио, каждый отдельный формат может подразделяться на другие.

Радиоформат – совокупность жанровых, тематических и прочих признаков, формирующих концепцию вещания.

Виды форматов, их особенности

Adult Contemporary (AC)

Работа ведущего может быть обозначена как ненавязчивая и лаконичная. Она ограничивается такими стандартными элементами, как вводное и заключительное слово к музыкальным произведениям, объявление времени, идентификация, перекрестные замечания, ведение розыгрышей призов и лотерей и пр. Парно ведущие обычно работают лишь в утренних шоу. Здесь необходимо отметить, что существуют также радиостанции AC-формата, которые отдают равное предпочтение музыке и новостям. Наряду с новостями в :00 часто передаются специализированные информационные выпуски в :30. Для такого класса станций, работа ведущего очень четко выдвинута на передний план. Из за большого количества информационных элементов, ведущие на таких станциях должны отличаться также сильными редакторскими способностями.

Contemporary Hit Radio (CHR)

Собственно, идея, скрывающаяся за этим форматом и его предшественником (Top 40) очень проста: «Играй только те мелодии, которые хорошо продаются в настоящий момент и/или очень популярны». Типичный CHR-формат базируется на следующих принципах:

На сегодняшний день, много радиостанций (особенно Европейских), вещающих в этом формате, значительно увеличивают количество играемых композиций, тем самым отходя от классического Top 40. Это делается за счет добавления композиций начала/середины 90-х и даже 80-х годов. Общая идея этого формата состоит в том, чтобы как можно более плотно держать радиослушателя в состоянии душевного подъема. Дыры в вещании (аварии, ошибки DJ) являются самым большим врагом этого формата.
На станциях этого формата очень активно используются разнообразные джинглы (Jingles), которые служат для поддержания программного потока, усиления имиджа и т.п.
CHR-формат обращен в первую очередь к подросткам и взрослой молодежи. Основную адресную группу составляют радиослушатели в возрасте от 14 до 24 лет. Разновидности CHR-форматов во всем мире относятся к самым преуспевающим форматам и почти на каждом рынке занимают одно из ведущих мест. Не исключение и ситуация на данный момент в русскоязычном эфирном пространстве. Этот формат (или вариации на его основе) с успехом используют как ведущие сетевые, так и небольшие локальные коммерческие радиостанции.
Рост конкуренции привел также и в случае с форматом CHR к специализации музыкальных направлений:
Mainstream CHR (CHR, ориентированный на «средний вкус», т.е. основу этого формата составляют композиции, которые пользуются популярностью у большинства слушателей.)
Dance oriented CHR (CHR, ориентированный на танцевальную музыку)
Rock oriented CHR (CHR, ориентированный на рок-музыку)

Очень часто на станциях CHR-формата в утренние часы делаются очень динамичные, информационно насыщенные шоу. В эти часы возможна парная работа ведущих, проведение коротких розыгрышей и викторин. В дневной программе работа ведущего ограничивается большей частью информационными данными, объявлением программы передач и анонсами, краткими сообщениями, сообщениями о погоде, вводным и заключительным словом к передаваемым музыкальным произведениям. В соответствии с целевой установкой CHR-формата стиль ведения эфира в большинстве случаев очень динамичен, лаконичен, ритмичен. Практически все речевые включения делаются ведущим непосредственно на музыкальных композициях (Intro или outro) и лишь при продолжительных включениях (игры, розыгрыши призов и т.д.) на музыкальной подкладке. Ведущий, работающий на станции CHR формата, как правило, должен иметь большой опыт и сноровку в обращении с эфирной техникой.

Предшественником формата Easy Listening был формат Beautiful Music, который появился в США в 1959 году на одной из радиостанций Сан-Франциско. Формат, который лучше всего характеризуется словами «мягкий», «легкий», «фоновый», «ненавязчивый». В скором времени другие радиостанции заинтересовались этой новой формой программы. Так, в начале 60-х годов десятки радиостанций делали свои деньги на формате Beautiful Music. Но вместе с появлением других «взрослых форматов» Beautiful Music неуклонно начал утрачивать свое значение: радиослушатели этого формата «медленно вымирали». Возникла необходимость «омоложения» аудитории. В плэй-лист добавлялись более современные исполнители и произведения. Так из формата 60-70-х годов Beautiful Music вырос формат 80-90-х годов Easy Listening.
Радиостанции, работающие в формате Easy Listening, включаются главным образом из-за их расслабляющей, успокаивающей музыки. Слово играет подчиненную роль. Этот факт объясняет также и то, почему сегодня многие радиостанции, работающие в формате Easy Listening, автоматизированы.
На момент написания этой статьи, мне не известны российские радиостанции работающие чисто в формате Easy Listening. Тем не менее, многие радиостанции предлагают передачи, специально выпущенные в формате Easy Listening.

Album-Oriented Rock (AOR)

MOR является форматом «для каждого и никого». Музыка не слишком молода, но и не слишком стара, не агрессивна, но и не спокойна. Принцип гласит: » каждому предлагать все». MOR часто называют «родиной радио-личностей». Ни какой другой формат не дает своим ведущим столько игрового простора и свободы.
Удельный вес вербального компонента этого формата, передаваемого главным образом на СВ, на многих радиостанциях очень высок.
Очень часто радиостанции формата MOR передают полностью матчи по бейсболу, футболу или другим популярным видам спорта. Выбор музыки ориентируется не на позиции в хит-парадах, а на звучание шлягеров.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Классификации радиостанций (по типам вещания по типу собственности, по формату и пр.)

Классификации радиостанций (по типам вещания по типу собственности, по формату и пр.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *