формы собственности в средневековом городе

А.Я. Гуревич. Категории средневековой культуры. О собственности

Средневековое феодальное общество коренным образом отличалось от общества варваров. Оно строилось на классовом антагонизме, на политическом и социальном господстве феодальных землевладельцев над зависимым крестьянством. Поэтому и отношение к труду и к собственности в этом обществе было совершенно иным, нежели в обществе доклассовом. И тем не менее здесь нетрудно обнаружить связь. Наша задача состоит не в анализе собственнических отношений при феодализме, — мы хотим выяснить, как понимали собственность в этом обществе, какова была ее этическая оценка и в чем видели предназначение богатства. Естественно, представители разных классов смотрели на труд и собственность неодинаково. Вместе с тем в феодальном обществе господствовала христианская мораль, нормы которой были обязательны для всех и в той или иной степени разделялись всеми классами и социальными группами.

Феодальное общество основывается на собственности — на крупной собственности дворянства и церкви, на мелкой трудовой собственности крестьян и ремесленников. Тем не менее обладание собственностью никогда не получало на протяжении средневековья безусловного оправдания и одобрения — оно допускалось, но на определенных условиях и с изрядными оговорками. Христианская религия санкционировала феодальный строй, но ее отношение к собственности было довольно противоречивым.

Отцы церкви многократно указывали на то, что первые люди, будучи безгрешными и непосредственно общаясь с Богом, не знали не только труда, но и собственности. Сотворенная Господом земля, как и ее плоды и все живые существа, были Им отданы во власть человека, но Господь хотел, чтобы обладание ими было общим. Лишь своекорыстие людей в состоянии грехопадения привело к установлению частной собственности.

Следовательно, собственность и раздельное владение — не от Бога, а результат корыстолюбия людей, несовершенства их природы после изгнания из рая. Подобный взгляд, связывавший частную собственность с первородным грехом, был воспринят и средневековой церковью. По Божьим установлениям, все вещи суть общие. Лишь корысть создала «мое» и «твое». Христос не имел никакого имущества и жил в полной бедности, и этому примеру Сына Божия следовали Его ученики. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, — гласило Евангелие от Матфея (6, 19—21, 24), — но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Не можете служить Богу и маммоне». Христос призывал не заботиться о пище и одежде и жить как «птицы небесные», которые «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы» (там же, 6, 26).

Средневековый христианин не мог не принимать всерьез эти заповеди. Праведник мыслился бедным, ибо бедность — добродетель, каковой ни в коем случае не могло стать богатство. Имущество — воплощение земных интересов, отвлекающее человека от мыслей о загробной жизни и от забот о спасении души. Вера требует отрешения от земных дел и интересов. Поэтому праведному последователю Христа богатство должно внушать презрение. «Презирай земные богатства, дабы ты мог приобрести небесные», — говорил Бернард Клервоский. Собственность — препятствие для любви к Богу и к людям, ибо она порождает эгоистические чувства и борьбу за обладание, вытесняя дружелюбие жадностью и враждою. «Поэтому первое, основное условие для достижения совершенной любви, — учил Фома Аквинский, — добровольная нищета» (ST, 11, 2, quaest 186, art 3).

В поучениях средневековых проповедников отречения от собственности содержится изрядная доля риторики. Лишь незначительная часть общества была склонна воспринимать их не только для того, чтобы сокрушаться по поводу своего несовершенства и неспособности на деле буквально следовать христианским принципам бедности. Но для того чтобы основная масса верующих могла примирить категорические заповеди евангельской бедности с обладанием имуществом, в обществе должны были существовать люди, которые приняли бы на себя выполнение обета добровольной бедности и, являя остальному обществу пример, подражать коему оно оказывалось не в состоянии, вместе с тем служили бы ему утешением эти избранники Божьи своим праведным поведением и отречением от земных благ и интересов спасали род человеческий в целом. В монашеских орденах заповедь бедности была основополагающим принципом Бенедиктинцы не только не имели права владеть каким-либо имуществом, но им было воспрещено даже употребление слов «мой» и «твой» вместо этого основатель ордена Бенедикт Нурсийский предписал говорить «наш». «Понятие об общем владении перенесено было даже на физическую личность монахов. По крайней мере спорили о том, мог ли монах смотреть на члены своего тела как на личную собственность и мог ли он говорить моя голова, мой язык, мои руки, или же он должен был говорить наша голова, наш язык, наши руки, подобно тому как говорили наш клобук, наша ряса. Средневековое отречение от мира и от самого себя доведено в монашестве до уничтожения индивидуальной личности» (91, 443 и сл.). В позднее возникших орденах францисканцев и доминиканцев запрещена была не только личная, но и общая собственность. Монахи должны были существовать исключительно за счет милостыни.

Для большинства же членов феодального общества выполнение заповеди бедности было практически невозможно. Это прекрасно понимало и духовенство. Для существования общества как целого было необходимо владение имуществом. «Было бы несправедливо сказать, что человек не должен иметь никакой собственности», — признавал Фома Аквинский (ST, II, 2, quaest 66, art 2), полагавший, что грехопадение не только послужило причиной возникновения частной собственности, но и сделало ее сохранение неизбежным в состоянии земной греховности человек не может не заботиться о себе и своих де чах больше, чем о делах других, и поэтому трудится в своем хозяйстве и на себя с особой тщательностью. Теологи осуждали не столько самый принцип индивидуальной собственности, сколько злоупотребление ею. Человек, по их учению, должен владеть лишь тем, что ему действительно необходимо для удовлетворения своих нужд. Как говорил Августин, «обладающий излишним владеет чужим имуществом». Раннехристианский идеал общины верующих, отрешившихся от всякого владения и не заботящихся о своем пропитании, средневековое христианство заменило идеалом мелкой собственности, обладание которой дает возможность удовлетворять необходимые потребности. Накопление сверх этого минимума считалось греховным, ибо диктовалось корыстолюбием. По определению Фомы Аквинского, «корыстолюбие есть грех, в силу которого человек стремится приобрести или сохранить больше богатства, чем ему необходимо» (ST, II, 2, quaest 118, art 1,2). Идя на эту уступку, церковь признавала реальную общественную потребность. В ее учении о допустимости мелкой собственности как зла, которое приходится терпеть для того, чтобы избежать большего зла, находили свое удовлетворение идеалы мелких производителей и собственников — материальной опоры средневекового общества. Христианское осуждение собственности фактически сводилось к осуждению стяжания и стремления к наживе, критерием различия между допустимой и недопустимой собственностью оказывались даже не самые ее размеры, а те цели, которые преследовались собственниками, и средства, употреблявшиеся для получения богатства. Главное заключалось в помысле, в духовном состоянии человека. Богатство, по утверждению Фомы Аквинского, не может служить конечной целью, оно — лишь средство для достижения иных целей, находящихся за пределами хозяйственной сферы.

Крупнейший собственник в феодальном обществе, множеством нитей связанный со светскими крупными землевладельцами, церковь, разумеется, никогда не одобряла попыток отменить институт частной собственности или перераспределить имущество таким образом, чтобы приблизиться к идеалу мелкой собственности, ограниченной удовлетворением потребностей. Принцип «не укради», защищавший всякое владение, в классовом обществе неизбежно стоял на страже прежде всего интересов имущих. Единственное предписание церкви, направленное на частичное перераспределение благ, сводилось к проповеди подаяния нищим. Бедные и неимущие считались стоящими ближе к Христу, чем собственники, в них видели образ Самого Христа. Поэтому благотворительность в пользу бедных всячески поощрялась. Государи и сеньоры обычно содержали при своих дворах изрядное число нищих, раздавали им деньги и кормили их. Нередко эти раздачи принимали огромные размеры, богатые люди расходовали на нищих значительные средства, в особенности усердствовали знатные женщины, а некоторые царственные особы не останавливались и перед пожертвованием нищим части государственных доходов. На широкую ногу было поставлено содержание нищих и убогих в монастырях. В Клюни, например, кормили в иные годы до семнадцати тысяч бедняков.

Раздача милостыни принимала привычные для средневекового общества ритуальные и кодифицированные формы. В житии шотландской королевы Маргариты (конец XI в.) рассказывается о том, как она пеклась о бедных. Соответствующая процедура приурочивалась к большим праздникам и распространялась на строго установленное число нуждающихся. Сперва королева мыла ноги шестерым нищим, затем происходил церемониал кормления девятерых сирот, наконец, триста обездоленных допускались в монаршие покои, где их обслуживала сама королевская чета (240 151 и сл.). Строгая регламентированность и подчеркнутая публичность всех этих актов заставляют предполагать, что в основе подобной благотворительности лежала не столько проповедуемая христианством любовь к ближнему, сколько забота жертвователей о собственном душевном благополучии. Посредством милостыни богатый скорее мог спасти душу, о бедняках же, которым он уделял долю своего имущества, он думал гораздо меньше. Это доказывается тем, что средневековье не знало ни одной серьезной попытки радикально избавить нищих от их бедственного положения, предпочитали их подкармливать, оставляя все в том же состоянии. В существовании богатства и бедности церковь находила взаимную связь. «Богатые люди созданы для спасения бедных, а бедные — для спасения богатых». В подаянии нищим видели своего рода источник «страхования» душ имущих. Алкуин писал, что подаваемая беднякам милостыня позволяет дающим попасть на небо. Материальные богатства, розданные бедным, вторил ему Храбан Мавр, превращаются в вечные богатства. Поэтому существование неимущих бездельников казалось необходимым, и никто не помышлял о том, чтобы ликвидировать нищенство, равно как и сами попрошайки видели в себе избранников Божиих и вовсе не стремились избавиться от нищеты. Наоборот, к нищете стремились как к идеалу, и церковь дозволяла принятие обета нищенства всем, кто стремился к нему «из смирения и для общей пользы, а не из корысти или лености». Правда, папство опасаясь слишком широкого распространения антисобственнических настроений, провозгласило, что бедность является не всеобщей обязанностью, но призванием одних только избранных. Бедность долго не воспринималась в этом обществе как социальное зло, как показатель неустроенности человеческих дел. Нищета была не вынужденным состоянием, из которого желательно было бы выбраться, а состоянием самоотречения и отвержения мира, и потому нищенский промысел был неотъемлемым элементом средневековой общественной практики. Не богатство, а нищета, но прежде всего нищета духа, смирение — идеал средневекового общества (211).

Источник

Часть Третья. Наименования земельных владений феод

Часть Третья.
Наименования земельных владений, поместий
и другой собственности феодальной знати.

Аннаты (средневековое латинское annata от латинского annus год) – в Западной Европе с середины XIII века единовременный сбор в пользу папской казны с лиц, получавших вакантный церковный бенефиций.
К началу XIX века в большинстве государств взимание аннатов прекратилось.
****************************

Арк (персидское) – крепость, цитадель в средневековых городах Средней Азии, например: Бухара, Хива.
****************************

Асьенда – (испанское hacienda )- крупное поместье в большинстве стран Латинской Америки. В Аргентине и Чили соответствует эстансии, в Бразилии –фазенде.
****************************

Баоцзя ( китайское ) – с древности до 1949 года в Китае система административно-полицейской организации крестьянских дворов в особые единицы: бао – 100 дворов и цзя до 1000 дворов.
****************************

Гасьенда, гасиенда, гациенда –крупное поместье в большинстве латиноамериканских стран (смотрите асьенда).
****************************

Генерал-капитанства ( немецкое General от французского general
от латинского generalis общий, главный + французское capitaine < позднелатинского capitaneus от латинского caput голова) – территории Испании в американских колониях в XVI веке – начале XIX века, находившиеся под управлением генерал-капитанов, назначаемых испанской короной.
Генерал-капитанства – номинально входили в вице-королевства, но фактически являлись самостоятельными политико-административными единицами (смотрите вице-королевство).
****************************

Деспотат (смотрите деспот ) – условное название ряда греческих государственных образований XIII-XV веков, полузависимых от Византии или фактически самостоятельных, правители которых назывались деспотами.
****************************

Жупа (чешское, словацкое zupa) – название административно-территориальной единицы у южных и западных славян около X – начала XX веков. В отдельных случаях административный термин «жупа» трансформировался в в топоним – область в Боснии, район в Сербии и Далмации и др.
****************************

Заминдари ( от персидского zemindar землевладелец) – земельно-налоговая система, введенная английскими колониальными властями в Северной, Восточной и Центральной Индии на рубеже XVIII и XIX веков. Данная система утверждала в правах наследственных землевладельцев заминдаров и устанавливала постоянный или временный земельный налог с них в пользу колониальных властей – верховного собственника земли.
Заминдари была отменена в пятидесятых годах двадцатого века.
****************************

Икта (арабское) – земельный надел пожалованный феодалам в средневековых странах Ближнего и Среднего Востока.
****************************

Ильтизам (арабское) – откупная система взимания феодальных натуральных налогов в Османской империи.
Официально отменена в период танзимата, фактически ликвидирована в 1925 году.
****************************

Имамат (смотрите имам) – Общее название мусульманских теократических государств.
Имаматом называлось государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 1820 годов во время борьбы народов Северного Кавказа против колонизаторской политики Российской империи. Имамы : Гази-Магомет (1828-1832 гг.), Гамзат-бек (1832-1834 гг.),Шамиль (1834-1859 гг.).
****************************

Имение – в России земельный участок с усадьбой, главным образом принадлежавший дворянам.
Одновременно существовали также государственные, удельные, войсковые (казачьи) имения.
****************************

Империя (от латинского imperium – власть; государство) – монархическое государство, главой которого является монарх, имеющий титул короля или императора.
Империей назывались также государства имевшие колониальные владения (Британская империя, Французская колониальная империя).
Колониальной империей была Великобритания, имевшая ряд доминионов и сфер влияния во многих частях света. Под влиянием внешних условий и сложившейся ситуации в мировом сообществе с 1911 по 1937 годы стали созываться имперские конференции представителей Великобритании и её доминионов. Имперская конференция 1926 года признала самостоятельность доминионов во внутренних и внешних делах. В 1931 году Вестминстерским статутом было оформлено Британское Содружество наций (с 1947 года –Содружество наций) – объединение в составе Великобритании и её бывших колоний, получивших независимость. После 2-й мировой войны стали созываться совещания, а затем конференции премьер-министров стран Содружества.
В современном виде Содружество – это объединение государств: бывших доминионов, признающих главой государства английского короля, и ряда иных стран с разными формами правления, имеющих собственного главу государства- своего рода ассоциация между Великобританией и её колониями, входившими в Британскую империю. В его состав входят 53
бывших доминиона и колонии Великобритании, ныне независимые государства. Первые доминионы в Содружестве – Канада, Австралийский союз, Новая Зеландия. Под контролем Великобритании остаются 13 колониальных и зависимых территорий с населением около 6 миллионов человек, в том числе Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Ангилья (Ангуила), Каймановы острова, Монтсеррат, Тёркс и Кайкос, Фолклендские острова, Гибралтар и др.
****************************

Инам (арабское Inam дар) – в средневековой Индии – форма безусловного наследственного земельного пожалования, дававшегося мусульманскими правителями Индии в знак милости духовным или светским лицам, а также просто подарок правителя, часто выраженной в денежной форме.
В средневековом Иране инам – подарок, дар влиятельным людям.
****************************

Капитания (от позднелатинского capitaneus) – административно-территориальная единица в XVI – начале XIX века в Бразилии и других колониях Португалии – на островах Мадейра, Озорских, Зеленего Мыса (Кабо-Верде).
****************************

Копильгольд ( английское copyhold от copy –копия + hold держание)- основная форма феодального крестьянского землевладения в Англии XV-XVII веков – в основном пожизненое ; право на данное землевладение подтверждалось копией-выпиской из протокола суда манора.
Крестьяне-копильгольдеры не имели права защиты в судах, распоряжения наделом, несли значительные повинности в пользу лорда.
****************************

Королевство – монархическое государство, главой которого является монарх – король.
****************************

Коронные земли – земли, вошедшие в состав какого-либо монархического государства на основании наследственно-династических прав монарха.
****************************

Кутюмы (от французского coutume обычай ) – в средневековой Франции обычное право отдельных провинций, округов, городов и т.п.
****************************

Латифундия (латинское latifundium от latus обширный + fundus земля, поместье) – крупное земельное владение, поместье.
****************************

Лизгольд (английское leasehold от lease аренда + to hold держать)-форма земельной аренды в средневековой Англии.
Владение на правах аренды; арендованная собственность.
Крупный лизгольд развился в фермерскую капиталистическую аренду, мелкий (крестьянский) – стал одним из объектов огораживаний.
****************************

Лен (немецкое Lehn) – в Западной Европе в эпоху феодализма (в основном в средневековой Германии) – земельное владение (гораздо реже какой-либо другой источник дохода), которое получал вассал от сеньора на условии несения службы, административной или главным образом военной. Вначале термин «лен» употреблялся часто в том же значении, что и бенефиций, то есть обозначал условное пожалование на срок. В отличии от бенефиция с XII века лен становится наследственным владением(см. также феод, фи, фьеф).
Леном также называлась подать, собиравшаяся с ленного поместья.
****************************

Майорат (« латинское major- старший ),в феодальном и буржуазном праве – система наследования недвижимости и прежде всего земельной собственности, при которой все имущество переходит полностью нераздельно к старшему из сыновей, наследников умершего. Имение, переходящее в порядке наследования к старшему в роде или к старшему из сыновей.
Данная система направлена на сохранение и упрочение крупных земельных владений.
****************************

Манор(английское manor, от латинского maneo- остаюсь, проживаю) – феодальное поместье (вотчина) в средневековой Англии.
****************************

Минорат ( « латинское minor младший ) – древняя и средневековая система наследования имущества, при которой оно переходит нераздельно к младшему в роде или к младшему из сыновей умершего главы. Имение, которое переходит к младшему в роде или младшему из сыновей, в порядке наследования.
Применялась главным образом в крестьянской среде.
****************************

Монархия (греческое monarchia – единовластие ) – форма правления, при которой верховная власть в государстве сосредоточена в руках единоличного главы государства –монарха, а также название государства с такой формой правления.
Различается несколько видов монархии:

Неограниченная (абсолютная) – характерна для рабовладельческого и феодального строя.

Ограниченная (конституционная ) – при которой власть монарха ограничена парламентом (конституцией).

В настоящее время существуют ряд государств с конституционной монархией, например: Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция.

Теократическая – при которой глава государства является одновременно и духовным (религиозным) главой.
Распространена в некоторых странах Азии.
****************************

Мульк (арабское – владение) – вид частной собственности в странах Ближнего и Среднего Востока в средние века.
В новейшее время – земельная собственность.
****************************

* Паша (турецкое pasa) – почетный титул высших должностных лиц в Османской империи. До середины XIX века его носили главным образом везиры и правители провинций, а середины XIX века до 1934 года – генералы турецкой армии.
****************************

Прония (от греческого pronoia попечение) – в Византии XI – XV века пожизненное, а иногда и наследственное императорское пожалование светскому монастырю сбора государственных налогов с определенной территории. С XIII века началось пожалование и земельных угодий. Владелец пронии – прониар, нередко обязан был нести военную службу.
Прония во многом сходна с западно-европейским бенефицием или леном.
****************************

Райяты (смотрите райя) – в эпоху феодализма в государствах Ближнего и Среднего Востока податное сельское и городское население.
В Индонезии райятами называют народ вообще.
****************************

Ранчо (испанское rancho) – усадьба в странах Латинской Америки.
В США –скотоводческая или другая ферма.
****************************

Сатрапия – военно-административный округ (провинция) в древнем и раннесредневековом Иране, управляемый сатрапом.
****************************

Сеньория (французское seigneurie), в средние века в Западной Европе –комплекс феодальной земельной собственности и связанных с ней прав сеньора на феодально-зависимых крестьян.
В более узком смысле – один из видов феодальной вотчины, отличавшийся малыми размерами домена или его полным отсутствием.
****************************

Сеэн (японское) – в VIII – XVI веках в Японии – частновладельческие феодальные поместья.
****************************

Султанат – монархическое государство, во главе которого стоит султан.
****************************

Танхо – условное земельное пожалование в Бухарском ханстве, Азербайджане, Иране, Армении в XVI-начале XX века, при котором власть феодала (танходара) дающего пожалование ограничивалась правом взимания поземельной подати с крестьян, которые постепенно попадали в личную зависимость от него.
****************************

Тимар (турецкое timar) – мелкое феодальное земельное владение в Османской империи, обусловленное несением военной службы.
****************************

Тирания (греческое tyrannis, tirania),форма политического устройства ряда средневековых городов-государств Северной и Средней Италии.
В переносном смысле – жестокое и деспотическое правление основанное на гнете, насилии и произволе.
Тирания, как форма правления возникла в VII-VI веках до нашей эры в процессе борьбы между родовой знатью и демосом в Древней Греции. В древнегреческих полисах тирания существовала как форма государственной
власти, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении тирана. Реформы тиранов были направлены на улучшение положения демоса, развития ремесел и торговли, способствовали развитию и формированию общества и государства.
****************************

Удел – доля члена княжеского рода в родовом владении, а также удельное княжество.
****************************

Фазенда (португальское fazenda от латинского fasere делать,строить) – в Бразилии крупное владение, земельное или скотоводческое поместье. Аналогично асьенде в испаноязычных странах.
****************************

Фелония (английское felony ) – в английском феодальном праве – проступок вассала, караемый конфискацией феода.
В свое время в англо-саксонской системе права – особая категория тяжких уголовных преступлений.
****************************

Фи (английское fee) – то же, что и феод или лен.
****************************

Фольварк (польское folwark от немецкого Vorwerk хутор) – помещичье хозяйство, небольшая усадьба, хутор.
****************************

Фригольд ( английское freehold от free- свободный + hold –владение) – землевладение в средневековой Англии, наследственное или пожизненное. Фригольд мог быть рыцарским, крестьянским, городским, церковным.
Крестьяне-фригольдеры обладали личной свободой, имели фиксированную ренту, право завещания, отчуждения держания, защиты в королевских судах.
****************************

Фьеф (французское fief) – то же, что феод или лен.
****************************

Халифат, калифат ( от арабского смотрите халиф) – мусульманская феодальная теократия с халифом (калифом) во главе. Существовали например халифаты Аббасидов, Фатимидов; халифаты в Османской империи и др.

Хартия ( от греческого chartion от уменьш. Chartes бумага, грамота) – старинная рукопись, а также материал на котором она написана: папирус, пергамент. В средние века и новое время Хартиями назывались документы публично-правового и политического характера: хартия городов и коммун, Великая Хартия вольностей, Народная хартия в 1838 году в Англии, конституционные хартии и др.
Наиболее часто упоминаемые и известные из хартий, это:
Великая Хартия вольностей – грамота, по которой английский король Иоанн Безземельный (John Lackland) (1167-1216 гг., король с 1199 года из династии Плантагенетов) в 1215 году под давлением баронов, поддержанных рыцарством и городами вынужден был признать ограничения королевской власти в пользу феодальных баронов, а также предоставить некоторые привилегии рыцарству, верхушке свободного крестьянства, городам.

Народная хартия 1838 года – программный документ чартизма – первого массового рабочего движения в Великобритании в 1830-1850 годах, участники которого боролись за проведение Народной хартии, требования которой были связаны с демократизацией государственного строя.
****************************

Хас, хасс (арабское) – земли верховного правителя в странах Ближнего и Среднего Востока в средние века – «собственные земли монарха».

Эмират (от арабского `amir повелитель)- в странах мусульманского Востока феодальное владение, княжество, государство возглавляемое эмиром.
****************************

Эстансия (испанское estancia) – В Чили, Аргентине– крупное поместье, обычно скотоводческое. В Бразилии – фазенда, в других латиноамериканских государствах – асьенда.
****************************

Юрт (от тюркского jurt место жительства, стоянка, жилище) – семья или род, ведущие самостоятельное хозяйство, а также владения рода. Юрт –совокупность владений отдельных татарских ханств (смотрите ханство).
****************************

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *