формы воспитательного воздействия применяли

Статья «Методы и формы воспитательной работы на уроках»

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ

Современная педагогика предлагает разные классификации методов и форм воспитательной работы на уроках, проанализировав и обобщив их можно представить наиболее приемлемое их сочетание.

При выборе форм и методов воспитательной работы учитывается следующее:

— ведущие типы деятельности;

— особенности содержания воспитания ;

— конкретные задачи и условия их решения;

— возрастные, индивидуальные особенности обучающихся;

— уровень воспитанности, мотивацию поведения;

— особенности обучающихся, уровень их подготовленности к эффективному восприятию воспитательных влияний;

— сравнительную характеристику эффективности используемых форм, методов воспитания, возможности каждого средства и последствия его применения;

— сочетаемость отбираемых методов и форм воспитания;

— меру использования тех или иных средств, взаимосвязь форм и методов воспитания;

— морально-психологические, материальные, гигиенические, эстетические и прочие условия.

В практике педагога используются следующие методы воспитания :

3. Методы самовоспитания (методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития): самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание).

7. Принуждение – педагогическое воздействие, основанное на активном проявлении воли педагога в отношении обучающихся, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения. К видам принуждения относятся: составление характеристики обучающегося, в которой преувеличиваются негативные черты и последствия его деятельности; запреты на желательные для обучающегося действия и поступки; побуждение к нежелаемому обучающимся поведению.

10. Метод убеждения выступает в виде:

сообщения об общепринятом в культуре;

диалога педагога с обучающимися;

обмена впечатлениями по восприятию художественного образа;

совета, рекомендации педагога по поводу жизненной коллизии.

11. Метод упражнения – это такого рода воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия обучающегося, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого.

В поступке соединяются внутреннее и внешнее отношение, но чтобы совершить поступок, обучающийся должен владеть внешней формой. Метод упражнения содействует такому оснащению поведенческими умениями.

Метод упражнений реализуется следующим образом:

просьбой что-либо сделать, направленной в адрес обучающегося;

просьбой что-либо переделать, изменив характер действия;

– специальным тренингом, отрабатывающим поведенческие навыки;

– игрой с этико-психологическими правилами;

– традиционным оформлением некоторых правил поведения;

– приказом к действию в особых случаях, от экстремальных ситуаций до ситуаций, наносящих оскорбление в чей-либо адрес.

12. Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки. Открытая используется редко, лишь в случае, когда обучающийся полностью отдает себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка – наиболее эффективна, так как, рассчитанная на субъективную самостоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятельность.

Виды открытой оценки: положительная традиционно называется поощрением, отрицательная оценка – наказанием.

одобрением – предельно лаконичной формой вербального, мимического, пластического характера (например, улыбка, кивок головы или слово ”хорошо”);

похвалой – развернутой формой одобрения, раскрывающей основание оценки (например: ”Замечательно! Теперь всех все устраивает”);

благодарностью – персональным или коллективным признанием значимости сделанного обучающимся;

– присвоением звания – признанием его существенных качеств и выражением уверенности в достоинстве личности навсегда.

Наказание организуется аналогично, у него те же виды, меняется лишь оценочный вектор (аналогичные виды: неодобрение, замечание, лишение удовольствий, выговор, исключение из системы общения либо из группы).

В современной практике воспитания увеличивается доля скрытой педагогической оценки, имеющей следующее выражение:

– “Я – сообщение”, оглашение вслух собственного состояния и переживаний, связанных жизненным явлением;

– “Ты – сообщение”, оглашение предполагаемого состояния обучающегося в момент содеянного им;

– “естественное последствие”, как логически развернутая неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя обучающийся;

– возложение оценочных полномочий на обучающегося;

– отсроченная во времени оценка и другие.

Формы воспитания представляют собой различные способы организации воспитательного процесса. Они бывают:

индивидуальными (например, индивидуальная беседа на этическую тему),

групповыми (сборы, собрания, классные часы и т.п.),

массовыми (вечера отдыха, читательские конференции, военно-спортивные игры, соревнования).

В современной педагогике принято делить формы воспитательной работы по воспитательной задаче и выделяется три группы:

3) развлекательные формы — вечера, праздники, тематические мероприятия и др.

Источник

Методы, средства и формы воспитательного воздействия

В качестве основы для определения методов ориентируются на позиции воспитателя в выборе способов воспитательного взаимодействия. Можно выделить ряд взаимодействий, устанавливающихся между воспитателем и воспитанником: способы влияния на характер отношений воспитанника к самому себе, к своей семье; включение его в систему общения со сверстниками, с сотрудниками по работе; способы корректировки мировоззрения, изменение ценностных установок и стиля поведения. То есть однозначного определения методов воспитания не существует.

Вместе с тем, выявлена их общая направленность на изменение отношения воспитанника к обществу или самому себе, предмету или способу деятельности, к другому человеку или целой группе людей. Отсюда следует, что метод воспитания является одним из инструментов не только воздействия на человека, но и взаимодействия.

Методы воспитания – совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются а процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.

Традиционной является классификация, которая включает в себя целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В ней на основе направленности выделяют четыре основные группы методов:

1. Методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, беседа, лекция, дискуссия, рассказ, объяснение, разъяснение, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример, убеждение.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, переключение на другие виды деятельности.

3. Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха, показ образцов для подражания.

4. Методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь в саморегуляции их поведения: критика, оценка, замечания, ситуации доверия, контроль, самоконтроль, самокритика.

В качестве основных выступают следующие методы воспитания:

· Убеждение – метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности. Психологической основой этого метода является принцип опережающего отражения в сознании ученика тех или иных действий или поступков, которые он собирается совершить. Это опережающее отражение (планирование, мысленное моделирование) поведения базируется не только на приобретенном опыте, но и на знании норм, правил и принципов деятельности. Предпринимая те или иные действия, личность так или иначе сообразует их с моральными предписаниями и общественными требованиями. Сопоставляя свои действия и поступки с тем, как необходимо себя вести, личность полнее осознает и переживает те противоречия, которые возникают между достигнутым и необходимым уровнем интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития, и на этой основе у нее появляется потребность в совершенствовании своего поведения и личностных качеств. К важнейшим из тех средств, которые используются в процессе применения метода убеждения, относятся: формы учебной работы, разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, ученические вечера, конференции на научные, нравственные, эстетические и санитарно-гигиенические темы, диспуты, встречи с деятелями науки, техники, искусства и т.д.

· Метод положительного примера – метод воспитания, сущность которого состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков. Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является их подражательность. Психологический механизм воздействия подражания заключается в том, что, воспринимая различные образцы поведения и деятельности, дети переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, и у них появляется потребность в совершенствовании своих личностных черт и качеств.

· Метод упражнений (приучения) – метод воспитания, заключающийся в многократном повторении действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. При этом в процессе формирования у учащихся навыков и привычек поведения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, то есть те внутренние импульсы, которыми определяется поведение личности.

Психологической основой образования привычек и навыков поведения является многократное повторение одних и тех же переживаний.

В качестве средств реализации данного метода выступают: различные формы учебной работы, разнообразные внеклассные мероприятия, а также общение как особый вид деятельности, в процессе которого вырабатывается культура речи, навыки и привычки вежливости, правдивости, товарищества и т.д. Иначе говоря, всякая практическая деятельность учащихся, если она соответствующим образом организованна, является средством реализации метода упражнений (приучения).

· Метод одобрения – как метод воспитания есть не что иное, как признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в личной форме. В противоположность этому методу существует метод осуждения – метод воспитания, заключающийся в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения.

Психологической основой методов одобрения и осуждения выступают те внутренние противоречия и переживания, которые возникают у учащихся при их применении. Дело в том, что каждый ученик стремится к развитию и совершенствованию своих личностных качеств. Реализуя свои целевые установки, он чутко прислушивается к оценочным суждения учителей, коллектива и отдельных учащихся. Если его действия и поступки одобряются, он переживает чувство удовлетворения. Это стимулирует его к улучшению своего поведения, вызывает прилив бодрости и энергии и укрепляет уверенность в дальнейшем росте. Такое же воздействие оказывает на учащихся и метод осуждения, вызывая у них отрицательные внутренние переживания. Эти переживания заставляют школьника анализировать свои поступки и недостатки, обращать внимание на те внутренние противоречия, которые возникают между характером его поведения и более высоким уровнем требований коллектива. Необходимо больше привлекать внимание учащихся ко всему хорошему, положительному, осуществляя принцип опоры на их лучшие поступки и качества.

Средствами метода одобрения являются следующие виды (меры) поощрения: личная похвала учителя, классного руководителя, директора школы, благодарность в приказе по школе, награждение похвальными грамотами, медалями и ценными подарками. Кроме того, в школах имеются Доски почета, Книги почета, которые также являются своеобразными средствами одобрения. Средствами (мерами) метода осуждения выступают: замечание учителя, устный выговор, выговор в приказе по учебному заведению, вызов для внушения на педсовет, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы по согласованию с районным отделом образования и, наконец, направление в школу для трудновопитуемых.

· Требование – способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения. Требования помогают учащимся осознавать и переживать возникающие у них внутренние противоречия между имеющимся и необходимым уровнем развития и тем самым вызывают потребность в работе над собой. Педагогическими средствами этого метода являются просьба, тактичные указания и распоряжения учителей, классных руководителей, директора школы и его заместителей. Значение этого метода состоит в том, что он позволяет оперативно и действенно реагировать на отклонения в поведении учащихся и соответствующим образом корректировать его. Эффективность метода зависит от благожелательных отношений между учащимися и учителями, от педагогического такта и чуткости последних.

· Контроль за поведением – метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их соблюдению установленных правил поведения, а также к выполнению предъявляемых заданий или требований. Средствами его осуществления являются: повседневное наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или общественных поручений, отчеты школьников перед товарищами о своей работе и дисциплине. Контроль выполняет роль напоминающего фактора в поведении учащихся, выступая в качестве действенного стимула их деятельности и соблюдения установленного порядка.

· Переключение на другие виды деятельности – метод воспитания, педагогическая действенность которого связана с тем, что, переключая внимание ученика или целого коллектива на новые виды деятельности, педагог возбуждает у них новые психические переживания, создает новые внутренние установки в поведении и таким образом усиливает свое воздействие на их сознание, чувства и волевую сферу. Этот метод используется в тех случаях, когда в процессе воспитания наблюдаются факты одностороннего увлечения учащихся той или иной деятельностью, которая нередко способствует формированию негативного поведения (например, чрезмерное увлечение детективной литературой, нездоровыми играми, в том числе и в карты, хождение группами по улицам в вечернее время и т.д.). Запреты и увещевания в этих случаях не всегда помогают. Гораздо более действенным методом преодоления подобных недостатков является переключение учащихся на другие, более полезные виды деятельности и постепенное формирование нового стереотипа поведения. Это метод используется и тогда, когда учитель наталкивается на упрямство ученика и прямые требования не дают положительных результатов, а также тогда, когда нужно возбудить у ученика или коллектива новые психические переживания (например, сгладить накопившуюся обиду, снизить угнетающее воздействие неудачи или плохого настроения).

· Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым. Виды поощрений могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.

· Наказание как метод воспитания ориентирован на сдерживание негативных действий человека и «сковывающее» (тормозящее) влияние в подобных ситуациях.

Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя, лишение привилегий, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка. При этом воспитатель должен всегда помнить о том, что наказание не должно наносить ни моральный, ни физический ущерб воспитаннику.

Поскольку воспитание осуществляется в системе учебных занятий и внеклассной работы, перечисленные выше методы воспитания используются как в процессе обучения, так и в системе внеклассных мероприятий.

Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных целей и задач, а также от последовательности и логики применения совокупности методов. Только умелое применение всей совокупности методов воспитания обеспечивает успех в развитии учащихся в целом и в формировании у них личностных качеств, в частности. Это ставит перед учителем задачу овладения искусством комплексного применения всех методов и средств воспитания и повышения их педагогической действенности.

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А.С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

От методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитанияэто те некоторые мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т.д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д.

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся:

• мир жизнедеятельности воспитанника;

• коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;

• культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

• непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);

• создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

• общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку – отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);

• совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

• процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;

• погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.

Как правило, человек ощущает на себе ситуативные акты воспитательного влияния, которые носят кратковременный характер. Варианты целенаправленного воспитательного взаимодействия воспитателя и воспитанника могут иметь разную форму, продолжительность и осуществляться в различных условиях (в семье, образовательно-воспитательном учреждении).

Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения. Они также используются с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.

Формы воспитания

Формы воспитания– это варианты организации конкретного воспитательного акта. Например: разъяснительная беседа родителей о правилах поведения в общественных местах (в школе, музее, театре, стадионе, в магазине), диспут на тему «Что важнее для человека – «Я» или «Мы»?», совместная акция взрослых и детей по благоустройству своего дома, озеленению двора.

Форма воспитания – это понятие используется для определения характера воспитательного взаимодействия, обусловленного числом участников

Формы организации внеучебной воспитательной работы (по числу учащихся):

· массовые: (коллективные трудовые дела; праздники, вечера, утренники; конференции, собрания, диспуты; фестивали, олимпиады; смотры художественного творчества; выставки; спортивные, военно-спортивные, трудовые соревнования и турниры; походы, экспедиции);

· групповые: (трудовые объединения; художественно-творческие объединения; клубы по интересам, предметные кружки; детские и юношеские общественные объединения и организации; научные общества);

· индивидуальные: (помощь в разработке и реализации индивидуальной программы самовоспитания; помощь в планировании и выполнении организаторской деятельности; индивидуальная научно-познавательная, творческая и трудовая деятельность; общественные поручения.

В зависимости от решаемой педагогической задачи формы воспитательной работы делятся на три группы:

1) формы управления и самоуправления жизнью в учебном заведении (собрания, линейки, митинги, часы кураторов и мастеров, заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и др.);

2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.);

3) развлекательные формы (вечера, КВН и т. д.).

Каждая воспитательная форма педагогического процесса решает не одну воспитательную задачу. Так, развлекательные формы воспитания должны способствовать интеллектуальному и духовному развитию учащихся, укреплению их здоровья. Но это возможно только при условии правильной их подготовки, организации и проведения.

Другая классификация выделяет как основные иные формы воспитательного процесса: урок (лекции, семинарские занятия, практические занятия, диспуты, игры, уроки-экскурсии); кружки (предметные, технического творчества, экономических и экологических знаний, самодеятельного художественного творчества); объединения по интересам (фото- и киностудии, интернет-клубы университеты культуры, стройотряды, спортивные секции и т. д.).

Наиболее распространенной формой воспитательной работы в профессиональном учебном заведении является классный (кураторский) час. Появление этой формы работы было вызвано необходимостью проведения спланированной деятельности по нравственно-эстетическому, правовому или иному воспитанию учащихся. Центральным компонентом классного часа является беседа куратора (мастера) с учащимися на заранее спланированную тему. Кроме этого на классных (кураторских) часах обсуждаются текущие дела, предусматриваются какие-либо развлечения с целью развития неформального общения учащихся, организации их досуга, повышения интереса к совместной внеурочной деятельности.

Другая наиболее часто встречающаяся форма воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях – собрание, рассматриваемое как высшая форма ученического самоуправления. Повестка собрания определяется заранее, число обсуждаемых вопросов небольшое (1-3). По каждому вопросу предусматриваются информация (доклад), обсуждение и принятие решения. Ведет собрание избираемый председатель или руководитель представительного органа ученического самоуправления. Ход обсуждения и принимаемого решения записываются в протокол собрания.

Процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели принято называть методикой.

Систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действия воспитателя, определяют как воспитательнуютехнологию.

формы воспитательного воздействия применяли. Смотреть фото формы воспитательного воздействия применяли. Смотреть картинку формы воспитательного воздействия применяли. Картинка про формы воспитательного воздействия применяли. Фото формы воспитательного воздействия применялиНапример, говорят о методике воспитания культуры речи или аккуратности у ребенка, но о технологии речевого тренинга или делового общения. Разработка и применение как методики, так и технологии опираются на научные знания о человеке и процессе его воспитания. Поэтому их относят к сфере профессиональной деятельности специалистов в области воспитания человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *