фраза право есть искусство добра и справедливости принадлежит
Самый ТОП в обществознании
Здесь все, что надо знать
по обществознанию
Самый ТОП в обществознании
Здесь все, что надо знать
по обществознанию
Смысл данного изречения заключается в том, что благодаря праву в обществе существует добро и справедливость, тем самым поднимается проблема сущности права. Право, согласно данному утверждению, несет в себе добро и справедливость. И соответственно, люди, соблюдающие нормы права, должны выглядеть добрыми и справедливыми.
Я полностью согласен с римским изречением. Ведь как известно, нормы права основаны, в том числе и на нормах морали, что в свою очередь включает добро. Конечно понятие справедливости размытое и его трудно прописать для каждого конкретного случая в праве, однако для этого есть различные виды разрешения споров и различные наказания, как раз для вариации в зависимости от ситуации.
Так что же такое право?
Функции права: регулятивная, предупредительная, охранительная.
Признаки права: письменная форма, устанавливается государством, поддерживается силой государственного принуждения,
Если человек нарушил закон, то он несет юридическую ответственность (применяются меры государственного принуждения). Вид и степень наказания определяется по справедливости в зависимости от тяжести совершенного правонарушения.
Право, как и любое искусство требует огромных усилий от своего создателя, ибо здесь решается не субъективный вопрос красоты, а объективное наказание и определение правил поведения людей в обществе.
Пример, подтверждающий истинность данного изречения можно найти в Уголовном кодексе РФ.
Так к принципам уголовного права он относит такой принцип как справедливости. Принцип справедливости означает что, лицо совершившее преступление, должно быть наказано в соответствии со степенью неблагоприятных последствий и с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Например статья 158 УК РФ предусматривает наказание от штрафа от 200 000 рублей до лишения свободы до 10 лет со штрафом до 1 миллиона рублей.
Но право ведь еще и исправляет человека. 70% осужденных к лишению свободы, больше никогда в жизни не совершают преступления, соответственно можно сделать вывод о том, что право воспитывает в них добро.
Таким образом, данное римское юридическое изречение будет актуально до тех пор, пока будет существовать право.
О смысле известного изречения: «право – это искусство добра и справедливости»
Данное изречение принадлежит древнеримскому юристу Цельсу и часто используется современными юристами в рамках правового (и не только) дискурса.
Ввиду популярности этого изречения, достаточно актуальным представляется вопрос о его действительном смысле. Особенно – в свете того, что понятия «добро» и «справедливость» многозначны.
В Древнем Риме слово «ars» обозначало как «науку», так и «искусство». Однако сегодня эти понятия не тождественны. Поскольку речь идет о доктринальном юридическом тексте, более уместным является понятие «наука».
Получается: «право – это наука о добре и справедливости».
Слово «aequi» имеет ряд значений. Среди них, помимо «справедливости»: «эквивалентность», «равенство», «равенство перед законом».
При этом в латинском языке есть слово «justitia», означающее «справедливость» и «правосудие».
В чем же разница между двумя «справедливостями»?
Представляется, что для ответа на данный вопрос нужно обратиться к «Никомаховой этике» Аристотеля, где последний выделил два вида справедливости: общую и частную. При этом частную справедливость он разделил на распределяющую и уравнивающую.
Сущность распределяющей справедливости философ определил так:
«…проявляется в распределении…всего того, что может быть разделено между людьми…»; «…должна руководствоваться достоинством, но мерило достоинства не все видят в одном и том же …»; «…в этом значении справедливое — пропорция…».
В отношении уравнивающей справедливости Аристотель отметил следующее:
«…проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена…»; «…закон обращает внимание лишь на различие ущерба, а с лицами обходится как с равными…»; «…каждый получил свое, если каждый получил равную часть…».
В «aequi» легко узнать ту самую уравнивающую справедливость в значении «равенства перед законом», или использования единых критериев, с точки зрения которых оцениваются поступки людей.
Под «boni» (добром) можно понимать санкции (позитивные и негативные), которые следуют за поступок. Даже «зло», которое причиняется правонарушителю в качестве негативной санкции, древние римляне вполне могли называть «добром».
Воздаяние людям в зависимости от их поступков — это проявление распределяющей справедливости.
Вместе с тем, чтобы определить, что заслуживают люди за свои поступки, необходимо сначала оценить эти поступки с точки зрения единых критериев, заложенных где-либо (например, в законе), то есть посмотреть на ситуацию в контексте уравнивающей справедливости.
Получается: «добро» (boni) + «уравнивающая справедливость» (aequi) = «распределяющая справедливость» = «право» (jus).
Также здесь стоит вспомнить слова еще одного знаменитого древнеримского юриста, Ульпиана, которыми он описал не что иное, как распределяющую справедливость, назвав ее «justitia»:
«справедливость есть постоянное и вечное стремление воздавать каждому свое» (justitia est constans et perpetua voluntas jus suum cuique tribuendi).
Следовательно, итоговое равенство, раскрывающее смысл изречения Цельса, должно выглядеть так:
«добро» (boni) + «уравнивающая справедливость» (aequi) = «распределяющая справедливость» (justitia) = «право» (jus).
Итак, с учетом вышеизложенного, формулировку «право – это наука о добре и справедливости» можно раскрыть следующим образом:
право – это наука о том, как воздавать каждому по его поступкам, оцениваемым с точки зрения единых законодательно установленных критериев.
«Право есть искусство добра и справедливости» (римское изречение) (ЕГЭ обществознание)
Данным высказыванием автор хотел сказать, что основополагающими принципами, на которых строится право, являются добро и справедливость. Так, автор освещает идею сущности права и его взаимосвязи с моралью.
Действительно, нормы права основываются и тесно переплетаются с нормами морали, а именно с такими категориями, как добро и справедливость. Право – это совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой. Основными признаками права являются нормативность, системность, социальность, формальная определенность, общеобязательность, государственно-волевой характер и обеспеченность государством. Право выполняет ряд важных функций: регулятивную, охранительную, воспитательную, культурно-историческую и социального контроля.
Однако для того, чтобы нормы права соблюдались гражданами, недостаточно их издания и публикации в официальных источниках, ведь, если право будет несправедливым, аморальным и антигуманным, люди будут игнорировать его и переступать через законы. Поэтому, прежде всего, право не должно противоречить нормам морали. Только тогда оно будет приниматься и соблюдаться гражданами.
С данным высказыванием трудно не согласиться. Примером того, что право, добро и справедливость неотделимы друг от друга, может быть Уголовный кодекс РФ, изучаемый в школьном курсе обществознания. В первой главе данного нормативно-правового документа указаны задачи и принципы уголовного законодательства нашей страны.
Обратным примером может быть несправедливое и жестокое законодательство страны Z., о котором рассказывалось в журнале «Аргументы и факты». В государстве Z. было принято множество законов, подрывающих основы нравственности и морали. Так, одни законы ограничивали права граждан, другие – запрещали свободу слова. Некоторые были направлены на разжигание межнациональной розни и ненависти. Граждане страны Z. отказывались соблюдать и исполнять данные законы, намеренно переступали через них, устраивали митинги, пикетирования и демонстрации. В государстве Z. ежедневно росла социальная напряженность и назревала революция, поэтому органы государственной власти вынуждены были пойти навстречу гражданам и отменить жестокие законы, приняв взамен них справедливые. Таким образом, законы страны Z. оказались безуспешны и несостоятельны, так как нарушали принципы справедливости и добра.
Таким образом, приведенные аргументы показывают, что сущностью права является добро и справедливость, доказывая правоту суждения автора.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Римское изречение: «Право есть искусство добра и справедливости» (ЕГЭ обществознание)
Ознакомившись с римским изречением, я полагаю, идеей высказывания является сущность права. Неизвестный автор считает, что право должно нести справедливый характер и соответствовать представлению о добре. Я согласен с мнением автора, так как считаю, что право выполняет функцию справедливого регулятора общественных отношений.
Рассуждая над этим высказыванием, следует раскрыть некоторые понятия. Право — это совокупность норм, принятых государством, закрепленных в официальных актах и опирающихся на силу государственного принуждения. Справедливость права заключается в том, что за правонарушение, то есть за нарушение норм права наступает юридическая ответственность, то есть применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния, которая соответствует тяжести содеянного поступка.
Чтобы подтвердить вышесказанную теорию приведу пример.
Из СМИ я узнал о том, что участились случаи перехода дороги пешеходами в неположенных местах. Наказание за это деяние устанавливается административным кодексом в виде штрафа в размере 500 рублей. Однако почему за это противоправное деяние, которое подвергает опасности жизни водителей и пешеходов, не отрубают ноги или не заключают под стражу? Да потому что юридическая ответственность в таком случае будет не соответствовать тяжести совершенного деяния. А штраф в размере 500 рублей является справедливым наказанием. Таким образом, право несет справедливый характер, определяя соответствие деяния наказанию.
Также право должно иметь в себе идеи гуманизма, то есть любви и внимания к человеку. Ведь право регулирует отношения между людьми, а, значит, следует обеспечивать охрану личных прав и человеческой жизни. Право тогда будет иметь справедливый характер и соответствовать представлению о добре.
Сравним современное право и законы Хаммурапи. За некоторые правонарушения закон предусматривает различные наказания. Например, если человек не уплатил штраф, государство может назначить другое наказание такое, как исправительные работы, но никак не наказание предусмотренное уголовным кодексом. Однако при Хаммурапи, царе Вавилона, действовали жестокие правила. Если человек был не в состоянии уплатить штраф, то штраф заменялся смертной казнью. Это противоречит идеям гуманизма и современным правовым устоям. Законы Хаммурапи не могут считать справедливым регулятором отношений, так как современное право основывается на принципах гуманизма.
Из сказанного выше, можно сделать вывод о том, что право является регулятором общественных отношений, который имеет справедливый характер и соответствует представлениям о добре.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Право — это искусство добра и справедливости (Изречение римского права)
В высказывании автор имел в виду, что в понятие права входят добро и нравственность. В римском изречении поднимается проблема сущности права.
Нельзя не согласиться с автором высказывания, ведь право регулирует общественные отношения и делает жизнь членов общества комфортнее. Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что в большинстве стран мира поддерживается демократия и право граждан.
Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Право – это система норм и правил, которая регулирует отношения членов социума. Они устанавливаются на государственном уровне, закреплены в правовых актах и поддерживаются властью с помощью принуждения. При невыполнении норм права следует наказание. Проступок – это действие, или бездействие, которое посягает на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью. Преступление – это общественно-опасное деяние, которое влечет меры уголовной ответственности.
Что говорят нам факты общественной жизни? В 22 статье Конституции РФ говорится о праве на свободу и личную неприкосновенность. А в 29 статье Конституции РФ повествуется о запрете пропаганды и агитации расовой, социальной и религиозной вражды. Эти примеры доказывают то, что в праве отражаются добро и справедливость. Право регулирует отношения в социуме.
Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что право играет большую роль в жизни общества. Люди ориентируют свою жизнь на нормы права, поэтому оно должно быть основано на добре и нравственности.