гефсимания что это такое

Гефсимания

Смотреть что такое «Гефсимания» в других словарях:

Гефсимания — У этого термина существуют и другие значения, см. Гефсимания (значения). Общий вид на Гефсиманию, Елеонскую гору, долину Кедрон (она на переднем плане) и церкви (древние оливы видны на фото слева от церкви Всех Наци … Википедия

Гефсимания — Гат Шманйм Гефсимания, т. е. пресс для масла, небольшое селение с садом вне Иерусалима у западного подножия Масличной горы, куда часто удалялся наш Спаситель, и где Он перенес невыразимые душевные муки в ночь, когда был предан (Мат. 26:36; Map.… … Словарь библейских имен

Гефсимания — место или селение (как выражаются евангелисты Матфей и Марк см. соотв. статью), куда любил уединяться Христос, удаляясь из Иерусалима. Оно находилось за потоком Кедронским, у южной подошвы горы Елеонской, близ Стефановских ворот, принадлежало,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Гефсимания — Гефсим’ания (пресс для выжимания масла) (Мат.26:36 ; Мар.14:32 ) сад (Иоан.18:1 ) на склоне Елеонской горы, отделенной от Иерусалима неширокой долиной с потоком Кедрон. Это место полно святого значения для каждого христианина на земле, ибо… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Гефсимания — священное для всех христиан место. Здесь, в саду, часто проводил время со своими учениками Иисус Христос, здесь он молился до кровавого пота перед своей Крестной кончиной. Здесь Он был предан Иудой Искариотом. Здесь похоронены родители Пресвятой… … Православный энциклопедический словарь

Гефсимания — Архитектурно садовый комплекс при монастыре, символизирующий местность, в которой происходили некоторые важные события евангельской истории. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

Гефсимания — Гефсим’ания (пресс для выжимания масла) (Мат.26:36 ; Мар.14:32 ) сад (Иоан.18:1 ) на склоне Елеонской горы, отделенной от Иерусалима неширокой долиной с потоком Кедрон. Это место полно святого значения для каждого христианина на земле, ибо… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Гефсимания — масличный сад, священнейшее место для всех христиан. Сюда Господь приходил и вместе со Своими учениками, здесь Он молился перед Своей крестной смертью, здесь же Иуда Искариот предал его в руки слуг первосвященников. Здесь Сын Божий испытал… … Православная энциклопедия

Источник

Гефсимания

гефсимания что это такое. Смотреть фото гефсимания что это такое. Смотреть картинку гефсимания что это такое. Картинка про гефсимания что это такое. Фото гефсимания что это такое

гефсимания что это такое. Смотреть фото гефсимания что это такое. Смотреть картинку гефсимания что это такое. Картинка про гефсимания что это такое. Фото гефсимания что это такое

Гефсима́нский сад — в настоящее время небольшой сад (47 x 50 м) в Гефсимании, традиционно почитается как место моления Иисуса Христа в ночь ареста. Здесь растут восемь очень древних олив, возраст которых, по некоторым данным, превышает 2000 лет. [2] [3] В евангельские времена так называлась вся долина, лежащая у подошвы Елеонской горы и гробницы Богородицы. [4]

Содержание

Упоминание в Евангелиях

гефсимания что это такое. Смотреть фото гефсимания что это такое. Смотреть картинку гефсимания что это такое. Картинка про гефсимания что это такое. Фото гефсимания что это такое

гефсимания что это такое. Смотреть фото гефсимания что это такое. Смотреть картинку гефсимания что это такое. Картинка про гефсимания что это такое. Фото гефсимания что это такое

Согласно Евангелиям, сюда приходил с учениками, здесь молился перед арестом, был предан и арестован Иисус Христос (Мф. 26:36-57; Мк. 14:32-53; Лк. 22:39-53; Ин. 18:1-13):

Церкви Гефсимании

гефсимания что это такое. Смотреть фото гефсимания что это такое. Смотреть картинку гефсимания что это такое. Картинка про гефсимания что это такое. Фото гефсимания что это такое

гефсимания что это такое. Смотреть фото гефсимания что это такое. Смотреть картинку гефсимания что это такое. Картинка про гефсимания что это такое. Фото гефсимания что это такое

В христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа, и является местом христианского паломничества. Известно, что на месте моления Иисуса в IV веке была построена византийская церковь, позднее разрушенная. В середине XII века была построена новая церковь, впоследствии также разрушенная. С 1681 года Гефсиманский сад находится в собственности францисканцев, в 1848 его обнесли каменной оградой. [5]

В настоящее время в Гефсимании находятся несколько христианских церквей:

гефсимания что это такое. Смотреть фото гефсимания что это такое. Смотреть картинку гефсимания что это такое. Картинка про гефсимания что это такое. Фото гефсимания что это такое

гефсимания что это такое. Смотреть фото гефсимания что это такое. Смотреть картинку гефсимания что это такое. Картинка про гефсимания что это такое. Фото гефсимания что это такое

Церковь Всех Наций

Католическая францисканская церковь Всех Наций построена в 1919—1924 годах. Перед алтарём находится камень на котором, по преданию, молился Иисус в ночь своего ареста. [6] В храме всегда полумрак, в память того, что события, которым он посвящен, происходили ночью. На потолке изображены 12 гербов государств, пожертвовавших деньги на её строительство. Стены украшены мозаиками: «Гефсиманское моление», «Предание Спасителя» и «Взятие Христа под стражу».

гефсимания что это такое. Смотреть фото гефсимания что это такое. Смотреть картинку гефсимания что это такое. Картинка про гефсимания что это такое. Фото гефсимания что это такое

гефсимания что это такое. Смотреть фото гефсимания что это такое. Смотреть картинку гефсимания что это такое. Картинка про гефсимания что это такое. Фото гефсимания что это такое

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Чуть севернее Гефсиманского сада находится православная церковь Успения с гробницей Богородицы, построенная в XII веке на месте где в 326 году святая Елена воздвигла первую церковь. Согласно преданию в ней также находятся гробницы родителей Богородицы Иоакима и Анны и Иосифа Обручника. В самой нижней части храма находится гробница, в которой апостолы похоронили Деву Марию. Гробница была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, и в ней были найдены пояс и погребальные пелены. [7] Храм принадлежит Иерусалимской Православной Церкви и Армянской апостольской церкви.

гефсимания что это такое. Смотреть фото гефсимания что это такое. Смотреть картинку гефсимания что это такое. Картинка про гефсимания что это такое. Фото гефсимания что это такое

гефсимания что это такое. Смотреть фото гефсимания что это такое. Смотреть картинку гефсимания что это такое. Картинка про гефсимания что это такое. Фото гефсимания что это такое

Церковь Святой Марии Магдалины

Русская православная церковь Святой Марии Магдалины построена в 1885—1888 годы императором Александром III в память его матери императрицы Марии Александровны. Является образцом русской архитектуры московского стиля, увенчан семью луковичными куполами. Внутри иконостас из белого мрамора с бронзовым орнаментом, пол выполнен из разноцветного мрамора. В храме имеются иконы кисти Василия Верещагина. При храме находится женский Гефсиманский монастырь Вифанской общины Воскресения Христова РПЦЗ. [8]

Интересные факты

В культуре

Примечания

См. также

Ссылки

Арест, суд и казнь Иисуса Христа → Иисус Христос с момента смерти до ВоскресенияСобытияСтрасти Христовы: Моление о чаше • Арест Иисуса Христа • Поцелуй Иуды • Отречение апостола Петра • Суд Пилата • Бичевание Христа • Крестный путь • Распятие Христово • Слова Иисуса на Кресте

гефсимания что это такое. Смотреть фото гефсимания что это такое. Смотреть картинку гефсимания что это такое. Картинка про гефсимания что это такое. Фото гефсимания что это такое

МестаГефсиманский сад • Синедрион • ГолгофаИисус и ученикиИисус Христос • Дева Мария • Мария Магдалина • Мария Клеопова • Иоанн Богослов • Апостол Пётр • Апостол Марк • Иуда Искариот • Жены-мироносицыИудеиИрод Антипа • Каиафа • Анна • Малх • Раба придверница • Варавва • Симон Киринеянин • Агасфер • Благоразумный и безумный разбойникиРимлянеПонтий Пилат • Клавдия Прокула • Сотник ЛонгинПредметыОрудия Страстей: Терновый венец • Риза Господня/Бесшовный хитон • Животворящий Крест • Титло INRI • Копьё Лонгина • Святой Грааль • 30 сребренниковИконографияEcce Homo • Форма орудия казни Иисуса • Распятие (декоративно-прикладное искусство)

Полезное

Смотреть что такое «Гефсимания» в других словарях:

Гефсимания — Гат Шманйм Гефсимания, т. е. пресс для масла, небольшое селение с садом вне Иерусалима у западного подножия Масличной горы, куда часто удалялся наш Спаситель, и где Он перенес невыразимые душевные муки в ночь, когда был предан (Мат. 26:36; Map.… … Словарь библейских имен

Гефсимания — место или селение (как выражаются евангелисты Матфей и Марк см. соотв. статью), куда любил уединяться Христос, удаляясь из Иерусалима. Оно находилось за потоком Кедронским, у южной подошвы горы Елеонской, близ Стефановских ворот, принадлежало,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Гефсимания — ( масличный пресс ), сад у подножия Масличной (Елеонской) горы (Ин 18:1). Назв. так потому, что здесь, в саду или возле него, в одной из пещер, вероятно, некогда находился пресс для выжимки масла. И сегодня жители Г. указывают на пещеру дд. 19 и… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Гефсимания — Гефсим’ания (пресс для выжимания масла) (Мат.26:36 ; Мар.14:32 ) сад (Иоан.18:1 ) на склоне Елеонской горы, отделенной от Иерусалима неширокой долиной с потоком Кедрон. Это место полно святого значения для каждого христианина на земле, ибо… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Гефсимания — священное для всех христиан место. Здесь, в саду, часто проводил время со своими учениками Иисус Христос, здесь он молился до кровавого пота перед своей Крестной кончиной. Здесь Он был предан Иудой Искариотом. Здесь похоронены родители Пресвятой… … Православный энциклопедический словарь

Гефсимания — Архитектурно садовый комплекс при монастыре, символизирующий местность, в которой происходили некоторые важные события евангельской истории. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

Гефсимания — Гефсим’ания (пресс для выжимания масла) (Мат.26:36 ; Мар.14:32 ) сад (Иоан.18:1 ) на склоне Елеонской горы, отделенной от Иерусалима неширокой долиной с потоком Кедрон. Это место полно святого значения для каждого христианина на земле, ибо… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Гефсимания — масличный сад, священнейшее место для всех христиан. Сюда Господь приходил и вместе со Своими учениками, здесь Он молился перед Своей крестной смертью, здесь же Иуда Искариот предал его в руки слуг первосвященников. Здесь Сын Божий испытал… … Православная энциклопедия

Источник

ГЕФСИМАНИЯ

гефсимания что это такое. Смотреть фото гефсимания что это такое. Смотреть картинку гефсимания что это такое. Картинка про гефсимания что это такое. Фото гефсимания что это такое

гефсимания что это такое. Смотреть фото гефсимания что это такое. Смотреть картинку гефсимания что это такое. Картинка про гефсимания что это такое. Фото гефсимания что это такое

Иисус Христос во время пребывания в Иерусалиме не раз уходил на Елеонскую гору и в Гефсиманский сад, где молился и беседовал с апостолами (Лк 21. 37; 22. 39; Ин 18. 2). Здесь Он провел в молитве ночь с учениками после установления Тайной вечери (Мф 26. 36-56; Мк 14. 32-52; Лк 22. 39-53; Ин 18. 1-12). Попросив 3 избранных апостолов, Петра, Иакова и Иоанна Зеведеевых, бодрствовать вместе с Ним, Христос «ужасался и тосковал» (Мк 14. 33). Он обратился к Богу с молитвой: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22. 42; ср.: Мф 26. 39; Мк 14. 36). Как показывает евангелист Лука, напряжение Его дошло до кровавого пота (Лк 22. 44). Здесь Христос, принявший волю Отца о Чаше, был предан отступником Иудой Искариотом, к-рый поцеловал Учителя, подав т. о. знак вооруженным слугам иудейских старейшин, кого надо арестовать (Мф 26. 47-50; Мк 14. 43-45; Лк 22. 47-48). (о догматическом содержании евангельского рассказа о Гефсиманском борении см. в ст. Иисус Христос.)

Топография

Евангелисты Матфей (Мф 26. 30) и Марк (Мк 14. 32) определяют Г. как выделенный участок, владение (χωρίον) на Елеонской горе. Ап. Лука не упоминает Г., подразумевая, что события, описываемые Матфеем и Марком, случились в одной из точек (τόπος) на Елеоне (Лк 22. 39). Только ап. Иоанн Богослов говорит о саде или об огороженной местности (κῆπος), однако он не дает названия Г. (Ин 18. 1). Это был, очевидно, огражденный стеной сад (поскольку Иоанн пишет, что Христос вместе с учениками вошел в него), достаточно большой, чтобы Иисус мог оставить апостолов, уведя с Собой только Петра, Иоанна и Иакова Зеведеевых (Мф 26. 37; Мк 14. 32-34), а затем уединиться от них и молиться в одиночестве (Мф 26. 39; Мк 14. 35). Существовали различные традиции, локализующие в Г. место Моления о Чаше и взятия Христа под стражу.

С Г. связана группа памятников археологии христианской и церковной архитектуры.

Базилика на месте Гефсиманской молитвы

гефсимания что это такое. Смотреть фото гефсимания что это такое. Смотреть картинку гефсимания что это такое. Картинка про гефсимания что это такое. Фото гефсимания что это такое

гефсимания что это такое. Смотреть фото гефсимания что это такое. Смотреть картинку гефсимания что это такое. Картинка про гефсимания что это такое. Фото гефсимания что это такое

Интересно, что, хотя оба храма врезаны апсидами в скалу (у раннего из скалы вытесана даже часть юж. стены), они имеют разную ориентировку осей: нижняя церковь отклонена на 13° к северу от строго вост. направления, видимо, для того, чтобы ось проходила через большой скальный выступ в апсиде и лежащий на нем обломок скалы, к-рый служил престолом. По всей видимости, этот камень почитался как место Моления о Чаше. Так считал и Л. Венсан, датировавший храм эпохой имп. Феодосия I (379-395), о чем говорят архитектурные детали, однако нельзя исключать более раннюю дату.

В зап. части сооружения, вокруг атрия, сохранились остатки обширной (11×18 м) пещеры с 4 внутренними опорами; в ней открыт обломок масличного пресса и цистерна для воды, что свидетельствует о хозяйственном использовании пещеры в рим. время (ок. 199-200). Эти находки заставили Дж. Тейлор предположить, что открытый в 1909 г. храм можно отождествить с церковью на месте пещеры Тайной вечери, поскольку отдельные элементы (в т. ч. остатки 3 параллельных блоков камня в сев. апсиде) легко сопоставить с описанными в итинерариях VI в. каменными цистернами, столами, ложами Христа и учеников. Обычай совместной трапезы в память Тайной вечери сложился у паломников в визант. период, ее вкушали в тех местах, где, согласно Евангелию, Христос беседовал с учениками (в Вифании, в Гефсимании, на горе Сион).

Раннехрист. базилика была разрушена в нач. VII в., в эпоху персид. нашествия, и только во времена крестоносцев на ее месте появилась новая, бо́льшая по размеру церковь (ок. 30×17,7 м), пропорции к-рой, однако, были не столь вытянуты. В ней всего 3 пары столбов с квадрифолийным «готическим» сечением. Она ориентирована точно на восток и потому лишь отчасти перекрывает древнюю церковь. Новой ориентации отвечает и др. скальный выступ, лежащий перед престолом по оси крайнего вост. компартимента, что заставило строителей шире раздвинуть границы вимы. Скалой образованы также 2 прямоугольных престола в обеих боковых апсидах и небольшая ступень (подобие синтрона) в юж. апсиде (наличие 3 престолов сопоставляют с тройственной молитвой Христа).

Источник

ГЕФСИМАНИЯ

Иисус Христос во время пребывания в Иерусалиме не раз уходил на Елеонскую гору и в Гефсиманский сад, где молился и беседовал с апостолами (Лк 21. 37; 22. 39; Ин 18. 2). Здесь Он провел в молитве ночь с учениками после установления Тайной вечери (Мф 26. 36-56; Мк 14. 32-52; Лк 22. 39-53; Ин 18. 1-12). Попросив 3 избранных апостолов, Петра, Иакова и Иоанна Зеведеевых, бодрствовать вместе с Ним, Христос «ужасался и тосковал» (Мк 14. 33). Он обратился к Богу с молитвой: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22. 42; ср.: Мф 26. 39; Мк 14. 36). Как показывает евангелист Лука, напряжение Его дошло до кровавого пота (Лк 22. 44). Здесь Христос, принявший волю Отца о Чаше, был предан отступником Иудой Искариотом, к-рый поцеловал Учителя, подав т. о. знак вооруженным слугам иудейских старейшин, кого надо арестовать (Мф 26. 47-50; Мк 14. 43-45; Лк 22. 47-48). (о догматическом содержании евангельского рассказа о Гефсиманском борении см. в ст. Иисус Христос.)

Топография

Евангелисты Матфей (Мф 26. 30) и Марк (Мк 14. 32) определяют Гефсиманию как выделенный участок, владение (χωρίον) на Елеонской горе. Апостол Лука не упоминает Гефсиманию, подразумевая, что события, описываемые Матфеем и Марком, случились в одной из точек (τόπος) на Елеоне (Лк 22. 39). Только апостол Иоанн Богослов говорит о саде или об огороженной местности (κῆπος), однако он не дает названия Гефсимании (Ин 18. 1). Это был, очевидно, огражденный стеной сад (поскольку Иоанн пишет, что Христос вместе с учениками вошел в него), достаточно большой, чтобы Иисус мог оставить апостолов, уведя с Собой только Петра, Иоанна и Иакова Зеведеевых (Мф 26. 37; Мк 14. 32-34), а затем уединиться от них и молиться в одиночестве (Мф 26. 39; Мк 14. 35). Существовали различные традиции, локализующие в Гефсиманию место Моления о Чаше и взятия Христа под стражу.

С Гефсиманией связана группа памятников археологии христианской и церковной архитектуры.

Базилика на месте Гефсиманской молитвы

Галльская паломница Эгерия (конец IV века) подробно описывает многолюдную процессию и службу на Елеонской горе в ночь с четверга на пятницу Страстной седмицы и упоминает «прекрасную церковь» в Гефсимании: «Когда запел петух, все покинули Imbomon (место Вознесения) и спустились с песнопениями ниже, к месту, где Господь молился. и епископ со всем народом вошел в прекрасную церковь, которая там построена, и сотворили приличествующую месту и дню молитву с подобающим пением. Затем читалось Евангелие, где Он говорит ученикам: «Следите, дабы не впасть вам во искушение», а по окончании чтения снова молились». После этого процессия двинулась в Гефсиманию, которая была освещена 200 подсвечниками и где читалось Евангелие о взятии Христа под стражу, а затем направилась в город (Eger. Itiner. 36, 1-3). Блаженный Иероним (390), редактируя текст Евсевия, добавляет, что на месте Гефсиманской молитвы была поставлена церковь (Hieron. Onomast. 75, 18-19). Гефсимания изображена на мозаичной карте из Мадабы (2-я половина VI века).

Интересно, что, хотя оба храма врезаны апсидами в скалу (у раннего из скалы вытесана даже часть южной стены), они имеют разную ориентировку осей: нижняя церковь отклонена на 13° к северу от строго восточного направления, видимо, для того, чтобы ось проходила через большой скальный выступ в апсиде и лежащий на нем обломок скалы, который служил престолом. По всей видимости, этот камень почитался как место Моления о Чаше. Так считал и Л. Венсан, датировавший храм эпохой императора Феодосия I (379-395 годы), о чем говорят архитектурные детали, однако нельзя исключать более раннюю дату.

В западной части сооружения, вокруг атрия, сохранились остатки обширной (11×18 м) пещеры с 4 внутренними опорами; в ней открыт обломок масличного пресса и цистерна для воды, что свидетельствует о хозяйственном использовании пещеры в римское время (около 199-200 годов). Эти находки заставили Дж. Тейлор предположить, что открытый в 1909 году храм можно отождествить с церковью на месте пещеры Тайной вечери, поскольку отдельные элементы (в т. ч. остатки 3 параллельных блоков камня в северной апсиде) легко сопоставить с описанными в итинерариях VI века каменными цистернами, столами, ложами Христа и учеников. Обычай совместной трапезы в память Тайной вечери сложился у паломников в византийский период, ее вкушали в тех местах, где, согласно Евангелию, Христос беседовал с учениками (в Вифании, в Гефсимании, на горе Сион).

Раннехристианская базилика была разрушена в начале VII века, в эпоху персидского нашествия, и только во времена крестоносцев на ее месте появилась новая, бо́льшая по размеру церковь (около 30×17,7 м), пропорции которой, однако, были не столь вытянуты. В ней всего 3 пары столбов с квадрифолийным «готическим» сечением. Она ориентирована точно на восток и потому лишь отчасти перекрывает древнюю церковь. Новой ориентации отвечает и другой скальный выступ, лежащий перед престолом по оси крайнего восточного компартимента, что заставило строителей шире раздвинуть границы вимы. Скалой образованы также 2 прямоугольных престола в обеих боковых апсидах и небольшая ступень (подобие синтрона) в южной апсиде (наличие 3 престолов сопоставляют с тройственной молитвой Христа).

Новый храм францисканцев построен в 1919-1924 годах архитектором А. Барлуцци на фундаменте базилики IV века т. о., чтобы сохранить открытым большой скальный фрагмент (Камень Моления о Чаше) и фрагменты византийского мозаичного пола. Храм Гефсиманской молитвы называется также церковь Моления о Чаше, Агонии (т. е. Гефсиманского борения) или «Церковью всех наций», т. к. 16 католических стран принимали финансовое участие в его строительстве и украшении.

Церковь могла пережить персидское нашествие или быть вновь отстроена вскоре после него (т. к. ее упоминает Аркульф), но к начале XII века верхний храм находился в руинах (вероятно, разрушен при аль-Хакиме в 1009 году), а гробница оставалась сохранной. Ее подробное описание дает игумен Даниил (1106-1108 годы): «. была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми. а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне,- на той скамье и было положено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы. По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину 4 локтя так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами. А сверху над гробом Святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя Святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место. Расположен гроб Святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви» (БЛДР. Т. 4. С. 48-49).

Крестоносцы перестроили поврежденное здание вновь как 2-этажное, с храмами на обоих уровнях. Фасад церкви с большим порталом, оформленным в романском стиле, сохранился до настоящего времени. К западу от церкви был создан хорошо укрепленный женский монастырь («аббатство Святой Марии долины Иосафата»), упомянутый в 1172 году паломником из Германии Теодорихом. Он описал также гробницу Богоматери как «крипту», где «стоит Ее святой гроб, покрытый самыми дорогими украшениями из мрамора и мозаики. Эта гробница имеет вокруг 20 колонн, несущих арки, фриз («бордюр») и крышу». По фризу шла стихотворная надпись: «Отсель, с долины Иосафата, ведет путь в небо! Здесь Дева, Коей доверено было взрастить Господа, некогда покоилась. Безупречная, отсюда поднялась Она к открытым для Нее вратам небесным. Для бедных грешников Свет и Путь (спасения), их Матерь и Надежда». Далее Теодорих описывает завершение церкви как «круглый свод» с шаром и крестом над ним, поддержанный 6 парами малых колонн; между этими парами по всей окружности повешены светильники. Церковь была разрушена воинами Салах-ад-Дина, взявшими Иерусалим в 1187 году, но нижний уровень с гробницей уцелел (поскольку мусульмане почитают Марию как мать Иисуса, она упомянута в Коране (36-45) и мусульманский писатель XV века Муджир ад-Дин передает предание, что пророк Мухаммад видел свет над гробницей Пресвятой Богородицы во время ночного путешествия в Иерусалим). В эпоху турецкого господства церковь принадлежала францисканцам; вероятно, некоторое время она служила мечетью (ниша в юго-восточной стене могла быть михрабом, она появилась в XVII веке, т. к. отсутствует на первых опубликованных планах святых мест Ж. Зуалларта (1585) и Б. Амико (1609)). В 1757 году храм был передан турками во владение Греческой и Армянской Церквам. В нем могут служить с разрешения православных и армянских церковных властей копты и сирийцы.

За кувуклией Пресвтойя Богородицы в отдельном большом киоте находится чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери.

Исторические источники:

Itineraria et alia Geographica // CCSL. Turnhout, 1965. T. 175.

Дополнительная литература:

Vincent L.-H., Abel F.-M. Jerusalem: Rech. de topographie, d’archéologie et d’histoire. P., 1912. Vol. 1;

Meistermann B.A. Gethsemani: Notices hist. et descriptives. P., 1920;

Orfali G. Gethsémani: Notices sur l’Eglise de l’Agonie ou de la Priere d’après les foilles récentes accomplies par la Custodie Franciscaine de Terre Sainte (1909 et 1920). P., 1924;

Bagatti В. Tempera dell’antica basilica di Getsemani // RAC. 1938. Vol. 15. P. 153-162;

Kopp C. The Holy Places of the Gospels. Freiburg, 1963.

Иллюстрации:

Литография художников Г. и Н. Чернецовых. Вход в церковь Успения Пресвятой Богородицы. 1842-1843 годы. Архив ПЭ;

Вид на Гефсиманию и Елеонскую гору. Архив ПЭ;

Пещера учеников. Архив ПЭ;

Ступени, ведущие в церкви Успения Пресвятой Богородицы. Архив ПЭ;

Кувуклия с гробницей Божией Матери в церкви Успения Пресвятой Богородицы. Архив ПЭ;

Базилика Гефсиманской молитвы. Архитектор А. Барлуцци. 1919-1924 годы. Центральная апсида. Архив ПЭ;

Древние маслины Гефсиманского сада. Архив ПЭ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *