глиптика что это такое

Глиптика что это такое

Поделитесь с друзьями

Истоки искусства глиптики — резьбы на миниатюрных драгоценных и полудрагоценных камнях — уходят корнями в глубокую древность. Природная красота минералов в сочетании с виртуозной тонкостью работы делают резные камни (геммы) одними из самых притягательных произведений искусства. Инталии — камни с углублённым изображением — начали вырезать в IV–III тысячелетии до н. э. на Востоке и в Эгейском мире; инталии служили амулетами и печатями. В конце IV — начале III в. до н. э., в эпоху эллинизма, появились первые камеи — камни с выпуклым рельефом. Исполнявшиеся, обыкновенно, на многослойных цветных камнях, камеи часто использовались как украшения, служили подношениями в храмы; камеями декорировали светские и культовые предметы, они красовались на одеждах знати и жрецов. Геммы, вырезанные мастерами Древней Греции и Древнего Рима, стали воплощением классического идеала. К художественному совершенству античных миниатюрных памятников будут стремиться мастера последующих поколений. Высокий расцвет искусства глиптики в эпоху Возрождения, а также позднее, во второй половине XVIII — начале XIX века, приходился на время усиления интереса к античности. Коллекционировать геммы стали уже в древности. Начиная с эпохи Возрождения резные камни, античные и новой работы, были предметом страстного собирательства. В эпоху Просвещения увлечение резными камнями достигло такого размаха, что его сравнивали с эпидемией. Крупнейшим коллекционером гемм XVIII века была императрица Екатерина II, собравшая более 10 000 камей и инталий.

глиптика что это такое. Смотреть фото глиптика что это такое. Смотреть картинку глиптика что это такое. Картинка про глиптика что это такое. Фото глиптика что это такое

Пятеро бродит коров на этой маленькой яшме, Словно живые, резцом врезаны в камень они. Кажется, вот разбредутся, но нет, золотая ограда Тесным схватила кольцом крошечный пастбищный луг.

Истоки искусства глиптики — резьбы на миниатюрных драгоценных и полудрагоценных камнях — уходят корнями в глубокую древность. Природная красота минералов в сочетании с виртуозной тонкостью работы делают резные камни (геммы) одними из самых притягательных произведений искусства. Инталии — камни с углублённым изображением — начали вырезать в IV–III тысячелетии до н. э. на Востоке и в Эгейском мире; инталии служили амулетами и печатями. В конце IV — начале III в. до н. э., в эпоху эллинизма, появились первые камеи — камни с выпуклым рельефом. Исполнявшиеся, обыкновенно, на многослойных цветных камнях, камеи часто использовались как украшения, служили подношениями в храмы; камеями декорировали светские и культовые предметы, они красовались на одеждах знати и жрецов. Геммы, вырезанные мастерами Древней Греции и Древнего Рима, стали воплощением классического идеала. К художественному совершенству античных миниатюрных памятников будут стремиться мастера последующих поколений. Высокий расцвет искусства глиптики в эпоху Возрождения, а также позднее, во второй половине XVIII — начале XIX века, приходился на время усиления интереса к античности. Коллекционировать геммы стали уже в древности. Начиная с эпохи Возрождения резные камни, античные и новой работы, были предметом страстного собирательства. В эпоху Просвещения увлечение резными камнями достигло такого размаха, что его сравнивали с эпидемией. Крупнейшим коллекционером гемм XVIII века была императрица Екатерина II, собравшая более 10 000 камей и инталий.

Глиптика. Прошлое и настоящее

Инталия «Жертвоприношение» работы Валерио Белли

Искусство античной глиптики

Камея Гонзага. О. Я. Неверов

Британская глиптика XIV–XX веков (каталог коллекции)

Экспонаты

глиптика что это такое. Смотреть фото глиптика что это такое. Смотреть картинку глиптика что это такое. Картинка про глиптика что это такое. Фото глиптика что это такое

Инталия: кобыла с жеребенком. Оборот: надпись на греческом языке: ΕΥΤΥΧΩΧΣ /ΦΑΥСΤΙ/ΝΙΑΝΩ («На счастье Фаустиниану»). I в.

Карадоссо ди Фоппа. Инталия: портрет Лодовико Моро. 1494-1499 гг.

Кастельболонезе, Джованни Бернарди да. Инталия: похищение Деяниры, начало 1540-х гг.

Камея: Аполлон, убивающий Пифона, конец XVI в.

Маснаго, Джованни Антонио. Камея: дрофа, середина XVI в. (камея); конец XVIII в. (оправа)

Камея: Танцовщица с тамбурином. 1796-1819 гг.

Тетенев, Денис Осипович (?). Камея: Гигиея, кормящая змею перед Минервой

Источник

Глиптика

Из Википедии — свободной энциклопедии

глиптика что это такое. Смотреть фото глиптика что это такое. Смотреть картинку глиптика что это такое. Картинка про глиптика что это такое. Фото глиптика что это такое

Мастерством резьбы по твёрдому камню владели египетские, шумерские, вавилонские, ассирийские мастера. Особенно выделяются своей красотой и изысканностью выполнения резные камни Древней Греции и Италии. Здесь зародился специфический выразительный язык глиптики, который соединил в миниатюрных произведениях красоту минералов и виртуозную резьбу.

Для резьбы использовали (агат, сердолик, гранаты, гематит, сардоникс), в качестве инструмента: лучковый вал (смычок) с ножным приводом, резцы и абразивные материалы, поскольку камни были твёрже металла того времени. В качестве абразива использовали порошок корунда или алмазную пыль с маслом и водой. Для окончательной полировки применяли порошок гематита с оливковым маслом. На одну камею мастер тратил месяцы, а то и годы. Использовали также подкладки из золотой или серебряной фольги.

Особая трудность резьбы инталий, помимо их миниатюрности, состояла в том, что мастер постоянно должен был иметь в виду обратное изображение. Покрытую абразивным материалом, углублённую, как бы негативную, инталию было необходимо время от времени очищать и делать пробные оттиски. Создание гемм было очень долгим и кропотливым занятием. Но твёрдость минералов сделала геммы поистине вечными. Дойдя через столетия до наших дней, они порой предстают перед нами такими, словно разрушительное время их совсем не коснулось.

Разнообразны сюжеты античных гемм. В них нашли отражение многие стороны материальной и духовной жизни античного мира: религия и политика, литература и театр, извечные человеческие отношения и быт. Иногда миниатюрные изображения являются единственным источником знакомства с жизнью древнего мира. Особенно ценны в них воспроизведения навсегда утраченных шедевров греческой живописи и пластики.

С раннего Средневековья глиптика становится неотъемлемой частью христианской культуры. Образцы резьбы по камню мы находим в Византийском и древнерусском искусстве. Резные изображения Спасителя, Божией Матери и Святых стали неотъемлемой частью архиерейских облачений, они часто используются как вставки в панагиях и митрах. Основным камнем, используемым в культовых предметах, является лазурит.

Лучшие традиции древности возродили современные мастера-камнерезы. Они освоили технологию обработки таких непростых в работе камней, как топаз, берилл, изумруд и аметист. Замечательные образцы камнерезного творчества российских мастеров можно было увидеть на ежегодной выставке-ярмарке «Симфония самоцветов», регулярно проводимой в Москве Государственным геологическим музеем им. В. И. Вернадского.

Источник

Глиптика

глиптика что это такое. Смотреть фото глиптика что это такое. Смотреть картинку глиптика что это такое. Картинка про глиптика что это такое. Фото глиптика что это такое
«Камея Гонзага» с изображанием Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои. 3 в. до н. э. Александрия. Эрмитаж. Ленинград.

Литература: М. И. Максимова, Античные резные камни Эрмитажа, Л., 1926; её же, Резные камни XVIII-XIX вв., Л., 1926; А. Я. Борисов, В. Г. Луконин, Сасанидские геммы, Л., 1963; Ю. О. Каган, Выставка западноевропейской глиптики XIII-XVII вв., Л., 1969; О. Я. Неверов, Геммы античного мира, М., 1983; Vollenweider М. L., Die Steinschneidekunst und ihre Kьnstler in spдtrepublikanischer und augusteischer Zeit, Baden-Baden, 1966.

Полезное

Смотреть что такое «Глиптика» в других словарях:

ГЛИПТИКА — греч., от glypho, иссекаю, вырезываю. Искусство ваять. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ГЛИПТИКА искусство ваяния из камня или металла. Глипты изваянные из… … Словарь иностранных слов русского языка

глиптика — и, ж. glyptique f. <гр. glipho вырезаю. Искусство резьбы по камню. РР 1987 5 141. Античная глиптика. БАС 2. Глиптика. Все выставленные на полках в шкафу гипсовые слепки разных частей человеческой головы посыпались на пол. Октябрь 2001 5 60.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ГЛИПТИКА — (греческое glyptike, от glypho вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. Резные камни (геммы) с врезанными изображениями называется инталиями, с выпуклыми камеями … Современная энциклопедия

ГЛИПТИКА — (греч. glyptike от glypho вырезаю), искусство резьбы на драгоценных или полудрагоценных камнях … Большой Энциклопедический словарь

ГЛИПТИКА — ГЛИПТИКА, глиптики, мн. нет, жен. (иск.). Искусство художественной резьбы на твердом камне; см. глипт. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

глиптика — сущ., кол во синонимов: 5 • глиптография (2) • глифака (1) • глифика (3) • … Словарь синонимов

Глиптика — Камея императора Константина, сардоникс, IV век н. э., Эрмитаж Глиптика (от греч … Википедия

глиптика — и; ж. [от греч. glyptos вырезанный]. 1. Искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. Античная г. 2. собир. Резные изделия из драгоценных и полудрагоценных камней. Собирать глиптику. * * * глиптика (греч. glyptikē, от glýphō вырезаю) … Энциклопедический словарь

Глиптика — (греч. glyptike, от glypho вырезаю, выдалбливаю) искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности) … Большая советская энциклопедия

Глиптика — см. Ваяние, а также Гемма … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Глиптика или камнерезное искусство

Искусство резьбы по камню было известно еще шумерам. За шесть тысячелетий глиптика покорила страны и народы. За каменные или самоцветные миниатюры выкладывают целые состояния.

глиптика что это такое. Смотреть фото глиптика что это такое. Смотреть картинку глиптика что это такое. Картинка про глиптика что это такое. Фото глиптика что это такое

Что такое глиптика

Глиптика – это резьба по драгоценным камням и поделочным самоцветам.

Название восходит к древнегреческому термину γλύφω – вырезаю, выдалбливаю.

Камень с вырезанным на нем изображением называется геммой.

Не считая резьбы по рогу и кости, это древнейший способ художественной обработки драгоценных и полудрагоценных камней и минералов. Считается разновидностью декоративно-прикладного искусства.

Глиптика – это ювелирная резьба во всех смыслах:

Высокая твердость материала усложняет работу резчика, но сохраняет каменное произведение искусства на века.

Какие бывают геммы

По способу выполнения различают два вида гемм – камеи и инталии.

Инталии монохромны, их сравнивают с графикой. Камеи бывают одно- и многоцветными. Это каменная «живопись».

Первым видом глиптики была инталия, с конца IV века до нашей эры появились камеи.

Инталия

Инталия (или интальо) – это гемма с углубленным, как бы вдавленным по контуру, рисунком. Несмотря на кажущуюся простоту и одноцветность, вырезать ее труднее, чем камею. Резчику приходится следить за лицом и изнанкой изображения, постоянно делать пробные оттиски.

глиптика что это такое. Смотреть фото глиптика что это такое. Смотреть картинку глиптика что это такое. Картинка про глиптика что это такое. Фото глиптика что это такоеИнталия с изображением Эроса

Инталия востребована как личная или родовая печать, фамильный герб. Изображение для них вырезалось в зеркальном варианте, чтобы оттиск получился «нормальным».

Такими геммами опечатывали помещения, бюро, запечатывали любовные письма, другую конфиденциальную корреспонденцию. В России их называли печатками и часто носили как перстень.

В Древней Греции профессия камнереза была почетной, но контролируемой государством. Выполнив заказ, они должны были уничтожать оригинал инталии.

XIX век ввел моду на «реверсные» инталии. Правильное изображение на них появляется при рассмотрении с изнанки. Для усиления эффекта под изображением размещали цветные подложки (обычно из золотой или серебряной фольги).

Камея

Камея – это самоцвет или камень с выпуклым вырезанным изображением.

глиптика что это такое. Смотреть фото глиптика что это такое. Смотреть картинку глиптика что это такое. Картинка про глиптика что это такое. Фото глиптика что это такоеКамея из сердолика » Зачарованный замок»

Их родиной считается Александрия, точная история происхождения названия не выяснена.

Первыми исходником камей были многоцветные яшмы и сардоникс. Позднее мастера освоили аметисты, аквамарины, изумруды, топазы.

Чтобы получить многоцветное изображение, используют слоистый агат. Он дает простор фантазии, позволяет показать мастерство. Используется для «портретных» камей. Белый слой геммы становится лицом, коричневатый – шевелюрой, глазами, элементами одежды.

глиптика что это такое. Смотреть фото глиптика что это такое. Смотреть картинку глиптика что это такое. Картинка про глиптика что это такое. Фото глиптика что это такое

Габариты агата, сердолика позволяют создавать крупные экземпляры этого вида глиптики, по 15-20 см.

Главное угадать со слоистостью. Мастера говорят, что одного опыта недостаточно. Нужна еще удачливость, везение.

История глиптики

История искусства резьбы по камню исчисляется шестью тысячелетиями:

К XIX веку рынок (особенно европейский) наводнил ширпотреб – поделки из окаменевшей лавы и толстых раковин моллюсков. Качество отступило перед количеством. Неудивительно, что музейную и эстетичную ценность представляет ничтожная часть созданного в то время.

XX век все расставил по местам. Публика, пресытившись, оставила глиптику в покое. Искусством резьбы по камню вновь занялись талантливые профессионалы, создавая геммы-шедевры для финансово обеспеченных знатоков.

глиптика что это такое. Смотреть фото глиптика что это такое. Смотреть картинку глиптика что это такое. Картинка про глиптика что это такое. Фото глиптика что это такое

Геммы как объект коллекционирования

Геммы всегда были дороги и желанны. К их поклонникам причисляли себя богатые граждане Античного мира, императоры, короли, римские папы.

Делом чести и престижа у аристократии считалось создание личной дактилиотеки.

Дактилиотека – это коллекция гемм, разложенная по специальным ящичкам.

Россия

Российские монархи были неравнодушны к геммам. Их собрания хранятся в топовых музеях обеих столиц.

глиптика что это такое. Смотреть фото глиптика что это такое. Смотреть картинку глиптика что это такое. Картинка про глиптика что это такое. Фото глиптика что это такое

Как пример, глиптика эрмитажного собрания:

Екатерина Великая передала Эрмитажу 10 тыс. гемм. Сегодня коллекция глиптики музея превышает 20 тысяч единиц.

В музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) хранится глиптика мастеров Двуречья (4-3 тысячелетия до нашей эры). Это цилиндрики из кварца, халцедона, яшмы с текстами и изображением людей и животных.

глиптика что это такое. Смотреть фото глиптика что это такое. Смотреть картинку глиптика что это такое. Картинка про глиптика что это такое. Фото глиптика что это такоеКамеи

Музеи закупают глиптику современных российских мастеров. Это единичные приобретения, действительно произведения камнерезного искусства.

Со времен древних цивилизаций геммы были в фаворе у знати:

Собрания гемм музейного уровня есть в сокровищницах правящих королевских домов Европы.

Деловые люди рассматривают глиптику как объект инвестирования. Геммы не дешевеют никогда.

Как создаются геммы

Технология изготовления гемм изменилась мало. В ее основе те же принципы: выбор исходника, инструментов плюс знания по минералогии и мастерство.

Профессиональное исполнение

Инструментарий для глиптики – резцы, наждак, абразив из алмазной крошки, вращающийся станок. Металлический инструмент бесполезен: большинство камней и самоцветов он поцарапать не может.

глиптика что это такое. Смотреть фото глиптика что это такое. Смотреть картинку глиптика что это такое. Картинка про глиптика что это такое. Фото глиптика что это такоеКамея — подвеска » Золотая рыбка» из цельного агата

Основные этапы работы:

Желая облегчить работу, некоторые умельцы создают слоистые геммы. То есть не режут цельный камень, а набирают рельеф из тонких пластин, которые скрепляют клеем или смолами. Это имитация глиптики.

Глиптика в домашних условиях

Доступность оборудования и высокая стоимость гемм сподвигла осваивать ремесло самостоятельно.

В Сети достаточно мастер-классов и пошаговых инструкций, но глиптика в домашних условиях – дело хлопотное. Нужно быть готовым к тому, что работа над миниатюрой займет недели или месяцы. А одно неосторожное движение способно свести на нет все достигнутое.

Для начала рекомендуется выбрать недорогой монохромный камень или агат.

Источник

ГЛИПТИКА

Техника изготовления, материалы

На Др. Востоке

Античная Г.

глиптика что это такое. Смотреть фото глиптика что это такое. Смотреть картинку глиптика что это такое. Картинка про глиптика что это такое. Фото глиптика что это такое

Бегущий конь. Камея. 2-я пол. V в. до Р. Х. Мастер Дексамен (ГЭ)

Бегущий конь. Камея. 2-я пол. V в. до Р. Х. Мастер Дексамен (ГЭ)

глиптика что это такое. Смотреть фото глиптика что это такое. Смотреть картинку глиптика что это такое. Картинка про глиптика что это такое. Фото глиптика что это такое

Имп. Юлиан Отступник. Бюст. 60-е гг. IV в. (ГЭ)

Имп. Юлиан Отступник. Бюст. 60-е гг. IV в. (ГЭ)

Восточная Г.

С араб. завоеванием гос-ва Сасанидов и ближневост. территорий Византийской империи из Г. фактически исчезли фигуративные изображения, широкое распространение получили геммы с каллиграфическими надписями.

В Китае эпохи средневековья Г. представлена в основном печатями с каллиграфически тонкими резными текстами; изображения сцен и портретов не встречаются.

Раннехристианская Г.

глиптика что это такое. Смотреть фото глиптика что это такое. Смотреть картинку глиптика что это такое. Картинка про глиптика что это такое. Фото глиптика что это такое

Поклонение Кресту. Камея. IV в. (Национальная б-ка, Кабинет медалей. Париж)

Поклонение Кресту. Камея. IV в. (Национальная б-ка, Кабинет медалей. Париж)

Византийская Г.

Искусство Г. процветало на протяжении визант. эпохи (VI-сер. XV в.), и его произведения всегда отличались качеством исполнения. Технические приемы оставались теми же, что и в античности, принципы художественной выразительности во многом изменились, как и в иконописи, и в монументальном искусстве. Теперь из Г. исчезли многофигурность сцен, мифологические и светские сюжеты, ее отличают тяготение к плоскостному изображению, графическая простота силуэтов, схематичность форм. По др. произведениям искусства малых форм (изделия из слоновой кости, серебра) можно предположить, что любовь к геммам с античными или светскими сюжетами не исчезла, с большим совершенством и знанием воспроизводился стиль эллинистической Г.

глиптика что это такое. Смотреть фото глиптика что это такое. Смотреть картинку глиптика что это такое. Картинка про глиптика что это такое. Фото глиптика что это такое

Имп. Константин Великий и богиня Тихе. Камея. 1-я четв. IV в. (ГЭ)

Имп. Константин Великий и богиня Тихе. Камея. 1-я четв. IV в. (ГЭ)

глиптика что это такое. Смотреть фото глиптика что это такое. Смотреть картинку глиптика что это такое. Картинка про глиптика что это такое. Фото глиптика что это такое

Христос Благословляющий. Резная икона. XII в. (Лувр, Париж)

Христос Благословляющий. Резная икона. XII в. (Лувр, Париж)

Западноевропейская Г. эпохи средневековья

глиптика что это такое. Смотреть фото глиптика что это такое. Смотреть картинку глиптика что это такое. Картинка про глиптика что это такое. Фото глиптика что это такое

Св. Иоанн Креститель, ангел пустыни. Панагия. XVI в. (ГММК)

Св. Иоанн Креститель, ангел пустыни. Панагия. XVI в. (ГММК)

В периоды обострения интереса к античной истории, особенно к символике имп. Рима (эпохи Каролингского возрождения, Оттоновского возрождения, т. н. Штауфеновский ренессанс, XII в.), производились геммы, повторявшие какие-то известные в то время античные и визант. образцы и виртуозно воспроизводившие утонченный античный стиль (камея Посейдона из Юж. Италии, 1-я пол. XIII в., Музей истории искусств, Вена).

Европейская Г. эпохи Возрождения

Искусство Г. в Зап. Европе вновь стало актуальным и востребованным в эпоху Ренессанса вместе с появлением интереса к античности. Производство гемм по объему можно сравнить с античным: создается огромное количество камей с портретами правящих персон, с античными сюжетами, с сюжетами из христ. истории. При дворах светских и духовных сеньоров, в среде знати и патрицианства были популярны сосуды (чаши, кубки, вазы) из агата, горного хрусталя, яшмы в отделке драгоценными материалами (золото, эмали), статуэтки.

Произведения Г., появившиеся в XVII в., во многом уступали по художественному исполнению изделиям XVI и XVIII вв. Центром производства предметов по-прежнему оставалась Италия. Крупными мастерами-резчиками XVII в. были англичане Т. Роулинс (портрет Карла I, ок. 1659, ГЭ), Т. Саймон (портреты О. Кромвеля, 1658-1659, ГЭ).

Изучение Г., собрания

В XVIII в. впервые приступили к систематизации камнерезного искусства. В работе П. Ж. Мариета (Mariette P.-J. Traité des pierres gravées. P., 1750. T. 1-2) рассматривались различные аспекты искусства Г. В 1760 г. И. И. Винкельман составил каталог с описанием 3444 камней из считавшейся лучшей коллекции барона Г. фон Штоша (Winckelmann J. J. Description des pierres gravées du feu baron de Stosch. Florence, 1760), содержащей античную Г.

Крупнейшие собрания античных и новейших гемм находятся в Вене (Музей истории искусств), в Париже (Кабинет медалей Национальной б-ки), в С.-Петербурге (ГЭ), значительные, но менее крупные коллекции собраны в Риме (Музеи Ватикана), в Лондоне (Британский музей) и в Берлине (Гос. музеи Берлина).

Лит.: Bucher B. Geschichte der technischen Künste. Stuttg., 1875-1893. 3 Bde; Reinach S. Pierres gravées des collections Marlborough et d’Orléans. P., 1895; Babelon E. Cat. des camées antiques et modernes de la Bibliothèque Nationale. P., 1897. 2 vol.; Furtwängler А. Die antiken Gemmen: Geschichte d. Steinschneidekunst im klassischen Altertum. В.; L., 19002. Вd. 1-3; Delaporte L. Cat. des cylindres, cachets et pierres gravées de style oriental. P., 1920-1923. Vol. 1-2; Максимова М. И. Античные резные камни Эрмитажа: Путев. по выст. Л., 1926; она же. Резные камни XVIII и XIX вв. Л., 1926; Walters H. Cat. of the Engraved Gems and Cameos: Greek, Etruscan and Roman in the British Museum. L., 1926; Лордкипанидзе М. Н. Геммы Гос. музея Грузии. Тбилиси, 1954-1967. Т. 1-4 (на груз. и рус. яз.); Richter G. Cat. of Engraved Gems: Greek, Etruscan and Roman. R., 1956; Борисов А. Я., Луконин В. Г. Сасанидские геммы. Л., 1963; Vollenweider M. L. Die Steinschneidekunst und ihre Künstler in spätrepublikanischer und augusteischer Zeit. Baden-Baden, 1966; Каган Ю. А. Западноевроп. камеи в собр. Эрмитажа. Л., 1973; Неверов О. Я. Античные инталии в собр. Эрмитажа. Л., 1976; он же. Геммы античного мира. М., 1983; он же. Античные камеи в собр. Эрмитажа: Кат. Л., 1988; Димитрова-Милчева А. Антични геми и камеи. София, 1978; Афанасьева В. К. Гильгамеш и Энкиду: Эпические образы в искусстве. М., 1979; Никулина Н. М. Искусство Ионии и ахеменидского Ирана: По мат-лам глиптики V-IV вв. до н. э. М., 1994.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *