оформление трудовых отношений с самозанятыми
6 правил работы с самозанятыми
Управляющий партнер компании TAXBURO, налоговый консультант
специально для ГАРАНТ.РУ
Самозанятость – один из новых для России режимов ведения коммерческой деятельности, который, с одной стороны, имеет определенные преимущества для самого самозанятого и заказчика его услуг, с другой – характеризуется рядом существенных недостатков. При этом нарушение норм законодательства, регулирующих применение этого режима, может привести к тому, что заказчик услуг самозанятого гражданина будет привлечен к ответственности. А это значит – штрафы, проверки и судебные иски. Избежать этого помогут шесть главных правил, которым необходимо следовать при работе с самозанятыми.
Правило № 1 – не нанимайте ваших бывших работников
Основное ограничение деятельности, связанной с самозанятыми гражданами, – это запрет на подмену трудовых отношений гражданско-правовыми. Опыт других государств и некоторых российских хозяйствующих субъектов показывает, что иногда работодатели используют упрощенные режимы налогообложения для того, чтобы оптимизировать налоговую нагрузку. А именно – требуют от своих сотрудников увольнения с последующим заключением гражданско-правовых договоров с ними как с субъектами предпринимательской деятельности.
Это незаконно: нормы Федерального закон от 27 ноября 2018 г. № 422 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – Закон № 422-ФЗ) как основного нормативно-правового акта, регулирующего данный режим налогообложения, подразумевают запрет на заказ услуг у лиц, которые в течение двух последних лет являлись сотрудниками вашего предприятия (п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ). Что это значит для бизнеса? Вы не можете заключать договоры гражданско-правового характера с лицами, которые на протяжении двух последних лет были вашими штатными работниками, то есть работали у вас по трудовому договору. При этом не имеет значения, был ли данный трудовой договор срочным или бессрочным.
Правило № 2 – никаких работников у самозанятых
Работая с самозанятыми лицами в качестве исполнителей, следует понимать, что они, хотя и являются субъектами предпринимательской деятельности, все же в первую очередь – физические лица, самостоятельно исполняющие работы по договорам. У них не может быть наемных сотрудников, поэтому следует тщательно оценивать объем предстоящих работ и учитывать данный фактор.
В то же время законодательство не содержит прямых ограничений на использование подряда и субподряда самими самозанятыми. Однако это порождает дополнительные сложности и может стать предметом пристального внимания контролирующих органов как к самозанятому лицу, так и к другим сторонам договоров, заключенных данным лицом.
Нормы, которые регулируют этот вопрос, содержатся непосредственно в ч. 7 ст. 2 и п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ.
Правило № 3 – никаких других режимов налогообложения
Следует помнить, что законодательство жестко ограничивает права самозанятых лиц. Так, они не могут одновременно с налогом на профессиональный доход применять какие-либо другие налоговые режимы. Поэтому прежде чем начинать сотрудничать с самозанятым лицом, необходимо как можно более тщательно проверить его историю и наличие сведений о нем в открытых реестрах субъектов предпринимательской деятельности, чтобы избежать излишних рисков.
Отдельно стоит отметить, что п. 7 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ предполагает возможность применения этого способа налогообложения в течение последнего месяца ведения деятельности на УСН или сельхозналоге. Однако для большей безопасности взаимодействия с самозанятыми лучше не рисковать и избегать работы с лицами, все еще числящимися плательщиками данных налогов.
Правило № 4 – арбитражный суд не поможет
Несмотря на то что самозанятые граждане являются полноценными субъектами предпринимательской деятельности, значительная часть их прав и обязанностей не регламентируется действующим законодательством, применимым к полноценному бизнесу. Так, АПК РФ, определяющий порядок деятельности арбитражных судов в России, не содержит упоминания о том, что в юрисдикцию данных судов входят вопросы деятельности самозанятых граждан как плательщиков налога на профессиональный доход.
Из-за этого возникающие в рамках договорных отношений с самозанятыми гражданами спорные ситуации не могут быть решены в порядке арбитражного судопроизводства в отличие от споров с другими контрагентами-предпринимателями.
Для заказчика услуг самозанятого гражданина это может стать значительной неприятностью – в случае конфликта с самозанятым лицом нужно обращаться в суды общей юрисдикции, что предполагает в том числе иные сроки рассмотрения споров.
Правило № 5 – ограничение дохода
Если вы рассчитываете на длительное сотрудничество с самозанятым, следует помнить о том, что данная категория налогоплательщиков имеет жесткие ограничения на объем получаемого в течение года дохода. Он не может превышать 2,4 млн руб. (п. 8 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ). Поэтому в ряде случаев, когда самозанятое лицо является высококвалифицированным и дорогостоящим специалистом, данный режим налогообложения может не подходить для взаимодействия. Как только доходы самозанятого превышают данный показатель, он утрачивает право осуществлять свою деятельность в данном формате.
Правило № 6 – ограничение видов деятельности
Есть сферы деятельности, в которых вы в принципе не сможете воспользоваться услугами самозанятых граждан. Так, запрещается использование данного режима налогообложения в целях:
Стоит ли нанимать самозанятого?
В целом привлечение самозанятых граждан является достаточно удобным способом сотрудничества заказчика и исполнителя. Заказчик фактически получает эффективного специалиста, способного оказать необходимые услуги, но не несет при этом стандартных обязательств работодателя. И сам документооборот с самозанятым будет значительно меньше: нет необходимости заключать трудовой, коллективный договоры, подписывать должностные инструкции и прочую документацию, присущую трудовым отношениям.
Однако необходимо помнить о запрете на подмену трудовых отношений иными способами сотрудничества и избегать при заключении договора на оказание услуг с самозанятым повторяющихся единообразных платежей за одни и те же услуги. Следует менять спектр услуг по договорам, количество договоров, а также даты и объемы выплат, чтобы у контролирующих органов точно не возникло претензий к такого рода отношениям.
И последний аргумент в пользу самозанятого – наниматель не платит за него НДФЛ и страховые взносы. Самозанятый обязан самостоятельно уплачивать налоги за свою деятельность, но, чтобы у налоговой и других контролирующих органов не возникло вопросов к нанимателю, за любую финансовую операцию с самозанятого необходимо требовать чек.
Всё о работе с самозанятыми: договоры, налоги, риски
Самозанятых в России стало больше с 1 июля 2020 года. Налог на профессиональный доход ввели еще 53 региона, а остальные получили право самостоятельно решать, вводить ли новый режим на своей территории (Федеральный закон от 01.04.2020 № 101-ФЗ). Мы составили подборку полезных статей о самозанятых, чтобы вы вспомнили правила сотрудничества с ними и оценили риски.
Кто такие самозанятые и как они работают
Самозанятыми могут быть физлица и ИП без наёмных сотрудников, работающие на территории субъекта, который ввёл НПД на своей территории. Максимальный доход самозанятого за год не должен превышать 2,4 млн рублей.
Самозанятые физлица освобождены от НДФЛ, ИП освобождены от НДФЛ, НДС и фиксированных страховых взносов. Вместо этого они платят только налог на профессиональный доход — 4 % при работе с физлицами и 6 % при работе с организациями и ИП.
Про чеки от самозанятых
Самозанятый должен выдать вам чек за каждый проданный товар собственного производства или оказанную услугу, которую вы оплатили. Он формирует его через мобильное приложение «Мой налог» и может направить по электронной почте, ссылкой или в форме QR-кода. Чека достаточно, чтобы признать затраты при расчёте налога на прибыль (письмо Минфина России от 26.03.2020 № 03-11-11/24008).
Договоры, учёт расходов и потеря статуса самозанятого
Сотрудничество с самозанятыми выгоднее, чем наём работников, потому что самозанятый платит за себя налоги самостоятельно. Но уволить работника, перевести его в статус самозанятого и заключить договор ГПХ нельзя. Сотрудничать можно только с теми самозанятыми, которые в предшествующие два года не работали в вашей компании.
С самозанятыми заключают стандартный договор ГПХ. Дополнительно нужно указать статус лица и данные о его регистрации. Особенно важно зафиксировать, что самозанятый обязан предупредить заказчика о прекращении деятельности и снятии с учёта. Можно обойтись устным договором, если услуга оказана сразу после договоренности, а её исполнение подтверждается оплатой (письмо ФНС РФ от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@).
Особенности сотрудничества с самозанятыми ИП
Чтобы самозанятый ИП не потерял статус, он не должен совмещать НПД с другими налоговыми режимами, нанимать сотрудников, зарабатывать больше 2,4 млн рублей в год и перепродавать товары не собственного производства.
Самозанятые пенсионеры
Пенсионеры, которые хотят применять налог на профессиональный доход, должны соблюдать общие для всех самозанятых правила. С точки зрения ФНС они являются неработающими, поэтому имеют право на индексацию пенсий и могут претендовать на матпомощь, компенсации лекарств и проезда, госсубсидии.
Самозанятые пенсионеры могут продолжать копить стаж и пенсионные баллы. Для этого они платят взносы на обязательное пенсионное страхование. Стаж засчитают сразу, но пенсия не будет индексироваться и увеличиваться до прожиточного минимума.
«Осторожно, фрилансер!»: как оформить договор с самозанятым?
Самозанятость – тренд 2019 года и любимая тема для законодателей. Вот уже несколько лет самозанятых всеми правдами и неправдами выманивают “из тени”. Они, к слову, “на свет” не спешат – в 2019 году в этом статусе зарегистрировалось лишь немногим более 200 тыс. человек. Но так как на данном этапе это только эксперимент, результаты себя оправдывают.
Теперь в числе легальных фрилансеров не только репетиторы, сиделки и уборщицы, как предполагает Налоговый кодекс. Род деятельности, за некоторыми исключениями, значения вообще не имеет. Среди таких лиц немало узких специалистов, с которыми активно сотрудничает мелкий и средний бизнес. Но как оформить договор с самозанятым лицом, и как вообще регулируются отношения с таким работником?
Ликбез для тех, кто знает, что санкции ФНС и Роструда – не пустой звук!
Можно ли работать с самозанятыми?
Собственно, в адекватной форме самозанятость начала действовать лишь с 2019 года. В качестве эксперимента официально работать самим на себя разрешили жителям четырех субъектов: Москвы, Подмосковья, Калужской области и Татарстана. Хотя вот-вот планируется разрешить присоединяться к программе и другим регионам. Их жители смогут стать самозанятыми, если отвечают требованиям ст. 4 ФЗ № 422 от 27.11.2018, а именно:
Налог на профессиональный доход и есть основной причиной, по которой самозанятость существует как явление. Он облагает полученную фрилансером прибыль по ставке от 4% (если он получен от физлица) до 6% (если он получен от компании). При этом закон не предусматривает каких-либо препятствий для компаний при заключении договора с самозанятым лицом. Как и ИП, самозанятый вполне законно может вступать в договорные отношения с любым участником рынка, в том числе и с юридическим лицом. Но такие правоотношения не будут иметь ничего общего с трудовыми.
Нужно ли оформлять отношения?
Конечно, нужно! Любое предприятие, будучи стороной в сделке, согласно ст. 161 ГК обязано оформлять любые договорные отношения в письменной форме. Для компании по сути вообще не имеет значения, кто является контрагентом – она обязана оформлять письменные договоры со всеми, с кем сотрудничает. Другой вопрос, что оформлять.
Заключать трудовой договор с самозанятым лицом запрещено. Оно не может быть принято в штат и являться работником компании, а полученный в рамках трудовых отношений доход не может быть объектом налогообложения по налогу на профессиональный доход (пп. 1 п. 2 ст. 6 ФЗ № 422).
Вы наверняка уже слышали бредни про “реструктуризацию трудовых отношений” и перевод части сотрудников в статус самозанятых. Мол, так можно сэкономить на страховых платежах, налогах, отпускных, больничном… И это правда, но трудовая и налоговая инспекции вашу предприимчивость оценят едва ли. А потому советуем раз и навсегда забыть о подобных схемах. Они уже обкатаны с наймом ИП, и ничем хорошим для работодателей не заканчивались.
Формальный статус физического лица и вид заключенного с ним договора имеют куда меньшее значение, чем “экономический смысл” отношений, сложившихся между таким лицом и предприятием, тем более, если они имеют признаки трудовых отношений (Определение ВС РФ № 302-КГ17-382 от 27.020.2017).
Хотя, не исключено, что вскоре все изменится. С середины 2018 года на полках парламента «пылится» законопроект, приравнивающий самозанятых к наемным рабочим. По крайней мере, в отношениях с ИП. Предложенные правки в ТК обяжут предпринимателей оформлять на самозанятых трудовые книжки, оплачивать им больничные и отпускные. Но о перспективах принятия законопроекта говорить рано.
Пока же договор с самозанятым лицом – образец оформления отношений исключительно гражданско-правового характера. Вы будете не работником и работодателем, а заказчиком и исполнителем. И в зависимости от характера сотрудничества, это может быть не только договор об оказании услуг, но и соглашение о выполнении работ, договор аренды, купли-продажи, подряда или любой другой договор.
Что должно быть в договоре?
Любой договор обязательно должен содержать только реквизиты, предусмотренные для него по ГК. Но мы рекомендуем перестраховаться и включить в него дополнительные пункты. Они не являются обязательными, но некоторые гарантии, в силу специфики статуса самозанятого, заказчику таки предоставляют. Так, не забудьте указать, что:
Так как это гражданско-правовой договор, он и намека не должен иметь на трудовые отношения. Любая расплывчатая формулировка, любые признаки подмены трудовых отношений гражданскими заставят налогового инспектора напрячься. Это чревато штрафами, недоимками и доначислениями.
Как работать с самозанятыми без проблем
Резюмируя сказанное, еще раз напомним вам, что самозанятые не кусаются. Этот «зверь» скоро станет неотъемлемым элементом коммерческих отношений, как и индивидуальные предприниматели. Теперь вы все чаще будете слышать о специалистах с таким статусом, а потому советуем вам запомнить основные правила сотрудничества с ними:
Как принять на работу самозанятого и не нарваться на санкции
Кажется, что заменить некоторых штатных сотрудников самозанятыми выгодно: можно сэкономить на налогах и взносах, а также избежать бюрократии.
Однако проблемы могут прийти, откуда не ждали. Вот пример: компании нужен был подрядчик на создание макетов для сайта. Заключили договор с самозанятым, и, получив результаты работы, оплатили услуги. Спустя время налоговая провела проверку. Выяснилось, что специалист давно потерял статус самозанятого — за год он заработал 2,4 млн. рублей и его автоматически сняли с учета.
В итоге по закону компания заплатила не самозанятому, а физлицу. Другими словами — стала его налоговым агентом. Теперь придется уплатить 13% от переведенных сумм как НДФЛ, страховые взносы, а также штрафы — 20% от суммы налогов и взносов либо 40%, если налоговая докажет, что нарушение было допущено умышленно.
В этом материале рассказали о том, какие есть плюсы и минусы работы с самозанятыми и как правильно принять на работу самозанятого, чтобы не нарваться на штрафы.
Какие плюсы работы с самозанятыми
Компаниям выгодно работать с самозанятыми, так как это связано с минимумом формальностей:
На штатного сотрудника, который получает на руки 50 000 рублей, вы потратите 74 830 рублей. Самозанятому заплатите 50 000 и ни копейкой больше.
Какие минусы работы с самозанятыми
Один из самых больших минусов — налоговая или трудовая инспекция может заподозрить вас в попытке замаскировать трудовые отношения под гражданско-правовые. Поводом для этого могут послужить:
Если ФНС выявит хотя бы одно нарушение, вам доначислят страховые взносы, НДФЛ за «работника», а также могут оштрафовать на крупную сумму. Например, если вас уличат в подмене трудовых отношений гражданско-правовыми, штраф по статье 5.27 КоАП РФ составит от 10 000 до 100 000 рублей.
Еще один минус в том, что самозанятый фактически не несет ответственности за свою работу. В любой момент он может пропасть или сорвать сроки.
Чтобы избежать проблем с самозанятыми:
Как заключить договор с самозанятым
Прежде чем заключить договор, важно проверить, зарегистрирован ли самозанятый. Сделать это можно двумя способами:
Игнорировать этот этап рискованно. Если после оплаты окажется, что человек не является самозанятым, налоговая обложит суммы страховыми взносами, начислит НДФЛ, штраф и пени.
Убедившись в том, что исполнитель зарегистрирован, можете подписывать договор. В нём важно указать:
Так могут выглядеть условия в договоре с самозанятым.
Иногда вместо того, чтобы заключать договор и согласовывать его, удобнее использовать договор-счет-акт — простой документ на одну страницу ( скачать шаблон ). Он подойдет для простых сделок: если не нужно согласовывать работу в несколько этапов или использовать в работе персональные данные покупателей.
Используя стандартный договор, нужно дополнительно подписывать акт. С договором на «одном листе» всё проще. Чтобы не возиться с актом, напишите, в какой момент клиент принимает услугу. Если работаете по постоплате, можно указать, что факт оплаты подтверждает качество услуг.
Планируете нанять удаленного бухгалтера, но не знаете, что выгоднее — отдать на аутсорс или передать дела самозанятому? Рассчитайте стоимость обслуживания в Фингуру с помощью онлайн-калькулятора!
Как платить самозанятым с ООО или ИП и учитывать оплаты при расчете налога
Оплатить услуги самозанятого можно тремя способами:
Если средства перечисляются на счет самозанятого-нерезидента, то перевод будет считаться валютным и вам, скорее всего, придется заплатить комиссию.
Так должен выглядеть чек от самозанятого.
Хранить чеки вы можете как в бумажном, так и в электронном виде. На основании акта выполненных работ и чека можно учесть оплату как расход и исключить из налогооблагаемой базы, если применяемый режим налогообложения это допускает.
Если по какой-то причине самозанятый вернул уплаченную сумму и аннулировал чек, вам придется пересчитать расходы и сумму налога.
Стоит ли работать с самозанятым бухгалтером
Альтернатива есть — аутсорсинг бухгалтерии с финансовой гарантией. Например, мы в Фингуру упрощаем предпринимателям взаимодействие с бухгалтерами и делаем процесс работы более прозрачным:
Хотите забыть о микроменеджменте и штрафах? Попробуйте аутсорсинг бухгалтерских услуг! Заменяем штатного бухгалтера и несем финансовую ответственность на сумму один миллион рублей.
Еще один миф о самозанятых: увольнения ради экономии на налогах
Короче
Нельзя уволить сотрудника и тут же перенанять его как самозанятого. За такое могут нахлобучить на полную сумму налогов и взносов, плюс штрафы и пени.
Если хотите, чтобы ваш сотрудник работал с вами как самозанятый, между увольнением и регистрацией должно пройти два года. Но даже это очень рискованно, и мы вам такого не советовали.
В чем суть схемы?
Эта схема не сработает. Вот почему.
Доход от бывшего работодателя не попадает под льготный режим
Если работодатель уволит человека, чтобы сделать его самозанятым, то все, что у него получится, — это регистрация в приложении. А вот экономии не будет. Доход от этого работодателя в течение двух лет после увольнения не попадет под специальный налоговый режим. То есть никаких льгот по ставкам и взносам не будет. Платить придется как обычно, даже если будет чек в приложении. Это норма закона — пп. 8 п. 1 статьи 6.
А если платить работникам от другой фирмы?
Эта схема долго не проработает и в итоге все равно закончится доначислениями. Будет примерно так.
Допустим, какая-то хитрая компания решила уволить всех продавцов и грузчиков и сделать их самозанятыми. ФНС скоро заметит, что среднесписочная численность внезапно уменьшилась на 30 человек.
Какое совпадение — уволенные из этой компании работники сразу же стали самозанятыми. И все вместе стали получать деньги, которые примерно равны их зарплате на прежнем месте, но уже от другой компании. По случайности в этих фирмах один учредитель или офисы в одном бизнес-центре.
В течение нескольких месяцев эти самозанятые получают доход только от одной компании. Странное дело — такую же сумму прежний работодатель этих людей платит общему заказчику новоиспеченных самозанятых за какие-то услуги. Или одновременно с увольнением клиенты первой компании вдруг стали клиентами второй компании.
Но у самозанятых красота: с ними даже составили подробный гражданско-правовой договор с арендой рабочего места. Подстраховались, как советовали в интернете.
ФНС может присмотреться: что там происходит? Доказать незаконную оптимизацию при таком раскладе проще простого. Гражданско-правовой договор переквалифицируют в трудовой. Кстати, аренда рабочего места, о которой так много говорят, станет одним из главных доказательств трудовых, а не подрядных отношений.
Верховный суд в таких ситуациях на стороне налоговой — даже по договору услуг и подряда можно начислить налоги и взносы, как по трудовому договору. Начислить небольшой фирме миллион рублей за работу по гражданско-правовым договорам вместо трудовых? Запросто. В законодательстве все для этого есть.
Работникам невыгодно расторгать трудовой договор
Сторонники этой схемы говорят, что компании и так не дают работникам отпуск и не платят компенсацию. Допустим — это все-таки расходы компании. Но больничные, декретные и пенсия — это за счет бюджетных фондов. Даже если получать минимальную зарплату, все равно есть социальные гарантии. После увольнения их не будет.
Значит, работнику нужно предлагать ощутимую компенсацию. С учетом налоговых рисков и потери гарантий успех этой затеи сомнительный.
Налог на профессиональный доход действует не по всей России
В соцсетях приводят примеры, что по такой схеме работает полстраны. Целые отрасли якобы перешли на самозанятость и давно оптимизируют налоги. Булшит, как говорят наши зарубежные партнеры. Налог на профессиональный доход заработал в 2019 году, и только в четырех регионах. Пока самозанятых около шести тысяч человек.
Кто хотел, тот и так работает как ИП на УСН
Многие компании действительно работают с ИП вместо трудовых договоров. Часто это вполне оправданно. Например, фитнес-тренер работает в трех клубах сразу, дизайнер делает сайты для постоянного клиента, но когда захочет и из дома. Это на самом деле гражданско-правовые отношения без аренды рабочего места, соблюдения трудового распорядка и графика работы. И это не запрещено. Такие ИП могут стать самозанятыми, но в налогах никто ничего не выиграет.
Схема работы с сотрудниками как с ИП давно известна, многие ее применяют — кто-то с нарушениями, кто-то честно. Но налог на профессиональный доход преимуществ не дает. Наоборот, он сильно облегчит работу налоговикам.
А если все-таки получится провернуть увольнение и самозанятость. Чем это грозит?
Всё это обязательно доначислят — придется платить за несколько лет. Дешевле сразу платить как положено.
То есть эту схему лучше не использовать?
Каждый сам решает, как ему оптимизировать налоги. Кажется, реальных примеров использования этой схемы и так нет. Ни один бухгалтер не порекомендует ее компании, если это не однодневка.
Если вам кто-то советует уволить работников ради экономии, почитайте наши статьи о налоге для самозанятых. Многое прояснится. А идти на этот риск ради призрачной экономии или нет — дело ваше. Внимание налоговой к себе вы точно привлечете.
Мне предлагают уволиться и стать самозанятым. Стоит соглашаться?
Вам могут пообещать, что в работе, зарплате и гарантиях ничего не изменится, но это не так. У самозанятых нет пенсии, больничных, декретных и отпуска. И вообще нет трудовых прав — они сами за себя. Переводить вам деньги после увольнения должна будет какая-то другая фирма. Прежний работодатель не сможет, иначе он ничего не сэкономит.
Проблемы потом будут и у вас тоже. Допрос в налоговой — не самая приятная процедура. Но решать все равно вам.
Да кто вы такие вообще? Мы вам не верим!
Тогда вот вам комментарий от представителя ФНС — той организации, которая потом будет расследовать незаконные схемы и доначислять налоги. Специально для читателей Т—Ж.
Что об этом думает ФНС
На первый взгляд может показаться, что работодателям выгодно переводить сотрудников в статус самозанятых граждан. Потому что это якобы позволит легально сэкономить на налогах. Это предположение ошибочно, а советы использовать такую схему в интересах компании — опасны.
Налог на профессиональный доход — это льготный налоговый режим, который введен специально для самозанятых граждан. Но он подходит не всем и пока применяется только в четырех регионах. Для этого режима есть ряд ограничений. В том числе они касаются работы по трудовому договору. Если самозанятый гражданин получает доход от работодателя, с которым он состоял в трудовых отношениях менее двух лет назад, такие доходы не облагаются налогом на профессиональный доход. Для них применяются иные налоговые режимы, предусмотренные для гражданско-правовых отношений: с уплатой страховых взносов и удержанием налога на доход.
ФНС располагает достаточным арсеналом инструментов, чтобы выявить попытки незаконной налоговой оптимизации. При этом большинство аналитических операций не потребуют значительных трудозатрат, потому что они производятся автоматически.