ошибка регистрации проекта договора в рса
Заключение договора ОСАГО при переадресации на сайт РСА
Страхователю, перешедшему на сайт РСА для заключения электронного договора ОСАГО в рамках системы гарантирования заключения электронного договора ОСАГО с использованием сайта РСА (далее – система «Е-Гарант»), отображается перечень всех страховых компаний-членов РСА, не имеющих ограничений по заключению договоров ОСАГО. При этом из указанного перечня членов РСА страхователь не может выбрать страховую компанию, с сайта которой страхователь перешел на сайт РСА либо исчерпавшую номера для заключения договоров в рамках системы «Е-Гарант» либо не представившую в РСА утвержденные базовые ставки страховых тарифов (отображены серым цветом).
Обращаем Ваше внимание, что в рамках системы «Е-Гарант» не подлежит заключению электронный договор ОСАГО со страховой премией более 15 000 руб., согласно Федеральному закону от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» должна осуществляться идентификация страхователя с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных их копий.
Перед направлением электронных документов и (или) электронных копий документов необходимо убедиться, что Вы отсканировали и загрузили все необходимые страницы данных документов. При этом электронные копии документов должны быть созданы в графическом формате pdf, jpg, jpeg, bmp, png, tif либо gif, иметь размер не более чем 2 мегабайта (для каждого файла электронной копии документа), содержать четкое графическое изображение всех реквизитов оригинального документа (данные документа должны быть читаемы, документ не содержит разводов, засвеченных или затемненных участков, все надписи, печати, подписи, штампы (при их наличии), а также их границы хорошо различимы).
Электронные копии или электронные документы должны быть представлены владельцем транспортного средства страховщику в течение трех часов с момента направления страховщиком сообщения о необходимости их предоставления, в случае их непредставления в течение указанного времени процедура заключения электронного договора ОСАГО прекращается.
Электронный договор ОСАГО не может быть заключен, если данные, содержащиеся в представленных Вами электронных копиях документов, не соответствуют данным, указанным в заявлении о заключении договора ОСАГО. В таком случае рекомендуем Вам внимательно сверить и, при необходимости, скорректировать вводимые Вами данные в заявлении, после чего отправить скорректированное заявление на повторную проверку.
В случае если данные, содержащиеся в заявлении о заключении электронного договора ОСАГО соответствуют данным, содержащимся в представленных Вами электронных копиях документов или электронных документах, Вы вправе подать жалобу на интернет-сайте РСА.
Проверка электронных копий документов на соответствие сведениям, указанным страхователем при заключении электронного договора ОСАГО осуществляются сотрудниками обеспечивающего страховщика, т.е. страховой компании, с которой заключается такой договор.
В обеспечение возможности оплаты электронного договора ОСАГО на Вашем счету происходит резервирование денежных средств в размере суммы страховой премии. Оперативность перевода денежных средств зависит от множества факторов, в связи с чем Вы можете узнать статус платежа, обратившись в Ваш банк.
Обращаем внимание, что по факту заключения договора ОСАГО на адрес электронной почты, указанной Вами, РСА направляется сообщение с указанием серии и номера электронного договора, наименования страховой компании, срока действия договора, а также периода использования транспортного средства. В случае получения такого уведомления от РСА и неполучения сообщения с адреса электронной почты страховщика с полисом ОСАГО, Вы можете уточнить статус отправки полиса ОСАГО у страховой компании, заключивший договор.
Также рекомендуем Вам убедиться, что сообщение с адреса электронной почты страховой компании не попало в папку «спам» или иную аналогичную папку вашего электронного почтового ящика.
Поиск нужного вам транспортного средства может осуществляться как путем ввода названия марки или модели в соответствующие поля, так и вручную из выпадающего списка.
Если в поле «Марка» отсутствует нужное Вам наименование марки либо после выбора марки транспортного средства в поле «Модель» отсутствует нужное Вам наименование модели, выберите значение «Другая марка» и/или «Другая модель».
После этого Вам станут доступны поля для ручного ввода наименования марки и/или модели транспортного средства.
Обращаем Ваше внимание, что наименование марки и/или модели транспортного средства необходимо указывать так же как указано в паспорте транспортного средства (ПТС) или свидетельстве о регистрации транспортного средства.
Убедитесь, что Вами заполнены все обязательные для заполнения поля. Попробуйте обновить страницу и повторить попытку. В случае если проблема сохраняется, Вы можете обратиться непосредственно в офис страховой организации – члена РСА с требованием заключить договор на бумажном носителе. С перечнем страховых организаций-членов РСА вы можете ознакомиться здесь.Также Вы можете скачать бланк заявления на заключение договора ОСАГО.
Убедитесь, что размер каждого загружаемого файла не превышает 2 мегабайта и что у Вас отсканированы обе стороны документов. Загрузка должна осуществляться строго по одному файлу.
Если выбранный файл соответствует требованиям, но не загружается, попробуйте обновить страницу и повторить попытку.
В поле «Начало стажа» необходимо указывать дату получения права управления транспортным средством соответствующей категории.
Данная информация указана на оборотной стороне Вашего водительского удостоверения.
Если на оборотной стороне водительского удостоверения такие сведения отсутствуют, то Вы можете указать в поле «Начало стажа» произвольный день и месяц, а также корректный год, в котором было получено право управления транспортным средством соответствующей категории.
Ошибка регистрации проекта договора в рса
Как прокомментировал президент РСА Игорь Юргенс, новые нормы закона как аккумулируют ряд уже установившихся практик, так и содержат принципиальные нововведения.
В частности фактически внесение недостоверных сведений в полис ОСАГО приравнено к его отсутствию.
Так, в случае предоставления недостоверных сведений не только по электронным полисам ОСАГО, но и по бумажным договорам, если это повлекло необоснованное уменьшение премии, страховщик получает право регрессного требования. Это означает, что страховщик возместит вред пострадавшему, но после этого взыщет размер убытка с виновника ДТП.
Президент РСА рекомендовал проверить свои полисы через сервисы, доступные на официальном сайте союза, либо обратиться к своему страховщику.
И.Юргенс также разъяснил, что право регресса добавлено еще для ряда ситуаций, в частности:
Другие изменения в законе:
1. Перечень документов, предоставляемых владельцем ТС, скорректирован:
2. Если владелец ТС представил ненадлежаще оформленное заявление и (или) неполный комплект документов, страховщик в день обращения сообщает ему об этом.
3. РСА присваивает договору ОСАГО уникальный номер.
4. Конкретизировано, что электронный договор ОСАГО заключается с владельцем ТС (а не просто «с лицом»).
5. Если при заключении электронного договора ОСАГО выявлена недостоверность сведений: на сайте страховщика не предоставляется возможность оплаты премии, страховщик сообщает о необходимости корректировки заявления.
6. Исключается норма о выдаче страховщиком страхователю электронного договора ОСАГО на БСО, м.б. распечатан страхователем просто на бумаге.
7.Электронный полис ОСАГО может быть представлен для проверки как на бумаге, так и в виде электронного документа (изменения в ПДД пока не внесены).
Ошибка вышла: страховая оставит без полиса и не вернет деньги
Из-за ошибок при оформлении ОСАГО в режиме онлайн автомобилисты могут остаться без полиса и потраченных на него денег. Страховщики предупредили: если клиенты спутают категорию своей машины, ошибутся в мощности двигателя, договор можно правомерно аннулировать, а премию не возвращать. Каких ошибок нельзя допускать и как автовладельцам доказать, что они не мошенники, разбирались «Известия».
Проверять стали тщательнее
Страховые компании стали тщательнее проверять данные, вносимые при оформлении электронных полисов ОСАГО. Если раньше проверки велись чаще всего выборочно, то теперь практически каждый договор проходит тотальное изучение после подписания по всем параметрам.
Оказалось, что не все знают о ловушке при оформлении страховки в режиме онлайн — если в данные даже случайно закрадется ошибка, страховая компания оформит полис, а вот когда неточность вскроется, расторгнет договор в одностороннем порядке.
«В таких случаях расторжение страховщиком полиса является правомерным. При этом уплаченная страховая премия возврату не подлежит в соответствии с правилами ОСАГО», — объяснили «Известиям» в Центробанке. Одновременно регулятор подтвердил и наличие жалоб на односторонние расторжения полисов ОСАГО с удержанием уплаченных средств. При этом в пресс-службе Центробанка отметили, что отдельной статистики по таким обращениям не ведут.
«В период с декабря 2020 по февраль 2021 года в Банк России поступило несколько десятков обращений от заявителей из различных регионов, часть которых может быть связана с расторжением договоров ОСАГО в связи с намеренным представлением страхователями ложных сведений для уменьшения размера страховой премии», — сообщили в Центробанке.
В ЦБ объяснили, что недобросовестные страхователи могут указывать недостоверные сведения в отношении мощности транспортного средства, а также целей его использования.
«Вместе с тем в ходе рассмотрения обращений выявляются факты неправомерного расторжения договоров ОСАГО в одностороннем порядке. В этих случаях со страховщиками проводится надзорная работа с помощью различных инструментов поведенческого надзора по устранению нарушений и недопущению их в последующем», — уточнили в Центробанке.
Что говорят страховщики
В ПАО СК «Росгосстрах» рассказали «Известиям», что механизм расторжения договоров страхования автогражданской ответственности за предоставление ложных сведений работает уже очень давно. Перерыв на пару месяцев был сделан только на период перехода на АИС ОСАГО 2.0.
Проверку проходят все полисы: указанные клиентом данные сверяют с теми, которые содержатся в государственных базах данных.
«К сожалению, пока не налажен прямой информационный обмен между страховщиками и органами исполнительной власти. Поэтому нельзя делать проверку в течение того времени, пока оформляется договор. Приходится делать проверки уже постфактум», — посетовал директор департамента моделирования и анализа ПАО СК «Росгосстрах» Алексей Володяев.
По словам представителя «Росгосстраха», чаще всего причиной для расторжения договоров становятся неверные сведения о цели использования автомобиля.
«Например, страхователи «случайно» забывают про оформленную накануне лицензию такси. Или неверно указана категория ТС — не все автолюбители помнят, что некоторые внедорожники входят в категорию C, а микроавтобусы с числом сидячих мест свыше восьми — в категорию D, не говоря уже о том, что иногда в категорию А пытаются отнести популярные кроссоверы. Бывают ошибки и в указании мощности двигателя — в том числе и ее сознательное занижение», — поделился примерами Володяев.
В «Росгосстрахе» также рассказали, что расторгают договоры тогда, когда «очевидно идет речь о сознательном и преднамеренном искажении предоставляемых данных, либо в случае серьезных ошибок — например, если мощность двигателя занижена сразу на несколько лошадиных сил». На таких основаниях компания расторгает не более 1,5% договоров ОСАГО. При этом восстанавливается из-за ошибочного расторжения примерно 0,03%.
Иногда водители редких или модифицированных автомобилей не имеют возможности выбрать на сайте подходящие параметры, в том числе и по мощности двигателей своих транспортных средств. И тут снова есть риск попасться в ловушку. В случае если параметры автомобиля не соответствуют данным, которые предлагает калькулятор ОСАГО, в «Росгосстрахе» советуют выбрать опцию «Другое ТС» и ввести все данные вручную либо обратиться в офис или к агенту страховщика.
Практика тотальных проверок
В «Страховом доме ВСК» система выборочной проверки полисов ОСАГО на соответствие информации, указанной в полисе/заявлении о страховании, работает с 2020 года.
«Частота расторжений договоров носит единичный характер. Такие случаи связаны в основном с искажениями в указанной категории/типе транспортного средства, а также с занижением мощности, информации о территории преимущественного использования, — рассказал представитель страховой компании. — Чтобы избежать расторжения договора, необходимо тщательно заполнять документы, а при использовании услуг посредника — внимательно относиться к его выбору».
В «АльфаСтраховании» сообщили, что из-за ложных сведений в среднем в месяц расторгается всего 1–2% от общего числа заключаемых договоров е-ОСАГО.
«Такой показатель достигается за счет тщательной проверки данных при заключении договоров и разъяснительной работы с партнерами, агентами компании, — сообщили «Известиям» в пресс-службе компании. — Проверки проходят с лета 2020 года в автоматизированном режиме. Их цель — выявление случаев, когда страхователи намеренно занижают размер страховой премии по ОСАГО».
Страховщик также заверил, что ошибочные расторжения полисов с добросовестными страхователями единичны и рассматриваются в индивидуальном порядке.
Как обманывают посредники
Водители могут остаться без денег и страховки не только из-за собственных ошибок. Иногда оформить ОСАГО по низкой цене предлагают недобросовестные посредники, якобы имеющие связи в страховых компаниях. Нередко оказывается, что такие помощники вовсе не связаны со страховым бизнесом. От имени владельца они просто заполняют заявку, занижая ключевые параметры и внося ложные данные о самом страхователе.
«После получения от страховщика подписанного договора е-ОСАГО в формате PDF такой посредник с использованием специальных программных средств указывает в нем правильные данные автовладельца. После этого он направляет автовладельцу договор е-ОСАГО с его данными, а разницу в страховой премии забирает себе. Больше всего таких недобросовестных посредников работает в «красных» регионах с высокими рисками мошенничества в ОСАГО», — предупредили в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
В «Росгосстрахе» подтвердили, что сталкивались с такой практикой.
«Автомобилист даже не догадывается, что его ответственность не застрахована — узнать об этом сегодня он может, только обратившись с таким полисом в компанию после страхового случая для урегулирования убытка. И отказ становится для него неприятной неожиданностью. По нашим данным, количество обращений в «Росгосстрах» с подобными полисами колеблется от нескольких десятков до сотни случаев ежемесячно», — предупредили корреспондента «Известий».
Причина «ошибок»
Эксперт и юрист в области автострахования Сергей Беляков в разговоре с «Известиями» высказал мнение, что подавляющее большинство ошибок, связанных с расторжением договоров, возникает из-за умышленных действий страхователей. При этом Беляков считает, что некоторым водителям приходится идти на такие шаги, потому что иначе страховые компании им просто отказывают — в первую очередь это относится к таксистам и жителям проблемных регионов.
«Такси — это убыточный сегмент, их многие просто не страхуют, — объясняет Беляков. — Есть также проблемные регионы, например Ульяновск, Ингушетия, Владивосток — там страховщики ни в какую работать не хотят и пробуют отменять договоры в надежде, что с ними не будут долго разбираться или судиться. Но в основном водители действительно пытаются занизить премию осознанно, и самый простой способ — уменьшить количество лошадиных сил. Округляют их в меньшую, а не большую сторону в надежде, что этого не заметят. Еще одна распространенная ошибка — смена адреса регистрации. Например, водитель оформил полис в Костроме, застраховался и переехал в Москву, где прописался. Конечно, в Костроме коэффициент будет ниже, но страховка работает по адресу регистрации страхователя, а не машины».
Беляков уточнил, что некоторые водители несерьезно относятся к заполнению анкеты, хотя она ничем не отличается от составления договора в офисе компании. «Проблема это не массовая, но поводов для страховых давать нельзя. По моей оценке, раньше так строго за ошибками в ключевых параметрах следили не все страховщики, но после либерализации тарифов ОСАГО в сентябре 2020 года водителей стали проверять тщательнее», — заключил эксперт.
Что делать добросовестному автовладельцу
В РСА признают, что водители действительно жалуются на случаи расторжения полисов е-ОСАГО, но пока такие случае единичны. Как объяснили в ассоциации «Известиям», если при заполнении данных на сайте страховщика автомобилист по ошибке ввел неверные данные, то ему предлагается их скорректировать на стадии заключения договора е-ОСАГО.
Внести последующие изменения в договор е-ОСАГО можно с доплатой части премии страховщику — если правильные данные привели к ее увеличению. Если же окажется, что с правильными данными полис ОСАГО стоит меньше, то часть премии, напротив, вернут. В случае если договор расторгли по причинам, с которыми водитель не согласен, сами страховщики советуют обращаться к ним в офис, чтобы разобраться в ситуации.
«При ошибочном расторжении договора автомобилист, безусловно, может его восстановить. Для этого необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании и представить оригиналы документов. Также ВСК всегда становится на сторону клиента, если ситуация носит неоднозначный характер или клиент опечатался при заполнении некритичных параметров», — высказали в ВСК свою позицию.
А вот в Центробанке предлагают действовать более жестко и обращаться сразу к ним.
«Если гражданин считает, что его права нарушены, он может обратиться с жалобой в Банк России любым удобным способом», — посоветовали в ЦБ.
РСА создаст барьер для мошеннических схем с договором ОСАГО
LovArt / Depositphotos.com |
Российский союз автостраховщиков планирует с 1 апреля 2020 года добавить в IT-систему функционал, позволяющий бороться с рядом распространенных мошеннических практик по ОСАГО. Проработку дополнительных возможностей системы анонсировал IT-директор РСА Алексей Самошин. Соответствующая информация появилась на официальном сайте РСА.
В частности, дополнительные меры будут направлены на решение проблемы с условным названием «фиктивные мопеды». Суть мошеннической схемы состоит в том, что при оформлении электронного полиса ОСАГО на автомобиль в качестве марки транспортного средства указывались мотоциклы или мопеды, базовый тариф по которым ниже, или местом регистрации транспортного средства указывался регион с низким территориальным коэффициентом. «Это позволяло сделать полис в несколько раз дешевле», – подчеркивается в сообщении. Такая схема, как правило, реализовывается посредником, оформляющим договор ОСАГО. Так, разницу между действительной стоимостью оформленного в электронном виде полиса, полученной «помощником» от автовладельца, и оплаченной им по полученному при помощи указанных манипуляций низкому тарифу, мошенник присваивает себе.
На практике оформленный таким образом полис ОСАГО спокойно проходил проверку Госавтоинспекции (проверку на наличие полиса страхования). «Однако получить возмещение по такому полису было невозможно», – отмечают представители РСА.
Может ли страховщик взыскать со страхователя необоснованно сбереженные денежные средства, возникшие из-за уменьшения размера страховой премии по причине представления недостоверных сведений при заключении договора ОСАГО в электронной форме? Узнайте из «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
После дополнения функционала системы оформить такой электронный полис ОСАГО будет невозможно технически. Ожидается, что применение планируемых мер, а также более жестких алгоритмов форматно-логического контроля позволит существенно сократить количество случаев мошенничества при продаже полисов ОСАГО.
Выявлены риски оформления ДТП через приложение ОСАГО
Идею «европротокола» — упрощенного оформления аварии на месте — страховщики пытаются реализовать в России с 2009 года, все эти годы извещения о страховом случае для компаний заполнялись водителями на бумажном носителе. В ноябре прошлого года в пилотном режиме мобильное приложение «Помощник ОСАГО» начало работать в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и области, а также в республике Татарстан.
Приложение разработано Российским союзом автостраховщиков (РСА) совместно с Центробанком России и Минкомсвязи. Посчитав пилотный проект удачным, они приняли решение с сегодняшнего дня распространить работу «Помощника ОСАГО» и на другие регионы страны.
«Важно, что приложение, которое уже облегчило жизнь тысячам автомобилистов пяти пилотных регионов, начнет работать на всей территории России», — заявил по этому поводу президент РСА Игорь Юргенс.
В пресс-службе союза уточнили, что
благодаря «Помощнику ОСАГО» оформление электронных документов о ДТП теперь возможно, даже если автомобилисты (ранее такое не допускалось) не могут прийти к единому мнению о том, кто из них виновен.
Оформлять с помощью приложения можно только те происшествия, в которых не был нанесен урон здоровью людей, ущерб причинен только двум автомобилям, при этом максимальная сумма возмещения составит 400 тыс. рублей, а при разногласиях водителей по поводу виновности — не более 100 тыс. рублей.
Автомобилисты для этого должны самостоятельно прикинуть сумму потенциального ремонта. Заявленный срок оформления ДТП с помощью страхового помощника — около 15 минут. Некоторая информация о документах (водительское удостоверение, полис ОСАГО) страхователя поступит в приложение из его личного кабинета на портале Госуслуг и системы АИС ОСАГО.
«Участникам останется только проверить их правильность и выполнить фото с места происшествия, следуя специальным подсказкам, а также ввести иные данные, требуемые для составления извещения о ДТП», — сообщили в РСА.
Могут оставить без выплаты
Страховщики убеждены, что их приложение поможет снизить пробки в городах за счет упрощения заполнения документов, а заодно — уменьшит риск мошенничества. Помимо неоспоримых плюсов новый метод, очевидно, может принести и вероятные риски, о которых «Газета.Ru» попросила рассказать страховщиков и экспертов.
Так, в РСА уточнили, что для получения выплаты с помощью приложения необходимо, чтобы были соблюдены все процедуры «европротокола» (отсутствие пострадавших, два автомобиля и т.д.). Кроме того,
на месте ДТП должен быть интернет, связь с порталом «Госуслуги» и АИС ОСАГО.
Страховщики исключают риск ошибки в своем приложении, поскольку в процедуру оформления входит подписание документа электронной подписью, соответственно, оба водителя должны иметь подтвержденную учетную запись на портале «Госуслуги».
«Очевидно, перед подписанием каждый из водителей проверяет документ, и неверных данных там просто не будет, по крайней мере, если оба водителя являются добросовестными гражданами, а не мошенниками», — заявили в РСА.
Самая очевидная причина, по которой страховщики могут снизить выплату или даже вовсе в ней отказать — фотографии плохого качества.
В РСА «Газете.Ru» сообщили, что если в извещении о ДТП указано о наличии разногласий, то фотофиксация повреждений машины обязательна. Страховщик откажет, если ему представлено такое извещение, но не будет фотографий, предупредили в союзе страховщиков. Не получат граждане денег, и если в страховой компании не смогут составить из предоставленного электронного файла картину произошедшего.
«Если имеются несоответствия, например, перечня поврежденных деталей обстоятельствам причинения вреда (и то, и другое указываются в извещении), то тут страховщик, не имея возможности понять, что именно произошло, кто потерпевший, а кто — виновник, наверняка откажет в возмещении», — ответили в пресс-службе РСА.
Все ошибки автомобилистов, включая фотографии нечеткого качества и неясности в объяснении аварии, страховщики будут трактовать в свою пользу, чтобы избежать выплаты, считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. Юрист рекомендует автовладельцам как можно тщательнее отнестись к вопросу фотофиксации повреждений, а также положения автомобилей в разных ракурсах. В то же время он подчеркивает, что приложение снимает многие трудности «европротокола».
«При стандартном упрощенном оформлении ДТП страховая компания могла затребовать вторую машину на экспертизу, а второй водитель в это время куда-нибудь уехал или ему не до этого. Из-за этого тормозилось получение выплаты по «бумажному» «европротоколу». С приложением этот вопрос должен уйти в прошлое», — поясняет Радько.
У лидера «Движения автомобилистов России», экс-депутата Госдумы Валерия Похмелкина обеспокоенность вызывает то, что
в приложении «Помощник ОСАГО» требуется ввести ключи от личного кабинета Госуслуг, причем личный профайл автомобилиста должен быть очень продвинутым — с электронной цифровой подписью, которая может быть использована в том числе для различных сделок.
Учитывая то, что базы страховщиков постоянно оказываются в открытом доступе, правозащитник не исключает, что ключи от Госуслуг могут оказаться в руках мошенников.
Схожего мнение придерживается и адвокат Сергей Радько, но он полагает, что это в целом проблема российской государственной системы хранения личных данных, нежели именно страховщиков.