отчет по дью дилидженс образец
Практика due diligence: отчет по проекту
Компания начала свою деятельность в 2013 году, используя для успешного старта выгодную сферу бизнеса. В начале 2010 года внезапно возникла мода на мужскую бороду, что породило большой спрос на мужские парикмахерские.
Компания находится на упрощенной системе налогообложения, в 2015 году фирма перешла на объект налогообложения «Доходы минус расходы», соответственно, метод начисления расходов — кассовый (п. 1 ст. 346 НК).
ООО «******» имеет три направления деятельности:
Мы провели анализ due diligence по деятельности ******. ******занимается продажей оборудования для мужских парикмахерских, которые выполнены в стиле барбер. Первое впечатление о салоне складывается в тот момент, когда клиент заходит в него и видит интерьер. Кресло — важный атрибут салона барбершоп, поэтому основным товаром компании является парикмахерское кресло. Сегодня ****** реализует не только мужские парикмахерские кресла, но и женские, которые в мае этого года запустили в продажу. По словам клиента, этот продукт должен иметь успех. Они закупили пробную партию и начали тестовые продажи.
Рынок
Поставка оборудования для барбершопов и мужских парикмахерских осуществляется по Москве и Московской области, компания планирует выйти на региональный рынок, поэтому мы изучили характеристику рынка и тенденцию его развития.
Исследования рынка Барбершоп 2017 г.
В начале 2010 года наблюдался всплеск моды на мужские бороды. А, как известно, спрос рождает предложение. Если в 2014 году в Москве было всего четыре барбершопа, то в 2016 их количество пресило полсотни. В 2017 барбершопов стало около трехсот. На данный момент рынок в столице насыщен, но все же есть место для роста.
Мужчины Волгограда смело могут быть номинированы на звание самых ухоженных в России. Здесь на один барбершоп приходится 16 390 мужчин — это самый высокий показатель в стране. Хуже всего ситуация с барбершопами в Омске (393 000 мужчин на один барбершоп) и Воронеже (111 000 мужчин на один барбершоп). Динамичней всего рынок мужских парикмахерских развивается в Москве. Он вырос более чем в три раза — до 256 барбершопов.
Конкуренты
Основными конкурентами ООО «******» являются:
По словам клиента, компания «Мебель салон» и «Салон трейд» — это две посадочные страницы одного владельца. По физическому адресу никто не числится, зато все ссылаются на адрес шоурума на Факультетском переулке 8а.
Выручка
Анализ динамики выручки показывает, что бизнес имеет положительную динамику и не подвержен сильному влиянию сезонности. По данным управленческого учета компании мы сравнили три года и получили следующую картину.
Мы можем наблюдать положительный тренд по выручке в течение двух лет (2015 и 2016 гг.). В 2017 году происходит резкое увеличение данного показателя. Это связано с тем, что собственник компании принял решение по значительному повышению продаж. В результате он увеличил объем закупаемого товара, внес наличные средства. Как видно из бюджета на 2017 год, стоит задача в разы повысить доходы. При сверке плана с фактом видно, что эта задача на данный момент выполняется. При текущем повышении продаж мы можем предположить, что в 2017 году выручка достигнет показателя в 30 млн рублей.
Для расчета показателя выручки за 2017 год мы взяли среднюю за пять месяцев 2017 года, экстраполировали и получили:
Исходя из графика видно, что динамика выручки 2017 года повторяет динамику 2016 года, при этом наблюдаем значительное увеличение данного показателя. Также исходя из годовой динамики за 2016 год можно предположить, что в следующие два квартала возможен также рост выручки.
При детальном анализе поступлений в управленческом учете нами был выявлен нестандартный платеж наличными на значительную сумму. Данная транзакция является крупной, была получена наличными и по ней нет описания платежа в управленческом учете.
Для подтверждения наличия оплаты были запрошены подтверждающие документы. Нам было разъяснено, что данный платеж был от физического лица и оплачивался на карту Генерального директора. Нам было обещано предоставление скринов перевода на карту для подтверждения данного платежа.
С января по май 2017 года были поступления на сумму 13 млн рублей, из них 37% поступило наличными. Данный показатель не сильно превышает среднее значение по малому бизнесу в сфере торговли, но в мае показатель достиг 57%. Так как данный отчет готовился до закрытия майских продаж, то, возможно, данный процент будет скорректирован в меньшую сторону по итогу закрытия периода.
В целях подтверждения безналичной выручки были проведены следующие операции.
В целях подтверждения наличной выручки были проведены следующие процедуры.
Был проведен анализ выручки по номенклатурным позициям. Мы выделили модели, которые продаются хорошо и вычислили соотношение этих позиций к общей выручке. Большой объем выручки в 2017 году приходится на продажи мужских кресел модели Modern в черном цвете. Мы видим, что продажи данных позиций значительно возросли с марта 2017 года.
В управленческом учете оплаты ведутся только по партиям (по номенклатуре не ведутся). При расчете проданных позиций Modern не удалось выделить их отдельно, чаще всего они продаются с моделью барберпол.
Данная сфера бизнеса зависит от изменений в тенденциях моды. ООО «******» следит за новинками и меняет номенклатуру продаваемых товаров.
Выводы
Расходы
Схема закупок
ООО «******» работает с тремя фабриками в Китае, не все из них официальные:
Сейчас ВЭД осуществляется через компанию ********, выполняющую посреднические функции между фабриками и ООО «******».
Поставки товара осуществляются примерно раз в три — пять месяцев.
За три месяца до поставки Генеральный директор ООО «******» ведет переговоры лично с представителями фабрик в Китае. После согласования сделки оплачивается сразу 30% предоплаты от сделки наличными.
По словам клиента, между организацией и брокером существуют два договора — транспортной услуги и поставки товара. Данные документы не были нам предоставлены, поэтому мы не знаем всех условий сделки, описание внешнеэкономических операции с китайскими партнерами только со слов клиента.
Когда товар появляется на складе фабрики, ООО «******» оплачивает оставшиеся 70 % плюс НДС 18% безналично за товар и 7% за посреднические услуги брокеру, комиссию оплачивают наличными. Далее компания-посредник выполняет свою работу.
В дальнейшем по мере роста оборота закупок планируется вести ВЭД самостоятельно, для этого необходимо будет открыть новое ООО с общей системой налогообложения.
Изменения позволят экономить:
По расчетам клиента, открытие нового ООО будет более успешным вариантом при обороте закупок более 10 млн руб.
Себестоимость товара
На данный момент в организации не поставлен учет расчета себестоимости. Себестоимость единицы товара не разделена на закупочную цену, на логистику и на комиссию. Для расчета данного показателя от организации были получены данные, по которым мы провели анализ. По прайсам китайской фирмы мы взяли цену товара, умножили на курс китайского юаня, далее прибавили НДС, из полученной суммы рассчитали стоимость доставки и прибавили 7% комиссии брокера от цены товара с НДС. Убедились, что расходы не завышены. Методом начисления пересчитали полную себестоимость по данным, предоставленным компанией. Затем рассчитали затраты на логистику.
В связи с тем что учет по себестоимости не ведется, пришлось провести огромную работу. Мы использовали данные по выручке за каждый месяц. Выбрали крупнейшие поставки, посмотрели цены этих товаров на складе, рассчитали себестоимость этих партий и экстраполировали на всю сумму выручки. Таким образом получили себестоимость по каждому месяцу. Далее распределили себестоимость товара на две статьи: доставка до склада и цена товара. Мы аналитически вывели, что доставка в себестоимости составляет 23%, а цена (которая включает и НДС, и 7%) составляет 77%. Таким образом, для наших целей выделили эти две статьи, просто используя данные пропорции.
Учет компании не отражал стоимость проданной продукции, для понимания рентабельности бизнеса этот фактор является определяющим в данном случае. Здесь находилась самая большая проблема учета организации. По итогам получили следующую картину.
В будущем планируется наладить учет по расчету себестоимости товара, что в разы повысит эффективность управления оборотным капиталом.
Вывод
Аренда
Договор аренды №2/100716 от 10 июля на 11 месяцев с ежегодной пролонгацией. В прошлом году с продлением договора не было проблем, в этом году планируется пролонгация в июне. Был получен договор аренды, проведена сверка платежей с выпиской банка. Искажение учета выявлено не было, долгов по арендной плате не обнаружено.
Площадь помещения 435 кв. м, клиент разделил помещение на две части: для деятельности ******и ******, в соотношении примерно 348 кв. м и 87 кв. м соответственно.
В управленческом учете компания делит затраты по аренде поровну между двумя сегментами бизнеса. В целях нашего анализа мы перераспределили расходы по аренде исходя из занимаемой площади каждого сегмента.
При пролонгации есть единственный момент: Арендодатель просит в скором времени освободить помещение, занимаемое школой (******). Однако исходя из планов клиента по привлечению инвестиций можно сделать вывод, что потребуется расширить склад, находящийся на территории ******. Таким образом, ****** будет находиться в другом помещении в любом случае. Значительного риска мы здесь не видим.
Оплата проходит ежемесячно неравномерно, по словам клиента, это связанно с договоренностью с арендодателем.
Мы пересчитали методом начисления данные расходы по аренде и перераспределили затраты между ****** и ******.
Вывод:
Маркетинг
В управленческом учете отражаются расходы на рекламу. Мы провели выборочную сверку данных управленческого учета с данными банковских выписок.
Основными статьями расхода на рекламу являются:
От клиента были получены доступы к метрике. Мы проверили данные Яндекс.Метрики и обнаружили несоответствие данных с расходами по учету.
Проанализировав все расходы в управленческом учете, выяснили, что в феврале были занижены расходы, а в марте всплеск показателя был за счет проведения выставки в начале апреля. Исходя из полученных данных, правильно отразили расходы на рекламу.
Вывод
Персонал
Мы запрашивали документы по персоналу, но не получили их. Проверили управленческий учет — данные по заработной плате соответствуют средним рыночным показателям. Существенных рисков по статье расходов на персонал мы не обнаружили.
Запасы
Все товарные остатки хранятся на территории склада. От клиента были получены данные по остаткам на 01.05.2017. Так как управленческий учет по запасам не ведется, информации о предыдущих периодах не было.
По словам клиента, поставка товара осуществляется примерно раз в три-пять месяцев. На начало мая товарный запас составлял 221 ед. Последняя поставка, по словам клиента, была в начале февраля на 176 ед. Для анализа движения товаров мы использовали данные управленческого учета по продажам. Взяли крупные позиции по остаткам на 1 мая 2017 года, посмотрели по ним продажи и экстраполировали на всю популяцию. Так как крупные запасы товара составляют 80%, мы считаем, что данный подход является корректным. Выбытие по итогам расчета составило 241 ед. Затем посчитали остаток на начало февраля 2017 года.
Из таблицы видно оборачиваемость запасов около трех месяцев, данный показатель можно считать положительным.
Далее провели анализ по товарной номенклатуре и выявили проблемные номенклатурные позиции. По этим трем позициям за первые два квартала было продано только 9% товара.
Финансовый результат
По итогам Due Diligence мы:
На основе скорректированных данных построили отчет о прибылях и убытках:
Исходя из отчета о прибылях и убытках за 2017 год можно сделать следующие выводы.
Список анализируемых документов
Для проведения анализа due diligence деятельности ******, у компании были запрошены следующие документы:
Юридический аудит (due diligence) стартапа — от А до Я
Пошаговый план действий, перечень документов для запроса, чеклист, NDA, пример отчета и другие необходимые материалы – от практики по работе с инвесторами и стартапами юрфирмы Buzko Legal.
В этой заметке на основе нашей внутренней вики я расскажу о том, как проводить юридический аудит или “due diligence” стартапа. Сразу скажу, что под стартапом для целей этой статьи можно в принципе понимать любой небольшой или средний бизнес в России. Для более крупных сделок юридическая проверка затачивается под конкретную индустрию и привлекаются отраслевые эксперты. Например, в нефтянке, судостроении или банковской деятельности без узкопрофильных юридических экспертов не обойтись.
Статья может быть полезна:
Юридический аудит проводится перед сделкой. Это может быть покупка компании целиком или приобретение небольшого пакета акций/долей. Разумеется, в первом случае, когда продающий собственник уходит из бизнеса, покупатель несет намного больше рисков, поэтому на “дьюдиле” не стоит экономить.
Если все читать времени нет и просто хочется сохранить себе обещанные документы, пожалуйста:
Как всегда говорят в таких случаях: вы несете полную ответственность, если решите использовать эти документы самостоятельно.
В нашей практике весь процесс, как правило, занимает от 2 до 4 недель.
На первых двух шагах из этого списка останавливаться смысла нет. Про остальные мы расскажем чуть подробнее ниже.
Перечень запрашиваемых документов состоит из 8 разделов.
Это ключевые области для первичного анализа, на основе которого делается дополнительный запрос документов.
Обратите внимание, что в этом списке намеренно нет ничего про недвижимость (здания, участки земли). Эта область неактуальна для большинства стартапов.
С точки зрения логистики передача документов происходит путем их подгрузки компанией (продавцом) в один из специальных облачных сервисов, которые называются “virtual data rooms” (VDR). VDR мало чем отличаются от традиционных облаков, но имеют немного больше функционала по контролю за тем, например, кто скачивал, сохранял и открывал конкретный файл. В целях экономии бюджета можно использовать и обыкновенный Dropbox.
Чеклист представляет собой перечень наиболее важных вопросов, на которые обязательно стоит обратить внимание. У чеклистов несколько функций, из которых для целей нашей статьи стоит выделить две:
Предложенный чеклист не учитывает особенностей конкретного проекта, не является идеальным и исчерпывающим, но доказал свою жизнеспособность во многих проектах. Документ сделан на общедоступной странице в Notion, чтобы можно было регулярно обновлять. Поэтому лучше копируйте ссылку, а не саму страницу.
Результатом юридического аудита является отчет в той или иной форме на усмотрение заказчика. Это может быть текст на 40 страниц, 8 слайдов или письмо “Все ОК, можно двигаться дальше”.
Ценность отчета для заказчика аудита заключается в том, что на основании выявленных рисков можно:
Мы выбираем формат отчета исходя из предпочтений заказчика. Уже несколько лет наиболее предпочтительным форматом является 10-20 слайдов. Очень часто смотрят только слайд “Краткое содержание и главные риски”. Не исключено, что в ближайшей время нужно будет укладываться в 15-секундный формат сторис в Instagram.
Авторы статьи — Роман Бузько и Евгений Краснов, которые консультируют стартапы и инвесторов по юридическим вопросам в России и в США в рамках Buzko Legal и инвестируют вместе с Lazzy Ventures.
Директору про due diligence: какие отчеты готовят
Пример реального отчета due diligence по деятельности компании, которая занимается продажей оборудования для мужских парикмахерских в стиле барбер.
Компания начала свою деятельность в 2013 году, используя для успешного старта выгодную сферу бизнеса. В начале 2010 года внезапно возникла мода на мужскую бороду, что породило большой спрос на мужские парикмахерские.
Компания находится на упрощенной системе налогообложения, в 2015 году фирма перешла на объект налогообложения «Доходы минус расходы», соответственно, метод начисления расходов — кассовый (п. 1 ст. 346 НК).
ООО «******» имеет три направления деятельности:
Рынок
Исследования рынка Барбершоп 2017 г.
В начале 2010 года наблюдался всплеск моды на мужские бороды. А, как известно, спрос рождает предложение. Если в 2014 году в Москве было всего четыре барбершопа, то в 2016 их количество пресило полсотни. В 2017 барбершопов стало около трехсот. На данный момент рынок в столице насыщен, но все же есть место для роста.
Мужчины Волгограда смело могут быть номинированы на звание самых ухоженных в России. Здесь на один барбершоп приходится 16 390 мужчин — это самый высокий показатель в стране. Хуже всего ситуация с барбершопами в Омске (393 000 мужчин на один барбершоп) и Воронеже (111 000 мужчин на один барбершоп). Динамичней всего рынок мужских парикмахерских развивается в Москве. Он вырос более чем в три раза — до 256 барбершопов.
Конкуренты
Выручка
Мы можем наблюдать положительный тренд по выручке в течение двух лет (2015 и 2016 гг.). В 2017 году происходит резкое увеличение данного показателя. Это связано с тем, что собственник компании принял решение по значительному повышению продаж. В результате он увеличил объем закупаемого товара, внес наличные средства. Как видно из бюджета на 2017 год, стоит задача в разы повысить доходы. При сверке плана с фактом видно, что эта задача на данный момент выполняется. При текущем повышении продаж мы можем предположить, что в 2017 году выручка достигнет показателя в 30 млн рублей.
Для расчета показателя выручки за 2017 год мы взяли среднюю за пять месяцев 2017 года, экстраполировали и получили:
Исходя из графика видно, что динамика выручки 2017 года повторяет динамику 2016 года, при этом наблюдаем значительное увеличение данного показателя. Также исходя из годовой динамики за 2016 год можно предположить, что в следующие два квартала возможен также рост выручки.
При детальном анализе поступлений в управленческом учете нами был выявлен нестандартный платеж наличными на значительную сумму. Данная транзакция является крупной, была получена наличными и по ней нет описания платежа в управленческом учете.
Для подтверждения наличия оплаты были запрошены подтверждающие документы. Нам было разъяснено, что данный платеж был от физического лица и оплачивался на карту Генерального директора. Нам было обещано предоставление скринов перевода на карту для подтверждения данного платежа.
С января по май 2017 года были поступления на сумму 13 млн рублей, из них 37% поступило наличными. Данный показатель не сильно превышает среднее значение по малому бизнесу в сфере торговли, но в мае показатель достиг 57%. Так как данный отчет готовился до закрытия майских продаж, то, возможно, данный процент будет скорректирован в меньшую сторону по итогу закрытия периода.
В целях подтверждения безналичной выручки были проведены следующие операции.
В управленческом учете оплаты ведутся только по партиям (по номенклатуре не ведутся). При расчете проданных позиций Modern не удалось выделить их отдельно, чаще всего они продаются с моделью барберпол.
Данная сфера бизнеса зависит от изменений в тенденциях моды. ООО «******» следит за новинками и меняет номенклатуру продаваемых товаров.
Выводы
Расходы
Схема закупок
Сейчас ВЭД осуществляется через компанию ********, выполняющую посреднические функции между фабриками и ООО «******».
Поставки товара осуществляются примерно раз в три — пять месяцев.
За три месяца до поставки Генеральный директор ООО «******» ведет переговоры лично с представителями фабрик в Китае. После согласования сделки оплачивается сразу 30% предоплаты от сделки наличными.
По словам клиента, между организацией и брокером существуют два договора — транспортной услуги и поставки товара. Данные документы не были нам предоставлены, поэтому мы не знаем всех условий сделки, описание внешнеэкономических операции с китайскими партнерами только со слов клиента.
Когда товар появляется на складе фабрики, ООО «******» оплачивает оставшиеся 70 % плюс НДС 18% безналично за товар и 7% за посреднические услуги брокеру, комиссию оплачивают наличными. Далее компания-посредник выполняет свою работу.
В дальнейшем по мере роста оборота закупок планируется вести ВЭД самостоятельно, для этого необходимо будет открыть новое ООО с общей системой налогообложения.
Изменения позволят экономить:
Себестоимость товара
В связи с тем что учет по себестоимости не ведется, пришлось провести огромную работу. Мы использовали данные по выручке за каждый месяц. Выбрали крупнейшие поставки, посмотрели цены этих товаров на складе, рассчитали себестоимость этих партий и экстраполировали на всю сумму выручки. Таким образом получили себестоимость по каждому месяцу. Далее распределили себестоимость товара на две статьи: доставка до склада и цена товара. Мы аналитически вывели, что доставка в себестоимости составляет 23%, а цена (которая включает и НДС, и 7%) составляет 77%. Таким образом, для наших целей выделили эти две статьи, просто используя данные пропорции.
Учет компании не отражал стоимость проданной продукции, для понимания рентабельности бизнеса этот фактор является определяющим в данном случае. Здесь находилась самая большая проблема учета организации. По итогам получили следующую картину.
В будущем планируется наладить учет по расчету себестоимости товара, что в разы повысит эффективность управления оборотным капиталом.
Вывод
Аренда
Площадь помещения 435 кв. м, клиент разделил помещение на две части: для деятельности ******и ******, в соотношении примерно 348 кв. м и 87 кв. м соответственно.
В управленческом учете компания делит затраты по аренде поровну между двумя сегментами бизнеса. В целях нашего анализа мы перераспределили расходы по аренде исходя из занимаемой площади каждого сегмента.
При пролонгации есть единственный момент: Арендодатель просит в скором времени освободить помещение, занимаемое школой (******). Однако исходя из планов клиента по привлечению инвестиций можно сделать вывод, что потребуется расширить склад, находящийся на территории ******. Таким образом, ****** будет находиться в другом помещении в любом случае. Значительного риска мы здесь не видим.
Оплата проходит ежемесячно неравномерно, по словам клиента, это связанно с договоренностью с арендодателем.
Мы пересчитали методом начисления данные расходы по аренде и перераспределили затраты между ****** и ******.
Вывод:
Маркетинг
Основными статьями расхода на рекламу являются:
Проанализировав все расходы в управленческом учете, выяснили, что в феврале были занижены расходы, а в марте всплеск показателя был за счет проведения выставки в начале апреля. Исходя из полученных данных, правильно отразили расходы на рекламу.
Вывод
Персонал
Запасы
По словам клиента, поставка товара осуществляется примерно раз в три-пять месяцев. На начало мая товарный запас составлял 221 ед. Последняя поставка, по словам клиента, была в начале февраля на 176 ед. Для анализа движения товаров мы использовали данные управленческого учета по продажам. Взяли крупные позиции по остаткам на 1 мая 2017 года, посмотрели по ним продажи и экстраполировали на всю популяцию. Так как крупные запасы товара составляют 80%, мы считаем, что данный подход является корректным. Выбытие по итогам расчета составило 241 ед. Затем посчитали остаток на начало февраля 2017 года.
Из таблицы видно оборачиваемость запасов около трех месяцев, данный показатель можно считать положительным.
Далее провели анализ по товарной номенклатуре и выявили проблемные номенклатурные позиции. По этим трем позициям за первые два квартала было продано только 9% товара.
Финансовый результат
Исходя из отчета о прибылях и убытках за 2017 год можно сделать следующие выводы.
Список анализируемых документов
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.