открытость информации о формах и условиях а также о правилах и результатах взаимодействия семьи и
Современные методы и формы партнерского взаимодействия ДОУ и семьи
Елена Вторушина
Современные методы и формы партнерского взаимодействия ДОУ и семьи
«Современные методы
и формы партнерского взаимодействия
ДОУ и семьи»
Воспитатель ГБДОУ №71
Кировского района Санкт-Петербурга
Вторушина Елена Борисовна
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из приоритетных задач является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Воспитание детей в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1определяется, что родители являются первыми педагогами. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Родители обязаны заложить основы нравственного, интеллектуального и физического развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и от образовательного учреждения, а именно взаимодействия, доверительности и сотрудничества.
На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема взаимодействия детского сада и семьи. И наше дошкольное учреждение не исключение. С одной стороны, родители доверяют детскому саду и соглашаются с формами, методами и приемами воспитания своих детей в момент пребывания их в детском саду. А с другой, они не готовы воспринимать воспитателей как партнеров и придерживаться с ними единой педагогической линии за пределами детского сада. Также и педагоги чаще видят в родителе не субъекта совместной деятельности, а очередной объект воспитания. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия.
Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от образовательного процесса.
Сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей.В общении воспитателя с родителями не уместны : категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновениядвух социальных институтов: семьи и детского сада.
Условия эффективного взаимодействия Доу и семьи
1. Установление интересов каждого из партнеров
2. Согласие родителей на активное участие в образовательном процессе и понимание важности этого участия
3. Совместное формирование целей и задач деятельности
4. Использование активных форм и методов общения, обратная связь взаимодействия
5. Постоянный анализ данного процесса
Педагогический коллектив нашего детского сада в постоянном поиске новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволяют достигнуть реального сотрудничества.
Наиболее удачными формамиработы с родителями являются следующие:
Наглядно-информационные:
Педагоги нашего детского сада активно используют в своей деятельности ИКТ – технологии, имеют страницы в социальных сетях в Интернете, где размещают полезную информацию для родителей, фотоотчеты с мероприятий и праздников, повседневной жизни детей в ДОУ.
Таким образом, у родителей наших воспитанников появился новый домашний собеседник и профессиональный консультант по наиболее актуальным вопросам и волнующим проблемам. Родители получили возможность высказывать свою точку зрения, задать свой вопрос и, наконец, просто узнать полезную информацию.
Ещё одна новая форма взаимодействия педагогов и родителей – газета. Выпускаемой нами электронной газетой, которую мы назвали «Знайкины ведомости» (см. приложение) нам хочется придать новизну практике взаимодействия семьи и детского сада в нашей группе, обеспечить единство воспитания в детском саду и дома. Задачи,способствующие реализации данной цели: обеспечение своевременной информации об особенностях работы нашего дошкольного учреждения, о событиях, происходящих в детском саду.
Мы решили, что газета поможет сделать интересную жизнь детей ДОУ доступной для всех желающих, а тех родителей, которые не очень интересуются проблемами воспитания, тем или иным способом вовлечет в совместную с воспитателями и детьми работу. И это удалось сделать.
Газета пишет о наших детях, их достижениях и их проблемах. Газета для родителей, среди прочих достоинств, обладает еще одним неоспоримым качеством – здесь совершенно исчезает элемент принуждения, о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации.
В каждой группе детского сада есть родительский уголок доступный для восприятия информации, эстетически и красочно оформленный, в котором родители могут узнать о возрастных особенностях ребенка, мероприятиях, проводимых в ДОУ, рассмотреть фотографии, отображающие интересную жизнь в детском саду.
Совместную деятельность детей и взрослых можно организовать и через организацию разнообразных выставок творческих работ.
Творческие задания раскрывают потенциал родителей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха. Выставки работ родителей, изготовленных вместе с детьми, участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах.
На первом родительском собрании мы делаем презентацию нашего дошкольного учреждения. Целью которой является знакомство родителей с нашим дошкольным учреждением, его уставом, программой развития, с коллективом педагогов.
В результате такой формы работы у родителей возникает интерес к нашему дошкольному учреждению и также они получают полезную информацию о содержании работы с детьми.
Для соблюдения требований законодательства, совершенствования образовательного процесса и информирования родителей детский сад создал свой сайт, куда выкладываются нормативно-правовые документы ДОУ, информация о сотрудниках, памятки и консультации, новости из жизни ДОУ и т. д.
Формы, методы и средства взаимодействия педагогов и семей воспитанников
Наиболее продуктивные и интересные формы работы,как отмечают сами родители это:
• групповые собрания в форме дебатов, с включением игровых моментов, с приглашением специалистов;
• мастер классы для родителей;
• проведение массовых форм взаимодействия с семьями воспитанников (праздники, соревнования и т. п.);
Традиционной формой работы с родителями в любом образовательном учреждении является родительское собрание. Мы считаем, что собрания, консультации для родителей важно построить так, чтоб они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, т. к. современные родители не захотят слушать долгих и назидательных докладов педагогов. Это значит, на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор.
Консультации и мастер-классы должны быть предельно четкими, содержать только необходимый родителям материал и проводится не для “галочки”, а для пользы дела.
Совместные праздники, развлечения, физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей.
Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.
Для нас досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем,что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть как это делают другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Очень теплой традицией нашей группы стало ежегодное проведение мероприятия в ноябре, посвященное «Дню матери»
В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах. Праздник в детском саду – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия, на мой взгляд, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогащают отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».
Трудовые или хозяйственные:
В современных условиях дошкольной организации трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас сделано руками пап и мам наших детей. Они помогают в организации развивающей предметно-пространственной среды в группах.
Создание единого образовательного пространства, предметно-пространственной развивающей среды в группах невозможно без участия родителей.
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях:
1) Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2) Повышением педагогической культуры родителей.
3) Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи своей работы я вижу в следующем:
1) Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2) Объединить усилия для развития и воспитания детей;
3) Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
4) Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
5) Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействияс родителями является:
1) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2) Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3) Сотрудничество, а не наставничество.
Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
4) Готовимся серьезно.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в д/саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников на тему: «Социальный портрет семьи».По результатам изучения анкет выяснилось следующее: если раньше родители подразделялись на группу служащих и рабочих, то с изменением общественных условий появились предприниматели, неработающие, много неполных семей, есть многодетные семьи.Анализ рисунков воспитанников на тему: «Моя семья», «Мой дом» также помогает понять, как относятся к ребенку дома.
Родители детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.
Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым д/сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от д/сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях.
Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдение правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут активом родительской общественности и надёжными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведений праздников, конкурсов, выставок и т. д.
Сближению детей и родителей, а также воспитателя способствует и постоянное проведение разнообразных конкурсов и выставок «Осенние фантазии», «Рождественская сказка», «Щедрая-осень», «Талисман года» и другие, позволяют укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы. В течение года педагогами группы оформляются газеты: «Мамочка любимая»; «Мои домашние животные» и другие. Каждый номер газеты посвящаются определенной теме.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждается и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях»- писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это, при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится.
Заложенное воспитанием в семье, на раннем этапе развития ребенка, сохраняется в нем на долгие годы, помогает его социализации в обществе. О. Д.Квашнина отметила: «Очень важно научить детей преодолевать трудности. Те или иные жизненные ситуации требуют не только послушания, но и активности и трудолюбия, без чего невозможно говорить о достоинствах и чести человека» Семья создаёт для ребёнка определённые ориентиры его дальнейшего поведения. Совместное дело, совместная задача, решаемая семьёй, позволяет ребёнку проявить свои лучшие качества. Важно, чтобы с самого раннего возраста в семье у ребёнка закладывалось стремление в силу своих возможностей выполнять некоторые обязанности. Ведя речь об идеалах воспитания, следует обратить внимание на важную мысль, высказанную М. М. Бахтиным об идеальном, авторитетном образе, «который не созерцают, но за которым следуют»3
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных формработы дало определенные результаты: многие родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Многие родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования к выбранной цели. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей В нашей стране на протяжении нескольких лет дошкольное образование официально принято полноценным уровнем непрерывного общего образования,.
Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители,.
Формы и методы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников Взаимодействие детского сада с родителями: Цель: установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей.
Формы и методы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста Формы и методы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста Подготовила: Иванова.
Презентация «Формы и методы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников» Взаимодействие детского сада с родителями Цель: установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей.
Современные формы взаимодействия детского сада и семьи Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает.
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум.
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи Подготовила воспитатель Абдурагимова З. И. От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за.
Современные формы взаимодействия ДОУ с родителями в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании» Приоритетными задачами детского сада, является обеспечение охраны жизни и здоровья каждого ребенка. Питание детей имеет огромное значение.
Современные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи и их эффективность Аннотация: В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации взаимодействие детского сада.
Реализация принципа информационной открытости дошкольного образовательного учреждения
алена павлик
Реализация принципа информационной открытости дошкольного образовательного учреждения
Реализация принципа информационной открытости
дошкольного образовательного учреждения.
Необходимость реализации принципа открытости в современном дошкольном образовании.
Информационная открытость является качественной характеристикой современного образования. Принцип открытости сегодня рассматривается как одна из основных характеристик современного образования в целом. Понятие открытости образования еще продолжает формироваться, но интерес к его осмыслению и созданию технологий открытого образования, как в современной педагогической теории, так и в реальной образовательной практике.
Открытость образования – это такой взгляд и такой тип рассуждения, при котором не только традиционные образовательные учреждения, такие как детский сад, имеют образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести определенный образовательный эффект.
Несмотря на все усилия, образовательная система до сих пор остается в значительной степени закрытой, по инерции или даже сознательно. Но запрос общества на информацию постоянно возрастает, поскольку с ростом благосостояния повышается возможность выбора. Обеспечение свободного доступа к информации, имеющей общественное значение, информационная открытость органов власти и организаций социальной сферы составляют важнейшие признаки правового государства. А открытость образовательных организаций — это еще и необходимое условие конкуренции, стимулирующей качество и эффективность образовательных услуг.
Информационная открытость – организационно-правовой режим деятельности любого участника социального взаимодействия, обеспечивающий любым участникам этого взаимодействия возможность получать необходимый и достаточный объем информации (сведений) о своей структуре, целях, задачах, финансовых и иных существенных условиях деятельности.
Информационная доступность – возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу.
Ст. 29 определяет требования к формированию открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию об их деятельности, и обеспечение доступа к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
Рассмотрим принципы информационной открытости на примере нашего детского сада.
Важным для нас в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.
Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т. е. «открытость детского сада наружу», также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения.
К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании.
Сегодня и всегда содержание взаимодействия педагогов и родителей определяется целями и задачами воспитания подрастающего поколения, стоящими перед обществом, приоритетностью общественного или семейного воспитания.
В течение ряда лет практика сотрудничества общественного и семейного основная задача которых – сообщить знания, сформировать представления, убеждения, проконтролировать, исправить, и даже перевоспитать их. Педагогам было проще строить работу с родителями с целью сообщения знаний, используя разнообразные формы просвещения, без учета обратной связи. При этом сами родители порой сетовали на то, что знания им даются «слишком общие» и «не касаются именно их ребенка».
Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ предполагает и новые отношения. Имея свои особые функции, они не могут заменить друг друга, поэтому установление между ними контакта является необходимым условием успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9.)
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6.)
«Открытость детского сада внутрь»
Реализовав открытость ДОУ «внутрь», педагоги сделали учебный процесс более свободным, и гибким. Вовлекли родителей в образовательный процесс детского сада. Прежде всего не только знакомя родителей на родительских собраниях теоретически с программными задачами воспитания и обучения в данной возрастной группе, а демонстрируя им на открытых занятиях то чему учили детей и чему они научились.
Добиваясь, чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, пытаемся строить отношения, прежде всего, на доверительности, обеспечивая родителям уверенность в хорошем отношении к ребенку воспитателей.
Родители в любое удобное для них время могут прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок. К сожаленью при занятости родителей это не все могут себе позволить.
Линия взаимодействия педагогов и родителей не остается неизменной. Она постоянно совершенствуется. Прежде всего стимулом для совершенствования являются интересы и запросы родителей. Уже на первом родительском собрании пытаемся вызвать родителей на диалог, предоставляя возможность каждому родителю высказать свои мысли о воспитании.
В работе с родителями реализуются такие задачи как:
• просвещение родителей с целью повышения их педагогического образования (через индивидуальные беседы, консультации в родительском уголке, беседы с родителями на родительских собраниях);
• изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательских воздействий на ребенка (через анкетирование, индивидуальные беседы.);
• задачи информационного плана (через знакомство родителей с возрастными особенностями детей, режимом работы ДОУ на организационных родительских собраниях);
• задачи обучающего хapaктepa (научить родителей руководить детской деятельностью, игрой, ручным трудом в процессе показа различных видов деятельности в течение «дня открытых дверей», на открытых занятиях, в совместной деятельности с родителями.
Формы работы с семьей.
1. Беседы с родителями.
2. Родительские собрания.
3. Дни открытых дверей
4. Наглядная информация – стенды, папки-передвижки, тематические газеты.
5. Досуги и развлечения.
Основные принципыпри организации работы с семьей:
• открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать, видеть, как живет и развивается его ребенок);
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитание детей;
• создание активной – развивающей среды.
«Открытость детского сада наружу»
Наш детский сад является открытой социально-педагогической системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом.Нашими социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:
Учреждения образования:
Учреждения культуры:
o Районный дом культуры;
o Детская школа Искусств
o Совет пенсионеров;
o Дом интернат для пенсионеров и инвалидов
Сотрудничество с каждым учреждением строится с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Развитие социальных связей детского сада с культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Одновременно процесс взаимодействия с социальными партнёрами способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования.
Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:
o учета запросов общественности,
o принятия политики детского сада социумом,
o сохранения имиджа учреждения в обществе,
o установления коммуникаций между детским садом и социумом.
Работая в таких условиях, мы создаём возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
За последний год в рамках осуществления взаимодействия с социумом наши воспитанники:
o посетили музей с. Хороль;
o совершили экскурсию в детскую библиотеку;
o совершили экскурсию на почту;
o совершили экскурсию на хлебозавод;
o были приглашены на концерт детской школы искусств;
o совместно с советом пенсионеров подготовили народный праздник «День рождения Домового»;
o выступили с концертом в честь 23 февраля и 8 марта в Доме престарелых и инвалидов;
o приняли участие в районных конкурсах детских рисунков;
o приняли участие во Всероссийской акции «Посылка для солдата»;
o стали активными участниками всероссийского познавательно-интеллектуального конкурса «Мудрый совёнок»;
o приняли участие в конкурсе «Фейерверк талантов»;
o приняли участие в спортивном соревновании;
o приняли неоднократное участие во Всероссийском конкурсе ССИТ;
o участвовали в акции «Внуки по переписке»;
o были приглашены на торжественную линейку, посвященную Дню Знаний в школу №1;
o для воспитанников ДОУ были организованы театральные встречи с коллективом РДК.
Формирование инклюзивной компетентности педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения Цель: формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие.
Организация военно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения «Организация военно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения» В настоящее время Россия претерпевает.
Художественно-эстетическое развитие детей-билингвов в условиях дошкольного образовательного учреждения ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ БИЛИНГВОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Чернышева Э. Ф., музыкальный руководитель.
Модель выпускника дошкольного образовательного учреждения. 1. Выпускник дошкольного образовательного учреждения – это жизнерадостная, жизнестойкая, целеустремлённая личность. У него сформированы.
Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения Формирование духовно-нравственных качеств ребёнка – сложный педагогический процесс. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности,.
Организация предметно-развивающей среды в средней группе дошкольного образовательного учреждения Тема занятия: «Организация предметно-развивающей среды в средней группе дошкольного образовательного учреждения». Цель: сформировать знания.
План работы на летний оздоровительный период муниципального дошкольного образовательного учреждения в средней группе 01.08.18 Беседа о насекомых Рисование «Божья коровка» П/и: «Медведь и пчелы», «Удочка» Пение «Про меня и муравья» Д/и:.
Презентация портфолио воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Портфолио воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 110» Тишковец Елены Юрьевны. Образование:.
Ранняя логопедическая помощь детям в условиях дошкольного образовательного учреждения РАННЯЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Ключевые слова: речь, дошкольники, логопедическая.
Развитие психомоторики детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения Тема статьи: Развитие психомоторики детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения Автор: Самарина.