откуда идет счет струн на гитаре
Виды струн для гитары (акустической, классической)
Название струн на гитаре: классический вариант
Вообще, классикой считается 6-струнная гитара. Однако можно вспомнить достаточно много примеров великих композиторов, которые предпочитали шести струнам семь (хотя бы Высоцкий).
Однако, согласно музыкальной теории и сольфеджио, названия струн не различаются вообще. Исходя из правил, установленных общей теорией музыки, ноты, по которым строится любой инструмент имеют свои названия и аббревиатуры в виде латинских символов и языковых интерпретаций. В нашем случае это:
Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары или их дубль-версии) применяются соответственно. Но струн всего 6.
Струна на гитаре вверху грифа совпадает по звучанию с первой внизу через три октавы. Поэтому и первая, и шестая являются как бы главенствующими, но только применительно к 6-струнному инструменту (основной строй производится именно в ми-миноре).
Видео
Обозначение пальцев левой руки
Пальцы на правой руке обозначаются арабскими цифрами 1, 2, 3, 4.
Не понятно почему, но своего обозначения большой палец не имеет. На мой взгляд, это как-то не правильно, так как большим пальцем можно зажимать басовые струны в аккордах с барре и порой это намного удобнее, чем брать само барре.
Что такое обмотка
Для басового регистра используются струны с обмоткой. Что это такое? Обмотку стали использовать в конце 18 столетия в целях облегчения игры и обогащения звучания нижнего регистра. Обмотка изготавливается из разных сплавов металлов и разделяется на типы:
Если вам нужен приглушенный камерный звук, выбирайте струны с плоской обмоткой. Для яркого интенсивного звука выбирают круглую обмотку.
Шестая струна гитары
Самая толстая и верхняя струна. Она идет в октаву с первой – и дает точно так же, звук E-ми. Является струной-тоникой для аккордов Ми-мажор и ми-минор.
Какой уход требует гитара
Ученикам музыкальной школы гитары понимать как устроена гитара недостаточно, чтобы поддерживать инструмент в хорошем состоянии при хранении дома. Ее необходимо регулярно осматривать, чистить, мыть. Если не следить за состоянием инструмента, играть на нем будет невозможно уже в первый год после покупки.
Аккорды на открытых струнах
В эту категорию входят все аккорды для начинающих. Они ставятся на первых трех ладах, и их тоникой служит открытая струна. Для начала освоения гитары вам точно стоит выучить данные трезвучия, а также то, как звучат открытые струны в целом.
Как выбрать классическую гитару
Начинающим следует обращать внимание не только на внешний вид инструмента, но и на тонкости, в которых сразу будет непросто разобраться:
Подбирать инструмент нужно, учитывая размер. Стандартная модель для взрослых – 4/4. Длина такой классической гитары около 100 сантиметров, вес более 3 кг. Маленькому ребенку играть на ней будет невозможно, поэтому разработаны модели, рекомендованные с учетом роста и возраста:
При выборе нужно обратить внимание на тембр и звук. Поэтому лучше взять с собой в магазин человека, который сможет настроить инструмент и сыграть на нем мелодию. Хорошее звучание – залог правильного выбора.
Прием баррэ
Хотя название струн на гитаре уже не вызывает непонимания, отдельно стоит отметить прием, называемый баррэ (зажатие указательным пальцем всего лада).
Любой стандартный аккорд можно построить именно с помощью этой техники. По сути, те же простейшие аппликации, указанные выше, можно применить к этому случаю, но только в роли баррэ выступает порожек возле колкового механизма на головке грифа.
Нотный гриф гитары
Схема нот на грифе гитары может быть представлена немного в другом виде.
Тем, кому неудобно пользоваться верхней картинкой мы предлагаем посмотреть нотный гриф гитары в раскладке всех обозначений по нотному стану с учетом октав.
Здесь изображена обычная классика и звуки расписаны до 19 лада. Для электрогитары будет то же самое, но ладов и звуков будет больше.
Здесь расположение нот на грифе шестиструнной гитары для начинающих показано с октавами для каждого лада и струны на нотном стане. Кстати, тут нет обозначений полутонов. Но, если сопоставить верхний и нижний рисунок вместе, то вы поймете, что и где находится.
Если первая картинка будет нагляднее и удобнее для новичков, проходящих обучение с нуля самостоятельно, то второй вариант лучше использовать тем, кто занимается сольфеджио и берет уроки игры на гитаре, например для детей в музыкальной школе или для взрослых у преподавателя.
Конструкция
Основные составные части – корпус, гриф, струны. Форма и размер инструмента остается неизменным с конца XIX века, когда испанский гитарный мастер Антонио Торрес создал классическую модель с шестью струнами, деревянными нижней и верхней декой, соединенными между собой обечайками. Каждая часть имеет свои отличительные черты.
Корпус
Нижняя и верхняя деки одинаковы по форме. Для изготовления нижней используется скрипичный клен, кипарис или другие породы дерева, для верхней – ель или кедр. Толщина доски от 2,5 до 4 мм. Верхняя дека отвечает за звучность инструмента. В ней вырезается круглый голосник диаметром 8,5 см, устанавливается подставка-струнодержатель с порожком. Подставка имеет шесть отверстий для крепления струн. Чтобы при натяжении не происходила деформация корпуса, внутри устанавливается система пружин из деревянных реек, но отсутствует анкерный стержень. Это существенное отличие классической гитары от акустической.
Крепится к корпусу килем, который еще называют «пяткой». Ширина грифа классической гитары 6 см, длина 60-70 см. Для изготовления используют кедр или другие породы дерева с твердой структурой. С обратной стороны гриф имеет округлую форму, рабочая поверхность плоская, покрытая накладкой. Гриф заканчивается головкой, которая слегка расширяется, отклоняясь назад. Классическая гитара отличается от акустической длиной грифа, у последней он короче на 6-7 см.
Струны
Правильное расположение и высота струн важны для чистого звука. Слишком низкое расположение приводит к дребезжанию, а высокое – к неудобству для исполнителя. Высоту определяют по 1 и 12 ладу. Расстояние между грифом и струнами на классической гитаре должно быть следующим:
Басовая 6 струна | Первая тонкая струна | |
---|---|---|
1 лад | 0,76 мм | 0,61 мм |
2 лад | 3,96 мм | 3,18 мм |
Замерить расстояние можно при помощи обычной линейки. Причинами изменения высоты может быть слишком низкий или высокий порожек, прогиб грифа. Для названия струн на гитаре используется нумерация. Самая тонкая – это 1-ая, верхняя толстая – 6-ая. Чаще всего все они нейлоновые – это еще одна разница между классической и акустической гитарой.
Что выбрать новичку
При выборе комплекта струн необходимо учитывать:
Советы новичкам по выбору гитары и струн для первой игры:
Помните, что неправильно настроенному инструменту никакие струны не помогут. Чтобы гитара звучала, научитесь основам настройки инструмента.
Что нужно знать, чтобы начать играть на гитаре
Начать играть на гитаре никогда не поздно, особенно если есть желание. Возможно, вы не прирожденный Джимми Хендрикс или Ангус Янг, но после года тренировок «Enter Sandman» или «Kill the King» освоите точно! Главное – придерживаться основ, которые и изложены в этой статье.
Базовые гитарные аккорды
Игра на гитаре – это гармоничное складывание разных аккордов в мелодию, поэтому с этого и начинается знакомство с инструментов. Про барре и сладинг пока даже не задумываетесь – стартуйте с простых звуков.
Вот аккорды на гитаре, необходимые для новичков. Ничего не понятно? Просто научитесь их читать:
Запись может незначительно отличаться.
Уже на этом этапе многие новички задумываются, сложно ли им будет научиться играть на гитаре. Если сразу ничего не выходит – не отчаиваетесь, со временем движения дойдут до автоматизма.
Для начинающих не с нуля, ноты для гитары могут быть удобнее. Их порядок выглядит так.
Как научиться играть на гитаре: основы
И так, вы попробовали зажать аккорд, а звук глухой. Все нормально, ваши руки еще не привыкли. В среднем, период адаптации длиться 2-3 месяца. Упорно тренируясь, за это время гитарист уже начинает играть не глядя.
Как держать гитару
С чего начать учиться играть на гитаре? С постановки инструмента:
Как правильно держать инструмент – точно сказать нельзя. Посадка подбирается индивидуально, учитывая длину рук, высоту корпуса и размах.
Как ставить пальцы на струны
Перед тем, как играть на инструменте – научитесь правильно ставить пальцы. Струны должны зажиматься кончиками пальцем, а не всей подушечкой.
Давление должно быть сильным, чтобы струна прижалась к ладу. Если зажатие хорошее, звук будет звонким, если нет – дребезжащим или отсутствующим. Скорее всего, сразу поставить пальцы не получится – нужна практика. Всего есть 2 причины, почему не получается зажать струну:
Большой палец — опора для грифа. В идеале, он не должен выступать вообще, чтобы большая часть ладони покрывала струны.
Игра на одной струне
Когда пальцы более-менее освоились, можно начинать играть на одной струне на гитаре. Начните тренировки с классики, а именно – “Iron Man” группы Black Sabbath. Играется она на 5-й струне (вторая сверху) следующим образом:
— глиссандо или «скольжение». То есть, переходя с 10 лада на 9 не отрывайте пальцы.
Многие преподаватели запускают уроки игры на гитаре для начинающих с нуля именно в Iron Man, но у нее есть конкурент – Smoke On The Water группы Deep Purple.
Играется она на той же пятой струне со следующей последовательностью:
«0» означает, что бить нужно по не зажатой струне.
За сколько можно научиться играть на гитаре эти мелодии? В среднем, у новичков уходит полчаса, чтобы играть их не глядя на гриф.
А в добавок, вот обучающее видео, где разбирается 7 мелодий на одной струне.
Игра аккордами
Теперь самое сложное — научиться играть на гитаре аккордами самостоятельно с нуля. Пока что вы не чувствуете гриф и зажимаете струны под присмотром.
Избавится от этого поможет тактильные упражнение, вроде «змейки» и «паука».
Змейка
Классика из самоучителя игры на гитаре для начинающих. Выполняется упражнение так:
Постоянно меняйте струны для обучения. Затем берите не близлежащие, а удаленные, например 3 и 6.
Ответ на вопрос: «Как играть перебором на гитаре?». В отличие от змейки, двигаться нужно не вдоль струн, а поперек, спускаясь верху вниз.
Как только зажмете лад, на диафрагме дергаете соответствующую струну. Упражнение хорошо тренирует координацию обеих рук и улучшает топологические навыки.
Переход к бою и перебору
Техника боя – это последовательность ударов вниз регистра и вверх. Отмечаются они стрелочками.
Какой-либо совет здесь дать нельзя – только практика. Ищите подходящую мелодию, зажимайте аккорд и начинайте играть. Часто бойные указатели идут вместе с табулатурой (картинки с аккордами на грифе). Вот, например, табулатура песни Егора Летова «Все идет по плану» и бой к нему.
Вот видео-урок боя на гитаре для начинающих с нуля.
Самоучитель игры на акустической электрогитаре говорит, что перебор – это техника последовательного перебирания струн. Она чуть сложнее и требует сенсорной ориентации по инструменту.
В момент зажатия струны на ладу, гитарист дергает ее на диафрагме, что создает определенный звук. Вот, например, табулатура перебором для песни Кино «Кукушка».
Плюс в том, что многие переборы стандартные: знаешь их – знаешь все. Ознакомиться с ними можно в видео.
Техники игры на гитаре
Скорее всего, вопрос: «Как быстро научиться играть на гитаре?» — у многих уже отпал. Навык вырабатывается практикой и трудом.
Но если вы осилили игру на аккордах, можно выбрать и саму технику игры. Всего их 4.
Играется, как на акустической, так и на электрогитаре. Характерен жесткий, ровный бой с переборами в «соляке». Количество аккордов небольшое, преобладают квинты (они же пауэр-аккорды).
Смотря концертные записи, многие не понимают, чем музыканты играют на гитаре вместо пальцев. Это медиатор – пластиковый флажок, которым удобнее бить по струнам. На акустике он позволяет добиться более яркого и громкого звука.
Кстати, некоторые новичка сразу целятся в металл или панк. Рекомендуется до того, как научиться играть на электрогитаре, освоить акустику – она дешевле и проще.
Блюз более техничный и требует хорошей игры перебором вперемежку с легким боем. Характерно минорное звучание и «заигрывающий» мотив.
Преимущественно играется на электрогитаре, но есть и композиции для акустики. Например, можно попробовать эту инструкцию.
Соло-гитарист украшает композицию отдельным небольшим кусочком. Как правило, соляк более техничный и богатый на аккорды и квинты.
Сейчас соло встречаются только в металле, роке, джазе и блюзе.
Импровизация
Высшая ступень «гитарной науки». Импровизатор должен уметь на ходу подбирать звуки, складывающиеся в красивую музыку.
Настройка гитары
Настройка гитары
Звучание 1-й струны
Обозначение струн латинскими буквами:
E – 6-я струна
A – 5-я струна
D – 4-я струна
G – 3-я струна
B – 2-я струна
E – 1-я струна
Настройка гитары беспокоит всех начинающих гитаристов без исключения, хотя на самом деле – это очень лёгкое и быстрое занятие. И для того чтобы научиться настраивать гитару, нужно освоить всего 2 фишки, о которых мы поговорим ниже.
Сейчас речь пойдёт именно о том – как настроить гитару от первой струны, а не каждую струну с помощью тюнера. Так как тюнер не всегда есть под рукой, а продвинутый гитарист просто обязан уметь настраивать гитару самостоятельно в любой экстренной ситуации. Таков закон сильнейших 😉
Ну а для точной настройки первой струны, без тюнера не обойтись, если конечно же вы не страдаете абсолютным слухом 🙂
И вот что ещё хотелось бы добавить – разговоров о том как настроить гитару с помощью различных тюнеров со шкалой и других визуальных “помощников” не будет. Если вы новичок и ещё не умеете настраивать гитару, такие “помощники” только навредят вашему крепнущему слуху. Так как во первых – не каждый тюнер точно показывает высоту звука, соответственно и гитару вы настроете так же. А играя постоянно на расстроенном инструменте вы и не поймёте как он должен звучать на самом деле.
И во вторых – тюнер не развивает ваш слух, так как определить настроен инструмент или нет возможно только по визуальной шкале, а не по звучанию струны.
Я надеюсь, данный аргумент положительно повлияет на ваш выбор дорогой друг и вы не собьётесь с верного пути развития своего музыкального слуха. Так как настройка гитары – это фундамент, который закладывается в самом начале построения себя, как гитариста.
И так, с чего же начинается настройка гитары?
Для того чтобы настроить гитару, начинаем с 1-й струны (отсчёт струн ведётся с нижней, самой тонкой).
Для настройки 1-й струны мы используем тюнер, который вы можете скачать перейдя по ссылке–> или аудиопроигрыватель находящийся вверху данной страницы.
Дальше обращаем особое внимание на те 2 фишки, о которых я говорил в самом начале статьи, так как они являются залогом успешной настройки.
1-я часть (фишка) в настройке гитары – необходимо определить высоту 1-й струны на гитаре.
То есть нужно услышать, 1-я струна на гитаре выше звучит чем 1-я струна в тюнере или ниже.
Нажимаем на кнопку и внимательно слушаем оригинальное звучание высоты струны.
Затем ещё раз нажимаем на эту кнопку, чтобы остановить звук и дёргаем открытую 1-ю струну, так же внимательно слушая её высоту.
Теперь ваша задача состоит в том, чтобы определить, струна гитары выше звучит или ниже, чем струна в тюнере.
Если с первого раза вам не понятна высота звука струны, пробуйте ещё, включайте тюнер и дёргайте струну по очереди, пока точно не услышите высоту звука струны.
Возможно на первых этапах настройки, вам будет сложновато определить высоту звука, но тут главное не отчаиваться, а пробовать раз за разом, так как это всего лишь дело практики. И с каждым новым разом будет понятней и легче!
А когда Вы определили высоту звука, переходим ко 2-й части настройки.
2-я часть (фишка) в настройке гитары – необходимо определить то, на сколько выше или ниже звучит 1-я струна гитары от оригинального звучания 1-й струны тюнера.
Эта часть поможет вам идеально и с лёгкостью довести до конца настройку струны.
Для этого нужно одновременно дёрнуть 1-ю струну на гитаре и запустить звучание 1-й струны тюнера. Вы услышите звуковые колебания, кот. происходят из-за разных по высоте звучания струн.
На что следует обратить своё внимание!
Чем колебания чаще, тем звучание струны гитары дальше от оригинального звучания.
Чем колебание реже, тем звучание струны гитары ближе к оригинальному звучанию.
И вот, что ещё интересно – частота звуковых колебаний не зависит от того выше или ниже звучит струна относительно оригинального звука тюнера.
Для простоты понимания, звуковое колебание “струны” тюнера примем за “ноль”, так как пока звучит один тюнер, звук чистый.
А когда включается струна гитары, даже хоть немного перетянутая или недотянутая, то появляются своего рода “противоречущие” друг другу звуковые колебания.
И чем дальше от нуля, к плюсу или минусу (не имеет значения), тем чаще звуковые колебания.
Частота звуковых колебаний свидетельствует лишь о том, на сколько близко или далеко натяжка струны находится от оригинального звучания.
А наша работа заключается в том, чтобы выровнять звуковые колебания (вывести на ноль) с помощью натяжения или расслабления струны (в зависимости от её состояния, кот. мы определили в 1-й части настройки).
Далее после настройки 1-й струны, переходим ко 2-й струне.
Только в качестве эталона “правильного” звука мы используем не тюнер, а уже настроенную, открытую 1-ю струну.
Здесь мы таким же (ранее описанным в 1-й части настройки) образом определяем высоту звучания 2-й струны, только не открытой, как при настройке 1-й струны, а зажатой на V ладу (т. к. высота звука на V ладу 2-й струны в оригинале должна соответствовать высоте звука уже настроенной, открытой 1-й струне).
Т. е. при настройке 2-й струны всё время должен быть зажат V лад, а в качестве “эталонного” звучания используем 1-ю открытую струну.
Здесь мы так же используем ранее описанные 2 фишки, только подстроенные под 1-ю и 2-ю струну.
3-ю струну настраиваем на IV ладу, т. е. во время настройки постоянно должен быть зажать IV лад 3-й струны (т. к. высота звука на IV ладу 3-й струны в оригинале должна соответствовать высоте звука уже настроенной, открытой 2-й струне).
В качестве “эталонного” звучания как вы уже поняли, используем 2-ю открытую струну.
4-ю струну зажимаем на V ладу, в качестве “эталонного” звучания открытая 3-я струна.
5-ю струну зажимаем на V ладу, в качестве “эталонного” звучания открытая 4-я струна.
И 6-ю струну так же зажимаем на V ладу и в качестве “эталонного” звучания используем открытую 5-ю струну.
Как видите, ничего сложного здесь нет!
Осталось только запомнить, что все струны, кроме 1-й и 3-й настраиваются на V ладу используя при этом в качестве “эталонного” звучания нижнюю открытую струну.
1-я струна настраивается по тюнеру, а 3-я на IV ладу, используя открытую 2-ю струну.
P. S. Надеюсь, статья получилась доступной к пониманию и полезной. Не забывайте оставлять комментарии и делиться с друзьями ссылкой. Всего вам доброго, успехов в обучении!
Откуда идет счет струн на гитаре
! Постановка левой руки
Во время игры на гитаре пальцы левой руки должны быть
в полусогнутом положении. Струны прижимаются кончиками
пальцев, за исключением игры приемом баррэ. Пальцы в
суставах не прогибаются; исключение представляет
указательный палец, который прогибается в том случае,
когда он прижимает одновременно две или три струны.
Большой палец струн не прижимает, он служит опорой для
четырех пальцев, прижимающих струны, поэтому он не
должен быть виден из-под, грифа. Струны надо прижимать
около ладов (металлических пластинок), но не сдвигать
их в сторону.
Условные обозначения пальцев левой руки (аппликатуры):
Звук на гитаре извлекается посредством щипка, или,
точнее, удара по струнам кончиками пальцев правой руки.
Большой палец производит щипок от себя, указательный,
среднийи безымянный пальцы производятщипокксебе.
Приготовленный для удара палец должен
находитьсяперпендикулярно по отношению к струне. При
таком положении соприкосновение придает большую силу
удару, делая его более 6огатым обертонами. Извлекать
звук на струне можно от подставкии до грифа. Если мы
будем извлекать звук с одинаковой силой, постепенно
передвигая руку от подставки к грифу, то тембр
инструмента будет заметно изменяться. Отрезок, на
котором возможно извлекать звук, нужно разграничить на
три части:
Примечание.
Если пальцы будут расположены в разных точках, звучание
инструмента будет плохое. Чем меньше задерживаются
пальцы на струнах во время удара, тем сильнее и ярче
звучит инструмент.
Существуют два способа извлечения звуков:
1. Ногтевой способ, когда звук извлекается, при помощи
ногтей на пальцах правойруки.
2. Способ извлечения звука подушечками (мякотью)
пальцев правой руки.
Первый способ считается наиболее употребительным и
заключается в следующем: кончики подушечек пальцев
(ближе к ногтю) касаются струн и почти одновременно
струна скользит на ноготь, которыйизаставляет струну
звучать. От такого удара звук делается сильным и ярким.
При игре ногтевым способом ногти не должны быть
длиннее, чем на 1, 5-2 мм над уровнем подушечек
пальцев, должны иметь полукруглую форму и концы их
должны быть хорошо отшлифованы. Большой палец при этом
способе извлекает звук краем подушечки. Второй способ
извлечения звука состоит в том, что кончики пальцев
правой руки при ударе касаются только подушечками
пальцев, без участия ногтей. Таким способом концертанты
почти не пользуют, так как инструмент звучит гораздо
тише, чем при ногтевом способе. Если извлекать звук
только мякотью пальцев, то ногти, разумеется, должны
быть коротко острижены. При извлечении звуков надо
овладеть двумя приемами, так как на них построена вся
техника правой руки: апояндо и тираидо.
Апояндо. Удары указательного, среднего и безымянного
пальцев правой руки, направленные сверху вниз, то есть
по направлению к деке.
Тпрандо. Удары указательного, среднего и безымянного
пальцев, направленные снизу вверх, то есть от деки.
Удары пальцев правой руки, направленные сверху вниз и
снизу вверх, должны быть примерно под углом 45° по
отношению к деке.
Баррэ – это прием прижатия струн. Он заключается в том,
что указательный палец левой руки одновременно
прижимаетна одном ладу несколько струн или все струны.
Прижатие трех или четырех струн называется малым баррэ.
Прижатие пяти шести струн называется большим баррэ.
Указательный палец при приеме баррэ должен быть прямым,
его нельзя прогибать в суставах. (при исполнении
некоторых аккордов может возникнуть необходимость
незначительного прогиба этого пальца).
Чтобы звучание струн не сопровождалось дребезжанием
(что часто бывает у новичков) большой палец должен быть
под грифом, приблизительно против второго пальца.
Прижимайте струны около ладовой перегородки, постарайся
ощутить каждую струну под указательным пальцем и найти
оптимальное место прикосновение струны к пальцу. В
дальнейшем положение большого пальца будет определяться
сложностью данного аккорда. Когда указательный палец
выполняет баррэ, остальные пальцы должны свободно
перемещаться по струнам для прижатия нужных нот в
аккордах.
Баррэ в нотах может обозначен вертикальной квадратной
скобкой, но обычно он обозначается римской цифрой,
указывающийлад, на котором помещается указательный палец.
Позицией называется расположение пальцев левой руки на
грифе гитары, дающее возможность извлечь несколько
звуков разной высоты разными пальцами без перемещения
левой руки. При смене позиций левой руки на грифе
необходимо перемещать всю кисть руки сразу. Нужно
следить за тем, чтобы пальцы не слипались, а оставались
разомкнутыми. Каждый палец долженнаходиться над своим
ладом идержать как можно ближе к струнам.