отношение автора к обломову и штольцу
Обломов и Штольц
Обломов и Штольц: сходство и различия
И.А. Гончаров в романе «Обломов» хотел противопоставить две культуры: русскую и западную. Всё произведение основано на приёме антитезы. В качестве этой антитезы автор представляет два персонажа: Обломова и Штольца. В русской литературе есть много произведений, построенных таким образом, например «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» и другие. В зарубежной литературе тоже есть подобные примеры.
Больше всех перекликается с «Обломовым» роман Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». В нём описывается такой же случай противоречия между реальностью и представлением человека об идеальной жизни, которое распространяется им на внешний мир. Идальго, как и Илья Ильич, весь погружён в грёзы. Обломова окружают антиподы, не понимающие его, с материальными представлениями о мире. Правда, исход у двух этих историй диаметрально противоположный: к Алонсо перед смертью приходит озарение, он понимает, что заблуждался в своих мечтаниях, а Обломов так и остаётся Обломовым. В этом исходе, очевидно, и заключено различие между русским и западным менталитетом.
Благодаря приему антитезы можно глубже разобраться в личностях героев: ведь всё познаётся в сравнении. Убрав из романа Штольца, мы не сможем понять Илью Ильича. Гончаров показывает недостатки и достоинства персонажей. При этом читатель может взглянуть на себя самого со стороны (на свой внутренний мир), чтобы не допускать ошибок героев.
Обломов и Штольц являются главными и практически единственными героями романа. Основные мысли автор доносит до читателя через их взаимодействие или взаимодействия их с другими персонажами. Подобным связующим звеном между ними в романе служит Ольга Ильинская (она как бы не является самостоятельным персонажем, а существует лишь в их системе).
В жизни каждого человека детство имеет огромное значение. В этот период личность человека ещё не сформирована. Он готов впитывать окружающий мир, словно «губка». В детстве происходит воспитание. От того, как воспитан человек, зависит, каким он будет во взрослой жизни. Так и в романе Гончарова центральную роль играет описание детства и того, как воспитывались будущие антиподы Обломов и Штольц. Ведь не зная, откуда произрастают корни этих личностей, нельзя было бы понять, и откуда появляются различия в их жизни. Описание детства автор приводит в главе «Сон Обломова», где Илья вспоминает свою родную деревню Обломовку. Прочитав эту главу, можно понять, откуда появились леность и неподвижность у Обломова.
У Обломова и Штольца были общие черты характера, потому что Илюша с Андреем познакомились в детстве и, общаясь, влияли друг на друга.
Поскольку Обломова и Штольца связывают дружеские отношения, возникает вопрос: кто из них больше заинтересован в этих отношениях? На мой взгляд, больше заинтересован Штольц в Обломове, потому что Илье ничего не нужно из того, что есть в характере Андрея. Он совершенно спокойно проживёт и так. Штольц же тянется к Обломову, потому что чувствует в нём душу, которой сам всю жизнь мечтает обладать. Получается, что Илья более искренен в своей дружбе.
По роману красной нитью проходит мысль о дружбе, о её роли в жизни человека. В дружбе человек может проявить свою истинную сущность. Дружба имеет много форм: воспеваемое Пушкиным «братство», дружба корыстная, дружба по какой-либо причине. В сущности, кроме искренней дружбы, всё остальное является некими формами эгоизма. У Обломова и Штольца была самая крепкая дружба – дружба детства. Поговорка «старый друг лучше новых двух» здесь отлично подойдёт. Они познакомились в далёком детстве, живя в разных деревнях, и, несмотря на все различия, которые появились в ходе их дальнейшей жизни, не смогли расстаться.
Роман Гончарова «Обломов» помогает нам разобраться в том, какую роль в жизни человека играет дружба, благодаря тому, что предоставляет богатый пример её перипетий. Обломову от Штольца ничего не нужно, просто Штольц – его единственный друг. С кем же ещё ему обсудить свои мысли и чувства? Благодаря описанной дружбе Обломова и Штольца мне в полной мере раскрылась суть этих героев, мысль Гончарова о детстве, о том, что в детстве закладывается фундамент всей жизни.
Роман Гончарова «Обломов» относится к роду таких произведений, которые не теряют своей актуальности со временем и отражают в действительности сущность жизни людей не только на момент своего написания, но и через сотни лет (потому и считается классическим). Антитеза, предложенная автором романа, превосходно изображает сущность рока всей истории России, эту критичность её бытия: либо полностью одно, либо без преуменьшений другое. Но никогда мы не можем найти золотой середины, смешать вместе активность и стремление к благополучию, трудолюбие Штольца и широкую, полную света и мудрости, душу Обломова. Мне кажется, и в каждом русском человеке, и в самой России живут эти две крайности: Обломов и Штольц. От того, кто из них возьмёт верх, зависит наше будущее.
Вывод о обломове собственное мнение. “Мое отношение к Обломову” сочинение
Сочинение на тему «Мое отношение к Обломову»
Иван Александрович Гончаров в своем выдающемся романе «Обломов» описал действительность середины XIX века, отразил образы русского общества, характерные для той эпохи. Выхода романа в свет ждали долго.
В первой части своего романа Гончаров описывает обычный день из жизни обычного помещика России Ильи Ильича Обломова. Он не работает, не служит, избегает выхода в свет, ведет обычное, скучное существование, лежит все время на своем диване и размышляет о будущем, не имея определенных целей. Вся его жизнь ограничивается рамками одной комнаты, которая служит ему спальней, кабинетом и приемной. Обстановка была удручающей. Лежанье было у него нормальным состоянием. С первого взгляда кажется, что в Илье Ильиче нет ни капли воли, а если уж есть, то так мало, что ее хватает лишь на одно действие: чтобы хоть иногда вставать с постели. Он ничего не старается делать и не видит смысла в делах, так как не считает какую-либо деятельность настоящей целью человека. Он не хочет карьеры чиновника, погруженного в бумагах, он не признает высший свет, ведь в нем, как он считает, нет искренних чувств и вольной мысли. Понятно, что у безвольного человека мало друзей. Все, кто к нему не приходил, делали это лишь для того, чтобы иметь какую-нибудь выгоду. Но был у него один настоящий друг – Андрей Штольц. Только он вносил в мрак его сознания хоть какой-то луч жизни и хотя бы на время вытаскивал Обломова из того болота лени, безразличия и лежания, в котором тот завяз навсегда.
Когда читаешь роман, то переживаешь все то, что переживал Обломов. Испытываешь радость и грусть, восхищение и разочарование. С одной стороны видно, что Илья Ильич – настоящий увалень и в нем не возможно найти ни капли стремления к жизни. В тоже время, с другой стороны понимаешь, что таким его сделало общество, что вины его нет. С малых лет он был подвижный, озорной, в молодости стремился к высоким идеалам, думал о своей пользе человечеству. По-моему, он многого бы добился, если бы ничто ему не мешало. Но встретив препятствия, Илья Ильич решил остановиться на достигнутом.
Я считаю, что автор романа, Гончаров, описывая это душевное падение своего героя, хотел показать читателям, как низко, ничтожно выглядит человек, который в душе Обломов. Из этого романа можно многое почерпнуть. Каждый, читая это произведение, понимает, что без цели жить нельзя, и, если он не хочет стать похожим на Обломова, то должен ставить перед собой и пытаться достичь все новых, а потом и новых целей. Человек должен стремиться к покорению своих вершин при любых обстоятельствах, какие бы жизненные трудности не возникали на пути, какие бы препятствия не приходилось преодолевать. Тогда на такого человека посмотрят с восхищением, и тогда он сможет сказать, что победил в душе обломовщину.
Мое отношение к Обломову
Главный герой романа Гончарова — Илья Ильич Обломов. Это человек «лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами». Он, «дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге». Обломов вызывает во мне чувства изумления, а также презрение и жалости. Он поражает своей фантастической ленью. Где это видано — валяться целый день на диване, не вставая, и не испытывать от этого никаких удобств. Он говорит, что не нашел себе занятие по душе. Такого занятия, на которое можно потратить свою жизнь. Ерунда! Если бы он хотел найти, то непременно бы сделал бы это. Но Обломов не проявил упорства и поэтому, желая себя оправдать, говорил Штольцу, что в его жизни не было огня, что она началась с погасания. Просто он не хотел зажечь в себе этот огонь, бессознательно оберегал от этого свою душу. В ней только временами вспыхивали искры, чтобы тут же погаснуть вновь. Обломов презирал общество, высший свет. Их членов он называл мертвецами, спящими людьми, хуже его самого. Пусть он отчасти прав, но ведь не все общество состоит из таких людей. Среди них наверняка нашлись бы яркие личности, выделяющиеся из толпы, не находящиеся под властью общественного мнения. Но обломов считал себя выше этого суетного мира и не желал заводить с людьми света никаких отношений. Итак, из этого можно сделать вывод о нежелании Обломова заниматься чем бы то ни было, кроме лежания на диване. Там он был занят исключительно важным, по его мнению, делом — мечтанием об усовершенствование имения и о том, как он будет там жить вместе с женой и детьми. Но способность мечтать свойственна каждому человеку. В этом нет ничего плохого. Плохо то, что Обломов не делал ничего, чтобы воплотить мечту в жизнь. Он не мог преодолеть препятствие по пути к цели. На первом препятствие он спотыкался и останавливался, не двигаясь дальше. Так и с письмом старосты. Как страус прячет голову в песок, так и он уходил в себя, в выдуманный им мир. Эти попытки убежать от реальности свидетельствует о трусоватости и слабости. А это всегда вызывает отвращение и презрение. Только сильное чувство Обломова к Ольге подтолкнуло его к походу в палату. Любовь к ней наполнило его сердце жаром и энтузиазмом. Но как бы ни сильны были чувства, все равно они не смогли победить в нем обломовскую суть, барского начало. Своей слабохарактерностью Обломов оттолкнул от себя свою единственную любовь. В конце концов презрение к герою во мне превращается в жалость. Все-таки он был человеком с добрым сердцем и искренней душой. Я жалею что он не смог перебороть себя, что он прожил свою жизнь без смысла, не узнал, что может быть в ней хорошо, кроме еды и «ничегонеделаниья». Я хочу, чтобы меньше людей походило на Обломова, чтобы все радовались жизни и обязательно не ленились осуществлять свои мечты.
СОЧИНЕНИЕ: МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЛОМОВУ
Илья Ильич Обломов из романа Гончарова – один из самых необычных, интересных и ярких героев русской литературы. Тот, кто познакомился с ним, наверное, уже никогда не сможет забыть этого, на первый взгляд, забавного персонажа.
О внешности Обломова Перед читателем Илья Ильич предстает таким себе пухленьким, симпатичным мужчиной тридцати двух – тридцати трех отроду. У него приятное лицо, голубые глаза, светлые волосы. Все в его внешности говорит о покое, мягкости, расслабленности… Только вот, глядя на него, хочется уснуть. И еще отталкивает засаленный халат, в который Обломов облачен чуть ли круглосуточно – видно, что он давно не стиран. Да, и вообще, опрятным внешний вид Ильи Ильича не назовешь. Такое ощущение, что этому человеку пришлось провести пару дней или даже недель вдали от дома, без элементарных бытовых удобств. Но нет – он находится в своем жилище и имеет достаточно средств, чтобы вовремя отдавать вещи в стирку, мыться теплой водою с мылом и даже содержать прислугу.
Почему же тогда так потрепан и «затаскан» Обломов? Что происходит с мужчиной в самом расцвете сил, если он так сильно запустил и себя, и свою одежду, и свою комнату? На книжных полках пыль, халат помят и откровенно грязен (наверное, и запах от него исходит соответствующий), сам Илья Ильич выглядит заспанным и обрюзгшим. Может, у него что-то случилось? Какая-то трагедия, или он заболел депрессией… Не моется, не бреется, никуда не ходит – лежит себе на диване и смотрит в потолок. Точно – беда у человека!
О внутреннем мире героя Едва роман «Обломов» увидел свет, на его главного героя тут же набросились литературные критики. Они исследовали персонажа вдоль и поперек, навесили кучу ярлыков и диагнозов, назвали символом разлагающегося капиталистического общества, воплощением упадка и деградации. Возможно, в чем-то они и правы… А мое отношение к Обломову такое: мне его просто жаль. Этот человек вызывает у меня искреннее сочувствие. Ведь он никому ничего не делал плохого. От природы был добрым и умным. Как и большинство людей в молодости, мечтал изменить мир к лучшему, совершить героические поступки. И даже не тщеславие или амбиции заставляли его этого желать. Даже этого греха у Обломова не было! Он, на самом деле, хотел помочь, принести пользу. Не для того чтобы войти в историю, а для того чтобы людям стало легче жить. Кстати, отсутствие амбиций тоже, скорее всего, сыграло свою роль в печальной судьбе Ильи Ильича. Но все-таки… Как получилось, что молодой, образованный человек из обеспеченной семьи, полный идей и стремлений, похоронил себя заживо в пыльной комнатушке? Как дошел он до такого состояние, когда самое элементарное действие (например, написание письма) уже вызывало у него приступ паники? Как превратился симпатичный юноша в рыхлую массу жира и пота, возвышающуюся над диваном и днем, и ночью?
О причинах Причины есть у любого явления. Имеются они и здесь. Мне кажется, что «обломов» живет в каждом человеке без исключения. Всем нам не хочется трудностей, а хочется легких путей. И мы с радостью прогуливаем уроки, если появится такая возможность, и отлыниваем от выполнения домашних заданий. И мечтаем выиграть миллион, чтобы жить на проценты и ничего не делать. Большинство людей по утрам думает о том, как надоело вставать в такую рань и куда-то идти, как хотелось бы остаться дома, под тепленьким одеялом. Но, тем не менее, они подымаются и идут. А Обломов – нет. Он продолжает лежать, несмотря на ежедневные обещания самому себе начать, наконец, действовать. Прогресс является следствием противоречий. Одно из них – между потребностями и возможностями. Например, хочется кушать, а денег на еду нет. Возникло противоречие. Чтобы устранить его, человек идет работать. И это – прогресс. А у Обломова с самого детства был налажен быт. Ему не приходилось думать о куске хлеба – он спокойно жил на доходы от родового поместья… Поэтому мог позволить себе уйти со службы, когда она ему надоела. И не бегать в поисках другого места. Был бы он тщеславен – не смог бы довольствоваться тем, что имеет, хотел бы большего. Но амбиции у Ильи Ильича отсутствовали. Так что, ни кнута, ни пряника в его случае не получилось. Плюс острый ум персонажа. Он тоже ему навредил. Обломов прекрасно видел недостатки людей и окружающего его общества в целом. Все это ему было противно. Он не желал растворяться в серой массе, охваченной снобизмом, мещанством и другими болезнями глупцов. В идеале – было бы что-то делать, что-то менять… Хоть взять и пойти в школу – учить детей, прививать им другие, лучшие качества. Но Обломова, как говорится, засосало. Он так и остался человеком-ростком. С богатым, но увы, ни на грамм не реализованным, потенциалом. Он настолько увяз в своем пыльном болоте, что даже любовь к Ольге – сильное, большое чувство – не смогла вырвать его из тлена. А это был его верный и, к сожалению, последний шанс… Но страх хлопот, связанных с предстоящей женитьбой, оказался сильнее чувства. Потеряв любовь, Обломов был обречен. Словно сердце, заросшее жиром и уже не способное поэтому полноценно работать, он постепенно угасал. Удары становились все тише, все реже… Пока не прекратились совсем.
Вывод Илья Ильич в конце романа умирает. И мое отношение к Обломову пронизано сочувствием. Бесполезно прожитая жизнь – это всегда печально. Но литературный герой жил не зря. Думаю, очень многих он спас и еще спасет от ловушки мягкого дивана. Обломов всем нам показал, что расслабляться нельзя. Нужно действовать. Движение – это жизнь. А пассивность ведет к верной смерти.
Мое отношение к Обломову
На этой странице искали :
Сохрани к себе на стену!
Мое отношение к Обломову сочинение-рассуждение
Социально-психологический роман Гончарова Обломов это классика второй половины девятнадцатого века, где в образах героев перед нами предстают представители поколения писателя. Многие из них так и не смогли поменять свое отношение к труду, оставаясь бездельниками и лентяями, поэтому в романе и появился персонаж в образе Обломова. Давайте кратко познакомимся с образом героя, его отношением к жизни, службе, родителям, чтобы потом выразить мое отношение к Обломову.
Внешность и внутренний мир Обломова
Знакомя с главным героем романа, Гончаров представляет на суд читателя мужчину тридцати двух лет. У него средний рост и даже неплохая внешность. Однако из-за лени и недостатка движения, его тело обрюзгло в самом расцвете сил. Все в поведении Обломова говорит не только о его изнеженности, но и лени. Ему постоянно хочется спать, и хотя в юности у Обломова были неплохие планы на будущее, но с возрастом они исчезли. Лень настолько поглотила Обломова, что он стал ко всему равнодушен. Его внутренний мир стал скудным, он не интересовался книгами и происходящими событиями. Как не пытались друзья пробудить Обломова, результата они не добились. Обломовщина захватила его с головой и засосала. Тому виной было воспитание родителей и та жизнь, которую он вел, где все делалось за него и вместо него. Обломов потерял интерес к жизни и не видел смысла в ее участии, ведь окружающее общество с его лживыми натурами для него было чуждо. Людей он видит такими же сонными, как и он сам, и не понимает, чем он хуже, выбирая свою ленивую, размеренную жизнь. Обломов не признает высший свет с его бесчувственностью и отсутствием вольной мысли.
Отношение Обломова к посетителям
Илья Ильич Обломов при встрече своих друзей жалеет их, высказывая свое отношение к их жизни. Центральный персонаж не понимает стремлений Волкова, считая, что тихая и размеренная жизнь намного лучше праздной и веселой жизни Волкова. Обломов не поддерживает и образ жизни Судьбинского, так как считает, что погоня за чинами портит человека и делает его жизнь пустой. Илья Ильич дает писателю Пенкину следующую характеристику: в его произведениях нет ни настоящих чувств, ни реальной жизни.
То, как отзывается Обломов о своих гостях, показано в таблице:
О Волкове | «В десять мест в один день – несчастный!» |
О Судьбинском | «Увяз, любезный друг, по уши увяз… А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома – несчастный!» |
О Пенкине | «И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра; праздник придет, лето настанет – а он все пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!» |
Об Алексееве | Обломов терпеливо относится к герою, так как их образы жизни чем-то похожи. Обломов «терпел» Алексеева, так как он мог быть самим собой, имея при этом хорошего слушателя. Главные герои «Муму» характеристика персонажей рассказа Тургенева для сочинения и читательского дневника (5 класс) |
О Тарантьеве | «Тарантьев делал много шума, выводил Обломова из неподвижности и скуки» |
Данные цитаты показывают то, что Обломов называет своих визитеров несчастными людьми, он искренне не понимает их образы жизни.
Несмотря на то что Обломов не поддерживает взгляды своих гостей на жизнь, он искренне радуется приходу Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева и Тарантьева. Отношение Обломова к гостям подчеркивает доброту Ильи Ильича, его «голубиную душу».
Авторская позиция в романе Гончарова «Обломов»
Авторская позиция в романе Обломов
Гончаров известен, в основном, как автор «Фрегата Паллада» и своеобразной трилогии романов: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». Но даже это сравнительно небольшое число произведений не было оставлено без внимания критиками.
Помимо главного героя, привлекает художественный метод, особенности изложения писателя. Гончаров, в отличие, например, от Гоголя – мастера детали или Тургенева – мастера психологического портрета, практически не утруждает читателя размышлениями над характерами персонажей; он сам прямым текстом и очень подробно описывает их, чтобы читатель знал наверняка, как поведет себя персонаж в данной ситуации, или хотя бы понял причину подобного поведения. Важнейшим пунктом для писателя был сам процесс существования. Единственное, что остается до конца не ясным, – это авторская точка зрения. По крайней мере, она не выражена напрямую, и в этом отношении роман «Обломов» – один из самых сложных для понимания.
Авторская позиция угадывается только путем анализов некоторых моментов романа. К примеру, Гончаров использовал такой традиционный прием, как создание психологического портрета персонажей. Как раз здесь, не прямо, а с помощью тонких намеков писатель указывал, какие черты характера персонажа ему нравятся, а какие вызывают недовольство.
На первой же странице – портрет Ильи Ильича Обломова. Читатель тут же составляет о нем мнение благодаря тому, что писатель искусно направляет течение читательской мысли в нужное ему русло. Обрюзгший, слишком толстый для своих лет, с отсутствием какой-либо определенной идеи в глазах, с маленькими руками, этот человек компенсировал, по мнению Гончарова, все эти малоприятные факты одним: он просто светился добротой. За это качество писатель способен простить ему многое.
На зов барина, с громким оханьем и топаньем, является Захар. Непонятная, неосознанная, слепая любовь к своему «барину», уверен писатель, заставила бы Захара не раздумывая отдать за него жизнь. И при этом он не в состоянии хотя бы вымести паутину из углов.
И вдруг в эту пыльную и душную идиллию врывается что-то стремительное, громкое – Штольц. Гончаров использует само его появление (внезапное привнесение движения из внешнего мира в быт Обломова), и его образ для создания контраста с обломовским образом и жизнью. Обломов апатичен внешне, но внутри него заключена если не борьба, то, по крайней мере, масса переживаний; Штольц же, напротив, с виду подобен какому-то урагану, который в одну секунду здесь, а в другую – уже за сотни километров отсюда. В то же время, внутренний мир его гораздо беднее, несмотря на его начитанность, постоянные путешествия; его мало что может тронуть так же глубоко, как Обломова. Нередко в описаниях героев автор иронизирует; например, на иронии построено содержание всех страниц о Захаре; также комический эффект создается тогда, когда Гончаров говорит о Штольце: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь».
Если обратиться к женским образам, то сразу хочется отметить образ Ольги Ильинской, по традиции называемый одним из самых лучших и удачных. О ней можно говорить очень много, но здесь отметим лишь один момент, содержащий яркий пример уже упомянутого авторского «намека». Гончаров говорил о том, что Ольгу побаивались некоторые легкомысленные молодые люди, очевидно, претендовавшие на ее внимание. А почему, спрашивается? Все просто: они не привыкли видеть в женщине тонкий ум и самостоятельность, вот и относились с опаской, поскольку она была им непонятна.
В не меньшей степени авторская позиция видна и через образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Штольц говорил, что именно она погубила Обломова. Но не стоит думать, что его устами высказывался Гончаров. Как известно, ее имя – это имя матери писателя; следовательно, если он назвал именем самого близкого человека свою героиню, значит, ее образ должен заключать в себе что-то светлое, лучшее. И потому именно она, а не Ольга, становится идеалом для Обломова. Она – земное воплощение мечтаний главного героя о красавице Милитрисе Кирбитьевне. Чудную жизнь с ней он видел даже во сне. Гончаров недаром уже в I части помещает многостраничное описание сна Обломова, это своеобразный и очень важный композиционный и идейный элемент романа. Во сне, как известно, отражаются самые сокровенные мечты человека. Гончаров подчеркивает, что Илье Ильичу снятся именно его детские годы, т.к. как раз в детстве закладываются основы мировоззрения. Вероятно, писатель хотел оправдать Обломова в глазах читателей, сказав, что в его теперешнем состоянии он виноват в меньшей степени, чем само устройство современного общества. Маленький Илюша был воспитан как настоящий барчонок; где ж его вина? Все время родители, слуги оберегали его от «лишних» движений, малейшее проявление детской необузданности тут же подавлялось. К тому же Илюша постоянно находился под впечатлением сказок, рассказываемых ему старой нянькой. Как раз они-то и стали основой его будущих мечтаний; он свято верил, что ему, как Иванушке-дурачку, «вдруг все сразу само удастся», волшебная щука будет все за него делать, а он – преспокойно и счастливо жить-поживать со своей Милитрисой Кирбитьевной. Конечно, сама по себе идея неплохая (тем более что она является важной составляющей русского менталитета), но жизнь доказывает ее несостоятельность, и Гончаров специально своеобразно завершает жизненный путь Обломова: Илья Ильич, прожив вроде бы так, как он мечтал, наконец-то нашел покой – «почил вечным сном». Но умирает-то он от удара, который случился с ним как раз от того образа жизни, который он вел.
Подобными деталями Гончаров показывает, что семейная жизнь Штольца и Ольги также не принесла им счастья. Из уст Штольца, этого всегда куда-то устремленного человека, в конце романа, в беседе с Ольгой можно услышать невероятную, совершенно не подходящую ему фразу: «Мы не титаны с тобой…». А Ольга-то как раз готова быть «титаном», она хочет и может двигаться вперед, свершая большие дела. Таким образом, и эта пара, как показывает Гончаров, не сложилась.
На проделанном анализе героев романа видно, что отождествлять автора с каким-либо героем нельзя. «…я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал – словом писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало», – так говорил о своем романе сам Гончаров. Он подтверждает идею о том, что ни один из героев не может претендовать на схожесть с писателем. Но несомненно одно: раз Гончарову удалось так тонко передать их сущность, психологию, значит, действительно, герои очень близки ему и понятны.
Изначально сюжет “Обломова” задумывался как обобщенное жизнеописание на отдельном примере бездеятельности апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса. Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном рассказе о жизни Ильи Ильича Обломова, бездумно проводящего день за днем в своей загородной усадьбе.
В соответствии с этим замыслом и писался первый том “Обломова”, повествующий большей частью о детстве Ильи Ильича. При написании же последующих трех частей произведения отношение к нему Гончарова меняется. Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и с помощью этого показывает свое отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняется сюжетная линия. Разбор произведения, конечно же, нужно начать с первой части, несмотря на то что завязка и развитие основного сюжета происходит в трех последующих. Вначале, рисуя жизнь основного героя, Ильи Ильича Обломова, автор характеризует его как доброжелательного и гостеприимного человека, в то же время обладающего необычайной склонностью к лени. И потом, для объяснения истоков его характера, Гончаров вводит сон героя, в котором показывает его детство. Начинается сон с повествования об идиллическом крае, где родился и вырос Обломов. Здесь описывается природа обломовского края. Ее безмятежность, конечно же, заметно преувеличена и порой даже граничит о чем-то сказочным. Далее идет описание помещичьего и крестьянского быта: помещики, основу жизни которых составляет вопрос о том, что выбрать на обед, и крестьяне, работающие изо дня в день на благо господ. Здесь уже впервые Гончаровым упоминается Штольц. Он должен будет стать обобщенным образом передового человека, включающим в себя твердость характера, гибкий ум, постоянную жажду действия, иначе говоря, отобразить полную противоположность Обломову. Теперь перейдем к трем основным частям романа. Основной сюжетной линией здесь являются взаимоотношения между Ольгой Ильинской и Ильей Ильичом Обломовым. Однако вначале нужно рассмотреть авторскую позицию в отношении Обломова и Штольца. В таком случае, прослеживая развитие любовной линии между Ольгой, Обломовым и Штольцем, мы сможем еще раз подчеркнуть тот или иной взгляд автора на личности этих двух персонажей. Наделенный лишь самыми правильными и необходимыми чертами характера, Штольц, несомненно, нравится автору, как и читателю. Но в то же время, как и большинство из нас, Гончаров испытывает чувство симпатии к Илье Ильичу. Отношение автора к обоим выражается через взаимные характеристики героев. И здесь надо поговорить о странной дружбе между этими двумя диаметрально противоположными людьми. Навряд ли дело лишь в детской, когда-то соединявшей их привязанности. Но что же тогда связывает их? Если дружбу Обломова можно объяснить необходимостью в сильном человеке, который всегда бы пришел на помощь его нерешительной и сонной натуре, то чем объяснить привязанность Штольца к Обломову? Думаю, что на этот вопрос можно ответить словами самого Андрея: “Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!” Теперь можно подойти к любовному сюжету. Но прежде чем описывать взаимоотношения Ольги с Обломовым и Штольцем, надо сказать об отношении автора к ней самой. Гончаров, несомненно, доброжелателен к своей героине. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость. Восхищает автора и чувство долга, которым прежде всего руководствуется героиня, возвышенность ее души, отражающаяся в ее прекрасном голосе. Все это чувствуется и во внешнем облике Ольги. Она призвана быть как бы ангелом-хранителем Обломова, разбудить его уснувшую душу. Как же раскрывает автор образ Обломова через его отношения с Ольгой? Конечно, миссия Ольги с самого начала была обречена. Человек не может жить лишь любовью, не думая более ни о чем. Однако через нее автор открыл в Обломове, которому, по моему мнению, симпатизирует, множество положительных черт. Описывая же отношения Ольги со Штольцем, Гончаров, правда, неявно, указывает на скрытый недостаток в натуре Штольца: правильному и передовому герою не хватает немного “безумных порывов”. Как бы то ни было, судьбы обоих героев складываются относительно удачно. Штольц обретает свое счастье с Ольгой, а Обломов находит свою Обломовку на Верхлевской улице и доживает там свой век с женщиной, о которой всегда мечтал. Такая развязка еще раз показывает, что позиция автора по отношению к обоим героям носит положительный характер. В заключение приведу слова И. С. Тургенева: “Пока останется хоть один русский — до тех пор будут помнить Обломова”. Действительно, образ этот жив и по сей день, стоит только оглянуться. Многим ли из нас не свойственны, хотя бы частично, черты Обломова, столь удачно отраженные Гончаровым?