отношение к кумовству протекции чацкого и фамусова

Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества — героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Представителем таких дворян в комедии «Горе от ума» является Александр Андреевич Чацкий. Он представляет «век нынешний», то есть прогрессивно мыслящих людей, которых пока в дворянском обществе не так много. «Век минувший» в комедии Грибоедова представлен в лице фамусовского общества (так принято называть группу лиц: самого Фамусова, его домашнее окружение и гостей этого барина).

Взгляды Чацкого и фамусовского общества на жизнь

По всем важным вопросам жизни общества у представителей «века минувшего» и «века нынешнего» суждения противоположны.

Отношение к богатству, чинам, службе

Чацкий понимает, что, по мнению представителей «века минувшего», женихи для их дочерей должны «с именьем быть и в чине» (действие 1, явление 7). Он в своём монологе «А судьи кто. » отмечает, что некоторые «отечества отцы» «грабительством богаты» и «защиту от суда в друзьях нашли, в родстве» (действие 2, явление 5).

Служба для представителей фамусовского общества — это лишь источник благосостояния и почёта. Например, Фамусов со служебными делами разбирается просто: «Обычай мой такой: //Подписано, так с плеч долой» (действие 1, явление 4).

Ради получения чинов и повышения по службе многие унижаются перед вышестоящими людьми. Таков был, например, дядя Фамусова Максим Петрович, который, несмотря на свою важность, «сгибался вперегиб», чтобы «подслужиться» к вышестоящим особам. Этот Максим Петрович добился важного места тем, что насмешил императрицу тем, что оступился и упал, да не один раз, а три раза (последние два — уже нарочно). Этот пример Фамусов привёл после слов Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2). Фамусов считает, что на службе не нужно быть «гордецом», что перед начальством следует пресмыкаться, чтобы получить выгоду.

Секретарь Фамусова Молчалин тоже считает, что нужно угождать начальнику, и, на всякий случай, угождает даже всем в его окружении, точно следуя завещанию своего отца.

Полковник Скалозуб, которого Фамусов прочит в женихи дочери, богат и добился высокого чина, так как знает, «чтоб чины добыть, есть многие каналы…» (действие 2, явление 5).

Чацкий, в отличие от представителей фамусовского общества, считает, что служить нужно «делу, а не лицам» (действие 2, явление 2), на благо Отечества, а не для накопления богатства любыми путями.

Отношение к кумовству, протекции

В фамусовском обществе «по отцу и сыну честь». Добившийся служебных высот Фамусов пристраивает к себе на службу родственников, не обращая внимания на их деловые качества. Он говорит Скалозубу: «При мне служа́щие чужие очень редки; //Всё больше сестрины, свояченицы детки; //Один Молчалин мне не свой, //И то затем, что деловой. //Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, //Ну как не порадеть родному человечку. » (действие 2, явление 5).

Молчалин, который тоже относится к фамусовскому обществу, не надеется на одни свои деловые качества. Чтобы в будущем продвинуться по карьерной лестнице, он заводит знакомства с влиятельными дамами, например, с «известной» Татьяной Юрьевной, имеющей «полезных» родных и друзей. Молчалин говорит Чацкому: «…частенько там // мы покровительство находим, где не метим» (действие 3, явление 3).

Чацкий не одобряет подобный образ действий, но понимает, что Молчалин «дойдёт до степеней известных».

Отношение к подражанию иностранцам

Гости Фамусова копируют наряды и повадки заезжих иностранцев и французских модисток. Русские господа изъясняются на смеси «французского с нижегородским». На балу в доме Фамусова гости немеют от восторга, слушая «французика из Бордо». Это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему с величайшей страстью разоблачает Чацкий. Он желает, чтобы господь истребил «дух пустого, рабского, слепого подражанья», чтоб русский народ хотя бы по языку господ «не считал за немцев».

Отношение к образованию, просвещению

Мода на всё иностранное в светском обществе дошла до того, что даже воспитание и образование своих детей светские люди доверяли весьма сомнительным педагогам-иностранцам — «числом поболее, ценою подешевле», как насмешливо говорит Чацкий. Это неудивительно, ведь хорошее образование фамусовское общество не интересует, а очень пугает.

«Ученье — вот чума, учёность — вот причина, //Что нынче пуще, чем когда, //Безумных развелось людей, и дел, и мнений», — уверен Фамусов (действие 3, явление 21). Следующая его реплика по этому поводу: «Уж коли зло пресечь: //Забрать все книги бы да сжечь».

Чацкий с горечью говорит, что если какой-нибудь молодой человек увлечётся науками или искусством, тотчас в обществе он прослывёт опасным человеком, мечтателем.

Отношение к московским нравам и времяпрепровождению

Основные интересы и занятия людей фамусовского общества — это «обеды, ужины и танцы», во время которых они приятно проводят время, подыскивают для дочерей выгодных женихов, протекцию для сыновей, сплетничают.

Жизнь фамусовской Москвы, несмотря на внешнюю суету, очень однообразна. После трёх лет отсутствия Чацкий видит прежнюю московскую затхлую жизнь: «Что нового покажет мне Москва? //Вчера был бал, а завтра будет два».

Фамусов же в восторге от московских нравов: «Решительно скажу: едва //Другая сыщется столица, как Москва» (действие 2, явление 5). Он говорит о хлебосольстве московских жителей, о том, что на них «есть особый отпечаток».

Отношение к крепостному праву

Но, конечно, Чацкий относится к ним не так, как Хлёстова и другие. Хлёстова относится к крепостной «арапке-девке» (которую купил для неё на ярмарке Загорецкий), как к собачке.

В монологе «А судьи кто?» Чацкий с негодованием говорит о неком знатном человеке, выменявшем своих преданных слуг, не раз спасавших его жизнь и честь «в часы вина и драки», на трёх борзых собак. Он осуждает и другого крепостника, который забрал из семей множество детей для крепостного балета. Красоте этих маленьких артистов дивилась вся Москва, но, в конце концов, они были поодиночке их владельцем распроданы.

Идеалы Чацкого и фамусовского общества

Мораль и идеалы фамусовского общества состоят в умении «подслужиться», чтобы занять высокое положение в обществе и пользоваться всеми подобающими этому положению привилегиями. Главное качество, ценимое в светском обществе: умение достичь богатства, успешно управляя своим именьем, и дойти на службе «до степеней известных», не останавливаясь перед безнравственными поступками.

Идеал Чацкого — свободная жизнь и служба на пользу не себе, а Отечеству. Для этого, по его мнению, в стране нужны преобразования. Люди, подобные Чацкому, стремились к свободе личной и общественной, к идеалам просвещения, образования и подлинной национальной культуры.

Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества (таблица)

Взгляды на жизньЧацкийФамусовское общество
Отношение к богатству, чинам, службеСлужить нужно «делу, а не лицам», на благо Отчизны, а не для обогащения любыми путями.Богатство — главное в жизни представителей фамусовского общества. Повышение в чинах и продвижение по службе нужны для ещё большего обогащения.
Отношение к кумовству, протекцииК протекции и кумовству относится отрицательно, но понимает, что благодаря им, в основном, и добиваются высоких чинов.Пристраивание на службу по родству, а не по деловым качествам. Старание продвинуться по карьерной лестнице путём протекции.
Отношение к подражанию иностранцамПротивник «рабского, слепого подражанья» иностранцам. Желает, чтобы русский народ «не считал за немцев» своих господ, плохо изъясняющихся на родном языке.Подобострастное отношение ко всему иностранному, презрение к русской культуре.
Отношение к образованию, просвещениюМечтает, чтобы людей просвещали и давали образование хорошие учителя, а не «учителей полки //Числом поболее, ценою подешевле».Отрицательное отношение к хорошему образованию, наукам. Доверяют воспитание и образование своих детей иностранным проходимцам.
Отношение к московским нравам и времяпрепровождениюДля Чацкого затхлая московская жизнь с её старыми предрассудками скучна.Однообразная светская жизнь с её балами, обедами, ужинами очень однообразна, но представителям фамусовского общества она по нраву. Им нравится беззаботное времяпрепровождение.
Отношение к крепостному правуС негодованием относится к тем дворянам, которые своих крепостных не считают за людей.Люди фамусовского общества относятся к крепостным как к низшим существам, не имеющим души.

Вывод

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» представитель «века нынешнего» Чацкий один противостоит представителям «века минувшего». Но таких людей, как главный герой грибоедовской комедии, в России было уже не мало. Чтобы показать это, автор ввёл в своё произведение таких внесюжетных персонажей как двоюродный брат Скалозуба, не пожелавший продолжать военную карьеру, поселившийся в деревне и начавший читать ниги. К таким людям относится и племянник княгини Тугоуховской князь Фёдор, химик и ботаник, не желающий добиваться чинов.

Стремление служить «делу, а не лицам», путешествия, жизнь в деревне, чтение книг — всё это возмущает фамусовское общество. Поэтому Чацкий и его единомышленники для представителей фамусовского общества — «опасные люди», «карбонарии», по словам Фамусова.

Чацкий и подобные ему люди вырвались из паутины предрассудков и обычаев дворянской среды и стремятся приблизить начало преобразований в стране.

Источник

Фамусовское общество отношение к богатству и чинам цитаты

Отношение к кумовству (Чацкий и Фамусов)

1 ответ

Фамусов положительно относится к кумовству. Он использует свое служебное положение в корыстных целях и пристраивает родственников на службу, ведь “как не порадеть родному человеку”. Он старается не устраивать на работу “чужих”, предпочитая покровительствовать детям своих многочисленных родственников.
Чацкий относится к кумовству негативно. Он резко настроен против людей, которые “защиту от суда в друзьях нашли”. Чацкий, как приверженец прогрессивных взглядов, считает кумовство низким и аморальным. Он не понимает, как люди могут избегать заслуженного наказания только из-за того, что за них заступаются покровители.

Оценка: 4 ( 16 голосов)

Взгляды Чацкого и Фамусова

Отношение к народу и крепостному праву Век нынешний: Чацкий выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века. Век минувший: Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.

Отношение к идеалам Век нынешний: Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. Век минувший: Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать».

Отношение к просвещению Век нынешний: Чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства. Век минувший: Фамусов выступает против книг, в учении видит вред.

Отношение к службе Век нынешний: Чацкий уходит со службы, т.к. хочет служить Родине, а не прислуживаться начальству. Век минувший: В качестве источника личных выгод видит службу лицам, а не делу.

Отношение к иностранному Век нынешний: Стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом, высокого мнения о нем. Выступает против слепого рабского подражания иностранцам. Век минувший: С пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, пренебрегая своим родным языком.

Отношение к богатству и чинам Век нынешний: Видит ценность человека в личных достоинствах. Отстаивает свободу мыслей, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения, открыто высказывать их. Век минувший: Расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ. Свято, непогрешимо мнение аристократического общества.

Отношение к любви, браку, счастью. Век нынешний: Искренность чувства. Век минувший: Любовь – притворство, брак по расчету.

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

Самые активные участники недели:

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Отношение Чацкого к иностранному?

Чацкий был против повсеместного засилья иностранного в дворянской среде российского общества того времени. Против бездумного копирования любой иностранной глупости, слепого подржания иностранцам и за развитие национальной культуры, еденение интеллигенции с народом.

Какие сильные и слабые стороны характера Чацкого?

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году. Эта пьеса имеет значимое место в русской литературе, так как в ней раскрываются проблемы, которые всегда волновали общество: любовные и социальные. Главным героем является Чацкий, который совершенно по-иному смотрит на мир, нежели общество. Сильная сторона Чацкого состоит в том, что он не лицемерен, говорит прямо и правдиво, несмотря на то, к кому обращается. Для Чацкого важно получить чины честным путём, а не прислуживая, как это делало всё фамусовское общество. Подтверждается это знаменитой фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!». Чацкий презирает взяточничество. Он относится негативно к людям, которые всячески угождают ради высокого звания. Чацкий образован, поэтому умеет правильно высказывать свои мысли. Он искренен в чувствах к Софье. Не ищет выгоды в союзе с ней, как это делал Молчалин. Чацкий относится к «веку нынешнему» и стремится ко всему новому, передовому. Несмотря на многочисленные сильные стороны героя, у него также есть и слабые. Они заключаются в том, что Чацкий не видит, что общество его не признаёт, и высказывает свои идеи не перед теми людьми. Зачем что-то рассказывать и доказывать тем, кто не слушает? А если и слушает, то не поддерживает и считает сумасшедшим, потому что он имеет своё мнение и не боится его высказывать. Я думаю, Чацкому следовало бы уехать из дома Фамусовых и найти единомышленников, так как его нахождение там ни к чему хорошему не привело. Из-за этого Чацкий кажется глупым, но это не так. Он оставался в этом доме ради Софьи в надежде на то, что она ответит взаимностью на его чувства и разделит его взгляды и идеи. Из этого следует, что Чацкий имеет как сильные, так и слабые стороны. Он своего рода «безумец», который идёт против застоявшегося общества, несмотря на упрёки людей. Чацкий двигает государство вперёд и такие, как он, живут среди нас и будут оставлять свой след в истории на многие годы. Благодаря таким людям и существует социальный прогресс.

Как Чацкий относится к образованию?

Чацкий, устами которого говорит сам Грибоедов, презирает существующую систему дворянского обучения. Во многом она была основана на преклонении перед всем иностранным. Если учитель — то немец или француз, и неважно, какими знаниями они на самом деле обладают, главное «числом поболее, ценою подешевле». Русскому языку учат плохо, зато непременно необходимо владеть французским, отчего возникает «нелепое смешенье языков: французского с нижегородским». Вся система обучения имела показной характер, за реальным качеством получаемого детьми «образования» мало кто следил. Чацкий же считает, что необходимо именно просвещение, учиться нужно для того, чтобы лучше разбираться в жизни, в том, что происходит вокруг, нужно много читать, путешествовать, расширять кругозор. Подобные взгляды воспринимаются фамусовским обществом как опасное вольнодумство.

Отношение Фамусова к крепостному праву (цитаты)

1 ответ

Фамусов – русский помещик XIX века, для которого владение крепостными представляется самым естественным делом. Чацкий же, наоборот, резко высказывается о крепостном праве и всячески обличает его сторонников. Он никогда не приемлет того, что крепостных можно выменять на породистых щенков борзых собак. Чацкий выступает против угнетения народа, он за свободу и равенство между людьми. Помещики живут и пируют за счет своих рабов, поэтому «сами толсты, а их лакеи тощи».

Если раскрывать дальше тему «Отношение к крепостному праву Фамусова», то образ Фамусова являет собой жесткое реакционно настроенное чиновничество, которое было оплотом царского самодержавия. Разоблачая реакционность фамусовского общества, Грибоедов хотел показать, куда ведет господство этих людей, как влияют они на жизнь простого русского народа.

Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, – Тот и жених.

Оценка: 3.9 ( 8 голосов)

Отношение Чацкого к службе

С чего же разгорелся весь конфликт Чацкого с обществом? Все началось с беседы с Молчалиным. Чацкий не может понять, как Софья могла полюбить такого человека. Когда в дом Фамусова съезжаются гости, Чацкому удается пообщаться с каждым, и с каждым таким разговором будет увеличиваться противостояние.

Чацкий в открытую выступает против крепостного права и против тех людей, которые считаются «столпами» дворянского общества, например, таких как Фамусов. Ему также ненавистны порядки екатерининского века.

Чацкий считает себя свободной и независимой личностью, которой чужда рабская принадлежность. Но Фамусов и все его общество — это вельможи екатерининского века и особые «охотники поподличать».

Отношение Чацкого к службе негативное, и поэтому он уходит со службы. Чацкий с огромным желанием мог бы служить Родине, но ему совсем не хочется прислуживать начальству, в то время так в светском обществе Фамусова бытует мнение о том, что служба лицам, а не делу является источником личных выгод.

отношение к кумовству протекции чацкого и фамусова. Смотреть фото отношение к кумовству протекции чацкого и фамусова. Смотреть картинку отношение к кумовству протекции чацкого и фамусова. Картинка про отношение к кумовству протекции чацкого и фамусова. Фото отношение к кумовству протекции чацкого и фамусова

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

Самые активные участники недели:

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Вариант 2

Произведение «Горе от ума» было написано в начале 19-го века, когда среди части дворянства ширились идеи изменения мира и эти идеи противоречили взглядам остальной части дворянства, которые хотели жить по-старому. Александр Чацкий в комедии является представителем новых веяний русского дворянства и достойно отстаивает свои передовые взгляды на жизнь.

О веке прошедшем Чацкий говорит: «Прямой был век покорности и страха». Ему трудно спорить с идейными противниками, но он с достоинством отстаивает свои убеждения. Вот, к примеру, для Фамусова служба является источником обогащения, и он не может понять Чацкого, для которого служба есть выполнение гражданского долга.

Служить Чацкий пытался да и пользовался на службе авторитетом, даже с министрами был знаком, да вот только он желал честно служить на пользу Отечества, а не для личных благ и не в пользу других лиц. Но в это время такое было просто невозможным, и Чацкий подал в отставку, порвав все свои прежние связи. Это для Фамусова и ему подобных служба была источником обогащения и чинов, и Фамусову непонятны мотивы Чацкого.

Александр Андреевич был большим патриотом своей Родины, которую очень любил. Ему чуждо рабское преклонение перед всем иностранным, которое витало в те времена в России. Он осуждает дворян за то, что для воспитания своих детей они нанимают иностранных учителей и гувернанток, что очень модно было в их кругах. А зачастую нанимались люди малообразованные, которые ни во что не ставили Россию.

К простому народу Чацкий относится с уважением. Он выступает против крепостного права. По его мнению человек должен свободно распоряжаться сам своей судьбой, сам делать выбор в жизни: где жить, учиться или нет, чем заниматься. Человеческий фактор для него заключается в уме, образованности, а не в богатстве, роскоши и том, сколько крепостных имеется.

Неоспорима безупречность жизненных идеалов Чацкого и в личной жизни. Он любит бескорыстно и готов отдать все ради любимой, не требуя ничего взамен.

Жизненные идеалы Чацкого общество, в которое он попал, не приняло. Но он усердно боролся за свое побуждение, хотя и потерпел поражение, как в обществе, так и в любви. Но своим идеалам он не изменил. Чацкий уезжает из Москвы, верен своим принципам.

Отношение Чацкого к любви?

Почему сплетня о сумасшествии Чацкого быстро распространяется?

Слух о сумасшествии Чацкого начинает распространяться с поразительной быстротой. Одни повторяют «С ума сошел!» для того, чтобы убедиться, так ли думают другие. Другие, у которых спрашивают, подтверждают слух, так как не хотят выглядеть неосведомленными, Загорецкий тут же мгновенно придумывает историю сумасшествия Чацкого, которого он почти не знает. Графиня-внучка, услышав уже от Загорецкого, что Чацкий сошел с ума, не преминула подчеркнуть свою проницательность: «Представьте, я заметила сама». Но радостнее всех воспринимает эту весть Фамусов.

1 5 · Хороший ответ

Каково это — любить человека и знать, что он не ответит тебе взаимностью?

Зависит от ваших отношений: если вы при этом действительно хорошие друзья, то это хоть и больно, и местами ревностно, но все же, если любовь и правда любовь — не будет ранить слишком сильно, главное — держать рамки и дистанцию. Ну а если отношения при этом непонятные — все будет запутанно. Вообще сложный вопрос, ответ на который требует индивидуального подхода.

Как Чацкий относится к Софье?

Чацкий и Софья выросли вместе, поэтому у них сложились дружеские или даже романтические отношения. Но после ухода Чацкого, Софья о нем забыла, ведь она довольно ветреная девушка, а вот у Чацкого о Софье остались приятные воспоминания и его чувства не изменились. Он не знал, что Софья влюблена в другого (Молчалина), а когда понял это, то огорчился и разочаровался.

1 0 · Хороший ответ

Могут ли психопаты любить?Испытывать маниакальную любовь?

1 3 · Хороший ответ

Расскажите про свою безответную любовь?

Ой, пацнаы. ща ныть начну, не ставь мину, ненадо.

Источник

ГДЗ, литература, 9 класс. Сравнительная характеристика Чатского и Фамусова в цитатах

А.С. Грибоедов написал бессмертное произведение «Горе от ума», которым напророчил модель поведения общества после военного периода. В это время произошло деление людей на две группы и у каждой были свои взгляды на дальнейшую жизнь.

Автор комедии выразил это противостояние в двух образах. В произведении есть герой Чацкий и его антипод Фамусов. Грибоедов резюмируя «Горе от ума» говорил, что в ней есть двадцать пять не сильно умных людей и один адекватно оценивающий ситуацию и себя в ней.

Читая комедию можно понять, что Чацкий и Фамусов правы, но каждый по своему. Эти герои наделены живым и поворотливым умом. У них только разное поведение и подача своей правды обществу.

Не смотря на то, что время движется вперед, Фамусов надолго застрял в прошлом. Он приемлет консерватизм. Все новое и необычное Фамусов старается отвергать и воспринимает «в штыки». Он не желает менять свой привычный мир и соответствовать современным веяниям.

Чацкий же наоборот смотрит в бедующее и стремится за ним успеть. Он готов к новым открытиям. В отношениях он обращает внимание на человеческие качества, а не на оболочку. Деньги и положение в обществе, для него не играют ни какой роли.

Фамусов и Чацкий имеют дворянские корни. Фамусов относится к образованию скептически, у него нет желания самосовершенствоваться. Чацкий имеет огромное стремление к познанию нового. Он хочет быть просвещенным и грамотным человеком. Фамусову не нравится то, что Чацкий хочет сломать привычный устой жизни.

Между персонажами часто возникают споры. Один из них был основан на том, что Чацкий высказал мнение по поводу службы. Он считал, что настоящий дворянин должен быть предан делу, а не стремится к лицемерию и обману. Фамусову не понравилось это высказывание. На этой почве у них разгорелся конфликт.

Фамусов придерживался своих взглядов по поводу семейных отношений. Он считал, что для заключения брака любовь не имеет значения. Женихов своей дочери он оценивал только по материальным критериям.

Чацкий был противоположного мнения. Он считал, что только на искренних чувствах можно построить счастливую и настоящую семью. К деньгам он относится без фанатизма и ставит их на второй план в отношениях.

Герои абсолютно противоположные друг другу. Чацкий современный человек. Он имеет собственное мнение и не стесняется его высказывать. Из-за этого мужчина не понравился Фамусову. Не смотря на то, что Чацкого выставили сумасшедшим, он все равно остался героем в глазах у читателя.

Другие сочинения: ← Сумасшествие Чацкого в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовМильон терзаний Чацкого →

ГДЗ, литература, 9 класс. Сравнительная характеристика Чатского и Фамусова в цитатах

Грибоедов, Горе от ума. Таблица с цитатами Чатского и Фамусова

А.С.Грибоедов-автор бессмертной комедии «Горе от ума», оказавшей огромное влияние на всю русскую литературу и занявшей в ней особое место.Комедия “Горе от ума” стала первой в истории русской литературы реалистической комедией.В образах комедии Грибоедов с точностью воспроизвел «великосветское общество» того времени, показал конфликт между двумя противоположными сторонами-Чацким и Фамусовым, представителями «века нынешнего» и «века минувшего».

Павел Афанасьевич Фамусов-яркий представитель «века минувшего», недалекий управляющий в казенном месте, жестокий крепостник.Фамусову ничего не стоит унизить достоинство своего слуги или пригрозить сослать своих крепостных неизвестно за что «на поселенье».Помещики не считают своих крепостных людьми.Например, старуха Хлестова ставит свою служанку наравне с собакой: От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку. Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывает просвещение, наука, движение к прогрессу.Фамусов дает дочери воспитание, при котором заранее исключается возможность истинного просвещения: Чтоб наших дочерей учить всему — И танцам!и пенью!и нежностям!и вздохам! И сам Фамусов не отличается образованностью и говорит, что в чтении нет проку, а его “соратник”, в “ученый комитет который поселился”, с криком требует присяг, чтоб “грамоте никто не знал и не учился», да и учителей для своих детей. Фамусов так говорит о свободе мысли: Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей и дел, и мнений И его окончательное слово о просвещении и образовании в России-«забрать все книги бы, да сжечь». Представители «фамусовщины» думают только о чинах, богатсве и выгодных связях.К службе они относятся формально, они видят в ней только средство сделать карьеру. «Мне только бы досталось в генералы»,-говорит полковник Скалозуб, органиченный и грубый человек.Фамусов тоже не скрывает своего отношения к службе: А у меня, что дело, что не дело. Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Фамусов служит не делу, а лицам.Он не хочет служить родной стране, его не волнует будущее родины и своего народа, служба для него-источник чинов, наград и доходов.Идеалом для Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, «сгибался вперегиб», «отважно жертвовал затылком», зато был уважаемым человеком, «пред всеми знал почет». Фамусовскому обществу чужда родная культура, русские обычаи, традиции, даже язык.Чацкий с иронией говорит,что в свете «господствует смешенье языков: французского с нижегородским». Иностранцы и все иностранное-вот тот идеал, на который равняются представители фамусовского общества. Сам Фамусов-«Английского клуба почтенный член до гроба»-говорит, что «дверь отперта для званых и незваных, особенно для иностраных». Но не только иностранцы желанные гости в доме Фамусова.Каждый мужчина, посещающий его дом, рассматривается хозяином как потенциальный жених для Софьи. Для Фамусова брак по расчету-единственный верный способ выдать дочь замуж.К «кандидату в женихи» предъявляются определенные материальные требования: Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых,- Тот и жених. Конечно, у возлюбленного Софьи Молчалина, безденежного и безродного секретаря Фамусова нет шансов, ведь отец строго наказывает дочери:»кто беден, тот тебе не пара».А вот полковник Скалозуб-«и золотой мешок, и метит в генералы». Чины, мундиры, деньги — это идеалы, которым поклоняется “век минувший”. Женщины “к мундирам так и льнут”, “а потому что патриотки”,-говорит Фамусов. Главный представитель «века нынешнего»-Александр Андреевич Чацкий-молодой, хорошо образованный, умный, благородный, честный и смелый человек.Чацкий совершенно по-другому относится «к звездам и чинам».Он потому и ушел со службы, что «служить бы рад, прислуживаться тошно».Он ненавидит карьеризм и подхалимство: Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом, Стучали об пол не жалея!… Но между тем кого охота заберет, Хоть в раболепстве самом пылком, Теперь, чтобы смешить народ, Отважно жертвовать затылком… Чацкий выступает за истинное просвещение, а не за внешний лоск, осуждает стремление «набрать учителей полки, числом поболе, ценою подешевле»: Теперь, пускай из нас один, Из молодых людей найдется-враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний. Наиболее остро Чацкий обличает пороки крепостного права. Он с негодованием осуждает «Нестора недодяев знатных», который променял своих преданных слуг на борзых собак, и бессердечного помещика, который На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! Сам погружен умом в Зефирах и Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке. Чацкий выступает также за развитие народной культуры, он осуждает слепое подчинение иностранной моде: Воскреснем ли когда от чужевластья мод, Чтоб умный добрый наш народ Хотя по языку нас за немцев. Чацкий привлекает к себе глубоким и острым умом, независимостью суждений, силой воли, мужеством,благородным желанием помочь родине и изменить мир к лучшему.Мне кажется, Чацкий одновременно и победитель, и побежденный, он «проиграл битву, но выиграл войну».Конечно, Чацкий не смог бы за один день изменить фамусовское общество.Гончаров писал:»Чацкий сломлен количеством силы, нанеся ею в свою очередь качеством свежей силы».Фамусовское общество понимает, что не сможет всю жизнь зажимать уши и разбегаться в стороны, спасаясь от правдивых речей героя.Но, тем не менее, он сумел нарушить покой размеренной жизни обитателей Москвы, а это значит, что Чацкий уже победил.

Похожие материалы:

Казенный человек

Сам Фамусов тоже человек не бедный и имеет достаточно высокий чин «управляющего в казенном месте». От него во многом зависит успех и продвижение по службе многих людей. Он распределяет награды и чины, составляет протекции молодым чиновникам и пенсии отставникам. Вполне понятно, что такие люди, как Фамусов, будут до последнего сражаться за сохранение своего статуса и привилегий. Этот герой восхваляет московские традиции и нравы. Он считает, что во всем нужно опираться на опыт «отцов» и учиться у старшего поколения.

Цитаты Фамусова содержат смысл того, «что по отцу и сыну честь», пусть он будет плохенький, но если имеет пару тысяч крепостных, то и женихом будет считаться достойным.

Образ Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов – центральная фигура пьесы. Обращаясь к теме «Отношение к крепостному праву Фамусова», нужно отметить, что этот герой является ярким представителем консерваторов, которые придерживаются философских учений своих предков. Он называет их «отцами», в свою очередь, это люди, занимающие высокие государственные посты и являющиеся богатыми помещиками. Они всегда выступают за сохранение самодержавия и крепостного права. Их никогда не интересовали вопросы просвещения и свободы. Образ Фамусова — это собирательный образ, который представляет собой то правящее сословие, которое имеет власть над другими.

Отношение к крепостному праву Фамусова

Фамусов — русский помещик XIX века, для которого владение крепостными представляется самым естественным делом. Чацкий же, наоборот, резко высказывается о крепостном праве и всячески обличает его сторонников. Он никогда не приемлет того, что крепостных можно выменять на породистых щенков борзых собак. Чацкий выступает против угнетения народа, он за свободу и равенство между людьми. Помещики живут и пируют за счет своих рабов, поэтому «сами толсты, а их лакеи тощи».

Если раскрывать дальше тему «Отношение к крепостному праву Фамусова», то образ Фамусова являет собой жесткое реакционно настроенное чиновничество, которое было оплотом царского самодержавия. Разоблачая реакционность фамусовского общества, Грибоедов хотел показать, куда ведет господство этих людей, как влияют они на жизнь простого русского народа.

Цитаты Фамусова из «Горе от ума»

Павел Афанасьевич Фамусов является одним из самых ярких персонажей комедии «Горе от ума». Павел Афанасьевич Фамусов — дворянин, мужчина в возрасте. Несмотря на свой возраст и седину, Фамусов еще вполне свеж и бодр. В этом разделе собраны лучшие цитаты Фамусова из «Горе от ума».

Что говорит! И говорит, как пишет!

Тогда не то, что ныне.

Кто беден, тот тебе не пара.

Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца.

Вам, людям молодым, другого нету дела, как замечать девичьи красоты́.

Подписано, так с плеч долой.

отношение к кумовству протекции чацкого и фамусова. Смотреть фото отношение к кумовству протекции чацкого и фамусова. Смотреть картинку отношение к кумовству протекции чацкого и фамусова. Картинка про отношение к кумовству протекции чацкого и фамусова. Фото отношение к кумовству протекции чацкого и фамусова

Вам, людям молодым, другого нету дела, как замечать девичьи красоты́.

Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам.

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.

Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.

Хоть душу отпусти на покаянье!

Вам, людям молодым, другого нету дела, как замечать девичьи красоты.

Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя.

Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца. Не служит, то есть в том он пользы не находит, но захоти — так был бы деловой.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!

Чтоб наших дочерей всему учить, всему — и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто

В жены их готовим скоморохам.

отношение к кумовству протекции чацкого и фамусова. Смотреть фото отношение к кумовству протекции чацкого и фамусова. Смотреть картинку отношение к кумовству протекции чацкого и фамусова. Картинка про отношение к кумовству протекции чацкого и фамусова. Фото отношение к кумовству протекции чацкого и фамусова

Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой.

Не весел я. В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку!

Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

Что за комиссия, Создатель,

Быть взрослой дочери отцом!

Бывают странны сны, а наяву страннее.

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец от шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! и книжных и бисквитных лавок!

За пяльцами сидеть, за святцами зевать.

И знать вас не хочу, разврата не терплю.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Комедия «Горе от ума» — вершина драматургии 19 века. В ней Грибоедов показал социальный конфликт консервативного и прогрессивного дворянства. К консервативным взглядам принадлежит фамусовское общество, а сторонником прогрессивных взглядов является Чацкий.

Сходство в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу заключается в том, что они оба относятся к нему с презрением, но выражают это по-разному. Чацкий делает это открыто, высказывая каждому то, что он думает о нём и его образе жизни, используя едкие реплики и сарказм. Он спорит с Фамусовым, критикуя услужливый способ продвижения по карьерной лестнице: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Молодой человек осуждает замужнюю жизнь Платона Михайловича, ругается с старухой Хлёстовой, укоряет Молчалина, тем самым выражая презрение к взглядам дворянства «века минувшего».

Софья также не разделяет взглядов дворян «минувшего века». Девушка получила хорошее образование, она умна и часто проводит время за чтением книг. Именно поэтому она не желает выходить замуж за Скалозуба, ведь он «очень глуп». Софья влюблена в Молчалина и хочет выйти за него замуж, несмотря на то, что он не богат и не имеет знатного рода. В фамусовском обществе такое недопустимо. Но девушку не волнует общественное мнение: «Что мне молва? Кто хочет, так и

Два героя произведения

Автор акцентирует внимание читателя на том, что среди всех персонажей лишь один здраво смотрит на мир. Остальных же он относит к глупцам. При анализе участников бала видно, что именно Чацкий и Фамусов выступают в роли главных героев.

Грибоедов полностью на стороне первого. Хотя нельзя сказать, что его оппонент не имеет интеллекта. У обоих представителей разных эпох своя правда, и они достойно отстаивают свою позицию и принципы. Их взгляды на жизнь различаются, но это не делает кого-то из них хуже другого. Оба заслуживают внимания и интереса.

отношение к кумовству протекции чацкого и фамусова. Смотреть фото отношение к кумовству протекции чацкого и фамусова. Смотреть картинку отношение к кумовству протекции чацкого и фамусова. Картинка про отношение к кумовству протекции чацкого и фамусова. Фото отношение к кумовству протекции чацкого и фамусова

Идеалы Фамусова

У Фамусова ум дворянина, его взгляды и идеалы консервативные, направлены на защиту собственного комфорта и положения в обществе. Новые веяния эпохи не просто чужды герою, они угрожают существованию помещиков. Главные ценности этого человека:

Ценности Чацкого

Ум Чацкого достаточно гибок, чувствуется готовность действовать, строить новый мир, он инициатор, свободный от прежних ценностей. Его идеалы построены на чести и достоинстве, а главное — это личные качества, а не деньги или положение. Еще он ценит:

Вот почему взгляды персонажей не совпадают по всем вопросам, касающимся дворянства, а каждое слово молодого героя способно обеспокоить и взволновать консерваторов. Если для Чацкого важно просветление, доступное образование и развитие человечества, то Фамусову подобные перемены грозят потерей комфорта.

Ведь если народ станет образованным, то прежние уклады уже просто не смогут существовать. А элита не в состоянии будет устраивать пиры и приемы. И этот спор между поколениями заставляет дворян относиться к герою с опаской и ужасом.

Вариант 2

Главным героем анализируемого произведения является Александр Чацкий. Берясь за анализ необходимым будет сконцентрировать своё внимание на таком важном вопросе как отношение героя произведения — Чацкого к крепостному праву.

Комедия в стихотворениях носит обличительный характер, она касается наиболее острых тем для времени в котором жил Грибоедов. Это темы о воспитании, образовании, крепостном праве, нынешнем веке и веке прошедшем, о морали, а также о общественном устройстве. В анализируемой комедии вскрывается вся правда, вся подноготная про московское общество, которое не имело понятия о морали, совсем не имело каких-либо нравственных ценностей. В данном обществе всегда царил дух напряженности, неискренности, фальшивых чувств. Здесь всё было продажным, продавалась дружба, любовь.

Произведение Грибоедова является очень успешным, оно разлетелось на множество цитат. «Горе от ума» на сегодня является одной из самых цитируемых комедий. Множество высказываний из нее превратились в устоявшиеся выражения, кои являются неотъемлемой частью речи в современности. Немаловажно сказать, что сперва произведение Грибоедова запрещалось цензурой, ибо в нём содержалась критика по отношению к крепостному праву.

Значимое место в комедии Грибоедова занимает отношение главного героя — Чацкого к крепостному праву. В произведении читатель сумеет найти немного фраз, которые показывают отношение Чацкого к крепостному праву. Но, несмотря на это, немногочисленные высказывания являются довольно-таки сильными. Чацкий с резкой критикой обрушивается в сторону крепостного права, на его недостатки.

Цитаты Чацкого хорошо подтверждают его возмущение, когда речь заходит про крепостных людей. Так, в одной из своих речей, Чацкий, используя имя Нестор, означающее руководитель, несомненно, говорит про русскую знать, которая держит простой люд в угнетении. Простой люд не имеет выбора, он защищает своего хозяина, хотя мог бы вести себя совсем по-иному. И что же делает хозяин в ответ на защиту, преданность? Нет, он не отвечает благодарностью, наоборот: меняет простой люд на собак! Негодованию и ненависти главного Чацкого нет конца.

Все речи, которые характеризуют отношение главного героя — Чацкого к крепостному праву, не несут в себе каких-либо конкретных выпадов в сторону последнего. Ни одна цитата прямо не поддерживает слов по поводу простого люда. Однако несмотря на данный факт, цитаты Чацкого несомненно, не вызывают сомнений насчет мнения героя по отношению к крепостному праву. Первое — ненавистное, обличающее возмущение, второе — эмпатия, ощущение лжи, неправоты направленной в сторону к простому человеку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *