отношение общества к детям с овз

Формирование позиции принятия и толерантности окружающих к детям с ОВЗ

отношение общества к детям с овз. Смотреть фото отношение общества к детям с овз. Смотреть картинку отношение общества к детям с овз. Картинка про отношение общества к детям с овз. Фото отношение общества к детям с овз ирина крипиневич
Формирование позиции принятия и толерантности окружающих к детям с ОВЗ

В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья и данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей, ряд нерешенных социально-экономических, психолого- педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей- инвалидов.

За период развития общественных отношений к детям-инвалидам цивилизация прошла противоречивый путь как равнодушия, преследования, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Сегодня – это толерантные партнерские отношения инклюзивного образования.

инклюзия – адаптация системы

к потребностям ребёнка

Последнее время всё чаще поднимается вопрос о введении инклюзивного образования, в том числе и дошкольного. Это социальная потребность, веяние времени и требование правительства РФ. Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации предусматривает тесное взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ с семьями детей с ОВЗ, поскольку именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии. Вместе с тем, инклюзивного образования актуализирует необходимость целенаправленного формирования в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями

Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,добродушен и открыт.

Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребёнка- он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих!

Часто выражают протест против «пребывания » в их группах особых детей

Проблемы усугубляет и тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ.

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

Что же такое толерантность?

Толерантность– это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких – либо отличий.

В научной литературе (Бондырев С., Капустин Б., Степанов П.) рассматривают толерантность, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения.

Введение инклюзивного образования, начиная с дошкольного уровня, сложный многогранный, но, все же, необходимый обществу процесс, позволяющий воспитать чувство сострадания, доброту, духовность. В социальном аспекте роль дошкольного учреждения очень высока. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, они получают уникальный опыт взаимоотношений. Поэтому изоляция детей с особенностями развития может привести к еще большей их отчужденности от общества. А обучение среди обычных детей, наоборот, дает возможность адаптироваться к социуму и успешно социализироваться.

С другой стороны, формирование способности здоровых детей сопереживать и оказывать поддержку «слабым» положительно скажется на будущих отношениях взрослых и детей.

Для здоровых детей присутствие в группе «особых» воспитанников дает возможность обрести опыт толерантности, внимательного отношения и заботы к другим людям

Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации предусматривает тесное взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ с семьями детей с ОВЗ, поскольку именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии.

Задачи взаимодействия с семьями: 1. Повышение родительского статуса, преодоление у родителей психологического стресса, связанного с воспитанием ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2. Повышение педагогической и психологической компетентности и культуры родителей. Формирование у родителей представлений о содержании работы по социальному развитию и воспитанию детей

. 3. Профилактика возможных психологических затруднений у родителей. Коррекция системы семейных взаимоотношений.

4. Вовлечение семей в процесс социализации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Создавать в группах атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки помогут разнообразные формы работы сродителями: открытые занятия; совместные праздники и развлечения; родительские собрания; встречи с интересными людьми; вечера отдыха; экскурсии; путешествия, выход на природу; совместные творческие дела; дискуссии; игровые и конкурсные программы; акции милосердия; презентации об успешных людях с ОВЗ

Источник

Дети с ограниченными возможностями здоровья и современное общество

Полященко Елена Александровна

Логопед МОУ СОШ №17

Северский район, пгт Ильский

ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация: данная статья посвящена проблеме социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В России стоит острый во- прос, который связан с проблемами таких детей в современном обществе: от законодательных актов и социальных организаций, до атмосферы, в которой живут их семьи.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, проблемы, современное общество.

В России стоит острый вопрос, который связан с проблемами детей-инвали- дов в современном обществе. Проблема детей-инвалидов касается всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, до ат- мосферы, в которой живут их семьи. Число детей-инвалидов с каждым годом становится все больше.Этому способствует: детская заболеваемость, рост трав- матизма, плохая экология, и т. д.

В последнее время часто заходит речь о переходе к более гибкой термино- логии по отношению к детям инвалидам. Мне кажется «Инвалид» – это очень резкое и даже агрессивное слово, а по отношению к ребенку вообще не прием- лемо. В европейских странах, никогда не употреблялся термин «ребенок-инва- лид». Таких детей, там называют «детьми с ограниченными возможностями», «детьми с нарушениями», или «детьми с образовательными трудностями». По- моему, это очень гуманно ведь в первую очередь это дети.

Проблема социальной адаптации таких детей очень актуальна сейчас. Тя- жело быть инвалидом в возрасте 20 лет и выше, а с самого рождения быть им еще тяжелее, ведь в детские годы ребенок постигает и учится очень многому, а инвалидность становится огромным барьером к преодолению всего нового. Не- понимание, пренебрежение, невежество, предрассудки, страх – это социальные факторы, которые являются препятствием для развития детей с ограниченными возможностями и ведут к их изоляции от общества. Они замыкаются в себе.А ведь многие из них очень талантливы и подчас эти таланты даже не поддаются человеческой логике: они пишут стихи, занимаются спортом, поют, рисуют, иг- рают на музыкальных инструментах.

Таким детям необходимо понимание и помощь не только родителей, но и общества в целом, только тогда они смогут понять, что они действительно нужны, что действительно их понимают и любят.

Чем раньше такому ребенку будет оказана помощь, тем больше шансов, что он будет ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе. Поэтому коррекционная помощь должна оказываться сразу после рождения, как только выявлены соответствующие проблемы.

Сегодня среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются роди- тели ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – отношение окружающих. Вторая – про- блема образования таких детей. Многие детские сады и школы, не могут принять детей с ограниченными возможностями, потому что в них нет или не хватает специального оборудования, педагогов со специальным образованием.

Сейчас государство уделяет особое внимание детям с ограниченными воз- можностями здоровья, успешно развиваются медицинские и учебно-воспита- тельные учреждения. Тем не менее, уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, потому что не решаются такие про- блемы как социальная реабилитации и адаптации в будущем. Такие вопросы раз- вития личности ребенка,как: его взаимоотношения с социумом, ощущения «са- мого себя» в обществе, уходят на второй план.

Система обучения детей с ограниченными возможностями не охватывает всех нуждающихся. Состояние индивидуального обучения на дому не всегда от вечает требованиям целостного подхода к личности ребенка, так как успех реа- билитации таких детей зависит от развития их эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей.

В настоящее время организация учебного процесса на дому осуществляется педагогами школ по месту жительства детей с ограниченными физическими воз- можностями. Для реализации школьной программы недостаточно только про- фессиональных знаний учебного предмета. Педагог должен иметь специальные психологические знания, которые требуются для личностного подхода к ре- бенку. Возможность оказать родителям квалифицированную консультативную помощь в вопросах воспитания и коррекции поведения, организации реабилита- ционных мероприятий, внутрисемейных отношений.

Психолого-педагогическая подготовка родителей является составной ча- стью социальной работы. Родители должны выступать в качестве ассистентов педагогов. Методологическим основанием психолого-педагогического образо- вания родителей является положение, что семья – это среда, в которой у ребенка формируется представление о себе – «Я-концепция», где он принимает первые решения относительно себя, где начинается его социальная природа. Задача се- мейного воспитания – помочь ребенку с ограниченными возможностями стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.

Только совместная работа педагогов, родителей и социальных работников позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реаби- литации и адаптации в будущем.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – часть человеческого по- тенциала России и мира. Люди с ограниченными возможностями могут все или почти все. Им просто нужно помочь, и желательно вовремя…

1. Акатова Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возмож- ностями здоровья. Психологические основы. – М. : Гуманит. Владос, 2003. – 386 с.

2. Серебреникова Ю. В. Модель организации образовательного процесса учащихся с нарушениями в развитии в общеобразовательной школе // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология». – 2012. – №2 (9). – С. 27

Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья Проблема психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и его сохранения в современном обществе стоит очень.

Барьеры общения у детей с ограниченными возможностями здоровья и их преодоление К сожалению, в жизни многих детей с ограниченными возможностями складывается такая ситуация, когда они, достигнув того или иного возраста,.

Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей. 1. Живите заботами сегодняшнего дня и старайтесь оставаться оптимистами.

Духовно-нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной.

ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской.

Консультация для педагогов «Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?» Цель: Познакомить педагогов ДОУ с основными категориями детей с ОВЗ, особенностями их развития. Ход консультации: Ранний возраст является.

Конспект музыкального занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья Музыкальный руководитель: Колотилина И. Н. Музыкальные занятия в ДОУ – это возможность для ребенка сменить обычную обстановку, узнать что-то.

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Встретив инвалида на улице, в магазин или где- либо, мы отворачиваемся или же пристально смотрим на человека, испытываем жалость и думаем:.

отношение общества к детям с овз. Смотреть фото отношение общества к детям с овз. Смотреть картинку отношение общества к детям с овз. Картинка про отношение общества к детям с овз. Фото отношение общества к детям с овзРаботы учащихся с ограниченными возможностями здоровья В данном фотоотчете представлены работы детей с ограниченными возможностями здоровья, которые они выполняли на уроках изобразительного.

Советы родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья • Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность.

Источник

Преодолеть барьеры: как меняется отношение к детям с инвалидностью

отношение общества к детям с овз. Смотреть фото отношение общества к детям с овз. Смотреть картинку отношение общества к детям с овз. Картинка про отношение общества к детям с овз. Фото отношение общества к детям с овз

Открытость и дружелюбие по отношению к детям с инвалидностью становятся нормой в современном обществе. Несмотря на это, еще случаются конфликты, вновь поднимающие проблему того, что многие россияне по-прежнему не понимают, как вести себя в одном пространстве с особенными детьми. Как дружить и общаться без оглядки на ограничения в здоровье, разбирались «Известия».

Сколько детей-инвалидов в России

отношение общества к детям с овз. Смотреть фото отношение общества к детям с овз. Смотреть картинку отношение общества к детям с овз. Картинка про отношение общества к детям с овз. Фото отношение общества к детям с овз

Согласно Федеральному реестру инвалидов, на май 2021 года в России насчитывается более 717 тыс. детей-инвалидов до 17 лет, из них — 304, 7 тыс. девочек и 412,9 тыс. мальчиков. Вместе это почти 6% от общего числа людей с инвалидностью в стране.

Число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) увеличивается с каждым годом. Пять лет назад, в 2017-м, таких ребят было более 638 тыс., или 5% от всех инвалидов в России. При этом нарушения здоровья у детей чаще всего проявляются в возрастной группе от 8 до 14 лет.

В последнее время вопрос дружеской инклюзивной среды все активнее поднимается как в культурном, так и в законодательном пространстве. Эксперты фиксируют изменения в благоустройстве, образовании и обслуживании детей с инвалидностью. На этом фоне особенно заметным оказался недавний инцидент на детской площадке Санкт-Петербурга.

В понедельник, 26 июля, местная жительница грубо высказалась в адрес детей-аутистов, которых привели поиграть тьюторы инклюзивного проекта «Какая разница!». Якобы дети с особенностями напугали внучку петербурженки, из-за чего та потребовала воспитанников центра «шуровать отсюда». По ее мнению, у ребят с аутизмом должны быть «карантины». Проверкой ситуации занялись правоохранительные органы.

отношение общества к детям с овз. Смотреть фото отношение общества к детям с овз. Смотреть картинку отношение общества к детям с овз. Картинка про отношение общества к детям с овз. Фото отношение общества к детям с овз

Жительница Санкт-Петербурга, устроившая скандал на детской площадке

Инцидент привлек внимание не только СК, но и обычных пользователей, которые обрушились с критикой на жительницу района. Однако СМИ и авторы Telegram-каналов призвали направить силы не на травлю грубиянки, а на помощь проекту «Какая разница!». Сейчас он собирает средства на оборудование для регулярных классов. До 2 августа организация планировала накопить 400 тыс. рублей. Однако по состоянию на вечер 28 июля люди пожертвовали проекту уже более 1,3 млн рублей.

Как играть вместе

отношение общества к детям с овз. Смотреть фото отношение общества к детям с овз. Смотреть картинку отношение общества к детям с овз. Картинка про отношение общества к детям с овз. Фото отношение общества к детям с овз

По общему мнению опрошенных «Известиями» специалистов, ситуация на площадке — исключение из правил, а не типичная стратегия взрослого, попавшая на камеру.

— Произошедшее не есть тенденция, иначе бы оно не наделало столько шума, — считает директор Института коррекционной педагогики РАО Татьяна Соловьева. — Наше отношения к другим, непохожим людям — признак зрелости. Если мы признаем приоритет детства, то учитываем и право на разнообразие, и полноценное развитие таких детей. Мы как общество самосохраняемся, поэтому и протестуем против грубых выпадов.

Проректор по инклюзивному образованию МГППУ Светлана Алехина также убеждена, что разные дети могут делить одну площадку. Другой вопрос, есть ли рядом родители и что они думают на этот счет.

Это целая социальная ситуация, которая касается не только игры детей, но и убеждений взрослых, которые приносят свои взгляды на жизнь на детскую площадку. Вместе с ними в детскую среду попадают предрассудки и установки. И это большая проблема в развитии инклюзивных ценностей, — подчеркнула Алехина.

отношение общества к детям с овз. Смотреть фото отношение общества к детям с овз. Смотреть картинку отношение общества к детям с овз. Картинка про отношение общества к детям с овз. Фото отношение общества к детям с овз

По поводу резкой реакции жительницы Петербурга собеседница отмечает, что тревога, в принципе, обычное родительское состояние. Поэтому взрослые и находятся рядом со своими детьми на площадках и выстраивают ту культурную среду, которой сами придерживаются. Если родители заинтересованы и умеют вовлечь в игру разных детей, это может помочь наладить контакты. Однако, по оценке Светланы Алехиной, чаще взрослые просто наблюдают за происходящим, ничего не организовывая.

отношение общества к детям с овз. Смотреть фото отношение общества к детям с овз. Смотреть картинку отношение общества к детям с овз. Картинка про отношение общества к детям с овз. Фото отношение общества к детям с овз

Более верным решением может стать аккуратное общение. Если на площадке есть ребенок с ОВЗ и обычные дети тянутся с ним поиграть, Татьяна Соловьева советует в любом случае сперва поговорить с родителями.

— Во-первых, стоит спросить разрешения — поиграть вместе и совместно использовать игрушки, после этого находиться с ребенком рядом. Если что-то тревожит или произошла конфликтная ситуация, важно не просто увести ребенка с площадки, но и объяснить, что случилось и почему. Например, сказать: «В следующий раз возьмем больше игрушек». Или: «Я буду играть вместе с вами». Дети более взрослого возраста, как правило, вступают в контакт самостоятельно, — объяснила эксперт.

Что делается для детей с ОВЗ

По мере развития идей инклюзивности доля россиян, дружелюбно относящихся к детям с инвалидностью, также увеличивается. Это подтверждают как простые наблюдения, так и глубокий анализ.

В 2017 году Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с Высшей школой экономики провел социологическое исследование. Они изучили, как менялось общественное отношение к детям с ОВЗ. Выяснилось, что по сравнению с 2010 годом граждан стали намного чаще оказывать помощь детям-инвалидам. Если раньше число сочувствующих достигло 14% опрошенных, то в 2016-м — уже 50%.

отношение общества к детям с овз. Смотреть фото отношение общества к детям с овз. Смотреть картинку отношение общества к детям с овз. Картинка про отношение общества к детям с овз. Фото отношение общества к детям с овз

Кроме того, подавляющее большинство россиян убеждены, что ребенок с инвалидностью должен воспитываться в семье — ему не место в школах-интернатах независимо от того, какова тяжесть его заболевания.

отношение общества к детям с овз. Смотреть фото отношение общества к детям с овз. Смотреть картинку отношение общества к детям с овз. Картинка про отношение общества к детям с овз. Фото отношение общества к детям с овз

Проректор по инклюзивному образованию МГППУ Светлана Алехина соглашается с результатами опросов:

— Последние восемь-девять лет действительно можно говорить о позитивной тенденции. В 2012 году Россия ратифицировала конвенцию ООН о правах инвалидов, за это время мы очень многое успели, и даже зарубежные эксперты поражаются таким темпам. В этом есть и плюсы, и минусы. Госполитика системно ориентирована на инклюзивность. Сегодня каждый родитель может привести своего ребенка с любым состоянием развития в ту школу, которая находится у него по месту жительства. Посмотрите, сколько изменений происходит в транспорте, в культурных учреждениях. Мы видим, что любой человек имеет право прийти в театр или на концерт.

Изменения в сфере инклюзии можно проследить и по государственным инициативам. Тем же днем, когда произошел инцидент на детской площадке в Петербурге, вышел указ президента об обслуживании детей-инвалидов и их сопровождающих вне очереди в магазинах, кафе, социальных и других учреждениях.

За несколько дней до этого, 22 июля, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова предложила оплачивать нянь детям-инвалидам из семей в трудной ситуации. В апреле она также предложила упростить процедуру признания инвалидности для детей, определив один-два дня в месяц, когда родители с детьми могли бы разом пройти всех необходимых специалистов.

отношение общества к детям с овз. Смотреть фото отношение общества к детям с овз. Смотреть картинку отношение общества к детям с овз. Картинка про отношение общества к детям с овз. Фото отношение общества к детям с овз

Татьяна Соловьева кроме государственной выделяет также общественную активность. По ее словам, растет количество социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) и различных волонтерских объединений.

отношение общества к детям с овз. Смотреть фото отношение общества к детям с овз. Смотреть картинку отношение общества к детям с овз. Картинка про отношение общества к детям с овз. Фото отношение общества к детям с овз

— Интерес возникает за счет большей открытости. Граждане видят вокруг себя разных людей и понимают, что само наличие заболевания не несет никакой опасности, — поясняет собеседница.

Вместе с тем эксперты опасаются, что некоторые изменения могут происходить слишком быстро, без вдумчивой проработки деталей. Так, в СМИ не раз появлялись истории о предоставлении инвалиду-колясочнику квартиры, в которую невозможно попасть: в доме банально отсутствовали лифт и пандус. Такие случаи мелькают от Челябинска до Рязани.

Те же детские площадки лишь в исключительных случаях имеют специальное игровое оборудование — модули, развивающие моторику, обязательные перила, удобные заезды и т. д. Таким образом сама среда может помещать социализации.

— Наконец, не хватает дворовой культуры, — подытожила Соловьева. — Детские сообщества формируются во дворе благодаря просвещенным взрослым. Это направление кажется особенно важным, раз еще происходят неприятные инциденты. Не все, что способно улучшить наше общество, возможно сделать за счет приказов.

Источник

Отношение общества к детям с овз

Введение

Предлагаемая сегодня вниманию читателя исследовательская работа посвящена проблеме отношения современного российского общества к детям-инвалидам.

Ни для кого не секрет, что сегодняшняя политика нашего государства в отношении инвалидов направлена на их полную интеграцию в общество, на создание для инвалидов максимально комфортных условий для жизни в нашей стране. Но, несмотря на все предпринимаемые меры для решения данной проблемы со стороны государства, уровень интеграции людей с ограниченными возможностями в наше общество остается по-прежнему очень низким. И не последнюю роль в этой проблеме, на наш взгляд, играет отношение к этим людям в нашем обществе. Поэтому очень важно изучать отношение социума к инвалидам вообще и к детям-инвалидам, в частности.

Для детей-инвалидов особенно важно изучать отношение к ним сверстников, так как общение со сверстниками для полноценного развития каждого ребенка, является одним из главных, на наш взгляд, моментов. К тому же поменять укоренившиеся стереотипы в отношении инвалидов в сознании взрослых людей гораздо сложнее, чем своевременно привить у подрастающего поколения толерантное, позитивное отношение к детям-инвалидам.

То, что выбор темы работы неслучаен, совершенно очевидно. Не менее очевидна и ее актуальность

Цель моей работывыяснить, как современное общество относится к детям с ограниченными возможностями

1. Собрать информацию по проблеме из литературных источников и средств массовой информации

2. Провести опрос по проблеме среди подростков

3. Проанализировать полученные информацию и результаты опроса, сделать выводы

4. Подготовить предложения по решению данной проблемы

Объектом исследования является социальная среда детей-инвалидов

Предметом исследования является проблема отношения в обществе к детям-инвалидам

Методологической основой исследования послужили анкетирование, опрос по методике «синквейн»,изучение и анализ статистики, анализ информации СМИ и Интернета

Гипотеза: современное российское общество, в большинстве своем, не является дружественным по отношению к детям-инвалидам

Практическая значимость: полученные выводы могут стать предметом дальнейших исследований проблем детей-инвалидов в современном российском обществе. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся проблемами инвалидов вообще и детей-инвалидов, в частности

Глава 1. Государственная политика Российской Федерации в отношении инвалидов

1.1. Сущность государственной политики в отношении инвалидов

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года дает следующее определение понятию «инвалид»:

Все инвалиды «в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности» делятся на несколько групп, а «лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория «ребенок – инвалид». [6]

Заболеваний, которые приводят к инвалидности, довольно много. Эти заболевания, каждое по своему, влияют на поведение ребенка, на его отношения с окружающими, создавая определенные препятствия на пути детей-инвалидов к нормальной жизни, к их интеграции в общество.

В основном законе нашей страны (Гл.2, ст.19) записано: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Исходя из данного конституционного права, государство обязано создавать необходимые условия для обеспечения равных возможностей, как для инвалидов, так и для здоровых людей. Поэтому государственная политика в отношении инвалидов направлена на обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать во всех сферах жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности.

Государство устанавливает инвалидам гарантии для реализации их прав и законных интересов, проявляет особую заботу о детях-инвалидах.

1.2. Законодательная база в отношении детей-инвалидов

Все инвалиды и дети-инвалиды, в том числе, имеют особые права, которые регламентируются целым рядом законодательных актов международного уровня.

Российская законодательная база социальной защиты инвалидов сформировалась под влиянием международно-правовых документов Организации Объединенных Наций. Начиная с 90-х годов XX века, в Российской Федерации принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов (некоторые из этих документов перечислены в приложении 1).

1.3. Государственная программа «Доступная среда»

Действенным механизмом осуществления государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации являются целевые федеральные и региональные программы. Например: программа «Социальная поддержка инвалидов», программа «Дети-инвалиды» (в рамках комплексной программы «Дети России») и многие другие.

Сегодня, в рамках программы «Доступная среда», осуществляется работа, направленная на создание максимально комфортных условий в стране для инвалидов. Для людей с ограниченными возможностями должен быть обеспечен равный со всеми людьми доступ к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также ко всем объектам и услугам, открытым и предоставляемым для населения. Кроме того, в рамках данной программы ведется работа по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам.

Завершая первую главу необходимо сказать о том, что сегодня наше государство делает очень многое для решения проблем инвалидов. И эти шаги видны. Во-первых, создан Совет по делам инвалидов при Президенте. Во-вторых, Россия подписала и ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Разработана целая программа по правовой и социальной реабилитации инвалидов вообще и детей-инвалидов в частности.24 ноября 2014 года Госдума России приняла в окончательном чтении проект закона «Доступная среда», и многое другое.

В государственные программы должны быть включены меры по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов, по формированию безбарьерной среды во всех сферах жизни».

Но, ни один даже самый совершенный закон и, ни одна самая совершенная госпрограмма, не смогут изменить отношение общества к детям-инвалидам.

Глава 2. Методы и результаты исследования проблемы отношения к детям-инвалидам в современном российском обществе

2.1. Методы проведенных исследований

2.1.1. Изучение и анализ статистики, мнение экспертов

Изучение и анализ части исследования«Социум, дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями», касающейся особенных детей, был проведен с целью выяснения отношения к детям – инвалидам взрослой части населения в общероссийском масштабе и изучению мнения экспертов по данной проблеме.

2.1.2. Методика «синквейн»

С целью выявления стереотипов в отношении детей-инвалидов среди молодого поколения, была применена методика «синквейн».

Таблица 1

Правила составления синквейна

Ключевое слово (обычно существительное), которое обозначает объект или явление, о котором пойдет речь.

Описание признаков и свойств объекта или явления в двух словах (прилагательные или причастия).

Описывает характерные действия объекта или явления, ее образуют три глагола или деепричастия.

Фраза из четырех слов, выражающее личное отношение автора синквейна к ключевому слову.

Слово-резюме, характеризующее суть рассматриваемого объекта или явления, через которое автор выражает свои чувства или ассоциации.

2.1.3. Метод анкетирования

Социологический опрос был проведен с целью выяснения отношения молодого поколения к детям-инвалидам. В опросе приняло участие 227 респондентов в возрасте от 12 до 18 лет. Респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 2).

2.2. Результаты проведенных исследований

2.2.1. Результаты изучения и анализа статистики, мнение экспертов

Исследование «Социум, дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями» было проведено в 2010 году по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Выборка массового опроса составила 1600 респондентов в возрасте старше 18 лет.

Согласно данному исследованию, большинство россиян считает, что наше общество в целом относится к особенным детям дружественно. При этом, «дружественное отношение» россиян заключается в сочувственном отношении населения к детям-инвалидам (43%), безразличии (30%), избегании контакта с ними (11%), отсутствии видимого негатива (5%). [1]

Образ ребенка-инвалида в глазах большинства россиян: «это «лишний», бесполезный член общества, который создает проблемы и представляет собой лишнюю бессмысленную тяготу для окружающих». [1]

Результаты опроса взрослого населения так же показали в целом отрицательное отношение российского общества к инклюзивному образованию. «Группа устойчивых сторонников инклюзивного образования не превышает 10% населения» [1]

Не менее, на наш взгляд, важным показателем, отношения общества к особенным детям, являются чувства, которые наши граждане испытывают к ним.

Итак: враждебность, безразличие, жалость и уважение. Чувства очень разные. Но, все же, основным чувством, которое испытывают россияне к особенным детям, является жалость. На первый взгляд, вроде и не плохо. Но это только на первый взгляд. Эксперты считают, что жалость по отношению к таким детям вообще недопустима, так как она «унижает личность этих детей, препятствует их развитию, личностному росту, мешает обрести уверенность в себе и своих силах».

Все, что требуется от нас с вами, это просто улыбнуться особенному ребенку, потому, что он равный и достойный член нашего общества.

По результатам исследования эксперты вынесли следующее заключение: «отношение современного российского общества к детям с ограниченными возможностями можно охарактеризовать как декларативно-толерантное, но не дружественное» [1]

На наш взгляд, «дружественное» отношение к детям-инвалидам среднестатистического обывателя можно описать такими словами: безразлично-жалостно-сочувственное.

2.2.2. Результаты опроса по методике «синквейн»

В опросе по методике «синквейн» приняло участие 150 респондентов в возрасте от 14 до 18 лет. Ключевым словом было выбрано понятие «ребенок-инвалид».

Во второй строке, чаще всего респонденты использовали такие прилагательные: беспомощный, несчастный, замкнутый, озлобленный.

Самые распространенные глаголы в третьей строке: страдать, болеть, мучиться, лежать, сидеть;

В четвертой строке чаще других звучали фразы: «Не хочу оказаться на его месте»; «Нет радости в жизни»; «Желание быть как все»; «Желание быть здоровым (счастливым) ребенком»;

Наиболее часто встречающимися словами-резюме являются: страшно, жалко, трудно, безысходность.

На основании этого, можно сделать вывод, что среди молодежи распространены негативные предрассудки в отношении детей с ограниченными возможностями, на основе которых формируется их отношение к детям-инвалидам.

2.2.3. Результаты анкетирования

Анкетирование показало, что большая часть респондентов считает детей-инвалидов больными, несчастными детьми. Преобладающие чувства по отношению к таким детям жалость и безразличие. Многие из респондентов признались в том, что стараются избегать контакта с детьми-инвалидами. Желание дружить с особенным ребенком изъявили всего 6% респондентов, но практически все опрошенные готовы им помогать. (Диаграммы по результатам анкетирования представлены в приложении 2.1)

Таким образом, можно сказать, что отношение молодого поколения к детям с ограниченными возможностями неоднозначное. С одной стороны они готовы оказать помощь этим детям, а с другой – не желают общаться и дружить с ними. Но, в любом случае, это отношение нельзя назвать дружественным.

2.2.4. Анализ результатов исследования

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

♦ Отношение к детям-инвалидам в социуме формируется на основе вымыслов и стереотипного образа, закрепившегося в сознании россиян;

♦ Особенные дети по-прежнему остро нуждаются в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое должно выражаться не просто словами и не элементарной жалостью, а признанием и уважением, равным отношением к ним как согражданам;

♦ Результаты исследования внушают тревогу, так как современное российское общество действительно, в большинстве своем, не является дружественным по отношению к детям-инвалидам, что может затруднять процесс их интеграции в общество.

Выражая наше отношение к результатам исследования, мы не можем не сказать о том, что личное общение с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и не только с сестрой, но и с другими детьми, позволило нам заметить, что они открытые и добрые. Они умеют радоваться самой жизни. Они никогда не унывают и всегда готовы прийти на помощь друг другу. Многие из них имеют не меньшие способности и таланты, нежели «обычные» дети. (Например, моя сестра пишет стихи, на концерте в реабилитационном центре зал наслаждался пением слепого мальчика, другой слепой музыкант, живущий в нашем городе, прекрасно играет на саксофоне и т.п.). Их упорству, силе воли, желанию творить, может позавидовать каждый из нас. Многие из них желают вести активный образ жизни, имея на это такое же право, как и все мы. И если создать условия для их обучения и дальнейшего трудоустройства, они смогут не только обеспечивать себя, но и приносить своим трудом пользу обществу.

Отношение к особенным детям в обществе должно формироваться только на основе личного общения, а не на вымыслах и предрассудках. Потому что, благодаря предрассудкам и пренебрежительному отношению к ним, дети-инвалиды оказываются заключенными в «четырех стенах», а их способности не получают развития.

Наши предложения по решению данной проблемы представлены в приложении 3.

Глава 3. История возникновения проблемы

Результаты исследования заставили нас задуматься о том, почему так происходит, почему мы считаем себя вправе, так относиться к этим людям? Они что, какие-то чужие, другие, которые совсем недавно, неизвестно каким образом появились среди нас? Ответ на эти вопросы мы нашли, на страницах истории России XX века.

Подобное отношение к инвалидам было сформировано в конце 50-х годов прошлого столетия, когда Советское государство, одержав победу в Великой Отечественной войне, пыталось создать себе имидж процветающей державы, а инвалиды в такую идеологию не вписывались.

Целью государства становится «изъятие» инвалидов из общества. Для этого создается сеть специализированных интернатов, специальных учебных заведений, и производств для инвалидов. Инвалиды помещаются в особые медицинские и социальные условия, и по большей части оказываются изолированными от общества и лишенными равноправия [2]. Поворотным в государственной политике России в отношении инвалидов, стал 1995 год. В этом году в нашей стране был принят Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Новый Закон впервые определял целью государственной политики «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации…».

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что недружественное отношение к инвалидам в обществе это результат 30-летней официальной политики нашего государства в отношении инвалидов. Благодаря политике полного отрицания существования инвалидов как явления, и их изоляции от общества, был сформирован устойчивый стереотип «общества без инвалидов»,в отношениях между инвалидами и здоровыми людьми возник огромный психологический барьер, который наше общество до сих пор не может преодолеть.

Заключение

Сегодня наше государство прилагает максимум усилий для того, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья смогли интегрировать в наше общество. Но интеграция состоится, и инвалиды будут ощущать себя полноценными членами нашего общества, при условии, что не только инфраструктура городов будет учитывать их потребности, но и окружающие перестанут относиться к ним, как к «лишним, неудобным» людям. Интеграция – это процесс объединения в единое целое отдельных частей. В силу обстоятельств, не зависящих от них, инвалиды, оказались изолированными от общества, оказались той частью, которая была оторвана от единого целого. А может ли целое полноценно существовать и естественно развиваться без своей части? Наверное, всем нам стоит задуматься об этом, осознать, что интеграция необходима всему нашему обществу в целом, и поменять наконец-то свое отношение к этим людям.

Дети-инвалиды являются частью человеческого потенциала мира и России. Многие из них очень талантливы. Они пишут стихи, прекрасно рисуют, поют, танцуют в инвалидных креслах, занимаются спортом…

На этом исследование проблемы отношений инвалидов и общества не закончено. Планируется исследовать какого отношения к себе со стороны окружающих ждут особенные дети, для того чтобы им было комфортно в нашем обществе и они смогли интегрировать в него…

Список литературы

1. Брошюра. Социум дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями. Отчет о результатах исследования [Электронный ресурс].

2. Дмитрий Соколов. Вычеркнутые из жизни: судьбы инвалидов в СССР. – Русская линия, Библиотека периодической печати, М.-2012

3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000

4. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года [Электронный ресурс].

5. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года [Электронный ресурс].

6. Российская Федерация, Законы, О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 [Электронный ресурс].

7. Российская Федерация, Законы, Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: № 124-ФЗ от 24 июля 1998 [Электронный ресурс].

Приложение 1.

Законодательная база в отношении детей-инвалидов

Международные правовые акты

♦ Декларация прав ребенка (принята 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН);

♦ Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года);

Конвенция, в отношении детей-инвалидов, предусматривает первоочередное удовлетворение их особых потребностей в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а также в ней предусматривается обеспечение таким детям и их семьям соответствующей помощи.

♦ Конвенция о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года).

Это соглашение, подписанное странами всего мира, гарантирует равенство инвалидов и людей, таковыми не являющимися. В преамбуле настоящей Конвенции говорится о том, что «дети-инвалиды должны в полном объёме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми».

Кроме того, права детей-инвалидов закреплены в

♦ Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года)

♦ Декларации о правах умственно-отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года);

♦ Декларации о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года);

♦ Всемирной декларации об обеспечении выживания, зашиты и развития детей (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 30 сентября 1990 года);

♦ Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года).

Российское законодательство

Кроме Конституции Российской Федерации (1993 год) эти права закреплены

♦ в Семейном кодексе Российской Федерации;

♦ в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

♦ в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 год);

♦ в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 год);

Этот закон, является основным документом, регулирующим социальную политику в отношении детей-инвалидов, которые определяются как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации»;

♦ в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 год);

♦ в Федеральном законе “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (1995 год)

♦ в Федеральном законе «О государственной социальной помощи» (1999 год);

Приложение 2.

Анкета.

1. Знаешь ли ты кто такие дети-инвалиды?

2. Какие они дети-инвалиды?

3. Какие чувства у тебя вызывают дети-инвалиды?

4. Как ты относишься к детям-инвалидам?

5. Среди твоих знакомых есть дети-инвалиды?

6. Ты стал бы дружить с ребенком-инвалидом?

7. Готов ли ты оказать, если это потребуется, помощь ребенку-инвалиду?

8. Как ты отнесешься к тому, что в твоем классе будет учиться ребенок-инвалид?

Приложение 2.1.

Диаграммы по результатам анкетирования

Диаграмма 1 Диаграмма 3 Результат ответа на вопрос 1 Результат ответа на вопрос 3

Диаграмма 2 Диаграмма 4

Результат ответа на вопрос 2 Результат ответа на вопрос 4

Диаграмма 5 Диаграмма 6

Результат ответа на вопрос 5 Результат ответа на вопрос 6

Диаграмма 7 Диаграмма 8

Результат ответа на вопрос 7 Результат ответа на вопрос 8

Приложение 3.

Предложения по решению проблемы недружественного отношения общества к детям-инвалидам

1. Информация о том, в результате каких событий в нашей истории инвалиды оказались изолированными от общества и лишенными равноправия, должна активно освещаться в СМИ;

2. В средствах массовой информации нужно чаще рассказывать о детях-инвалидах, но рассказывать не о болезнях, и не о проблемах, а об их успехах и достижениях. О проблемах, конечно, говорить тоже нужно, но не только о них;

3. По телевидению показывать художественные и документальные фильмы об инвалидах, но те, которые несут в себе позитивную информацию об этих людях;

4. Необходимо вести разъяснительную работу среди детей и подростков, но доносимая информация не должна вызывать чувство жалости, она должна вызывать уважение;

5. Устраивать для здоровых и особенных детей совместные мероприятия и освещать их в СМИ;

6. В школах и других детских учреждениях устраивать выставки работ особенных детей. А где возможно, концерты и другие мероприятия с их участием, но эти мероприятия не должны быть разовыми, они должны стать нормой.

Приложение 4.

Толковый словарик определений, используемых в работе

Интеграция инвалидов в общество – это процессы, направленные на включение инвалидов в общественные отношения.

Интеграция инвалидов в общество направлена на налаживание и восстановление утраченных инвалидами связей в обществе, на включенность его в труд, быт и досуг, на преодоление изоляции [http://aupam.narod.ru/sozial.htm]

«Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы» [7; Гл.1; ст.1]

Социальная дезадаптация это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды [Википедия]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *