отношение процентов к уплате к среднему значению долга
Формула для расчета коэффициента задолженности
Коэффициент задолженности (КЗ) — один из расчетных показателей, используемых при анализе финансового состояния компании. Он отражает долю активов, сформированных в результате привлечения долгового финансирования, и рассчитывается по формуле:
(КЗ + ДЗ) — общая сумма задолженности фирмы;
А — суммарные активы.
Формула расчета КЗ, представленная через строки баланса, имеет следующий вид:
КЗ = (стр. 1400 + стр. 1500) / стр. 1600.
С детализацией балансовых строк знакомьтесь с помощью статьи «Расшифровка строк бухгалтерского баланса (1230 и др.)».
Нормальным считается следующий диапазон значений КЗ:
Если КЗ близок к нулю, это свидетельствует о наличии у компании крайне незначительных долговых обязательств в сравнении с ее собственным капиталом. Это один из показателей финансовой устойчивости.
Приближение коэффициента к 1 указывает на то, что практически весь собственный капитал сформирован за счет заемных средств. В большинстве случае такое значение КЗ показывает высокую степень зависимости от контрагентов и кредиторов, что может негативно повлиять на финансовую устойчивость компании при неблагоприятном развитии событий.
Регулярный расчет КЗ позволяет своевременно отследить негативные тенденции в финансовой ситуации предприятия и принять меры по их устранению.
Как анализируется финансовая устойчивость компании? узнайте из материала «Проведение анализа коэффициентов финансовой устойчивости».
Базовые понятия и порядок расчета коэффициентов для проведения финансового анализа хозяйственной деятельности предприятия можно найти в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию.
Разновидности коэффициентов задолженности (текущей, краткосрочной и др.)
Коэффициент задолженности, рассмотренный в предыдущем разделе, имеет значение при оценке общего финансового состояния компании, поскольку при его расчете используется общий (суммарный) показатель долгов. Для более детализированного анализа требуется расчет дополнительных коэффициентов задолженности, например:
КТЗ показывает долю краткосрочной задолженности в общей сумме капитала и рассчитывается по формуле:
ТЗ — суммарная величина текущей задолженности;
ВБ — валюта баланса.
ККЗ отражает долю долгов компании со сроком погашения менее 12 месяцев в общей структуре задолженности:
ККЗ = КЗ / (КЗ + ДЗ),
КЗ — объем краткосрочной задолженности;
(КЗ + ДЗ) — сумма краткосрочных и долгосрочных долгов компании.
КФЛ демонстрирует степень зависимости компании от внешних источников заимствования и рассчитывается (как и вышеуказанные коэффициенты) по показателям, отражаемым в балансе:
ЗК — заемный капитал;
СК — собственный капитал.
Методику расчета показателя СК см. в материале «Собственный капитал в балансе — это. »
При проведении финансового анализа коэффициенты финансовой задолженности применяются вместе с другими коэффициентами, что значительно расширяет возможности анализа и позволяет оценивать финансовое состояние компании с различных позиций.
Знакомьтесь с алгоритмами расчета разнообразных коэффициентов с помощью размещенных на нашем сайте материалов:
Итоги
Коэффициент задолженности показывает долю активов, сформированных в результате привлечения долгового финансирования. Данный коэффициент отражает степень финансовой устойчивости компании, а нормативное его значение находится в диапазоне от 0 до 0,5.
Как вычислять и анализировать коэффициент покрытия процентов (ICR)?
Коэффициент покрытия процентов (ICR) позволяет определить, достаточную ли прибыль получает компания для погашения процентов по долгам. Рассмотрим порядок расчета, интерпретацию и анализ коэффициента.
Коэффициент покрытия процентов (ICR от англ. ‘interest coverage ratio’) отражает способность заемщика погашать проценты по заемному капиталу. Этот показатель также известен как ‘times interest earned’.
ICR менее 1 указывает на неспособность компании получить достаточную прибыль, чтобы обслуживать свои проценты по кредитам и займам.
Коэффициент покрытия процентов является одним из показателей платежеспособности (покрытия долга). Как правило, необходимость в применении ICR появляется когда компания заимствует у банка или иного поставщика заемных средств.
Чтобы получить конкретные результаты, это соотношение необходимо рассчитать по годам на весь срок действия кредита. Это связано с тем, что в начальный период кредита (период моратория), когда приток денежных средств недостаточен, даже заемщик с хорошим кредитным рейтингом может испытывать трудности, как с обслуживанием основного долга, так и с обслуживанием процентов.
Как рассчитать коэффициент покрытия процентов?
ICR рассчитывается с помощью очень простой формулы. Чтобы рассчитать коэффициент, необходимы следующие финансовые показатели:
Иногда эти цифры легко доступны, но иногда они определяются с использованием финансовой отчетности компании.
Формула коэффициента покрытия процентов:
ICR = EBIT / Проценты
Показатель EBIT из числителя формулы можно легко получить из отчета о прибылях и убытках, он рассчитывается как промежуточный показатель прибыли. Его так же можно определить, взяв итоговый показатель чистой прибыли (Net Income) и добавив к нему сумму налога на прибыль (Taxes) и процентные расходы (Interest Expense).
Интерпретация и анализ коэффициента покрытия процентов.
Если это соотношение меньше 1, это считается плохим результатом, поскольку это просто указывает на то, что прибыли фирмы недостаточно для обслуживания обязательств по процентам, не говоря уже об обслуживании основного долга.
В соответствии с отраслевыми нормами соотношение никогда не должно быть меньше 2,5, поскольку это значение является абсолютным индикатором опасности.
Рассмотрим ситуацию, при которой ICR меньше 2,5, что прямо указывает на отрицательную способность компании выплачивать проценты.
Означает ли это, что банк не должен предоставлять кредит?
Основные области применения ICR:
В качестве примера анализа ICR сравним стабильность двух компаний на основе ICR:
Ваша компания привлекает заем? Рассчитайте коэффициент ICR
Сможет ли компания, привлекающая заемный капитал, его обслуживать, своевременно выплачивая начисленные проценты и основную сумму долга?
Ответить на этот вопрос поможет коэффициент покрытия процентов.
Коэффициент покрытия долгов (ICR — interest coverage ratio, times interest earned), коэффициент обслуживания долга, коэффициент покрытия процентных платежей — показатель, который отвечает на вопрос, имеет ли организация возможность обслуживать взятые на себя долгосрочные и краткосрочные долговые обязательства.
Или простыми словами, сможет ли компания выплачивать начисленные по обязательствам проценты?
Как рассчитать
ICR = EBIT (прибыли до уплаты процентов и налогов) / проценты к уплате
И числитель, и знаменатель берем из Отчета о финансовых результатах:
EBIT = прибыль до налогообложения ( строка 2300 ) % к уплате (строка 2330)
Проценты к уплате — строка 2330
За какой период брать данные?
Для расчета показателя необходимо брать прибыль до налогообложения и уплаты процентов за отдельно взятый промежуток времени и проценты по имеющимся задолженностям за аналогичный срок.
Но для получения достоверных результатов коэффициент покрытия процентов лучше считать за все годы пользования заемными средствами.
Дело в том, что на протяжении начального периода (моратория) даже предприятие с высоким кредитным рейтингом может иметь сложности с выплатами «тела» кредита и процентов по займу, т.к. в это время может наблюдаться недостаточный денежный приток ( что и является причиной оформления кредитов)
Как интерпретировать результаты расчетов?
При интерпретации полученных результатов необходимо опираться на следующую шкалу:
Большинство кредиторов требует коэффициент покрытия не менее 2.0-2.5. Другими словами, банки хотят быть уверены, что компания зарабатывает как минимум в 2-2.5 раза больше текущих процентных платежей.
Пример
Давайте рассмотрим, как работает коэффициент, на примере.
Компания «Спеленок» — это крупнейший производитель детского питания в России. Менеджмент компании принимает решение о расширении производства, но компания не обладает достаточным запасом средств на приобретение нового оборудования для нового завода. Руководители «Спеленок» обращаются к нескольким коммерческим банкам для привлечения финансирования.
По данным финансовой отчетности за последний отчетный период у компании «Спеленок» прибыль до уплаты процентов и налогов составляет 50 млн.руб., а процентные расходы — 15 млн. руб.
Одним из показателей, на который будут ориентироваться банки при принятии решения о предоставлении кредита, будет как раз коэффициент покрытия процентов.
Для компании «Спеленок» он составит: 50 млн.руб. / 15 млн. руб. = 3,33
Это означает, что операционная прибыль (EBIT) компании в 3.33 раза выше процентных расходов. Поэтому «Спеленок» вполне может позволить себе без трудностей выплачивать проценты по текущему долгу и в конце концов погасить обязательства.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Кредитная нагрузка: как рассчитать, чтобы не потерять бизнес
Содержание статьи
Предприниматели часто берут кредиты на развитие бизнеса. Например, на закупку оборудования или запуск нового направления. Но заемные средства могут привести и к потере своего дела, если нечем расплатиться. Рассказываем, что такое кредитная нагрузка и как ее считать, чтобы кредитные деньги не стали проблемой.
Что такое кредитная нагрузка
Кредитная нагрузка — это сумма всех ежемесячных платежей, которые бизнес платит банкам. Например, производитель деталей для нефтяной промышленности взял 2 кредита на закупку станков и сырья. Каждый месяц предприниматель платит банкам по 120 тысяч рублей. Это и есть кредитная нагрузка.
У каждого предпринимателя своя потребность в кредитах. Но исследования показывают, что в России 58% представителей малого бизнеса нуждаются в заемных средствах для развития своего дела. Поэтому предприниматели активно берут в долг у банков или физических лиц.
Показатель кредитной нагрузки используют, чтобы не допустить финансовые проблемы. Если производитель деталей заплатил по кредиту, а потом — коммунальные платежи, аренду цеха, но на зарплату денег не осталось, то кредитная нагрузка явно бизнесу не по силам. Поэтому нужно регулярно контролировать этот показатель.
Начальник управления клиентских отношений банка «СДМ» Иван Лонкин считает, что показатель кредитной нагрузки объективно демонстрирует, может ли предприниматель рассчитывать на кредит:
«Не всегда физические лица и предприниматели могут объективно оценить уровень будущей кредитной нагрузки при планировании платежей. Кажется, что вот сейчас возьмут кредит, решат текущие вопросы, но недостаточно хорошо оценивают, как будут потом ежемесячно расплачиваться. Именно для этого банки считают уровень кредитной нагрузки и отказывают в кредитах тем, у кого он уже высокий. Предприниматель может взять кредит на текущую, как ему кажется, выгодную сделку, но при этом недооценивать возможные риски. Например, товар может быть плохого качества или не доехать в срок. В итоге у клиента будет и плохой товар, и взятый под него кредит. Также ошибочно брать кредит, в котором платежи рассчитываются из будущей прибыли, а не из текущих доходов. К сожалению, практика показывает, что бывает масса ситуаций, когда ожидаемой будущей прибыли нет, а кредит надо возвращать»
Показатель кредитной нагрузки считают и в процентах. Это делается для удобства и наглядности. Выше мы привели пример, что компания ежемесячно платит 120 тысяч рублей по кредитным платежам. Но много это или приемлемо в разрезе всей финансовой деятельности? Чтобы это оценить — сумму ежемесячных платежей делят на сумму кредита и переводят в проценты.
Например, производство берет кредит 3 000 000 рублей на покупку станков на 3 года под 20 %. За 3 года компания должна вернуть:
Считаем ежемесячный платеж — 4 800 000 / 36 месяцев = 133 000 рублей.
Теперь считаем кредитную нагрузку в процентах:
133 000 рублей / 3 000 000 рублей x 100 % = 4,43 % в месяц, а годовая — 53,16%.
Этот показатель удобно оценивать в разрезе новых кредитов: предприниматель увидит, что нагрузка стала больше или меньше. Кроме этого, данные цифры удобно использовать в управленческом учете.
Как определить комфортный уровень долга для компании
Если говорить про малый бизнес, то в большинстве случаев считают прибыль и уже от этого показателя определяют, какую кредитную нагрузку выдержит компания. То есть определяют соотношение прибыли и кредитных платежей. В самом простом варианте используют следующие показатели:
Мы писали в блоге ПланФакт про виды прибыли. Напомним, что валовая прибыль — это разница всех доходов и расходов. Вот как этот показатель используют в расчетах кредитной нагрузки.
Компания по производству деталей в августе проработала с такими показателями:
Кредитная нагрузка = 133 000 / 900 000 рублей x 100 % = 14, 8%.
В сентябре поставщики подняли цены на сырье, в цехе провели ремонт и был сезонный спад продаж. В результате компания показала такие результаты:
Кредитная нагрузка = 133 000 / 400 000 рублей x 100 % = 33, 3%.
Цифры показывают, что в сентябре кредитная нагрузка выросла. Если в следующие месяцы компания увеличит продажи и сократит издержки, то вернет ситуацию к уровню августа. Если продолжится спад продаж, а сырье не упадет в цене, то показатели могут стать еще хуже.
Приемлемая кредитная нагрузка зависит от направления бизнеса. Директор по развитию МСБ в банке SBI Анна Корнелюк определяет ее в 25% от годовой выручки:
«Данное значение — это наша экспертная оценка. Считаем, что с таким уровнем кредитной нагрузки предприниматель может решать текущие вопросы бизнеса за счет кредитных средств или получить дополнительный импульс развития предприятия. При этом, данный уровень не должен стать критическим в случае ухудшения конъюнктуры рынка, иных краткосрочных затруднений. Но каждый волен определять это значение, исходя из своих целей и вводных позиций»
Финансовые эксперты считают, что приемлемая кредитная нагрузка составляет до 50%, а все что выше, приносит бизнесу проблемы.
Зачем нужна EBITDA
Некоторые компании для расчета кредитной нагрузки используют показатель EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) — это прибыль компании до вычета кредитных процентов, налога на прибыль и амортизации по основным нематериальным активам. Этот расчет показывает реальную прибыль предпринимателя, а инвесторы по этому показателю оценивают, как быстро вернут вложенные средства.
Для расчета берут цифры из «Отчета о прибылях и убытках» и добавляют сумму амортизации основных средств и нематериальных активов.
Формула для расчета EBITDA:
Прибыль (убыток) до налогообложения + (Проценты к уплате + Амортизация основных средств и нематериальных активов).
Затем долг компании делят на показатель EBITDA и получают показатель кредитной нагрузки.
Например, показатель EBITDA у компании из примера выше равен 8 000 000 рублей, а общий долг 4 800 000 рублей. Значит, кредитная нагрузка будет равна:
4 800 000 / 8 000 000 = 0,6.
Считается, чем ниже этот показатель, тем у компании больше шансов расплатиться с долгами без проблем. Эксперты считают, что данный показатель нужно распределять так:
Директор департамента разработки продуктов банка «Юнистрим» Лев Соколов считает, что не каждый предприниматель может самостоятельно рассчитать кредитную нагрузку:
«По идее, этим должен заниматься грамотный бухгалтер, чтобы приземлить собственников, которые любят набирать заемные средства. По своему опыту скажу, что предприниматели чаще всего совершают 2 ошибки, когда берут кредиты. Во-первых, не учитывают валютные колебания. Да, можно взять долг в рублях, но и рубль проседает, и в результате возвращаешь больше. А если кредит в долларах или евро, то рисков еще больше. Во-вторых, кредит стоит брать, когда есть отработанная модель бизнеса. Часто предприниматель просто не готов к кредитам. Например, кафе работает какое-то время и каждый день приносит 30 тысяч рублей. Но завтра могут поднять аренду или появятся соседи, которые распугают клиентов, или, в конце концов, новый локдаун. В итоге прибыли не станет, и не будет возможности погасить кредит. Поэтому обязательно нужно закладывать возможность форс-мажора»
На практике не все знакомы с понятием «кредитная нагрузка» и не высчитывают этот показатель даже при кредитовании. Сооснователь Центра загородного строительства «ВИЛЛАВИЛЬ» Тагир Галимов считает, что на это влияют тренды:
«По правилам финансового планирования кредитную нагрузку можно вешать только на бизнес, который уже работает несколько лет. Собственник знает, сколько он будет зарабатывать и какие расходы понесет в ближайшие 2-3 года. Поэтому он берет кредит, а в голове есть цифры, потянет он его или нет. Это свойственно предпринимателям нулевых. Более молодые бизнесмены продают на маркетплейсах или работают с криптовалютой. Эти сферы более рискованные, и там редко привлекают кредиты»
Может ли бизнес обойтись без кредитов
Это зависит от вида бизнеса. Например, если компания работает с тендерами, то вряд ли получится обойтись без заемных средств. Государственные компании требуют обеспечение заявки и контракта, а это иногда миллионы рублей. И если у предпринимателя несколько таких договоров, то вряд ли получится обойтись без кредитов.
Сооснователь салона лазерной эпиляции Lisse Ленар Латыпов считает, что без кредитов развивать бизнес нереально:
«Думаю, что развивать бизнес совсем без обязательств, без кредитов и без инвесторов — невозможно. Это будет ремесленничество или очень долгий рост. Его еще называют органический. Когда мы открываем новые точки, анализируем уже действующие салоны. Смотрим, сколько они приносят, и какая сумма платежа не влечет проблем при погашении кредита. Эти цифры помогают планировать нагрузку в новых салонах. Мы знаем примерно, какие суммы для нас нормальные, а какие неподъемные»
С этим мнение не согласен сооснователь магазина «Ячей» Александр Мясников:
«Мы никогда не брали кредитов. Это принципиальная позиция. При этом один наш магазин работает 15 лет, а второй уже 8. Мы всегда старались откладывать деньги на развитие и делать подушку безопасности. Я часто видел, к чему приводят кредиты в торговом бизнесе. Предприниматели живут не по средствам или не умеют анализировать ситуацию. Они продают несколько лет один товар и уверены, что так будет всегда. Потом берут кредит для закупки, а тренды поменялись, и товар уже не берут. В итоге бизнес разрушается. Поэтому кредиты подходят только тем, кто умеет считать, анализировать и жить по средствам»
Тагир Галимов рассказывает про свой опыт кредитования в экстремальных условиях:
«Мы брали кредит на запуск своей компании в апреле 2020 года, в самый разгар пандемии. Взяли обычный потребительский кредит и уже год успешно работаем. Но мы до этого несколько лет работали в сфере строительных кровельных материалов. Поэтому хорошо представляли все маржинальности и особенности этого бизнеса: какой объем реально продать, по какой цене, в какие периоды. Поэтому кредитная нагрузка не стала для нас проблемой на старте»
Как оптимизировать кредитную нагрузку
Все рекомендации по оптимизации связаны с более глубокой проработкой финансовой политики бизнеса. Нужно стараться, чтобы кредитные деньги не сильно влияли на устойчивость компании. Для этого есть ряд эффективных приемов.
Финансовый учет
Если у предпринимателя есть финмодель, то он контролирует цифры бизнеса. А это значит, что он сразу увидит неподъемную кредитную нагрузку. Например, компании нужны средства для ремонта производственных площадей. Если взять кредит, то ежемесячный платеж равен 70 000 рублей, но финмодель показывает, что такая сумма принесет проблемы. Значит, нужно подождать с кредитом или искать более выгодное предложение.
Подушка безопасности
Конечно, бизнес делают для зарабатывания денег, но не стоит стремиться сразу выводить всю прибыль. Лучше откладывать часть денег, чтобы у компании всегда были средства, которые уменьшат зависимость от кредитных денег. Эти же деньги можно инвестировать или положить в банк, чтобы они работали, пока не понадобятся.
Реструктуризация долга
Если ситуация с платежами стала критичной, то лучше сразу обратиться в банк. Более крупные банки чаще всего идут навстречу предпринимателям, чтобы дать рассрочку или уменьшить сумму кредитных платежей. Но надо готовиться к тому, что банк попросит стратегию по выходу из сложившейся ситуации.
Деньги знакомых или собственные средства
Часть предпринимателей обращаются за деньгами к знакомым или родственникам. Это хороший способ получить средства на развитие под небольшой процент и не зависеть от финансовых структур.
Есть вариант, когда предприниматель дает в долг компании собственные деньги. Только в договоре нужно обязательно указать, что даете деньги без процентов. После этого займ можно без проблем положить на расчетный счет компании. В противном случае появятся вопросы от ФНС, а проценты рассчитают от ставки ЦБ.
Но не стоит обращаться к частникам, которых вы не знаете. Среди таких попадаются представители криминала. Эти люди не станут вести переговоры, если появятся проблемы с возвратом займа. Они просто отберут все, что есть.
Разделять личные деньги и средства бизнеса
Иногда предприниматели не до конца понимают, что у бизнеса есть обязательства. И прежде всего нужно платить по ним, а уже потом тратить деньги на собственные нужды.
Привлечение инвестиций
Для расширения бизнеса или запуска новых проектов можно привлечь инвесторов или новых партнеров. Но в этом случае тоже нужно внимательно просчитать участие новых людей. Они могут не требовать возврата денег, но захотят долю в бизнесе. А это тоже не всегда выгодно. Потому что право влиять на решения может появиться у человека, который смотрит на развитие дела иначе. В будущем это спровоцирует конфликты.
Кроме этого, Лев Соколов советует более вдумчиво вести бизнес-процессы:
«Надо стремиться увеличивать активы. Например, можно купить машину не себе, а в лизинг на компанию. Через какое-то время она станет активом. Так же с помещениями: реально купить объект недвижимости в лизинг и через какое-то время он перейдет в собственность. Его уже можно сдавать по субаренде и получать дополнительные деньги. Если есть сверхприбыль, то часть денег лучше вложить в гособлигации. Это обеспечит какой-то прирост, эти средства реально довольно быстро «вытащить». Еще рекомендую заключить с клиентами долгосрочные отношения на взаимовыгодных условиях. Например, при помощи программы лояльности. Обговорить, например, что клиенты точно закупаются у вас раз в месяц или квартал. Так у бизнеса будет уверенность, что всегда будут деньги, чтобы заплатить кредитные платежи»
Кредиты помогают бизнесу развиваться, но эти же деньги могут стать причиной для закрытия бизнеса. Поэтому предпринимателям нужно наладить финансовый учет, чтобы знать, какое количество заемных денег можно привлечь для продолжения работы. Для этого рассчитывают кредитную нагрузку, которая покажет, как быстро бизнес закроет долги.