отношения китая и белоруссии
«Лента.ру» продолжает цикл статей о китайском влиянии на постсоветском пространстве. Долгие годы Пекин при помощи больших кредитов формировал экономическую зависимость у стран Средней Азии и с каждым годом все больше влияет на их политику. А в 2013 году Пекин начал реализацию Экономического пояса Шелкового пути — проекта, который предусматривает создание трех трансъевразийских экономических коридоров, один из которых проходит через Белоруссию. Поэтому Белоруссия, расположенная у порога Европы, очень важна для Китая, но и Лукашенко как никогда нуждается в сильном партнере, отношения с которым можно использовать как козырь в переговорах с Россией и ЕС. Не далее как 7 июня президент Республики Беларусь подписал указ о дополнительных преференциях для китайских компаний. «Лента.ру» разбиралась, на что готов пойти Лукашенко ради укрепления отношений с Пекином и может ли Белоруссия, по примеру среднеазиатских республик, попасть в зависимость от Китая.
Добрые друзья
В конце мая Белоруссия вновь оказалась в эпицентре международного скандала. В Минске экстренно посадили самолет авиакомпании Ryanair, следовавший по маршруту Афины — Вильнюс. После приземления были задержаны двое пассажиров: главред оппозиционного Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич и его девушка, российская гражданка София Сапега.
Материалы по теме
Дотянулся до небес.
Пока западные страны прекращали авиасообщение с Белоруссией и угрожали санкциями, Минск нашел поддержку на Востоке. Помимо сдержанной реакции России, назвавшей задержание Протасевича внутренним делом соседей, высказался и Китай. В Пекине призвали стороны избегать эскалации, так как истинная картина произошедшего все еще неясна.
В последнее время Китай и Белоруссия часто обмениваются любезностями на самом высоком уровне. Именно лидер КНР Си Цзиньпин первым поздравил Лукашенко с победой на выборах. За два года до этого Лукашенко «поклонился в пояс» другу Си Цзиньпину, выражая благодарность за помощь китайским специалистам в разработке высокоточных белорусских ракет.
У меня настороженностей почти нет в отношении Китая. То, что они экспансируют на рынки, — а кто не осуществляет экспансию? Все!
Отношения у политиков почти семейные. К китайскому коллеге белорусский лидер обращается на ты, а его сын Николай в 2018 году поздравил «дядюшку Си» и его супругу с Новым годом по китайскому календарю.
Мосты в Китай Лукашенко начал наводить еще в середине нулевых, как только понял, что его сценарий интеграции с Россией провалился. Отношения с Россией ухудшались на глазах, произошло несколько торговых, газовых и нефтяных войн. Под санкциями Европейского союза (ЕС) республика находилась еще с 1997 года, в 1998 и 2004 годах их расширяли. Лукашенко жизненно необходим был новый стратегический партнер, и он его нашел.
В 2005 году в интервью агентству «Синьхуа» белорусский лидер объяснил, что страна, имеющая отношения с Китаем, никогда не окажется в изоляции. Китай активно поддерживал Белоруссию кредитами после усиления санкций ЕС в 2011 году, когда Лукашенко жестко разогнал протесты против результатов президентских выборов. В 2014 году отношения двух стран даже были официально повышены до уровня «всеобъемлющего стратегического партнерства».
Именно кредиты доминируют в структуре китайских инвестиций в Белоруссию: их доля выросла с 49,3 процента в 2015 году до 71,2 процента в 2017-м. При этом условия выдачи этих кредитов до боли напоминают сценарий китайского «вторжения» в Среднюю Азию: их выдают с условием, что не менее половины средств пойдет на оплату услуг китайских подрядчиков и покупку китайского оборудования.
Есть и другие сферы тесного взаимодействия между странами. К примеру, образование. В одном только Белорусском государственном университете (БГУ) обучается почти тысяча китайских студентов (это столько же, сколько российских студентов в Белоруссии в целом). С каждым годом число абитуриентов из Китая продолжает расти.
Кроме того, уже в десятке средних школ Минска китайский язык преподают как основной иностранный. Еще в нескольких его бесплатно изучают на факультативах, а более чем в 30 учебных заведениях родители сами платят за дополнительные уроки китайского.
Дела промышленные
Главный совместный промышленный проект двух стран — индустриальный парк «Великий камень». Он представляет собой комплекс площадью 112 квадратных километров под Минском. Это не только сосредоточение производств, но и особая экономическая зона со специальным правовым режимом. И интерес к нему проявляют не только китайские компании.
Идея создания парка появилась в начале 2010-х; предполагалось, что там разместятся высокотехнологичные производства, ориентированные на экспорт товаров и услуг — от биотехнологий до обеспечения хранения и обработки Big Data. Выбор места для строительства парка был продиктован задачами китайской инициативы «Пояса и пути». Сейчас там завершается строительство транспортной и инженерной инфраструктуры. Резидентам обещаны привлекательные условия: свобода от НДС на ввоз, налогов на землю и недвижимость сроком на 50 лет, льготы по налогу на прибыль. Все это привлекает бизнесменов из ЕС, России и самой Белоруссии.
7 июня Лукашенко одобрил новые, еще более привлекательные условия для инвесторов и стартапов парка. Для проектов с инвестициями в 50 миллионов долларов и более предусмотрены дополнительные преференции: льготные цены на землю, упрощенное таможенное администрирование и другие. Стартапам обещают господдержку в случае, если после шести месяцев работы в формате бизнес-инкубатора они покажут эффективность. Кроме того, сама администрация парка получит некоторые полномочия местных органов власти.
Самым успешным проектом парка является логистическая база компании China Merchants Group, которая предоставляет площадки для хранения грузов. Ряд экспертов считает, что проект ждет судьба перевалочной базы для китайских товаров на пути в ЕС. Остальные же компании просто будут сохранять свое резидентство для получения льгот, однако никакого производства развивать не будут — просто продолжат ввозить в Белоруссию товары, произведенные в России или ЕС. Вот так республике бумерангом возвращаются «белорусские» хамон и креветки, наводнившие российский рынок после введения продуктовых контрсанкций.
Еще один плод китайско-белорусского союза — автомобильный завод «Белджи» по сборке китайских легковых автомобилей Geely, созданный в 2011 году. На реализацию этого проекта Экспортно-импортный банк Китая выделил 158,7 миллиона долларов под гарантию белорусского минфина, еще 90 миллионов долларов дала сама компания Geely. Контрольный пакет акций предприятия (58,5 процента) принадлежит БелАЗу, 38,6 процента — китайским компаниям, около 3 процентов — белорусско-китайскому предприятию «Союзавтотехнологии».
Однако этот проект далеко не так успешен, как China Merchants Group. По плану завод должен выпускать 60 тысяч машин в год, однако работает едва ли вполсилы. В 2018 году с конвейера сошло около 10 тысяч автомобилей, годом позже — 20 тысяч, за первое полугодие 2020 — чуть более восьми. А для безубыточности заводу, по словам его директора, нужно продавать 20 тысяч машин в год.
При этом европейские покупатели интереса к китайским автомобилям с белорусского завода не проявляют. Правда, китайские инвесторы заявляют, что главная цель предприятия — вовсе не выход на европейские рынки. Оно создано для удовлетворения спроса на рынках России и стран Евразийского экономического союз (ЕАЭС). Однако и там какого-то особого интереса к Geely не наблюдается.
Ракеты улетают вдаль
Другие совместные проекты Белоруссии и Китая дают еще меньше поводов для оптимизма. Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат из Гомельской области разорвал контракт с китайскими партнерами. Производство не налажено до сих пор, а кредит китайским инвесторам придется выплачивать Министерству финансов Белоруссии.
Китайцы должны были запустить новый завод еще в 2015 году, но к срокам не успели. Заработал он в 2019 году и сразу оказался в центре скандала. Сначала предприятие обвинили в сливах вредных веществ в реку Березину, потом начались жалобы от местных жителей на резкие и неприятные запахи. Позже в одном из цехов рухнула крыша.
Провалился и проект с модернизацией Добрушской бумажной фабрики «Герой труда». После ряда скандалов с невыплатой зарплат рабочим цеха все-таки возвели, вот только заработать на полную мощность фабрика пока не смогла. Проект заморожен на стадии готовности в 95 процентов.
Материалы по теме
Тень дракона.
Пекинская удавка.
Так почему же, несмотря на огромные инвестиции, проекты затухают? Как считает заведующий сектором международных военно-политических и военно-экономических проблем Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) Василий Кашин, Китаю от белорусских заводов нужны были лишь технологии (как оставшиеся после СССР, так и переданные из постсоветской России).
Он отмечает, что белорусы уже передали восточным партнерам без остатка все, что представляло для них интерес, что порой вызывало сильное раздражение у Москвы. Именно так Китай смог наладить самостоятельное производство мобильных комплексов межконтинентальных баллистических ракет и ряда других видов военной техники.
Так что получается — защищая Россию, я должен прийти к вам и еще автомат купить? Это нормально?
После отказа Лукашенко начал искать альтернативу. После краха СССР Белоруссия сохранила развитую базу научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области обороны. Но создать ракетный комплекс с нуля белорусская военная промышленность не смогла, и на помощь пришли китайцы. Уже в 2015 году в День Победы белорусские военные впервые продемонстрировали реактивную систему залпового огня (РСЗО) «Полонез». Официально было заявлено, что 300-миллиметровые корректируемые ракеты бьют на 280 километров.
Впрочем, некорректно говорить, что система была разработана вместе с Китаем. По сути, «Полонез» — это детище ученых из КНР. Сама Белоруссия так и не смогла освоить полный цикл производства «Полонеза». Реальный объем локализации производства составляет около 30 процентов. Используемая комплексом ракета А200 и значительная часть электроники — китайского происхождения. Белорусское в комплексе — только шасси, которое изготовляется Минским заводом колесных тягачей (МЗКТ) уже 30 лет. Технология, кстати, в итоге была полностью передана в Китай.
Китаю, в отношении которого все еще распространяется запрет НАТО на импорт оборонных технологий, объективно выгодно налаживание кооперации с белорусским ВПК. За последние пять лет совокупный оборот изделий ВПК и технологий двойного назначения между странами вырос более чем вдвое.
Тупиковый путь
Огромный толчок развитию отношений между Белоруссией и Китаем дал украинский кризис 2014 года. До свержения Виктора Януковича и начала боевых действий в Донбассе Китай предполагал сделать частью северного транзитного коридора именно Украину, однако война изменила эти планы, и в Пекине решили сделать ставку на более стабильную страну с предсказуемым политическим режимом.
С 2015 по 2020 год Китай занимал третье место среди партнеров Белоруссии по обороту внешней торговли. По итогам 2020 года Пекину удалось выйти на второе место, обойдя Украину. В целом же за последние четыре года товарооборот между двумя странами вырос в полтора раза. Однако даже эти 4,6 миллиарда долларов — капля в море по сравнению с 29,5 миллиарда оборота между Белоруссией и Россией.
Несмотря на призывы Лукашенко активнее «завязываться» с Китаем и развивать Белоруссию как часть ЭПШП, у республики вряд ли получится стать главной транзитной зоной на пути китайских товаров в Европу, и Пекин начнет менять свою стратегию в отношении Минска.
Дело в том, что отношения между Белоруссией и ЕС, которые планомерно улучшались после 2014 года, сначала дали трещину после силового разгона протестов, а после инцидента с посадкой борта Ryanair окончательно испортились. А для того, чтобы быть транзитным хабом, Белоруссии жизненно необходимо иметь хорошие отношения с другими странами, таможенные и налоговые договоренности, членство в ВТО. С учетом охлаждения отношений, Китаю будет попросту невыгодно растаможивать товары в Белоруссии, особенно учитывая низкую пропускную способность белорусских и польских железных дорог. Кроме того, белорусские заводы не встроены в глобальные производственные цепочки.
О политических отношениях Беларуси и Китая
Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и КНР установлены 20 января 1992 г. В ходе государственного визита в Китай Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в сентябре 2016 г. главы Беларуси и Китая подписали Совместную декларацию Республики Беларусь и КНР об установлении наивысшего в истории уровня отношений: доверительного всестороннего стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества.
Во время визита Глава государства также наградил Председателя КНР Си Цзиньпина орденом «За укрепление мира и дружбы» за большой личный вклад в развитие торгово-экономических, научно-технических, гуманитарных связей между Беларусью и Китаем, исключительные заслуги в укреплении дружественных отношений и сотрудничества между государствами. Председатель КНР стал первым, кто удостоен этой награды.
Развитие отношений с Китаем – стратегическое направление внешней политики Республики Беларусь.
Между сторонами созданы механизмы регулярных обменов визитами на высшем и высоком уровнях, ведется активный межпарламентский диалог, осуществляется сотрудничество по линии Международный отдел ЦК КПК – Администрация Президента Республики Беларусь, функционирует Белорусско-Китайский межправительственный комитет по сотрудничеству, динамично развиваются межведомственные и межрегиональные белорусско-китайские контакты. Страны успешно сотрудничают в международных организациях, оказывая взаимную поддержку по принципиальным вопросам.
Организация на регулярной основе взаимных визитов и встреч на высшем и высоком уровне является основой обеспечения стратегического диалога.
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко 12 раз наносил визиты в Китай: в 1995, 1997, 2001, 2005, 2008, 2010, 2013, 2015, 2016, 2017, 2018 и 2019 годах. В Беларусь осуществили визиты Председатели КНР Цзян Цзэминь (2001 год), Си Цзиньпин (2015 год), премьеры Госсовета КНР Ли Пэн (1995 год) и Вэнь Цзябао (2007 год), председатели Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Пэн (2000 год), У Банго (2011 год) и Чжан Дэцзян (2017 год), заместители Председателя КНР Ху Цзиньтао (2000 год), Си Цзиньпин (2010 год), Ван Цишань (2018 год).
Премьер-министр Республики Беларусь М.В. Мясникович совершил визит в КНР в 2014 году. С Премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном дважды встречался Премьер-министр Республики Беларусь А.В. Кобяков в рамках участия в заседании глав правительств формата «17+1» в Риге (2016 год) и совета глав правительств Шанхайской организации сотрудничества в Сочи (2017 год). Премьер-министр С.Н. Румас встречался с Ли Кэцяном на полях СГП ШОС в Душанбе (2018 год).
Динамичное развитие белорусско-китайских политических и торгово-экономических связей обусловлено в первую очередь общностью принципов внутренней и внешней политики, совпадением взглядов на важнейшие проблемы мировой повестки дня. С августа 2015 года реализуется Директива Президент Республики Беларусь №5 «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой», которая определила приоритетность развития всестороннего стратегического партнерства с Китаем. В сентябре 2016 года вступил в силу Договор о дружбе и сотрудничестве, подписанный в мае 2015 года в ходе государственного визита в Беларусь Председателя КНР Си Цзиньпина.
Одним из важных направлений дальнейшего укрепления двустороннего политического стратегического сотрудничества является превращение Республики Беларусь в ведущего регионального участника инициативы «Пояс и Путь» вдоль континентального моста между Европой и Азией. В мае 2017 г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко принял участие в Первом международном форуме «Один пояс, один путь» в Пекине. В апреле 2019 г. Глава государства совершил визит в Китай, в рамках которого принял участие во Втором Форуме международного сотрудничества «Пояс и Путь».
В качестве механизма продвижения двусторонних отношений выступает Белорусско-Китайский межправительственный комитет по сотрудничеству, созданный в 2014 году. Заседания Комитета проводятся поочередно раз в два года. На регулярной основе встречаются его сопредседатели. Очередное заседание Межправкомитета состоялось в ноябре 2018 г. в Китае под сопредседательством Члена Политбюро ЦК КПК, Члена Секретариата ЦК КПК, Секретаря Политико-юридической комиссии ЦК КПК Го Шэнкуня и заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь Снопкова Н.Г.
Интенсивно и плодотворно развиваются межпарламентские контакты, в том числе в рамках Межпарламентского Союза. В Национальном собрании Республики Беларусь и Всекитайском собрании народных представителей действуют рабочие группы по межпарламентскому сотрудничеству. Руководителем рабочей группы Национального собрания Республики Беларусь по сотрудничеству с Парламентом Китая является заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Мицкевич В.В. С китайской стороны председателем группы в ВСНП 13-го созыва является руководитель Комиссии по иностранным делам Чжан Есуй.
Активно развивается сотрудничество в сфере безопасности, военного и военно-технического сотрудничества. В 2017-2019 гг. осуществлялся обмен делегациями и взаимодействие в сфере борьбы с международной преступностью, обеспечения правопорядка и общественной безопасности, организации обучающих программ. В военной сфере проводяися регулярные визиты, совместные учения, белорусские и китайские военнослужащие проходят обучение в высших военных учебных заведениях Республики Беларусь и КНР. Подразделения Народно-освободительной армии Китая ежегодно 3 июля принимают участие в параде в Минске по случаю Дня Независимости Республики Беларусь.
Налажено эффективное взаимодействие и обмен опытом между Администрацией Президента Республики Беларусь и Центральным комитетом КПК. Стали регулярными визиты в КНР Главы Администрации Президента Республики Беларусь, в Беларусь – визиты Международного отдела ЦК КПК и других органов партийного руководства.
Устойчивое, конструктивное и динамичное сотрудничество двух стран осуществляется в рамках ООН. Стороны взаимно оказывают твердую поддержку в Совете по правам человека, направленную на содействие диалогу и преодолению разногласий, избежание политизации и двойных стандартов по вопросам прав человека. Беларусь и Китай активно взаимодействуют в рамках Шанхайской организации сотрудничества и Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. В качестве наблюдателя Беларусь приглашается на саммиты формата «17+1» (страны Центральной и Восточной Европы и Китай).
Стратегическое партнёрство Белоруссии и Китая – есть ли подвох?
На фоне событий последнего полугода такие эпитеты не кажутся чем-то удивительным. Пекин первый поздравил Лукашенко с победой на президентских выборах в августе прошлого года и неоднократно заявлял, что поддерживает усилия официального Минска «по защите национальной независимости», выступая против вмешательства извне во внутренние дела Белоруссии.
КНР, как и Россия, была одной из немногих стран мира, которая встала на сторону белорусского президента. Об этом А. Лукашенко в очередной раз сказал на Всебелорусском народном собрании 11-12 февраля. Он особо подчеркнул стратегический характер партнёрства с Пекином. «Сотрудничество с Китаем стало одной из причин атаки Запада на Белоруссию в конце прошлого года, но нас это остановить не должно», – отметил белорусский президент.
Белорусско-китайские отношения за последние годы превратились в одно из ключевых направлений внешней политики Минска. Особенно это стало заметно после государственного переворота 2014 года на Украине. Белоруссия интересна Пекину как один из элементов движения китайских товаров в Европу в рамках мегапроекта «Один пояс, один путь». В Минске же рассматривают возможность не только заработать на экономической экспансии КНР, но и получить козыри в продолжающихся годами переговорах с Москвой. Со временем стало очевидно, однако, что играть с Пекином не на его условиях практически невозможно, и многое из того, на что рассчитывали в Минске, осталось на бумаге.
В своём стратегическом партнёрстве с КНР Белоруссия всегда ставила на экономику. В некоторых случаях Минску удалось получить определённый положительный результат, хотя полностью белорусско-китайское торгово-экономическое сотрудничество себя не оправдало.
Торговые отношения с Китаем не вдохновляют белорусских экономистов, но не смущают идеологов, которые рассчитывают в обозримом будущем нарастить товарооборот с КНР. Официально это делается в целях диверсификации внешней торговли и снижения зависимости от РФ.
К числу основных причин укрепления белорусско-китайских отношений относится и сотрудничество в области ВПК (участие китайской стороны в создании белорусской РСЗО «Полонез»).
Были в Белоруссии и провальные проекты с участием Китая; можно вспомнить проблемы с поставками оборудования на Минскую ТЭЦ-5, недостроенный китайцами завод беленой целлюлозы в Светлогорске. Однако важнее сфера политики. Здесь Минск хочет видеть в Пекине не просто партнёра, а своеобразный противовес и России, и странам Запада.
Ещё в период противоречий, возникавших между Минском и Москвой в 2008-2010 годах, Белоруссия активно привлекала к сотрудничеству китайских партнёров, стремясь заменить ими Россию. Примером может служить соглашение «О финансовом сотрудничестве в приватизации и привлечении китайских инвестиций в Белоруссии в 2011–2013 годах», согласно которому Пекину предоставлялись условия не менее льготные, чем РФ в рамках Союзного государства.
В мае 2015 года состоялся визит в Минск председателя КНР Си Цзиньпина, подписавшего с Александром Лукашенко Договор о дружбе и сотрудничестве. В сентябре 2016 года белорусский лидер побывал в Пекине, результатом чего стала договорённость об установлении «доверительного всестороннего стратегического партнёрства и взаимовыгодного сотрудничества». Подобный уровень отношений Китай ранее поддерживал лишь с Россией, Великобританией и Пакистаном.
С этого момента в глазах белорусского руководства Пекин окончательно превратился в одного из важнейших защитников существующего в республике положения вещей. В Белоруссии считают, что достигнутый уровень двустороннего сотрудничества стал возможен лишь благодаря личным отношениям Лукашенко и Си Цзиньпина. Об этом в начале февраля заявил первый заместитель премьер-министра республики Николай Снопков: «Белоруссия и Китай установили стратегическое партнёрство благодаря дружбе лидеров двух стран и искренности».
Приоритетность отношений с Китаем стала для официального Минска ещё более значимой после того, как Пекин поддержал Лукашенко во время президентских выборов 2020 года. Фактически только Россия и Китай не позволили Белоруссии оказаться в международной изоляции.
Вместе с тем в белорусской столице, стремясь заручиться поддержкой Китая, видимо, предпочитают не задумываться о том, что КНР обратила особое внимание на Белоруссию не потому, что видит в ней серьёзного торгово-экономического партнёра, а в силу сложившейся в Восточной Европе геополитической обстановки. Из-за проблем на Украине Пекин был вынужден пересмотреть планы прокладки своего транспортного пути в Евросоюз, сделав упор на Белоруссию. Кроме того, стабильность, о которой так много говорят в Минске, является для Китая дополнительным стимулом поддерживать существующее в республике положение вещей. Пекину нужна спокойная площадка для экспансии на рынки ЕС и ЕАЭС.
Нельзя отрицать и того, что Белоруссия имеет для КНР определённое значение с точки зрения конкуренции на постсоветском пространстве с РФ. Постепенное расширение своего влияния в РБ вполне может быть использовано Пекином как инструмент в переговорах с Москвой в областях, далёких от белорусских проблем.
Белорусско-китайские отношения действительно можно назвать стратегически важными для обеих стран, но считать, что Белоруссия сумеет заменить ими своё партнерство с Россией, нельзя.