ответственность за нарушение эксклюзивного договора
Эксклюзивное право: ограничение правоспособности или воля сторон договора?
Договор с условием о запрете стороне совершать действия, предусмотренные договором, в отношении третьих лиц является не такой уж редкостью. С одной стороны, ограничение, скажем, для исполнителя оказывать услуги кому-то помимо заказчика выглядит как ущемление его прав. Однако судебная практика содержит иные выводы.
Структура договоров определенного типа, как правило, более-менее однотипна: стандартный гражданско-правовой договор состоит из преамбулы, существенных условий, положений об ответственности и порядке урегулирования споров, заключительной части и реквизитов. Что касается содержания определенных положений, то в нем допускаются различные вариации. В отдельных случаях договор может содержать нестандартные для данного вида договоров условия.
Так, к примеру, стороны могут указать в договоре адреса своей электронной почты, включив условие о том, что вся переписка и обмен документами посредством e-mail имеет для них обязательную силу. Или же оговорить положение об обязанности одной стороны возместить контрагенту суммы штрафов, наложенных на последнего в связи с исполнением им обязательств по договору.
Нередко в договорах можно встретить и упоминания об эксклюзивности. К примеру, исполнитель принимает на себя обязательство оказать те или иные услуги на эксклюзивной основе. Каково значение такого условия? Имеет ли оно какую-либо силу или носит исключительно информационный характер, включается в контракт просто так, для «красного слова»?
Возможность заключения договоров с условием об эксклюзивности следует из принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ). Согласно ему участники делового оборота вправе заключать любые договоры, в том числе смешанные и непоименованные. Они могут включать в свои договоры любые не противоречащие закону условия. Суть эксклюзивного права заключается в том, что сторона договора, которая его предоставляет, должна воздерживаться от заключения аналогичных договоров с другими лицами. При этом эксклюзивное право может быть предоставлено любой из сторон соответствующего договора. В договоре поставки, например, поставщик или покупатель могут взять на себя обязательство не заключать аналогичных договоров с третьими лицами.
Кроме того, стороны договора могут взять на себя данное обязательство одновременно. Контрагент стороны, принявшей на себя такую обязанность, вправе требовать от нее ее надлежащего исполнения. Только сторона, которой предоставлено эксклюзивное право, может осуществлять действия для контрагента, предусмотренные в договоре. Стороны вправе предусмотреть неустойку за нарушение эксклюзивного права (постановление ФАС Московского округа от 13.03.2012 по делу № А40-55068/11-34-488), вправе прекратить его отступным или новацией. Эксклюзивное право не может быть уступлено отдельно от прав и обязанностей стороны по договору о его предоставлении, поскольку оно неразрывно связано с такими правами и обязанностями.
Эксклюзивное право, предоставленное добровольно, не ограничивает правоспособность
Принятое в результате предоставления эксклюзивного права обязательство не заключать аналогичные договоры с третьими лицами не может рассматриваться как ограничение правоспособности коммерсанта. Автономия его воли в этом случае не нарушается, поскольку обязательство он принимает на себя добровольно, а само ограничение носит временный характер, так как действует в пределах срока соответствующего договора. Данный вывод был подтвержден в п. 9 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с применением положений ГК РФ о кредитном договоре, утв. информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 147. В Обзоре в качестве эталона приводилось дело, в котором кредитным договором была установлена обязанность заемщика воздерживаться от совершения определенных действий, в том числе от совершения некоторых видов сделок. При этом действия, которые обязался не совершать заемщик, в достаточной степени были конкретизированы, а обязанность не совершать их ограничена временными рамками. Кроме того, принятие заемщиком на себя таких обязанностей было связано с получением им имущественного блага — кредита, причем без предоставления какого-либо обеспечения. Суд счел, что включение в кредитный договор подобных условий не было направлено на ограничение правоспособности или дееспособности ответчика.
Выгода для стороны, предоставляющей эксклюзивное право, состоит в получении платы от контрагента в большем объеме, нежели ей причиталось бы по основному договору без предоставления эксклюзивного права. Для стороны, которая данное право получает, преимущество заключается в возможности расширения клиентской базы, увеличении объема и территории продаж своих продуктов и др.
В ряде случаев возможность заключать договоры с условием об эксклюзивности (далее — эксклюзивное условие) предусмотрена непосредственно в законе. Не упоминается сам термин «эксклюзивный», но речь идет именно о таком праве. Ряд таких случаев обозначен в таблице.
Эксклюзивные условия, кроме того, могут быть включены и в обычный договор при отсутствии специального указания на это в законе. Наличие в договоре такого условия изменяет его правовую природу — он становится смешанным. Помимо основного договора он включает также обязательство о предоставлении эксклюзивного права (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Отличительной чертой смешанного договора является то, что к нему в соответствующих частях применяются правила о тех договорах, элементы которых в нем содержатся, если иное не следует из его существа или соглашения самих сторон.
Таким образом, стороны смешанного договора вправе изменить привычные правила, блокировать те из них, которые не отвечают их договоренностям, если это не будет нарушать закон. К примеру, в договоре возмездного оказания услуг заказчик вправе в любое время в одностороннем порядке отказаться от него с оплатой исполнителю фактически понесенных расходов. Данный договор можно наполнить другими элементами, в частности, эксклюзивным условием. В этом случае применение правил об одностороннем отказе заказчика от договора не допускается, если это не отвечает существу такого смешанного договора. Для наглядности приведем спор, в котором суд квалифицировал договор возмездного оказания услуг с условием об эксклюзивности смешанным и исходя из этого отказал в удовлетворении требований о признании некоторых его положений недействительными.
По условиям договора исполнитель обязался оказать услуги по утилизации золошлаковых материалов, а заказчик — принять такие услуги и оплатить их. При этом вся продукция, получаемая исполнителем в ходе утилизации материалов, является его собственностью. Для исполнения обязательств исполнитель также принял от заказчика оборудование, помещение и территорию и помимо этого обязался содержать, выполнять текущие и капитальные ремонты и модернизацию объектов полученного технологического комплекса своими силами за счет заказчика.
В договоре также было установлено эксклюзивное право исполнителя на оказание рассматриваемых услуг, а расторжение договора допускалось с уведомлением контрагента за 12 месяцев до даты предполагаемого расторжения при условии выплаты неустойки за расторжение договора пропорционально количеству месяцев, оставшихся до окончания срока действия договора.
Заказчик обратился в суд, полагая, что условие договора о неустойке не соответствует положениям ГК РФ, которые предусматривают право сторон договора возмездного оказания услуг отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке при возмещении другой стороне понесенных расходов или причиненных убытков (ст. 779, 782), а потому является недействительным. Однако арбитражный суд первой инстанции, а затем апелляционный и кассационный суды в удовлетворении требований отказали. По их мнению, спорный договор не мог быть квалифицирован только как договор возмездного оказания услуг, поскольку при исполнении договора экономически значимый результат в виде оказания услуг ответчиком по утилизации промышленных отходов получал не только истец, но и ответчик, приобретающий право собственности на продукцию, получаемую в результате переработки шлаков.
Спорным договором было предусмотрено, что исполнитель обладает эксклюзивным правом на оказание услуг по утилизации золошлаковых материалов и их компонентов, а заказчик не вправе предоставлять такое эксклюзивное право третьим лицам. За предоставленное эксклюзивное право пользования золошлаковыми материалами исполнитель должен уплачивать заказчику вознаграждение ежеквартально равными платежами. Таким образом, договор являлся смешанным и включал условия договора возмездного оказания услуг, а также обязательства по приему-передаче необходимого для оказания услуг технологического комплекса, обязательства по осуществлению исполнителем технического обслуживания, текущего, капитального ремонта и модернизации объектов технологического комплекса за счет заказчика, по передаче золошлаковых материалов в собственность исполнителя.
Выплата исполнителю фактически понесенных им расходов не компенсировала бы того ущерба, который мог быть причинен ему в случае одностороннего отказа от договора по воле заказчика, и могла в значительной мере лишить исполнителя того, на что он рассчитывал. При расторжении договора исполнитель лишился бы не только права на получение денежных средств в счет оплаты оказанных им услуг, но и возможности приобретать в собственность продукцию, образующуюся в результате утилизации материалов.
Судьи обратили внимание на то, что неустойка является не только мерой ответственности, но и способом обеспечения исполнения обязательства (ст. 329 ГК РФ). Применение неустойки в целях обеспечения договорных обязательств объясняется тем, что она представляет собой средство компенсации потерь кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником своих обязательств. Потому неустойке свойственны предопределенность размера ответственности за нарушение обязательства, о котором стороны знают уже на момент заключения договора, а также возможность взыскания неустойки за сам факт нарушения обязательства, когда отсутствует необходимость представления доказательств, подтверждающих причинение убытков и их размер. Кроме того, у сторон есть возможность по своему усмотрению формулировать условие договора о неустойке, в том числе в части ее размера, соотношения с убытками, порядка исчисления, тем самым приспосабливая ее к конкретным взаимоотношениям сторон и усиливая ее целенаправленное воздействие.
То обстоятельство, что стороны договора в качестве способа обеспечения исполнения обязательства в случае одностороннего отказа от исполнения договора согласовали возможность применения штрафных санкций, правовой природе неустойки не противоречит (постановление ФАС Уральского округа от 26.04.2010 № Ф09-2729/10-С5 по делу № А60-38281/2009-С3).
Антимонопольное законодательство сужает пределы эксклюзивности обязательств
При заключении договора с эксклюзивным условием следует учитывать требования антимонопольного законодательства РФ, поскольку наличие такого условия в договоре антимонопольный орган может расценить как нарушение конкуренции. Соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками), считаются картелями и запрещаются законом (п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», далее — Закон о защите конкуренции).
Проиллюстрируем приведенный вывод на конкретном деле из судебной практики. По условиям контракта о поставке электронных интегральных схем покупателю было предоставлено эксклюзивное право на покупку данного товара на территории РФ, Европы и Азии. Продавец принял обязательство не продавать такой товар на оговоренной территории ни напрямую, ни через посредников без предварительного разрешения покупателя в письменной форме, обязался отказываться принимать и исполнять любые обращения других покупателей, не продавать напрямую и не назначать других агентов по продаже, все поступающие ему запросы направлять покупателю.
Федеральная антимонопольная служба РФ не выявила данный товар в свободной продаже и установила, что его единственным производителем является продавец, обладающий лицензиями на разработку, производство и распространение. Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что доля продавца на товарном рынке этого товара составляет 100%. Поскольку условие контракта об эксклюзивном праве покупателя на реализацию данного товара ограничивали конкуренцию, ФАС России посчитала, что оно не соответствует требованиям ч. 1 и 2 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
Суд согласился с такой квалификацией. Учитывая 100-процентную долю продавца на соответствующем товарном рынке, условие контракта об эксклюзивном праве, по которому он отказался от самостоятельных действий на нем, в данном случае создало возможность для покупателя в одностороннем порядке воздействовать на рынок. Таким образом, согласованные действия сторон договора могли повлечь нарушение конкуренции (постановление Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 6577/11 по делу № А40-3954/10-149-52).
Поскольку предоставление эксклюзивного права влечет за собой принятие предоставившей его стороной обязательства не заключать договоры с третьими лицами, то помимо антимонопольных запретов следует учитывать и специальные ограничения, предусмотренные для компаний, реализующих свои товары, работы или услуги на условиях публичного договора (п. 1 ст. 426 ГК РФ). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Таким образом, участники делового оборота вправе заключать договоры, предоставляя друг другу эксклюзивные права. Их предоставление имеет как определенные преимущества, так и некоторые временные ограничения, упомянутые выше. Главным требованием к предоставлению эксклюзивного права в каждом конкретном случае является отсутствие запрета в законе.
Условия об эксклюзивности в некоторых видах договоров (таблица)
Содержания условия об эксклюзивности
Договор коммерческой концессии (франчайзинга)
По договору коммерческой концессии правообладатель обязуется предоставить пользователю за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (п. 1 ст. 1027 ГК РФ). Договор франчайзинга может включать следующие эксклюзивные условия:
Агентским договором может быть предусмотрено обязательство принципала не заключать аналогичных агентских договоров с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского договора. Агентским договором может быть предусмотрено обязательство агента не заключать с другими принципалами аналогичных агентских договоров, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре (п. 1, 2 ст. 1107 ГК РФ)
Соглашение о разделе продукции (ст. 2 Федерального закона от 30.12.95 № 225-ФЗ
«О соглашениях о разделе продукции»)
Соглашение является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее — инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участках недр, указанных в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ своими силами и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения
ФАС в СМИ: Эксклюзив вне закона
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала эксклюзивные договоры между девелоперами бизнес-центров и операторами связи незаконными.
Московское управление ФАС запретило Русской риэлторской компании (РРК) ограничивать доступ связистов к ее коммерческой недвижимости. Поводом для разбирательства стала жалоба оператора «Атлант-телеком» на действия девелопера, говорится в сообщении московского управления ФАС. По информации ФАС, «Атлант-телеком» пытался получить доступ на территорию бизнес-центра «Авилон-плаза», которым управляет РРК, чтобы наладить обслуживание представительства одного из своих клиентов, но получил отказ. Переговоры «Атланта» с девелопером продолжались три года. РРК заключила эксклюзивные договоры на обслуживание с операторами «Реккон-Д» и «Арктел» — это стало поводом для обращения «Атлант-телекома» в ФАС, рассказала юрист оператора Анна Каракулова. По итогам разбирательства московское управление ФАС признало РРК, «Реккон-Д» и «Арктел» нарушителями закона «О конкуренции» и предписала РРК не препятствовать доступу операторов в «Авилон-плаза», сообщает московское управление ФАС.
Сотрудник Русской риэлторской компании подтвердил факт разбирательства, отметив, что документы из ФАС в компанию пока не поступали. Связаться с представителями «Реккон-Д» и «Арктела» не удалось.
Эксклюзивный доступ на объект бизнес-недвижимости — это картельный сговор между оператором связи и девелопером, объясняет гендиректор Comnews Researh Ирина Глухова. Оператор платит собственнику офисного центра повышенную плату за право работать в нем, взамен девелопер обязуется не допускать конкурирующих связистов в офисный центр, говорит она. По словам Глуховой, доказать факт сговора очень сложно — ведь соглашения об этом между собственниками здания и связистами, как правило, никак документально не фиксируются. На рынке бизнес-связи разбирательства, подобного спору РРК и «Атланта», еще не было, указывает Глухова.
Аналогов разбирательству, проведенному ФАС, еще не было, отмечает директор по клиентским решениям «Вымпелкома» Дмитрий Малов. Обычно девелоперы бизнес-центров отказывают «чужим» операторам в допуске, ссылаясь на отсутствие технической возможности доступа в здание. А это сложно оспорить. Или же девелоперы поднимают ежемесячную плату за работу на их территории настолько, что оказание услуг становится невыгодным, говорит он. Разбирательство, выигранное «Атлант-телекомом», вряд ли станет прецедентом для других операторов, которых не пускают в бизнес-центры. Крупной компании проще расстаться с небольшим арендатором, чем вести тяжбы с девелоперами, считает директор по юридическим вопросам «Акадо-столицы» Елена Гультяева.
Как риэлтору заключить эксклюзивный договор на продажу недвижимости
Бизнес-тренер агентов по недвижимости Александр Санкин утверждает, что собственник, заключивший эксклюзивный договор с агентом, продает объект на 10% дороже, чем работая с несколькими агентами без «эксклюзива». Однако большинство риэлторов не знают, как правильно составить такой договор, и не могут убедить собственника его подписать. Пора преодолеть это препятствие!
Что такое эксклюзивный договор и чем он выгоден обеим сторонам
Эксклюзивный договор на продажу недвижимости – это договор, составленный между агентством и собственником жилья, который обязывает собственника не обращаться в другое агентство. Он дает эксклюзивное право на продажу объекта конкретной риэлторской фирме и агенту. Он заключается на этапе первой встречи с клиентом, но при этом не является обязательным.
Для риэлтора работа по эксклюзивному договору — это гарантия, что он получит комиссию. Собственнику она выгодна тем, что специалист будет активно рекламировать его недвижимость, так как сам заинтересован в быстрой и дорогой продаже.
Галина Степанченко, гендиректор АН «Мир недвижимости»:
– По нашей статистике, каждый 10-й клиент заключает с нами эксклюзив, и мы его отрабатываем всеми силами и ресурсами. Если клиент не хочет заключать договор, но просит продать его объект, то мы не вкладываем в это дело много ресурсов и предлагаем этот объект только имеющимся в нашей базе покупателям, которые отказываются от предложенных ранее эксклюзивных объектов.
По словам наших экспертов, чаще всего собственник не заключает эксклюзивный договор на продажу квартиры и при этом обращается сразу в несколько агентств. Получается, что его объектом занимается одновременно несколько риэлторов. Для самих риэлторов это означает, что можно особо не стараться. Ведь в любой момент другой агент найдет покупателя и получит комиссию. Тогда время и силы будут потрачены впустую.
Галина Степанченко, гендиректор АН «Мир недвижимости»:
– Работу без эксклюзивного договора можно сравнить с заказом пиццы. Мы часто приводим этот пример своим клиентам, которые сомневаются. Допустим, ты заказал пиццу в 10 местах и сказал, что заплатишь только тому, кто принесет ее первым. Как думаете, вам кто-нибудь ее принесет? Нет. Так и с квартирами. Зачем агенту участвовать в гонке, если он не уверен, что получит вознаграждение?
Как убедить собственника заключить эксклюзивный договор с риэлтором
При первой встрече с клиентом не рекомендуется настаивать, чтобы он выбрал именно вас, а наоборот нужно ему свободу выбора. При этом стоит рассказать собственнику о преимуществах работы с профессионалом.
Александр Санкин, тренер агентов-миллионеров:
– Скажите примерно следующее: «Не обязательно подписывать договор именно со мной. Может быть, вы знаете агента, у которого маркетинговый план лучше, или того, кто лучше меня знает местный рынок. Главное — найдите специалиста, чтобы не рисковать». Научите собственника выбирать агента, и он это оценит. Но пока он не попросил вас стать его агентом, не говорите «я» или «мы». Говорите о хороших риэлторах вообще. Тогда владелец недвижимости в какой-то момент попросит вас стать его агентом.
Собственники считают, что если их объектами будут заниматься сразу несколько человек, то продажа состоится быстрее, поэтому отказываются от договора. Но, как мы писали выше, на практике все получается наоборот. Чтобы убеждать собственников заключать эксклюзивные договоры, бизнес-тренер Александр Санкин рекомендует риэлторам озвучивать им все риски такого подхода.
Нет ответственного
Если объектом занимаются 5-7 агентов, то никто из них не берет на себя ответственность за его продажу в конкретный срок. Объектом будут заниматься как бы между делом, и продажа может затянуться надолго.
Нет маркетингового плана
А он необходим, если хочется продать объект по максимальной цене. Маркетинговый план – это список инструментов, которые используются для поиска покупателя. В него входит:
Нет обратной связи от потенциальных покупателей
Если эксклюзив заключен, то риэлтор оповещает собственника о каждом возражении. Но если его нет, то риэлтору не выгодно тратить время на общение с ним, не имея гарантии, что именно он продаст объект. Поэтому единственно возможная обратная связь от него в этом случае будет такой: «Моим клиентам понравилось, они думают».
Александр Санкин, тренер агентов-миллионеров:
– Почему бы собственнику самому не собирать обратную связь от потенциальных покупателей? Представьте, что он звонит каждому и спрашивает, почему они не стали ее покупать. Людям будет казаться, что он в отчаянном положении и точно не купят по высокой цене. Он будет выглядеть жалким в их глазах. А агент при сборе обратной связи в этом случае наоборот покажет свой профессионализм: ему могут в деталях рассказать, что не понравилось на объекте.
Нет защиты при переговорах
Если объект будут одновременно вести несколько агентов, то все они начнут отстаивать интересы своих клиентов-покупателей и просить, например, скинуть цену. Предупредите об эьлм собственника и заодно напомните, что он еще и комиссию кому-то из этих агентов заплатит. А если будет заключен эксклюзивный договор, то агент встанет на позицию собственника и будет защищать его интересы во всех переговорах.
Объект будут рекламировать по разным ценам
Объект будет рекламироваться на одних и тех же площадках по разным ценам, потому что некоторые агенты прибавят свою комиссию. Кто-то пожадничает и сильно увеличит сумму, которую хочет получить собственник за свой объект. А кто-то наоборот уменьшит ее ради того, чтобы получить много звонков, а в ходе разговора сказать, что этот объект плохой, и предложить «хороший», с которым работает по эксклюзиву.
Какие пункты обязательно включать в договор
Александр Санкин, тренер агентов-миллионеров:
– Вы должны указать в договоре, что если с вашей стороны не будет выполняться план или действий будет меньше, чем обговаривалось, то клиент сможет уведомить вас о желании расторгнуть договор в письменном виде, и через 2 недели он будет растогнут. То есть вы показываете собственнику, при каких обстоятельствах он может выйти из этого договора. Тогда он будет спокоен.
Галина Степанченко, гендиректор АН «Мир недвижимости»:
– Наша работа выражается в отчетности: ежедневной и еженедельной. Мы пишем собственнику, сколько сделано звонков, показов и т.д. Если это не выполняется, то клиент вправе расторгнуть договор. Все позиции, по которым мы должны отчитываться, прописываются отдельно в дополнительных условиях.
Допусловия прописываются в 4-х приложениях к эксклюзивному договору:
Ниже мы предлагаем шаблон договора, в который нам предоставила гендиректор АН «Мир недвижимости» Галина Степанченко. В него можно внести любой свой пункт, а также скорректировать имеющиеся. Например, вы сами можете установить сроки продажи, размер компенсации в случае нарушения и т.д.
Как быстро составить договор по шаблону
Вы можете прямо сейчас сохранить этот шаблон в свою CRM-систему, чтобы автоматизировать заполнение договора. В современные CRM-системы встроен конструктор документов, который на основе заданного шаблона генерирует документы, подставляя в них данные о клиенте и сделке: имя, сумму платежа, реквизиты и др.
Вот как это происходит в CRM для недвижимости SalesapCRM. Для каждого клиента заводится карточка со всеми его данными. Из списка шаблонов риэлтор выбирает эксклюзивный договор, и все необходимые данные собственника автоматически подтягиваются в текст — документ готов! Во-первых, это быстро, а во-вторых, исключается риск в спешке допустить ошибку.
Так в SalesapCRM создается эксклюзивный договор прямо в карточке клиента
Мы рассказали об эксклюзивном договоре с покупателем объекта недвижимости и надеемся, что теперь вам будет проще убедить собственника работать только с вами. А CRM-система SalesapCRM поможет вам быстро составить нужный договор.
Автор: Елена Зайцева
Хотите эффективнее работать с недвижимостью?
Оцените статью по пятибалльной шкале
Средняя оценка 4.1 / 5. Количество оценок: 19