пассивная форма информационных ресурсов
Существуют две формы информационных ресурсов как отчуждаемых знаний, становящихся сообщениями: пассивная и активная.
К пассивным формам информационных ресурсов относятся: книги, журнальные статьи, патенты и банки данных. К ним могут также относиться и знания, привязанные к конкретным предметным областям (например, выборки, извлечения данных и т.п.), если они не комплексные, т.е. не достаточны для их целенаправленного применения.
Активные формы информационных ресурсов:модель, алгоритм, проект, программа и база знания. Эти формы можно трактовать в целом как стадии созревания информационных ресурсов, степени доведения его до готовности и превратиться в «силу». Естественно, что каждая из этих форм информационных ресурсов имеет разный научно-технический уровень и завершенность.
Модель– это описание системы, отображающее определенную группу ее свойств. Создание модели системы позволяет предсказывать ее поведение в определенном диапазоне условий. Алгоритмы делятся в зависимости от степени общности. Важно стремиться к созданию решающих алгоритмов.
Программа и проект– конечные, синтетические формы существования информационных ресурсов в его жизненном цикле. В виде программы и проекта, а часто в виде решающего алгоритма информационных ресурсов непосредственно противостоит энтропии рассматриваемого объекта. В этом плане вводится понятие информационной емкости программы и проекта, которое означает величину потенциального уменьшения остаточной энтропии объекта, к которому прилагаются программа и проект. В ходе реализации программы или проекта идет как бы заполнение энтропийного пространства объекта информацией, которая в них сконцентрирована.
Модель, алгоритм, программа, проект и особенно база знаний как активные формы информационных ресурсов – это антиэнтропийные инструменты. Однако программа и проект выделяются среди них своей завершенностью готовностью к прямому информационному воздействию на объекте целью снятия его энтропии.
Информационное общество– это общество, структуры, техническая база и человеческий потенциал которого приспособлен для оптимального превращения знаний в информационные ресурсыи переработки последнего с целью перевода пассивных форм (книги, статьи, патенты т.п.) в активные (модели, алгоритмы, программы, проекты). Особое значение для активизации информационного потенциала общества имеет создание современных баз знаний. Это достигается на качественного преобразования традиционных баз данных рожденных ранними поколениями ЭВМ до появления искусственного интеллекта, в базе знаний.
Базы знаний содержат концептуальные, понятийные знания, выраженные на естественном языке в терминах предметной области, т.е. знания о стоящих за этими терминами классах объектов, их свойствах и логических связи которыми может оперировать машина логического вывода элемент искусственного интеллекта.
Знания, индивидуальные и общечеловеческие, оставались и еще остаются вне базы знаний. Лишь поверхностное, рутинное, легко поддающееся формализации в области искусственного потенциала включалось в машинные системы. Между тем рост совокупного объема знаний и усложнение общественных связей ведут к тому, отдельные люди теряют возможность получать нужные им знания, общество лишается ценнейших индивидуальных знаний, противоречий и должны ликвидировать ЭВМ пятого поколения коммуникационные системы как средство перехода к развитию информатике, позволяющей резко актуализировать информацией, потенциал общества на основе базы знаний общего и специального назначения».
Важность развития сферы информации не подлежит сомнению и доказана на примере многих государств. В современном обществе информатизация всех сфер её жизни является необходимым условием динамичного развития экономики. Новые средства сбора, передачи и преобразования информации оказали неоценимую помощь в сложном деле упорядочивания хаоса в предпринимательстве в условиях свободного рынка, а также в оптимизации и организации управленческой деятельности. И здесь компьютерная технология незаменима, поскольку она дает возможность оптимизировать и реализовать управленческую функцию за счет применения новых средств сбора, передачи и преобразования информации. Реформа методов управления повлекла за собой не только перестройку организации процесса автоматизации управленческой деятельности экономических объектов, но и распространение новых форм реализации этой деятельности. Спрос на информационный товар растет, что, в свою очередь ведет к активному росту и развитию рынков информации.
Сегодня во всех странах независимо от уровня экономического и социального развития происходит структурная перестройка, связанная с ростом информационного сектора экономики и соответственно влекущая за собой значительные социальные, политические и культурные изменения в обществе.
Ярким проявлением этих тенденций является значительное увеличение числа занятых информационной деятельностью, т.е. деятельностью, связанной с производством, обработкой, хранением и распространением информации.
В развитых странах, прежде всего в США, доля работников информационного сектора экономики в общем числе занятых уже превышает 50 %.Вклад информационного сектора в ВНП развитых стран, по разным оценкам, составляет 10-25%.
Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов. Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:
– центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
– центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
– службы телекоммуникации и передачи данных;
– специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
Пассивная форма информационных ресурсов
В общем случае под информационными ресурсами (ИР) понимается вся совокупность сведений, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей, для их многоцелевого использования в общественном производстве и управлении. ИР отображают естественные процессы и явления, зафиксированные в результате научных исследований и разработок или других видов целенаправленной деятельности в различного рода документах, понятиях и суждениях, а также более сложных моделях действительности.
|
|
процессы
|
Предмет труда
Информация ЭВМ
|
Информация
Результирующая информация, как правило, имеет документированную форму, позволяющую оперативно и эффективно принимать управляющие решения (в СМК или других управляющих системах).
В структуре СМК информационная система рассматривается как структурная подсистема (рисунок 26). Информация в СМК непосредственно и неразрывно связана с процессом управления. Согласно определения кибернетики: «Управление есть процесс целенаправленной переработки информации».
1. Внешние факторы (информация о состоянии рынка, ресурсов,
2. Регламентирующая информация, целевая функция управления (НТД,
стандарты, приказы, указания вышестоящих органов и т.п.).
3. Управляющая информация (стандарты, методики, инструкции).
4. Информация о состоянии объектов (процессов).
5. Коммуникации, обеспечение оперативной передачи информации в
Обобщенные функции ИС
Анализ содержания и систематизация функций ИС в СМК крупных фирм позволяет выделить следующие обобщенные функции ИС:
1. Вычислительную – своевременную и качественную обработку информации во всех интересующих СМК аспектах.
2. Коммуникационную – обеспечение оперативной передачи информации в заданные пункты.
3. Информирующую – обеспечение быстрого доступа, поиск и выдачи необходимой информации всех видов.
4. Запоминающую – выполнение непрерывного накопления, систематизации, хранения и обновления всей необходимой информации.
5. Следящую – отслеживание и формирование всей необходимой для управления внешней и внутренней информации.
6. Регулирующую – осуществление информационно-управляющих воздействий на объект управления при отклонении параметров его функционирования от заданных значений.
7. Оптимизирующая – обеспечение оптимальных плановых расчетов и перерасчетов по мере изменения целей, критериев и условий функционирования объекта.
8. Самоорганизующуюся – гибкое изменение структуры и параметров ИС для достижения вновь поставленных целей.
9. Самосовершенствующуюся – накопление и анализ опыта с целью отбора лучших методов проектирования, производства, контроля, управления.
10. Исследовательскую – обеспечение выполнения НИР по корпоративным проблемам, НИР процессов создания новой техники и технологий
11. Прогнозирующую – выявление основных тенденций, закономерностей и показателей развития объекта и окружающей среды.
12. Анализирующую – определение основных показателей, в том числе и экономических, хозяйственной деятельности объекта.
13. Синтезирующую – обеспечение автоматизированной разработки нормативов технологической, финансовой и хозяйственной деятельности.
14. Контролирующую – автоматизированный контроль качества средств производства, выпускаемой продукции, услуг (на базе информационно-измерительных систем и информационно-вычислительных комплексов).
15. Диагностическую – автоматизированные процедуры диагностики состояния объекта управления (процессов и, в первую очередь, технологического оборудования).
Для реализации перечисленных функций в современных ИС используются в основном ЭВМ. Структурно ИС представляет набор подсистем (рисунок 27) которые можно условно разделить на три группы:
1. Функциональные подсистемы;
2. Обеспечивающие подсистемы;
3. Организационные подсистемы.
ИС
|
Функциональные подсистемы | Обеспечивающие подсистемы | Организационные подсистемы |
Научно-техническая подготовка | Информационное обеспечение | Кадровое обеспечение |
Бизнес-планирование | Техническое обеспечение | Правовое обеспечение |
Финансовое управление | Программное обеспечение | Организационное обеспечение |
Оперативное управление | Математическое обеспечение | др. |
Бух. учет | Обеспечение ресурсов | |
др. | др. |
1. Функциональные подсистемы ИС реализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации. Каждая из функций подсистем обеспечивает выполнение комплексов задач и процедур обработки информации, необходимых для эффективного управления процессами СМК.
2. Обеспечивающие подсистемы ИС направлены в основном на обеспечение эффективного функционирования первой группы подсистем.
3. Организационные подсистемы ИС, по существу, так же являются обеспечивающими, однако направлены они, в первую очередь, на обеспечение эффективной работы персонала.
Начинать разработку ИС рекомендуется именно с создания организационного обеспечения:
— экономического обоснования создания ИС для СМК;
— определения состава функциональных подсистем;
— обоснования организационной структуры управления;
— построения технологических схем преобразования информации и т.д.
Вопрос 6.7 Информационные технологии (ИТ). Общая характеристика.
Под информационной технологией понимается система процедур (процессов) преобразования информации с целью формирования, организации, обработки, распространения и использования преобразованной информации.
В последние годы резко возросла значимость (роль) и трудоёмкость процедур преобразования информации. Это привело к необходимости организации и обеспечения функционирования на многих предприятиях (фирмах, АО и др.) собственного информационного производства. В некоторых случаях затраты на информационное производство соизмеримы, а в ряде случаев и превышают затраты на материальное производство. К процессам обработки информации привлекается всё большее число работников фирм, а доля времени их занятости работой с информацией в общем рабочем времени также имеет тенденцию роста (имеет место «стирание грани» между физическим и умственным трудом).
На современном этапе СМК можно представить как единство материального и информационного производства (ИП)- множество взаимосвязанных процессов, направленных на получение качественной информации (заданного качества) (рисунок 28).
Информационный мониторинг – напрямую связан с информационным производством. Однако роль его велика:- отслеживание всех процессов предприятия, связанных с качеством, включая процессы обеспечения и улучшения качества готового продукта и аналогичные процессы, направленные на улучшение качества информационного ресурса и сигнализация обо всех отклонениях, возникающих в работе систем обеспечения качества (по этому на схеме ИМ выделен в ИП).
Главная цель информационного производства, исходя из вышеперечисленных функций информации, сводится к последовательному улучшению качеств информации в СМК.
Современные ИТ базируются на:
· Компьютерной обработке информации по заданным алгоритмам.
· Хранении, достаточно больших объёмов информации, на машинных носителях.
· Передачи информации на любое расстояние в ограниченное (относительно небольшими интервалами) время.
Для современных ИТ характерно:
1) Технология обработки данных по подсказке: Разветвлённая система меню функций обработки данных и подсказок (пользователь может работать не в режиме программирования, что требует высокого профессионализма пользователя, а в режиме манипулирования данными: может видеть и действовать, а не знать и помнить как и что делать.
2) Диалоговыетехнологии: Интерактивный (диалоговый) режим решения задач с широкими возможностями для пользователя. Оперативно влиять на ход решения этих задач.
3) CALS- технологии: Сквозная (непрерывная) (continuous- непрерывный, сплошной, постоянный, сквозной, длительный и т.д.) информационная поддержка (to support – поддержка, опора, военно-техническое обеспечение, военная поставка) всех этапов преобразования информации (этапов жизненного цикла «информации», что равнозначно ЖЦП (life-cycle- жизненный цикл), с помощью интегрированной базы данных, унифицированных форм представления информации. (Acquisition- приобретение).
Соответственно CALS – технология ИС, непрерывное (С) получение исходных данных (А) и информационное обеспечение (s) процессов жизненного цикла (l) продукции в СМК.
4) Технологии, обеспечивающие доступность к ресурсам системы.
Возможность коллективного решения задач на основе информационных систем телекоммуникаций, обеспечивающих всем пользователям оперативный доступ к любым технологическим, программным и информационным ресурсам системы (кроме секретных).
5) Безбумажная (электронная) технология, при которой основным носителем информации является электронный документ, формируемый на машинном носителе (включая электронную подпись менеджера).
Технология преобразования информации в общем случае состоит из следующих процессов:
получение, сбор и регистрация информации;
передача, хранение, обработка, выдача обработанной информации;
принятие решения для выработки управляющих воздействий (в СМК).
На всех стадиях технологического процесса, кроме первой и последней, преобразования информации осуществляются, по существу, лишь на синтаксическом уровне, т.е. формально выполняются операции над данными.
Вопрос 6.8 CALS – технологии [4.11, 4.12].
Ответ: CALS-ТЕХНОЛОГИЯ— это непрерывная (постоянная) информационная поддержка всех процессов Ж.Ц.П.
В условиях рыночной экономики конкурентную борьбу успешно могут выдержать только те предприятия (фирмы, АО), которые используют в своей деятельности современные информационные технологии. Только современные ИТ, в сочетании с прогрессивными технологиями материального производства, позволяют существенно повышать производительность труда и качество выпускаемой продукции.
Внедрение на предприятиях СМК на основе принципов T.Q.M. означает реализацию на всех этапах жизненного цикла продукции эффективного информационного взаимодействия участников всех процессов ЖЦП: исследования, проектирования, производства и сервисного обслуживания продукции при её эксплуатации.
Одним из условий эффективности функционирования СМК продукции и информационного взаимодействия участников поддержки ЖЦП является наличие интегрированной информационной системы (ИИС).
Данная ИТ – это идеология объединения всех процессов ЖЦП в единое информационное пространство путём создания ИИС на предприятии, отражающей все аспекты деятельности предприятия и позволяющей управлять процессами через сквозной контроль и анализ параметров процессов (операций) и выполнение при необходимости корректирующих и предупреждающих действий.
Суть концепции CALS состоит в применении принципов и технологий информационной поддержки на всех этапах ЖЦП, основанного на использовании ИИС, обеспечивающей единообразные способы управления процессами и взаимодействия всех участников этого цикла: заказчиков, поставщиков сырья, материалов, энергоресурсов, производителей продукции, эксплуатационного и ремонтного персонала, других участников ЖЦП.
ИИС – основа, ядро CALS – представляет собой распределённое хранилище данных, существующее в сетевой компьютерной системе, охватывающей (в идеале) все службы и подразделения предприятий, связанных с процессами ЖЦП.
В ИИС, согласно рекомендаций ИСО, действует единая система правил представления, хранения и обмена информацией.
Главный принцип CALS:
Информация, однажды возникшая на каком либо этапе ЖЦП, сохраняется в ИИС и становится доступной всем участникам этого и других этапов (в соответствии с имеющимся правами доступа к информации).
В ИИС существуют следующие типы информации:
1) Конструкторские данные – совокупность данных, возникающих в процессе проектирования и разработки изделия (конструктивные особенности, характеристики материалов, технические параметры, допуски на размеры и др.).
2) Технологические данные – данные о технологической подготовке производства, способах изготовления, режимах, оборудовании, инструментах и т.д.
3) Производственные данные – данные о производственных процессах, задействованных в обеспечении изготовления продукции и её сбыте.
4) Данные о качестве – данные по результатам всех видов контроля и соответствия требованиям стандартов и др. НТД.
5) Эксплуатационные данные – данные о результатах использования изделия (включая дефекты, их виды, способы устранения и др.).
Вопрос 6.9 Основные (базовые) принципы CALS – технологий.
Ответ:1.Безбумажный электронный обмен данными с использованием электронной цифровой подписи. (Ввод данных в ИИС осуществляют либо специалисты, либо автоматически с оборудования процессов, обеспечивающих автоматический контроль).
Для полноценного внедрения CALS-технологии на предприятии, кроме методической и программной составляющих, необходимо разработать и внедрить средства автоматического контроля и съема информации.
Разработка CALS-технологии и внедрение ее на предприятии подразумевает кардинальный пересмотр всех процессов ЖЦП, их анализ и необходимую перестройку.
3. Параллельный инжиниринг
Инжиниринг бизнеса представляет собой разработку и внедрение множества методик и приемов, используемых фирмой для проектирования бизнеса, удовлетворяющего заданным целям.
4. Системная организация постпроизводственных процессов ЖЦП-интегрированная логистическая поддержка.Логистика (символическая логика) – заменяет сложное выражение понятий и суждений символическими обозначениями, аналогичными алгебраическими знаками. Она включает систему обратной связи с потребителем продукции и поддержки эксплуатационных процессов, в том числе посредством создания сопроводительной электронной документации, интегрированных электронных технических руководств, содержащих описательную информацию об изделии, его спецификацию, методы диагностики неисправностей и т.д.
К числу базовых принципов CALS-технологии также относится управление: проектом (проектированием); конфигурацией изделия (конструированием); интегрированной информационной системой; качеством; потоками работ; изменениями производственных и организационных структур.
Документальная база CALS-технологии:
— совокупность государственных стандартов РФ (серия) ГОСТ Р ИСО 10303 (1…45)-99 (2000) «Системы автоматизации производства…»;
— рекомендации по стандартизации (серия) Р 50.1.027 (…032)-2001 «Информационные технологии поддержки ЖЦП»
Эта проблема особенно остро встает в связи с вступлением России в ВТО и существенного усиления конкурентной борьбы за сбыт продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.
Ответ: На сегодня отсутствие единого комплекса стандартов электронного описания этапов ЖЦП, обеспечивающих информационное взаимодействие электронных технологий, приводит к дополнительным затратам на проектирование, изготовление, эксплуатации продукции. Эти издержки оцениваются в десятки миллиардов долларов, только в масштабах промышленности США.
В настоящее время практически невозможно продать на внешнем рынке наукоёмкую продукцию без соответствующей международным стандартам безбумажной (электронной) документации. Ещё в 2000-2001 гг. заказчики вооружений из Индии, Китая, Ю.Кореи выдвинули требование (к Рособоронэкспорту) применения CALS-технологий одним из условий заключения крупных контрактов.
Особый упор заказчики и зарубежные, и отечественные (МО, МЧС, МВД) делают на 4-й базовый принцип CALS – интегрированная логистическая поддержка.
Таким образом, если в ближайшее время не удастся решить проблему эффективного применения CALS-технологий, то очень скоро производство наукоёмкой продукции может сократиться.
Экономические аспекты применения CALS
1) Сокращение затрат трудоёмкости процессов технической подготовки и освоения производства новых изделий (по данным США: на проектирование=10-30%, на разработку=40-60%).
2) Сокращение сроков вывода новых, конкурентно способных, изделий на рынок=25-75%.
3) Сокращение доли брака и затрат, связанных с внесением изменений в конструкции изделий=23-73%.
Следует ожидать, уже в ближайшие годы, существенного роста спроса на технические изделия с электронной документацией и соответствующего увеличения объёма продаж таких изделий.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
- пассивная форма глагола во французском языке
- пассивная форма правомерного поведения правоприменителей в оперативно розыскной деятельности