пейзаж на большие отношения
Какое воздействие оказывают на людей картины Саврасова, Левитана и других известных пейзажистов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что такое пейзажи настроения, и благодаря кому они возникли
Когда при взгляде на пейзаж вдруг сжимается сердце, охватывает грусть или, наоборот, возникает ощущение счастья, когда кажется, что картина почти передает звуки, свежесть ветра, холод или жар – это и есть пейзаж настроения. Это направление в творчестве художников XIX-XX веков стали выделять недавно. Раньше пейзаж не играл самостоятельной роли, становясь фоном для портрета, библейских или исторических сюжетов. Но благодаря уходу от общепринятых стандартов в живописи, развитию собственных взглядов на роль произведений искусства в человеческом самопознании, пейзаж стал развиваться, превращаясь в самостоятельный и перспективный жанр.
Например, когда говорить напрямую о тюремной, каторжной стороне русской действительности было затруднительно, картина «Владимирка» Исаака Левитана, на которой была изображена лишь дорога, уходящая вдаль, могла вступать со зрителем в молчаливый диалог.
Непосредственным импульсом к появлению пейзажей настроения следует считать появление независимых от Академии художеств мастеров, объединившихся в Товарищество передвижных художественных выставок. И не меньшим значением обладало чутье мецената Павла Третьякова, безошибочно чувствовавшего настроение пейзажа и выкупавшего у авторов их холсты, побуждая и дальше работать в этом же направлении. Так в русской культуре появлялись мастера, практически все свои работы создававшие в жанре пейзажа настроения.
Мастерство таких пейзажистов не сводилось к точному воспроизведению природного ландшафта или к запечатлению уникальных и редких природных объектов – в этом их отличие от художников, сделавших документальную достоверность главной своей задачей.
В этих произведениях состояние природы в тот момент, в который она запечатлена на холсте, было подчинено одному общему настроению, отражало оно и характер самого художника. В пейзажах настроения всегда видна личность их создателя, и природа в них изображена такой, какой ее видит человек в определенной душевном состоянии. Это достигается разными способами – особенностями композиции, ритма, «воздухом» и «светом», насыщенностью или разреженностью.
В пейзажах настроения нет смысла искать «говорящие» детали, символы и загадки, главная, всеобъемлющая идея – о взаимосвязи внутренней жизни человека с окружающей его природы.
Одним из родоначальников жанра «пейзажей настроения» считается Николай Никанорович Дубовской, который выбрал занятия живописью вопреки семейной традиции. Рожденный в семье казака, он был обязан посвятить себя военной службе, но и учась в гимназии, тайком, постоянно рисовал. К семнадцати годам ему удалось – не без помощи преподавателей – уговорить отца дать позволение обучаться в столичной Академии художеств.
Дубовской блестяще проявил себя по время учебы, и после, когда выбрал для себя пейзажную живопись в качестве главного жанра творчества, сумел добиться признания и успеха. В настоящее время почти забытый, Дубовской был на рубеже XIX-XX веков едва ли не самым популярным среди пейзажистов. Кроме того, он входил в число руководителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Будучи романтиком, Дубовской и пейзажи воспринимал как средство для выражения идей романтизма, когда природа становится неотъемлемой частью личности, меняющейся, борющейся со всем рациональным и застывшим. В работах Дубовского часто фигурирует изображение неба, с которым по степени изменчивости может поспорить разве что море.
Сохранился анекдот из жизни Дубовского, когда он, собираясь на собственную свадьбу, вдруг увидел из окна потрясающий вид, схватил этюдник и… забыл о времени. Свадьба, к счастью, все равно состоялась.
За картину «Притихло», в которой, по утверждению Левитана, «чувствуешь саму стихию», Дубовской был удостоен Большой серебряной медали Всемирной выставки в Париже в 1900 году.
Алексей Саврасов, Василий Поленов
Алексей Кондратьевич Саврасов, из семьи купцов Соврасовых (написание своей фамилии художник изменил впоследствии сам), тоже поступил вопреки отцовской воле, вместо торговых дел избрав для себя путь художника. Его работы принесли ему награды и звание академика, и наконец Саврасов возглавил пейзажный класс московского училища живописи.
Он был одним из учредителей Товарищества передвижников. Особенную популярность Саврасову принесла его картина «Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду», в ней, по признанию современников, был необыкновенно правдиво передан момент – можно было угадать и движение туч, и шум ветвей дерева. Пейзажи Саврасова написаны в лирическом духе, отражая одновременно и собственные переживания художника, и его безграничную любовь к родной земле.
Другим преподавателем Московского училища, впоследствии признанный мастером «интимного пейзажа», был Василий Дмитриевич Поленов, который, хоть и родился в столице, испытывал большую любовь к природе и всю жизнь хранил в памяти детские впечатления от поездок в Карелию и в Тамбовскую губернию, где гостил в усадьбе своей бабушки. В 1890 году Поленов реализовал свою мечту и купил собственное имение – в Тульской губернии на берегу Оки, где выстроил дом и мастерскую.
Исаак Левитан, Константин Коровин
И Саврасов, и Поленов были учителями великого русского пейзажиста Исаака Ильича Левитана.
С его картин начинается знакомство с русской пейзажной живописью – и не случайно. Левитан страстно любил русскую природу, слышал «ее музыку», проникался ее тишиной. Уже в 16 лет он написал один из своих первых шедевров – «Солнечный день. Весна», а в 19 – «Осенний день. Сокольники», картину, которая первой из левитановских попала в коллекцию Третьякова.
«Владимирку» называют русским историческим пейзажем – на картине изображено одновременно прошлое и настоящее России. В то время, как художник писал этот пейзаж, Владимирка уже не была тем трактом, по которому отправляли на восток каторжников: использовалась железная дорога. Но память о прошлом как будто растворена в самом пейзаже – тревожном, мрачном, почти без тени надежды.
И еще о настроении, которое создают картины: как выглядела дворянская старость.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Конспект урока по пленэру «Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
2. Тема. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения.
Цель: знакомство с особенностями пленэрного освещения, теплохолодности, рефлексов
Задачи:
Интересное композиционное решение;
Применение основных правил перспективы;
Использование различных приемов работы акварелью и карандашом.
Практическая работа : Зарисовки и этюды первоплановых пейзажа на большие отношения. Формат А3. Материал – графитный карандаш, акварель.
А) Для преподавателя: примеры работ, карандаш, стул, ластик, акварель.
Б) Для учащихся: этюдник, стулья, бумага, карандаши, ластик, акварель.
1. Организационный этап.
2. Теоретическая часть.
3. Выполнение учащимися зарисовки первоплановых элементов пейзажа.
4. Подведение итогов.
1. Организационный этап.
Ученики приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку. Учитель раскрывает цель и задачи урока. (5 минут).
2. Теоретическая часть.
Быстрый, краткосрочный этюд следует начинать с нанесения широкими заливками наиболее светлых и темных участков, которые обычно «задают» основные контрасты; при этом желательно класть краски в один слой, не наводя «грязи». В этом отношении любопытен опыт известной русской художницы А. П. Остроумовой-Лебедевой, которая для запоминания взволновавшего и понравившегося ей мотива помечала для себя цифрами на рисунке градации светлоты и темноты натурных отношений: от самого светлого пятна до самого темного. Кроме того, она записывала сокращенными словами краски и цвета одежды людей, объектов и деталей пейзажа.
Следует постоянно сравнивать цветовые пятна друг с другом, проверяя верность выбранных тоновых и цветовых отношений и постепенно прописывая менее контрастные места. Конечно, редко удается сразу же все сделать правильно. Поэтому обычно по ходу работы приходится периодически наносить краску по уже закрашенным местам – делать это следует осторожно, аккуратно лессируя хорошо просохшие нижние слои красок. При необходимости можно высветлить некоторые участки этюда отжатой в чистой воде кистью.
1. Если в выбранном мотиве есть полоса небосвода, то лучше начинать писать с нее. Следует помнить, что цвет неба задает главную тональность всей работы в целом. Поэтому небо надо писать заливками трех или более цветов, которые впоследствии будут использоваться по всему пространству этюда. Это позволит гармонизировать отношения между цветовым решением неба и других объектов композиции, достичь необходимого колористического строя в этюде и создать впечатление ясной, прозрачной атмосферы.
2. Работать следует по принципу «от целого к частному» одновременно на всех участках этюда; при этом нельзя заканчивать какой-либо участок преждевременно и работать над созданием на нем мелких деталей и интересной фактурной поверхности. Следует помнить, что нельзя «спасти» работу никаким количеством деталей, если в ней нарушено или же отсутствует верное соотношение степени тональной интенсивности, цветовой гаммы и пространства.
3. Средние тона в этюде должны быть основательно продуманы – это своего рода фундамент живописи, который впоследствии «застраивается» темными и светлыми участками. Если диапазон средних тонов изначально был найден неверно, светлые и темные тона не смогут спасти работу и будут израсходованы напрасно.
3. Выполнение учащимися этюда пейзажа на большие отношения.
Ученики выполняют этюды пейзажа.
Просмотр и обсуждение выполненных работ.
Самостоятельная работа: просмотр учебных видеофильмов. (Формат А4)
Цель: закрепление полученных знаний на уроке.
Тема 7. Световоздушная перспектива.
Определение правильных цветотональных отношений пространственных планов. Изменение цвета зелени под воздействием воздуха на свету и в тени. Этюд пейзажа с постройкой на среднем плане. Зарисовка дома с пейзажем.
Самостоятельная работа. Кратковременные этюды и зарисовки домашнего двора.
Материал. Карандаш, акварель.
Второй год обучения
Тема 1. Зарисовки первоплановых элементов пейзажа. Этюды деревьев. Образное восприятие природных форм.Рисование тенями: живописный или графический подход к рисунку в зависимости от характера пластики натуры.Зарисовки крупных камней, пней интересной формы. Этюды деревьев (монохром).
Самостоятельная работа. Просмотры художественных журналов в школьной библиотеке.
Материал. Карандаш, акварель, соус.
Тема 2. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения неба к земле. Зарисовки цветов и растений. Развитие пленэрного цветоощущения, передача общего тона и тонально цветовых отношений в пейзаже.Выявление возможностей акварельных красок в передаче различного состояния природы. Использование различных приемов работы карандашом. Этюды на большие отношения неба к земле приемом a la prima при разном освещении. Зарисовки разных по форме цветов и растений.
Самостоятельная работа. Этюды неба и земли из окна квартиры.
Материал. Карандаш, акварель.
Тема 3. Архитектурные мотивы. Выявление характерных цветовых и тоновых контрастов натуры и колористическая связь их с окружением. Совершенствование навыков работы в технике a la prima, дальнейшее обогащение живописной палитры. Этюд дома с деревьями и частью забора. Зарисовки несложных архитектурных сооружений.
Самостоятельная работа. Просмотр учебной литературы.
Материал. Карандаш, акварель, тушь.
Тема 4. Натюрморт на пленэре. Определение правильных цветотональных отношений. Развитие навыков в передаче пленэрного освещения, решения тонально-цветовых отношений, градации теплохолодности. Два этюда букетика цветов (на светлом и на тёмном фоне). Зарисовки корней деревьев с нижней частью ствола.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки цветов на даче, за городом.
Материал. Карандаш, акварель.
Тема 5. Наброски, зарисовки и этюды птиц, животных и человека. Овладение приемами быстрого, линейного, линейно-цветового, линейно-тонального изображения животных и птиц. Выявление в набросках и этюдах характерных движений. Грамотная компоновка нескольких изображений.
Самостоятельная работа. Копии этюдов и зарисовок животных и птиц из журналов.
Материал. Карандаш, маркер, гелевая ручка, акварель.
Тема 6. Линейная перспектива глубокого пространства. Практическое знакомство с передачей перспективы на конкретном примере. Грамотная передача тональных и цветовых отношений с учетом перспективы. Рисунок дома с частью улицы, уходящей в глубину. Этюд части дома с окном или крылечком и части улицы.
Самостоятельная работа. Просмотр учебных видеофильмов.
Материал. Карандаш, акварель.
Тема 7. Световоздушная перспектива. Объемно-пространственное восприятие пейзажа. Красивое ритмическое расположение в листе пятен и линий. Изменение цвета в пространстве. Этюд и зарисовки группы деревьев на фоне дальнего пейзажа (два этюда – со светлыми и с темными стволами).
Самостоятельная работа. Этюд одного и того же пейзажного мотива в разное время суток
Материал. Карандаш, акварель.
Третий год обучения
Тема 1. Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа. Интересное композиционное решение.Использование различных приемов работы акварелью и карандашом. Тропинки, аллеи, крутые склоны, деревья, кустарники.
Самостоятельная работа. Просмотр учебной литературы и учебных работ из методического фонда.
Материал. Карандаш, акварель, фломастер.
Тема 2. Кратковременные этюды и зарисовки пейзажа на большие отношения. Целостность восприятия натуры и цельность ее изображения. Изучение характера освещения. Этюды и зарисовки на различные состояния с разными композиционными задачами.
Самостоятельная работа. Посещение художественных выставок.
Материал. Карандаш, акварель, соус.
Тема 3. Архитектурные мотивы. Передача пропорций архитектурных частей здания. Деталировка отдельных фрагментов. Выявление характерных тоновых и цветовых контрастов. Рисунок и этюд фрагментов храма (колокольни, барабанов с луковицами, оконных проемов с решетками и т.д.)
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки ближайших архитектурных сооружений.
Материал. Карандаш, акварель, гелевая ручка.
Тема 4. Натюрморт на пленэре. Совершенствование навыков работы с акварелью в условиях пленэрного освещения. Разнообразие рефлексов. Умение находить гармоничные цветовые и тоновые отношения. Зарисовки и этюды букета цветов в вазе на солнце и в тени.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки различных цветов.
Материал. Карандаш, акварель, фломастер.
Тема 5. Зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры человека. Совершенствование навыков передачи характера движений и поз домашних и диких животных. Пластика фигуры человека.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки своих близких и знакомых.
Материал. Карандаш, акварель, маркер, фломастер, тушь.
Тема 6. Линейная перспектива глубокого пространства. Дальнейшее изучение линейной и воздушной перспективы. Развитие навыков работы с различными материалами. Рисунок лодок, катеров в различных ракурсах. Этюды мостков на реке, причалов для лодок.
Самостоятельная работа. Этюды и наброски транспорта
Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь.
Тема 7. Световоздушная перспектива. Передача плановости в пейзаже. Цельность восприятия. Выделение композиционного центра. Этюд и зарисовка холмистого или разнопланового пейзажа с постройками.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки характерных пейзажей по памяти.
Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь.
Четвертый год обучения
Тема 1. Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа. Самостоятельный подход к выбору интересного сюжета. Использование подходящих технических возможностей для создания определенного образа. Кустарники и заросли на берегу реки. Крупные сучья деревьев с частью ствола. Различные постройки.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки группы деревьев в городском парке.
Материал. Карандаш, гелевая ручка, маркер, акварель, соус.
Тема 2. Этюды и зарисовки пейзажей. Решение композиционного центра. Грамотное построение пространства. Плановость. Закрепление навыков работы различными художественными материалами. Пейзаж городских окраин.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки панорамных пейзажей.
Материал. Карандаш, акварель, тушь, соус.
Тема 3. Архитектурные мотивы. Выявление эстетических качеств архитектурного мотива. Образное решение здания. Грамотная последовательность в работе. Зарисовки и этюды пейзажных мотивов с храмом или другим крупным сооружением.
Самостоятельная работа. Этюды и наброски церквей.
Материал. Карандаш, акварель, тушь, гелевая ручка.
Тема 4. Натюрморт на пленэре. Передача цветовых и тональных отношений. Образное решение натюрморта. Передача материальности и фактуры предметов. Рисунок натюрморта из предметов дачного быта. Этюд натюрморта из подобных предметов.
Самостоятельная работа. Тематический натюрморт по представлению.
Материал. Карандаш, акварель, гелевая ручка, уголь, сангина.
Тема 5. Зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры человека. Связь со станковой композицией. Поиск живописно-пластического решения. Закрепление технических приемов работы с различными материалами. Этюды сюжетов в зоопарке, в городском саду, на рынке.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки своих друзей или автопортрет.
Материал. Карандаш, акварель, маркер, фломастер, тушь.
Тема 6. Линейная перспектива. Творческий подход в выборе приемов и средств композиции. Выразительность линейного рисунка. Цельность колористического решения. Подробная детализация переднего плана. Этюды и зарисовки натюрморта в пейзаже. Натюрморт походного быта.
Самостоятельная работа. Посещение музеев.
Материал. Карандаш, акварель, соус, гелевая ручка.
Тема 7. Световоздушная перспектива. Плановость в пейзаже. Изменение цвета в зависимости от расстояния. Совершенствование методов работы с акварелью и другими материалами. Зарисовка и этюды озера, реки или иного водоема со стеной леса или с городскими постройками на дальнем берегу.
Самостоятельная работа. Наброски и зарисовки подобных пейзажей по памяти.
Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь.
Пятый год обучения
Тема 1. Зарисовки и этюды фрагментов пейзажа с людьми. Понятие общего тона и тонально-цветовых отношений в пленэрной живописи. Интересное композиционное решение. Передача различного состояния погоды, времени дня, освещения.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки фрагментов пейзажа с людьми на детских площадках и в скверах.
Материал. Карандаш, акварель, тушь, гелевая ручка.
Тема 2. Длительные этюды и зарисовки пейзажа. Образ в пейзаже. Индивидуальное отношение к изображаемому.Последовательное ведение работы, завершенность в рисунках. Этюды и зарисовки пейзажа с открытым пространством, постройками и деревьями на среднем плане.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки пейзажей городских парков.
Материал. Карандаш, акварель, фломастеры, уголь, сангина.
Тема 3. Архитектурные мотивы. Образ архитектурного сооружения. Выразительность ритмов. Грамотное построение с перспективным сокращением. Рисунок и этюд улицы с разнотипными по форме постройками на сложном рельефе местности.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки памятников скульптуры и архитектуры.
Материал. Карандаш, акварель, фломастер, маркеры.
Тема 4. Натюрморт на пленэре. Выразительное пластическое решение. Цветовые и тоновые контрасты. Передача материальности и фактуры предметов. Тематический натюрморт.
Самостоятельная работа. Творческий натюрморт.
Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь.
Тема 5. Этюды и зарисовки фигуры человека в пейзаже (в парке, на стройке, в порту). Связь со станковой композицией. Характерные живописно-пластические особенности фигур людей разных профессий. Совершенствование технических приемов работы с различными материалами.
Самостоятельная работа. Наброски и зарисовки фигуры человека на рынке, на вокзале, на улице.
Материал. Карандаш, акварель, маркер, фломастер, гелевая ручка.
Тема 6. Линейная и световоздушная перспектива. Передача большого пространства и объектов современной техники с соблюдением масштаба величин и перспективы планов. Творческий подход в рисунках. Зарисовка индустриального пейзажа. Этюд пейзажа с мостом через реку.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки городской стройки.
Материал. Карандаш, акварель, фломастер, тушь.
Тема 7. Эскиз сюжетной композиции по итогам пленэра. Умение находить выразительное пластическое решение, работать с подготовительным натурным материалом. Использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения. Сюжетная фигурная композиция.
Самостоятельная работа. Работа с подготовительным материалом.
Самостоятельный выбор техники исполнения и художественных материалов.
Шестой год обучения
Тема 1. Зарисовки и этюды фрагментов пейзажа с людьми и животными. Правильные тонально-цветовые отношения в пленэрной живописи. Оригинальное композиционное решение. Группирование фигур, расстановка их на плоскости с учетом перспективы.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки фрагментов городского пейзажа с людьми на разных планах.
Материал. Карандаш, акварель, тушь, гелевая ручка.
Тема 2. Длительные этюды и зарисовки многопланового пейзажа. Классическое построение пейзажа. Использование различных приемов работы акварелью и карандашом.Этюды и зарисовки пейзажа с постройками и деревьями на разных планах.
Сам. работа. Этюды и зарисовки пейзажей городских скверов.
Материал. Карандаш, акварель, фломастеры, уголь, сангина.
Тема 3. Архитектурные мотивы. Передача ритмов освещенных и затемненных планов. Правильное построение с перспективным сокращением. Рисунки и этюды старинной улицы с различными постройками.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки памятников архитектуры.
Материал. Карандаш, акварель, фломастер, маркеры.
Тема 4. Натюрморт на пленэре. Выразительное пластическое решение. Многообразие цветовых нюансов. Передача материальности и фактуры предметов. Натюрморт с ягодами, фруктами, цветами.
Самостоятельная работа. Творческий натюрморт.
Материал. Карандаш, акварель, соус, уголь, сангина.
Тема 5. Этюды и зарисовки фигуры человека в пейзаже. Связь со станковой композицией. Совершенствование технических приемов работы с различными материалами. Этюды и зарисовки портрета человека на пленэре. Передача характерных особенностей.
Самостоятельная работа. Наброски и этюды группы людей, занятых совместной деятельностью.
Материал. Карандаш, акварель, маркер, фломастер, гелевая ручка.
Тема 6. Линейная и световоздушная перспектива. Передача глубокого пространства. Правильное построение перспективы. Творческий подход в рисунках. Детализация переднего плана. Этюд набережной реки, моря.
Самостоятельная работа. Наброски и этюды по памяти и представлению на основе выполненных рисунков.
Материал. Карандаш, акварель, фломастер, гелевая ручка, тушь.
Тема 7. Эскиз сюжетной композиции по итогам пленэра. Совершенствование методов работы с акварелью и другими материалами. Умение работать с подготовительным материалом. Многофигурная сюжетная композиция «Мой край», «Мой город» и т.п.
Самостоятельная работа. Работа с подготовительным материалом.
Самостоятельный выбор техники исполнения и художественных материалов.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Пленэр» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
— знание о закономерностях построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;
— знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
— умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
— умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция;
— умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
— навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
— навыки передачи световоздушной перспективы;
— навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).