письмо о порче имущества образец
Образец претензии о возмещении причиненного имуществу ущерба
Претензия о возмещении ущерба: основные положения по ГК РФ
По общему правилу нанесенный имуществу лица (как физического, так и юридического) ущерб подлежит возмещению в полном объеме (п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ). При этом требования не всегда предъявляются непосредственно причинителю вреда.
Так, по закону требования о возмещении ущерба, нанесенного имуществу лица источником повышенной опасности (например, автомобилем в результате ДТП), представляются в адрес собственника источника повышенной опасности (абз. 2 п. 1 ст. 1079 ГК РФ). Более подробно данный вопрос раскрыт в статье Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности.
Помимо требований о возмещении имущественного вреда, податель претензии может включить в нее требования:
Если же от второй стороны был получен отказ удовлетворить включенные в претензию требования или ответ на претензию не был дан в принципе, разрешение соответствующего спора может быть передано на рассмотрение суда.
Важно! Претензионный порядок рассмотрения подобных споров необязателен, если в споре участвует гражданин, не являющийся субъектом предпринимательской деятельности. Для предпринимателей же соблюдение претензионного порядка обязательно в силу предписаний закона (п. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Образец письма (претензии) о возмещении ущерба
Структура письменного обращения с просьбой возместить причиненный ущерб может быть следующей:
О том, как составить претензию к перевозчику о возмещении ущерба грузу, читайте готовое решение КонсультантПлюс. Оформить бесплатный пробный доступ к системе К+ можно по ссылке.
Как подать претензию
Отправка нарочным
Претензию причинителю вреда можно передать лично либо, используя услуги курьера. В этом случае необходимо сделать 2 экземпляра документа. На одном причинитель вреда должен поставить отметку о получении (проставить дату, написать свои ФИО, поставить подпись).
Отправка ценным письмом
Можно отправить претензию ценным письмом с описью вложения. В описи необходимо подробно расписать отправляемый документ (указать вид и сумму ущерба и т.п.). В дальнейшем это исключит заявление ответчика о том, что ему была направлена претензия по другому основанию.
Важно! Организации – причинителю вреда претензию нужно отправлять по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Даже, если компания не получит письмо – претензионный порядок будет считаться соблюденным.
Обратите внимание! Иск можно подавать по истечении 30-ти дней с момента отправки претензии (см., например, п. 5 ст. 4 АПК). При этом меньший срок может быть установлен отраслевым нормативным актом, например, претензия к качеству турпродукта должна быть рассмотрена туроператором в течение 10 дней.
Дожидаться ответа причинителя вреда не нужно – главное соблюсти 30-днейвный (или другой срок), установленный для дачи ответа.
Претензия работнику о возмещении материального ущерба
Обязательство возместить ущерб, нанесенный имуществу работодателя действиями работника, может быть возложено на такого работника (п. 1 ст. 238 Трудового кодекса РФ).
При этом возмещается только прямой действительный ущерб, нанесенный как работодателю, так и третьим лицам (во втором случае речь идет о сумме, выплаченной работодателем третьим лицам в счет возмещения ущерба, п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 № 52). Упущенная выгода в таких случаях взыскана быть не может, равно как и проценты за пользование чужими денежными средствами.
ВАЖНО! Работодатель имеет право помимо прямого действительного ущерба взыскать с работника убытки, причиненные виновными действиями последнего, только в 1 случае: если этот работник является руководителем организации (абз. 2 ст. 277 ТК РФ). Например, таким образом могут быть взысканы убытки, нанесенные директором ООО организации-работодателю вследствие его недобросовестных или неразумных действий при исполнении своих обязанностей как директора (ст. 44 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ) и др.
Претензия работодателя к работнику о возмещении ущерба может быть составлена по тому же принципу, что и в рамках гражданско-правовых правоотношений, но с учетом ограничений по суммам выплат и их видам. Работодатель также имеет право по собственному усмотрению как снизить размер ущерба к возмещению, так и вовсе отказаться от такого требования (ст. 240 ТК РФ).
Претензионный порядок в данном случае не является обязательным, но стандартно практикуется как способ урегулировать спор во внесудебном порядке.
Рекомендуем в дополнение прочесть статью Полная материальная ответственность работника (нюансы), в которой подробно раскрыты тонкости ограничения объемов матответственности трудящихся.
Итак, претензионный порядок при возмещении имущественного ущерба не является обязательным, если участником такого спора выступает гражданин, не относящийся к субъектам предпринимательской деятельности, а также при разрешении подобных споров в рамках ТК РФ. Предприниматели же перед обращением в суд должны соблюдать претензионный порядок в силу предписаний закона.
При составлении претензии стоит уделить максимальное внимание описанию объемов нанесенного ущерба, а также обоснованию сумм к возмещению, заявленных в требованиях.
Акт о порче имущества
Акт о порче имущества – документ, в котором фиксируются повреждения, нанесенные товарно-материальным ценностям, принадлежащим предприятию. При этом преднамеренность или непреднамеренность действий, послуживших причиной порчи имущества, роли не играет – акт составляется вне зависимости от этих обстоятельств.
В каких случаях чаще всего пишется документ
Акт может быть создан в самых разных ситуациях:
Зачем нужен акт
Акт относится к первичной документации фирмы, и, являясь безусловным письменным доказательством причиненного повреждения/поломки, становится впоследствии основанием для списания испорченных товарно-материальных ценностей или отправки их в ремонт.
К сотруднику, непосредственно причастному к нанесению вреда имуществу компании, на основании данного документа может быть применена мера дисциплинарного взыскания. Она назначается в зависимости от того, насколько серьезно пострадала собственность организации:
Здесь учитываются все нюансы события, в том числе и наличие умысла. Кроме того, на основе акта руководство предприятия имеет право потребовать от виновника возмещения материального ущерба..
Кто составляет акт
Акт может составлять любой работник организации, в должностные обязанности которого входит данная функция. Это может быть руководитель структурного подразделения, юрист, секретарь или просто материально-ответственное лицо.
При создании акта должны присутствовать и другие сотрудники компании, которые выступят в роли свидетелей нанесенных повреждений. Таким образом, формируется специальная комиссия в составе не менее трех человек, лучше работников разных отделов.
Если испорченное имущество относится к высокотехнологичному оборудованию или приборам, для более точной диагностики вреда к составлению акта следует привлечь специалиста инженерно-технической или сервисной службы, действующей внутри предприятия или стороннего эксперта.
Составление акта: основные моменты
На сегодня нет стандартного унифицированного образца акта, так что документ может быть написан в произвольной форме или по шаблону, действующему внутри фирмы. При этом есть ряд определенных сведений, который вносить в него нужно обязательно:
Оформление акта. На что обратить внимание
При оформлении акта, также как и при его написании, можно руководствоваться собственными соображениями, поскольку закон не предъявляет к этому параметру никаких особых требований. Акт можно писать на простом чистом листе бумаги или на фирменном бланке организации. Вносить информацию можно от руки (любой шариковой ручкой, но только не карандашом) или печатать на компьютере.
Важно! В акте должны наличествовать подписи его непосредственного составителя и присутствовавших сотрудников – их автографы будут свидетельствовать о том, что все внесенные в документ сведения верны.
Желательно получить и подпись виновника порчи имущества, но если он отказывается подписывать документ, можно прямо в акте сделать соответствующую пометку или составить отдельный акт об отказе подписать акт.
Заверять печатью бланк акта не обязательно – с 2016 года использование штемпельных изделий на предприятиях и в организациях необходимо только в тех случаях, если это закреплено во внутренних нормативно-правовых бумагах фирмы.
Акт составляется в двух экземплярах:
При необходимости можно составить и дополнительные копии акта.
Как хранить акт
После составления акта и завершения всех процедур, связанных с его непосредственным участием, документ следует передать в архив предприятия, где он должен находиться период, установленный законом или локальной документацией фирмы (но не менее трех лет), после чего его можно уничтожить.
Акт о порче имущества при затоплении квартиры или офиса
Затопление квартир в многоэтажных домах встречается особенно часто. Офисы тоже могут подвергнуться этой неприятности, как и отдельно стоящие жилые дома. Даже если над помещением не располагаются нерадивые соседи, затопление нельзя исключать. Всегда может случиться авария водопровода, прорыв водяной системы отопления, протечка кровли и т.д.
Одним из важных процессуальных действий, необходимым для последующего возмещения ущерба, является составление акта о порче имущества. Его составляют вызванные к месту затопления представители компании, обслуживающей здание (ее аварийной службы) с участием потерпевшей стороны. Сделать это надо в первые 12 часов после вызова уполномоченных лиц. Если представители компании не явились вовремя, акт допустимо составить без них, пригласив в комиссию посторонних незаинтересованных людей. Управляющей компании при этом следует направить письменное уведомление, а в акте отразить, что она была проинформирована, но не участвовала в составлении акта по причине неявки по вызову.
Если помещение залито по вине конкретного человека, например, соседа сверху, он тоже участвует в составлении акта.
ВАЖНО! Если виновника не установили, его не удалось пригласить, либо он отказался, это следует отразить в тексте акта.
В этом документе должны найти отражение такие данные:
ВНИМАНИЕ! Описывая ущерб, нужно указать не только состояние потолка, стен, пола, но и порчу мебели, бумаг и другого имущества, находящегося в помещении. Это можно сделать в форме дефектной ведомости, инвентаризации и т.п.
Остальные части документа («шапка», дата, подписи членов комиссии) составляются по основным принципам делопроизводства. Строгой формы для документа законами не предусмотрено.
АКТ № 11
осмотра жилого помещения, расположенного по адресу:
г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д.17, кв.21
от 19 августа 2017 года
На основании заявления (входящий номер 134 от 19.08.2017) от гр. Деревянского Н.Ю. о затоплении квартиры была сформирована комиссия в составе:
На момент осмотра лицо, виновное в затоплении, установить не удалось.
Комиссия провела обследование жилого помещения по указанному адресу.
На момент обследования (19.08.2017 г. в 16:30) установлены следующие повреждения вследствие затопления.
Пострадала жилая комната площадью 26 кв.м.:
В комнате повреждена мебельная стенка (разбухла по прилегающей к стене поверхности) и телевизор Sony KDL-32WE613 (вышел из строя).
Затопление случилось 19.08.2017 г. в 15:45. Были произведены следующие работы по устранению:
Выводы комиссии: причиной затопления является авария трубопровода горячего водоснабжения (разрыв трубы).
Члены комиссии:
Начальник ЖЭУ № 2 /Моршанский/ А.П. Моршанский
Инженер ЖЭУ № 2 /Пересветова/ Т.А. Пересветова
Мастер ЖЭУ № 2 /Никодимов/ О.Л.Никодимов
С актом ознакомлен:
владелец квартиры № 21 /Деревянский/ Н.Ю. Деревянский
Акт о порче имущества при выполнении каких-либо работ
Когда случается непреднамеренная порча имущества вследствие каких-либо жизненных ситуаций, например, выполнения работ, полученный вред нужно как-то компенсировать. Если речь идет об имуществе предприятия, то поврежденные вещи необходимо списывать или приходовать их ремонт. Виновный в порче может быть подвергнут административной или материальной ответственности. Основанием для этих процедур является нормативный документ – акт об испорченном имуществе.
На предприятии составить такой акт может уполномоченный на это материально-ответственный работник. В составе комиссии должно быть не менее 3 работников организации.
ВНИМАНИЕ! Если испорчено технически сложное оборудование, то в комиссию следует включить компетентного специалиста или пригласить эксперта.
Как составить акт
Унифицированной формы акта нет, но в нем предусмотрены некоторые моменты, обязательные для установления факта порчи имущества. Как в любой официальный документ, в акт необходимо внести:
Основная часть акта, определяющая его «специализацию», состоит из следующих моментов.
ООО «БытРемонтСервис»
г. Екатеринбург
22.08.2017 г.
АКТ № 5
О порче имущества
В настоящем документе мною, руководителем отдела сбыта Леваневским Анатолием Ивановичем, установлено, что 22 августа 2017 года сотрудница административно-хозяйственного отдела Ревакова Антонина Петровна во время производства текущей уборки неумышленно повредила имущество, принадлежащее ООО ««БытРемонтСервис»: монитор жидкокристаллический LG 34UC79G-B (столкнула со стола на пол).
Свидетелем инцидента был менеджер отдела сбыта Соколенко Роман Константинович.
Причина нанесения повреждения: неосторожность при вытирании пыли.
Монитор нуждается в ремонте – замене матрицы дисплея, ориентировочной стоимостью в 1200 руб.
Руководитель отдела сбыта /Леваневский/ А.И. Леваневский
Менеджер отдела сбыта /Соколенко/ Р.К. Соколенко
С актом ознакомлена
сотрудник административно-хозяйственной службы /Ревакова/ А.П. Ревакова
Акт о порче имущества при доставке или перевозке товара
Даже если доставка осуществляется со всеми надлежащими мерами, порча перевозимых товаров не может быть исключена. Не углубляясь в причины и поиски виновных, следует отметить, что стоимость пришедшего в негодность или испорченного груза должна быть компенсирована – за счет ли страховки, материальной ответственности виновного лица либо другим способом. Сами поврежденные товары нужно включить в убытки, подводя бухгалтерский баланс. Для этого нужно документальное основание – акт о порче имущества при грузоперевозках.
В случае обнаружения таких проблем при получении товара, покупатель (получатель) совместно с лицом, доставившим груз (экспедитором, курьером, водителем, представителем фирмы) должны выяснить важные подробности, которые будут упомянуты в акте:
ВАЖНО! Формировать акт нужно непосредственно после доставки, в присутствии доставившей его стороны.
Кроме этих подробностей, в акте следует указать:
В выводах следует установить причину повреждений и ответственное за них лицо (если это возможно).
Для обеспечения достоверности нужно пригласить в качестве членов комиссии еще не менее двух человек. Ими могут выступить квалифицированные работники, могущие оценить ущерб и удостоверить порчу, например, бухгалтер организации-получателя, юрист, менеджер по поставкам и др.
Желательно приложить дополнительные документальные свидетельства: фото груза, запись камеры видеорегистратора автомобиля перевозчика, письменные свидетельства очевидцев и др.
Нужно сделать не менее 3 экземпляров акта:
АКТ № 12
О порче доставленного груза
г. Пенза, 17.08.2017 г.
Приемщик товара, представитель ООО «Лето» Зарубин В.В., составил настоящий акт о повреждении доставленного груза при его получении.
Установленная причина порчи груза: превышение скорости при доставке, приведшее к аварии – нарушение норм перевозки.
К возмещению получателем груза ООО «Лето» предъявляется сумма в 2 000 руб.
Члены комиссии
Начальник пункта приема ООО «Лето» /Зарубин/ В.В. Зарубин
Главный бухгалтер ООО «Лето» /Незлобина/ Е.П. Незлобина
Завскладом № 1 ООО «Лето» /Петухов/ Г.К. Петухов
С актом ознакомлен
Водитель ООО «Магистраль» /Рукавичкин/ Р.А. Рукавичкин
Акт о порче документов
Случаются ситуации, когда документы на предприятии приходят в негодность вследствие пожара, затопления, других факторов, например, грызунов, или же неумышленного либо злоумышленного деяния. В любом случае, поврежденные бумаги уже непригодны к дальнейшему использованию. Это могут быть документы архивного хранения или же действующая документация. Чтобы обосновать уничтожение таких документов, нужен акт об их порче, иначе неминуема административная при проведении проверки и обнаружении недостачи в документации.
Акт составляет сформированная руководством сразу после обнаружения факта порчи комиссия. Состав комиссии произвольный, как правило, в нее включается бухгалтер, руководитель структурного подразделения, юрист, могут быть приглашены и представители правоохранительных органов, пожарного надзора, коммунальщиков и т.п.
Форма акта свободная, но удобно применять образец, приведенный в Правилах архивного хранения документов. В тексте должны быть указаны:
АКТ № 15
о порче трудовой книжки
г. Хабаровск, 30.08.2017 г.
В связи с порчей трудовой книжки на имя кладовщика ООО «Симфония» Романенко Г.В. приказом № 12/1 от 30.08.2017 г. генерального директора ООО «Симфония» Л.Н. Недзельского создана комиссия в составе:
Комиссией составлен данный акт о том, что 29.08.2017 г. при внесении записи о переводе на должность кладовщика оказался непоправимо испорчен бланк трудовой книжки – серия ТК № 5738593 на имя Романенко Г.В. Повреждение совершено сотрудником отдела кадров Кольской А.А. в результате разлития краски для печатей и штампов на разворот трудовой книжки и просачиванием ее на титульный лист.
Комиссия подтверждает непригодность дальнейшего использования бланка трудовой книжки. Испорченный экземпляр предлагается утилизировать с помощью шредера либо сожжения.
Председатель комиссии
Начальник отдела кадров /Волинецкая/ Н.П. Волинецкая
Члены комиссии
Главный бухгалтер /Петрановская/ П.Е. Петрановская
Инспектор отдела кадров /Чумакова/ Р.О. Чумакова
Как юридическому лицу оформить претензию о возмещении ущерба
Претензия о возмещении ущерба — это письменное требование о компенсации неполученного дохода или поврежденного (утраченного) имущества.
В каких случаях писать
Возникающие спорные ситуации в рамках современной правовой системы требуют подтверждения юридических действий. Договорившись о поставке (продаже) товара или оказании услуг, стороны намереваются исполнить обязательства. Когда неисполнение правовых обязанностей нарушает права другой стороны, необходимо обращаться с письменным требованием — претензией.
На практике претензию называют досудебным уведомлением, рекламацией, требованием. В названии указывают краткую тему обращения, например, претензия о взыскании материального ущерба с работника: юридический статус в зависимости от этого не меняется. Вы можете направить обращение своему контрагенту даже без обозначения, потому что главная цель донести требования и указать на нарушенные права. С момента направления претензии начинается стадия досудебного урегулирования, поэтому важно юридически правильно составить документ, чтобы в дальнейшем использовать его в суде. С рекламацией обращаются при спорах в трудовых, гражданских, административных и иных правоотношениях.
Как отозвать претензию, направленную контрагенту
Если обстоятельства изменились, юрлицо вправе поменять решение и отозвать рекламацию. Процедура отзыва в законодательстве не прописана.
Рекомендация от КонсультантПлюс. Чтобы ее отозвать, вы можете написать письмо контрагенту. Оно должно недвусмысленно выражать ваше намерение отказаться от требований, указанных в претензии. Рекомендуем направить письмо об отзыве. Читать подробнее.
Как составить претензию
Законом не установлены обязательные требования к содержанию претензий, но судебная практика указывает на необходимость соблюдения определенных условий, наличие которых оказывает влияние на процесс спора. Если ваш спор образовался из договора, которым не предусмотрена форма рекламации и обязательные требования к ней, то рекомендуем придерживаться составления в соответствии со следующей структурой.
При написании придерживайтесь официально-делового стиля. Избегайте словосочетаний с эмоциональной окраской. Постарайтесь сформулировать требования таким образом, чтобы все письмо получилось объемом не более двух страниц А4.
Претензия относится к документам, которые предполагаются к использованию в суде в случае эскалации спора. В этой связи рекомендуем направить документы-основания, которые отсутствуют у контрагента. Такое действие внесет ясность в спор и поможет привести к урегулированию на досудебной стадии.
Куда подать
Основная цель претензии — поставить контрагента в известность о возникшем спорном вопросе, получить ответную реакцию и попытаться урегулировать все на досудебной стадии. В зависимости от того, кто является получателем, направление происходит по разным адресам:
Если в договоре есть указание на получение корреспонденции по адресу, отличному от места регистрации, то вне зависимости от места регистрации отправление направляется по нему. Такая позиция закреплена п. 64 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 №25. Мы рекомендуем направить корреспонденцию по всем известным адресам. В случае перехода рассмотрения дела в судебный порядок, так вы можете снизить риск признания судом не соблюденным претензионного порядка.
Если договором согласовано направление корреспонденции по электронной почте, то в тексте смотрите:
Петров Петр Петрович
191000, г. Санкт-Петербург, ул. Уличная, д. 2, кв. 2.
Иванов Иван Иванович
191000, г. Санкт-Петербург, ул. Уличная, д. 1, кв. 1.
о порче имущества при выполнении работ
02.03.2020 г. между Петровым П.П. (адрес регистрации: 191000, г. Санкт-Петербург, ул. Уличная, д. 2, кв. 2) и Ивановым И.И. (адрес регистрации: 191000, г. Санкт-Петербург, ул. Уличная, д. 1, кв. 1) был заключен Договор о ремонте. В соответствии с условиями договора Петров П.П. принял обязательство произвести ремонт сотового телефона LG K50, серийный номер 23083452345, год выпуска 2019.
В процессе ремонта Петров П.П. повредил шлейф зарядки, в результате чего телефон не заряжается и не включается. При обращении в экспертную компанию ООО «Эксперт сервис» ОГРН 1000000000001, было выдано заключение, согласно которому телефон не подлежит дальнейшему ремонту, в результате чего не предоставляется возможным восстановить его работоспособность. Стоимость телефона с учетом его технического и внешнего состояния на момент предоставления в ремонт составляет 10 000 руб.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии с п. 1 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 15, 309, п. 1 ст. 393 Гражданского кодекса РФ
Выплатить денежные средства в сумме 10 000 руб. в счет возмещения вреда, причиненного в результате исполнения обязательств по договору.
В какие сроки подавать
Период, в течение которого необходимо отправить претензию контрагенту, зависит от того, руководствуются ли стороны только общими нормами права или между ними заключено соглашение. Срок, в течение которого претензия физическому лицу о возмещении ущерба и иные виды досудебных обращений должны быть направлены, включают в текст договора, например, в раздел «Досудебный порядок урегулирования». Если возникает спорная ситуация, рекомендуем прочитать внимательно договор, в особенности этот раздел. В его содержание часто входят: срок, в течение которого направляется требование; срок для получения ответа от другой стороны; срок добровольного удовлетворения требований.
В том случае, если договор отсутствует или сроки в нем не определены, следует руководствоваться общими положениями законодательства:
При обращении покупателя (физическое лицо)
к продавцу товара (ИП или юридическое лицо)
В течение гарантийного срока
или срока годности
«О защите прав потребителей»
Претензии к перевозчикам в течение шести месяцев,
претензии в отношении штрафов
и пеней — в течение пяти дней.
«Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»
В течение общего срока исковой давности
Если ваша ситуация не соотносится с вышеуказанной таблицей, рекомендуем отправить свое требование в наиболее короткие сроки. При переходе рассмотрения дела в судебную стадию суд руководствуется понятием «разумный срок». Он определяется индивидуально в каждой ситуации и составляет от нескольких дней до нескольких недель.