план счетов для некоммерческой организации на усн
Моменты, общие для учетных политик некоммерческих организаций
Утвержденная приказом руководителя учетная политика (УП) является нормативом, который регулирует для организации вопросы, не конкретизированные в федеральных законах и аналогичных актах либо такие, по которым допускаются варианты учета и представления в отчетности. Таким образом, учетная политика НКО на 2022 и последующие годы представляет собой внутренний закон НКО, который должен регулировать финансовые процедуры, их учет и раскрытие в отчетности. В том числе учитывая специфику НКО, внутренний норматив должен содержать:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В имеющих давние исторические традиции религиозных организациях могут существовать даже нетипичные особенности обозначения документов. Например, приведенная выше Методология бухгалтерского учета РПЦ фактически утверждена в 2004 году, но из-за канонических традиций обозначения документов привычная нам дата утверждения практически никогда не указывается в официальных документах.
Как организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по ФСБУ 27/2021, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.
Образец графика документооборота для учетной политики можно скачать здесь.
Разработанную учетную политику НКО нужно утвердить и ввести в действие специальным организационно-распорядительным документом. Например, приказом или распоряжением.
Порядок оформления и образец заполнения приказа об утверждении учетной политики вы найдете в этой статье.
Бланк учетной политики можно скачать бесплатно, кликнув по картинке ниже:
Учетная политика религиозной организации на примере прихода РПЦ
Чтобы наглядно показать, как «ложатся» в УП НКО на 2022 год обязательные аспекты, о которых сказано выше, рассмотрим образец УП для религиозной некоммерческой организации — прихода РПЦ.
В соответствии с законодательством РФ под религиозной организацией (РО) подразумевается добровольное объединение физлиц с целью совместного вероисповедания, а также распространения веры (ст. 8 закона «О свободе совести и религии» от 26.09.1997 № 125-ФЗ). РО должна быть зарегистрирована в надлежащем порядке, с подразделением на местную и централизованную. Под юридическое определение местной РО подпадает образование «приход РПЦ» — это церковная община, объединенная вокруг одного храма. Следует подразделять причт (штат священнослужителей, назначенный согласно Уставу РПЦ) и входящих в приход физлиц-мирян (не являющихся священнослужителями), а также прочих лиц, с которыми РО может заключать договорные отношения для исполнения своих целей. Таким образом, регистрируемая по законодательству РФ местная РО РПЦ обладает таким набором особенностей:
ВНИМАНИЕ! С 01.01.2022 утратит силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», а учет ОС будет регулироваться двумя новыми ФСБУ 6/2020 и 26/2020. Подробнее о них читайте здесь.
С образцом УП местной религиозной организации, составленным по рекомендациям РПЦ и по изложенным выше аспектам, можно ознакомиться по ссылке:
Итоги
НКО вправе вести бухучет упрощенным способом (п. 4 ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Налоговый учет должен вестись в любой компании, в т. ч. и в НКО. Методология и алгоритм налогового и бухучета прописываются в учетной политике. УП НКО должна отражать специфику деятельности конкретной организации. Тщательно продуманная учетная политика НКО позволит избежать претензий налоговиков и иных надзорных органов.
Бухгалтерский учет в НКО: сложности и особенности
Некоммерческая организация, согласно действующим законодательным требованиям, ведет бухгалтерский учет по тому же принципу и правилам, что и субъекты предпринимательской деятельности. Но такой налогоплательщик часто сталкивается со сложностями при отражении в учете различных операций. Обусловлено это спецификой некоммерческой деятельности.
По закону (ФЗ №7, 12.01.1996) НКО могут формироваться для осуществления общественной деятельности в социальной, спортивной, духовной, научной, образовательной, культурной сферах. Также они могут специализироваться на оказании организациям, населению правовой, иной помощи. Предпринимательская деятельность для НКО тоже доступна. Но, в отличие от коммерческой организации, результаты такой деятельности (прибыль) между участниками компании не распределяется. Заработанные средства считаются целевыми, идут на соответствующие нужды НКО.
Что отражать в бухучете?
Бухучет в некоммерческой организации должен быть систематическим, полноценным. В нем отражаются:
все доходы организации;
Доходы от некоммерческой деятельности формируются за счет спонсорской помощи, благотворительных взносов, взносов участников, государственной помощи. Доходы от предпринимательства – это, соответственно, прибыль от реализации произведенных товаров, оказания услуг, выполнения работ, а также от продажи имеющихся активов.
Некоммерческие расходы НКО – не что иное, как выплаты на цели, для достижения которых создана организация. Также в данную учетную статью входят типовые организационные, административные расходы.
В расходы от предпринимательской деятельности включаются убытки от производства, реализации.
Специфика бухучета во многом определяется принципом функционирования организации, сферой ее интересов.
Учет в НКО без предпринимательского компонента
Бухгалтерский учет в некоммерческой организации, которая ничего не производит, не реализует, можно смело назвать упрощенным. Суть в том, что в данном случае все поступающие средства зачисляются на кредит счета 86, а расходы проводятся по дебету того же счета. Если организация продает активы, бухгалтеру следует использовать счет 91. А стандартный для коммерческих организаций счет 90 не используется никогда.
Также следует отметить важный нюанс, касающийся налогового учета. По закону с целевых поступлений не исчисляется НДС. Это значительно укорачивает бухгалтерские проводки при отражении в учете средств, получаемых компанией для покрытия различных затрат. В целях оптимизации контроля движения средств рационально использовать систему субсчетов к основному 86 счету. На отдельные субсчета принято выводить отражение целевых поступлений, идущих на покрытие организационных и административных затрат, выплат на основные цели и т.п.
В обязательном порядке в бухучете НКО, не занимающейся предпринимательской деятельностью, отражаются основные средства и все операции с ними (прибытие, оприходование, амортизация, выбытие, продажа). Расчет амортизации осуществляется согласно действующим ПБУ. При продаже основных средств бухгалтерия НКО исчисляет НДС с разницы между балансовой и продажной стоимостью, списывает учтенную стоимость реализованного ОС, ставит на приход материалы, оставшиеся от проданного ОС.
Бухучет в организациях, ведущих предпринимательскую деятельность
Предпринимательская деятельность НКО значительно усложняет бухгалтерский учет. Его ведение требует профессионального подхода, знания специфики законодательства о некоммерческих организациях, жесткой настройки распределения поступлений и расходов между основной общественной и вспомогательной предпринимательской деятельностью.
В зоне особого внимания бухгалтера НКО находятся формулировки назначения получаемых, расходуемых средств. Грамотное оформление первички – отличная страховка от возможных финансовых и юридических проблем. Деятельность некоммерческих организаций строго контролируется. Подозрение в нецелевом использовании средств, неправильном (нерациональном) их распределении, уклонении от уплаты налогов не просто портит репутацию. Это может грозить административным и уголовным преследованием.
Принимать к учету целевые поступления бухгалтеру необходимо при наличии в первичке приемлемых формулировок. Если в документе не указано, что взнос целевой, не облагается НДС, он может быть расценен налоговиками как налогооблагаемый доход.
Не допускается применение обобщенных формулировок в бухгалтерской первичке, подтверждающей расходы. Это важно не только на внешнем уровне. Конкретизация описания производимых оплат позволяет оперативно распределять суммы по соответствующим субсчетам.
Затраты в НКО должны быть обоснованными. Кроме первички в качестве обоснований применяются обращения граждан на предоставление помощи, распоряжения, письма участников организации, приказы на распределение средств и т.п.
Затраты по общественной и предпринимательской деятельности важно разделять. Для этого в учете используются разные субсчета. Например, предпринимательские затраты могут отражаться на счетах 20-2, 26-2. А основные (связанные с общественной деятельностью) – на счетах 20-1, 26-1. Ведение общего учета (без соответствующего распределения затрат) – грубое нарушение ПБУ.
Финансовые результаты НКО тоже отражаются в учете отдельно. Основные (некоммерческие) фиксируются на счете 86. Для отражения предпринимательских используется счет 90. Причем убыток и прибыль со счета 90 ежегодно списывается на счет 86. То есть все финансовые результаты от предпринимательской деятельности должны идти на достижение целей, для которых создана некоммерческая организация.
Продажа активов и другие операции отражаются в бухучете на счете 91. Ежегодно закрытие осуществляется на счет 86.
Как отчитываются НКО?
Для каждой некоммерческой организации обязательной является сдача бухгалтерской отчетности. Отчитываются субъекты по результатам деятельности ежегодно. Согласно ФЗ №402 (06.12.2011), налоговики ждут от НКО отчет о целевом использовании средств и бухгалтерский баланс. Если организация занимается предпринимательской деятельностью, она дополнительно сдает отчет о финансовых результатах.
Федеральное законодательство не требует от НКО отчетов о движении капитала, денежных средств. Но в узкоспециализированных отраслевых нормативных актах такие требования могут быть закреплены. В этом случае ежегодный пакет отчетности НКО увеличивается.
Бухучет некоммерческой организации специфичен. Ошибки в нем могут приводить к серьезным негативным последствиям, как юридическим, так и финансовым. Для минимизации рисков современные НКО все чаще доверяют учет специалистам. Передача бухгалтерии на аутсорсинг – рациональное решение для любой некоммерческой организации, вне зависимости от специализации, приоритетной отрасли, наличия или отсутствия предпринимательской деятельности, объема активов и путей поступления средств.
Учет доходов и расходов в НКО
На первый взгляд, учет в НКО не представляет из себя никакой сложности, но это далеко не так. Какие нюансы должны учитывать НКО при организации учета доходов и расходов?
Особенность учета НКО состоит в том, что основной целью ее деятельности не является получение прибыли. Тем не менее, НКО занимается предпринимательской деятельностью ради достижения своих уставных целей.
Такая специфика накладывает отпечаток и на ведение учета.
Как учитывать доходы и расходы в бухгалтерском учете?
В отличие от большинства коммерческих компаний, для отражения доходов у НКО используется два синтетических счета — 86 «Целевое финансирование» и 90 «Продажи».
Сразу отметим, что большинство НКО могут не вести в полном объеме бухгалтерский учет, а ограничиться лишь упрощенным способом. В последнем случае можно не использовать двойную запись, а вести учет по простой схеме, не использовать регистры бухгалтерского учета. В части доходов и расходов можно применять кассовый метод, т. е. «забыть» о принципе допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности (п.18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», п.12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Выручка от предпринимательской деятельности отражается на счетах по мере поступления денег, а расходы — по мере погашения задолженности.
Забегая вперед отметим, что такой способ учета интересен НКО, применяющим УСН. Ведь данные бухгалтерского учета можно брать для расчета единого налога.
Но не все НКО могут применять упрощенный способ.
Так, НКО, которые подлежат обязательному аудиту должны в полном объеме использовать бухгалтерские стандарты и вести учет двойной записью.
Например, НКО, созданные как фонды, если поступление имущества за год составляет более 3 млн рублей.
Некоторые виды НКО тоже не могут воспользоваться преференциями. Например, НКО — иностранные агенты.
В части 90 счета открываются дополнительные субсчета — источники получения выручки. Аналитика может быть организована в зависимости от видов получаемых доходов.
Расходы, произведенные для осуществления предпринимательской деятельности, сначала относятся на счета учета затрат с последующим списанием в дебет 90 счета.
Также, как и в коммерции, прибыль или убыток определяется как разница между дебетовым и кредитовым оборотом 90 счета.
НКО, имеющие доходы от предпринимательской деятельности и целевые доходы, должна организовать раздельный учет.
Так, в состав доходов НКО, могут входить:
Например, плата за получение дополнительного образования в образовательных НКО.
Если в части доходов, как правило, сложностей не возникает, то в части расходов важно правильно соотнести каждый вид расходов на соответствующий ему счет доходов.
В случае предоставления НКО платных услуг или выполнения работ, административные расходы подлежат распределению между предпринимательской и уставной деятельностью.
Методика распределения косвенных расходов должна быть утверждена в учетной политике НКО. Если же такая методика отсутствует, то налоговики посчитают как завышение себестоимости от коммерческой деятельности.
Например, административные расходы в виде заработной платы руководителя и начисленные на нее страховые взносы, закрываются на счете 86 «Целевое финансирование». Ведь деятельность руководителя направлена на решение уставных задач. Но, если руководитель и другие работники часть времени посвящают решению вопросов коммерческой деятельности, то такие расходы должны учитываться обособленно и подлежат отнесению на счет 90-2 «Себестоимость продаж».
Для некоторых видов НКО существуют отраслевые рекомендации по ведению учета. Например, Минсельхозом РФ выпущены «Рекомендации по ведению учета и отчетности в сельскохозяйственных кооперативах».
В чем особенность налогового учета доходов и расходов?
НКО, как и коммерческие организации, могут применять общую систему налогообложения либо УСН. В последнем случае НКО также могут выбирать объекты налогообложения «Доходы» или «Доходы, уменьшенные на величину расходов».
Особенность налогового учета заключается в грамотной организации раздельного учета доходов и расходов. Так, деньги и имущество, полученные на содержание и уставную деятельность, не облагаются налогами (п. 1 пп. 14 ст. 251 НК РФ, ст. 346.15 НК РФ).
К таким доходам, относятся вступительные, паевые, членские взносы, пожертвования. В ТСЖ — это отчисления на формирование капитального ремонта общего имущества.
При этом платежи за жилищно-коммунальные услуги признаются выручкой от реализации и облагаются налогами (ст. 249 НК РФ, письмо Минфина РФ от 18.11.2015 № 03-11-06/2/669/7).
Соответственно, в расходах НКО не учитываются затраты, которые осуществлены за счет средств целевого финансирования (письмо Минфина РФ от 23.03.2021 № 03-07-11/20568, от 18.10.2019 № 03-03-07/80304).
Если НКО применяет УСН с объектом налогообложения «Доходы», то при расчете единого налога расходы не учитываются (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).
При этом налог при УСН можно уменьшить на сумму страховых взносов, которые НКО заплатил за своих работников (письмо Минфина РФ от 08.07.2020 № 03-11-11/58987, ст. 346.21 НК РФ).
Особенности и задачи бухучета в НКО
Схема работы некоммерческих организаций
Чтобы понять порядок ведения бухучета в НКО, нужно для начала разобраться с сущностью их работы. Согласно ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, НКО формируются для осуществления деятельности в общественных сферах:
НКО дополнительно могут заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеют права распределять полученную от нее прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 2 закона 7-ФЗ). Это означает, что вся прибыль должна направляться на целевые выплаты или организационные расходы НКО.
С учетом вышеизложенного деятельность НКО можно представить в виде обобщенной схемы:
Бухучет НКО во многом зависит от того, занимается она предпринимательской деятельностью или нет. Ниже мы рассмотрим каждый из вариантов.
Какие НКО могут применять упрощенные способы ведения бухучета и что это за способы, вы можете узнать в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.
Бухучет в некоммерческих организациях, не занимающихся предпринимательством
Если НКО проводит только общественно-основную деятельность, то это значительно упрощает работу бухгалтера, так как все поступления будут зачисляться в кредит сч. 86, а расходы — в дебет сч. 86.
Сч. 90 рассматриваемые нами НКО не применяют. А сч. 91 используется только при проведении операций по продаже активов (абзац 2 п. 1 ПБУ 9/99, абзац 2 п. 1 ПБУ 10/99).
Ниже представлены проводки по основным операциям, осуществляемым НКО, которые не занимаются предпринимательской деятельностью.
Действие
Примечание
Получены и учтены в доходах целевые средства
НДС с целевых поступлений не начисляется (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Если у НКО несколько уставных видов деятельности, то к сч. 86 нужно открыть субсчета по каждому виду. Целевые средства, предназначенные для покрытия административно-организационных затрат, с целью их контролирования также нужно вывести на отдельный субсчет сч. 86
Отражена положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценки валютных средств
С правилами расчета курсовых разниц ознакомьтесь в статьях:
Проценты от размещенных на депозитах целевых средств
Данный доход не относится к налогооблагаемому (подп. 43 п. 1 ст. 251 НК РФ), поэтому и в бухучете НКО его можно сразу относить на увеличение целевых средств
Приобретены ОС, НМА за счет целевых средств
Уплаченный при покупке ОС НДС включается в стоимость ОС и к вычету не принимается (абз.2 п. 4 ст. 170 НК РФ)
Отражено использование целевых средств в виде инвестиций в ОС
Начисление амортизации ОС
Расчет амортизации ОС производится линейным способом раз в год в течение срока, установленного классификатором амортизационных групп (план счетов, абзац 2 п.17 ПБУ 6/01). Ежемесячно рассчитывать износ ОС не надо. По НМА НКО износ не рассчитывается (п. 24 ПБУ 14/2007)
Списана балансовая стоимость ОС, НМА
Оплата покупателя ОС
При бухучете продажи активов НКО должны ориентироваться на ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99
НДС уплачивается только с разницы между продажной стоимостью ОС и балансовой (ставка 20%).
Списание учтенной стоимости проданного ОС
Оприходованы материалы, оставшиеся от списанного (проданного) ОС
Финансовый результат от продажи ОС
Выявлена прибыль (убыток)
Прибыль (убыток) учтена как нераспределенная
Нераспределенная прибыль (убыток) отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств
Списана учтенная амортизация ОС
План счетов, абзац 2 п. 17 ПБУ 6/01
Отражены организационные затраты НКО
Пошлины и иные регистрационные сборы, связанные с организацией деятельности НКО
Покупка ТМЦ и отнесение их стоимости на осуществление организационной деятельности НКО (входной НДС включается в стоимость материалов)
Зарплатные и подотчетные расходы по работникам, организующим деятельность НКО
Аренда помещений, консультационные услуги и др. организационные расходы (входной НДС выделять не надо)
Налог на имущество, земельный налог, транспортный
Отражено использование целевых средств на осуществление организационной деятельности
Целевые средства направлены на цели, для которых создана НКО
Средства могут быть переданы как физлицам, так и организациям
Все применяемые в организации счета нужно перечислить в учетной политике НКО.
Как некоммерческой организации сформировать учетную политику для целей бухгалтерского учета? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Бухучет в НКО, осуществляющих предпринимательскую деятельность
Вести бухучет в НКО, занимающейся предпринимательством, сложнее. Здесь бухгалтеру изначально надо настраивать жесткий контроль над распределением поступлений и расходований средств между общественно-основной деятельностью и предпринимательской.
В первую очередь нужно следить за формулировками назначения получаемых и направляемых средств в договорах и первичных документах. К примеру, поступление денег в НКО с назначением «Оплата за проведение спортивного мероприятия» налоговиками будет расценено как налогооблагаемый доход. Правильнее указать: «Целевой взнос на организацию и проведение спортивного мероприятия. НДС не облагается». Причем указанная отметка про НДС — обязательна.
Также и с расходованием средств. Бухгалтер должен избегать обобщенных формулировок. Например, вместо назначения «Покупка бумаги» лучше указать «Покупка бумаги для проведения благотворительного конкурса по рисованию» или «Покупка бумаги для нужд административного отдела». При ведении бухучета такие конкретизированные описания производимых затрат (оплат) помогут быстро распределить их между правильными бухгалтерскими счетами.
Далее нужно тщательно проверять достаточность документального обоснования производимых затрат. Такими обоснованиями, помимо первичных документов, являются:
Для раздельного учета затрат по общественно-основной деятельности и предпринимательской к затратным счетам нужно открыть соответствующие субсчета:
Финансовые результаты рассматриваемых НКО отражаются следующим образом:
В предыдущем разделе мы уже показывали проводки, составляемые НКО по общественно-основной деятельности и по продаже активов. Теперь рассмотрим формирование в НКО проводок по операциям, связанным с ее предпринимательством:
Действие
Примечание
Приобретение ОС, НМА для предпринимательства за счет целевых средств
НДС исключается из стоимости ОС, НМА и ставится к вычету при условии, что ОС, НМА будут использоваться в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС
Теперь я расскажу более детально про особенности бухгалтерского учета в некоммерческих организациях. Чем он отличается от учета в ООО и тем более ИП. Особенности связанные с отчетностью, учетом некоммерческих поступлений, как отразить коммерческие поступления и многое другое.
Все отличия разобью на группы, вдруг Вас интересуют конкретный вопрос:
Начало учета новой НКО
В НКО нет уставного капитала и нет владельцев (бенефициаров). Да, после создания НКО учредители вносят минимум 10000 рублей на баланс некоммерческой организации, но это не уставной капитал. Создав НКО, учредители обязаны внести «первичное имущество», это обычный взнос, по своей природе он похож на вступительный взнос. Его учет ведется на счете 86 и если он вносится деньгами, то проводка будет такой:
Именно такое основание должно быть и в банковских документах. В крайнем случае просто «взнос учредителя».
Особенности отчетности НКО
Эта тема обширна, опишу главные особенности и начну с самой главной ошибки.
Нулевая 1500 руб. Деятельность 3500 руб. Деятельность + Зарплата 5000 руб.
• Персональный бухгалтер • Возможно удаленно • 12 лет опыта • 1000+НКО • Все формы • Гранты
Позвонить сразу бухгалтеру: 8(800)100-42-36
Особенность оформления некоммерческих поступлений
Поступления добровольных взносов и пожертвований не облагаются налогами. Определяются они основанием платежа и по ним не предоставляются акты. Подробнее почитайте в статье «Некоммерческие поступления в НКО». Все эти поступления являются целевым финансированием и поступают на счет 86 «Целевое финансирование» например:
Важно, что если в основании платежа не указано, что перевод активов сделан на уставные цели НКО, налоговая по умолчанию будет считать поступление выручкой. Исключением является такая форма НКО как ФОНД, она предназначена для сбора и распределения пожертвований. Только в фонде все поступления по умолчанию признаются пожертвованием.
Раздельный учет в некоммерческой организации
Некоммерческие организации обязаны вести раздельный бухгалтерский учет по двум главным направлениям.
Очень часто бывает, что некоммерческая организация ведет только одно из этих направлений. Например, фонды ведут в основном только некоммерческую деятельность, а образовательные АНО только деятельность приносящую доход. Тогда задача бухгалтерского учета сильно облегчается. Но в большинстве активно действующих НКО активно ведется учет на обоих направлениях.
Главная сложность состоит в разнесении расходов. На счетах 20 и 26 создаются субсчета для каждого их направлений, например:
Расходы могут быть одинаковыми, отнесение затрат зависит от того, на каком из направлений они были использованы. Могут быть расходы, которые были использованы на оба направления частями. Например, купили бумагу, часть ее использовали в некоммерческом мероприятии, а часть ушла в отдел продаж. Или сотрудники, которые с одной зарплатой задействованы на двух направлениях. Постарайтесь избегать таких дроблений! Подтверждающий документ один (акт или товарная накладная), и он будет отличаться от суммы списания, налоговая такое не любит. Это делает учет непрозрачным и сомнительным. Постарайтесь изначально разнести заявки на расходы и производить их отдельными статьями, приведу пример таких мер:
Не обязательно полностью избавляться от таких операций, но советую свести их к минимуму.
Важно! Бухгалтер не может определить только по документам и оплатам к какому направлению отнести расходы. Важно построить финансовый учет. Руководитель на уровне приказов и визирования счетов на оплату определяет, в каком из направлений будут отнесены расходы. Этот документооборот должен фиксироваться визами, быть прозрачным и понятным. Финансовый учет обеспечивает прозрачность и ясность в разнесении расходов.
Приведу примеры очередности основных проводок:
Проводки деятельности приносящей доход
Привел основные проводки для понимания построения раздельного бухгалтерского учета.
Особенность учета целевого финансирования
В некоммерческой организации поступления могут приходить на общие уставные цели. Но кроме этого могут быть целевые поступления в рамках уставной деятельности. Пожертвования, которые люди платят на определенные цели или на определенное мероприятие. Например, на лечение конкретного ребенка или на проведение указанного спортивного мероприятия. У таких выделенных мероприятий существует своя смета, и поступления на них можно расходовать строго согласно смете. У этого требования есть бухгалтерское следствие.
Целевое мероприятие выделяется на отдельные субсчета, например, в Обычном 1С Предприятии 8.3:
Или на этих счетах создается субконто «Помощь Ване», если мероприятий много и используется 1С ВДГБ для некоммерческих организаций.
Получается, что расходы распределяются не только между коммерческой и некоммерческой деятельностью. Идет выделение расходов и распределение внутри некоммерческой деятельности по отдельным мероприятиям. Расходы по отдельному мероприятию формируют на выделенном участке фактическую смету расходов, на основании которой формируется «Акт о целевом использовании полученных средств». Его в свою очередь можно опубликовать на сайте или предоставить спонсору, подтвердив целевое и успешное использование предоставленных средств.
Отдельно говорилось, что все поступления ФОНДов по умолчанию признаются пожертвованиями. Но кроме уникального права, есть и обязанность. Фонды обязаны ежегодно проходить аудит. И если средства будут использованы не прозрачно, сомнительно или недостоверно, аудит фонд не пройдет. Аудиторская компания не даст положительное заключение, рискуя своей лицензией! Подробнее на странице Аудит НКО.
Особенности учета при ликвидации НКО
Коротко скажу о подготовке НКО к ликвидации. Перед ликвидацией обычно компании обнуляют, продавая имущество и распределяя деньги на погашение задолженности и прибыль учредителям. Но у НКО есть и другой путь.
Некоммерческие организации могут погасить долги, а оставшееся имущество передать другой НКО, с которой у нее совпадают уставные цели. Налогом эта операция не облагается! Передача происходит как взнос на уставные цели из одной НКО в другую.
Учредителям и другим лицам имущество НКО не передается и не распределяется между ними! Исключением является только «Частное учреждение», но у него другой путь формирования этого имущества.
Это позволяет обнулить оставшиеся строки баланса. Чем более пустой ликвидационный баланс у НКО, тем проще ликвидироваться. Некоммерческие организации ликвидируются около 6 месяцев, фонды только через суд около 12 месяцев.
Все это время необходимо исправно сдавать все нулевые отчеты в ИФНС, ПФР, ФСС, Росстат, Минюст.
Не забудьте, что если вы решите бросить НКО, чтобы его ликвидировал Минюст, он это сделает, но! Он также дисквалифицирует руководителя и учредителей НКО на 3 года, внесет их в черный список. Запретит им создавать организации 3 года, а из существующей выйти или их тоже ликвидирует в течении 6 месяцев. Думаю, понятно, так делать нельзя!
Надеюсь, мой материал оказался Вам полезен.
Если ясность не появилась, просто приходите к нам на бухгалтерское сопровождение. Мы точно сделаем всё на отлично. Мы сопровождаем более 1000 успешных НКО и создадим условия для успешного развития Вашей!
Пишите или Звоните!
(5 главбухов на линии)
Или пишите комментарии или в чат, также ответим.