плебисциты в римском праве
Римское право
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Римское право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Римское право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
4. Источники римского частного права. Деловой обычай как источник римского права
Источники римского права — формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.
1. Виды источников римского права:
☑ плебисциты — акты собрания плебеев без сенаторов. Плебисциты отличались от обычных законов тем, что принимались народным собранием без предварительного обсуждения в Сенате по инициативе плебейских трибунов. Закон Гортензия 287 г. до н. э. придал плебисцитам силу законов;
2. Древнейшими источниками римского права можно считать надписи на дереве, камне, бронзе (например, «Гераклейская таблица», бронзовая доска, на которой был изложен закон о муниципальном устройстве), на стенах построек (например, надписи, найденные при раскопках города Помпеи, засыпанного лавой при извержении Везувия в 79 г. н. э.) и т. д. В Новое время (начиная со второй половины XIX в.) надписи опубликовывали в специальном издании Corpus inscriptionum latinarum (Свод латинских надписей); над этим изданием поработали историки Моммзен, Дессау, Гюбнер, Гиршфельд и др. Наиболее важные с правовой стороны надписи даются в седьмом изд. (1909) книги Брунса «Источники римского права» (Bruns. Fontes iuris romani).
3. Законы XII таблиц — это свод законов, признаваемый источником всего публичного и частного права, запечатленный в виде медных многогранных колонн, выставленных на римском Форуме. Законы XII таблиц состояли из разделов: о вызове в суд (таблица I), о вершении исков (таблица II), о долговом рабстве (таблица III), о порядке манципации при сделках (таблица IV), о завещании и семейных делах (таблица V), о пользовании земельным участком (таблица VI), о воровстве (таблица VII), о личном оскорблении — обиде (таблица VIII), об уголовных наказаниях (таблица IX), о порядке похорон и церемоний (таблица X), о публичных делах в городе (таблица XI), о неиспрашивании привилегий (таблица XII). Подлинный и полный текст Законов XII таблиц неизвестен, проводились попытки их реконструкции и систематизации на основании цитат из других римских юридических источников классической эпохи.
4. Произведения римских юристов, в особенности произведения римских историков: Тита Ливия (конец I в. до н. э. — начало I в. н. э.), Аммиана Марцеллина (IV в. н. э.); римских антикваров («грамматиков»): Варрона (II–I вв. до н. э.), Феста (I в. н. э.); римских ораторов, — в особенности Цицерона (I в. до н. э.); римских писателей: Плавта и Теренция, в комедиях которых немало указаний на состояние права; лириков и сатириков (Катулла, Горация, Ювенала и др.); философа Сенеки и др.
5. Папирусы, изучению которых посвящена специальная отрасль исторической науки — папирология. Папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения, например на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы — Constitutio Antonina 212 г. н. э. о предоставлении прав римского гражданства провинциалам.
6. Обычное право — это совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте. Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от государственной власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались государством, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право, а иногда даже воспринимались государственной властью, придающей им форму закона.
7. Нормы обычного права:
☑ mores maiorum — обычаи предков;
☑ usus — обычная практика;
☑ commentarii pontificum — обычаи, сложившиеся в практике жрецов;
☑ commentarii magistratuum — обычаи, сложившиеся в практике магистратов;
☑ consuetudo — обычай в императорский период. Значение обычаев:
— заменяли указания других, более определенных, источников права, прежде всего законов,
— свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике.
8. Обычаи признавались источником права, если отсутствовали конкретные требования, выраженные в других формах: «В тех делах, в которых мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями». В этой ситуации требование обычая, безусловно, обязательно. «Укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами» (Дигесты).
9. Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был:
• выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;
• выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;
• воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т. е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могли составить правовое требование обычая (например, не создавали такового обыкновение «давать на чай», разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т. п.).
10. Специфика правового применения обычая — ссылающийся на обычай должен был сам доказывать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался.
Римский плебисцит: Прообраз европейской конституции
Руины Древнего Рима
Более двух столетий продолжалось противостояние патрициев и плебеев в Древнем Риме. Плебс, низшее сословие свободных жителей Рима, стремился к уравнению в правах с патрициатом, родовой аристократией.
В 366 году до н.э. плебей был впервые избран консулом. Плебс получил также допуск в Сенат. А десять лет спустя один из плебеев даже стал диктатором. В Римской республике человек, по предложению сената назначавшийся на эту должность, объединял в своем лице высшую военную и гражданскую власть на срок, не превышающий шесть месяцев.
Казалось, все свидетельствовало о фактической консолидации интересов патрициев и плебеев. Тем более, что частые войны требовали напряжения сил всех римлян, и патрициям не оставалось ничего другого, как идти навстречу плебеям. Однако это была лишь видимость уступок…
Борьба за равноправие
Уход плебеев из города
Сразу после опубликования нового законопроекта плебеи приняли решение уйти из Рима в знак протеста и, таким образом, парализовать хозяйственную жизнь города. Этот демонстративный уход простолюдинов за городскую черту (он вошел в анналы римской истории как «сецессия плебеев») можно условно сравнить с современной всеобщей забастовкой.
Город опустел. Работы, которые каждодневно должны были выполняться в Риме, остановились. Трудиться стало некому. Возмущенный плебс собрался на холме Яникул, что на правом берегу Тибра. Сегодня здесь простирается римский район Трастевере.
Решения плебса обретают силу закона
Когда посланники плебеев предстали перед патрициями и предъявили им свой законопроект, сообщив, что вернутся в город лишь после того, как этот закон будет принят, ответ патрициев был практически предрешен. Чтобы не допустить экономического упадка Рима, патриции согласились на все условия плебса.
Именно эти плебисциты и послужили прообразом тех референдумов и опросов граждан, которые проводятся сегодня во многих демократических государствах Европы и являются, пожалуй, важнейшим инструментом прямого участия народа в процессе принятия политических решений.
Плебисциты, обретшие в 287 году до н.э. законодательную силу, положили конец сословной борьбе в Риме и одновременно способствовали процветанию города.
Авторы: Маттиас фон Хельфельд / Наталия Королева
Редактор: Глеб Гаврик
Серия «Мы европейцы»
Морское сражение при Саламине
В 480 году до н.э. греческий флот атаковал военные корабли персов и одержал победу в крупнейшем в истории Древнего мира морском бою. Это создало предпосылки для процветания как Греции, так и всей Европы. (30.03.2009)
Архив
Бонн представляет культуру варваров
Контекст
Он вошел в историю как император Священной Римской империи. И остался в памяти не только как «рыжебородый» правитель, но и как человек, воплощающий собой идеалы рыцарства. (05.04.2008)
Фигура римского императора Константина Великого противоречива. Он закрепил в Европе христианство и ратовал за терпимость, однако всю жизнь оставался язычником и крайне жестоко расправлялся с конкурентами. (02.07.2007)
Владения римского цезаря в низовьях великой немецкой реки
Уникальный археологический парк на Нижнем Рейне принадлежит к числу туристических достопримечательностей, посещение которых входит в «обязательную программу» путешествия по стране. (11.11.2006)
Древний Рим в Лейпциге
Великолепие архитектуры античного Рима иллюстрирует крупнейшая в мире панорама в Лейпциге. По словам ее создателя, посетителям должно казаться, что 1700 лет назад он просто сфотографировал город с холма. (26.11.2005)
ПЛЕБИСЦИТ
Практика проведения плебисцита как всеобщего опроса населения возродилась в ходе революционных войн Франции конца XVIII века. В 1791 году Франция аннексировала город Авиньон, находившийся под управлением Ватикана, а его жителям было предложено высказаться на плебисците за или против присоединения к Франции. Плебисциты неоднократно проводились в XIX-XX веках для определения принадлежности той или иной спорной территории к претендовавшим на них государствам (в частности, при присоединении Сицилии, Неаполя и некоторых др. областей к Сардинскому королевству в ходе формирования единого итал. государства в 1860 году, при присоединении в том же году к Франции Савойи и Ниццы, при присоединении находившихся под юрисдикцией Швеции островов Варфоломея к Франции в 1877 году). После окончания первой мировой войны, согласно решениям Парижской мирной конференции 1919-1920 годов, был проведён ряд плебисцитов на спорных территориях в связи с образованием новых государств в Европе. Так, в результате Варминско-Мазурского плебисцит 1920 года и Верхнесилезского плебисцит 1921 года некоторые территории остались в пределах Германии, а ряд др. территорий был присоединён к вновь образованному Польскому государству. Кроме того, в 1935 году проведён плебисцит в Сааре и эта территория передана от Франции герм. Третьему рейху. В 1957 году, после нового плебисцита, Саар вошёл в состав Федеративной Республики Германия.
В других исторических ситуациях плебисциты сыграли роль инструментов непосредственной или прямой демократии. Так, в Чили в 1988 году проведён плебисцит, по итогам которого большинство граждан высказалось против дальнейшего пребывания А. Пиночета на посту президента, и он вынужден был покинуть этот пост, согласившись на проведение в стране демократических президентских выборов.
В современную эпоху понятие плебисцит стало практически тождественным понятию «референдум».
Виды источников римского права. Обычное право. Законы.
Источники римского права – формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.
Виды источников римского права:
– плебисциты – акты, принятые на собрании плебеев без участия сенаторов. Они принимались Народным собранием и предварительно не обсуждались в сенате. Закон Гортензия 287 г. до н. э. придал плебисцитам силу законов;
Обычное право и закон. Самым древним неписаным источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев. В современной теории права под правовым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.
Обычное право – совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.
Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от гос. власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались гос-вом, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право.
Обычное право – неписаное право (jus non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества.
Нормы обычного права:
Ø mores maiorum – обычаи предков;
Ø usus – обычная практика;
Ø commentarii pontificum – обычаи, сложившиеся в практике жрецов;
Ø commentarii magistratuum – обычаи, сложившиеся в практике магистратов;
Ø consuetudo – обычай в императорский период.
Значение обычаев:
Ø заменяли указания других, более определенных источников права, прежде всего законов;
Ø свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике.
Обычаи признавались источником права, если отсутствовали конкретные требования, выраженные в других формах (например, в писаных законах).
В императорский период обычай не должен был противоречить закону; обычай не мог отменять указание закона.
Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был:
Ø выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;
Ø выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;
Ø воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации (например, не создавали такового обыкновение «давать на чай», разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т. п.).
Специфика правового применения обычая – ссылающийся на обычай должен был сам доказывать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался.
Особенность римского правового обычая – неразрывность понимания обычая с нравами. Предписания обычая – «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В силу этого обычай носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования; в языческую пору глашатаем обычая нередко становилось обращение к оракулу, что само по себе подчиняло вытекающие из него правовые требования религиозной традиции. В христианскую эпоху аналогичный характер стали носить ссылки на Священное писание и евангелический канон.
ЗАКОНЫ.
Наряду с обычным правом уже в древний период в Риме в качестве источника права применялись законы (leges). Первыми законами в Риме были законодательные акты, принимаемые народными собраниями и утверждаемые Сенатом.
Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.
Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.
«Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.
Закон должен был содержать обязательные элементы:
1) praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;
2) rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;
3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.
В 451–450 гг. до н. э. была сделана запись обычаев, получившая название Законов XII таблиц (leges duodecim tabularum). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства.
В 326 г. до н. э. был принят Петелиев закон, отменивший долговое рабство и убийство должника за неуплату долга. Примерно в III в. до н. э. появился закон Аквилия (об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей).
Виды законов:
– lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки;
– lex minus quam perfecta – влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;
– lex imperfecta – без санкции.
В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – плебисцита.Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора, либо отвергался полностью. Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.
Подвиды римских законов:
– lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;
– plebiscitum – указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по закону Гортензивса 258 г. до н. э.
В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – сенатусконсульты. Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права – jus vetus.
Плебисцит
Полезное
Смотреть что такое «Плебисцит» в других словарях:
ПЛЕБИСЦИТ — (ново лат., от лат. plebs, plebis народ). 1) решение, постановление простого народа. 2) во времена цервой французской республики, это название давалось всем предложениям, которые были представляемы на утверждение народа. 3) всенародное… … Словарь иностранных слов русского языка
плебисцит — а, м. plébiscite m. <лат. plebiscitum народное решение. 1. В древнем Риме закон или решение, принятое собранием плебеев. БАС 1. 2. Один из видов всенародного голосования, устраиваемого для решения каких л. особенно важных вопросов. Провести… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПЛЕБИСЦИТ — (латинское plebiscitum), один из видов народного голосования. В международной практике плебисцит проводится при опросе населения о выборе гражданства (оптации) при передаче территории одного государства другому … Современная энциклопедия
плебисцит — референдум, голосование, опрос Словарь русских синонимов. плебисцит сущ., кол во синонимов: 3 • голосование (10) • … Словарь синонимов
Плебисцит — (латинское plebiscitum), один из видов народного голосования. В международной практике плебисцит проводится при опросе населения о выборе гражданства (оптации) при передаче территории одного государства другому. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПЛЕБИСЦИТ — (лат. plebiscitum, от plebs простой народ и scitum решение, постановление) опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории. В некоторых странах (напр., во Франции) считается синонимом референдума. С формально… … Юридический словарь
Плебисцит — лат. plebiscitum, от plebs простой народ и scitum решение постановление всенародное голосование, обычно проводимое для решения судьбы определенной территории. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ПЛЕБИСЦИТ — (лат. plebiscitum от plebs простой народ и scitum решение, постановление), 1) в Др. Риме постановление, принимаемое собраниями плебеев.2) Один из видов народного голосования. В международных отношениях применяется при опросе населения территории… … Большой Энциклопедический словарь
ПЛЕБИСЦИТ — ПЛЕБИСЦИТ, плебисцита, муж. (от лат. plebiscitum букв. решение народа) (полит.). 1. В древнем Риме закон, принятый собранием плебеев по трибам (ист.). 2. Всенародное голосование, устраиваемое для решения каких нибудь особенно важных вопросов, то… … Толковый словарь Ушакова
ПЛЕБИСЦИТ — ПЛЕБИСЦИТ, а, муж. (спец.). Опрос всего населения для решения особо важного вопроса, референдум. Провести п. | прил. плебисцитарный, ая, ое и плебисцитный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова