по форме тесты могут быть

Тесты как метод психодиагностики. Классификация тестов

Тесты (в переводе с английского «испытание», «проверка», «проба») — это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологическихразличий.

Тесты можно классифицировать в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются следующие три основания для классификации: форма, содержание и цель психологического тестирования.

Формы психологического тестирования

По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

Индивидуальные и групповые (коллективные) тесты. Индивидуальные тесты — это такой тип методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Эти тесты имеют большую историю. С них началась психодиагностика. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, другими непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к тестированию, функциональное состояние испытуемого и др. Кроме того, психолог, опираясь на уровень подготовленности испытуемого, может по ходу эксперимента заменить один тест другим. Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинической психологии — для тестирования лиц с соматическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т.д. Необходима она и в тех случаях, когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности. Для индивидуального тестирования нужно, как правило, много времени. Оно предъявляет высокие требования к уровню квалификации экспериментатора. В этом отношении индивидуальные тесты менее экономичны по сравнению с групповыми.

Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек).

Одно из главных преимуществ групповых тестов — массовость испытаний. Другое преимущество — инструкции и процедура проведения достаточно просты, и от экспериментатора не требуется высокой квалификации. При групповом тестировании в большой степени соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов обычно носит более объективный характер. Результаты большинства групповых тестов могут обрабатываться на ЭВМ. Еще одно преимущество группового тестирования — относительная легкость и быстрота сбора данных и как следствие более благоприятные по сравнению с индивидуальным тестированием условия для сопоставления с критерием. Для большинства современных стандартизированных тестов нет ничего необычного в том, что их нормативные выборки включают от 100 до 200 тыс. человек, в то время как даже наиболее тщательно разработанные индивидуальные тесты при стандартизации с трудом набирают данные для 2—4 тыс. человек.

Однако следует отметить и определенные недостатки группового тестирования. Так, у экспериментатора гораздо меньше возможностей добиться взаимопонимания с испытуемым, заинтересовать его и заручиться его согласием сотрудничать. Любые случайные состояния испытуемого, такие, как болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, гораздо труднее выявить в групповом тестировании. В целом лица, незнакомые с такой процедурой, скорее покажут более низкие результаты в групповых тестах, нежели в индивидуальных. Поэтому в тех случаях, когда принимаемое по результатам тестирования решение важно для испытуемого, желательно дополнить результаты группового тестирования либо индивидуальной проверкой неясных случаев, либо информацией, полученной из других источников.

Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными — групповые. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно («открытые» ответы), в других — он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным («закрытые» ответы). В письменных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить «открытый» или «закрытый» характер.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Эти тесты различаются по материалу оперирования. Бланковые тесты (другое широко известное название — тесты «Карандаш и бумага») представлены в виде тетрадей, брошюр, в которых содержится инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов (если тестируются дети младшего возраста). Для старших подростков предусмотрены варианты, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно, до тех пор, пока они не износятся. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

В предметных тестах материал тестовых задач представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п. Наиболее известные из них — кубики Косса, тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского—Сахарова. Предметные теста в основном проводятся индивидуально.

Аппаратурные тесты — это такой тип методик, который требует применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы аппаратурные тесты широко используют компьютерные устройства. С их помощью моделируются различные виды деятельности (например, водителя, оператора). Это особенно важно для профессиональной диагностики, ориентированной на определенный критерий. В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.

Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с помощью клавиатуры; таким образом, протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить матема-тико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

С помощью компьютера экспериментатор получает для анализа такие данные, которые без ЭВМ получить практически невозможно:

время выполнения заданий теста, время получения правильных ответов, количество отказов от решения и обращения за помощью, время, затрачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения, время ввода ответа (если он сложен) в ЭВМ и т.д. Эти особенности испытуемых можно использовать для углубленного психологического анализа в процессе тестирования.

Вербальные и невербальные тесты. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме.

Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной речевой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей (например, творческих).

Невербальные тесты — это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). Они включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение этих заданий опирается на перцептивные, психомоторные функции. Самым известным невербальным тестом являются Прогрессивные матрицы Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат обследования. Они также облегчают процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

Источник

Конспект на тему: » Виды тестов»

по форме тесты могут быть. Смотреть фото по форме тесты могут быть. Смотреть картинку по форме тесты могут быть. Картинка про по форме тесты могут быть. Фото по форме тесты могут быть

По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые, устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

Индивидуальные тесты – это такой вид методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Преимущества:

возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию;

отмечать функциональное состояние испытуемого и др.

Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми раннего и дошкольного возраста, в клинике – для тестирования лиц с соматическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками. Опираясь на уровень подготовленности испытуемого, можно по ходу эксперимента заменить один тест другим. Однако индивидуальные тесты требуют, как правило, много времени на проведение эксперимента и в этом смысле они менее экономичны по сравнению с групповыми.

Групповые тесты – это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек). При групповом тестировании особенно строго соблюдается единообразие условий проведения эксперимента.

меньше возможностей установить взаимопонимание с испытуемым, пробудить его интерес и заручиться его сотрудничеством;

труднее выявить болезнь, утомление, тревожность и другие состояния испытуемого, влияющие на выполнение заданий;

испытуемые, не знакомые с такой процедурой, покажут более низкие результаты, чем при индивидуальном тестировании.

Тесты могут различаться по форме ответа на устные и письменные. Устными чаще бывают индивидуальные тесты, письменными – групповые.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты различаются по материалу, который используется при тестировании.

В предметных тестах материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п. Наиболее известны кубики Кооса и тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского-Сахарова.

Вербальные и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала.

В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.

Невербальные тесты – это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен либо в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). В этих тестах знание языка требуется только для понимания инструкций, которые намеренно делаются простыми и по возможности короткими, само же выполнение заданий опирается не перцептивные и моторные функции. Самым известным невербальным тестом являются прогрессивные матрицы Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

Таким образом, вербальные тесты интеллекта дают показатели словесного (понятийного) логического мышления, а с помощью невербальных тестов оценивается наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление.

В зарубежной психодиагностике иногда применяется несколько отличная от изложенной классификация методик. Выделяются:

Тесты действия требуют операций с предметами при минимальном использовании карандаша и бумаги или выполнения заданий посредством каких-либо движений на бумаге (рисование фигуры, вычерчивание пути выхода из лабиринта и пр.).

Неязыковые тесты разрабатываются так, что не требуют использования языка ни от испытуемого, ни от диагноста. Стимульный материал этих тестов представлен в невербальной форме, а инструкции к ним осуществляются непосредственным показом или жестами, без использования речи (как устной, так и письменной).

Невербальные тесты правильнее называть тестами, не требующими умений читать и писать. Их выполнение опирается на применение устных инструкций и общение с диагностом. В заданиях могут быть использованы как предметы и наглядные изображения, так и вербальное содержание. Например, они могут быть направлены на диагностику понимания значений слов, предложений или коротких абзацев, предъявляемых с помощью изобразительных средств (с одновременными устными указаниями по каждому заданию). Поэтому в отличие от неязыковых тестов невербальные непригодны для лиц, говорящих на другом языке, а также для неслышащих.

Тесты действия, неязыковые и невербальные тесты за рубежом обычно называют тестами для специфических популяций. Это связано с тем, что перечисленные тесты изначально разрабатывались и применяются для диагностики индивидов, которые не могли быть адекватно оценены с помощью обычных, традиционных вербальных тестов. Это:

дети с неразвитой речью;

не умеющие читать и писать;

дети дошкольного возраста с дефектами речи;

дети с задержками умственного развития;

неграмотные и не умеющие читать любого возраста;

те, кто длительное время находился в среде с дефицитом общения (заключенные).

Помимо перечисленных групп испытуемых, тесты с невербальным содержанием заданий применяются для диагностики тех индивидов, в отношении которых важно оценить уровень развития наглядного мышления. Это, например, могут быть профессиональные группы (чертежники, конструкторы, художники и пр.).

Рассмотрим некоторые из широко применяемых (в том числе и в нашей стране) невербальных тестов интеллекта.

Примером теста действия является тест Доски форм Сегена, разработанный французским врачом Э. Сегеном в 1866 г. Он применяется для диагностики детей с умственной отсталостью, начиная с 2 лет. Название этой методики связано с характером стимульного материала, состоящего из 5 досок с гнездами, в которых расположены разные фигурки. Диагностика проводится индивидуально. Перед ребенком располагают первую доску с вставленными в гнезда фигурками и предлагают внимательно рассмотреть ее. Через 10 сек. психолог переворачивает доску, а выпавшие из гнезд фигурки перемешивает, после чего просит ребенка воспроизвести прежний порядок (уложить все фигурки на прежнее место). Делаются три пробы, а показателем является самое короткое время, потребовавшееся ребенку для выполнения задания. Процедура повторяется с каждой из четырех досок. Помимо времени выполнения, фиксируются ошибки, отдельные попытки и особенности действий ребенка, его высказывания, а также характер использования помощи психолога при безуспешных попытках выполнить задания. Методика Сегена, являясь достаточно простой в использовании, отличается хорошими дифференцирующими возможностями (оценивает разные уровни умственной отсталости) и широко применяется в настоящее время в клинической психодиагностике.

Методика основана на теории гештальтпсихологии. Каждое задание рассматривается как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных элементов. Предполагается, что вначале испытуемый осуществляет глобальное оценивание матрицы, а затем дифференцирует изображение на отдельные элементы с выделением принципа из интеграции. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что и позволяет обнаружить недостающую часть изображения.

В ходе работы испытуемый должен выявлять отношения между абстрактными фигурами. Распространены два варианта теста — черно-белый и цветной; черно-белый предназначен для обследования испытуемых 8—14 и 20—65 лет, цветной — 5—11 лет.

В черно-белом варианте испытуемый последовательно работает с 60 узорами или композициями, где отсутствует часть узора или один из элементов; необходимо отобрать отсутствующую деталь из предложенных вариантов. Задания сгруппированы по пять серий. В первой серии необходимо найти недостающую часть изображения, во второй — аналогии между парами фигур, в третьей — принцип развития, изменения фигур, в четвертой — принцип перестановки фигур, в пятой — закономерности взаимоотношений и взаимодействий между фигурами по горизонтали и вертикали. Внутри каждой серии сложность заданий возрастает. Усложнение заданий как внутри каждой серии, так и от серии к серии позволяет, по мнению автора, осуществить принцип прогрессивности (с ним связано и название методики — Прогрессивные матрицы). Он состоит в том, что выполнение предшествующих заданий является подготовкой испытуемого к выполнению последующих — идет процесс обучения.

Проведение теста не ограничено во времени, может быть как индивидуальным, так и групповым. Психометрические параметры высоки и получены на разных как по объему, так и по характеру выборках.

По содержанию тесты обычно делятся на четыре класса, или направления: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и тесты личности.

Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими приемами.

Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными.

Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей.

Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение многими видами деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.

В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.

По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.).

Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие.

Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте.

Профессиональные тесты достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные.

Тесты личности. Это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления.

Виды психологических тестов:

Тесты интеллекта, или тесты общих способностей, предназначены для измерения уровня интеллектуального развития человека. Понятие интеллекта еще со времен первых интеллектуальных тестов претерпевало различные изменения со стороны подходов к тестированию интеллекта как психической реальности.

Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных направлений:

Суть тестологического направления заключается в том, что под интеллектом понимается то, что измеряют тесты интеллекта, а именно совокупность познавательных способностей.

Кризис в этом направлении заключается в том, что понятие »интеллект»’ было подменено понятием «способность к учению». Неотестологические теории интеллекта признают IQ-концепцию, где за IQ стоят внутренние когнитивные процессы: восприятие, память, мышление и т.д. (см. ниже).

Экспериментально-психологическое направление как реакция на неконструктивность тестологических теорий представлено теориями Ж.Пиаже (идея генетического объяснения интеллекта на основе учета закономерностей его онтогенетического развития) и Л.С.Выготского (влияние социально-культурных факторов на развитие интеллекта).

Кроме вышеназванных существует структурный подход к исследованию интеллекта как пример отечественного исследования, направленного на изучение интеллекта как психической реальности.

Полученные с помощью тестов интеллекта результаты выражаются количественно в виде коэффициента интеллекта (IQ).

Итак, под интеллектом как объектом измерения в психодиагностике понимается структура познавательных свойств человека, возникающая на основе наследственно закрепленных задатков, формирующаяся во взаимодействии с ними.

В тестировании способностей выделяют тесты специальных способностей, тесты общих способностей (тесты интеллекта), комплексные батареи способностей.

Тесты специальных способностей направлены на измерение способностей к определенным видам деятельности. Используются при решении задач в области профотбора и профориентации.

В зарубежной литературе принято квалифицировать специальные способности по двум основаниям:

1) по видам психических функций (моторные, сенсорные),

2) по видам деятельности (технические и профессионализированные, то есть соответствующие той или иной профессии: артистические, художественные). В соответствии с этими группами разрабатываются методы диагностики.

Комплексные батареи способностей направлены на измерение относительно независимых способностей. Используются при решении задач в области образования и профориентации, особенно при консультировании по вопросам выбора специализации в образовании или профессии.

Тесты достижений обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершении обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что индивид может делать к настоящему времени».

Широкоориентированные тесты достижений ориентированы на оценку навыков по основным целям обучения (например, тесты на понимание научных принципов).

Тесты достижений по конкретным предметам (достижения в чтении и математике) ориентированы на оценку усвоения элементов учебных программ, конкретных тем, уровня владения навыками (например, счетными).

Такие тесты выполняют несколько функций:

выступают как средство оценки знаний,

выявляют недостатки обучения,

подсказывают направление последующего обучения,

обеспечивают мотивацию учащегося,

помогают приспособить обучение к потребностям индивида,

дают информацию об уровне знаний, усвоенных учащимися.

Тесты действия и ситуационные тесты

Существует несколько подходов в рамках тестов действия:

исследование когнитивного стиля (типичных способов восприятия, решения проблемных ситуаций, мышления, запоминания),

исследование эстетических вкусов, юмора, оценка пословиц, оценка интересов и установок.

Ситуационные тесты предполагают помещение испытуемого в ситуацию, очень близкую к реальной жизни или имитирующую ее. Например, испытуемому предлагают ряд заданий, вызывающих тревожность, и объективно регистрируют выполнение этих заданий (в тестах на стресс).

Критериально-ориентированные тесты (КОТ)

Источник

ГЛАВА 3. Метод тестирования

по форме тесты могут быть. Смотреть фото по форме тесты могут быть. Смотреть картинку по форме тесты могут быть. Картинка про по форме тесты могут быть. Фото по форме тесты могут быть по форме тесты могут быть. Смотреть фото по форме тесты могут быть. Смотреть картинку по форме тесты могут быть. Картинка про по форме тесты могут быть. Фото по форме тесты могут быть по форме тесты могут быть. Смотреть фото по форме тесты могут быть. Смотреть картинку по форме тесты могут быть. Картинка про по форме тесты могут быть. Фото по форме тесты могут быть по форме тесты могут быть. Смотреть фото по форме тесты могут быть. Смотреть картинку по форме тесты могут быть. Картинка про по форме тесты могут быть. Фото по форме тесты могут быть

по форме тесты могут быть. Смотреть фото по форме тесты могут быть. Смотреть картинку по форме тесты могут быть. Картинка про по форме тесты могут быть. Фото по форме тесты могут быть

по форме тесты могут быть. Смотреть фото по форме тесты могут быть. Смотреть картинку по форме тесты могут быть. Картинка про по форме тесты могут быть. Фото по форме тесты могут быть

Понятие теста, особенности и требования к тестам. Классификация тестов по форме. Виды тестов в зависимости от содержания. Тесты интеллекта и их разработка.

Тесты (от англ. — испытание, проверка, проба) — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологи­ческих различий между людьми.

Тест состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов по­ведения. Из всех возможных психодиагностических ме­тодик к тестам предъявляются самые строгие требования, касаю­щиеся валидности, надежности, точности и однозначности. Это связано с возможностью сопоставления индивидуальных результатов друг с другом. Сопоставимость означает, что оценки, полученные при помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены, если, разумеется, тест при­менялся правильно.

Надежность тестов выше, чем наблю­дений и опросников. Психолог контроли­рует фактически весь ход исследования, пытаясь максимально поддерживать оди­наковые для всех обследуемых условия.

Надежность тестов обеспечивает:

· маскировка целей тестирования — требования к обследуемому специально искажаются;

· постановка неожиданной задачи или отвлечение внимания — используются повторяющиеся задания или вопросы, не относящиеся к изучаемому феномену;

· использование стандартного стимульного материала.

Повышение диагностического потен­циала тестов возможно за счет их валидности и надежности.

Результативность тестовых средств повышает стандарти­зация исследования:

· создание единообразной процедуры тестирования. Обследование целесооб­разно проводить приблизительно в одно и то же время дня и в одном и том же помещении;

· проведение всего тестирования од­ним и тем же психологом. Один и тот же психолог начинает и заканчивает тести­рование одного и того же человека или одной и той же группы;

· предъявление одной и той же ин­струкции для всех обследуемых. Замены в инструкции приводят к искажению

Помимо общих методических к тестам предъявля­ются и особые требования.

1 Социокультурная адаптированность теста. Это словосочетание означает соответствие тестовых заданий и тестовых оценок, которые испытуемый получа­ет по этим заданиям, особенностям культуры, сложившимся в том или ином обществе, где данный тест используется, будучи заим­ствованным в другой стране. Если, например, созданный в Европе тест интеллекта впервые применяется в стране, где доминирую­щим в структуре интеллекта является не словесно-логическое, а образное или практическое мышление, то он обязательно должен быть социокультурно адаптирован.

2 Простота формулировок и одно­значность тестовых заданий. Согласно данному требованию в сло­весных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов (слов, рисунков и т. п.), которые могут по-разному воспринимать­ся и пониматься людьми.

3 Ограниченное время выполнения тестовых заданий. Здесь речь идет о том, что полное время выполнения заданий психологического теста не должно превышать полутора-двух часов, так как в течение большего времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

4 Наличие тестовых норм для данного тес­та, под которыми понимаются репрезентативные средние показатели по данному тесту, т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать по­казатели данного индивида, оценивая уровень его психологическо­го развития. Норма теста обычно определяется в результате тести­рования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок с их последующей диффе­ренциацией по возрасту, полу и ряду других релевантных показате­лей. Норма теста — это средний уровень развития большой совокуп­ности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик.

Всякая норма со временем, как правило, изменяется вместе с теми естественными изменениями, которые с годами происходят в психологическом развитии людей.

по форме тесты могут быть. Смотреть фото по форме тесты могут быть. Смотреть картинку по форме тесты могут быть. Картинка про по форме тесты могут быть. Фото по форме тесты могут быть

Ограничения применения тестов свя­заны с тем, что результаты тестирования зависят от многих неучтенных причин: от отношения к диагносту; негативного прошлого опыта общения с психологом; самочувствия; организации исследова­ния; реальной мотивации обследуемого; высокой мотивации достижения успеха; тестовой тревожности.

Тесты можно распределить в несколь­ко подклассов в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представ­ляются классификации тестов по форме и по содержанию.

По форме тесты могут быть:

· индивидуальными и груп­повыми,

· устными и письменными;

· бланковыми, предмет­ными, аппаратурными и компьютерными;

· вербальными и невербальными (практическими).

Индивидуальные и групповые (коллективные) тесты.

Инди­видуальные тесты — это такой вид методик, когда взаимо­действие экспериментатора и испытуемого происходит один на один.

Индивидуальное тестирование имеет свои преиму­щества:

· возможность наблюдать за испытуе­мым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слы­шать и фиксировать непредусмотренные инструкцией выс­казывания;

· возможность оценить отношение к обследова­нию, отмечать функциональное состояние испытуемого и др.

Индивидуальная диагностика необходима при работе:

· с детьми младенческого и дошкольного возраста;

· в клинической психологии — для тестирования лиц с сома­тическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т. д.;

· когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности.

Среди недостатков можно отметить, что индивидуальные тесты требуют, как правило, много вре­мени на проведение.

Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек).

Особенности групповых тестов:

групповые тесты одновременно могут быть применены на любом количестве людей;

применение специальных тетрадок и листов для ответов (становится излишним личное взаимодействие между испытуемым и экспериментатором);

при групповом тестировании обеспечиваются более одинаковые, стандартные условия, чем при индивидуальном тестировании;

группо­вые тесты лучше нормированы, так как позволяют охватить боль­ший контингент испытуемых;

в групповых тестах, как правило, применяются вопросы с выбором (т.е. для каждого вопроса на выбор дается несколь­ко вероятных ответов). Это объясняется необходимостью соз­дать большую объективность и единообразие при подсчете вы­полнения тестов;

задания каждого типа предъявляются в по­рядке возрастающей трудности. Иногда проводится группиров­ка заданий одинаковой трудности из разных подтестов: в первую очередь предъявляются самые легкие задания из всех под­тестов, затем более трудные задания каждого типа и т, д.

Наряду с некоторыми положительными свойствами группо­вые тесты обладают серьезными недостатками, ограничивающи­ми их применение:

· уменьшение роли экспериментатора. В групповом тестировании экспериментатор имеет гораздо меньше возможно­стей для установления доброжелательной атмосферы, сотрудни­чества, поддержания интереса испытуемого;

· трудность выявления временных состояний субъекта (болезнь, утомление, тревога), влияющих на выполнение теста;

· групповое тестирование дает менее полную и надежную информацию об испытуемом, чем индивидуальное тестирование.

Устные и письменные тесты

Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуаль­ные тесты, письменными — групповые. Устные ответы в од­них случаях могут формулироваться испытуемым самосто­ятельно (открытые ответы), в других он должен из несколь­ких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным (закрытые ответы).

В письменных тес­тах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Пись­менные ответы также могут носить открытый или закры­тый характер.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные те­сты.

Эти тесты различаются по материалу, который исполь­зуется при тестировании. Бланковые тесты (другим широ­ко известным названием является «тесты “карандаш и бу­мага”») представлены в виде отдельных бланков или тетра­дей, брошюр, в которых содержится инструкция по при­менению, примеры решения заданий, сами задания и гра­фы для ответов. Для старших подростков предусмотрены формы, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки.

В предметных тестах материал тестовых заданий пред­ставлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов тех­нических устройств и т. п. Наиболее известны кубики Кооса, тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выгот­ского-Сахарова. Предметные тесты чаще проводятся ин­дивидуально. Сфера применения: изучение мышления, восприятия, способности соотносить действие с образцом. Применяется как в обычной, так и в клинической практике.

Аппаратурные тесты — это тип методик, требующий применения специальных технических средств или специ­ального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны при­боры для исследования показателей времени реакции (реактометры, рефлексометры). Используются в основном для изучения осо­бенностей восприятия, памяти, мышления.

Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тес­тирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Стандартные статистические паке­ты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

С помощью компьютера экспериментатор получает для анализа такие данные, которые без ЭВМ получить практи­чески невозможно: время выполнения отдельных заданий теста, время получения правильных ответов, количество отказов от решения и обращения за помощью и т.п. Компьютерная диагностика удобна при профотборе и массовом обследовании, аттестации персонала и пр.

Вербальные и невербальные тесты

Эти тесты различают­ся по характеру стимульного материала.

В вербальных тес­тах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуще­ствляемые в словесно-логической форме. Задания, состав­ляющие эти методики, апеллируют к памяти, воображе­нию, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений.

Невербальные тесты — такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции. Самым известным невербальным те­стом являются прогрессивные матрицы Равена. Невербаль­ные тесты уменьшают влияние языковых различий на ре­зультат испытания. Они также облегчают процедуру тести­рования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низ­ким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбина­торного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специаль­ных способностей, тесты достижений.

По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы, или направления:

1 тесты интеллекта,

Тесты способностей — это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знания­ми, навыками, умениями в различных областях (матема­тика, техника, литература), в разнообразных видах художе­ственных деятельностей. Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение разными ви­дами занятий и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. Общие способности отожде­ствляются с интеллектом и поэтому часто называются общими интеллектуальными (умственными) способнос­тями. В отличие от общих специальные способности рассматри­ваются в отношении к отдельным, специальным областям деятельности. В соответствии с таким делением разрабаты­ваются тесты общих и специальных способностей.

По своей форме тесты способностей носят разнообраз­ный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.). Ответы испытуемых оцениваются как пра­вильные или неправильные.

Тесты личности — это психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмо­ций, отношений (в том числе и межличностных), а также особенностей поведения индивида в определенных ситуаци­ях. Тесты личности диагностируют неинтеллектуальные психические проявления испытуемых, которые измеря­ются также с помощью опросников и проективной техники.

Среди тестов встречаются та­кие, которые дают разностороннюю, комплексную оценку состоя­ния личности или степени развитости ее отдельных свойств. Ком­плексными, например, являются тест Кеттела, ММРI и другие.

Тесты личности можно подразделить на:

Тесты действия представляют со­бой относительно простые, четко структурированные про­цедуры, в которых возможен правильный ответ.

Особенностью ситуационных тестов является то, что испытуемому предлагается выбрать образ поведения в слож­ной социальной ситуации, близкой к реальной. С их помо­щью диагностируются, в частности, такие аспекты лично­сти, как склонность к асоциальному поведению, а также к стабильным, устойчивым решениям и действиям.

Тесты достижений, или тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной), предназначены для оценки степени продвинутости знаний, навыков, умений после прохождения человеком соответ­ствующего обучения, общей и профессиональной подго­товки. Тесты достижений в первую очередь измеряют влия­ние, которое оказывает на развитие индивида относитель­но стандартный набор воздействий. Они широко использу­ются для оценки школьных, учебных, а также профессио­нальных достижений.

Межличностные тесты позволяют оценивать человеческие от­ношения в различных социальных группах, например, социометрический тест, тест социально-психологической самоаттестации группы как коллектива.

Тесты интеллекта предназначены для исследования и измерения возрастного интеллектуального развития чело­века. Они являются наиболее распространенными психо­диагностическими методиками.

Под интеллектом как объектом измерения подразуме­ваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным про­цессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию).

По форме тесты интеллекта могут быть груп­повыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными, вербальными и невербальными. Каждое за­дание таких тестов имеет правильное решение, и, следовательно, об успешности их выполнения судят по числу пра­вильных или неправильных ответов.

На протяжении более чем полувека одной из основных задач психологической диагностики признавалось измерение количе­ственных различий интеллектуального уровня индивидов. Сведе­ние интеллектуальных различий к коэффициенту умственного уровня вытекало из представлений об интеллекте как общей врожденной способности, от которой зависят достижения в раз­витии психики и которую можно измерить с помощью тестов.

В настоящее время эта точка зрения пересматривается многими западными психологами. Накопленные тестологией факты неоп­ровержимо свидетельствуют об изменчивости того, что измеряется коэффициентом IQ. Все большее признание получает пред­ставление о том, что с помощью интеллектуальных тестов оп­ределяются не природные различия между людьми, а налич­ный уровень знаний и умений, сложившихся к моменту испытания. По мнению А. Анастази, серьезной ошибкой является убеждение, что IQ отражает устойчивые характеристики индивида, которые якобы предопределяют уровень его интеллектуальных достижений на протяжении всей жизни, на самом деле тесты предназначены для того, чтобы показать, что умеет индивид делать в данный момент.

Поэтому целями использования интеллектуальных тес­тов является:

1) характеристика реального состояния некоторых умений и навыков,

2) выявление степени влияния культурных помех и неблагополучного социоэкономического положения,

3) изучение изменчивости поведения, развития уме­ний и навыков.

Первые интеллектуальные тесты были предложены французским психологом Альфредом Бине для диагностики детей с отклонениями в развитии (заказ государственных школ). Они вошли в историю как шкалы Бине. В дальнейшем они были неоднократно переработаны и дополнены с участием еще одного психолога Анри Симона. Поэтому конечные варианты именуются шкалы Бине-Симона.

Среди многих переводов и адаптаций тестов Бинэ-Симона наиболее жизнеспособным оказался один из американских ва­риантов — стэнфордская редакция. Каждый возраст­ной уровень содержит 6 тестов, за исключением среднего взрос­лого, состоящего из 8 тестов. Тестирование начинается с заведомо более низкого уровня, чем ожидаемый умственный уровень испытуемого. Если он терпит неудачу с каким-либо тестом внутри некоторого возрастного уровня, то ему предъявляют тесты более низкого уровня. Эта процедура продолжается до тех пор, пока не достигается уровень, все тесты которого испытуемый выполняет. Этот уро­вень называется основным возрастом. Далее тестирование продолжается до уровня, все тесты которого решаются неверно. Этот уровень называется пре­дельным возрастом.

Другим примером индивидуальных тестов интеллекта являются Шкалы умственного развития, разработанные Д. Векслером в 1939 г. Помимо того, что шкалы Векслера диагностируют умствен­ное развитие, они часто применяются для психиатрического ди­агноза.

30 лет Векслер работал над своей методикой и в результате разработал шкалы для: взрослых (16-64), школьников (7-16), до­школьников и детей раннего возраста. Именно Векслеру принадлежит вычисление стандартной нормы IQ=100 баллов и отклонение =16 баллов.

Особо рассмотрим тесты интеллекта, разработанные для ис­пытания людей, которых невозможно адекватно оценить с по­мощью указанных индивидуальных и групповых тестов. Речь идет о детях с дефектами речи, с некоторыми пси­хическими и физическими недостатками, о говорящих на иност­ранном языке, неграмотных, о лицах из неблагоприятной куль­турной среды и некоторых других. Для исследования этих групп испытуемых применяются либо тесты действия, либо тесты, сво­бодные от влияния культуры, либо неязыковые тесты.

Одним из первых тестов действия, разработанным для испытания умст­венно отсталых детей, является «Тест воспроизведения прежнего порядка» на доске. Созданный Э. Сегеном еще в 1866г., он применяется и в настоящее время. Тест состоит в следующем. На доске расположены 10 предметов; экс­периментатор снимает их и складывает в определенном порядке. Испытуемый должен как можно быстрее вернуть предметы на прежнее место. Допускает­ся три пробы: показателем по тесту является самое короткое время, необхо­димое для выполнения задания. Тесты, подобные этому, но большей трудно­сти, применяются для испытания иностранцев.

Контрольные вопросы:

1 Какие вы можете назвать общие и различные характеристики эксперимента, наблюдения и тестов?

2 Какие виды тестов можно использовать при:

· обследовании интеллектуального развития ребенка 7 лет?

· изучении мотивации достижения у подростков?

· выявлении скорости моторных реакций?

· обследовании сферы эмоций?

Практические задания:

1 Составьте схему «Этапы развития интеллектуальных тестов», пользуясь материалами книги А. Анастази.

Список литературы:

2 Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. СПб.: Питер, 2005. 688 с.

3 Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. С. 13-18.

4 Общая психодиагностика: методические указания/ автор-сост. О.В. Белова. Новосибирск: научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.

5 Психологическая диагностика: проблемы и исследования/под ред. К.М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *